воскресенье, 14 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Писатель», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 62-64

Ответы на вопросы к теме «Писатели — детям. Учимся работать с текстом. Писатель»

Текст 1.

1. Прочитай текст. 

Читаем текст о писателе Н. Носове.

2. Подчеркни красным карандашом предложения, в которых рассказывается, почему Н. Носов стал детским писателем.

Подчёркиваем: Николай Николаевич Носов говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — поначалу он просто рассказывал сказки своему маленькому сыну и его друзьям.

3. Подчеркни синим карандашом предложения, в которых описывается кем работал Н. Носов в юности.

Подчёркиваем: В юности он трудился землекопом, косарем, работал на кирпичном заводе, продавал газеты.

4. Каким важным делом занимался Н. Носов во время Великой Отечественной войны? Подчеркни жёлтым карандашом.

Подчёркиваем: Во время Великой Отечественной войны Николай Носов снимал специальные фильмы для военных, был награждён орденом.

5. Подчеркни зелёным карандашом названия произведений, которые написал Н. Носов.

Подчёркиваем: «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

6. Составь вопросы к тексту. Запиши.

Почему Носов начал писать детские книжки?

Когда Носов окончательно выбрал профессию писателя?

Чем занимался Носов во время Великой Отечественной войны?

Какие профессии перепробовал Носов в юности?

Текст 2.

1. Прочитай высказывание Л. Толстого. Как ты его понимаешь? Обсудите в классе.

Я понимаю выражение так: настоящий поэт испытывает настоящие чувства и эмоции, которыми делится с читателем, он творит, ведь быть поэтом — это талант, призвание.

2. Как ты думаешь, «писать стихи» и «быть поэтом» — это...

Это разные вещи. Писать стихи может любой, но писать хорошие стихи, только настоящий поэт.

3. Что, по-твоему, нужно, чтобы стать писателем, поэтом? Напиши.

Для того, чтобы стать писателем, нужно иметь талант, уметь грамотно выражать свои мысли, уметь фантазировать, много трудиться и иметь жизненный опыт.

суббота, 13 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Писатель», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 60-62

Ответы на вопросы к теме «Писатели — детям. Учимся работать с предложением. Писатель»

1. Прочитай предложение? О ком говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом. Подчеркни синим карандашом, что говорится о писателе.

Писатель, если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей. /Э. Хемингуэй/

2. Объясни смысл выражения «если он хорошо трудится». Если испытываешь затруднения, подчеркни нужное.

Смысл: если пишет качественно, ответственно.

Подчёркиваем слова: пишет талантливо, заставляет читателя думать, испытывать эмоции, чувствовать.

3. Объясни смысл выражения «воспитывает многих своих читателей». Если испытываешь затруднения, подчеркни нужное.

Смысл: заставляет читателей становится хорошими людьми.

Подчёркиваем слова: помогает читателям стать лучше, мудрее, добрее, рассказывает читателям, как надо поступать в жизни.

4. Объясни значение слова «невольно». Подбери близкое по смысл слово или словосочетание. Если испытываешь затруднения, выбери из списка. Запиши.

Невольно — значит случайно, не желая этого.

Запишем слова из списка: невзначай, случайно, помимо своей воли.

5. Прочитай высказывание. Сколько в нём предложений? Подчеркни слова, значение которых тебе не понятно. Прочитай в словаре. как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. /К. Паустовский/

В высказывании 2 предложения.

Непонятны слова: ремесло, призвание.

Смысл высказывания: писателем становятся не по желанию, а по призванию.

6. Чем похожи высказывания двух писателей — Э. Хемингуэя и К. Паустовского? Можно ли сказать, что они дополняют друг друга? Напиши.

Высказывания похожи: объясняют роль писателя.

Они дополняют друг друга.

Хемингуэй говорит о воспитании читателей, а Паустовский о том, что для этого нужно иметь призвание, талант. Просто так писателем не стать.

7. Как ты теперь скажешь, кто такой писатель? Запиши.

Писатель — это талантливый автор литературных произведений, которые заставляет читателя думать, меняться к лучшему.

пятница, 12 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Писатель», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 56-59

Ответы на вопросы к теме «Писатели — детям. Учимся работать со словом. Писатель»

1. Рассмотри портреты. Кто эти люди? Где можно найти информацию о них. Сделай подпись под каждым из них. Если испытываешь затруднения, воспользуйся подсказкой.

На портретах изображены слева направо сверху вниз: К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто. Н. Носов. Так и подпишем портреты.

Писатели — детям, 2 класс


2. Назови этих людей одним словом 

Это  — писатели.

3. Кто такой писатель? Напиши.

Писатель — это человек, который пишет книги.

4. Сравни своё определение с определением в словарной статье. если нужно внеси изменения.

Из словаря: Писатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Можем изменить свою формулировку:

Писатель — это человек, который пишет книги, занимается литературным трудом.

5. Вспомни, какие литературные произведения написали К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Н. Н. Носов. Запиши. Как можно проверить себя. правильно ли названы произведения авторов?

Чтобы проверить себя, нужно взять в библиотеке книгу этого автора и посмотреть оглавление.

Что написал К. Чуковский:

  • «Мойдодыр».
  • «Краденое солнце».
  • «Муха-цокотуха».
  • «Доктор Айболит».

Что написал С. Михалков:

  • «Дядя Стёпа».
  • «Щенок».
  • «Про мимозу».
  • «Делать было нечего».

Что написала А. Барто:

  • «Верёвочка».
  • «В театре».
  • «Бычок».
  • «Мячик».

Что написал Н. Носов:

  • «Фантазёры».
  • «Затейники».
  • «Ступеньки».
  • «Заплатка».

6. Как ты думаешь, что сближает этих авторов? Выбери правильные ответы. Отметь галочкой.

Ставим галочку у следующих вариантов:

  • Пишут интересно, весело.
  • Радуются хорошим детским поступкам.
  • Помогают ребятам избавиться от недостатков.
  • Показывают плохих детей (подшучивают над ними).
  • Учат добру.

7. Подумай, чем похожи и чем различаются значения слов. Если испытываешь затруднения, обратись к словарю.

Автор, журналист, поэт, сочинитель.

Эти слова схожи тем, что описывают писателей.

Они различаются тем, что каждый писатель пишет свои особенные литературные произведения: рассказы, очерки и статьи, стихотворения и поэмы, романы.

8. Составь словосочетания. Подчеркни непонятные слова. Обсудите в классе.

  • Писатель талантливый.
  • Писатель популярный.
  • Писатель детский.
  • Писатель молодой.
  • Писатель любимый.

9. Составь два словосочетания со словами «автор», «журналист», «поэт», «сочинитель». Допиши.

Популярный автор. Известный автор.

Известный журналист. Начинающий журналист.

Молодой поэт. Мой любимый поэт.

Гениальный сочинитель. Великий сочинитель.

10. Дополни предложения, используя получившиеся в заданиях 8, 9 словосочетания.

Мне нравятся произведения детского писателя Н. Носова «Живая шляпа» и «Ступеньки».

К. И. Чуковский — популярный детский поэт и сочинитель.

11. Расскажи о своём любимом писателе или поэте. Назови его произведения. Начни так.

Мой любимый писатель — Николай Николаевич Носов. Это известный детский писатель, писавший весёлые и интересные книги. Особенно мне нравятся его рассказы «Фантазёры» и «Мишкина каша».

четверг, 11 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся писать отзыв о книге «Королевство кривых зеркал»», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 60-72

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся писать отзыв о книге»

1. Что такое отзыв о произведении, о книге? Обсуди с другом. Запиши возможное объяснение. Проверь себя.

Отзыв — это своё мнение о книге или произведении, рассказ о полученных впечатлениях.

2. Запиши, на какие вопросы может ответить автор отзыва.

Автор отзыва может ответить на вопросы:

  • Кто автор произведения.
  • Какое название произведения.
  • Кто герои произведения.
  • Какие события происходят с героями произведения.
  • Понравилось ли ему произведения.

3. Рассмотри обложки книг, представленных на выставке «Были-небылицы». Объясни, почему выставка книг так называется. Запиши.

На выставке представлены книги:

  • К. Чуковский «Тараканище».
  • Н. Носов «Незнайка на Луне».
  • И. Токмакова «Может нуль не виноват?»
  • В. Губарев «Королевство кривых зеркал».

Эти книги рассказывают о невозможных событиях, о небылицах, потому и выставка так называется.

4. Прочитай вопросы. Ответы на какие из них ты включишь в свой отзыв?

В мой отзыв можно включить ответы на все эти вопросы:

  • Где и когда происходят события, изображённые в произведении?
  • Какие места в книге произвели на тебя наибольшее впечатление?
  • Кто из героев особенно понравился и почему?
  • Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным)?
  • Чем обогатила тебя книга, какие раздумья вызвала?
  • Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?

5. Напиши небольшое рассуждение на одну из тем: «Почему выставка книг называется «Были-небылицы», «Почему данное произведение относится к былям-небылицам». Объясни свою позицию.

Рассуждение «Почему выставка книг называется «Были-небылицы», пример

Я считаю, что выставка книг носит название «Были-небылицы» совершенно справедливо.

На этой выставке мы видим произведения разных авторов, которые рассказывают о событиях, которые не происходили и не могли произойти. А раз так, что эти истории мы можем назвать небылицами.

Но авторы описывают невероятные события так, словно они были на самом деле, словно это были.

Поэтому и выставку назвали «Были-небылицы».

Рассуждение «Почему данное произведение относится к былям-небылицам», пример

Я считаю, что повесть Николая Носова «Незнайка на Луне» можно отнести к былям-небылицам, и вот почему.

По сути это сказка, то есть небылица. В ней рассказывается о коротышках и их выдуманном полёте на Луну.

Но в этой сказке можно найти много того, что можно назвать реальным: описание капитализма, угнетения одного человека другим, космического путешествия.

Поэтому повесть «Незнайка на Луне» относится как былям-небылицам.

6. Рассмотри оглавление книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал» (с. 64-65). Прочитай. Предположи на основе оглавления, о каких приключениях рассказывается в книге. Запиши.

Из оглавления мы можем сделать вывод о том, что Оля окажется в Зазеркалье. Там она встретится с Яло и будет бороться со злым Нушроком, чтобы спасти доброго Гурда. Потом Оля вернётся к бабушке.

7. Какая глава показалась тебе наиболее интересной? Почему?

Мне кажется наиболее интересной глава 15 «В которой Оля освобождает Гуда», потому что это финал истории.

8. Реши, можно ли этот материал включить в отзыв. Объясни, почему.

Этот материал нельзя внести в отзыв, потому что это предположения. А отзыв должен опираться на факты, то есть надо сперва прочитать книгу.

9. Прочитай главу из книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал».

Читаем главу вторую, в которой Оля знакомится со своим отражением и попадает в сказочную страну.

10. О чём рассказывается в этой главе? Запиши.

В этой главе рассказывается о том, ка Оля вошла в зеркало и встретилась со своим отражением Яло. Девочки решили сходить в сказочный город, который вырос из книжки «Сказки».

11. Кто являются героями данной главы и какие они? Запиши.

Героини этой главы — девочки Оля и Яло. Они одинаковые, только у них всё наоборот, как в зеркальном отражении.

12. Вызвала ли у тебя данная глава интерес, захотелось ли прочитать всю книгу? Объясни, почему. Запиши.

Меня заинтересовала глава. Мне захотелось прочитать, что было дальше. Завязка истории интересная, она интригует, заставляет думать о том, что может случиться с героями.

13. Прочитай, как строится текст в форме синквейна. Напиши отзыв о книге В. Губарева «Королевство кривых зеркал» в форме синквейна.

Синквейн на тему «Королевство кривых зеркал», пример

Книга Виталия Губарева.

Необычная, увлекательная, фантастическая.

Учит, воспитывает, помогает.

Зазеркалье такой же мир, как наш.

Замечательная сказка.

14. Прочитай памятку о том, как писать отзыв о книге.

Памятка

  1. Автор.
  2. Название произведения.
  3. Жанр произведения.
  4. Основная тема произведения.
  5. Какое впечатление произвело на тебя прочитанное произведение?
  6. Какие персонажи показались тебе особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
  7. Опиши запомнившийся эпизод, поступок героя. дай ему оценку.
  8. Вывод (или рекомендация).

Составь план отзыва, используя весь собранный материал.

План отзыва на книгу В. Губарева «Королевство кривых зеркал», пример

  1. Указать имя автора.
  2. Указать название произведения.
  3. Указать жанр книги.
  4. Расписать тему произведения.
  5. Описать своё впечатление.
  6. Рассказать о том, почему мне понравились Оля и Яло.
  7. Рассказать эпизод о том, как Оля сбросила Нушрока с башни.
  8. Дать рекомендацию друзьям.

15. Напиши отзыв о произведении в соответствии с планом.

Отзыв на книгу В. Губарева «Королевство кривых зеркал», пример

Недавно я прочитала книгу российского писателя Виталия Губарева.

Книга называлась «Королевство кривых зеркал».

Это сказка, которая рассказывает о том, как обычная девочка оказывается в Зазеркалье.

Это очень интересная, увлекательная книга. Мне понравились её героини — Оля и Яло, такие похожие, но также очень разные, ведь они зеркальные отражения друг друга. Особенно мне понравилось, что ленивые девочки стали решительными и дружными.

Эти изменения характера хорошо показаны в самом интересном эпизоде сказки, когда Оля вступает в схватку с Нушроком. Никто не может выдержать взгляд Нушпрка, но Оля смогла. Девочка победила министра-коршуна и сбросила его с башни.

Я рекомендую своим друзьям прочитать книгу Виталия Губарева.

среда, 10 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять тексты различных типов», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 52-59

Ответы на вопросы к теме «Литературные сказки. Учимся составлять тексты различных типов (описание, рассуждение)»

1. Прочитай текст.

Читаем сказку Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца».

2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Непонятными словами в тексте могут быть:

  • вспорхнёт — взлетит.
  • приплелись — пришли с трудом.
  • поминать — вспоминать.
  • пуще — сильнее.
  • ежели — если.
  • задал стрекача — очень быстро побежал.

3. Перечитай текст. Проверь, правильно ли определена последовательность событий сказки. Если есть ошибки, исправь.

В рабочей тетради одна ошибка: надо поменять местами 8 и 9 пункты:

Правильная последовательность событий:

  1. Родился зайчик в лесу и всего боялся.
  2. А потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
  3. Стал Заяц кричать о том, что если Волк попадётся ему, то он его сам съест.
  4. Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут.
  5. Заяц увидел глядевшего на него волка.
  6. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине и убежал.
  7. Наконец совсем обессилил бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
  8. Волк в это время бежал в другую сторону.
  9. Нашли зайца: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
  10. Все зайцы восхищались поступком косого.
  11. С этого дня храбрый заяц начал верить, он действительно никого не боится.

4. Подчеркни в тексте слова и выражения, которые помогают представить зайца. Обсуди с одноклассниками.

Представить зайца помогают слова и выражения:

  • у зайчика душа в пятки.
  • надоело ему бояться.
  • длинные уши, косые глаза, короткий хвост.
  • очень уж смешной заяц.
  • смешной и глупый.
  • несчастный зайчик.
  • бесстрашный заяц.

5. Прочитай выразительно, как хвастался заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним зайцы? Напиши.

Чем больше хвастал заяц, тем храбрее становился. Значит его распаляли, придавали силы собственные слова.

Над ним смеялись, потому что старым, опытным зайцам было забавно слушать, что заяц никого не боится. Они побывали в лапах лисы и отведали зубов волка.

6. Почему заяц начал хвастать: ему хотелось показаться храбрым или он действительно не боялся волка? Запиши.

Заяц начал хвастать, потому что ему надоело бояться и он хотел показаться храбрым.

Он всё равно боялся волка, и бросился бежать, когда его увидел.

7. Прочитай последнее предложение в тексте. Изменился ли заяц? Стал ли он храбрецом? Объясни своё мнение. Запиши.

Заяц не стал храбрым, но поверил, что стал храбрым. Если он снова встретит волка — опять испугается.

8. Почему автор назвал зайца храбрым? Объясни. Запиши свой ответ.

Автор использовал иронию. Он назвал зайца храбрым не потому, что тот действительно был храбрецом, а чтобы посмеяться над хвастуном.

9. Какой вывод ты можешь сделать, прочитав сказку? Напиши.

Вывод 1: Не надо хвастать, если не можешь подтвердить свои слова делом.

Вывод 2: Не важно, кто ты есть, важно, что о тебе думают другие.

10. Как составить текст-описание героя сказки и текст-рассуждение на тему сказки? В чём различие между этими типами текста?

Текст-описание описывает предметы, явления, состояние человека.

Текст-рассуждение объясняет или доказывает причины событий, явлений.

11. Определи последовательность действий для выполнения задания. Составь план работы. Выбери действия. Запиши.

План работы над текстом-описанием, пример

  1. Определить стиль описания.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Представить, как выглядит объект описания.
  4. Найти признаки, которые отличают его от других объектов.
  5. Подобрать слова и выражения, которые помогут составить описание.
  6. Выстроить текст в соответствии с планом: вступление, основная часть (описание), заключение (моё отношение).
  7. Записать текст.
  8. Прочитать написанное, внести изменения, если необходимо.

План работы над текстом-рассуждением, пример

  1. Определить стиль описания.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Выстроить текст в соответствии с планом: утверждение, доказательство, вывод.
  4. Выбрать доказательства.
  5. Записать текст.
  6. Прочитать написанное, внести изменения, если необходимо.

12. Составь описание героя сказки и текст рассуждение на тему «Можно ли назвать зайца храбрым?».

Храбрый заяц (текст-описание)

Героем сказки «Про храброго зайца» оказывается самый обыкновенный заяц: длинные уши, короткий хвост, косые глаза.

Этот заяц родился в лесу и всю свою жизнь боялся. Но потом вырос и бояться ему надоело. Стал Заяц всем говорить, что никого не боится. А другие зайцы его слушали и смеялись.

Заяц казался очень смешным и глупым, потому что говорил глупые вещи. А когда появился волк заяц испугался и задал стрекача. В этот момент заяц был несчастным, бедным.

Зато другие зайцы стали считать зайца-хвастуна бесстрашным.

Можно ли назвать зайца храбрым? (текст-рассуждение)

Героя сказки «Про храброго зайца» нельзя называть храбрым. Автор использует это слово с иронией, посмеиваясь над хвастуном.

Почему я так думаю? От того, что заяц начал всюду кричать о своей храбрости, он храбрым не стал. Его хвастовство вызывало у зайцев смех. никто не принимал хвастуна всерьёз. И когда появился волк, заяц-хвастун сразу забыл о своей храбрости, бросившись наутёк самым первым.

Заяц-хвастун как был трусливым, так трусливым и остался. Храбрость нужно подтверждать делами, а не словами.

вторник, 9 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять текст по вопросам о Пушкине», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 42-51

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Учимся составлять текст по вопросам»

1. Прочитай текст.

Читаем текст про А. Пушкина.

2. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Непонятные слова:

  • ординарец — помощник военачальника.
  • генерал-аншеф — главный генерал в армии.
  • пушкиновед — исследователь творчества Пушкина.
  • барчук — сын барина.
  • напялив — надев.
  • картуз — шапка.

3. Прочитай вопросы к тексту.

  1. Когда и где родился А. Пушкин?
  2. Кто был прадедом Пушкина?
  3. Как звали маму Пушкина?
  4. Кто оказал большое влияние на развитие литературного таланта будущего поэта?
  5. На каком языке Пушкин написал своё первое стихотворение?
  6. Какие сказки написал Пушкин?

Красным карандашом подчеркни вопросы, на которые в тексте есть ответ, синим подчеркни вопросы, на которые в тексте нет ответа.

4. Где можно найти информацию, чтобы ответить на вопросы, подчёркнутые синим карандашом? Напиши.

Узнать, как звали маму Пушкина можно из биографии поэта, например, в энциклопедии.

Узнать, какие сказки написал Пушкин можно из его библиографии, например, в статье интернета.

5. Прочитай слова известного русского писателя, педагога А. Герцена о Пушкине: «Его лирические стихи — это... биография его души, в них находишь следы всего, что волновало эту пламенную душу...». Как ты думаешь, могут ли стихи поэта дать ответы на вопросы, подчёркнутые синим карандашом? Обсуди с одноклассниками.

В стихах Пушкина мы находим ответы на то, что интересовало Пушкина, что его волновало. Но там мы не найдём перечисления написанных им сказок или имени его мамы.

6. Прочитай отрывок из романа «Евгений Онегин».

Читаем отрывок «Опрятней модного паркета».

7. Какие зимние картины рисует поэт в стихотворении? Найди в тексте. Подчеркни.

  • Блистает речка, льдом одета.
  • Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
  • Гусь тяжёлый... скользит и падает.
  • вьётся первый снег.

8. Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему ты так думаешь? Напиши? Если возникнут затруднения, используй слова-подсказки.

Зимние картины вызывают у Пушкина: восторг, восхищение, радость. Он сравнивает их с модным паркетом, народ у него радостный, первый снег весёлый.

9. Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение «Зимнее утро».

10. Найди в тексте слова, которые описывают картины зимнего утра. Подчеркни.

Подчёркиваем шесть строк от слов «Под голубыми небесами...» до слов «И речка подо льдом блестит».

11. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение? Какое настроение вызывают у поэта зимние картины? Объясни своё мнение. Если возникнут затруднения, используй слова-подсказки.

Вьюга была вчера вечером и тогда поэту было грустно. Сегодня прекрасное, ясное утро и Пушкин весел и бодр. Поэт вспоминает о зимней вьюге, чтобы передать контраст, разницу в настроении.

Зимнее утро вызывает у поэта восторг. Он использует для его описания эпитеты: чудесный, великолепными, берег, милый для меня.

Настроение Пушкина по словам-подсказкам: радостное, праздничное, бодрое, задорное, восторженное.

12. Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение «Зимний вечер».

13. Перечитай стихотворение. Прислушайся к звучанию слов. Какие звуки помогают передать вой ветра и зазывание бури? Подчеркни.

Завывание бури помогают передать протяжные сочетания гласных: ое, ою. Подчёркиваем слова: мглою, кроет, завоет.

14. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать настроение в этот зимний вечер? Выпиши.

Стихотворение проникнуто грусть, печалью, тоской.

Рифмы, передающие настроение:

  • темна-окна, завываньем-жужжаньем, утомлена-веретена, моей-веселей.

15. Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Эти стихотворения противоположны по настроению. «Зимнее утро» — радость, «Зимний вечер» — грусть.

Это видно по эпитетам, которые передают настроение.

В «Зимнем утре»: чудесный, великолепными, берег, милый для меня.

В «Зимнем вечере»: ветхая, печальна, утомлена, бедной. Буря плачет как дитя, завывает (олицетворение и сравнение).

16. Прочитай отрывок из романа «Евгений Онегин».

Читаем отрывок «Вот север, тучи нагоняя».

17. Почему поэт в стихотворении называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство? Запиши.

С приходом зимы природа меняется резко. Вчера была грязь, серость, сегодня всё покрыто белым снегом. Такое быстрое преображение кажется волшебством, поэтому поэт и называет зиму волшебницей.

18. Ещё раз перечитай стихотворения А. Пушкина о зиме. Расскажи, какой изображает зиму поэт, ответь на вопросы.

Какие зимние картины рисуют поэт?

Поэт рисует картины ясного зимнего утра, вечерней бури, преображения природы. Он описывает закованную в лёд реку, игры мальчишек, заснеженные лес и поля.

Как изменяется природа с приходом зимы?

С приходом зимы природа преображается. Великолепным коврами ложится снег на поля, речка блестит подо льдом, а небеса очень голубые.

Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины?

Картины зимней природы вызывают противоречивые чувства у поэта. Он радуется ясной, морозной погоде, стремится больше времени проводить на чистом воздухе, восторгается красотой природы. Но в плохую погоду, бурю, поэт грустит, ему скучно, печально.

Любит ли Пушкин зиму? Почему ты так думаешь?

Я считаю, что Пушкина любил зиму. Ему нравилась красота зимней природы, бодрящий морозный воздух. Он с восторгом описывает зимние забавы. Короткие периоды ненастья не могут изменить отношения Пушкина к зиме.

19. Определи последовательность работы. Расставь цифры в нужном порядке. Составь текст по вопросам. Запиши.

Расставим цифры следующим образом:

  1. Подобрать заголовок.
  2. Определить тему текста.
  3. Определить основную мысль текста.
  4. Составить содержание в соответствии с темой и основной мыслью текста.
  5. Выбрать тип текста: повествование, описание, рассуждение.
  6. Составить текст.
  7. Записать.
  8. Прочитать. Внести изменения, если необходимо.

Заголовок: «Любил ли Пушкин зиму?».

Тема: Отношение поэта к зиме..

Главная мысль: Пушкин любил зиму.

Тип текста: рассуждение.

Пример текста «Любил ли Пушкин зиму?»

Чтобы ответить на вопрос, вынесенный нами в заголовок, вспомним, как поэт описывал зиму в своих стихотворениях.

Поэт часто рисует картины ясного зимнего утра, вечерней бури, преображения природы. Он описывает закованную в лёд реку, игры мальчишек, заснеженные лес и поля. Зима в его описании разнообразна.

Пушкин замечает, что с приходом зимы природа преображается. Великолепным коврами ложится снег на поля, речка блестит подо льдом, а небеса очень голубые. Он называет зиму волшебницей.

Картины зимней природы вызывают противоречивые чувства у поэта. Он радуется ясной, морозной погоде, стремится больше времени проводить на чистом воздухе, восторгается красотой природы. Но в плохую погоду, бурю, поэт грустит, ему скучно, печально.

Я считаю, что Пушкина любил зиму. Ему нравилась красота зимней природы, бодрящий морозный воздух. Он с восторгом описывает зимние забавы. Короткие периоды ненастья не могут изменить отношения Пушкина к зиме.

понедельник, 8 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сочинять стихотворение про ворону», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 34-41

Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Учимся сочинять стихотворение»

1. Прочитай текст.

Читаем рассказ В. Голявкина «Как я сочинял стихи».

2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Непонятные слова:

  • Пионерлагерь — место летнего отдыха школьников.
  • Редактор — главный человек в газете.
  • Зазнаваться — много о себе воображать.

3. Как ты думаешь, можно ли героя рассказа назвать поэтом? Объясни.

Героя нельзя назвать поэтом. Он случайно срифмовал строчки, но в его стихах нет ни смысла, ни настроения.

4. Известный литературный критик В. Белинский писал: «Уметь писать стихи также не значит ещё быть поэтом...». Согласишься ли ты с этим высказыванием? Объясни.

Я согласна с критиком. Надо не просто уметь срифмовать строчки, то есть написать стихотворение, надо уметь с помощью стихотворения выразить свою мысль, своё настроение, что-то описать так, как никто не описывал до тебя.

5. Попробуй самостоятельно сочинить стихотворение. Но прежде прочитай рекомендации. Подчеркни советы, важные для тебя. Составь план работы над сочинением стихотворения.

Памятка «Как сочинить стихотворение»

  1. Сочинить стихотворение тебе помогут воображение и фантазия. Но этого мало. Важно научиться слушать и понимать поэтическую речь, чувствовать различные оттенки слов, подбирать те из них, которые точно передают настроение. И это ещё не всё. Надо пристально наблюдать за красотой окружающего мира.
  2. А теперь реши, о чём ты будешь писать стихи (определи тему)? Что ты хочешь выразить своим стихотворением? Какова будет его главная мысль.
  3. Можно попробовать написать весёлое стихотворение, а можно — грустное. Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
  4. Представь в своём воображении то, что ты будешь описывать. Попробуй сочинить первые две строки стихотворения. Затем подбери подходящие рифмы к последнему слову каждой строки.
  5. Сочиняя стихи используй образные слова и выражения (эпитеты, сравнения, олицетворения). Они придадут стихотворению особую выразительность.
  6. Значение слов ты можешь уточнить в толковом словаре.

План работы по сочинению стихотворения

  1. Определю, о чём буду писать (тему стихотворения).
  2. Определю главную мысль стихотворения.
  3. Подберу опорные слова, которые покажут настроение.
  4. Придумаю первые строки стихотворения.
  5. Подберу рифмы к строкам и опорным словам.
  6. Составлю стихотворение.

6. В работе тебе помогут стихи известных авторов. Прочитай тексты. Понаблюдай за тем, как по-разному поэты рассказывают о вороне. Обсуди стихотворение с одноклассниками.

Читаем стихотворения: А. Блок «Ворона», В. Орлов «Ворона», И. Токмакова «Вороны».

7. Придумай самостоятельно стихотворение про ворону. Вспомни, как выглядит ворона. Подумай, какие у ворон есть интересные повадки. Понаблюдай за ней на улице, возможно, ты подметишь ещё что-то интересное.

Я много раз наблюдала, какие вороны задиристые. Они дерутся с другими птицами, с кошками, могут даже напасть на коршуна.

8. Перечитай план работы над стихотворением. О чём ты хочешь рассказать в своём стихотворении? Выбери или придумай свой вариант. Допиши.

Я хочу написать стихотворение о том, как поссорились две вороны.

9. Что ты хочешь выразить своим стихотворением? Какова будет его главная мысль? Запиши.

Главная мысль будет: надо жить дружно и не ссориться.

10. Прочитай опорные слова, которые можно использовать в твоём стихотворении. Допиши свои слова. Не забудь, что выбранные слова будут создавать настроение твоего произведения.

Я использую опорные слова из учебника: гнездо.

Также использую свои опорные слова: дрозды, кусты, птаха, лететь, петь.

11. Подбери рифмы к выбранным опорным словам. Составь из них стихотворные строки. Запиши стихотворение. Придумай заголовок.

Подберём рифмы: гнездо-дроздов, птах-кустах, взлететь-петь.

Составим строчки и дадим заголовок:

Как поссорились две вороны, пример стихотворения

Среди веток на берёзе спряталось гнездо.
Там жила себе спокойно парочка дроздов.
Две вороны захотели выгнать малых птах.
Но друг с другом поругались, подрались в кустах.
Ковыляют две вороны, силы нет взлететь.
А дрозды в гнезде от счастья принялися петь.

12. Прочитай тексты.

Читаем три перевода японских трёхстиший — хокку.

13. Что необычного в этих стихотворениях? Можно ли сказать, что эти стихи — о вороне? Какая главная мысль в них выражена? Обсуди с одноклассниками.

Необычное в этих стихотворениях:

  • Всего три строки.
  • Нет рифмы.
  • Это переводы.

Главная мысль этих стихотворений: осенью природу умирает. Это не стихи о вороне, это стихи о начале осени.

14. Хокку — это национальная японская форма стихосложения, жанр поэтической миниатюры, который просто, лаконично, ёмко и достоверно изображает природу и человека. Обрати внимание: три переводчика перевели одно и то же стихотворение, но как по-разному они выразили его главную мысль.

Хокку состоит из трёх строк. Первая задаёт тему, вторая — раскрывает её, третья — содержит вывод.

В классическом хокку семнадцать слогов: в первой строке 5 слогов, во второй — 7, в третьей — 5. В русском варианте можно отступить от этого правила.

15. Сочини хокку о вороне. Помни, что начинать нужно с определения темы и главной мысли. Запиши текст. Прочитай в классе.

Используем для написания хокку сочинённое ранее стихотворение. Его тема: ссора двух ворон, главная мысль: кто ссорится, ничего не получит.

Хокку "Как поссорились две вороны", пример

На ветках гнездо.
Две вороны подрались.
В гнезде поют дрозды.

воскресенье, 7 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Поступок», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 31-35

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Учимся работать с текстом. Поступок»

1. Прочитай название произведения.

Рассказ называется «Рыцарь Вася».

2. Кто такой рыцарь? Какими качествами он должен обладать? Обсудите в классе.

Рыцарь — это идеальный герой рыцарского романа, очень хороший, справедливый человек, герой.

3. Предположи, о чём пойдёт речь в произведении. Напиши.

В рассказе пойдёт речь о том, как мальчик Вася стремился быть похожим на рыцаря и совершал хорошие поступки.

4. Прочитай фамилию автора произведения. Знакома ли она тебе?

Автор рассказа Юрий Яковлев. Мне знакома эта фамилия, я читала рассказы Ю. Яковлева «Боксёр и Костя» и «Полосатая палка».

5. Прочитай начало текста. Подчеркни непонятные слова. Обсудите с одноклассниками, что они означают.

Подчёркиваем и объясняем слова:

Тюфяк — мягкий, податливый к чужому влиянию человек.

Неловкость — неумение делать что-то ловко, аккуратно.

Оболочка — внешность.

6. Может ли такой человек быть рыцарем? Обсудите в классе. Читайте дальше.

Вася был тюфяком внешне, но мог быть рыцарем внутри. Ведь для рыцаря не важна внешняя красота, для него главное — благородное сердце.

7. О чём мечтал Вася? Что делал Вася для достижения мечты? Могла ли его мечта осуществиться? Почему? Как, по-твоему, будут развиваться события? Прочитай продолжение.

Вася мечтал быть рыцарем и защищать слабых.

Для достижения мечты Вася старался двигаться быстрее и ни в чём не отставать от ребят.

Мечта Васи может осуществиться, но для этого ему нужно много над собой работать: заниматься спортом, посещать секцию реконструкторов, хорошо учиться.

Я думаю, что в рассказе Вася сможет совершить какой-то подвиг, что позволит считать его рыцарем.

8. Подтвердилось ли твое предположение? Какое чувство вызвал у тебя поступок Васи? Почему? Подбери имена прилагательные, которые характеризуют это поступок. Напиши.

Моё предположение подтвердилось: Вася спас тонущего мальчика, то есть совершил подвиг.

Мне понравился поступок Васи, он помог слабому, беззащитному, то есть поступил как герой, рыцарь.

Прилагательные, которые характеризуют этот поступок:

Героический, мужественный, смелый, великолепный, бесстрашный, восхитительный.

9. Предположи, что будет дальше. Кто и как оценит поступок Васи? Напиши.

Я думаю, что все оценят поступок Васи: товарищи в классе, родители спасённого мальчика, учителя, сотрудники МЧС. Васю будут хвалить и наградят медалью.

10. Прочитай продолжение.

Читаем окончание рассказа Ю. Яковлева.

11. Подтвердилось ли твоё предположение? Какие чувства вызвал у тебя рассказ? Напиши.

Моё предположение не подтвердилось. Спасителем мальчика посчитали Ковалёва, а про участие Васи никто не узнал.

Рассказ вызывает чувство горечи, ведь в нём нет справедливости. Мне жаль Васю за его бесхарактерность, а ведь в нём есть смелость и решительность.

12. Подбери слова, которые характеризуют поступок Димы Ковалёва. Напиши.

Слова, характеризующие поступок Димы:

Подлость, ложь, обман, хвастовство, наглость, беспринципность.

13. Подбери слова, которые характеризуют поступок Васи на линейке. Напиши.

Слова, характеризующие поступок Васи:

Стеснительность, безволие, слабохарактерность, скромность, закомплексованность.

14. Можешь ли ты назвать Васю рыцарем? Почему? Напиши.

Я могу назвать Васю рыцарем. Он совершил подвиг, спасая мальчика. Он проявил скромность, не требуя награды, славы. Он поступил благородно. Это поступок рыцаря.

15. Как, по-твоему, нужно было поступить на месте Васи? Подумай, какие твои поступки доказывают, что ты — добрый, благородный, смелый, решительный, скромный человек.

На месте Васи надо было поставить Диму на место, раскрыть обман товарища. И дело не в том, что Вася остался без награды, дело в том, что рыцарь обязан бороться с несправедливостью, даже она проявляется в отношении самого рыцаря.

То есть, по-рыцарски было бы раскрыть ложь Димы и восстановить справедливость.

Я добрый, потому что для друзей мне ничего не жалко.

Я благородный, потому что умею хранить чужие секреты.

Я смелый, потому что не боюсь змей.

Я решительный, потому что люблю отвечать урок первым.

Я скромный, потому что не люблю хвастать победами.


суббота, 6 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Поступок», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 28-30

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Учимся работать с предложением. Поступок»

1. Прочитай высказывание.

Читаем высказывание У. Теккерея.

2. Объясни значение слова «посеять», «пожинать». Если трудно, выбери значение из словарных статей. В каком значении используются эти глаголы в высказывании У. Теккерея?

Посеять — помещать семена в землю. Переносное значение: создать условия для чего-либо.

Пожинать — собирать урожай зерновых. Переносное значение: приобретать что-либо в результате ранее совершенных действий.

У писателя используется переносное значение этих глаголов.

3. На основе высказывания У. Теккерея построй логическую цепочку, связывающую поступок и судьбу человека. Впиши новые слова.

Вписываем слова: Поступок — Привычка — Характер — Судьба.

4. Как ты понимаешь смысл этого высказывания У. Теккерея? Подтверди свои размышления примером. Напиши.

Смысл высказывания: любой поступок в конце концов изменяет судьбу человека.

Например: мальчик поленился и не стал делать уроки. У него вошло в привычку приходить в школу не готовым. Он стал ленивым. Он вырос и превратился в бомжа.

5. Прочитай высказывание.

Читаем высказывание В. Сухомлинского.

6. Объясни, как ты понимаешь эти слова. Напиши.

Мы живём в обществе, вокруг нас другие люди. Надо жить так, чтобы не причинять вреда и неудобства окружающим.

7. Прочитай высказывание. Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Читаем высказывание Ф. Шиллера «Человек отражается в своих поступках».

Его смысл: Что человек из себя представляет, так он и поступает. По поступкам человека можно понять хороший человек или плохой.

8. Вспомни самые важные свои поступки. Какими поступками ты можешь гордиться? За какие поступки тебе стыдно? Что бы тебе хотелось в себе изменить? Напиши. Если захочешь, поделись своими мыслями с одноклассниками.

Я горжусь тем, что научилась играть на фортепьяно и заняло первое место в конкурсе.

Мне стыдно за то, что я не помогла подруге решить сложный пример по математике.

В себе я хочу поменять отношение к другим людям: стать более отзывчивой, доброй.

пятница, 5 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Поступок», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 23-28

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Учимся работать со словом. Поступок»

1. Вспомни художественное произведение, в котором герой совершает настоящий поступок или какое-либо происшествие из жизни, когда кто-то совершил поступок. Опиши этот поступок.

Вспомним рассказ Л. Толстого «Котёнок». Мальчик Вася закрыл котёнка от злых собак и тем самым спас его. Это очень хороший, мужественный поступок.

2. Прочитай значение слова «поступок» в толковом словаре. Подчеркни важные слова.

Подчёркиваем предложения:

Намеренное действие человека.

Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

3. Перечитай свой текст. Можно ли назвать эти действия поступками? Докажи. Дополни свой текст. Напиши. Обсуди с одноклассниками.

Я думаю, что поступком можно назвать действие Васи, который спас котёнка от собак. Он решительно, активно действовал в сложных обстоятельствах, а это определение поступка.

4. Прочитай текст.

Читаем текст М. Басиной «Удивительная верёвка».

5. В каком смысле действия парнишки можно назвать поступком? Объясни. Напиши.

Я считаю, что действия парнишки можно назвать поступком, потому что он в сложных обстоятельствах проявил находчивость, действовал активно, спас котёнка.

6. Прочитай название текста. Предположи, о ком пойдёт речь. Прочитай начало.

Текст называется «Кот-ворюга». В нём пойдёт речь про кота, который что-то стащил у человека.

Предположи, какой поступок мог совершить кот-ворюга. Прочитай до конца.

Из первых предложений мы узнаём, что кот-ворюга перестал воровать и совершил благородным поступок.

Предположим, что кот вернул человеку украденное другим котом.

7. Подтвердилось ли твоё предположение?  Почему автор называет поступок кота благородным и неожиданным? Объясни.

Моё предположение не подтвердилось.

Автор называет поступок кота благородным, потому что он защитил хозяйскую кашу от кур, то есть совершил доброе дело, а неожиданным — потому что кот сам недавно воровал, а теперь стал охранять имущество.

8. Прочитай текст.

Читаем рассказ В. Голявкина «Кому что удивительно».

9. Какую цель поставил перед собой герой рассказа? Какие поступки он для этого совершал? Какой поступок позволил мальчику достигнуть цели? Почему?

Герой хотел удивить Таньку. Он совершал разные поступки, но они были глупыми и не удивляли Таньку. А когда мальчик стал читать книжку, Танька удивилась. Она удивилась потому, что не думала, что мальчик может быть серьёзным.

10. Выпиши поступки мальчика, которые не удивляли Таню. Почему? Объясни. Выбери из списка слова, которые характеризуют эти поступки.

Таню не удивило, когда мальчик прыгал через лужу, стрелял из рогатки, ходил на руках, свистел, залезал на деревья, ходил зимой без шапки, потому что эти поступки были глупые, бессмысленные и дурные.

11. Прочитай высказывание.

Читаем высказывание Л. Толстого про добрые и злые поступки.

12. Согласишься ли ты с выводом писателя? Докажи свою точку зрения.

Я согласна с выводом писателя. Добрые поступки увеличивают любовь и единение, потому что вызывают ответное добро. А злые поступки ведут к вражде, потому что зло рождает зло.

13. Раздели словосочетания из списка на две группы, опираясь на высказывание Л. Толстого.

Добрые поступки: тактичный, благородный, милосердный, честный.

Злые поступки: лицемерный, безнравственный, грубый, непорядочный.

14. Составь словосочетания со словом «поступок». Какие из словосочетаний ты можешь объяснить? Обсудите в классе их значения.

Примеры словосочетаний:

Мужественный поступок — который требует мужества, большой смелости.

Самоотверженный поступок — который совершается, не думая о себе.

Смелый поступок — который требует смелости, решительности.

Безобразный поступок — очень некрасивый, плохой поступок.

Безответственный поступок — совершённый, не думая о последствиях.

Глупый поступок — ненужный, необдуманный.

Легкомысленный поступок — совершённый просто так, без смысла.

Рискованный поступок — который может привести к опасной ситуации.

Необдуманный поступок — совершённый по глупости.

Жестокий поступок — причиняющий кому-то боль.

15. Выбери любые 3-4 словосочетания из здания 14. Составь с ними предложения. Напиши.

Примеры предложений:

Мальчик совершил мужественный поступок, когда залез на высокое дерево и снял кошку.

Егор совершил глупый поступок, когда попытался скатиться по перилам лестницы.

Не сделать домашнее задание было очень легкомысленным поступком.

Перейти дорогу в неположенном месте — рискованный и необдуманный поступок.

четверг, 4 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Зима», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 51-55

Ответы на вопросы к теме «Люблю природу русскую. Учимся работать с текстом. Зима»

Текст 1.

1. Прочитай стихотворный отрывок.

Читаем отрывок из стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя».

2. Подчеркни слова, которые были не совсем понятны. Если нужно обратись к словарю.

Подчёркиваем слова:

Дохнул, клоками, Брега, недвижною, пухлой, пеленой, проказам.

3. О чём рассказывается в стихотворении? Запиши.

В стихотворении рассказывается о приходе зимы.

4. Какие картины природы рисует поэт? Выпиши слова, которые помогают представить их.

Поэт рисует картины прихода зимы.

Выписываем слова: тучи нагоняя, клоками, коврами, недвижною рекою, блеснул мороз.

5. В каком порядке следуют описания картин в тексте? Расставь цифры.

Расставляем цифры в следующем порядке: 5, 1, 2, 3, 4.

  1. Пришла, рассыпалась.
  2. Клоками повисла на суках дубов.
  3. Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.
  4. Брега с волнистою рекою сравняла пухлой пеленою.
  5. Блеснул мороз.

6. Прочитай. Допиши слова, которые помогают представить зиму.

Пришла, рассыпалась... клоками повисла, легла коврами, брега сравняла, блеснул мороз.

7. Как автор называет зиму? Выпиши слова из текста.

Выписываем слова: волшебница зима, матушка зима.

8. Выбери или придумай заголовок к этому стихотворному отрывку. Обсудите в классе. Запиши.

Предложены четыре варианта заголовка: «Зима», «Идёт волшебница зима!», «Пришла зима», «Скоро зима».

Выберем заголовок: «Идёт волшебница зима!», который лучше всего передаёт тему стихотворения.

Текст 2.

1. Прочитай заголовок и фамилию автора. Какие стихотворения С. Есенина ты знаешь? Запиши.

Мне знакомы стихотворения С. Есенина:

  1. «Черёмуха»
  2. «Берёза».
  3. «Ночь».
  4. «С добрым утром!».

2. Прочитай отрывок из стихотворения.

Читаем отрывок из стихотворения «Поёт зима — аукает».

3. Перечитай текст ещё раз. Подчеркни слова, которые были не совсем понятны. Если нужно обратись к словарю.

Подчеркнём слова:

Стозвоном, баюкает.

4. О чём рассказывается в стихотворении? Запиши.

В стихотворении рассказывается о зиме.

5. Какие картины природы рисует поэт? Выпиши слова, которые помогают представить их.

Поэт рисует картины зимнего леса, плывущих облаков, метелицы, воробьёв возле окна.

6. В каком порядке следуют описания картин в тексте? Расставь цифры.

Расставляем цифры в следующем порядке: 4. 3. 2. 1.

  1. Мохнатый лес баюкает.
  2. Плывут в страну далёкую седые облака.
  3. Метелица ковром шелковым стелется.
  4. Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

7. Прочитай. Допиши слова, которые помогают представить зиму.

Поёт... аукает, баюкает, стелется, больно холодна.

8. О ком ещё говорится в стихотворении? Запиши.

Про облака, метелицу и воробушков.

9. Сравни стихотворения А. Пушкина и С. Есенина: чем похожи и чем различаются картины зимы, описанные поэтами? Запиши вывод.

Картины похожи описание картин зимней природы и тем, что зима показана живым существом.

Различаются тем, что у Пушкина описан приход зимы, а у Есенина зима уже пришла.

Вывод: А. Пушкин описал приход зимы, С. Есенин описал наступившую зиму, но оба поэта рисуют зиму, как живое существо.

10. Нарисуй иллюстрацию к одному из стихотворений. Подпиши её.

С. Есенин "Поёт зима — аукает!, рисунок


Иллюстрация к стихотворению С. Есенина «Поёт зима — аукает», выполненная в генерации изображений от Алисы.

Промпт: рисунок карандашом воробьи жмутся к окну зимой.

среда, 3 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Зима», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 50

Ответы на вопросы к теме «Люблю природу русскую. Учимся работать с предложением. Зима»

1. Прочитай предложение. О ком или о чём говорится в предложении? Подчеркни красным карандашом. Подчеркни синим карандашом, что говорится о лесе.

Чародейкою Зимою околдован лес стоит. /Ф. Тютчев/

В предложении говорится о лесе и чародейке-зиме, о лесе говорится, что он околдован стоит.

2. Запиши родственные (однокоренные) слова к слову «околдован» или выбери слова из списка.

В списке три однокоренных слова: колдовство, колдун, заколдовать.

Можно предложить ещё слова: колдунья, колдовской, расколдовать.

3. Запиши близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «околдован» или выбери слова из списка.

В списке имеются синонимы: очарован, заворожен.

Можно добавить синонимы: намагичен, опутан чарами.

4. Объясни смысл выражения «лес околдован».

Лес подвергся воздействию волшебства, перестал быть привычным, изменился волшебным образом.

5. Почему зима названа чародейкой? Какие чудеса творит зима? Запиши.

Зима названа чародейкой, то есть волшебницей. Она волшебным образом меняет природу, например, лес. А может заморозить реку, нарисовать узоры на окнах.

вторник, 2 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Зима», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 47-49

Ответы на вопросы к теме «Люблю природу русскую. Учимся работать со словом. Зима»

1. Рассмотри рисунок.

На рисунке два домика, две ёлки, мост и речка подо льдом, снегирь, рябина. Повсюду лежит снег, сугробы.

2. Какое время года изображено на рисунке? Какой цвет у зимы? Дорисуй и раскрась так, чтобы было понятно, что на рисунке зима.

На рисунке — зима.

У зимы цвет белый и немного красный. Белый снег, белый лёд, красная рябина, красная грудка у снегиря.

3. Как можно назвать этот рисунок: «Зима», «Зима в лесу», «Как красива зима!»? Объясни, почему.

Рисунок можно назвать «Зима» или «Как красива зима!», потому что на нём изображена зимний пейзаж. Но это не лес. Поэтому мы не можем назвать рисунок «Зима в лесу».

4. Дополни предложение.

Иллюстрацию я назову «Зима», потому что на ней нарисован зимний пейзаж.

5. Подумай, какие слова можно использовать для создания текста на тему «Зима». Подчеркни их красным карандашом.

Подчёркиваем: белая, белоснежная, вьюжная, тёплая, метельная, морозная, суровая, волшебная.

6. Подчеркни синим карандашом слова, которые относятся к рисунку.

К рисунку относятся: белая, белоснежная, тёплая, волшебная.

7. Запиши слова, которыми можно дополнить выбранные тобой.

Дополним словами: тихая, многоснежная, глубокая, весёлая.

8. Подумай, какие слова и выражения можно использовать для создания текста «Зима в лесу». Подчеркни их красным карандашом.

Подчеркнём: белая, белоснежная, вьюжная, тёплая, метельная, морозная, суровая, волшебная; снежные шапки на деревьях, глубокий снег, лес застыл, замер,

9. Подчеркни синим карандашом слова, которые относятся к рисунку.

К рисунку относятся: белая, белоснежная, тёплая, волшебная, снежные шапки на деревьях, глубокий снег, всё укутано снежным покрывалом, снег переливается разноцветными блёсками.

10. Запиши слова, которыми можно дополнить выбранные тобой

Дополним словами: снегири, рябина, сугробы, тепло в доме.

11. Подумай, какую иллюстрацию ты хочешь нарисовать. Выбери заголовок «Зима», «Зима в лесу» или «Как красива зима!» или придумай свой. Запиши его.

Я хочу нарисовать иллюстрацию «Зима в деревне».

12. Нарисуй иллюстрацию и озаглавь её.

Иллюстрация «Зима в деревне», пример

Летский рисунок Зима в деревне

Рисунок создан в нейросети Шедеврум.

Промпт: Детский рисунок цветными карандашами. Зима в деревне, глубокий снег, сугробы, всё укрыто снегом. Снег искрится под лучами солнца, голубое небо.


понедельник, 1 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Забота», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 40-46

Ответы на вопросы к теме «О братьях наших меньших. Учимся работать с текстом. Забота»

Текст 1

1. Прочитай название произведения и фамилию автора. Догадайся, о чём пойдёт речь в произведении. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения В. Осеевой ты знаешь? Запиши.

Произведение называется: «Просто старушка».

Имя автора: Валентина Осеева.

В рассказе пойдёт речь о простой бабушке, котарая нуждается в заботе.

Я знаю произведения Осеевой:

  • «Три товарища».
  • «Почему?».
  • «Хорошее».
  • «Волшебное слово».
  • «Синие листья».

2. Прочитай текст.

Читаем рассказ В. Осеевой «Просто старушка».

3. Подумай, кого из героев рассказа можно назвать заботливым человеком? Почему?

Я считаю, что заботливым человеком можно назвать мальчика, потому что он позаботился о старушке, помог ей подняться.

4. Как ты думаешь, можно ли про тебя сказать, что ты заботливый человек? Почему? Докажи.

Я считаю себя заботливым человеком, потому что всегда помогают другим людям и животным.

Текст 2.

1. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Читаем рассказ В. Осеевой «Печенье».

2. Рассмотри иллюстрацию. Расскажи, как прошло чаепитие в семье. 

Семья села пить чай с печеньем. Но мальчики Вова и Миша сперва поделили всё печенье между собой, а потом сами его и съели. Маме пришлось мешать ложечкой чай, а бабушке грызть чёрствую корочку хлеба.

В. Осеева "Печенье", рисунок


3. Почему у мальчиков довольные лица? Напиши.

Мальчики радуются тому, что поделили печенье поровну, и что оно оказалось вкусным, сладким и рассыпчатым.

4. Какие лица у мамы и бабушки? Найди подтверждение в тексте. Подчеркни.

У мамы и бабушки печальные лица. Подчеркнём предложения:

«Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба».

5. Что огорчило маму и бабушку? Отметь галочкой нужный ответ. Объясни свой выбор.

Отметим галочкой второй вариант:

«Мама и бабушка расстроены тем, что мальчики не умеют заботиться о близких».

6. Как ты поступишь на месте мальчиков? Запиши.

Я бы разделила печень поровну на всех.

7. Какой совет ты можешь дать мальчикам? Чему им нужно научиться? Напиши.

Миша и Вова, нельзя думать только о себе, нужно постоянно заботиться о своих близких, не обижать их.

Текст 3. 

1. Прочитай название произведения и фамилию автора. Догадайся, о чём пойдёт речь в произведении. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения Э. Шима ты знаешь? Запиши.

Произведение называется «Брат и младшая сестра».

Его автор Эдуард Шим.

В произведении рассказывается о том брат заботится о младшей сестре.

Мне знаком рассказ Э. Шима «Не смей!».

2. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Читаем рассказ Э. Шима «Брат и младшая сестра».

3. Почему Варька всегда набирала ягод и грибов больше чем Санька? Подчеркни ответ в тексте.

Подчеркиваем предложение:

«И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ей ягоды в кузовок».

4. Зачем Санька так поступал? Объясни. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами и выражениями из списка.

Я думаю, что Санька заботился о младшей сестрёнке, потому что хотел сделать ей приятное.

5. Какие черты характера Саньки проявляются в этом поступке? Подчеркни.

Подчёркиваем слова: доброта, заботливость, внимательность.

6. Хотелось бы тебе меть такого заботливого старшего брата? Как можно заботиться о тех, кто взрослее и сильнее тебя? Расскажи.

Мне бы хотелось иметь такого заботливого старшего брата.

О тех, кто взрослее и сильнее тоже можно заботиться: дарить им своё внимание и любовь.

Текст 4.

1. Прочитай название и фамилию автора. Догадайся, о чём это произведение. Знакома ли тебе фамилия автора?

Стихотворение А. Дмитриева называется «Бездомная кошка».

В нём рассказывается про бездомную кошку.

Мне не знакомы стихотворения этого автора.

2. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Читаем текст «Бездомная кошка».

3. Какие строки тронули тебя больше всего? Подчеркни красным карандашом. Объясни.

Подчеркнём карандашом строки:

«Лежала на улице много недель — бездомной мне некуда ставить постель».

4. Как герой стихотворения проявил заботу о бездомной кошке? Напиши.

Герой стихотворения забрал кошку домой.

5. В какой строке выражена главная мысль стихотворения? Подчеркни синим карандашом.

Подчеркнём карандашом главную мысль стихотворения:

«Каждому нужен свой собственный дом».

6. Как сделать так, чтобы в мире стало меньше бездомных животных? Обсудите в классе. Запиши.

Нужно сделать так, что люди не бросали животных, а, встретив бездомное животное, забирали его к себе домой.


воскресенье, 31 августа 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Забота», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 38-39

Ответы на вопросы к теме «О братьях наших меньших. Учимся работать с предложением. Забота»

1. Прочитай предложение. Объясни, как ты понимаешь его смысл.

Смысл этого высказывания Платона: делая других счастливыми, мы сами становимся счастливыми.

2. Что значит «заботиться»? Напиши. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками.

Заботиться — значит беспокоиться о других людях, помогать, переживать, ухаживать.

3. Как можно заботиться о других? Продолжи предложения. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами и выражениями из списка.

Заботиться о родных и близких — значит быть к ним внимательными, помогать, не обижать, говорить вежливые слова.

Заботиться о посторонних людях — значит помогать, когда это необходимо, быть вежливыми и внимательными.

Заботиться о природе — значит бережно к ней относиться, не вредить окружающей среде.

Заботиться о животных — значит ухаживать за ними, не обижать и не бросать, следить за их здоровьем.

4. О ком заботишься ты? Что ты для этого делаешь? Напиши.

Я забочусь о своей кошке.

Каждый день я ухаживаю за ней: даю еду, воду, меняю наполнитель в лотке. Я много с ней играю, чтобы она не грустила и была в форме.

5. Как ты считаешь, почему забота о других может сделать человека счастливым? Объясни.

Я считаю, что забота о других делает человека счастливым, потому что он радуется, тому, что другие люди делаются счастливыми.

суббота, 30 августа 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Забота», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 35-37

Ответы на вопросы к теме «О братьях наших меньших. Учимся работать со словом. Забота»

1. Как ты понимаешь значение слова «Забота»? Проверь себя — прочитай определение в словаре.

Забота — это помощь и поддержка, окружение теплом и любовью другого.

2. Кому нужна твоя забота? Впиши слова в пустые прямоугольники. Обсудите с одноклассниками.

В тетради предлагается заполнить пять пустых прямоугольников. В них можно вписать такие слова, например:

  1. Родителям.
  2. Друзьям.
  3. Дедушке и бабушке.
  4. Домашнему питомцу.
  5. Птицам и зверям.

3. Дополни предложения.

Моя забота нужна родителям, так как они меня любят.

Моя забота нужна друзьям, потому что что им поможет, если не друг?

Моя забота нужна кошке, ведь она нуждается в питании, ласке и играх.

4. Прочитай текст.

Читаем текст А. Баркова о таёжной рыси и пограничниках.

5. Какая опасность подстерегала рысь? Найди в тексте и подчеркни. Почему она вернулась, зная об этой опасности?

Подчёркиваем строки: «на хищницу были направлены чёрные дула автоматов».

Рысь вернулась за своим котёнком, потому что она заботливая мамаша и не могла оставить дитя в беде.

6. Выбери заголовок к тексту: «Рысь», «На границе», «Материнская забота». Объясни свой выбор. Запиши его перед текстом.

Мой выбор: «Материнская забота».

Это рассказ про то, как мама-рысь не бросила своего котёнка в беде, вернулась за ним под дулами автоматов. Это рассказ о материнской любви и заботе, это его главная тема. Поэтому я выбрала заголовок, который отражает тему рассказа.

7. Какая ещё может быть забота? Прочитай слова. Составь 2-3 словосочетания со словом «забота». Запиши. Объясни, в каких случаях так говорят.

Примеры словосочетаний:

Бескорыстная забота — когда не ждёшь благодарности за свою заботу.

Отеческая — когда опекаешь кого-то, кто младше, слабее, заботишься как отец.

Трогательная забота — когда чужая забота вызывает у тебя тёплые чувства, ты растроган проявленной к тебе заботой.

пятница, 29 августа 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Осень», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 28-34

Ответы на вопросы к теме «Люблю природу русскую. Учимся работать с текстом. Осень»

Текст 1.

1. Прочитай стихотворение К. Бальмонта.

Читаем стихотворение К. Бальмонта «Осень».

2. Какие чувства вызывает это стихотворение? Запиши. Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова. Подчеркни непонятные слова. Обсудите с одноклассниками, что они могут означать.

Стихотворение вызывает печальное чувство, грусть.

Подчеркнём слова: печальное, грустное, слезливое, тяжкое.

Непонятными могут оказаться слова:

  • безысходное — такое, из которого нет выхода.
  • приподнятое — воодушевлённое, радостное.
  • лучезарное — не знающее горести, печали.
  • лукавое — хитрое.

3. Запиши слова, которые отражают настроение стихотворения.

Печальное, грустное.

4. Попробуй передать настроение цветом. Выбери подходящие цветные карандаши и создай палитру настроения.

Моя палитра настроения: основной фон серый, на нём полоски жёлтого, золотого, красного, синего.

5. Объясни смысл выражений:

В сердце стало грустнее — настроение ухудшилось, нет прежней радости.

Улетают прочь — покидают родные края.

Все деревья блистают в разноцветном узоре — листья на деревьях стали жёлтыми и красными.

Солнце реже смеётся — реже выглядывает на небе солнце, всё больше туч.

Нет в цветах благовонья — цветы уже не пахнут так же сильно, как летом.

6. Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета; о переходе лета к осени; о поздней осени. Нужное подчеркни. Запиши, почему ты так считаешь.

Автор пишет о переходе лета к осени, потому что осень ещё не проснулась, но деревья уже стали разноцветными, а птицы полетели на юг.

7. Подумай, как можно назвать это стихотворение. Обсудите с одноклассниками.

Стихотворение можно назвать «Приближение осени».

8. Выбери название из предложенных в задании 7 или придумай своё. Запиши. Объясни свой выбор.

Из предложенных мне нравятся названия: «Скоро осень» и «Грустно...».

Мой вариант: «Приближение осени».

9. Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.

Можно нарисовать спящую девушку в золотом венке из осенней листвы — это осень, которая скоро проснётся.

Рисунок к стихотворению "Осень", Бальмонт


10. Придумай заголовок для своего рисунка. Совпадают ли заголовок рисунка и название стихотворения? Объясни.

Для моего рисунка подходит название «Скоро осень проснётся». Название стихотворения и заголовок рисунка не совпадают, потому что я рисовала отдельный эпизод стихотворения.

Текст 2.

1. Прочитай только название произведения. Подумай, о чём может быть это стихотворение. Запиши свои предположения.

Произведение называется «Осенняя сказка». В ней может пойти речь об изменениях в природе, которые кажутся сказкой.

2. Прочитай произведение.

Читаем стихотворение Г. Новицкой «Осенняя сказка».

3. Какие картины создаёт автор стихотворения? Подчеркни в тексте.

Подчёркиваем выражения:

  • вспыхнули гроздья рябины.
  • гриб покраснел
  • виснет на сосне паутинка.
  • в ней запуталось лето листочком осины.

4. В какой последовательности мы видим эти картины? Расставь цифры.

  1. Гроздья сентябрьской рябины.
  2. Гриб покраснел под звенящей осиной.
  3. На сосне — паутина.
  4. Листочек осины, запутавшийся в паутине.

5. Какая из картин, созданных поэтом, тебе понравилась? Нарисуй.

Мне нравится покрасневший гриб под осиной. Он называется подосиновик и у него действительно яркая красная шляпка.

6. Подпиши свой рисунок строками стихотворения.

Подпишем рисунок подосиновика словами: «Гриб покраснел под звенящей осиной».

7. Объясни, можно ли назвать эту картину сказочной. Почему? Запиши.

Эту картину можно назвать сказочной: осень и лето представлены в ней как живые существа. Осенняя сказка бродит по лесу, а лето запутывается в паутине.

8. Выпиши из текста слова, которые помогают увидеть, как начинается осенняя сказка.

Выпишем слова: ходит по лесу; будто лосиха; идёт за ветвями; вспыхнули гроздья; гриб покраснел; виснет дымком паутина; листочком осины.

9. Найди в тексте сравнение. Выпиши его.

Сравнение: как будто лосиха.

10. Придумай свои сравнения. Запиши их.

Придумаем сравнения для осенней сказки:

  • она ходит по лесу, словно лисица.
  • она ходит по лесу, как старый егерь.
  • она ходит по лесу, как мышка.

11. Прочитай стихотворение выразительно: так, чтобы можно было увидеть осеннюю сказку.

Читаем, выделяя голосом знаки препинания, негромко, нежно, с придыханием и восхищением в голосе.