Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 2 часть, Коровина, страницы 170-171
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
Размышляем о прочитанном
1. Какие мысли передают нам поэты рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
Поэты передают мысли о том, что Родину нужно любить; что нет для человека ничего дороже и прекрасней его Родины; что разлука с Родиной несёт только тоску; что воспоминания о детстве всегда сказочные, приятные; что нужно уметь ценить то, что имеешь.
2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт Бунин в стихотворении "Помню долгий зимний вечер", опишите их с использованием лексики стихотворения. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?
Был долгий зимний вечер. В окно лился свет лампады, за окном рыдала буря. Мать склонилась к сыну и успокаивает его, рассказывая о лете.
Мальчик вспоминает тихий шёпот леса под горячим полуденным солнцем, шум берёзок и золотые волны ржи.
Настроение поэту помогают передать олицетворения: буря плачет, воет вьюга, шёпот леса; сравнения: волны ржи; эпитеты: тихий, медленно, плавно, доверчиво.
3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?
Все поэты щедро используют средства художественной выразительности.
Они используют олицетворения, рисуя образ природы ("Буря плачет у окна") и образ Родины ("Всё ты вынесла... песенку Алёнушки поёшь").
Применяют яркие эпитеты рисуя образ Родины ("Родина неяркая моя") и родной природы ("Пруд заглохший", "Русский запах снега")
Применяют необычные метафоры и сравнения для образов Родины ("Вотчина, Стойбище"), и образов природы ("Золотые обручи").
Встречаются в стихотворениях и гиперболы: "Прост венок, а нет его красивей".
4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения "Города и годы": "Но один есть в мире запах..."?
Поэт пишет о том, что Родина всегда останется для человека самым любимым, самым дорогим, самым приятно пахнущим местом, сколько бы других красивых стран и городов он не посетил.
5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Рубцов в стихотворении "Родная деревня"?
Поэт хочет убедить читателя любить именно то место, в котором родился и в котором прошло детство. Ведь это место мы называем малой Родиной, и в нём навсегда остаётся наше сердце.
Мне кажется, что он призывает молодежь не покидать деревни, провинциальные города, не рваться в столицу, а стремиться сделать лучше жизнь родного дома.
6. Как связаны в стихотворении Рубцова любовь к родной земле и нравстенно-душевное взросление человека?
Они напрямую связаны: чем больше нравственно и душевно растёт человек, тем сильнее он любит свою Родину.
Так поэт, уже взрослый и духовно богатый человек, с высоты своего опыта предостерегает неопытного мальчишку, мечтающего покинуть деревню, о том, что тот ещё оценит родную Николу.
Литература и изобразительное искусство
1. В чём различие и сходство стихотворений Кедрина и Прокофьева? Какое из этих стихотворных произведений понравилось вам больше? Почему? Эти стихотворения перекликаются с сюжетом картины Васнецова. Какие строки это подтверждают?
Эти стихотворения названы одинаково - "Алёнушка". В обоих есть тема Родины.
Они различаются настроением. У Кедрина настроение патетическое, с ноткой грусти, а Прокофьева более спокойное, приземлённое. Также у Кедрина речь идёт о Родине, которая сравнивается с Алёнушкой, а у Прокофьева речь о настоящей девушке, которую он сравнивает с героиней картины.
Мне больше понравилась "Алёнушка" Кедрина, именно за его описание Родины.
С сюжетом картины перекликаются строки:
2. Напишите небольшое сочинение по картине М. Нестерова "Лель", стараясь наиболее точно передать то поэтическое состояние природы, которое сумел запечатлеть живописец. Можно ли средствами живописи передать звучание музыки? Удалось ли это сделать Нестерову? Какова, по вашим ощущениям, музыка Леля?
Сочинение по картине М. Нестерова "Лель" для 5 класса
Художник Михаил Нестеров на своём полотне изобразил Леля, сказочного пастуха, ставшего для творческих людей символом весны и поэзии.
На картине мы видим весну во всём её великолепии. Уже исчезли снега, лесное озеро очистилось ото льда, и в нём, как в зеркале, отражаются молодая трава и свежие зелёненькие листочки берёзок. А на берегу стоит Лель, красивый молодой человек в нарядной одежде, и нежно играет на свирели.
По лесу разливаются мелодичные перезвоны, в которых слышится рост цветов и пробуждение животных, в которых слышится осторожная поступь весны. Природа словно застыла, убаюканная волшебной музыкой, ни малейшая рябь не смеет коснуться зеркальных вод. И даже птицы внимают песне Леля, не осмеливаясь вмешаться в чарующие звуки.
Так убедительно сумел передать обычными живописными средствами Нестеров весеннюю мелодию. Так достоверно сумел погрузить зрителя в атмосферу необыкновенного концерта.
Это очень светлое, истинно весеннее полотно, дарящее нам радость и ощущение причастности к чуду.
3. Какие картины известных вам художников-пейзажистов вы подобрали бы к каждому из стихотворений?
Обогащаем свою речь
Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?
Комментариев нет:
Отправить комментарий