вторник, 31 января 2023 г.

Какие культурные растения дала миру Латинская Америка, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 145

Параграф 36 "Латинская Америка в мире"

Как Южная Америка стала латинской. Кто такие латиноамериканцы. Как природные ресурсы влияют на облик Латинской Америки.

 Откройте атлас

1. Найдите на карте государства Латинской Америки, названные в тексте параграфа.

Покажем на карте страны с севера на юг от границ США:

  1. Мексика.
  2. Гватемала - южнее Мескики.
  3. Коста-Рика - южнее Гватемалы.
  4. Колумбия - за Панамским перешейком.
  5. Гайана - восточнее Колумбии, за Венесуэлой.
  6. Эквадор - южнее Колумбии.
  7. Перу - южнее Эквадора
  8. Боливия - на юго-востоке от Перу, без выхода к Тихому океану.
  9. Бразилия - весь восток Южной Америки
  10. Уругвай - южнее Бразилии на побережье Атлантического океана.
  11. Аргентина - ещё южнее Бразилии.
  12. Чили - западнее Аргентины

Это я знаю

2. Какой след оставила испанская и португальская колонизация в Латинской Америке? Что вам об этом известно?

Долгие годы испанцы и португальцы грабили страны региона, вывозя в Европу их богатства. Они уничтожали индейцев, местное население, и насаждали свои обычаи. Они ввозили рабов из Африки.

Сейчас страны Латинской Америки обрели независимость. В них говорят на испанском и португальских языках, верят в Христа, а их население является потомками европейцев, африканцев и индейцев. Смешение рас - отличительная черта Латинской Америки.

3. Какие древние цивилизации существовали в Латинской Америке? Что вам о них известно?

  1. Майя. Жили на полуострове Юкотан в Мексике и Гватемале. Строили огромные города и пирамиды, выращивали кукурузу, знали астрономию и вели отсчёт времени.
  2. Ацтеки. Жили в центральной Мексике. На месте их бывшей столицы стоит город Мехико. Ацтеки часто воевали и приносили жертвы, но хорошо знали астрономию.
  3. Инки. Жили в центральных Андах, на территории Перу. Строили города высоко в горах, приручили лам. Инки прокладывали дороги в горах и писали узелковым письмом - кипу.

4. Где в основном сосредоточено население Латинской Америки? Почему?

Половина населения Латинской Америки живёт в Бразилии и Мексике. Большая часть населения сосредоточена в прибрежных районах и на островах Карибского моря, потому что остальная территория труднодоступна и мало пригодна для жизни.

5. Какие культурные растения дала миру Латинская Америка?

Картофель, томаты, перец, фасоль, кукурузу, какао, табак, батат, тыква, ананас и многие другие.

6. Почему, несмотря на богатство полезных ископаемых, многие страны региона бедны?

На это ряд причин. Первая: наследство колонизации и господство в странах иностранных компаний. Вторая: деньги от продажи полезных ископаемых вывозятся за границу. Третья: низкий уровень образования. Четвёртая: высокий прирост населения. Пятая: постоянные внутренние конфликты, перевороты. Шестая: преобладание сельского хозяйства над промышленностью. Седьмая: большой процент труднодоступных территорий.

Это я могу

7. Нанесите на контурную карту полезные ископаемые региона.

Воспользуемся картой полезных ископаемых Латинской Америки.

Полезные ископаемые Латинской Америки

8. Сравните карты плотности населения (рис. 11) и природных зон (рис. 55). В какой из природных зон региона наибольшая плотность населения? Почему?

Наибольшая плотность населения в зонах саванны, редколесья, лесов тропического и субтропического пояса. В этих зонах благоприятный климат как для жизни, так и для ведения сельского хозяйства.

Однако, очень высокая плотность населения в Мексике, которая расположена в зоне высотной поясности. Там также во многих регионах мягкий климат, позволяющий вести сельское хозяйство, а горы не так высоки, как Анды.

Это мне интересно

9. Амазонские леса называют лёгкими планеты. Ежегодно их вырубается и выжигается 2%. Как остановить уничтожение этого ценнейшего ландшафта Земли?

Остановить вырубку лесов Амазонии можно только на уровне государства. Большая часть лесов принадлежит Бразилии и эта страна должна принять закон, запрещающий уничтожать леса, а сам регион объявить заповедником или национальным парком. Мировое сообщество может повлиять на правительство Бразилии своим мнением.

понедельник, 30 января 2023 г.

Почему в Южной Америке пустынь меньше, чем в Африке, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 141

Параграф 35 "Южная Америка: образ материка 2"

В чём особенность климата Южной Америки. Какие особенности природы Южной Америки зависят от климата и рельефа.

Это я знаю

1. В чём особенности климата Южной Америки?

Главной особенность климата материка является его высокая влажность. Анды задерживают влажные воздушные массы как с Атлантического, так и с Тихого океанов, заставляя их проливаться обильными осадками. В Южной Америке мало пустынь, большая часть материка лежит в зонах экваториального и субэкваториального климата.

2. Назовите крупные реки и озёра Южной Америки.

Реки: Амазонка, Ориноко, 

Озёра: Титикака, Маракайбо.

3. Почему в Южной Америке пустынь меньше, чем в Африке?

Самая широкая часть Южной Америки лежит в низких широтах, где царят экваториальный и суб экваториальный климат. Это влажные типы климата, там много осадков и нет пустынь. В Африке же широкая часть материка лежит в зоне засушливого тропического климата. К тому же Анды являются преградой для влажных воздушных масс.

Это я могу

4. Нанесите на контурную карту географические объекты, названные в тексте параграфа.

  1. Атакама.
  2. Амазонка.
  3. Ориноко.
  4. Маракайбо.
  5. Титикака.
Южная Америка, контурная карта, реки, озёра

5. По рисунку 111 расскажите об особенностях высотной поясности в Андах.

Зона высотной поясности в Андах начинается с высоты 1000 метров. Здесь находится Тьерра кальентье - жаркая земля. Это зона влажных экваториальных лесов, где выращивают какао, бананы, сахарных тростник, а в засушливых участках - хлопчатник, кофе и табак.

С высот в 1500 метров начинается тьерра темплада - умеренная земля. До высоты в 2800 метров растут широколиственные леса, выращивают кукурузу и кофе.

Выше 2800 метров идёт тьерра фриа - холодная земля. Здесь растут вечнозелёные хвойные и лиственные леса, выращивают картофель и зернобобовые культуры, развито скотоводство (ламы).

Выше 3500 метров начинается тьерра элада - морозная земля. Это зона влажных экваториальных лугов - парамос.

Снеговая граница в Андах находится на высотах от 4500 метров под экватором до 6500 в тропиках. Это зона высокогорных пустынь и ледников.

воскресенье, 29 января 2023 г.

Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 30-31

И. Шмелёв "Как я стал писателем"

Размышляем о прочитанном

1. Рассказ назван "Как я стал писателем". Как вы думаете, что это: воспоминания, дневниковые записи или обычный рассказ?

Этот рассказ ближе к воспоминаниям, автор рассказывает реальную историю из своей жизни, вспоминает о детстве.

2. Что открывал герой в людях? Что ему нравилось в них? Какими виделись ему в детстве окружающие предметы?

Герой открывал в людях необычные черты, качества. Ему нравилось, что есть люди, любящие слово, талантливые, отзывчивые, не ограничивающие детскую фантазию, свободу.

Предметы виделись мальчику живыми, родными, добрыми.

3. Какой герой одного из рассказов Платонова также воспринимал окружающий его мир и предметы? О каких чертах характера это свидетельствует?

Так же воспринимал мир мальчик Никита из одноимённого рассказа Платонова. Ему тоже окружающие предметы казались живыми.

Это свидетельствует о романтичности, богатой фантазии и воображении, впечатлительности.

4. Как пришло к Шмелёву умение писать? Чем заканчивается рассказ? Почему главный герой почувствовал, что он другой? Известны ли вам рассказы и повести о том, как человек становился писателем (например, у Чехова, Бунина, Горького)?

Начинал Шмелёв со школьных сочинений и незаметно пришёл к собственному. Его восхитила природа у старой мельницы, он почувствовал вдохновение и на одном дыхании за вечер написал большой рассказ. Его рассказ напечатали и Шмелёв почувствовал себя писателем.

Герой понял, что изменился и должен что-то сделать, готовиться к писательскому труду. Он осознал, что стал другим, ведь его рассказ читали многие люди, а это значит ответственность.

У Ивана Бунина есть рассказ "Как я пишу", в котором автор рассказывает о труде писателя.

5. В какое историческое время происходит становление писателя? По каким приметам мы можем об этом догадаться?

Действие рассказа относится к концу 19 века. По тексту легко догадаться, что действие происходит до революции, при царе.

Мы читаем, что оценки школьникам ставили в балльники, в гимназии изучали латынь, переход в следующий класс назывался пересадкой. В редакции героя встречает швейцар.

6. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Можно ли к ним отнести рассказ Шмелёва?

Автобиографическими называются произведения, в которых автор описывает собственную жизнь в хронологическом порядке. К ним можно отнести и рассказ Шмелёва, который описывал своё детство от самых юных лет до первого напечатанного рассказа.

Развиваем дар слова

1. Пробовали ли вы сами создать оригинальный рассказ, очерк, басню, рецензию? Что вам в этом помогало?

Я писала много сочинений, рецензий, пыталась сочинять стихи. Больше всего в этом мне помогало чтение и желание выразить себя в творчестве.

2. Объясните слова и словосочетания:

Непредумышленно - без умысла, случайно.
Доныне - и сейчас.
Оратор - тот, кто выступает перед публикой с речью.
Благословляющий - возносящий хвалу, славящий.
Пренебрежительно - безразлично, равнодушно.
Возненавидел - воспылал ненавистью.
Нравственное совершенствование - изменение внутреннего мира, взглядов.
Проникнуться чувством - испытать какое-либо чувство.
Наставник - учитель.
Мыслитель - тот, кто думает.
Творение - произведение искусства.
Благоговение - восхищение.
Благодушие - умиротворение, добродушие.
Смущённый - взволнованный.

Творческое задание

Напишите сочинение-эссе "Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем"

Отзыв на рассказ Шмелёва "Как я стал писателем"

В рассказе "Как я стал писателем" Иван Шмелёв обращается к своему детству и юношеству, к тому периоду своей жизни, когда он впервые ощутил в себе талант писателя.

Рассказ начинается с описания дестких лет автора. Это очень важный момент, который позволяет понять внутренний мир ребёнка, его отношение к природе и окружающим его людям. Мальчик в рассказе показан впечатлительным и эмоциональным, он одушевляет окружающие предметы, радуется жизни. Так у автора начала формироваться тяга к творчеству.

В гимназические годы автор увлекается русской и зарубежной литературой, пишет сочинения и даже фантастические стихи. Творческий процесс выражения своих мыслей и чувств всё больше захватывает его.

Но по-настоящему первым литературным опытом для Шмелёва становится рассказ "У мельницы", который он написал под впечатлением летнего отдыха и рыбалки. Чудесная природа пробудила в юноше вдохновение. Этот рассказ был напечатан и Шмелёв понял, что стал другим. Он стал писателем, человеком, который делится с другими людьми своими знаниями и чувствами.

Важнейшим выводом, вытекающим из этого преображения, стала мысль об ответственности, о том, что надо больше работать, читать, узнавать новое. Ведь чтобы что-то сказать другим, надо самому это узнать.

Это занимательный и поучительный рассказ иногда вызывает улыбку, но чаще заставляет задуматься о том, как формируется личность человека. Что оказывает на нас самое сильное влияние, что больше всего запоминается и что будит нашу фантазию.

Фонохрестоматия

1. Что в рассказе Шмелёва вас особенно удивило, поразило?

Меня удивило то, как автор описывал вдохновение, как он "задохнулся и написал", как само "очертилось в воздухе" заглавие. Это так волнительно и необычно!

2. Как способствовало этому чтение актёра? Какие интонации преобладали в его чтении (грустные, радостные, игровые, юмористические)?

В интонации актёра преобладали юмористические, игровые интонации. Он прекрасно передал лёгкую иронию автора над собственным волнением и наивностью.

3. Почему герой Шмелёва решил послать рассказ в журнал? Что он при этом думал? Как, с какими чувствами и интонациями об этом читает Алексей Колган?

Шмелёв долго колебался, волновался, потом всё-таки решился и отнёс рассказ в редакцию. Герой думал, что люди могут решить, что он занимается пустяками. Актёр читает об этом с иронией, но ласково, очень взволнованным голосом.

4. Почему актёр особо торжественно произносит слова редактора?

Эти слова словно напутствие начинающему писателю, призыв к дальнейшему творчеству и совершенствованию. Поэтому актёр добавляет в голос патетики.

5. Как Шмелёв решил готовить себя к писательскому труду (читать, писать, слушать...)?

Шмелёв решил больше читать, думать, вглядываться, чтобы много узнать и много сделать.

Дополнительно. Из прошлых редакций учебника:

Прочитайте и перескажите отрывок "Московский говор" из книги К. Стародуб "Литературная Москва".

Пересказ отрывка "Московский говор"

Речь москвичей менялась на протяжении каждого поколения. Из их языка ушли мягкость и неторопливость, присущие старомосковскому говору. Ритм времени менял язык. Обороты стали категоричными, образность ироничной. Поэтому нам ещё милее любое напоминание о старой московской речи, которая проявляет себя интонацией или оборотом. Поэтому такой популярностью пользуется книга Евгения Иванова "Меткое московское слово". В ней запечатлена живая московская речь первых двух десятилетий ХХ века.

Есть ли особенности говора в вашем крае, области, городе? Чем он отличается от говора московского?

Я не замечала какие-то особенности говора в нашем крае. У нас не окают и не акают. Я не думаю, что наш говор чем-то отличается от современного московского.

Шмелёв Иван Сергеевич


суббота, 28 января 2023 г.

В чём различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 101-102

С. Есенин "Пугачёв"

Размышляем о прочитанном

1. В чём принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? О чём говорит Пугачёв? К чему призывает? О чём горюет? Как вы понимаете строки "Я положил себе зарок молчать..."?

У Есенина Пугачёв положительный народный герой, а его бунт - восстание, направленное против угнетателей. То есть Есенин считает бунт Пугачева освободительным движением, а Пушкин народным бунтом, бессмысленным и жестоким.

Пугачёв говорит о грозном замысле, он призывает достать ножи и "всадить их в барские лопатки". А когда его план погиб, Пугачёв зовёт всех в Азию, где люди живут гордо и свободно.

Пугачёв горюет о невесёлом житье народа, о трусости своих сподвижников.

Я положил себе зарок молчать - дал слово хранить замысел в тайне.
Ржёт дорога в жуткое пространство - кони скачут через пустое пространство.
Луна, как жёлтый медведь, в мокрой траве ворочается - Луна стоит низко над горизонтом, светит через мокрую траву.
Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни - вдоль берегов Яика жили угнетённые люди, которых мечтал освободить Пугачёв.

2. Обратите внимание на художественные особенности поэмы, определите виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры и т. д.) в следующих цитатах: "Ржёт дорога в жуткое пространство..." Как вы считаете, чем объясняется столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Ржёт дорога в жуткое пространство - олицетворение, эпитет.
Мне нравится степей твоих медь - метафора.
Луна, как жёлтый медведь - сравнение, эпитет.
Ты звал меня стоном придавленной черни - олицетворение, метафора, эпитет.
Словно яблоко тяжёлое виснет с шеи твоя голова - сравнение, эпитет.
Родное золото славян - метафора, эпитет.
Слышен прялки ровный разговор - метафора, олицетворение.
Стонет Русь от цепких лапищ - олицетворение, эпитет, гипербола, метафора.
Всех связали, всех вневолили - гипербола.
И берёзами запачканный наш тракт - метафора, олицетворение.
Уж мятеж вздымает паруса - олицетворение, метафора.
Из пасти темноты выдергивают звёзды, словно зубы - метафора, олицетворение, сравнение.
Колокол луны скатился ниже - метафора.

Такое изобилие эффектных тропов характерно для есенинского творчества и призвано создать необычайно яркие картины природы, образы героев, усилить впечатление от текста.

Поэт стремится объединить природу и героев, показать, что природа также страдает, как человек: дорога ржёт, тракт заплаканный, Яик зовёт стоном. Есенин остро чувствует несправедливость, невозможность такого существования и подчеркивает свои мысли тропами: стонет Русь, стон черни. Мятеж воспевается поэтом как попытка освобождения, как символ надежды - он вздымает паруса.

Поэт отождествляет Русь и народ. Осовобождение народа для него означает свободу для страны.

3. Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина "Пугачёв"?

У меня это произведение вызвало сильную грусть. Мне стало жаль угнетённый народ, стыдно за дворян и царицу, восхищала энергия Пугачёва, его свободолюбие.

Опыт литературоведческого исследования

Каким предстаёт предводитель восстания в этом произведении? В чём различие и в чём сходство между героем Есенина и Пугачёвым в текстах преданий и романе Пушкина "Капитанская дочка"?

В поэме Есенина Пугачёв предстаёт в романтическом образе народного героя, освободителя угнетённой, придавленной черни. Это решительный и смелый человек, который ведёт за собой народ, который первым бросает камень народного мятежа. В этом принципиальное различие образа есенинского Пугачёва и пушкинского.

Ведь у Пушкина Пугачёв показан обычным человеком, со своими достоинствами и недостатками. В некоторых моментах он неоправданно жесток, в других - неожиданно благороден. Пугачёв Пушкина показан с беспристрастностью историка, Пугачёв Есенина лишён отрицательных качеств, он исключительно положительный герой, любимец простого народа, вождь. В этом поэма Есенина сближается с народными песнями и сказаниями о Пугачёве.

Сходство же двух образов в изображении характера Пугачёва. И у Пушкина, и у Есенина это смелый, решительный человек, способный стать лидером, использующий образ Петра 3 для достижения своих целей.

Развиваем дар слова

Объясните значение слов и словосочетаний:

Разящие волны - бьющие в берег.
Бесстыдный - не знающий стыда.
Трусливый - боязливый.
Рать врагов - войско врагов.
Стон придавленной черни - стон угнетённого народа.
Грустящие деревни - печальные, несчастные крестьяне.
Замысел - идея, главная мысль.
Странник - путник.
Стонет Русь - народ страдает.
Сострадание - сочувствие бедам другого.
Подкошенная трава - скошенная косой трава, упавшая.
Вещий - мудрый, прозревающий будущее.
Озарить - осветить.

Фонохрестоматия

1. В чём смысл стихотворного отрывка из поэмы "Пугачёв"? Каковы герои Есенина? Можно ли их сравнить с героями пушкинской "Капитанской дочки"?

Смысл этого отрывка в том, что Пугачёв отказывается признать поражение. Он понимает, что дальнейшая борьба проиграна и стремится в Азию, где люди живут свободно. Оттуда он мечтает грозить России.

Герой Есенина решителен и упорен, он эмоционален, неистов, он одержим своей идеей и готов идти до конца. Его можно сравнить с пушкинским Пугачёвым, который также боролся до конца. Но если у Пушкина Пугачёв смирился с участью, хотя и не покорился, то у Есенина Пугачёв не признаёт поражения, мечтает о дальнейшей борьбе.

2. Какие характерные черты есенинских героев выявляются в актёрском чтении Сергея Сазонтьева?

Актёр показывает смелость, решительность, непримиримость Пугачева, его горечь и боль за простой народ. Пугачёв в прочтении актёра кажется одержимым, неистовым, но не сломленным.

3. Слышали ли вы запись чтения самого Сергея Есенина? Если слышали, то попробуйте определить, какие интонации Сергея Сазонтьева близки есенинскому чтению.

Мне удалось послушать, как Есенин читает монолог Хлопуши. В нём отчётливо слышно восхищение, которое вызывал у самого поэта образ Пугачёва. В этом интонации Сазонтьева близки к есенинскому чтению.

С. Есенин "Пугачёв"


пятница, 27 января 2023 г.

Список добрых дел, которые может сделать даже школьник

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 104-105

Параграф 12 "Человек и человечность"

Проверим себя

1. Что такое человечность?

Человечность - это гуманное отношение к людям.

2. Дай своё определение гуманизма.

Гуманизм - это доброта и отзывчивость ко всем людям, ответственность перед ними, стремление сделать людей счастливыми.

3. Почему необходимо заботиться о слабых, пожилых людях?

Ухаживать за стариками - значит отдавать им свой долг. Им надо помогать, потому что они слабы, беспомощны, больны и не могут сами позаботиться о себе. Забота о стариках - проявление гуманизма.

В классе и дома

1. Какое высказывание, по твоему мнению, точнее отвечает на вопрос "Зачем человек живёт"?

Мне кажется, что точнее всего третье высказывание: Беспокойство и тревога за других - это и есть смысл жизни человека. В нём прямо говорится о том, что должен делать человек, в чём состоит цель его жизни.

В первом высказывании непонятно, должен ли сам человек избавлять мир от несчастных людей или должен ждать, когда это сделает другой. Да и как избавить мир от несчастных в нём не говорится.

Во втором высказывании отмечается, что человек счастлив, если несёт счастье другим. Но не говорится делает ли он это осознанно, является ли это смыслом его жизни.

2. Если бы ты был волшебником, какие бы поступки совершил?

Мне понравился поступок Жени из сказки Катаева "Цветик-семицветик". Она последним желанием вылечила мальчика. Поэтому я бы тоже сделала так, что люди перестали бы болеть. Также я бы пожелала мира, чтобы даже самой мысли о войне не приходило в глупые людские головы.

3. Расскажи о своих бабушке и дедушке. Что тебе известно об их жизненном пути? Какими они предстанут в твоих рассказах своим детям, когда ты станешь взрослым?

Моя бабушка на пенсии. Она очень добрая и любит готовить, особенно печь всякие вкусняшки. Она всегда улыбается и радуется моему приезду. Я знаю, что она всю жизнь проработала на заводе и стала главным бухгалтером. Она гордится своими трудовыми достижениями.

Мой дедушка уже умер и я плохо его помню. Но по рассказам родителей представляю, что это был добрый, смелый и честный человек. Он тоже всю жизнь трудился на том же заводе и был отличным механиком. А ещё он любил рыбалку и по выходным часто уезжал на речку.

Я думаю, что мои дедушка и бабушка предстанут в моих рассказах детям очень хорошими людьми, которых надо любить и на чью жизнь следует равняться.

Практикум

1. Подготовь к следующему уроку и принеси в класс самодельный плакат и напиши на нём все известные тебе варианты золотого правила морали.

Варианты золотого правила морали для плаката

  • Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  • Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
  • Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Каков привет, таков и ответ.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

2-7. Эти пункты являются просто советами по выполнению добрых дел, которым надо следовать.

8. Составь список своих добрых дел в доме. Обсуди его со своими близкими и начинай действовать.

Список добрых дел, пример

  1. Помочь маме приготовить ужин, почистить картошку, натереть овощи.
  2. Вынести мусор.
  3. Накормить кошку, которая живёт в подвале нашего дома.
  4. Сбегать за продуктами для бабушки с третьего этажа.
  5. Собрать мусор возле подъезда и вынести его.
  6. Уступить кому-нибудь место в автобусе.
  7. Покрошить крошек голубям во дворе.
  8. Помочь малышам занести велосипед в дом.
  9. Положить монетку в коробку для пожертвований в магазине.
  10. Просто улыбнуться знакомому и сделать ему комплимент.

Картинная галерея

В. Максимов "Всё в прошлом"

Почему художник именно так назвал свою картину? Придумай рассказ об этих женщинах. Представь, кто они такие, как жили, когда были молоды. Можно ли их старость назвать радостной?

На своей картине Василий Максимов изобразил деревенский дворик и двух пожилых женщин. Одна из них, барыня, откинулась в кресле, вторая - служанка, которая что-то вяжет спицами. На столе рядом с ними чашки, сахарница, что-то сладкое. На ступеньках стоит самовар. Мы видим, что дом находится в запустении, старухи одиноки, их старость нельзя назвать счастливой.

Рассказ о женщинах с картины В. Максимова "Всё в прошлом"

Когда-то эта усадьба была полна народу, в ней устраивались балы, поэтические вечера, с шумом выезжали на охоту помещики.

Тогда барыня была молодой и весёлой. Она радовалась каждому дню и мечтала о любви. Рядом с ней всегда находилась ей служанка, такая же молодая и смешливая, хранительница всех тайн своей барыни. Барыня и служанка были почти подругами.

Потом барыня вышла замуж, родила детей, стала спокойней и уже не так любила шумные балы. Служанка оставалась с ней, следя за новыми, наглыми, по её мнению, слугами.

Прошло ещё время. Барин умер, дети женились и разъехались, и старая барыня неожиданно осталась одна. И лишь верная служанка всё так же оставалась рядом, храня в своём сердце верность и тайны, которые уже никого не интересовали.

Барыня и служанка прожили долгую жизнь и теперь для них пришло время осмысления: была ли их жизнь счастливой, не прожили ли они её напрасно. Тёплыми летними вечерами две старухи выходили во двор, пили чай и вспоминали свою молодость.

В. Максимов "Всё в прошлом"


четверг, 26 января 2023 г.

Почему золотое правило морали живёт много тысяч лет, 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 91

Параграф 10 "Человек славен добрыми делами"

Проверим себя

1. В чём состоит доброе дело, добрый поступок?

Доброе дело состостит в том, чтобы помогать другим людям.

2. Каких людей на свете больше: добрых или злых? Поясни своё мнение.

Добрых людей на свете больше. Ведь если бы было наоборот, то злые люди сами себя уничтожили бы. Они всё делали бы лишь для себя, а значит цивилизация не развивалась бы.

3. В чём суть золотого правила морали?

Это правило требует относиться к другим людям так, как тебе хотелось бы, чтобы отнеслись к тебе.

В классе и дома

1. Как ты думаешь, можно ли быть по отношению к окружающим человеком грубым, а в душе добрым? Поясни.

Человек, грубый к другим, не может быть добрым в душе. Ведь добро всегда направлено на других людей. Если оно направлено внутрь человека, то это уже эгоизм, а он не доброе дело.

2. Как ты считаешь, в чём польза добрых дел?

Польза от добрых дел двояка. Это конкретная помощь тому, кому помог, может быть материальная, может быть психологическая, духовная. И это помощь самому себе. Ведь делая добро, человек становится лучше, чище, он ощущает себя счастливым.

3. Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни.

Рассказ о добром человеке, пример

Я встречала много добрых людей в своей жизни. Но особенно мне запомнилась встреча с одним стариком в магазине. Я заметила, что он ходит между полок и тщательно выбирает продукты. Дорогие с сожалением откладывает, самые дешевые складывает в корзинку.

На кассе он стоял впереди нас. Неожиданно возникла заминка. Какой-то женщине не хватило несколько рублей на молоко. И тут старик протянул кассиру деньги и заплатил за женщину. Он выложил из своей корзинки кусок сыра, потому, что на его оплату у него уже не было денег.

И моя мама положила сыр ему обратно в корзинку.

Это был поступок по-настоящему доброго человека, который помог другому, забыв о своих потребностях. И его добро не осталось незамеченным, оно нашло отклик в сердцах других людей и вернулось к старику.

4. Почему золотое правило морали живёт много тысяч лет?

Сколько существует человек разумный, столько существует золотое правило. Потому что ещё первобытные люди осознали, что такое добро, и что они хотят, чтобы другие относились к ним по-доброму.

Человек во все времена мечтал о добром к себе отношении, а значит следовал золотому правилу.

5. Чему учит нас золотое правило?

Золотое правило учит нас делать добро другим людям, обещая, что это добро обязательно вернётся к нам самим.

6. Каким человеком ты сам себя считаешь: добрым или злым? Что ты сам называешь злом? Приходилось ли тебе делать дела недобрые, т.е. злые? Сожалел ли ты позднее о злом поступке, было ли  тебе стыдно, пытался ли ты исправить свою ошибку? Ответь на эти вопросы честно, проанализируй своё поведение. Это укрепит твой дух.

Я считаю себя добрым человеком, потому что я никому не желаю зла, а часто помогаю другим людям.

Зло для меня - это когда человеку плохо, больно, обидно, одиноко.

Мне приходилось делать злые дела, как и любому из нас. Обычно это происходило под воздействием эмоций, когда я действовала не думая. Потом я всегда раскаиваюсь в совершённом и, если возможно, пытаюсь как-то исправить ситуацию. 

Картинная галерея

Рембрандт "Возвращение блудного сына"

В Библии есть притча о блудном сыне, которую рассказал Иисус Христос. Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник?

На этой картине Рембрандт показал возвращение к отцу блудного сына. Сын ушёл из дома давно, вёл праздную жизнь и обнищал. Он перенёс много страданий и понял свою ошибку. Сын вернулся домой и припал к ногам старика-отца. И отец принял сына.

Художник сумел показать радость и облегчение блудного сына, вновь обрётшего семью, его глубокое раскаяние. Поза сына выражает просьбу о прощении, сын боится отказа, боится, что его не примут обратно.

Отец показан стоящим и обнимающим сына. Его лицо выражает понимание, радость и облегчение. Его сын вернулся, он просит прощения и получит его, и всё начнётся заново - эти чувства переполняют старика.

Рембрандт "Возвращение блудного сына"


среда, 25 января 2023 г.

Описание природного комплекса Московской области, пример, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 169

Параграф 51 "Географическая оболочка Земли"

Что такое географическая оболочка. Из чего состоит географическая оболочка. Каковы свойства географической оболочки. Как размещаются природные комплексы на Земле.

Это я знаю

1. Что такое географическая оболочка?

Географическая оболочка - это область активного взаимодействия всех оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

2. Каковы границы географической оболочки?

Чётких границ у неё нет. Она простирается от озонового слоя до первых километров земной коры. Это область, где существуют живые организмы и активно участвует в природных процессах вода.

3. Каковы свойства географической оболочки?

  • Целостность, сочетание и взаимопроникновение живого и неживого.
  • Ритмичность, повторение процессов и явлений.
  • Зональность, различие природных условий в зависимости от широты.

4. Объясните, чем обусловлена географическая зональность природы Земли.

Зональность обусловлена разным количеством тепла, которое поступает на разные широты из-за шарообразности Земли.

5. Что такое природная зона?

Это зональный природный комплекс, обладающий своим особенным сочетанием тепла и влаги

6. Самый крупный природный комплекс на Земле:

Выбираем вариант Б: географическая оболочка.

Это мне интересно

7. Опишите природный комплекс вашей местности по плану: географическое положение комплекса и его название; почвы и их характеристика; растительный мир, состав; животный мир, основные представители; изменение природного комплекса под воздействием человека.

Описание природного комплекса Московской области, пример

  1. Природный комплекс находится в центре европейской части России, на Восточно-Европейской равнине. Его название - холмистая равнина.
  2. В Московской области преобладают подзолистые, дёрно-подзолистые и серые лесные почвы. Это почвы средней плодородности. В отдельных местах встречается чернозём, очень плодородная почва, и суглинок, почва низкой плодородности.
  3. Значительная часть области покрыта смешанными лесами. В них преобладают ели, сосны, клён, вяз, берёза, ольха, дуб, черёмуха, ива, много кустарников.
  4. Животный мир области очень богат. Здесь обитает 60 видов млекопитающих, 40 видов рыб, 18 видов пресмыкающихся и земноводных, множество видов насекомых. Типичными представителями фауны являются барсук, белка, заяц, ёж, бобр, енотовидная собака, лиса, кабан, мышь, крыса.
  5. Московская область - экономически очень развитый регион и влияние человека на природу очень велико. Многие леса вырублены, на месте лугов появились поля и сады. Это привело к сокращению разнообразия животного и растительного мира. Негативное влияние на природный комплекс оказывает промышленное загрязнение. Из-за загрязнения рек из области ушли многие виды рыб. В области проводится масштабное обводнение торфянников, что снижает риск пожаров, но уничтожает уникальную экосистему. Для сохранения природы в области созданы заповедник и два национальных парка.

Свойства географической оболочки


вторник, 24 января 2023 г.

Описание животного, растительного мира и почв Московской области, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 160

Параграф 49 "Почвы"

Что такое почва. Какие бывают почвы.

Это я знаю

1. Что такое почва?

Почва - это тонкий поверхностный слой земной коры, отличающийся плодородием.

2. Какова роль живых организмов в образовании почвы?

Микроорганизмы и некоторые мелкие животные, обитающие в почве, разлагают накопившиеся останки растений и животных, превращая их в перегной. Благодаря этому и появляется почва.

3. Почву называют особым природным телом, потому что:

Выбираем вариант Б: она обладает плодородием.

4. Наиболее плодородными почвами являются:

Выбираем вариант Б: чернозём.

Это я могу

5. Опишите животный, растительный мир и почвы свой местности.

Описание животного, растительного мира и почв Московской области

Московская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в зоне умеренного континентального климата, на стыке природных зон лесостепей и смешанных лесов. Эти факторы определяют состав растительного и животного мира области, а также почв региона.

В московских лесах много хвойных и лиственных деревьев. Здесь растут сосны, ели, дуб, липа, ольха, берёза, осина, лещина. Всего лесами покрыто около 40%  территории области.

По югу области проходит зона лесостепи. Там растут многие виды трав, а также низкорослый кустарник.

В лесах области много грибов и ягод.

Животный мир области представлен несколькими семействами млекопитающих и птиц, множеством насекомых, некоторыми пресмыкающимися, земноводными.

Типичными представителями фауны оказываются лисы, зайцы, белки, ежи, кабаны, лоси, бобры. Среди птиц обычными будут дрозд, соловей, рябчик, синица, врановые и утки. Есть у нас гадюки, тритоны, различные жабы и лягушки. Насекомые представлены жуками, бабочками, стрекозами, муравьями, пчёлами, мухами, комарами.

Важную роль в образовании перегноя играют различные виды червей и микроорганизмы, которые обитают в почвах области.

Большую часть области составляют лесные подзолистые почвы. Они отличаются средней плодородностью. Гораздо менее плодородными оказываются лесные серые и болотно-подзолистые почвы. Первые насыщенны песком, вторые страдают от излишней увлажнённости.

На юге области встречаются участки чернозёма - самой плодородной почвы края.

Почвы Московской области


понедельник, 23 января 2023 г.

Сравнение горных стран Гималаи и Анды, Урал и Кавказ, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 87

Параграф 25 "Рельеф Земли. Горы"

Какие бывают горы. Как живут люди в горах. Какие формы рельефа встречаются в горах и на равнинах.

Откройте атлас

1. Найдите на карте горы: Кавказ, Альпы, Анды, Кордильеры, Уральские, Скандинавские, Гималаи, Аппалачи. Вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус.

Нанесём указанные горы и вершины на карту:

  1. Кавказ.
  2. Альпы.
  3. Анды.
  4. Кордильеры.
  5. Уральские.
  6. Скандинавские.
  7. Гималаи.
  8. Аппалачи.
  9. Джомолунгма (Эверест).
  10. Эльбрус.
Горы и вершины на карте

Это я знаю

2. Что называют горами и горными странами?

Горами называют высоко поднятые над равнинами участки суши или дна океана. Они имеют абсолютную высоту более 500 метров.

Горной страной называют группу горных хребтов, разделённых межгорными долинами.

3. На какие группы разделяют горы по высоте?

Горы бывают низкими, высотой до 1000 метров; средневысотными - до 2000 метров, высокими - выше 2000 метров; высочайшими - выше 5000 метров.

4. Плоскогорье - это вид:

Выбираем ответ В: гор и равнин, ведь они находятся на высотах более 500 метров.

5. Высочайшая горная вершина на суше:

Выбираем вариант В: Эверест.

6. Самые высокие горы на Земле:

Выбираем вариант Б: Гималаи.

7. Самые протяжённые горы на суше:

Выбираем вариант В: Анды.

Это я могу

8. По карте полушарий определите, какой материк наиболее и наименее гористый.

Наиболее гористый материк - Евразия. Большая его часть окрашена на карте в коричневые цвета.

Наименее гористый материк - Австралия, там почти нет коричневого цвета.

9. Используя план описания гор сравните горные страны: Гималаи и Анды, Урал и Кавказ. Найдите черты сходства и различия.

Сравнение горных стран Гималаи и Анды

Гималаи находятся на материке Евразия в центральной части Азии. Анды находятся на материке Южная Америка. Гималаи пересекают Индию, Китай, Непал, Бутан. Анды пересекают Колумбию, Эквадор, Перу, Боливию, Чили, Аргентину.

Гималаи протянулись с запада на восток на 2900 км. Анды протянулись с севера на юг на 9000 километров. Гималаи лежат в центре материка, Анды - на границе с Тихим океаном.

Средняя высота Гималаев - 6000 км, Анд - 4000 км. Высшая точка Гималаев - Эверест, Анд - Аконкагуа.

Эверест имеет высоту 8848 метров, Аконкагуа - 6961.

Понижение рельефа более выражено в южной части Гималаев, где находится Индо-Гангская равнина. Туда стекают реки Инд и Ганг. Для Анд понижение рельефа сильнее выражено в западной части, но основные реки, Амазонка, Укаяли и притоки Параны, текут на восток. В Андах есть крупное озеро Титикака.

Обе горные страны относятся к высочайшим горам, они вытянуты, дают начало многочисленным рекам. Они лежат на стыке литосферных плит. Но Гималаи более высокие, не такие протяжённые и с севера граничат с ещё одной горной страной - Тибетом. Анды и Гималаи сравнительно молодые горы, в которых ещё идёт процесс горообразования.

Сравнение горных стран Урал и Кавказ

Урал и Кавказ находятся на материке Евразия и являются границами между частями света Европа и Азия. Но Урал целиком лежит на территории России, а Кавказ захватывает также Грузию, Армению, Азербайджан и Турцию.

Урал протянулся с севера на юг на 2000 км. Кавказ протянулся с запада на восток на 1000 км. Урал является условной границей между Азией и Европой, он начинается на берегах Северного Ледовитого океана, а заканчивается на реке Урал. Кавказ раскинулся от Чёрного до Каспийского моря.

Средняя высота Урала 1300 метров, его высочайшая точка - гора Народная. Средняя высота Кавказа 4000 метров, его самая высокая гора Эльбрус.

Высота горы Народная 1895 метров, высота Эльбруса 5642 метра.

Понижение рельефа Урала выражено одинаково на запад и восток, но больше рек стекает с западных склонов. Понижение рельефа Кавказа сильнее выражено на север, туда же стекают его главные реки. Главные реки Урала: Кама, Урал, Белая, Печора. Главные реки Кавказа: Кура, Терек, Риони. На Кавказе есть довольно крупное озеро Севан.

Кавказ относится к высоким горным системам, Урал - к средневысоким. Урал более протяжённая горная страна. С этих гор берут начало множество рек. Урал относится к старым горным системам, здесь процесс горообразования давно прекратился и сейчас идут процессы выветривания. На Кавказе процесс горообразования продолжается, это молодая горная страна.

Это мне интересно

10. Дайте описание рельефа своей местности, отвечая на вопросы по плану: какими формами образован рельеф? каковы средние высоты местности, максимальная абсолютная высота? какие породы слагают местность? какие полезные ископаемые добывают в вашей местности? Сделайте вывод.

Описание рельефа Московской области

Московская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Для её рельефа характерны невысокие холмы, овраги, речные долины.

Средние высоты местности 200 метров, наивысшая точка - 310 метров находится у деревни Шапкино Можайского района.

Область находится на Восточно-Европейской платформе, в которой преобладают граниты и гнейсы. Эти коренные породы не выходят на поверхность. Они покрыты толстым слоем осадочных пород: доломит, известняк, мергель, глина, мел, песок.

В области добывают торф, фосфориты, строительные глины и песок, известняк, есть запасы железной и титановой руды.

Вывод: Московская область расположена на древней литосферной плите, покрытой слоем осадочных пород. Этим обусловлен равнинный характер местности со значительными следами выветривания и эрозии, а также состав её природных ископаемых.

11. Многие деревни и сёла в России имеют название Горки. Как вы думаете, они действительно были на горе?

Я думаю, что это название происходит от народного наименования холма. Деревни часто строили на возвышенностях, чтобы их не топило половодье. Но эти возвошенности не поднимались высоко над остальной территорией и не являлись горами.

воскресенье, 22 января 2023 г.

Описание Восточно-Европейской равнины по плану, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 83

Параграф 24 "Рельеф Земли. Равнины"

Как образуются горы и равнины. Какие бывают равнины. Как живут люди на равнинах.

Откройте атлас

1. Найдите на карте равнины: Восточно-Европейскую, Великую Китайскую; низменности: Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую; возвышенность: Среднерусскую, плоскогорье: Среднесибирское, Декан, Бразильское.

Нанесём указанные равнины на карту:

  1. Восточно-Европейская.
  2. Великая Китайская.
  3. Западно-Сибирская.
  4. Амазонская.
  5. Индо-Гангская.
  6. Прикаспийскую.
  7. Среднерусская.
  8. Среднесибирская.
  9. Декан.
  10. Бразильская.
Равнины мира на карте

Это я знаю

2. Равнина - это часть земной поверхности:

Выбираем ответ Б: с колебанием высот до 200 метров.

3. Закончите предложение:

Рельеф - это совокупность форм твёрдой поверхности Земли.

4. Какое из утверждений о рельефе верно?

Выбираем вариант 1: верно только А. Крупнейшими формами рельефа являются впадины океанов и выступы материков.

5. Как вы считаете, происходит ли изменение равнин в настоящее время? Ответ обоснуйте.

Равнины образуются на устойчивых участках земной коры, значит внутренние силы Земли практически не меняют их облик. Но сейчас всё чаще влияние на состояние равнин оказывает человек, внешняя сила. Люди добывают полезные ископаемые и роют огромные карьеры, они строят дамбы и вода затапливает огромные территории.

Это я могу

6. Составьте план-конспект текста параграфа.

План-конспект параграфа "Рельеф Земли Равнины"

  1. Рельеф и его основные формы на суше и в океане.
  2. Образование гор и их разрушение внешними силами. Возникновение равнин.
  3. Виды равнин: впадины, низменности, возвышенности, плоскогорье.
  4. Бывают плоские, волнистые, ступенчатые и холмистые равнины.
  5. Уклон равнины можно заметить по направлению течения рек.
  6. На равнинах живёт 4/5 населения России.
  7. Плодородные почвы речных долин подходят для развития земледелия. 

Это мне интересно

7. Подберите из научной, художественной литературы описания равнин. Какие особенности равнин отмечены в этих описаниях?

Сравним художественное и научное описание равнин

В романе Ф. Купера "Прерия" даётся описание этой северо-американской равнины. Писатель отмечает её безжизненность, сухость, чахлую траву и каменистую почву. Всё это очень мешало переселенцам - героям романа. Бесконечные просторы прерий тянулись на многие дни пути. В них было мало жизни.

В статье из энциклопедии объясняется засушливый климат прерий, скудность их растительности, описывается их географическое положение - на восточном крае Великих равнин Северной Америки.

Художественное описание даёт оценку прерий с точки зрения оказавшихся в них людей и характеризует удобство для жизни. Научное описание указывает на расположение равнин и особенности их климата.

Описание Восточно-Европейской равнины по плану

  1. Восточно-Европейская равнина находится на материке Евразия, в восточной части Европы. Большая её часть расположена на территории России, захватывает Белоруссию и Украину.
  2. Протяжённость с севера на юг 2500 км, с запада на восток - 2400 км. В градусах от 48 с.ш. до 67 с.ш. и от 20 в.д. до 57 в.д.
  3. На севере равнина доходит до Баренцева и Белого морей Северного Ледовитого океана, на востоке ограничена Уральскими горами, на юге - Чёрным и Каспийским морем, на западе - Балтийским морем, Карпатами.
  4. Средняя высота равнины 171 метров, наибольшая абсолютная - 479 метров.
  5. Характер равнины - холмистый. 
  6. Понижение рельефа идёт от центра равнины на север и на юг.
  7. По равнине протекают реки: Волга, Днепр, Дон, Северная Двина. Печора, Нева. На равнине находятся озёра: Ладожское, Онежское, Псковское. Крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев, Ростов, Архангельск.

суббота, 21 января 2023 г.

А. Блок "На поле Куликовом", следы влияния фольклора, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 92-93

А. Блок "На поле Куликовом"

Фонохрестоматия

1. Литературоведы утверждают, что в творчестве Блока вырисовывается тема двух Россий. О какой России идёт речь в этом стихотворении?

В стихотворении речь идёт о России народной, древней, но вечной.

2. Что преобладает в стихотворении - тревога, горестное чувство, любовь? Как удаётся это донести Алине Покровской чтением?

В стихотворении преобладает тревога. Актриса выделяет это чувство голосом, в нём слышится боль, тревога, он звенит и словно плачет. Но не мало в нём и слов любви, которая придаёт сил, зовёт на подвиги.

3. Почему слышится мелодия песни "Вот мчится тройка почтовая"? Что она символизирует?

Песня символизирует путь, дорогу без конца и края. Как нет начала у истории России, так не будет никогда конца. В борьбе Родина обретёт счастье и покой, но до этого ещё очень долгое время, а пока - покоя нет.

Размышляем о прочитанном

1. О чём повествует Блок в цикле "На поле Куликовом"? Как передаётся поэтом историческое событие - битва на Куликовом поле? Почему Блок сравнивает Русь с женой? Как вы понимаете эти строки?

Первые пять стихотворений рассказывают о Куликовской битве - долгом пути, ночной тревоге перед битвой, переживаниях воина и его мечтах. Последнее стихотворение "Россия" словно подводит итог циклу. В нём поэт признаётся в любви к России, и выражает надежду на светлое будущее.

Поэт передаёт историческое событие через слова и мысли русского воина, участника грозного события.

Жена не только супруга, но и просто женщина. Сравнивая Русь с женой, автор указывает на огромную любовь к Родине, которая сильнее страха смерти. Воин понимает, что ему и его потомкам предстоит вечно защищать Родину, как любимую женщину, а потому покой им может только сниться.

2. Какое настроение преобладает в произведении? Каким образом оно достигается? С какими произведениями сближается текст поэмы в словах "На пути - горючий белый камень"?

В цикле преобладают грустные, печальные ноты. Это настроение достигается с помощью поэтических образов. Поэт часто использует слова с грустным оттенком: тоска, горючий, нищая, грустят, скудная, испуганные, ущербная, больна и другие.

Упоминание горючего путевого белого камня отсылает читателя к текстам древнерусских былин.

3. Как можно объяснить строки "Я не первый воин, не последний"?

Герой стихотворения говорит о том, что Родина будет долго больна, то есть её будут долго терзать враги, как терзали в прошлом. И раньше, до него, русские воины выходили на битвы защищать свою землю, поэтому герой не первый воин. Он понимает, что будут битвы и в будущем, поэтому он воин не последний.

4. Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях:

Река раскинулась, течёт, грустит лениво - олицетворение, метафора.
Скудная глина жёлтого обрыва - эпитеты.
Грустят стога - олицетворение.
Идут испуганные тучи - олицетворение, метафора.
Горючий белый камень - эпитеты.
Долго будет родина больна - олицетворение.
Вековая тоска - эпитет, гипербола.
Ущербная луна - эпитет.

5. Как вы понимаете концовку в стихотворении "Россия"?

Поэт говорит о том, что невозможное возможно, а дорога будет лёгкой, когда есть за что бороться, к чему стремиться, когда любишь свою Родину.

6. Чем объединены стихотворения Блока в цикле "На поле Куликовом" (жанром, темой, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия)?

Стихотворения объединены и жанром, и темой, и поэтическим настроением. А также исторической эпохой, замыслом.

Опыт литературоведческого исследования

Найдите в тексте цикла "На поле Куликовом" следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далёкого исторического прошлого.

Используя в цикле мотивы древнерусской и фольклорной поэтики Блок достигает погружения в описываемую эпоху, точнее передаёт настроение, чувства героев. Этим достигается особое, героическое восприятие цикла.

Примеры влияния фольклора в цикле "На поле Куликовом"

  • Используется образ путевого камня, как символ выбора - горючий белый камень.
  • Применяются гиперболы для описания доблести воина-богатыря и силы врага - тучей чёрной двинулась орда.
  • Используется образ князя - защитника Русской земли - тихие зарницы князья стерегли.
  • Народ и Россия не разделяются - Россия, нищая Россия.
  • Родина сравнивается с женой, женщиной - О, Русь моя! Жена моя!
  • Борьба с врагом описывается как богоугодное дело - святое знамя, святое дело.
  • Одушевление природы - Непрядва убралась туманом, что княжна фатой.
  • Формула "сам-друг".
  • Вмешательство высших сил - твой лик нерукотворный.
  • Мотив противостояния добра и зла - светлый стяг над нашими полками/поганая орда.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, введите их в свою разговорную речь.

Скудный - бедный, незначительный.
Пронзил - проткнул.
Тоска - грусть.
Блеснёт - сверкнёт.
Испуганные тучи - убегающие прочь тучи. 
Мелькают вёрсты - передаёт скорость передвижения.
Святое дело - правое дело.
Родина больна - враги терзают Родину.
Помяни - вспомни погибшего.
Сердцем вещим - сердем чующим, знающим.
Глухая песня - тоскливая, протяжная песня.
Мгновенный взор - быстрый взгляд.
И невозможное возможно - всё возможно.
Прекрасные черты - очень красивые.
Дивное диво - чудо из чудес.
Забота - тревога, хлопоты.
Узорный плат - красивый платок.
Песни ветровые - звуки ветров в поле.
А. Блок "На поле Куликовом", иллюстрация


пятница, 20 января 2023 г.

Д. Лихачёв "Мир на Куликовом поле", ответы на вопросы, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 83, 87

Д. Лихачёв "Мир на Куликовом поле"

Проверьте себя

1. Какие стихотворения Блока вам знакомы? О чём они?

Мы изучали несколько стихотворений Блока и это были лирические стихотворения о природе или детстве. Например, мы читали стихотворение "Летний вечер", в котором поэт описал вечер в поле, его красоту и поэтичность. В похожем ключе написано стихотворение "На лугу". А вот в стихотворении "Сны" поэт коснулся темы детства и сказок, которые формировали характер ребёнка, служили источником фантазий и вдохновения.

Прежде мы не читали исторические стихотворения Блока и этот цикл по-новому заставляет нас взглянуть на творчество поэта.

2. Когда впервые у Блока появился интерес к истории? Какой представлялась ему Россия? Какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют в цикле стихотворений "На поле Куликовом"?

Интерес к истории появился у Блока в семье его деда, А. Бекетова, который был ректором Петербургского университета. Потом этот интерес развился в годы учёбы в университете.

Россия представлялась поэту двойственной: народной и официальной, самодержной. Для Блока Россия была прежде всего Родиной, поэтому его привлекала тема патриотизма.

Особенное место темы патриотизма и борьбы за независимость занимали в цикле "На поле Куликовом". Блок размышляет о прошлом и будущем России, пытается определить место совершившегося в общем историческом процессе. Блока занимал процесс пробуждения "народного стана", роста его самосознания, духовного подъёма.

Размышляем о прочитанном

1. Какую роль отводит исследователь древнерусской литературы Д. Лихачёв русской литературе в создании необходимости единства Русской земли?

Лихачёв говорит о двух выражениях русского единства в литературе. Бессознательное - это русский язык, единый для всей литературы. А сознательное выражение - напоминание о былом историческом единстве, которое призывало обрести это единство вновь.

2. Сопоставьте впечатления от чтения стихотворного цикла А. Блока "На поле Куликовом" и рассуждений Д. Лихачёва.

Между этими произведениями есть существенная разница. Блок словно погружает нас в атмосферу битвы, а Лихачёв говорит о её значении для России, для роста самосознания русского народа. Но впечатления от их прочтения во многом схожи.

Для стихотворений Блока характерна острая жалость к России, они пробуждают чувство патриотизма, любви к Родине, такой несчастной, нищей, но такой любимой. В них слышится тревога за будущее, они призывают встать на защиту родной земли.

Для статьи Лихачёва также характерно острое чувство патриотизма, писатель так же жалеет Россию, но отмечает, что Куликовская битва стала переломным моментом в истории. Эта статья пробуждает чувство гордости за наших предков и их великие деяния.

Куликовская битва, картина


четверг, 19 января 2023 г.

Сравнение особенностей рельефа Южной Америки и Африки, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 138

Параграф 34 "Южная Америка: образ материка 1"

Что мы знаем о сходствах и различиях географического положения Южной Америки и Африки. Строение земной коры и рельеф: сравниваем Южную Америку и Африку.

 Откройте атлас

1. На физической карте Южной Америки найдите географические объекты, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом.

  1. Огненная земля.
  2. Магелланов пролив.
  3. Пролив Дрейка.
  4. Анды.
  5. Котопахи вулкан.
  6. Аконкагуа.
  7. Гвианское плоскогорье.
  8. Бразильское плоскогорье.
  9. Амазонская низменность.
  10. Оринокская низменность.
  11. Ла-Платская низменность.
  12. Патагония.

Это я знаю

2. Перечислите особенности географического положения Южной Америки.

Южная Америка лежит в Западном полушарии, пересекается экватором в северной части. Омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Изолирована от других материков и только с Северной Америкой соединяется Панамским перешейком.

3. Какие особенности характерны для рельефа Южной Америки?

Вдоль всей западной границы Южной Америки идёт мощная горная система - Анды. А остальная часть территории представляет собой низменности, равнины и плоскогорья.

4. Выберите верный ответ. В Южной Америке экватор пересекает...

Выбираем ответ В: Амазонскую низменность.

5. Выберите верный ответ. Высочайшей вершиной Анд является гора...

Выбираем ответ Б: Аконкагуа.

Это я могу

6. Нанесите на контурную карту все географические объекты, названные в тексте параграфа.

Южная Америка, контурная карта

7. Заполните таблицу, сравнив особенности рельефа Южной Америки и Африки.

Черты сходства:

  • В основании материков лежат древние платформы.
  • Большую часть материков занимают низменности, равнины и плоскогорья.
  • Приподнятые массивы обрываются крутыми уступами.
  • Плоскогорья богаты полезными ископаемыми.
  • Береговая линия плавная.

Черты различий:

  • На западе Южной Америки лежат высочайшие горы - Анды.
  • У западного побережья Южной Америки располагаются глубоководные желоба.
  • В Патагонии есть участок молодой платформы, выраженный ступенчатыми плато.
  • На юго-западе Южной Америки много фьордов, образованных ледниками.

8. Сравните профили рельефа Южной Америки (рис. 109) и Африки (рис. 66). Чем они схожи? Почему? Характеризует ли профиль рельеф всего материка в каждом из этих случаев? Объясните различия.

Профили Южной Америки и Африки очень похожи, но кажутся зеркальным отражением друг друга. Если в Южной Америке горы располагаются у западного побережья, а дальше идут плоскогорья, то в Африке горы на востоке, а плоскогорья на западе.

Профиль Южной Америки характеризует рельеф всего материка, ведь Анды тянутся вдоль всего побережья. Только вместо плоскогорий могут попадаться участки неизменностей.

Профиль Африки не характерен для всего материка. Горные системы занимают небольшую площадь в Африке и чаще попадаются плоскогорья, низменности и равнины.

среда, 18 января 2023 г.

Сообщение на тему "Как открывали Антарктиду", пример, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 135

Параграф 33 "Антарктида"

Каковы особенности географического положения Антарктиды. Каков ледовый покров и рельеф Антарктиды. Каковы особенности климата Антарктиды. Что собой представляет растительный и животный мир Антарктиды.

 Это я знаю

1. Расскажите о географическом положении Антарктиды. Какие океаны омывают материк? Какие течения проходят вдоль его берегов?

Почти вся Антарктида находится за Южным Полярным кругом, а потому имеет лишь одну крайнюю точку - северную. Это мыс Сифре на Антарктическом полуострове.

От остальных материков Антарктида отделена океанами. Её омывают Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Ближе всего к Антарктиде Южная Америка - 1000 километров.

Вдоль берегов Антарктиды проходит сильное холодное течение Западных ветров.

2. Что такое шельфовые ледники? Как образуются айсберги?

Шельфовые ледники - это ледники покрывающие прибрежную зону вокруг материка и окружающие его острова. Ледники постепенно сползают в море и от них откалываются куски.

Айсберг - это отколовшийся кусок шельфового ледника.

3. Что такое стоковые ветры и что служит причиной их образования?

Стоковые ветры - это холодные воздушные массы, которые стекают от центральных областей Антарктиды к побережью. Причиной их появления оказывается зона высокого давления над центром Антарктиды, которая образуется из-за постоянного и сильного охлаждения.

4. Когда в Антарктиде наступает лето? зима?

Лето в Антарктиде приходится на декабрь-февраль, а зима на июнь-август. Но даже летом температура в Антарктиде отрицательная.

5. Почему в Антарктиде круглый год отрицательные температуры?

Виной тому отражательная способность льда и снега. Даже летом, когда солнечные лучи ярко освещают материк, большая часть излучения отражается в атмосферу, не нагревая поверхность.

Это я могу

6. Нанесите на контурную карту моря, омывающие Антарктиду, научные станции и подпишите страны, которым они принадлежат.

Используем физическую карту Антарктиды из учебника. Там указаны моря и научные станции.

Карта Антарктиды, моря, научные станции

7. Рассмотрите профиль рельефа Антарктиды. Сделайте вывод о строении ледяной Антарктиды и о рельефе каменной Антарктиды.

Ледяная Антарктида представляет собой огромный ледяной щит, который поднимается на три километра над уровнем моря и покрывает почти весь материк. Только в западной части Антарктиды высота ледового щита меньше, ведь он располагается над огромной впадиной в рельефе.

Каменная Антарктида большей частью представляет собой равнину. В западной части материка есть большая впадина глубиной около километра. Она начинается сразу за цепью береговых гор и тянется почти до полюса. На востоке материка есть невысокие горы высотой около километра.

Рельеф ледяной Антарктиды повторяет рельеф каменной Антарктиды.

8. Рассмотрите фото на рисунке 107. Как пингвины приспособились к жизни в суровых условиях?

Пингвины - нелетающие птицы, но они прекрасно плавают. Они питаются рыбой, которую ловят в холодным морях. Не замёрзнуть им помогает густое оперение и толстый слой подкожного жира. Пингвины живут большими группами и помогают друг другу выращивать потомство. 

Это мне интересно

9. Подготовьте сообщение на тему "Как открывали Антарктиду"

Сообщение "Как открывали Антарктиду"

Первые предположения о существовании загадочного Южного материка можно отыскать в работах античных географов. Но, понятно, что дальше гипотез в те времена дело не пошло. С началом эпохи Великих географических открытий слухи о Южном материке вспыхнули с новой силой. Его искали многие мореплаватели, в том числе знаменитый Джеймс Кук. Во время своей Второй кругосветной экспедиции в 1774 году Кук дважды пересекал Южный Полярный круг и добрался до 71 градуса ю.ш., но дальнейший путь ему преградили сплошные льды.

Последующие попытки других мореплавателей достичь берегов Южного материка оказались столь же безуспешными.

Только 28 января 1820 года русская экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на двух шлюпах "Восток" и "Мирный" достигла шельфового ледника, то есть побережья Антарктиды. Сейчас этот ледник носит название ледник Беллинсгаузена.

Русским морякам также пришлось столкнуться с ледяными полями и плавучими айсбергами, но они не отступили. 15 января 1820 года шлюпы "Восток" и "Мирный" пересекли Южный Полярный круг. Неделю спустя был открыт остров Петра I, а ещё через пять дней экспедиция достигла берегов Антарктиды.

Моряки не сразу поверили в свою удачу. Ещё много дней они плыли вдоль берегов Антарктиды, открывая всё новые острова. Они проплыли вокруг всего материка. Так было доказано существование Антарктиды.

вторник, 17 января 2023 г.

Как написать речь в защиту страха и в защиту смелости, 6 класс

Источник: учебник "Обществознание. 6 класс", Л. Боголюбов, стр. 97-98

Параграф 11 "Будь смелым"

Проверим себя

1. Что такое страх?

Страх - это боязнь чего-либо. Страх - чувство, присущее каждому человеку, основанное на инстинкте самосохранения.

2. Что такое смелость? Какую роль она играет в жизни человека?

Смелость - это способность человека преодолеть свой страх. Смелость помогает человеку сохранить себя, свою душу и этические нормы, и при этом помогать другим людям.

3. Почему говорят, что у страха глаза велики?

Так говорят потому, что страх затмевает истину, не позволяет увидеть реальную картину. Страх усиливает неизвестность. Сильнее всего боишься того, чего не понимаешь.

4. В чём ты видишь связь страха и ужаса с войной?

Войну можно назвать апофеозом страха. Не зря по имени сына бога войны Фобоса были названы самые сильные страхи - фобии. Война сеет ужас, она несёт неотвратимую смерть всему живому, заставляя трепетать сердце человека.

В классе и дома

1. Припомни ситуации из собственной жизни, когда тебе нужны были смелость и решительность. Ответь самому себе честно и прямо: всегда ли ты был на высоте? Хватало ли тебе мужества поступать по совести?

У каждого случаются ситуации, когда нужно проявить смелость. Иногда это происходит из-за собственных ошибок, например, из-за полученной двойки или разбитой тарелки. Иногда из-за внешних обстоятельств, например страх перед темнотой, высотой, собакой.

У меня не всегда получалось преодолеть свои страхи. Я даже мышей боюсь. Но я стараюсь бороться со своими страхами и, по крайней мере, родителям всегда говорю правду, даже если она неприятная для меня и грозит серьёзным наказанием.

2. На одном из занятий психолог дал задание шестиклассникам произнести речь в защиту страха. Предложи свой вариант такой речи. Какие аргументы можно привести в защиту страха (чем страх полезен)?

Речь в защиту страха, пример

Страх - естественное человеческое чувство, основанное на инстинкте самосохранения. Он заложен в человека самой природой, а значит не может быть бесполезен.

Оказывается страх несёт важную положительную нагрузку. Он заставляет людей проявлять осторожность, избегать ситуаций, которые угрожают жизни человека.

Например, страх заставляет нас не подходить к краю, трогать горячее, идти навстречу дикому медведю.

Благодаря страху человечество живёт и процветает, а не погибло давным давно в когтях хищников и бурных водах рек.

Так что не ругайте страх. Он может быть нашим союзником. Ведь человеческая жизнь - самое ценное, что у нас есть, а страх помогает нам её сохранить.

3. Представь свой вариант речи в защиту смелости. Предложи свои примеры.

Речь в защиту смелости, пример

Есть прекрасная поговорка "Смелость города берёт". В ней говорится о том, что смелый человек способен преодолеть любые трудности на своём жизненном пути, справиться с любыми страхами, заложенными в него природой.

Ты боишься высоты, но найдя в себе смелость ты становишьмся альпинистом и покоряешь горные вершины. Ты боишься темноты, но став смелым, ты ведёшь за собой людей через тёмный лес.

Смелость - важнейшее качество человека, ведь лишь преодолев страх человек может помочь себе и другим людям. И если страх помогает нам выжить, то смелость помогает нам идти вперёд, делать нашу жизнь лучше и безопаснее. Только смелость может помочь человеку обрести себя, чего-то достичь в жизни.

4. Что ты знаешь о работе службы спасения и о смелых людях, работающих в ней?

Служба спасения помогает людям, оказавшимся в опасной ситуации по собственной неосторожности, из-за болезни, травмы, природной или техногенной катастрофы.

Эти бесстрашные люди идут в огонь, разбирают завалы, снимают людей с крыш затопленных домов и делают многое другое, что для обычного человека называется словом "подвиг". Но для работников службы спасения это обычная работа.

5. Принято считать, что мальчики более смелые, чем девочки. Согласись с этим мнением или опровергни его. Ответ подтверди примерами.

Я считаю, что мальчики обязаны быть смелее девочек, ведь они наши защитники. А чтобы кого-то защищать, нужно быть смелым.

Но в реальности есть трусливые мальчики и есть очень смелые девочки. Например, Жанна д'Арк была смелее многих мужчин, а предателями часто становятся мужчины.

Поэтому я считаю, что смелость зависит не от пола человека, а лишь от его воли и характера.

6. Заполни таблицу: Примеры проявления страха, Польза страха, Вред страха.

Пример заполнения таблицы "Примеры проявления страха"

Страх смерти. Польза: заставляет избегать опасностей. Вред: Удерживает от оказания помощи, забываешь о других.

Боязнь темноты. Польза: не идёшь в темноту. Вред: боишься оставаться в темноте.

Боязнь высоты. Польза: не рискуешь жизнью на высоте. Вред: не можешь работать на высоте.

Боязнь боли. Польза: не делаешь глупостей. Вред: боишься идти к врачу.

Боязнь глубины. Польза: не лезешь в воду, не утонешь. Вред: не умеешь плавать.

Боязнь опоздать. Польза: планируешь время, приходишь вовремя. Вред: торопишься, суетишься, нервничаешь.

7. Разделитесь на пары и проведите игру "Скульптор и глина". Каждый скульптор задумывает свой вариант состояния страха и из мягкой глины лепит свою скульптуру. Задача глины - догадаться, что именно хотел вылепить скульптор.

В тексте параграфа мы находим шкалу проявлений страха: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Попытаемся изобразить каждое из этих чувств.

Тревога. Лепим стоящего человека, голова повёрнута, рот приоткрыт.

Опасение. Лепим стоящего человека, корпус наклонён вперёд, он словно прислушивается.

Боязнь. Лепим стоящего человека, плечи опущены, он сжат.

Испуг. Лепим стоящего человека, корпус откинут назад, руки выставлены вперёд в защитном жесте.

Ужас. Лепим присевшего человека, закрывающего голову руками.

Картинная галерея

К. Брюллов "Последний день Помпеи"

Что вам известно о судьбе города Помпеи? Что изображено на картине Брюллова? По каким признакам можно определить, как проявляется у людей чувство страха? Какие примеры смелости мы видим на картине?

Помпеи - город в Италии. В далёком прошлом он был разрушен извержением вулкана Везувий. При этом погибли почти все жители города. На картине Карла Брюллова мы видим трагический момент извержения: потоки лавы извергаются на город, жители бегут, спасаясь от падающих с неба камней и пепла.

Проявления у людей страха можно определить по позе, выражению лица, движению. На картине мы видим людей, которые отварачиваются от опасности, закрываются руками, куда-то бегут, кричат.

На полотне художник изобразил и примеры смелости: родители закрывают собой детей, укрывают близких, несут стариков на руках, помогают слабым и раненым. Даже ребёнок, обнимающий мёртвую мать, - это пример смелости и самоотречения.

К. Брюллов "Последний день Помпеи"


М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...