понедельник, 31 мая 2021 г.

А. Пушкин "Зимний вечер", ответы на вопросы учебника, 3 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 69

А. Пушкин "Зимний вечер"

1. Прислушайся к звучанию стихотворения. Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури? Как звукопись помогает поэту создать образ?

Хорошо передают воющие звуки бури и ветра сочетания букв ОУ, ОЕ, которые встречаются в словах: мглою, кроет, завоет.

С помощью звукописи поэт создает образ бури, как воющего, капризного ребёнка.

2. Прочитай начало стихотворения. Найди сравнения и олицетворения.

Сравнения: как зверь, как дитя, как путник запоздалый.

Олицетворения: буря кроет, она завоет, соломой зашумит, в окошко застучит.

3. К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью. восхищением, любовью?

Поэт обращается к няне. Он обращается к ней за поддержкой, ведь ему тоскливо и грустно.

Он называет няню доброй подружкой юности, а значит относится к ней с нежностью и любовью. Он любит слушать песни, которые поёт няня. Они успокаивают его.

4. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Стихотворение проникнуто грустью и тоской, которые поэт мечтает развеять.

Хорошо характеризуют это настроение печальные рифмы: старушка-лачужка, темна-утомлена, завываньем - жужжаньем.

5. Сравни два стихотворения Пушкина "Зимнее утро" и "Зимний вечер". Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Стихотворение "Зимнее утро" полно радости, предчувствия чего-то прекрасного, чудесного, восторга.

Стихотворение "Зимний вечер" скорее печальное, грустное, навевающее уныние.

В первом стихотворении мы видим описания чудесного дня, рядом с поэтом дремлет прелестный друг, снег лежит великолепными коврами, а в комнате весело трещит печь. Всё это очень приятно и радостно.

Во втором стихотворении воет и плачет буря, ветхая лачужка темна и печальна, старушка дремлет, а поэт предлагает выпить с горя. Всё это очень грустно и печально.

А. Пушкин "Зимний вечер", читать текст

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя, 
То по кровле обветшалой 
Вдруг соломой зашумит, 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит. 

Наша ветхая лачужка 
И печальна и темна. 
Что же ты, моя старушка, 
Приумолкла у окна? 
Или бури завываньем 
Ты, мой друг, утомлена, 
Или дремлешь под жужжаньем 
Своего веретена? 

Выпьем, добрая подружка 
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя; где же кружка? 
Сердцу будет веселей. 
Спой мне песню, как синица 
Тихо за морем жила; 
Спой мне песню, как девица 
За водой поутру шла. 

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя. 
Выпьем, добрая подружка 
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя; где же кружка? 
Сердцу будет веселей.

А. Пушкин "Зимнее утро", ответы на вопросы учебника, 3 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 67 

А. Пушкин "Зимнее утро"

1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Как поэт рассказывает о зимнем утре? Как выглядит комната в это утро?

Поэт описывает яркое, солнечное зимнее утро. Он описывает чудесный вид: голубые небеса, белоснежные ковры полей, чёрный лес и зелёную ель под шапкой снега, блестящую подо льдом реку.

Так же красиво выглядит и комната в это утро. Она словно озарена янтарным светом. Это жёлтый свет огня от камина смешивается с лучами зимнего солнца.

2. Какие звуки повторяются и помогают услышать, как трещит печь?

Поэт дважды повторяет слова Треском-Трещит, чтобы читатель лучше услышал звук затопленной печи. С треском горят в ней дрова, и это очень приятный, тёплый звук.

3. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Поэт вспоминает, что вчера была непогода, вьюга, навевавшая грусть. Вчера он грустил, а сегодня счастлив.

Именно для создания яркого контраста от смены настроений, поэт и вспоминает зимнюю вьюгу. В контрасте всё воспринимается ярче, отчетливей.

Этот контраст лучше помогает понять тот восторг, который одолевает поэта прекрасным зимним утром.

4. С чем поэт сравнивает Луну? Как называется этот художественный приём?

Поэт сравнивает Луну с бледным пятном. Это прямое сравнение: как бледное пятно.

5. Какую часть текста можно назвать пейзажем?

Пейзажем можно назвать строфу, которая начинается словами "Под голубыми небесами..."

Дополнительно (из прошлых редакций)

Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Последние шесть строчек содержат в себе призыв. Поэт предлагает разделить свой восторг, насладиться чудесной погодой и красотами любимой природы.

Их следует читать на душевном подъёме, с воодушевлением, радостно и громко. Этот призыв не приемлет отказа.

А. Пушкин "Зимнее утро", читать текст

Мороз и солнце; день чудесный! 
Ещё ты дремлешь, друг прелестный — 
Пора, красавица, проснись: 
Открой сомкнуты негой взоры 
Навстречу северной Авроры, 
Звездою севера явись! 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 
На мутном небе мгла носилась; 
Луна, как бледное пятно, 
Сквозь тучи мрачные желтела, 
И ты печальная сидела — 
А нынче… погляди в окно: 

Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит. 

Вся комната янтарным блеском 
Озарена. Весёлым треском 
Трещит затопленная печь. 
Приятно думать у лежанки. 
Но знаешь: не велеть ли в санки 
Кобылку бурую запречь? 

Скользя по утреннему снегу, 
Друг милый, предадимся бегу 
Нетерпеливого коня 
И навестим поля пустые, 
Леса, недавно столь густые, 
И берег, милый для меня.

воскресенье, 30 мая 2021 г.

А. Пушкин, отрывки из романа "Евгений Онегин", ответы на вопросы, 3 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 64-65

Пушкин А.С. отрывок из романа "Евгений Онегин"

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

1. Прочитай олицетворения, которые использует поэт. Объясни их смысл. (Как ты можешь объяснить смысл выражений "Уж небо осенью дышало", "Лесов таинственная сень", "Гусей крикливых караван").

Осеннее небо отличается от летнего. Слова "Дышало осенью" говорят о приближении этого времени года. 

Здесь использовано олицетворение и метафора. Небо дышало как живой человек. Небо дышало осенью, как воздухом.

Таинственная сень - это сумрак, который царит в лесах. Он тем плотнее, чем гуще листва. Но осенью начинается листопад, листва облетает и леса обнажаются, становятся прозрачными.

Это образное описание поры листопада. В нём использованы эпитеты Таинственная и Печальным, олицетворение Обнажалась.

Гуси являются перелётными птицами. С наступлением осени они улетают в южные края. Летят гуси стаями в форме клина. Этот клин поэт сравнивает с караваном. 

Здесь использовано сравнение Караван, и эпитет Крикливых.

Олицетворениями являются слова: Ложился туман и Стоял ноябрь. Ложился - значит опускался на землю, а Стоял - значит наступал, приближался, шли последние дни октября.

2. Найди близкие по смыслу слова к слову Скучная.

В тексте это слово использовано для описания Осени. Поэтому близкими по смыслу слова можно назвать: грустная, печальная, безрадостная, тоскливая, унылая, неинтересная.

Пушкин А.С. отрывок из романа "Евгений Онегин"

В тот год осенняя погода 
Стояла долго на дворе, 
Зимы ждала, ждала природа. 
Снег выпал только в январе 
На третье в ночь. Проснувшись рано, 
В окно увидела Татьяна 
Поутру побелевший двор, 
Куртины, кровли и забор, 
На стеклах лёгкие узоры, 
Деревья в зимнем серебре, 
Сорок весёлых на дворе 
И мягко устланные горы 
Зимы блистательным ковром. 
Всё ярко, всё бело кругом.

Пушкин А.С. отрывок из романа "Евгений Онегин"

Опрятней модного паркета 
Блистает речка, льдом одета. 
Мальчишек радостный народ 
Коньками звучно режет лёд; 
На красных лапках гусь тяжёлый, 
Задумав плыть по лону вод, 
Ступает бережно на лёд, 
Скользит и падает; весёлый 
Мелькает, вьётся первый снег, 
Звездами падая на брег.

1. С чем сравнивается речка, покрытая льдом? Как упоминание об опрятном, модном паркете помогает представить эту картину?

Речка сравнивается с паркетом.

Паркет был модным напольным покрытием, его натирали до блеска, следили за его чистотой.

Сравнение с таким паркетом помогает представить чистоту и блеск скованной льдом реки.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Мальчишки названы Радостным народом. Мы представляем весёлую гурьбу мальчишек, кричащих, смеющихся, радующихся забаве.

Звук коньков передает словосочетание Звучно режут. Это значит, громко, звеня по льду.

Звон коньков хорошо передает сочетание звуков ЗВ.

3. Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег? Как назван?

Первый снег изображён белым, блистательным, серебряным.

Он назван Зимы блистательным ковром. Это приём в литературе  называется Аллегория.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа "Евгений Онегин".

Первый отрывок про осень можно назвать: "Осенняя пора", "Скучное время", " В октябре".

Второй отрывок про первый снег можно назвать: "Поздний снег", "Январский снег", "Волшебное преображение".

Третий отрывок про речку можно назвать: "Зимой на реке", "Зимние забавы", "Гусь и мальчишки".

Примеры использования средств художественной выразительности, таблица, 3 класс

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 32-36.

УКМ "Школа России"

Ответы на вопросы раздела "Поэтическая тетрадь 1"

1. Как ты учишь стихотворение? Опиши используя словосочетания.

Сначала я медленно читаю стихотворение, потом нахожу незнакомые слова и ищу их значение.

 Размышляю над тем, что хотел сказать автор, какое настроение передать, нахожу главную мысль.

Представляю картину, которую описывает автор.

Обращаю внимание на знаки препинания. Читаю стихотворение несколько раз до запоминания.

2. Прочитай ещё раз текст Я. Смоленского. Запиши советы, которые могут тебе пригодиться. Дополни своими советами.

Смоленский советует заучивать стихи, представляя картинку, образ.

Советует читать неторопливо, обычным голосом, внятно проговаривая все звуки.

Мой совет: если какое-то слово в стихотворении непонятно, обязательно нужно посмотреть его значение. Иначе картинка может получиться неполной или даже ошибочной.

3. Придумай свой рассказ об осенних листьях, используя словосочетания: путешественники, лёгкие, послушные ветру, как птицы, воздушные, сказочный полёт.

Пример рассказа об осенних листьях в виде сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Совсем маленький рассказ об осенних листьях для 3 класса по опорным словам

Осенние листья - известные путешественники. Они не сидят спокойно на ветках, они легки на подъём.

Стоит лишь подуть сильнее ветру и они послушно срываются с веток, как птицы. 

Невесомые, воздушные, лёгкие листья отправляются в свой первый и последний сказочный полёт.

4. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина "Полно, степь моя"

Начинается стихотворение с описания окончания зимы: снег исчезает, сохнут дорожки, становится тепло.

Наступила весна. Степь укрывается муравой и цветами, над ней летят журавли. В оврагах бегут ручьи, по небу - облака. Птицы вьют гнёзда в степи.

Но в свой черед приходит лето. Косцы косят выросший ковыль, складывают стога. 

И так продолжается до осени, когда степь вновь засыпает под туманами.

5. Творческая работа "Пишем сценарий праздника "Первый снег".

Сценарий готового праздника "Первый снег" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

В этом сценарии будут использованы:

Стихотворения: Ю. Каспарова "Осенние листочки", А. Фет "Мама, глянь-ка на дорогу", Н. Некрасов "Снежок".

Музыка: П. Чайковский "Осенняя песня", "На тройке", "Святки". 

Песни: "Танец с листочками", "Снежный вальс".

6. Соедини стрелками названия средств художественной выразительности и их определение.

Сравнение: Сравнение по сходству

Олицетворение: Действия живого приписываются неживому.

Эпитет: Яркое образное определение.

Метафора: Образное выражение превращается в реальную картину.

7. Приведи примеры использования средств художественной выразительности. Придумай сам или воспользуйся словами стихотворений.

Эпитет: 

О, буйные ветры. (Тютчев "Листья")
Раскаты молодые (Тютчев "Весенняя гроза")
Огнедышащее око (Фет "Зреет рожь")

Сравнение:

Журавли караваном летят. (Никитин "Полно степь моя")
И, что белый пушок. (Никитин "Встреча зимы")
Точно пеленою всё его одело. (Суриков И. "Зима")

Метафора:

В саду горит костёр рябины красной. (Есенин "Отговорила роща золотая")
И солнце нити золотит. (Тютчев "Весенняя гроза")
По ветвям развешан иней. (Фет "Мама! Глянь-ка из окошка")

Олицетворение:

Смотрит весело лес. (Никитин "Встреча зимы")
Словно резвяся и играя. (Тютчев "Весенняя гроза")
Робко месяц смотрит в очи (Фет "Зреет рожь")

четверг, 27 мая 2021 г.

Как подготовить к выразительному чтению стихотворение Тютчева "Листья" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 54-56. 

Раздел "Поэтическая тетрадь 1". Проверим себя

1. Назови поэтов со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Мы познакомились с творчеством поэтов: Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Никитина, Ивана Сурикова и Николая Некрасова.

Больше всего мне запомнилось стихотворение Тютчева "Листья". В нём поэт очень необычно описывает листья, делая их похожими на живые существа, и заставляя мечтать и чувствовать.

2. Обычно, в концовке стихотворных строк есть созвучные слова. Как называется эта особенность стихотворного текста?

Эта особенность называется рифма.

Примеры рифм:

Раскаты молодые - перлы дождевые.

Пыль летит - нити золотит.

Созвучные слова - это рифмующиеся слова.

3. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни стихотворения Тютчева "Листья" и Никитина "Встреча зимы". Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?

Я уверена, что именно выбранный поэтом ритм стихотворения придает ему особую музыкальность, совместно с содержанием.

Например, стихотворение Тютчева "Листья" кажется мне быстрым и полным надежд. Если его попытаться спеть, песня тоже получится быстрая, хотя и немного тревожная.

Стихотворение Никитина "Встреча зимы" кажется мне размеренным, спокойным. Оно описывает приход зимы и быстрота здесь ни к чему. Песня получилась бы медленной и торжественной, очень напевной.

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм своими словами.

Рифма - это слова которые звучат похоже и находятся в конце стихотворной строки.

Ритм - это чередование ударных и безударных слогов с стихотворении, придающее ему музыкальность.

4. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к строкам Никитина из стихотворения "Встреча зимы". Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова безлюдный, разноцветным, чёрных и сравнение снег лежит полотном?

Эти слова называются эпитетами, и они помогают понять, в каких красках должна быть выполнена иллюстрация, что на ней следует нарисовать.

Слово Безлюдный показывает, что на иллюстрации не должно быть людей. Поля должны быть показаны пустыми. За полями стоит лес, Чёрные ветки которого выглядывают из под снежных шапок.

Снег переливается под солнцем, искрится. Об этом говорит эпитет Разноцветным.

Сравнение снежного покрова с полотном говорит о его цвете - белый, и о том, что лежит он ровным слоем, как полотно, покрывало.

5. Как называется художественный приём, который автор использует во фразе "снег лежит полотном"? Какую картину помогает нам увидеть этот образ?

Этот приём называется сравнение.

В этом сравнении поэт сравнивает белый ровный снежный покров с белым и ровным покрывалом, полотном.

Это сравнение помогает нам представить, как лежит на полях снег, какого он цвета. Представляется картина белоснежной равнины, тихой и спокойной.

6. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке. Потом прочитай стихи особо выделяя голосом подчёркнутые слова. Какое чтение тебе понравилось больше, почему?

Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо.
Падает, ложится.

Первое чтение мне понравилось много больше. Там выделяются интонацией правильные слова, которые помогают представить картину происходящего. От этого стихи оживают.

Второе чтение неудачное. Выделяются слова, которые просто называют предметы и ничего не говорят об их характеристиках. Стихи кажутся мёртвыми, бездушными.

7. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося стихотворения.

Подготовим к выразительному чтению стихотворение Ф. Тютчева "Листья"

Определи в нём важные мысли.

Важными будут мысли: "мы лёгкое племя", и "так что же нам даром висеть и желтеть". 

Их при чтении нужно выделить особенной интонацией, повышением голоса, ударением.

Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.

Выделяем голосом слова: сосны, зиму, закутавшись, тощая, ввек, лёгкое, краткое, лето, красе, даром, нам улететь, буйные, сорвите, не хотим, с вами.

Паузы делаем более длинные после точек и восклицательных знаков, более короткие после запятых и выделения голосом.

Обрати внимание на знаки препинания.

Смотри, сказанное выше.

Выбери тон и темп звучания.

Тон возвышенный, смелый, иногда с ноткой сожаления, в конце полный надежды. Темп средний.

Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

Передать правильный смысл помогают верно выделенные голосом ключевые слова.

Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Смоленский советовал представлять в воображении картину, описанную в стихотворении и читать стихи неторопливо, без спешки, обычным голосом.

8. Найди в этом разделе стихотворения, в которых передаётся радостное настроение поэта.

Это стихотворения Тютчева "Листья", Фета "Мама!", Никитина "Детство", "Встреча зимы".

9. Определи интонацию, с которой ты будешь читать стихотворение Никитина "Встреча зимы". Сравни начало и конец произведения.

Начало стихотворения я буду читать грустно, печально, уныло - это описание поздней осени. Постепенно интонация будет меняться и конец я прочту уже весело - пришла зима, поэт рад ей.

10. Какие средства художественной выразительности ты знаешь? Найди стихотворения в которых есть олицетворения и эпитеты. Прочитай их. Объясни своими словами, что такое олицетворение.

Я знаю эпитеты, сравнения, олицетворения.

Эпитеты и олицетворения есть во всех стихотворениях.

Эпитеты: "лёгкое племя", "кто-то тороватый", "безлюдный простор", "бабушке седой", "снег пушистый", "хвастливую песню".

Олицетворения: "Пусть сосны и ели закутавшись спят", "Весь двор одело", "Угрюмых небес", "Воет вьюга за окном", "Лес заснул", "Мороз-воевода".

Олицетворение - это придание неживой природе свойств и качеств человека, живого.

Дополнительно:

Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Стихотворение - это литературное произведение, написанное по особым правилам стихосложения с использования рифмы, ритма и средств художественной выразительности.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Сурикова "Зима" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 51. 

И. Суриков "Зима"

1. О каком времени года говорит поэт? Какие слова помогают это понять? Что произошло с природой с приходом зимы? Опиши.

Поэт рассказывает о приходе зимы. Об этом помогают понять слова: снег, морозы, зима настала.

С приходом зимы землю укрыл снег. Он укрыл поля и деревья. Дни стали короткими и солнечного света мало. Он не нагревает землю. Поэтому пришли сильные морозы.

2. Какие художественные приёмы использует поэт для создания образов?

Поэт использует эпитеты, сравнения, олицетворения.

Эпитеты: снег пушистый, шапкой чудной, злой мороз.

Сравнения: пеленою, что шапкой.

Олицетворения: лес заснул, злой мороз, сердитый.

3. С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что даёт нам такое сравнение?

Снег, укрывший поле, сравнивается с пеленой, то есть с покрывалом. Мы представляем бескрайний белый простор, без единого чёрного пятнышка.

Снег, укрывший лес, сравнивается с шапкой. Мы представляем снежные шапки на макушках деревьев.

Эти сравнения дают нам возможность увидеть картину, которую описывает поэт.

4. Можно ли про мороз сказать сердитый? Можно ли сказать, что тёмный лес заснул? Приведи ещё примеры олицетворений.

Мороз кусается, жжёт щёки, значит про него можно сказать, что он сердитый. А лес зимой засыпает, сбрасывает листву, стоит голый и тихий.

Другие примеры: надули б снега вьюги и метели; злой мороз; белый снег кружится, тихо ложится.

5. Как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступлением зимы?

С приходом зимы природа засыпает. Дни укорачиваются, наступают морозы, летит снег. Земля прячется под снегом, леса обрастают снеговыми шапками. Часто дуют ветра, вьюги.

Крестьяне пересаживаются на санки, дети играют и строят снеговые горы. К зиме крестьяне готовятся заранее, утепляют дома, и им не страшны морозы.

6. Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная?

Этому стихотворению подходит спокойная интонация, ни печальная, ни радостная. Поэт просто описывает картину наступившей зимы, он не выражает явно своего отношения. 

Иван Суриков "Зима", читать текст

Белый снег, пушистый 
В воздухе кружится 
И на землю тихо 
Падает, ложится. 

И под утро снегом 
Поле забелело, 
Точно пеленою 
Всё его одело. 

Тёмный лес что шапкой 
Принакрылся чудной 
И заснул под нею 
Крепко, непробудно… 

Божьи дни коротки, 
Солнце светит мало, — 
Вот пришли морозцы — 
И зима настала. 

Труженик-крестьянин 
Вытащил санишки, 
Снеговые горы 
Строят ребятишки. 

Уж давно крестьянин 
Ждал зимы и стужи, 
И избу соломой 
Он укрыл снаружи. 

Чтобы в избу ветер 
Не проник сквозь щели, 
Не надули б снега 
Вьюги и метели. 

Он теперь покоен — 
Всё кругом укрыто, 
И ему не страшен 
Злой мороз, сердитый.

среда, 26 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Сурикова "Детство" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 49. 

И. Суриков "Детство"

1. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

Крестьянские дети любили кататься на санках с горок. Эта забава сохранилась и до наших дней.

Я тоже люблю кататься на сноуборде или тюбинге. Это очень весело.

И если кто-то падает, всё также будет звучать смех друзей над неудачником. Но никто не обижается.

2. От чьего имени ведётся повествование?

Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и любит слушать бабушкины сказки.

3. Почему меняется настроение поэта? Найди слова, которые подтверждают это.

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей: "А ребятам смех".

Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему грустно и скучно: "нехотя бредёшь".

Если прочитать стихотворение до конца, то мы увидим, что когда герой начинает слушать сказки его настроение поднимается. Он воодушевлён, он мечтает, представляет себя царевичем.

Конец стихотворение наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.

4. Можно ли про вьюгу сказать, что она воет? Какой художественный приём используется?

Звуки вьюги напоминают вой, поэтому про неё можно сказать, что она воет: "Воет вьюга за окном". Здесь автор использует приём олицетворение.

5. В каких строках выражена главная мысль?

Главная мысль заключена в последней строфе: "Весело текли вы детские года".

Эту фразу можно сказать понятней: Детство самое весёлое и беззаботное время для любого человека.

6. Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?

О любви к сказкам говорят строки: "Слушаю я сказку - сердце так мрёт".

Я тоже люблю сказки, как любят их все люди.

Моими любимыми сказками являются: "Приключения Незнайки", "Крокодил Гена и его друзья", "Приключения Буратино".

Мальчик любил сказку "Иван-царевич и Серый волк". Строчки про эту сказку я прочитаю с волнением и ожиданием волшебства. Ведь любая сказка - это чудо. А мечтая о чуде, ты ожидаешь, что оно случится. Это волнительно.

Иван Суриков "Детство", читать текст

Вот моя деревня: 
Вот мой дом родной; 
Вот качусь я в санках 
По горе крутой; 

Вот свернулись санки, 
И я на бок — хлоп! 
Кубарем качуся 
Под гору, в сугроб. 

И друзья-мальчишки, 
Стоя надо мной, 
Весело хохочут 
Над моей бедой. 

Всё лицо и руки 
Залепил мне снег… 
Мне в сугробе горе, 
А ребятам смех! 

Но меж тем уж село 
Солнышко давно; 
Поднялася вьюга, 
На небе темно. 

Весь ты перезябнешь, — 
Руки не согнёшь, — 
И домой тихонько, 
Нехотя бредёшь. 

Ветхую шубёнку 
Скинешь с плеч долой; 
Заберёшься на печь 
К бабушке седой. 

И сидишь, ни слова… 
Тихо всё кругом; 
Только слышишь: воет 
Вьюга за окном. 

В уголке, согнувшись, 
Лапти дед плетёт; 
Матушка за прялкой 
Молча лён прядёт. 

Избу освещает 
Огонёк светца; 
Зимний вечер длится, 
Длится без конца… 

И начну у бабки 
Сказки я просить; 
И начнёт мне бабка 
Сказку говорить: 

Как Иван-царевич 
Птицу-жар поймал, 
Как ему невесту 
Серый волк достал. 

Слушаю я сказку — 
Сердце так и мрёт; 
А в трубе сердито 
Ветер злой поёт. 

Я прижмусь к старушке… 
Тихо речь журчит, 
И глаза мне крепко 
Сладкий сон смежит. 

И во сне мне снятся 
Чудные края. 
И Иван-царевич — 
Это будто я. 

Вот передо мною 
Чудный сад цветёт; 
В том саду большое 
Дерево растёт. 

Золотая клетка 
На сучке висит; 
В этой клетке птица 
Точно жар горит; 

Прыгает в той клетке, 
Весело поёт, 
Ярким, чудным светом 
Сад весь обдаёт. 

Вот я к ней подкрался 
И за клетку — хвать! 
И хотел из сада 
С птицею бежать. 

Но не тут-то было! 
Поднялся шум-звон; 
Набежала стража 
В сад со всех сторон. 

Руки мне скрутили 
И ведут меня… 
И, дрожа от страха, 
Просыпаюсь я. 

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит; 
Пред иконой бабка 
Молится, стоит. 

Весело текли вы, 
Детские года! 
Вас не омрачали 
Горе и беда.

Сценарий проведения утренника "Первый снег" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 71. 

УКМ "Школа России"

7. Придумай сценарий утренника "Первый снег". Запиши план.

План утренника "Первый снег" для 3 класса

  1. Осень золотая.
  2. Танец жёлтых листьев.
  3. Снежинки прогоняют листья.
  4. Спор Осени и Зимы.
  5. Танец Снежинок.
  6. Игра в снежки.
  7. Заключение.

Сценарий проведения утренника "Первый снег" для 3 класса

Негромко звучит "Осенняя песня" П. Чайковского. На сцену выходит Осень в ярком, жёлто-красном наряде, в уборе из листьев. В её руках лейка, из которой она поливает сцену.

Музыка смолкает.

Осень: Я осень, осень золотая. Дождём своим листву смываю. Ветрами листья подхвачу и землю всю озолочу!

Вбегают Листочки. Это девочки в жёлтых и красных платьях. Звучит музыка "Танец с листочками". 

Листочки, листочки по ветру летят, 
У деток под ножками тихо шуршат. 
И, плавно качаясь, ведут хоровод. 
А ветер осенний им песню поёт. 

То вправо, то влево листочки летят, 
Прощается с нами осенний наш сад. 
Листочки, качаясь, ведут хоровод. 
А ветер осенний им песню поёт. 

И снова листочки по ветру летят, 
У деток под ножками тихо шуршат. 
И, плавно качаясь, ведут хоровод. 
А ветер осенний им песню поёт.

Листочки танцуют вокруг Осени. Музыка смолкает. Выходит Чтец 1. Он читает стихотворение Юлии Каспаровой "Осенние листочки"

Листочки танцуют, листочки кружатся 
И ярким ковром мне под ноги ложатся. 
Как будто ужасно они занятые, 
Зелёные, красные и золотые… 
Листья кленовые, листья дубовые, 
Пурпурные, алые, даже бордовые… 
Бросаюсь я листьями вверх наугад — 
Я тоже устроить могу листопад!

Звучит музыка П. Чайковского "На тройке". На сцену выбегают девочки Снежинки в белых платьях. Они танцуют и вытесняют со сцены Листочки.

Осень сердится и гоняется за снежинками. Те весело смеются и уворачиваются. Появляется Зима.

Зима: Кончилось твое время, Осень! Не трогай мои Снежинки!

Осень: Но как же так! Я не успела засыпать листьями всю землю!

Зима: Теперь моё время. Я засыплю землю белым снегом!

Осень плачет и убегает. Снежинки окружают Зиму.

Выходит Чтец 2. Он читает стихотворение А. Фета "Мама! Глянь-ка на дорогу!".

Звучит песня "Снежный вальс"

Снова первые снежные звёздочки 
Закружились над жёлтыми листьями. 
Белым снегом усыпаны ёлочки, 
Сделав чуточку их серебристыми.  

Припев: 
Первый снег над землёю кружится 
На дома и на землю ложится. 
А в ладонях моих быстро тает. 
С первым снегом так часто бывает. 

Я смотрю, как асфальт устилается. 
Лёгким пухом из облака серого 
И всё больше и больше мне нравится 
Что становится цветом всё белого!

Снежинки танцуют. Появляется Чтец 3. Он читает стихотворение Николая Некрасова "Снежок"

Снежок порхает, кружится, 
На улице бело. 
И превратились лужицы 
В холодное стекло. 

В саду, где пели зяблики 
Сегодня — посмотри! — 
Как розовые яблоки, 
На ветках снегири. 

Снежок изрезан лыжами, 
Как мел, скрипуч и сух, 
И ловит кошка рыжая 
Весёлых белых мух.

Выбегает несколько ребят, начинают играть в снежки. 

Зима: Вот и настало моё время! Играйте, веселитесь, радуйтесь, люди! Нет ничего лучше зимы!

Зима машет зрителям рукой, и уходит, уводя с собой Снежинки. Звучит музыка П. Чайковского "Святки". 

Занавес.

вторник, 25 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Никитина "Встреча зимы" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 47. 

И. Никитин "Встреча зимы"

1. Можно ли сказать, что в стихотворении созданы картины природы? Проследи по строфам, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

В этом стихотворении поэт создает подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа.

Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.

В полдень начинает идти снег.

Он продолжает идти и ночью.

На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз и лес весело смотрит на простор.

2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строчки.

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом и людей это всегда радует.

Люди радуются тому, что заканчивается осенняя грязь. Зима укрывает всё снегом и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения.

О радости говорят строчки: "На безлюдный простор...". Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком, и также радуется первому снегу, как люди.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Как называется этот художественный приём?

Автор одушевляет природу. Выше я говорила про сравнение леса с человеком. Но автор одушевляет и зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.

А также просит зиму побеспокоиться о незваных гостях, быть защитницей Родины.

Этот приём называется олицетворение.

4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?

Поэт любит зиму, и его не страшит мороз. Ведь русский человек привыкает к этому с детства.

Поэт гордится своей Родиной, называет её святой. И он гордится русскими людьми, которым всё нипочём. Которые не боятся мороза, ведь мороз лишь зажигает им кровь.

Поэт так говорит потому, что любит свою страну и свой народ. Он патриот своей Родины.

5. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начало стихотворение читается с грустью. Об этом говорит слово "Плачет".

Весело следует читать описание снега, укрывшего землю. Так же, как веселиться лес.

Задорно следует прочитать приветствие зиме, поэт зовёт её в гости, а в гости не зовут с грустью.

И с гордостью следует читать описание русского человека, не боящегося мороза.

Дополнительно:

Вспомните стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?

Особенностью этого стихотворения является то, что поэт рассказывает не только о первом снеге и природе. Он затрагивает ещё и патриотическую тему, говорит о народе и великой стране, о врагах, от которых её нужно беречь.

Список стихов о первом снеге и приходе зимы для чтения наизусть:

  1. А. Пушкин "Вот ветер тучи нагоняя"
  2. В. Брюсов "Первый снег"
  3. А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"
  4. И. Суриков "Зима"
  5. Н. Некрасов "Снежок"
  6. И. Бунин "Первый снег"
  7. А. Блок "И опять снега"

 Придумай сценарий утренника "Первый снег". Запиши план.

Пример сценария проведения утренника и план к нему можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Иван Никитин "Встреча зимы", читать текст

Поутру вчера дождь 
В стёкла окон стучал, 
Над землёю туман 
Облаками вставал. 
Веял холод в лицо 
От угрюмых небес, 
И, Бог знает о чём, 
Плакал сумрачный лес. 
В полдень дождь перестал, 
И, что белый пушок, 
На осеннюю грязь 
Начал падать снежок. 
Ночь прошла. Рассвело. 
Нет нигде облачка. 
Воздух лёгок и чист, 
И замёрзла река. 
На дворах и домах 
Снег лежит полотном 
И от солнца блестит 
Разноцветным огнём. 
На безлюдный простор 
Побелевших полей 
Смотрит весело лес 
Из-под чёрных кудрей, 
Словно рад он чему, — 
И на ветках берёз, 
Как алмазы, горят 
Капли сдержанных слёз. 
Здравствуй, гостья-зима! 
Просим милости к нам 
Песни севера петь 
По лесам и степям. 
Есть раздолье у нас, — 
Где угодно гуляй; 
Строй мосты по рекам 
И ковры расстилай. 
Нам не стать привыкать, — 
Пусть мороз твой трещит: 
Наша русская кровь 
На морозе горит! 
Искони уж таков 
Православный народ: 
Летом, смотришь, жара — 
В полушубке идёт; 
Жгучий холод пахнул — 
Всё равно для него: 
По колени в снегу, 
Говорит: «Ничего!» 
В чистом поле метель 
И крутит, и мутит, — 
Наш степной мужичок 
Едет в санках, кряхтит: 
«Ну, соколики, ну! 
Выносите, дружки!» 
Сам сидит и поёт: 
«Не белы-то снежки!..» 
Да и нам ли подчас 
Смерть не встретить шутя, 
Если к бурям у нас 
Привыкает дитя? 
Когда мать в колыбель 
На ночь сына кладёт, 
Под окном для него 
Песни вьюга поёт. 
И разгул непогод 
С ранних лет ему люб, 
И растёт богатырь, 
Что под бурями дуб. 
Рассыпай же, зима, 
До весны золотой 
Серебро по полям 
Нашей Руси святой! 
И случится ли, к нам 
Гость незваный придёт 
И за наше добро
С нами спор заведёт — 
Уж прими ты его 
На сторонке чужой, 
Хмельный пир приготовь, 
Гостю песню пропой; 
Для постели ему 
Белый пух припаси 
И метелью засыпь 
Его след на Руси!

Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Никитина "Полно степь моя" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 67. 

УКМ "Школа России"

Иван Никитин "Полно, степь моя, спать беспробудно", читать текст

Полно, степь моя, спать беспробудно: 
Зимы-матушки царство прошло, 
Сохнет скатерть дорожки безлюдной, 
Снег пропал, — и тепло и светло. 
Пробудись и умойся росою, 
В ненаглядной красе покажись, 
Принакрой свою грудь муравою, 
Как невеста, в цветы нарядись. 
Полюбуйся: весна наступает, 
Журавли караваном летят, 
В ярком золоте день утопает, 
И ручьи по оврагам шумят. 
Белоснежные тучки толпами 
В синеве, на просторе, плывут, 
По груди у тебя полосами, 
Друг за дружкою, тени бегут. 
Скоро гости к тебе соберутся, 
Сколько гнезд понавьют, — посмотри! 
Что за звуки, за песни польются 
День-деньской от зари до зари! 
Там уж лето… ложись под косою, 
Ковыль белый, в угоду косцам! 
Подымайся, копна за копною! 
Распевайте, косцы, по ночам! 
И тогда, при мерцанье румяном 
Ясных зорек в прохладные дни, 
Отдохни, моя степь, под туманом, 
Беззаботно и крепко усни.

1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

Стихотворение начинается с объявления о том, что прошло время зимы.

Наступила весна. Степь пробуждается, покрывается травой.

Заканчивается стихотворение описанием середины лета, сенокосом.

Сенокос заканчивается в августе, а чём говорит упоминание тумана, характерного явления именно этого месяца.

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Поэт ведёт разговор со степью.

Он изображает её как живое существо. Этот приём называется олицетворением.

Мы можем понять это по:

Обращению: степь моя.

По глаголам, обозначающим действия, характерные для живых существ: спать, пробудись, умойся, нарядись, ложись, полюбуйся, отдохни.

По сравнениям: как невеста, грудь.

3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

Стихотворение можно озаглавить: "Степь", "От зимы до лета".

4. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко или напевно, медленно?

Это стихотворение следует читать медленно, напевно. Автор неспешно беседует со степью, как со старым другом. Он уговаривает её, рассказывает о том, что ей предстоит, убеждает.

Никто никого не пытается убедить, говоря быстро и громко. Лучше убеждают слова, которые успеваешь обдумать.

А значит и для стихотворения лучше подойдёт неторопливый темп.

понедельник, 24 мая 2021 г.

А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка", ответы на вопросы учебника, 3 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 45. 

УКМ "Школа России"

Афанасий Фет "Мама, глянь-ка из окошка", читать текст

Мама! глянь-ка из окошка — 
Знать, вчера недаром кошка 
Умывала нос: 
Грязи нет, весь двор одело, 
Посветлело, побелело — 
Видно, есть мороз. 

Не колючий, светло-синий 
По ветвям развешан иней — 
Погляди хоть ты! 
Словно кто-то тороватый 
Свежей, белой, пухлой ватой 
Все убрал кусты. 

Уж теперь не будет спору: 
За салазки, да и в гору 
Весело бежать! 
Правда, мама? Не откажешь, 
А сама, наверно, скажешь: 
«Ну, скорей гулять!»

1. От чьего имени написано стихотворение?

Стихотворение написано от лица ребёнка, мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.

2. Найди созвучие в словах, рифму, обрати внимание на расположение этих слов.

В первой строфе рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз.

Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой.

Эту рифмовку можно записать как ААВССВ. Её называют смешанной рифмовкой.

Дополнительно:

3. Прочитай стихотворение выразительно.

4. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

Для этого стихотворения могут подойти названия: "Первый снег", "Пора гулять" или "Погляди в окошко, мама".

Афанасий Фет "Зреет рожь над жаркой нивой", читать текст

Зреет рожь над жаркой нивой, 
И от нивы и до нивы 
Гонит ветер прихотливый 
Золотые переливы. 

Робко месяц смотрит в очи, 
Изумлён, что день не минул, 
Но широко в область ночи 
День объятия раскинул. 

Над безбрежной жатвой хлеба 
Меж заката и востока 
Лишь на миг смежает небо 
Огнедышащее око.

1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?

Поэт изобразил время жатвы, уборки поспевшей золотой ржи.

2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащая? Почему Фет выбирает именно эти слова?

Эти слова называются эпитетами. Они помогают увидеть картину глазами поэта. 

Эпитеты жаркая, золотые, огнедышащая показывают цвет.

Эпитет прихотливый помогает представить ветер, дующий над полем.

Эпитет безбрежная показывает объём, говорит о том, что жатва идёт на огромном пространстве.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?

Это стихотворение нужно читать громко и неторопливо. Оно рассказывает о великой битве за урожай. О грандиозном поле, на котором созрела рожь. 

Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ф. Тютчева "Листья" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 44-45. 

Ф. Тютчев "Листья"

1. Как называли себя листья? Что они рассказали о себе? О чём они мечтают, к кому обращаются с просьбой?

Листья называли себя Лёгкое племя.

Они рассказали, что всё лето были в красе, купались в росе и играли с лучами.

Они сказали, что гостят на ветках краткое время, но не жалеют об этом.

Они не хотят даром висеть и желтеть, и мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром.

С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.

2. Поэт рассказывает о листьях, как о живых существах. Подтверди это фразами из текста.

Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе. Так может поступать только живое существо.

У листьев есть память. Они помнят про лето и свои игры.

У них есть мечты. Они мечтают улететь с ветром.

Всё это свойственно только живому существу.

Этот приём называется олицетворение.

3. Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях.

Рассказ об осенних листьях для 3 класса

Все лето листья были счастливы и веселы. Они шелестели на ветру, обмениваясь новостями, смотрели, как бегут облака, и радовались каплям дождя.

Но вот пришла осень и листья с удивлением стали замечать, что желтеют. Они думали, что это какая-то болезнь и пытались бодриться, говоря, что скоро вылечатся и снова станут зелёными.

Но дерево с грустью поведало листьям, что их судьба - быть сброшенными. Что так происходит каждую осень. И что если листья останутся на зиму, то дерево может сломаться под тяжестью снега и погибнуть.

Листьям стало грустно. С тоской они смотрели вслед собратьям, сорванным ветром. Те валялись на дорожках парка, мокли в лужах, их мётлами сгребали дворники.

И оставшиеся листья решили, что хватить ждать. Они договорились с ветром, и одним прекрасным утром сорвались все вместе и полетели.

Добрый ветер нёс их всё дальше и дальше, прочь от родного дерева.

Листья смеялись и с надеждой смотрели вдаль. Они не знали, что ждёт их впереди, но верили в лучшее.

Дополнительно:

Обсуди с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении? Кого они напоминают тебе?

Стихотворение написано о листьях, но используя олицетворение, поэт делает листья похожими на живых существ, на людей.

Он наделяет листья вполне человеческими чувствами: сожалением, мечтами, стремлением чего-то достичь, не даром прожить свою жизнь.

Эти стремления свойственны каждому человеку. 

И поэтому можно сказать, что стихотворение не только о листьях, но и о людях. О тех, кто не хочет прозябать и даром тратить время. О тех, кто мечтает о великих свершениях, о подвигах, о пользе для всех людей. И о тех, кто не боится погибнуть ради осуществления своей мечты.

Фёдор Тютчев "Листья", читать текст

Пусть сосны и ели 
Всю зиму торчат, 
В снега и метели 
Закутавшись, спят, – 
Их тощая зелень, 
Как иглы ежа, 
Хоть ввек не желтеет, 
Но ввек не свежа. 

Мы ж, лёгкое племя, 
Цветём и блестим 
И краткое время 
На сучьях гостим. 
Всё красное лето 
Мы были в красе – 
Играли с лучами, 
Купались в росе!.. 

Но птички отпели, 
Цветы отцвели, 
Лучи побледнели, 
Зефиры ушли. 
Так что же нам даром 
Висеть и желтеть? 
Не лучше ль за ними 
И нам улететь! 

О буйные ветры, 
Скорее, скорей! 
Скорей нас сорвите 
С докучных ветвей! 
Сорвите, умчите, 
Мы ждать не хотим, 
Летите, летите! 
Мы с вами летим!..

воскресенье, 23 мая 2021 г.

Как поэт Тютчев помогает услышать грозу в стихотворении "Весенняя гроза", для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 62. 

УКМ "Школа России"

1. Как поэт помогает нам услышать грозу?

Поэт использует много слов, в которых встречается сочетание раскатистых, грохочущих звуков ГР. Это слова гроза, гром, грохочет, гремят.

Последние два глагола рассказывают о звуках, которые мы слышим во время грозы. Они помогают нам услышать это природное явление.

2. Замени слово "брызнул" на "хлынул", "пошёл". Что изменится?

Глагол Брызнул показывает, что дождь начался брызгами, отдельными каплями, он ударяет в пыль, и та летит во все стороны.

Глагол Хлынул описывает более сильный дождь. Он годится для описания ливня стеной. Хлынул, сметая всё на своём пути.

Глагол Пошёл нейтральный. Он просто констатирует факт, не отражая отношения поэта, и не вызывает у читателя никаких ассоциаций.

К тому же в нём ударение стоит на втором слоге, что сбивает ритм стихотворения.

3. Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства они вызывают?

Поэт описывает приближение грозовых туч, потом дождь, сопровождающийся раскатами грома. И удаление грозы, когда снова выглядывает солнце, а птицы в лесу весело поют.

Эти картины вызывают во мне ощущение радости, лёгкости, восторга. Хочется бросить всё и побежать по лужам и мокрой траве. 

4. Выучи стихотворение наизусть. Какую интонацию ты выберешь?

Для этого стихотворения подходит радостная, даже восторженная интонация. 

Поэт любуется грозой и природой, и те же чувства испытывает читатель.

Может помочь:

Статья "Ответы на вопросы к стихотворению Тютчева "Весенняя гроза" для 3 класса по программе "Перспектива".

Фёдор Тютчев "Весенняя гроза", читать текст

Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом. 

Гремят раскаты молодые, 
Вот дождик брызнул, пыль летит, 
Повисли перлы дождевые, 
И солнце нити золотит. 

С горы бежит поток проворный, 
В лесу не молкнет птичий гам, 
И гам лесной и шум нагорный — 
Всё вторит весело громам.

 

Рассказ об одном из народных промыслов России для 3 класса

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 3 класс, Бойкина, Виноградская, страница 16.

УКМ "Школа России"

Ответы на вопросы раздела "Устное народное творчество"

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

План рассказа о народном промысле

  1. Название промысла, где расположен.
  2. История возникновения.
  3. Особенности.
  4. Современное состояние

Рассказ о народном промысле Гжель для 3 класса

Этот народный промысел возник в начале 19 века в деревне Гжель, расположенной примерно в 60 километрах от Москвы. 

Эти места всегда славились своими глинами, но изначально здесь изготавливали кирпичи и гончарную посуду.

Позднее была найдена особая светлая глина и освоено производство фарфора. В середине 19 века в этих местах работали уже более 50 фарфоровых заводов и несколько десятков расписных мастерских.

Особенностью промысла является голубая роспись фарфоровых изделий. Здесь производят посуду, игрушки, даже настольные лампы.

Рисунок наносится специальными красками на основе кобальта, который и даёт этот изумительный цвет, также называемый "Синь России".

В качестве элементов росписи для Гжели характерны растительные узоры, птицы и животные, люди.

Сегодня традиции народного промысла развиваются и приумножаются современными мастерами. Они черпают вдохновение в вековых традициях своих предков. Продукция Гжели пользуется большой популярностью и является одним из символов России.

Рассказ о народном промысле Хохлома для 3 класса

Этот народный промысел возник в середине 17 века в Нижегородской губернии в деревне Хохлома.

Первоначально местные мастера занимались декоративной резьбой по дереву, славились эти места и иконописцами.

Объединение этих двух направлений и дало удивительный результат.

Появился особый вид росписи деревянных изделий, чьей отличительной особенностью является золотой фон. На нём художник рисует уже черной и красной красками. Золотой фон создается смешением серебряной и оловянной красок.

Иногда используется и чёрный фон, но золотые элементы всегда обязательны.

В качестве основных элементов в Хохломской росписи используются растительные узоры - веточки, ягодки. Каждый узор создается вручную и поэтому уникален.

В наши дни этот народный промысел переживает второе рождение. Современные мастеря свято чтут традиции отцов и придумывают новые узоры.

Хохломская роспись является объектом культурного наследия и одним из символов России.

Рассказ о народном промысле Дымковская игрушка для 3 класса

Этот народный промысел возник в середине 16 века в слободе Дымково, возле Вятки. Сейчас это город Киров.

Изначально местные мастера делали из глины забавные свистульки для детворы. Их высушивали и расписывали красивыми узорами. Эти свистульки пользовались большой популярностью на ярмарках.

Позднее стали изготавливать уже всевозможные фигурки, которые также хорошо раскупались.

Особенность дымковской игрушки является богатая цветовая палитра и использование сусального золота. 

Основными цветами игрушки являются красный, оранжевый, жёлтый, синий.

Если сперва тематика игрушек была простой, то сейчас выпускаются самые разнообразные игрушки-статуэтки. Символом дымковской игрушки стала птица, но не менее часто изготавливаются фигурки людей, животных и даже целые бытовые сценки.

В настоящее время промысел развивается и его продукция пользуется большой известностью не только в нашей стране, но и всём мире. Дымковская игрушка является одним из символов России.

суббота, 22 мая 2021 г.

Ответы на вопросы рабочей тетради к разделу "Устное народное творчество" для 3 класса

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ "Школа России"

Ответы на вопросы раздела "Устное народное творчество"

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке "Народное творчество".

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник "Народные песни".
  6. "100 пословиц и поговорок".
  7. Сказки народов России.
  8. "Пословицы и поговорки о временах года".
  9. "Лучшие детские загадки о животных".
  10. "Считалки и скороговорки для детей".

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -
Сядь на цветок - принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов "Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот! 
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)

Солнце на земле растёт - 
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)

Он не море и не поле - 
Для деревьев он раздолье!
(Лес)

Под деревьями трава, 
А на дереве ....
(Листва)

С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)

Если он идёт стеной - 
Это значит проливной.
(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла ...
(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие "докучать".

Это понятие лучше всего раскрывает слово "Надоедать".

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова "Солнце высоко..."? Какие ещё слова повторяются?

Слова "Солнце высоко..." повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: "Не пей, братец",  и призыв Иванушки: "Выплынь, выплынь на бережок".

13. Раздели сказку "Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение "Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает"? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов "Портрет Шереметьева", Маковский "Алексеич".

Пейзаж: Ге "Мост в Вико", Шишкин "Дубы".

Натюрморт: Ван Гог "Натюрморт с гладиолусами", Серебрякова "Натюрморт с кувшином".

18. Найди в сказке "Сивка-бурка" зачин.

Зачин: "Жил-был старик, и было у него три сына".

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: "Сивка-Бурка", "Иван-царевич и серый волк", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

В некотором царстве, в некотором государстве: "Царевна-лягушка", "Медное, серебряное и золотое царства",  "Каменное царство".

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: "Сказка о золотом петушке".

Ехал однажды мужик с базара: "Мудрая девушка".

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку "Вещий сон". В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки "Сивка-бурка".

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка - это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: "Каша из топора", "Умная внучка", "Как Иванушка-дурачок дверь стерёг".

Сказки о животных: "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Петушок и бобовое зёрнышко".

Волшебные сказки: "Сивка-бурка", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и серый волк"

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка - добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...