суббота, 31 мая 2025 г.

9 июня, Федорин день: традиции и приметы

9 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мученицы Феодоры Александрийской, но в народе его называют просто Федорин день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Домовница — в этот день старались задобрить домового, не мели пол и не выносили мусор, угощали домового кашей.

Когда отмечать Федорин день

Федорин день отмечаются ежегодно 9 июня по новому стилю или 27 мая по старому.

Сегодня отмечается также память священномученика Ферапонта Сардийского, и память многих других святых.

Именинники 9 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Иван, Фёдор.

Женские имена: Феодора. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Елена.

История праздника

Святая дева Феодора была вызвана на суд правителя и открыто объявила себя христианкой. Правитель велел заточить деву в темницу на три дня, а потом снова вызвал в суд.

Но Феодора осталась тверда в своих убеждениях.

Тогда правитель велел отвести Феодору в блудный дом. Там юноши стали спорить, кто первый войдёт к Феодоре, но явился воин Дидим и разогнал блудников.

Дидима вызвали в суд и он объявил себя христианином. Его осудили на казнь.

На казнь пришла святая Феодора и объявила желание быть казнённой с Дидимом.

Святым отрубили головы.

икона Дидим Александрийский


Ферапонт Сардийский, чем известен

Святой Ферапонт был епископом в городе Сарды и проповедовал христианство среди эллинов-язычников. Многих он обратил в истинную веру своими проповедями.

Святого вызвали в суд и после долгих истязаний бросили в темницу, где много дней морили голодом.

Потом Ферапонта отвели в город Анкиру, где привязали к четырём деревьям и нещадно избивали. После этого распятого святого привезли в Сарды, где он и отдал богу душу.

Копья, которыми пронзили святого, дали ростки и превратились в чудесные деревья, дарившие многим исцеления.

Кому и о чём молиться на Федорин день

Перед иконой Феодоры и Дидима Александрийских молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; о защите дев от поругания; о справедливом суде; о защите от сплетен.

Перед иконой Ферапонта Сардийского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; об исцелении болезней и немощей.

Что можно и что нельзя делать на Домовницу

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь пироги с картошкой или капустой;
  • Работать в поле и в саду;
  • Посетить врача;
  • Гулять, отдыхать на природе;
  • Ходить в гости;
  • Путешествовать.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Распускать сплетни;
  • Убираться в доме;
  • Стирать детские вещи.

Приметы на Федорин день

Какая погода на Федору — такова и осень.
Туман на Федору — к грибному лету.
Цветы почти не пахнут — к засушливому лету.
Утренняя роса — к жаркому дню.
На елях много шишек — к урожаю огурцов.

Пословицы и поговорки про Федорин день

На Федору не выноси из избы сору.
Федора за углом норовит узнать о худом.

пятница, 30 мая 2025 г.

Ответы к теме «Организм — единое целое», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 58

§ 8. Ответы на вопросы к теме «Организм — единое целое»

Проверьте себя

1. Что представляют собой организмы? Какие они бывают по клеточному строению?

Организмы представляют собой тела живой природы.

Они бывают одноклеточными и многоклеточными.

2. Какова роль клеток в жизни одноклеточных и многоклеточных организмов?

Клетка — основа строения и жизнедеятельности всех организмов, кроме вирусов.

Клетки многоклеточных организмов выполняют различные функции, поэтому могут различаться между собой.

3. Что такое ткань?

Ткань — это особая структура, объединяющая клетки, схожие по строению и выполняющие одни функции, и межклеточное вещество.

4. Почему органы в многоклеточном организме работают согласовано?

Органы образуют системы, которые составляют целый организм.

Каждый орган выполняет свою функцию, но все функции направлены обеспечение жизнедеятельности организма, на достижение результата, нужного всему организму в целом. Поэтому органы работают согласовано — у них одна цель.

5. От чего зависит наличие различных органов у растений и животных?

Наличие различных органов у растений и животных зависит от образа жизни организма и выполняемых органами функций по поддержанию этой жизнедеятельности.

6. Назовите основные уровни организации многоклеточного организма.

Различают следующие уровни организации:

  1. Клеточный;
  2. Тканевый;
  3. Органный;
  4. Системный (систем органов);
  5. Организменный.

Подумайте!

Чем обусловлено разнообразие формы и размеров различных клеток, тканей, органов и систем органов в многоклеточном организме?

Чем сложнее многоклеточный организм, тем больше разнообразных функций приходится выполнять клеткам, тканям, органам и системам органов, чтобы поддержать его жизнедеятельность.

Выполнение разных функций меняет форму клеток, тканей, органов.

Каждая особая клетка отвечает за свою функцию и именно этим объясняется разнообразие их форм и размеров. А поскольку разные ткани и органы состоят из клеток своего своего типа, то и их разнообразие столь же велико.

Моя лаборатория

Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, приведите примеры различных организмов и заполнит таблицу.

В параграфе указаны организмы:

Одноклеточные: эвглена (растение), амёба (животное), инфузория (животное), бактерии. Добавим: дрожжи (гриб).

Многоклеточные: грибы (опята), растения (роза), животные (жираф), рыбы (акула), человек.

Внеклеточные: вирусы.

По этим данным заполним таблицу.

Таблица "Одноклеточные и многоклеточные организмы"


Ответы к теме «Описание результатов исследований», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 49

§ 7. Ответы на вопросы к теме «Описание результатов исследований»

Проверьте себя

1. С какой целью проводятся описания в ходе биологических исследований?

Описания проводятся с целью зафиксировать полученные результаты.

2. Какие требования предъявляются к научному описанию?

Научное описание должно быть наглядным и понятным, позволять легко анализировать полученные данные, сравнивать их с другими, находить определённые закономерности.

3. Чем количественное описание отличается от качественного?

Качественные описания излагают только последовательность процедур, а количественные кроме этого указывают результаты измерительных процедур.

4. Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?

Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются для удобного использования полученной информации.

Эти формы описания позволяют сравнивать и анализировать данные, сопоставить характеристики, найти закономерности и даже сделать прогноз.

5. Что такое таблица? С какой целью она применяется в научных описаниях?

Таблица — это представление данных в виде строк и столбцов.

Таблица позволяет представить большой объём данных в удобной для анализа, сравнения форме. Данные в таблице легче использовать для других исследований.

6. Чем схема отличается от таблицы?

Если в таблице указаны количественные данные, схема показывает качественные: структурные компоненты объекта и связи между ними.

7. С какой целью в научных описаниях используются диаграммы? Какие виды диаграмм вам известны?

Диаграммы наглядно показывают разницу между различными параметрами, данными, то есть позволяют сравнивать различные величины, визуально оценивать их соотношение.

Существуют круговые и столбчатые диаграммы.

8. Какой вид представления научной информации называется графиком? С какой целью в научных описаниях он используется?

График — это чертёж, который показывает зависимость между выбранными параметрами.

График показывает, как меняется объект или явление в зависимости от условий, например, со временем.

9. Какой приём мыслительных действий мы обязательно используем при проведении научного исследования?

Мы обязательно используем анализ — расчленение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта или явления.

Подумайте!

Почему исследование, результаты которого представлены в виде таблицы, диаграммы или графика, легче анализировать тем те, которые их не содержат?

Таблицы, диаграммы, графики и прочее позволяют наглядно увидеть результаты, на глазок сравнить данные, не углубляясь в выкладки и тексты.

Так, нам намного проще понять как устроен цветок по биологическому рисунку, чем по текстовому описанию. Ведь рисунок, как и данные схем и графиков, не допускают различных толкований, чем часто грешит текст.

Моя лаборатория

1. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к описаниям.

Требования к описаниям, пример:

  • Описание должно описывать последовательность этапов наблюдения.
  • Должно указывать результаты измерительных процедур.
  • Должно позволять анализировать и сравнивать данные.
  • Должно позволять находить закономерности.
  • Должно быть просто и понятно.
  • Должно использовать средства визуального представления информации.

2. Используя рисунок 28, представьте химический состав клетки в виде круговой диаграммы.

На рисунке 28 мы видим таблицу, в которой указан химический состав клетки, разделённый на органические (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты) и неорганические вещества (вода, минеральные соли). Причём для каждого вещества указан разброс процентов от минимально возможного до максимально возможного.

Выберем средние значения % для каждого элемента и построим круговую диаграмму.

Круговая диаграмма "Химический состав клетки"


3. Рассмотрев график на рисунке 31, определите, в какие промежутки времени температура воздуха снижается, повышается, повышается наиболее быстро. Подумайте, от чего может зависеть изменение температуры воздуха в течение суток. Какими приборами нужно воспользоваться для проведения подобных измерений и каковы должны быть их шкалы деления?

Температура снижается с 15 часов дня до 24 часов ночи и далее до 3 часов утра.

Температура повышается с 6 часов утра до 15 часов дня.

Наиболее быстро температура повышается с 9 до 12 утра — график наиболее крутой.

Изменение температура явно зависит от нагрева земли солнечными лучами. Когда утром солнце встаёт, оно начинает нагревать землю, отчего повышается температура воздуха. Вечером солнце садится и земля остывает, а температура воздуха уменьшается.

Измерить температуру можно термометром, время — часами. Термометр должен иметь шкалу деления 1 градус, а часы — в один час.

4. Рассмотрите внимательно рисунок 33. У бабушке на огороде три свободных участка. Она решила посадить там различные деревья — яблони, груши и сливы. На первом участке она посадила одинаковое количество деревьев — по 15 штук, на втором и третьем — разное. Представьте данные по остальным двум участкам в виде круговой диаграммы. Переведите информацию из диаграмм в табличную форму и заполните таблицу в рабочей тетради.

По столбчатой диаграмме мы легко находим количество деревьев на втором и третьем участках.

На втором участке яблонь — 30, груш — 20, а слив — 10.

На третьем участке яблонь — 20, груш — 15, а слив — 20.

По этим данным строим круговые диаграммы, их же заносим в таблицу.

среда, 28 мая 2025 г.

Ответы к теме «Эксперимент в биологических исследованиях», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 42

§ 6. Ответы на вопросы к теме «Эксперимент в биологических исследованиях»

Проверьте себя

1. Какое значение имеют биологические исследования?

Биологические исследования позволяют выявить неизвестные закономерности в природе или определить влияние какого-то фактора на объект исследования.

Таким образом, биологические исследования позволяют узнать новое о природе и лучше использовать её возможности.

2. Какие этапы выделяют в научном исследовании?

Выделяют следующие этапы научного исследования:

  1. Наблюдение за объектом или явлением.
  2. Обобщение полученных результатов.
  3. Постановка проблемы.
  4. Выдвижение гипотез.
  5. Разработка и проведение эксперимента.
  6. Анализ и сравнение результатов эксперимента.
  7. Выводы.

3. Что такое научный эксперимент? С какой целью он проводится?

Научный эксперимент — это исследование, которое проводится в специально созданных и контролируемых условиях, которое помогает установить влияние этих условий на объект или явление.

Эксперимент проводится для проверки выдвинутой гипотезы.

4. Почему в эксперименте проводят наблюдение как минимум за двумя группами объектов?

В эксперименте используют экспериментальную группу, над объектами которой непосредственно и проводится эксперимент, и контрольную, для сравнения результатов.

Сравнивая результаты, показанные в экспериментальной и контрольной группах можно судить о верности гипотезы, об эффективности метода или препарата и так далее.

5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

Гипотеза — это научное предположение, которое можно подтвердить или опровергнуть. Подтверждённая экспериментом гипотеза становится законом или теорией.

То есть отличие гипотезы от закона или теории в необходимости её подтверждения.

Подумайте!

Чем эксперимент отличается от наблюдений?

Наблюдение не предусматривает вмешательства в протекание явления или функционирования объекта, а эксперимент подразумевает искусственное изменение условий протекания явления или существования объекта для получения каких-либо результатов.

Моя лаборатория

1. Используя дополнительные источники информации, выясните, какие биологические эксперименты проводятся в настоящее время. Выберите из них наиболее понравившийся вам и подготовьте о нём краткое сообщение.

Сообщение «Как разлагать пластик бактериями», пример

В настоящее время остро стоит проблема накопления пластикового мусора, который почти не разлагается в природе. Вернее, для разложения пластика требуется огромное количество лет.

Но японские учёные выяснили, что существуют особые бактерии, которые могут разлагать пластик за несколько месяцев. При этом получаются вещества этиленгликоль и терефталевая кислота.

Учёные провели серию экспериментов, целью которых было найти условия, в которых бактерии разлагали бы пластик ещё быстрее. Такие условия были найдены.

Оказывается, если изначально заселить эти бактерии в пластик, то при добавлении специальных питательных веществ, бактерии начинают разлагать уже использованный, отслуживший своё пластик. И скорость такого разложения в десятки раз быстрее, чем у их природных собратьев.

Таким образом, в ходе эксперимента была доказана возможность экологически чистыми методами избавиться от всего пластикового мусора на планете.

2. Самостоятельно поставьте биологический эксперимент. Поместите в две баночки с водой по луковице. Одну баночку поставьте на окно, хорошо освещаемое солнцем, вторую — поместите в тень. Температура должна быть одинаковая. Результаты наблюдений записывайте 10 дней, а потом заполните таблицу «Влияние света на развитие листьев лука».

Таблица «Влияние света на развитие листьев лука», пример

Таблица «Влияние света на развитие листьев лука», 5 класс


Вывод: Хорошая освещённость стимулирует развитие листьев лука и делает их более яркими, зелёными и аппетитными, а недостаток света тормозит рост листьев лука и делает их бледными и слабыми.

3. В описанном в параграфе эксперименте один из укоренённых черенков колеуса выращивался в полутени. Как изменились окраска и размер листьев колеуса по сравнению с контрольным растением? Для чего было необходимо задавать и соблюдать одинаковые условия выращивания для трёх растений, изменяя только интенсивность освещения?

Листья растения, выращенного в полутени, самые маленькие. Они лишены обычной для колеуса окраски, кажутся просто жёлтыми.

Одинаковые условия нужны для того, чтобы исключить влияние на рост колеуса прочих факторов, помимо освещённости.

вторник, 27 мая 2025 г.

Ответы к теме «Измерения в биологических исследованиях», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 36

§ 5. Ответы на вопросы к теме «Измерения в биологических исследованиях»

Проверьте себя

1. Какое значение имеют измерения в научных исследованиях?

Измерения в научных исследованиях показывают количественные изменения в состоянии объекта или явления.

2. Какие единицы измерения вы знаете?

Существует множество единиц измерения, например:

  • метр;
  • градус;
  • секунда;
  • килограмм;
  • ампер;
  • вольт;
  • ньютон.

3. От чего зависит выбор единиц измерения в исследованиях и повседневной жизни?

Выбор единиц измерения зависит от того, что именно вы собираетесь измерять, и для удобства сравнения с другими измерениями.

4. Как определить предел измерения и цену деления шкалы измерительного прибора?

Предел измерения прибора — это наибольшая величина, которую можно им измерить. предел определяют по последнему штриху на шкале прибора.

Цена деления — это расстояние между соседними делениями на шкале прибора

5. Приведите примеры измерительных приборов для выполнения измерения различных параметров биологического объекта.

Для измерения параметров биологического объекта нам могут понадобиться:

  • часы, секундомер;
  • линейка, рулетка;
  • термометр;
  • мерный стаканчик;
  • весы;
  • тонометр, пульсометр;
  • барометр.

Подумайте!

Раньше в разных странах использовались свои национальные единицы измерений. В настоящее время практически все страны перешли на единую международную систему измерений и широко используют её. Почему это произошло?

Исследования проводятся в разных странах. Если записывать результаты исследований в национальных единицах измерений, их сложно будет сравнить с результатами исследований в той же области, полученными учёными в других странах.

Следовательно, единую систему измерений приняли, чтобы учёные могли обмениваться и сравнивать результаты своих измерений.

Моя лаборатория «Измерение объектов»

1. Пользуясь памяткой в учебнике, измерьте ширину листьев нескольких растений в кабинете биологии. Занесите данные в таблицу. Рассчитайте среднее значение измеренных величин.

Измерим листья орхидеи, фиалки и фикуса.

Пример заполнения таблицы:

Орхидея. Лист. Длина. 154/162/143. Среднее значение 153 мм.

Фиалка. Лист. Длина. 27/28/29. Среднее значение 28 мм.

Фикус. Лист. Длина. 210/236/220. Среднее значение 222 мм.

Таблица "Длина листьев растений", 5 класс


2. Измерьте длину и ширину учебника биологии. Вычислите его площадь.

Длина учебника: 260 мм.

Ширина учебника: 205 мм.

Площадь: 53300 кв.мм. (533 кв.см).

3. Выразите в одних и тех же единицах измерения высоту куста шиповника, сосны и мха. Результаты занесите в таблицу.

Пример заполнения таблицы:

Шиповник. 1500 мм/150 см/1.5 м.

Сосна. 54000 мм/5400 см/54 м.

Мох. 27 мм/2.7 см./0.027 м.

понедельник, 26 мая 2025 г.

Ответы к теме «Методы исследования в биологии», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 31

§ 4. Ответы на вопросы к теме «Методы исследования в биологии»

Проверьте себя

1. Какова основная цель науки?

Основная цель науки — получение новых знаний об окружающем мире.

2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых для построения научных знаний.

Основной принцип научного метода — объективность.

Объекты живой природы


3. Какие методы исследования в биологии вам известны?

Методы исследований бывают практическими и теоретическими.

К практическим методам исследования относятся:

  • Наблюдение;
  • Эксперимент (опыт);
  • Измерение.

4. Какой факт можно считать научным?

Научным следует считать факт, проверенный и подтверждённый другими исследованиями.

5. Что такое научное наблюдение?

Научное наблюдение — это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Оно должно отвечать следующим требованиям:

  • Быть целенаправленным;
  • Проводиться по определённому плану;
  • Давать точные результаты;
  • Совпадать с повторными наблюдениями при тех же условиях.

6. В каких случаях биологу проще работать с живыми объектами, а в каких — с фиксированными?

Если требуется изучить особенности поведения и реакцию организмов на различные условия среды, то биологу проще работать с живыми объектами.

Если требуется изучить внутренне строение — проще работать с фиксированными объектами.

7. Чем научное познание отличается от ненаучного познания?

Научное познание происходит в результате исследований.

Ненаучное познание происходит при получении знаний из произведений литературы, искусства, работ философов, обыденной жизни.

Если первое является целенаправленным, то второе носит бессистемный и часто случайный характер.

8. Каково значение ненаучного познания для жизни человека? Влияет ли оно на развитие науки? Приведите примеры.

Ненаучное познание способствует пробуждению интереса к природе, более глубокому её постижению и изучению. Тем самым ненаучное познание оказывает сильное влияние на развитие науки.

Люди, заинтересовавшись тайнами природы, начинают их изучать уже научными методами, совершают научные открытия и двигают науку вперёд.

Пример: интерес к полёту птиц привёл к исследованиям, которые помогли понять, как птицы летают, и которые позволили использовать полученные знания для создания летательных аппаратов.

Подумайте!

В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом снежном человеке, приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии его следов и даже самого снежного человека. Было организовано несколько экспедиций для поиска снежного человека. Почему, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев, существование снежного человека не может быть признано научным фактом? Свой ответ аргументируйте.

Существование снежного человека не может быть признано научным фактом потому, что:

  • Не найдены живые или мёртвые представители этого вида.
  • Нет данных о численности и об особенностях поведения снежного человека.
  • Нет следов жизнедеятельности снежного человека, которые можно было бы исследовать.
  • Показания свидетелей противоречивые и неполные, а видео и фотоматериалы некачественные.

воскресенье, 25 мая 2025 г.

Ответы к теме «Экологическая безопасность в России», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 153

§ 41. Ответы на вопросы к теме «Экологическая безопасность в России»

Это я знаю

1. Как вы поняли, что такое экологическая безопасность?

Для меня, экологическая безопасность — это уверенность в том, что никакое природное или искусственное бедствие, катастрофа, не причинит угрозу жизни мне и моим родным. В глобальном смысле — не причинят угрозы всей стране.

2. Дайте определение экологической безопасности.

Экологической безопасностью мы называем состояние защищённости личности, общества, государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, стихийных бедствий и катастроф.

3. Перечислите меры, которые необходимы для обеспечения экологической безопасности общества.

К таким мерам относятся:

  • Мониторинг состояния окружающей среды.
  • Прогнозирование природных явлений.
  • Предупреждение вредных воздействий на окружающую среду.
  • Ликвидация вредных воздействий на окружающую среду.
  • Соблюдение законов о предупреждении экологической опасности.
  • Использование экологически безопасных технологий.
  • Создание особо охраняемых природных территорий.

Это я могу

4. Используя дополнительную литературу, публикации местной периодической печати, ресурсы интернета, выясните: 1) какие мероприятия по обеспечению экологической безопасности проводятся в вашей местности; 2) какие объекты в вашей местности подвергаются экологическому риску.

Выполним задание на примере Новосибирской области.

Мероприятия по обеспечению экологической безопасности в Новосибирской области

В Новосибирской области принят закон о «Региональном экологическом контроле», который обязаны соблюдать все субъекты хозяйственной деятельности региона.

Осуществляется постоянный мониторинг состояния окружающей среды, а именно: контролируется состав атмосферного воздуха, чистота воды в водоёмах, чистота подземных вод, чистота почв.

В области создан один заповедник, два заказника, ведутся работы по созданию второго заповедника.

Составлен список из 13 памятников природы, подлежащих охране.

Предприятиям области разных форм собственности предложено перевести вредные производства на экологически чистый замкнутый цикл или установить современные фильтры.

Список объектов Новосибирской области, которые подвергаются экологическому риску

  • Река Обь, Обское водохранилище, притоки Оби.
  • Васюганские болота.
  • Озеро Чаны.
  • Лесные массивы, парки и дендропарки области.
  • Ковыльная и каменистая степь.
  • Барсуковская пещера.
  • Урочище Мочан.
  • Населённые пункты области, в том числе город Новосибирск.

Это мне интересно

5. Как вы понимаете слова эколога Н. Реймерса: «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить»?

Эколог Н. Реймерс совершенно прав. Людям не выжить без чистого воздуха и воды, без всего того, что мы называем природой. Не будет природы — не будет и человечества.

Поэтому именно люди нуждаются в том, чтобы природа оставалась чистой, оставалась их домом.

Природа может погибнуть, унеся с собой цивилизацию. Но пройдёт небольшой по геологическим меркам срок (пара миллионов лет) и она восстановится. А вот люди уже не появятся.

суббота, 24 мая 2025 г.

2 июня, Тимофей Грядочник: традиции и приметы

2 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память благоверного князя Довмонта (Тимофея) Псковского, но в народе его называют просто Тимофей Грядочник. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Тимофей Грядочник — в этот день активно работали на грядках в огородах: сеяли пололи сорняки, пикировали и прочее.

Фалалей Огуречник — в этот день традиционно высаживали огурцы в открытый грунт или сеяли семенами.

Когда отмечать день Тимофея Грядочника

День Тимофея Грядочника отмечаются ежегодно 2 июня по новому стилю или 20 мая по старому.

Сегодня отмечается также память мучеников Фалалея, Александра и Астерия Эгейских, и память многих других святых.

Именинники 2 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Александр, Алексей, Тимофей, Павел.

Женские имена: Сюзанна, Нина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Евдокия.

История праздника

Князь Довмонт был родом из Литвы. После переворота ему пришлось бежать и обрести приют в Пскове. Вскоре псковичи выбрали Довмонта своим князем.

В 1265 году Довмонт принял святое Крещение под именем Тимофея. С той поры перед каждой битвой отправлялся Довмонт в церковь, молился и принимал благословение духовного отца.

Много побед одержал Довмонт над литовцами и немцами, защищая псковские земли.

Князя любили в народе, а после его смерти в городе случилась туга великая.

икона Довмонт Псковский


Фалалей, Александр и Астерий Эгейские, чем известны

Святого Фалалея, молодого врача, схватили во время гонений на христиан и приговорили к казни. Но палачи Александр и Астерий отказались исполнять приговор, явив себя христианами. Им тут же отрубили головы.

Святого Фалалея бросили в море, но он вышел сухим из воды и в белых одеждах. Тогда его бросили на съедение диким зверям, но звери не тронули юношу.

Тогда Фалалею отрубили голову. У его мощей происходили многочисленные чудеса исцелений.

Кому и о чём молиться на Тимофея Грядочника

Перед иконой Довмонта Псковского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; о мире в Отчизне; о защите от внешних врагов; об обретении нового дома.

Перед иконой Фалалея Эгейского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; об излечении болезней и хворостей, о защите от диких зверей; о спасении во время наводнения или кораблекрушения.

Что можно и что нельзя делать на Фалалея Огуречника

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить салат из свежих овощей и зелени;
  • Работать в поле и в саду;
  • Сажать огурцы;
  • Заниматься медитацией и спортом;
  • Посещать врача.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Стричь детей;
  • Беременным рукодельничать;
  • Принимать поспешные решения;
  • Отправляться в путешествие.

Приметы на Фалалея Огуречника

Дождь на Фалалея — к сухому июню.
Дождь на Тимофея — к снежной зиме.
Солнечный день — к богатому урожаю.
Большая роса — к жаркой погоде.
Заморозки на Тимофея — к холодному июню.
Много шишек на ёлках — к урожаю огурцов.

Пословицы и поговорки про Тимофея Грядочника

Пришёл Тимофей — сей огурцы скорей.

пятница, 23 мая 2025 г.

1 июня, Иван Долгий: традиции и приметы

1 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память благоверного князя Иоанна Угличского, но в народе его называют просто Иван Долгий. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Оберег Нивы — в этот день проводили ритуалы, призванные защитить посевы от болезней и вредителей.

Иван Долгий — в этот день было принято работать долго, от зари до заката, да и сам Иван Угличский просидел долго в темнице.

Когда отмечать день Ивана Долгого

День Ивана Долгого отмечаются ежегодно 1 июня по новому стилю или 19 мая по старому.

Сегодня отмечается также память священномученика Патрикия Прусского, и память многих других святых.

Именинники 1 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Иван, Дмитрий, Игнат, Сергей, Виктор, Антон, Александр, Михаил, Николай, Василий, Максим, Павел.

Женские имена: Евдокия, Ефросинья, Александра, Василиса, Валентина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Юлия.

История праздника

Князь Угличский Иоанн в 6 лет остался сиротой, а в возрасте 13 лет был заключён в темницу своим собственным дядей, московским князем Иоанном III.

Долгих 32 года молодой князь провёл в темнице, находя утешение только в молитвах.

Предчувствуя скорую кончину, князь принял схиму под именем Игнатия. Умер в возрасте 45 лет.

От тела князя пошло благоухание, наполнившее весь город. Мощи князя дарили исцеление тяжелобольным людям.

икона Игнатий (Иоанн) Угличский


Патрикий Прусский, чем известен

Святой Патрикий жил в конце I века в городе Пруссы в Малой Азии. Он был епископом и открыто проповедовал учение Христа, обличая язычников.

За это Патрикия доставили на суд к правителю города. Правитель потребовал от святого принести жертвы идолам, но Патрикий смело отказался.

Святого бросили в горячий источник, но он остался цел и невредим. Тогда взбешённый правитель приказал отрубить святому голову.

Кому и о чём молиться на Ивана Долгого

Перед иконой Иоанна Угличского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; об исцелении болезней и немощей; о согласии и любви между родственниками, об урожае хлеба.

Перед иконой Патрикия Прусского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; о защите от несправедливости и ложных обвинений.

Что можно и что нельзя делать на Ивана Долгого

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь караваи, пироги;
  • Работать в поле и в саду;
  • Встречать лето с радостью;
  • Посетить врача, заботиться о здоровье;
  • Заниматься спортом.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Бездельничать;
  • Стричь волосы;
  • Делиться хлебом;
  • Вредить растениям.

Приметы на Оберег Нивы

Дождь на Ивана — к сухому июню.
Дождь на Ивана — к хорошему урожаю зерновых.
Много росы — к хорошему урожаю.
Утренний туман — к грибном улету.
Холод на Ивана простоит весь месяц.
Отцвела сирень — появились шампиньоны.

Пословицы и поговорки про Оберег Нивы

На Ивана дождь несёт рожь.

четверг, 22 мая 2025 г.

Ответы к теме «Экологическая ситуация в России», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 150

§ 40. Ответы на вопросы к теме «Экологическая ситуация в России»

Это я знаю

1. Назовите факторы, наиболее сильно воздействующие на окружающую среду.

Наиболее сильно воздействуют на окружающую среду промышленность, сельское хозяйство, транспорт, урбанизация.

2. Продолжите предложение «Экологическая ситуация — это...»

Экологическая ситуация — это сочетания различных позитивных и негативных факторов, оказывающих влияние на территорию проживания человека.

3. Что такое экологические проблемы? Какие экологические проблемы существуют в нашей стране?

Экологическими мы называем проблемы ухудшения природных условий обитания человека, возникающие в результате взаимодействия человека и природы.

В России основными экологическими проблемами оказываются:

  • Загрязнение воздуха, воды и почвы.
  • Вырубка и деградация лесов.
  • Эрозия, засоление, заболачивание почв.
  • Истощение недр.
  • Накопление отходов и бытового мусора.

Это мне интересно

4. Выясните особенности экологической ситуации в вашей местности. Чем она вызвана? Какие пути решения вы можете предложить в рамках проекта «каким я хочу видеть экологическое будущее моего края»?

Рассмотрим экологическую ситуацию в Новосибирской области.

В Новосибирской области имеются в наличии все основные негативные факторы, влияющие на окружающую среду.

Здесь находится большое количество промышленных предприятий, в том числе атомной промышленности.

Здесь развитое сельское хозяйство, значительная часть территории покрыта пашнями и пастбищами.

Новосибирская область — важный транспортный узел. Здесь несколько крупных городов и один мегаполис — Новосибирск.

Отсюда проистекает сложная экологическая ситуация в регионе. Выбросы промышленных предприятий отравляют почву, воздух и воду. Отходы сельскохозяйственных предприятий загрязняют почву и воду. Выхлопы транспорта приводят к загрязнению почвы и воздуха. Вырубка лесов под пашни и для строительства дорог ведёт к деградации лесов и почвенной эрозии. Накопление бытового мусора загрязняет почву, воду и воздух.

Пути решения экологических проблем региона

  • Установление современных очистных систем на промышленных предприятиях.
  • Перевод предприятий на замкнутый цикл работы.
  • Использование экологически чистого топлива.
  • Восстановление лесов.
  • Рекультивация земель.
  • Строительство мусороперерабатывающих заводов.
  • Экологическое просвещение населения.

5. Сформулируйте и обоснуйте прогноз экологической ситуации в вашем регионе на будущий год.

Прогноз экологической ситуации в Новосибирской области на будущий год остаётся негативным. Несмотря на принятие программ улучшения экологии властями региона, их выполнение буксует из-за недостаточного финансирования. Перечисленные в программе меры недостаточны. Следовательно, экологическая обстановка в регионе будет ухудшаться.

Некоторое улучшение ситуации возможно лишь в области восстановления лесов, потому что темпы высадки зелёных насаждений опережают объёмы вырубки.

среда, 21 мая 2025 г.

Ответы к теме «Растительный и животный мир», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 147

§ 39. Ответы на вопросы к теме «Растительный и животный мир»

Это я знаю

1. Какие типы растительности существуют на территории России?

В России существует четыре зональных типа растительности: тундровый, лесной, степной и полупустынный. А также два азональных (способных встречаться в разных природных зонах) — луговой и болотный.

2. Каковы закономерности изменения разнообразия растительного и животного мира?

Размещение растений и животных подчинено закону широтной зональности на равнинах и высотной поясности в горах.

Поэтому разнообразие растительности и животного мира возрастает в направлении с севера на юг и от горных вершин к подножиям.

Разнообразие также меняется с запада на восток из-за изменения климата. На западе страны представлены все зональные типы растительности. В Сибири нет широколиственных лесов, но они вновь появляются на Дальнем Востоке. 

3. Как вы думаете, почему названия природных зон даны по типу растительности, а не по представителям животного мира или географическому положению?

Растительность оказывается визитной карточкой природной зоны, иллюстрируя её облик. Поэтому именно по типу растительности даны названия природным зонам.

Это я могу

4. Используя карту «Особо охраняемые природные территории России» (см. Приложение страницы 244-245), определите, какой природный заповедник находится ближе всего к вашему городу (селу). Составьте краткое описание типа растительности, господствующего на его территории.

Рассмотрим выполнение этого задания на примере города Новосибирск.

Описание типов растительности заповедника «Кузнецкий Алатау», пример

Ближе всего к Новосибирску расположен биосферный заповедник «Кузнецкий Алатау». Это единственный заповедник Кемеровской области, созданный в 1989 году.

Он расположен в центральной части западного склона хребта Кузнецкий Алатау, на территории Новокузнецкого, Тисульского и Междуреченского районов Кемеровской области. Площадь 400 тысяч гектаров.

Заповедник находится на высотах от 800 до 2100 метров. Поэтому здесь можно встретить многие типы растительности, подчинённые закону высотной поясности.

Самые высокие вершины лежат в природной зоне тундры. Здесь господствует тундровый тип растительности: мхи, лишайники, осока, карликовые ивы и берёзы.

Ниже начинается зона альпийских лугов. Это азональный тип растительности, где господствует разнотравье (овсяница, костёр, клевер, лилия) и невысокие кустарники (стланик). Из редких растений здесь встречаются радиола розовая, венерин башмачок, маралий корень.

Ниже высот 1200 метров начинается зона тайги. Это лесной тип растительности. Здесь господствуют пихта и кедр, встречаются ели и сосны. Он занимает наибольшую часть территории заповедника.

Вывод: в заповеднике «Кузнецкий Алатау» господствует лесной тип растительности  (занимает 80% территории). Также встречаются тундровый и луговой типы растительности.

вторник, 20 мая 2025 г.

Ответы к теме «Почва — особое природное тело», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 145

§ 38. Ответы на вопросы к теме «Почва — особое природное тело»

Это я знаю

1. Расскажите о строении почвенного профиля.

Почвенный профиль — это вертикальный разрез почвы. Он состоит из трёх почвенных горизонтов: гумуса (перегноя), вымывания и вмывания.

Под почвой лежит материнская горная порода.

2. Почему гумусовый горизонт имеет более тёмный цвет, чем остальные горизонты почвенного профиля?

Гумусовый горизонт самый тёмный, потому что состоит из органических остатков, а они тёмного цвета.

3. Что такое механический состав почвы? Как различаются почвы по механическому составу?

Механический состав — это соотношение в почве различных по размеру минеральных частиц.

По механическому составу почвы разделяются на:

  • песчаные;
  • супесчаные;
  • суглинистые пылеватые;
  • глинистые;
  • скелетные.

4. Охарактеризуйте структурные и бесструктурные почвы. В чём заключается их основное различие?

Структурной называют почву, которая имеет зернистую или комковатую структуру, и состоит из комочков с диаметром до 10 миллиметров.

Бесструктурной называют почву, которая состоит из пылеватых частиц, диаметром до 0.05 миллиметра.

Главное различие этих почв в размере комочков, их составляющих, а также в свойствах. Структурная почва накапливает воздух и влагу и отличается высоким плодородием. Бесструктурная почва пропускает влагу, превращаясь в вязкую массу, что лишает её плодородности.

5. Дайте оценку основных типов почв России. Чем обусловлено их разнообразие?

Для России характерны следующие типы почв:

  • Тундровые глеевые. Содержат мало перегноя, залегают тонким слоем, сильно переувлажнены.
  • Подзолистые. Образуются в тайге при малом количестве опада, под слоем гумуса лежит блеклый слой, промытый дождями.
  • Дерново-подзолистые почвы. Образуются в смешанных лесах. Имеют низкую плодородность, слой гумуса — до 30 см.
  • Серые лесные. Образуются в широколиственных лесах. Плодородные почвы со слоем гумуса до 40 см.
  • Чернозём. Образуется в луговой степи. Отличается высокой плодородностью, слой гумуса до 1 метра.
  • Каштановые почвы. Образуются в сухих степях. Имеют хорошую плодородность, слой гумуса до 40 см.
  • Бурая полупустынная. Образуется в полупустынях. Слоя гумуса почти нет.
Разнообразие почв в России обусловлено наличием большого количества природных зон с разными режимами увлажнения и температуры.

6. Выберите верный ответ. При накоплении растительных и животных остатков и их разложении образуется: а) горизонт вымывания; б) горизонт вмывания; в) материнская порода; г) гумусовый горизонт.

Выбираем верный ответ Г: гумусовый горизонт.

Это я могу

7. Перечислите природные процессы, ограничивающие сельскохозяйственное использование почв. Приведите примеры областей России, которые в наибольшей степени сталкиваются с соответствующими проблемами. Ответ оформите в виде таблицы.

Природные процессы, ограничивающие использование почв в сельском хозяйстве:

  • Избыточное увлажнение. Подтопление. Северные регионы, лежащие в природной зоне тундры.
  • Недостаток тепла. Замерзание. Северные регионы с коротким летом и холодными зимами.
  • Малое количество опада. Небольшой слой гумуса. Хвойные леса Сибири и Дальнего Востока.
  • Недостаток влаги. Засуха. Полупустыни Калмыкии.
  • Водная эрозия почвы. Образование оврагов. Ставрополье, Поволжье.
  • Ветровая эрозия, дефляция. Сдувание плодородного слоя. Оренбургская область.
  • Засоление почвы. Образование солончаков. Астраханская область.
  • Заболачивание. Образование болот. Тюменская, Новосибирская области, Карелия.

Таблица "Природные процессы, ограничивающие сельскохозяйственное использование почв"


Это мне интересно

8. Немецкий агроном XIX века А. Тэер считал, что «плодородие почти во всём зависит от гумуса, ибо после воды он единственное, что доставляет пищу растениям». Так ли это? Свой ответ обоснуйте.

Я считаю, что А. Тэер прав. Гумус — поверхностный слой почвы, который состоит из разлагающихся органических остатков. Это самый плодородный почвенный горизонт, богатый минеральными веществами, которые необходимы для роста растений. Эти минеральные вещества растения могут брать только из воды или гумуса. Лежащие ниже гумуса почвенные горизонты не имеют достаточного количества минеральных веществ.

9. Подготовьте доклад на тему «Почвы моего края», в котором дайте оценку почвам вашей местности с точки зрения их плодородия, хозяйственного значения. Особое внимание уделите экологическим проблемам почв и способам их решения.

Доклад «Почвы моего края. Новосибирская область», пример

Новосибирская область расположена на юге Западной Сибири. Здесь мы можем наблюдать растительность, характерную для нескольких природных зон: лесостепи, степи, смешанных лесов, тайги. Часть территории области покрыта болотами, а на западе имеются участки солончаков.

Самой плодородной почвой области является чернозём. Его можно найти на левом берегу Оби, в степных и лесостепных районах. Эти районы используются для сельского хозяйства. Здесь выращиваются зерновые культуры, картофель, овощи, масличные культуры.

Чуть менее плодородными оказываются серые лесные почвы. Они характерны для широколиственных лесов, но встречаются и в Новосибирской области, где леса преимущественно смешанные. Эти почвы также используются в сельском и личном садоводческом хозяйствах.

На юго-востоке области находятся таёжные дерново-подзолистые почвы. Эти почвы не отличаются плодородием и не используются в сельском хозяйстве.

На юго-западе области имеются солончаки. Эти почвы отличаются высокой степенью засоления и не пригодны для сельского хозяйства.

На севере области имеются обширные болотные участки, также не используемые в сельском хозяйстве.

Основными экологическими проблемами почв области оказываются эрозия и транспортно-промышленное загрязнение.

В области принята программа повышения плодородия почв, которая включает следующие мероприятия:

  • строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений;
  • электрификация транспорта и переход а более экологически чистые виды топлива;
  • формирование санитарно-защитных зон вблизи промышленных предприятий;
  • осушение болотистых участков;
  • химическая мелиорация земель, внесение удобрений.

понедельник, 19 мая 2025 г.

Ответы к теме «Водные дороги и перекрёстки», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 139

§ 36. Ответы на вопросы к теме «Водные дороги и перекрёстки»

Это я знаю

1. Почему для заселения люди выбирали берега рек и морей?

Берега рек и морей являлись перекрёстками дорог, то есть люди могли торговать с другими землями, даже очень отдалёнными, быстро перевозить различные грузы.

Реки были источником воды и рыбы, на пойменных лугах заготавливали сено.

2. Как используются реки человеком? Какое влияние человек оказывает на реки?

Реки используются для перевозки грузов и пассажиров, как источник пресной воды для бытовых и хозяйственных нужд, как источник электроэнергии, как зона отдыха, как источник рыбы.

Человек часто оказывает негативное влияние на реки. Бытовые и промышленные стоки загрязняют воду, вылов рыбы уменьшает биологическое разнообразие, вырубка лесов приводит к обмелению и заиливанию русла.

Также человек преобразовывает реки, связывает их каналами, строит водохранилища, для более эффективного хозяйственного использования.

3. Расскажите, как менялось значение рек для общества на протяжении истории.

Изначально реки были лишь транспортными путями и источником воды и рыбы. По мере развития промышленности реки стали источником воды для технических нужд предприятий, источником электроэнергии. Сейчас реки ещё и популярное место отдыха.

4. Почему экономика приморских стран может развиваться более эффективно, чем хозяйство стран, не имеющих выхода к морю?

Перевозка по морю более дешёвая, чем по суше. По морю можно везти товары из разных частей света. Поэтому для развития экономики у приморских стран условий больше, чем у стран, не имеющих выхода к морю.

5. Каково значение рек, как транспортных путей, в истории освоения вашей местности?

Мой город Новосибирск стоит на реке Обь. Это крупная и судоходная река, важнейшая для города транспортная магистраль. Но в прошлом влияние Оби как транспортного пути было невелико.

Дело в том, что по ней просто некуда и неоткуда было перевозить грузы. Промышленное развитие региона началось только в начале прошлого века. До этого немногочисленные грузы успешно везли по железной дороге, а рекой пользовались только рыбаки.

Сейчас Обь связывает между собой несколько крупных городов, между которыми и осуществляется перевозка грузов и людей. В настоящее время в пределах области по Оби перевозится около 2 миллионов тонн грузов ежегодно.

6. Какие виды производств развиты в портовых городах?

В портовых городах обычно развиты следующие виды промышленности:

  • Судостроение и судоремонт;
  • Рыболовная и пищевая;
  • Нефтеперерабатывающая;
  • Перерабатывающая;
  • Транспортная.

Это я могу

7. Нанесите на контурную карту крупнейшие морские порты России.

К числу крупнейших морских портов России относятся: Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Туапсе, Владивосток.

Контурная карта "Крупнейшие морские порты России"


8. Нанесите на контурную карту маршруты, по которым можно проплыть: а) из Балтийского моря в Каспийское или Чёрное; б) из Москвы — порта пяти морей в одно из них. Подпишите начальные, промежуточные и конечные пункты, реки, озёра, каналы, по которым будет пролегать маршрут.

Из Балтийского в Чёрное море можно проплыть так: Нева — Ладожское озеро — Онежское озеро — Волго-Балтийский канал — Волга — Волго-Донской канал — Дон — Азовское море — Чёрное море.

Чтобы проплыть в Каспийское море, достаточно выйти в Волгу, она впадает в это море.

Из Москвы в Белое море можно проплыть так: Москва-река — канал имени Москвы — Волга — Волго-Балтийский канал — Онежское озеро — Беломорско-Балтийский канал — Белое море.

9. Используя Физическую карту России (см. Приложение), выпишите, на каких реках стоят крупнейшие города азиатской части России: Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск. Используя данные по объёму годового стока (см. таблицу 4 на странице 223 Приложения), выпишите крупнейшие реки Азиатской России. Сравните эти списки и сделайте вывод. Подумайте, почему на некоторых крупнейших реках вообще нет больших городов.

Определим на каких реках стоят перечисленные города:

  • Омск — Иртыш.
  • Новосибирск — Обь.
  • Красноярск — Енисей.
  • Иркутск — Ангара.
  • Хабаровск — Амур.

Крупнейшие реки Азиатской России по годовому стоку

  • Енисей — 624 км. куб.
  • Лена — 515 км. куб.
  • Обь — 397 км. куб.
  • Амур — 392 км. куб.
  • Колыма — 123 км. куб.

Вывод: крупнейшие города азиатской части России стоят на крупнейших реках или их притоках. Это наиболее удобные транспортные артерии в регионе. В то же время, на многих реках крупных городов нет по причине труднодоступности мест, где они протекают, и низкой плотности населения в азиатской части страны.


воскресенье, 18 мая 2025 г.

31 мая, Федот Овсяник: традиции и приметы

31 мая - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мученика Феодота и Семи дев Анкирских, но в народе его называют просто Семь дев. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Федот Овсяник - считалось, что погода этого дня предсказывает урожай овса, который заканчивали сеять к этому времени.

Семь дев - в этот день вспоминают семь дев-мучениц: Текусу, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру, Ефросинью.

Когда отмечать Федотов день

Федотов день отмечаются ежегодно 31 мая по новому стилю или 18 мая по старому.

Сегодня отмечается также память мученика Петра Лампсакийского, и память многих других святых.

Именинники 31 мая, как назвать ребёнка

Мужские имена: Федот, Пётр, Андрей, Павел, Макар, Семён, Михаил, Василий.

Женские имена: Юлия, Фаина, Клавдия, Ефросинья, Александра, Кристина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Муза.

История праздника

Святой Феодот был корчемником в городе Анкире.

Это был человек высокого духовного совершенства, проводивший время в постах и молитвах.

Во времена гонений императора Диоклетиана, Феодот давал в своей гостинице приют христианам, помогал невинно осуждённым в тюрьмах и погребал останки мучеников.

В это время мученическую кончину приняли семь дев, старшая из которых Текуса была тёткой Феодота. За отказ принести жертвы идолам, святых дев утопили в озере.

Святой Феодот достал тела мучениц и похоронил их в церкви. За это его самого вызвали на суд.

Святого подвергли долгим истязаниям, а потом отрубили голову.

икона Феодот Анкирский


Пётр Лампсакийский, чем известен

Святой Пётр пострадал при императоре Декии. Юноша открыто явил себя христианином и был вызван на суд.

Там его пытались заставить принести жертву идолу богини Венеры. Но Пётр отказался поклоняться блудной женщине.

Тогда Петра подвергли пыткам, а после усекли голову мечом.

Вместе с Петром были замучены христиане Андрей, Павел и Дионисий. Они также отказались принести жертву идолами. Была усечена мечом и дева Христина 16 лет, которая была христианкой и высказывала осуждение палачам.

Кому и о чём молиться на Семь дев

Перед иконой Феодота Анкирского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; о заступничестве и покровительстве; о обретении сострадания к ближнему.

Перед иконой Петра Лампсакийского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; о покровительстве перед лицом жизненных трудностей и испытаний..

Что можно и что нельзя делать на Федотов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Работать в поле и в саду;
  • Сажать деревья и кустарники;
  • Признаваться в любви; играть свадьбы;
  • Ходить на рыбалку;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Ломать, рубить дуб;
  • Менять место работы;
  • Надевать старые вещи;
  • Девушкам сидеть дома в одиночестве;
  • Давать кому-либо свои ключи

Приметы на Федота Овсяника

На Федота дуб разворачивает листья - к хорошему урожаю зерновых.
Листья с дуба опадают - к голодному году.
Роса на Федота - к засушливому июлю.
Гроза на Федота - к грозам в июле.
Дятлов слышно издалека - к дождю.
Много мошкары - к ясной погоде.

Пословицы и поговорки про Федота Овсяника

Придёт Федот - последний дуб лист развернёт.
Сеют лён у семи Олён.

суббота, 17 мая 2025 г.

29 мая, Фёдор Житник: традиции и приметы

29 мая - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память преподобного Феодора Освящённого, но в народе его называют просто Фёдоров день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Фёдор Житник - считалось, что это последний весенний день, подходящий для посева яровых.

Когда отмечать Фёдоров день

Фёдоров день отмечаются ежегодно 29 мая по новому стилю или 16 мая по старому.

Сегодня отмечается также память блаженной отроковицы Музы Римляныни, и память многих других святых.

Именинники 29 мая, как назвать ребёнка

Мужские имена: Фёдор, Ефрем, Александр, Георгий, Лаврентий.

Женские имена: Муза, Вита, Александра. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Ефросинья.

История праздника

Святой Феодор родился в Египте в знатной семье. С отрочества он тяготел к иноческой жизни.

В 14 лет Феодор тайно ушёл из дома и поселился в монастыре.

Вскоре он отправился к святому Пахомию Великому (день памяти 28 мая) и стал его учеником. Святой Феодор преуспел в иноческих подвигах и вскоре Пахомий стал доверять ему читать поучения для братии.

После смерти Пахомия Феодор становится во главе всех фиваидских монастырей.

Преподобный прославился святостью жизни, состраданием и любовью к братии, сильным даром чудотворений.

икона Феодор Освящённый


Муза Римляныня, чем известна

Девочка Муза жила в Риме в V веке и отличалась благонравием.

Однажды к ней явилась Пресвятая Богородица в окружении блаженных отроковиц.

Богородица спросила у Музы, хочет ли она присоединится к этим отроковицам. И Муза с радостью согласилась.

Тогда Богородица велела Музе забросить игры и веселье, и не делать ничего нехорошего, обещав забрать её на тридцатый день.

Муза стала серьёзной и постоянно молилась. Родители не узнавали отроковицу.

На 25-й день Муза заболела, а на 30-й снова увидела Богоматерь. С радостью отроковица преставилась к Богу.

Кому и о чём молиться на Фёдоров день

Перед иконой Феодора Освящённого молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; об обретении истины и раскрытии правды; об исцелении болезней и немощей; о хорошем урожае.

Перед иконой Музы Римляныни молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; об исцелении болезней и хворостей; о здоровье детей.

Что можно и что нельзя делать на Фёдоров день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить кашу манную или иную;
  • Работать в поле и в саду;
  • Сажать, сеять, копать;
  • Посетить врача, поликлинику;
  • Провести время с детьми;
  • Свататься, играть свадьбу.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Работать после обеда;
  • Отправляться в путешествие;
  • Принимать важные решения;
  • Убираться в доме;
  • Веселиться.

Приметы на Фёдора Житника

Рябина цветёт - заморозков больше не будет.
Рябина обильно цветёт - осень будет дождливой.
Много шишек на ольхе - к урожаю зерновых.
Гром на Житника - к хорошему урожаю.
Гроза на Житника - к урожаю грибов.
Лягушки расквакались - к жаркой погоде.

Пословицы и поговорки про Фёдора Житника

У Житника забота - ячменное поле заборонить.

пятница, 16 мая 2025 г.

Ответы к теме «Где спрятана вода», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 135

§ 35. Ответы на вопросы к теме «Где спрятана вода»

Это я знаю

1. Как различаются озёра по происхождению озёрных котловин?

Озёрные котловины могут иметь тектоническое, ледниковое (моренное), термокарстовое, карстовое, старичное и вулканическое происхождение.

Есть смешанный тип: ледниково-тектоническое

2. Выберите верный ответ. Самые глубокие озёра имеют происхождение: а) тектоническое; б) карстовое; в) моренное; г) вулканическое.

Выбираем правильный ответ А: тектоническое (Байкал).

3. Существует ли закономерность в размещении озёр?

В размещении озёр главную роль играет климат, рельеф и геологическое строение.

Больше всего озёр в регионах с избыточным увлажнением, ведь осадки играют важнейшую роль в формировании озёр.

Также имеет значение глубина залегания грунтовых вод, влияющих на питание озёр.

4. Почему происходит образование болот? Какова роль болот в природе?

Болота образуются на участках с избыточным увлажнением, где отток воды затруднён.

Растения болот отмирают и погружаются в воду. При недостатке кислорода эти растения не разлагаются, а консервируются, накапливается торф.

Роль болот в природе состоит в накоплении воды и регуляции содержания углекислого газа в атмосфере. Углерод связывается в болотах и его содержание в атмосфере понижается.

5. Какие подземные воды самые ценные?

Самые ценные подземные воды — межпластовые, залегающие между водоупорными слоями. Это артезианские бассейны.

6. В каких районах страны сосредоточены ледники? Что влияет на их образование?

Ледники сосредоточены на островах Северного-Ледовитого океана, в горах Кавказа и Камчатки.

На образование ледников влияет географическое положение и климатические условия. Чем холоднее климат, тем выше вероятность образования ледников.

Также влияет количество осадков (снега) выпадающего в зимний период.

Это я могу

7. На контурной карте: а) подпишите крупные озёра России (цветом выделите бессточные озёра); б) обозначьте области, где болота занимают самую большую площадь.

Подпишем на контурной карте озёра: Ладожское, Онежское, Таймыр, Байкал, Чудское, Псковское, Ханка. Бессточные озёра: Каспийское море, Чаны, Эльтон и Баскунчак.

Обозначим зоны болот в Карелии, на юге Западной Сибири, полуостров Таймыр, низовья Сибирских рек, низовья Амура.

Контурная карта "Озёра и болота России", 8 класс


8. Дайте описание одного из самых крупных озёр вашей местности по плану: а) название; б) географическое положение; в) происхождение озёрной котловины; г) площадь и наибольшая глубина; д) сточное или бессточное; е) животный и растительный мир; ж) хозяйственное использование.

Дадим описание озера Чаны в Новосибирской области.

Описание озера Чаны по плану, пример

  1. Название: Чаны.
  2. Географическое положение: запад Новосибирской области, юг Западной Сибири.
  3. Происхождение котловины: ледниково-тектоническое.
  4. Площадь: 1708-2269 кв.км. Наибольшая глубина: 10 метров.
  5. Бессточное, солёное.
  6. Животные. Рыбы (карась, язь, судак, сазан, окунь), птицы (утки, чайки, гуси, кулики), млекопитающие (ондатра), моллюски, насекомые. Растения. Более 400 видов водорослей, по берегам берёза, черёмуха, калина и другие кустарники.
  7. Хозяйственное использование. Популярное место отдыха, курорт. Промысловая добыча рыбы. Вода используется для технических нужд.

28 мая, Пахом Тёплый: традиции и приметы

28 мая - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память преподобного Пахомия Великого, но в народе его называют просто Пахомов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Пахом Бокогрей - считалось, что с этого наступала действительно жаркая погода.

Пахом Тёплый - с этого дня прекращались утренние заморозки.

Когда отмечать Пахомов день

Пахомов день отмечаются ежегодно 28 мая по новому стилю или 15 мая по старому.

Сегодня отмечается также память святителя Исайи Ростовского, и память многих других святых.

Именинники 28 мая, как назвать ребёнка

Мужские имена: Дмитрий, Арсений, Пахом

Женские имена: Ефросинья. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Исидора.

История праздника

Святой Пахомий родился в Египте и до 20 лет был язычником.

Служа в армии, Пахомий обратил внимание на христиан, которые по доброй воле приносили воинам пищу. Слова христиан глубоко запали в сердце Пахомия.

Вернувшись из похода, Пахомий принял Крещение и ушёл в пустыню. Там он провёл около 10 лет, пока не услышал Глас с неба. Глас велел Пахомию построить в этом месте обитель и вручил ему устав монашества.

Святой построил монастырь и к нему потянулись люди. Постепенно число монахов росло и вокруг обители были построены ещё 7 монастырей. Возник даже женский монастырь, основанный сестрой Пахомия Марией.

За свою святость Пахомий удостоился дара чудотворения и исцеления болезней. Скончался Пахомий в глубокой старости и был похоронен у стен монастыря.

икона Пахомий Великий


Исаия Ростовский, чем известен

Святой Исаия принял постриг в юности в Киево-Печерской лавре. Он вёл добродетельную жизнь и стал примером для других монахов.

Князь Изяслав поставил Исаию игуменом Дмитриевского монастыря, а позже сделал его епископом в Ростове.

В городе в то время было много язычников, но ревностными трудами Исаия почти всех их обратил в христианство.

Святой Исаия совершал многие знамения и чудеса. У его мощей происходили многочисленные чудеса исцеления.

Кому и о чём молиться на Пахомов день

Перед иконой Пахомия Великого молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; об обретении истины и раскрытии правды; о согласии между родственниками; об исцелении болезней и немощей; о добром урожае.

Перед иконой Исаии Ростовского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; об исцелении болезней и хворостей; о хлебе насущном; об урожае пшеницы.

Что можно и что нельзя делать на Пахомов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Готовить окрошку, салаты;
  • Работать в поле и в саду;
  • Сеять зерновые;
  • Посетить врача, заботиться о здоровье;
  • Загорать;
  • Ходить на рыбалку;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Устраивать беспорядок;
  • Сажать бобовые и картофель;
  • Признаваться в любви;
  • Убивать божьих коровок;
  • Ходить в одежде с дырками.

Приметы на Пахома Тёплого

Какой Пахом - такое будет и лето.
Тепло на Пахома - тёплым будет и лето.
Багряный восход - к пожарам летом.
Зацвела калина - холодов больше не будет.
Дождь на Пахома - к хорошему сенокосу.
На берёзах распустились листья - пошли сморчки.

Пословицы и поговорки про Пахома Бокогрея

Пришёл Пахом - запахло теплом.
Пришёл Пахом Бокогрей - досевай пшеницу скорей.

четверг, 15 мая 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «Наши реки», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 129

§ 33. Ответы на вопросы к теме «Наши реки»

Это я знаю

1. Что такое водоносность реки? Какие показатели её характеризуют?

Водоносность — это количество воды в реке за определённый период времени.

Основными показателями водоносности являются расход воды и годовой сток.

2. Дайте определение терминам «расход воды» и «годовой сток».

Расходом воды называется количество воды, которое проходит через поперечное сечение реки за одну секунду.

Годовым стоком называется объём воды, который проходит через поперечное сечение русла в год.

3. Что такое падение и уклон реки? От чего они зависят?

Падением реки называется превышение истока над устьем, выраженное в метрах.

Уклоном реки называется отношение падения реки к её длине.

Падение и уклон реки зависят только от рельефа местности, по которой протекает река.

4. Выберите верный ответ. Преимущественно дождевое питание имеет река: а) Амур; б) Енисей; в) Лена; г) Терек.

Выбираем верный ответ А: Амур, питается большей частью от муссонных дождей.

5. Выберите верный ответ. От климата зависит: а) скорость течения; б) режим реки; в) направление течения.

Выбираем правильный ответ Б: режим реки.

6. Выберите верные ответы. Реки России относятся к бассейну: а) Индийского океана; б) Тихого океана; в) Северного Ледовитого океана; г) Атлантического океана; д) внутреннего стока.

Выбираем верные ответы Б, В, Г, Д: реки России относятся к бассейнам Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического океанов и внутреннего стока.

7. Перечислите особенности рек России.

Особенности рек России следующие:

  • питаются снеговыми, дождевыми, ледниковыми и подземными водами.
  • строго говоря, у всех рек питание смешанное.
  • большинство рек России зимой замерзает и разливается в весеннее половодье.
  • летнее половодье характерно для рек, питающихся таянием ледников и муссонными дождями.
  • паводковый режим наблюдается у незамерзающих рек.
  • реки России относятся к бассейнам трёх океанов и внутреннего стока.
  • большинство рек России равнинные, имеющие малые уклоны.

Это я могу

8. Подпишите на контурной карте крупные реки России и их притоки.

Подпишем на контурной карте основные реки России и некоторые их притоки: Волга (Кама, Ока), Дон, Днепр, Кубань, Терек, Урал, Печора, Сев. Двина, Обь (Иртыш, Ишим), Енисей (Ангара), Лена (Вилюй, Алдан). Индигирка, Колыма, Амур. Можете подписать и свою реку.

Контурная карта "Реки России", 8 класс


9. Чтобы определить падение реки, надо вычислить разность между высотой её истока и высотой устья. Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 метров (за исключением Каспийского моря-озера, где устья рек лежат на высоте -27 метров). Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой её устья. Если река вытекает из озера (например, Ангара из озера Байкал), то высота истока — уровень поверхности воды в озере. Рассчитайте падение рек Печоры (высота истока 676 метров), Камы (высота истока 381 метр, высота устья 36 метров).

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, следовательно высота её устья 0 метров.

Вычитаем от высоты истока высоту устья и получаем, что падение реки Печора равно 676 метров.

Для реки Кама, которая впадает в Волгу, нам уже известны и высота истока, и высота устья. Вычитаем одну высоту от другой и получаем, что падение реки Кама составляет 345 метров).

10. Используя тематические карты атласа, дайте характеристику одной из российских рек (по выбору) по плану: а) географическое положение; б) длина, высота истока и устья; в) питание и режим; г) неблагоприятные явления на реке и их причины; д) хозяйственное использование.

Дадим в качестве примера выполнения задания характеристику реки Обь, на берегах которой я живу.

Характеристика реки Обь, по плану

  1. Географическое расположение. Река в Западной Сибири, протекает с юга на север от гор Алтая до Карского моря северного Ледовитого океана.
  2. Длина реки 3650 километров. Высота истока 160 метров (слияние рек Бия и Катунь). Высота устья 0 метров (Обская губа Карского моря). Падение реки 160 метров, уклон реки 4 см. на км.
  3. Питание реки смешанное (снеговое, дождевое, грунтовое). Режим: зимой замерзает (подо льдом примерно 200 дней), весной проходит паводок.
  4. Неблагоприятные явления весной: паводок, способный затопить большие территории, вызывается таянием снегов. Летом: обмеление из-за недостаточного количества осадков.
  5. Хозяйственное использование. Река судоходна на всём протяжении, используется для перевозки грузов и пассажиров. В Оби много рыбы, но промышленного рыболовства нет. На Оби стоит крупная ГЭС в Новосибирске. Берега реки и Обского водохранилища используются как рекреационная зона для отдыха людей.