Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 49
§ 7. Ответы на вопросы к теме «Описание результатов исследований»
Проверьте себя
1. С какой целью проводятся описания в ходе биологических исследований?
Описания проводятся с целью зафиксировать полученные результаты.
2. Какие требования предъявляются к научному описанию?
Научное описание должно быть наглядным и понятным, позволять легко анализировать полученные данные, сравнивать их с другими, находить определённые закономерности.
3. Чем количественное описание отличается от качественного?
Качественные описания излагают только последовательность процедур, а количественные кроме этого указывают результаты измерительных процедур.
4. Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?
Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются для удобного использования полученной информации.
Эти формы описания позволяют сравнивать и анализировать данные, сопоставить характеристики, найти закономерности и даже сделать прогноз.
5. Что такое таблица? С какой целью она применяется в научных описаниях?
Таблица — это представление данных в виде строк и столбцов.
Таблица позволяет представить большой объём данных в удобной для анализа, сравнения форме. Данные в таблице легче использовать для других исследований.
6. Чем схема отличается от таблицы?
Если в таблице указаны количественные данные, схема показывает качественные: структурные компоненты объекта и связи между ними.
7. С какой целью в научных описаниях используются диаграммы? Какие виды диаграмм вам известны?
Диаграммы наглядно показывают разницу между различными параметрами, данными, то есть позволяют сравнивать различные величины, визуально оценивать их соотношение.
Существуют круговые и столбчатые диаграммы.
8. Какой вид представления научной информации называется графиком? С какой целью в научных описаниях он используется?
График — это чертёж, который показывает зависимость между выбранными параметрами.
График показывает, как меняется объект или явление в зависимости от условий, например, со временем.
9. Какой приём мыслительных действий мы обязательно используем при проведении научного исследования?
Мы обязательно используем анализ — расчленение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта или явления.
Подумайте!
Почему исследование, результаты которого представлены в виде таблицы, диаграммы или графика, легче анализировать тем те, которые их не содержат?
Таблицы, диаграммы, графики и прочее позволяют наглядно увидеть результаты, на глазок сравнить данные, не углубляясь в выкладки и тексты.
Так, нам намного проще понять как устроен цветок по биологическому рисунку, чем по текстовому описанию. Ведь рисунок, как и данные схем и графиков, не допускают различных толкований, чем часто грешит текст.
Моя лаборатория
1. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к описаниям.
Требования к описаниям, пример:
- Описание должно описывать последовательность этапов наблюдения.
- Должно указывать результаты измерительных процедур.
- Должно позволять анализировать и сравнивать данные.
- Должно позволять находить закономерности.
- Должно быть просто и понятно.
- Должно использовать средства визуального представления информации.
2. Используя рисунок 28, представьте химический состав клетки в виде круговой диаграммы.
На рисунке 28 мы видим таблицу, в которой указан химический состав клетки, разделённый на органические (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты) и неорганические вещества (вода, минеральные соли). Причём для каждого вещества указан разброс процентов от минимально возможного до максимально возможного.
Выберем средние значения % для каждого элемента и построим круговую диаграмму.
3. Рассмотрев график на рисунке 31, определите, в какие промежутки времени температура воздуха снижается, повышается, повышается наиболее быстро. Подумайте, от чего может зависеть изменение температуры воздуха в течение суток. Какими приборами нужно воспользоваться для проведения подобных измерений и каковы должны быть их шкалы деления?
Температура снижается с 15 часов дня до 24 часов ночи и далее до 3 часов утра.
Температура повышается с 6 часов утра до 15 часов дня.
Наиболее быстро температура повышается с 9 до 12 утра — график наиболее крутой.
Изменение температура явно зависит от нагрева земли солнечными лучами. Когда утром солнце встаёт, оно начинает нагревать землю, отчего повышается температура воздуха. Вечером солнце садится и земля остывает, а температура воздуха уменьшается.
Измерить температуру можно термометром, время — часами. Термометр должен иметь шкалу деления 1 градус, а часы — в один час.
4. Рассмотрите внимательно рисунок 33. У бабушке на огороде три свободных участка. Она решила посадить там различные деревья — яблони, груши и сливы. На первом участке она посадила одинаковое количество деревьев — по 15 штук, на втором и третьем — разное. Представьте данные по остальным двум участкам в виде круговой диаграммы. Переведите информацию из диаграмм в табличную форму и заполните таблицу в рабочей тетради.
По столбчатой диаграмме мы легко находим количество деревьев на втором и третьем участках.
На втором участке яблонь — 30, груш — 20, а слив — 10.
На третьем участке яблонь — 20, груш — 15, а слив — 20.
По этим данным строим круговые диаграммы, их же заносим в таблицу.