вторник, 8 февраля 2022 г.

А. Твардовский "Рассказ танкиста", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 2 часть, Коровина, страницы 77-78

Александр Твардовский "Рассказ танкиста"

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

Мальчик совершил подвиг и рассказчик считал, что люди должны помнить имя героя. Но он забыл спросить мальчика, как его зовут. А значит герой остался неизвестным. Это волнует рассказчика, ведь он мог просто узнать имя.

2. Расскажите, какой показана война в воспоминаниях Твардовского о войне и в стихотворении "Рассказ танкиста".

Война в воспоминаниях поэта и его произведениях показана страшной, смертельно опасной, но всеобщей. Весь народ поднялся на борьбу с врагом, в бой шли не только солдаты, но и простые люди, даже дети. Это народная война.

Литература и изобразительное искусство

Что изображено на картине Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением Твардовского?

На картине Непринцева "Вот солдаты идут" мы видим усталых после боя солдат. Они идут по затянутому клубами дыма полю. На заднем плане видны танки.

Это картина показывает один из эпизодов войны. Кто-то из этих солдат наверняка совершил подвиг в прошедшем бою, но подвиг не ради славы. А, как говорил сам Твардовский, "ради жизни на земле" ("Василий Тёркин").

Эта картина похожа на стихотворение своим настроением. Это спокойная уверенность в своей правоте, в своей силе, в грядущей победе. "Когда такие люди в стране советской есть" (В. Маяковский).


Фонохрестоматия

1. Вспомните стихотворение Лермонтова "Бородино". В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или неторопливым, степенным, основательным?

Мне кажется, что рассказчики этих стихотворений непохожи друг на друга. В "Бородино" рассказчик пожилой, степенный, неторопливый, в этом стихотворении рассказчик средних лет, эмоциональный.

Я представляю его не старым ещё человеком, голос актёра звучит молодо и даже задорно, кажется, что такой человек ни минуты не сидит на месте, он куда-то спешит, что-то делает, всё время в движении.

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным?

Сожаления рассказчика относятся не к одному этому подвигу. Они о всех безымянных героях, которые приближали победу. И автор подчеркивает это повтором, он хочет, чтобы подвиги даже безымянных героев не были забыты.

Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?

Всё нынче как спросонку - все кажется смутным, словно ещё не проснулся.
Бедовый, из тех, что главарями у детей - мальчик был сорванцом, заводилой.
А он гвоздит - не выглянуть из башен - враг стреляет очень часто, ведёт сплошной огонь.
За каким домишкой он примостился - за каким домом он спрятался.
Заходим в тыл и полный газ даём... - Танк зашёл к врагу со спины и на полном ходу раздавил пушку и немцев.

2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетания из стихотворения Твардовского.

Это очень честное и местами страшное стихотворение. Поэт без прикрас рисует картины сражения, в котором огонь врага был страшен, а смерть пряталась за каждым углом. На меня произвела огромное впечатление храбрость мальчика, который едет на танке, а вокруг летят мины, пули свищут. И надутая пузырём рубаха словно показывает презрение героя к этой стрельбе. Мальчик совершил подвиг, помог вмять пушку в жирный чернозём, но он стремился не к славе, он думал лишь о победе. Он остался безымянным героем, и вместе с автором я сожалею об этом.

3. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?

Военные песни прославляют героев, в них ярко звучит тема патриотизма, а это всегда заставляет сердца людей биться чаще, зовёт их на подвиги и великие свершения. Именно за их позитивный настрой песни военных лет так любимы и в мирное время. Они никого не оставляют равнодушными.

11 комментариев:

Н. Гумилёв "Жираф", ответы на вопросы учебника, 7класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 72 Н. Гумилёв "Жираф" Размышляем о пр...