Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34.
УКМ "Школа России"
Раздел "Летописи. Былины. Жития". Проверим себя и оценим свои достижения.
1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?
Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы - летописями, былинами, житиями.
Особенно мне понравилась летопись "И вспомнил Олег коня своего" потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.
2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?
И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.
Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.
Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.
3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова "Богатыри". Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?
В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа - Алёша Попович.
Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.
Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.
4. Расскажи о герое, который тебе понравился.
Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.
Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком.
Это личность, которую я уважаю.
5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
Летопись - это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.
Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.
От этого слова "лето" и появилось название "летопись".
6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?
Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.
7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?
План рассказа о рукописных книгах
- Чем и на чём писали древние книги.
- Переплёт книги.
- Рисунки и буквы.
- Монахи-переписчики.
- Содержание летописей.
- Самая известная летопись.
- Первая печатная книга.
Я назову свой рассказ "Рукописные шедевры", потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.
Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.
8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.
Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.
Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.
Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.
Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.
Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.
9. Составьте с другом сообщение "Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений". Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?
Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.
Сообщение на тему "Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений" для 4 класса
Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.
Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.
Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.
Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.
У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.
У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. "Илиада" Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.
В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.
Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.