пятница, 24 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Родина», 4 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  4 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 75-78

Ответы на вопросы к теме «Родина. Учимся работать со словом. Родина»

1. Прочитай слово. Запиши к нему родственные (однокоренные) слова. Какая общая часть их объединяет? Выдели её.

Родина.

Однокоренные слова: Родной, Родственник, Родители, Родня, Родословная, Рождение.

Общая часть: Род.

2. Объясни смысл слова «род». Запиши.

Род — это семья, группа людей, ведущая своё происхождение от общего предка, основателя рода.

3. Проверь по словарю. Если надо, внеси уточнения в своё определение.

Род — одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской или отцовской) линии.

4. Объясни, как слово «род» связано со словом «родина». Запиши.

Род и родина — однокоренные слова.

Род — это общность людей, имеющих одного предка.

Родина — это место жительства, рождения этих людей, земля предков.

5. Прочитай фрагменты стихотворений. Определи, о чём рассказывается в них. Подчеркни красным карандашом.

В стихотворении Воронько подчёркиваем слова «родного края».

В первом стихотворении Ладонщикова подчёркиваем слова «наша земля» и «частица великой Отчизны моей».

Во втором стихотворении Ладонщикова подчёркиваем слова «наша Родина».

В стихотворении Александровой подчёркиваем слова «Родина».

В стихотворении Дрожжина подчёркиваем слова «мой край родной».

6. Выпиши из стихотворений слова-синонимы к слову «родина». Если можешь, допиши свои синонимы.

Слова-синонимы из стихотворений: родина, родной край, наша земля, Отчизна.

Свои слова-синонимы: земля отцов, отечество, родная сторона.

7. Подчеркни определения (эпитеты) к слову «родина». Дополни ряд слов. Составь словосочетания с выписанными словами.

Подчёркиваем эпитеты: необъятная, красивая, гордая, бескрайняя, могучая, державная, бесстрашная.

Продолжаем ряд слов: великая, непобедимая, славная, любимая.

Составляем словосочетания:

  • моя необъятная родина.
  • красивая родина.
  • гордая отчизна.
  • бескрайняя родная земля.
  • могучая родина.
  • державное отечество.
  • бесстрашная родная сторона.
  • великая родина.
  • непобедимая родина.
  • славная отчизна.
  • любимый родной край.

8. Составь предложения с двумя из этих слов. Запиши их. Сделай вывод: изменился ли смысл слов.

Пример предложений:

Моя Родина необъятная и красивая.

Мой родной любимый край — часть нашей великой Родины.

Вывод: смысл слов не изменился.

четверг, 23 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сочинять сказки», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 101-107

Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся сочинять сказки»

1. Прочитай слово сказка. Запиши ассоциации, которые возникли у тебя при чтении.

Сказка — волшебство, приключения, сказочные существа, волшебные помощники, превращения, борьба добра и зла.

2. По каким признакам можно определить, что произведение — сказка? Запиши.

Сказку можно определить по следующим признакам:

  • рассказаны события, невозможные в обычном мире.
  • есть зачин, троекратные повторы, концовка.
  • есть волшебные существа.
  • происходят волшебные превращения.
  • есть волшебные помощники.
  • добро побеждает зло.

3. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.

Бытовые сказки:

  • «Каша из топора».
  • «У страха глаза велики».
  • «Дочь семилетка».

Сказки о животных:

  • «Лиса и тетерев».
  • «Лиса и журавль».
  • «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки:

  • «Гуси-лебеди».
  • «Сивка-бурка».
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

4. По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери нужные слова и словосочетания. Дополни и запиши.

Выбираем: сказочные помощники, волшебные превращения, зачин, троекратные повторы.

Дополняем: выдуманный мир, сказочные существа, торжество добра над злом, концовка.

5. Вспомни слова и выражения, с которых может начинаться сказка. Допиши.

Дописываем: в тридесятом царстве, в тридевятом государстве; за тридевять земель; давно это было.

6. Вспомни слова и выражения, которыми сказка может заканчиваться. Допиши.

Дописываем: и жили они долго и счастливо; стали они жить-поживать, да добра наживать; тут и сказочке конец.

7. Учёный Владимир Яковлевич Пропп считал, что волшебные сказки имеют определённую структуру. В упрощённом виде структура волшебной сказки может выглядеть так:

  • Исходная ситуация.
  • Запрет.
  • Нарушение запрета. Беда.
  • Получение волшебного средства.
  • Способ достижения цели.
  • Вознаграждение героя.
  • Счастливый конец.

8. Найди в библиотеке и прочитай сказку французского писателя Ш. Перро «Спящая красавица».

Краткое содержание сказки можно прочитать по ссылке: «Спящая красавица».

9. Проведи своё исследование. Выдели в сказке «Спящая красавица» структурные части в соответствии с выводами учёного В. Проппа. Запиши кратко в левом столбике.

«Спящая красавица»

Герои сказки: спящая красавица, принц, король, феи.

Время и место действия: давным-давно, королевский замок.

Исходная ситуация: родилась дочь у короля.

Запрет: уколет руку веретеном.

Нарушение запрета. Беда: принцесса уснула.

Получение волшебного средства: помощь доброй феи.

Способ достижения цели: подождать сто лет и принцессу разбудит принц.

Вознаграждение героя: прекрасная принцесса.

Счастливый конец: свадьба принца и принцессы.

10. Внимательно прочитай рекомендации и сочини волшебную сказку. Расскажи свою сказку в классе.

Рекомендации к сочинению волшебной сказки.

  • Подумай, где и когда будет происходить действие в сказке (в стародавние времена, в современном мире, в будущем).
  • Выбери героев. Определи их внешность, характер, поступки.
  • Подумай, кто и какой запрет мог оставить.
  • Придумай, какая беда может случиться из-за нарушения запрета.
  • Выбери волшебное средство, которое спасёт от беды.
  • Подумай, как герой получит это волшебное средство.
  • Определи, справится ли герой сам или у него будут волшебные помощники.
  • Придумай, какую награду получит герой.
  • Сочини счастливый конец.
  • Постарайся соотнести главную мысль сказки с пословицей или поговоркой.

Заполняем правый столбец таблицы на странице 104-105

«Бесшумный Даня»

Герои сказки: Даня, учитель, директор.

Время и место действия: наши дни, школа.

Исходная ситуация: Даня болтал на уроках.

Запрет: будешь болтать — тебя никто не услышит.

Нарушение запрета. Беда: Даня стал болтать и его все перестали слышать.

Получение волшебного средства: директор дал совет.

Способ достижения цели: выучить и рассказать стихотворение.

Вознаграждение героя: пятёрка.

Счастливый конец: Даня никогда не болтал на уроках.

Сочиняем волшебную сказку по рекомендациям и заполненной таблице.

Волшебная сказка «Бесшумный Даня», пример

В некоторой школе, в некотором классе учился мальчик Даня. И был он такой болтун, что все уроки разговаривал и не слушал учителя.

Наконец, учителю это надоело и он сказал Дане, что если тот ещё раз перебьёт учителя, то никто не будет слышать мальчика.

Даня испугался, но не сдержался. И как-то на уроке опять заговорил без разрешения. И в тот же миг случилось чудо: Даня разевал рот, что-то говорил, но его никто не слышал, ни друзья, ни учитель.

Испуганный Даня выскочил из класса и заплакал. Тут мимо проходил директор. Директор стал спрашивать у Дани, почему тот плачет. Но Даня как ни старался не смог рассказать директору о своей беде, ведь и директор не слышал мальчика.

Но директор был очень умным и сразу обо всём догадался.

Он посоветовал Дане выучить стихотворение и рассказать его на уроке.

Даня выучил стихотворение и на уроке поднял руку. Учитель вызвал мальчика к доске и Даня раскрыл рот.

Даня боялся, что его опять никто не услышит, но когда он стал читать стихотворение, его все слышали.

Учитель обрадовался, поставил Дане пятёрку и сказал: «Умную речь приятно и слушать».

Радостный Даня побежал домой и больше никогда не перебивал учителя на уроках. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

вторник, 21 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять краткий пересказ», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 90-100

Ответы на вопросы к теме «Люби всё живое. Учимся составлять краткий пересказ»

1. Прочитай текст.

Читаем рассказ К. Паустовского «Барсучий нос».

2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Подчеркнём непонятные слова:

  • Ворох — беспорядочная куча.
  • Челн — лодка.
  • Двустволка — охотничье ружьё.
  • Пудовая — весящая около пуда, 16 килограммов.
  • Мшары — болота.

3. Подготовься к краткому (сжатому) пересказу текста. Вспомни, что значит «пересказать кратко (сжато)». Проверь себя.

Пересказать текст кратко — перечислить его основные события, исключив описания, детали, подробности.

4. Прочитай, какие умения необходимы для работы над кратким пересказом.

  • Уметь определять жанр произведения.
  • Уметь устанавливать последовательность событий в тексте.
  • Уметь определять тему текста, главную мысль, смысл названия.
  • Уметь делить текст на смысловые части.
  • Уметь составлять план текста.
  • Уметь исключать подробности в каждой части текста.

5. Составь план работы над кратким пересказом, на основе выделенных умений.

План работы.

  1. Определить жанр произведения.
  2. Установить последовательность событий в тексте.
  3. Определить тему, главную мысль, смысл заглавия.
  4. Разделить текст на смысловые части.
  5. Составить план текста.
  6. Исключить подробности в каждой части текста.

6. Запиши, что ты прочитал: рассказ, сказку, стихотворение, басню. Укажи особенности данного жанра.

Я прочитал рассказ.

Особенности жанра: небольшой объём, малое число действующих лиц, описание одного события, реального или вымышленного.

7. Перечитай текст. Восстанови последовательность событий. Расставь цифры в нужном порядке.

Правильная последовательность событий:

  1. Стояла осень в солнце и туманах.
  2. С нами был мальчик, большой выдумщик.
  3. Мальчик первым услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали.
  4. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё свой нос.
  5. Барсук расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.
  6. Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу.

8. Определи тему и главную мысль текста. Запиши. Объясни смысл названия.

Тема текста: встреча с барсуком в лесу.

Главная мысль: любопытство и неосторожность могут довести до беды.

Смысл названия: Нос барсука пострадал от его неосторожности.

9. Укажи на схеме структуру текста-повествования (завязка, развитие событий (действия), кульминация (самый напряжённый момент), развитие событий (действия), развязка).

Указываем на схеме слева направо: завязка, развитие событий, кульминация, развитие событий, развязка.

10. Раздели текст на смысловые части в соответствии со схемой. Выдели карандашом. Обсудите в классе варианты деления.

Завязка: от начала текста до предложения «Мы делали вид, что верили ему».

Развитие событий: от предложения «Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным» до предложения «Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке».

Кульминация: от предложения «Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало» до предложения «Без времени заорали перепуганные лягушки».

Развитие событий: от предложения «Утром мальчик разбудил меня и рассказал» до предложения «Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли помочь ему».

Развязка: от предложения «Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом» до конца текста.

11. Прочитай завязку. Ответь на вопросы.

Когда происходит действие рассказа? — Осенью.

Где происходит действие рассказа? — На рыбалке.

Кто участвует в событиях, описанных в завязке? — Автор, друзья, мальчик. 

12. Озаглавь первую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Рыбалка осенью.

13. Поработай карандашом. Исключи подробности. Расскажи эту часть кратко.

Вариант пересказа первой части

Озеро было засыпано жёлтыми листьями. Стояла осень. На стоянке горел костёр, чтобы отгонять волков и других зверей.

Однажды у костра засопел какой-то зверь. С рассказчиком был мальчик, который любил рассказывать истории, а взрослые делали вид, что верят ему.

14. Согласишься ли ты с тем, как это сделал другой третьеклассник? Если нет — исправь текст.

Можно оставить вариант третьеклассника, но можно его сократить сильнее:

Осенью автор с друзьями был на рыбалке. С ними был мальчик, который сочинял истории. Взрослые делали вид, что верили ему.

15. Прочитай вторую часть текста — развитие действия. Ответь на вопросы.

Какая обстановка была у костра? — Романтичная.

Кто появился из зарослей? — Барсук.

16. Озаглавь вторую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Появление барсука.

17. Поработай карандашом. Исключи подробности. Проверь, правильно ли это сделал другой третьеклассник. Если думаешь по-другому — исправь.

Я бы исключила подробности так:

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: луна, облака, шум сосен. 

Мальчик услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли — кто знает, что это за зверь!

Зверь высунул из травы чёрный нос. Долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез барсук. Он посмотрел на меня. Потом сделал шаг к картошке.

18. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ второй части, пример

Этот мальчик первым услышал фырканье зверя и попросил, чтобы все замолчали. Автор с друзьями притих — он не знал, что за зверь бродит вокруг.

А зверь высунул из травы нос, потом морду и наконец вылез весь. Это был барсук.

Барсук посмотрел на автора, потом сделал шаг к картошке.

19. Прочитай третью часть. Какое событие является кульминацией рассказа? Запиши.

Кульминация: когда барсук сунул нос в сковороду с картошкой.

20. Озаглавь третью часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Обожжённый нос.

21. Поработай карандашом. Исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ третьей части рассказа, пример

Картошка жарилась и шипела. Барсук прыгнул к сковороде и сунул в неё нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и бросился обратно в траву. Он голосил на весь лес от негодования и боли.

22. Прочитай, как развивались события дальше. Ответь на вопросы.

Что произошло утром? — Мальчик увидел, как барсук лечит нос.

Как барсук лечил свой обожжённый нос? — Барсук сунул нос в пень, в мокрую труху.

23. Прочитай четвёртую часть текста. Озаглавь её. Запиши.

Вариант заглавия: Лечение носа.

24. Поработай карандашом — исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ четвёртой части рассказа, пример

Утром мальчик разбудил рассказчика и сказал, что видел, как барсук лечит нос.

Автор прошёл за мальчиком и увидел гнилой пень.

Барсук засунул обожжённый нос в пень, в холодную и мокрую труху. Потом сел и заплакал. Он будто просил о помощи у людей, но люди ни чем не могли ему помочь.

25. Прочитай развязку. Ответь на вопрос.

Какая встреча произошла через год? — Автор встретил барсука со шрамом на носу.

26. Озаглавь пятую часть текста. Запиши.

Вариант заглавия: Встреча через год.

27. Поработай карандашом — исключи подробности. Расскажи эту часть кратко. Запиши.

Пересказ пятой части, пример

Через год автор встретил на озере барсука со шрамом на носу. Барсук сердито чихнул в сторону автора и спрятался в зарослях. Больше автор его не видел.

28. Составь и запиши план текста.

Используем придуманные заглавия.

План.

  1. Рыбалка осенью.
  2. Появление барсука.
  3. Обожжённый нос.
  4. Лечение носа.
  5. Встреча через год.

29. Перескажи текст кратко с опорой на сделанные записи. Если нужно внеси изменения. Запиши получившийся текст.

Соберём вместе пересказы каждой из частей.

Краткий пересказ рассказа «Барсучий нос», пример

Озеро было засыпано жёлтыми листьями. Стояла осень. На стоянке горел костёр, чтобы отгонять волков и других зверей.

Однажды у костра засопел какой-то зверь. С рассказчиком был мальчик, который любил рассказывать истории, а взрослые делали вид, что верят ему.

Этот мальчик первым услышал фырканье зверя и попросил, чтобы все замолчали. Автор с друзьями притих — он не знал, что за зверь бродит вокруг.

А зверь высунул из травы нос, потом морду и наконец вылез весь. Это был барсук.

Барсук посмотрел на автора, потом сделал шаг к картошке.

Картошка жарилась и шипела. Барсук прыгнул к сковороде и сунул в неё нос.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и бросился обратно в траву. Он голосил на весь лес от негодования и боли.

Утром мальчик разбудил рассказчика и сказал, что видел, как барсук лечит нос.

Автор прошёл за мальчиком и увидел гнилой пень.

Барсук засунул обожжённый нос в пень, в холодную и мокрую труху. Потом сел и заплакал. Он будто просил о помощи у людей, но люди ни чем не могли ему помочь.

Через год автор встретил на озере барсука со шрамом на носу. Барсук сердито чихнул в сторону автора и спрятался в зарослях. Больше автор его не видел.

понедельник, 20 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 81-89

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся сравнивать и составлять тексты разного типа»

1. Прочитай задание: «Придумай свой рассказ с использованием описания или рассуждения». Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить задание? Отметь. Если нужно, дополни. Объясни своё мнение.

Отмечаем пункты:

  • Знать признаки текста-описания.
  • Знать признаки текста-рассуждения.
  • Знать, что такое тема и основная мысль текста.
  • Уметь отбирать содержание в соответствии с темой и основной мыслью.
  • Уметь логично и последовательно выстраивать текст.

2. Прочитай признаки текста. Определи тип текста. Впиши.

В первой колонке перечислены признаки текста-рассуждения.

Во второй колонке — текста-описания.

Вспомни, что в описании может быть использован научный или художественный стиль. Подчеркни признаки научного стиля красным карандашом, а художественного стиля — синим.

Подчёркиваем красным: цель — дать точную характеристику объекта.

Подчёркиваем синим: цель — передать личное восприятие автора.

3. Прочитай два текста. Сравни. Определи тип и стиль каждого текста. Объясни. Подчеркни в текстах слова и выражения, которые ты можешь использовать для составления своего текста-описания про дятла.

Читаем текст «Большой пёстрый дятел».

Тип текста: описание.

Стиль текста: научный.

Подчёркиваем слова:

  • самый известный из всех видов дятлов.
  • окрашен в чёрные и белые тона.
  • на плечах есть большие белые пятна.
  • молодые птицы имеют на голове красную шапочку.

Читаем текст В. Бианки «Дятел и малиновка».

Тип текста: описание.

Стиль текста: художественный.

Подчёркиваем слова:

  • жёсткий, упругий хвост.
  • опирается на хвост.
  • ростом с дрозда, весь в чёрных и белых крапинках.
  • на каждом крыле по белому пятну.
  • у дятла по четыре пальца на лапе.

4. Определи последовательность работы над текстом-описанием.

Определим последовательность работы:

  1. Определяю тему и основную мысль текста.
  2. Определяю стиль описания.
  3. Представляю, как выглядит объект описания.
  4. Нахожу признаки, которые отличают его от других объектов.
  5. Подбираю слова и выражения, которые помогут составить описание.
  6. Выстраиваю текст в соответствии с планом.
  7. Записываю текст.
  8. Читаю написанное, вношу изменения, если необходимо.

5. Составь описание дятла. Запиши текст.

Текст-описание дятла, пример

Дятел — небольшая птица, размером с дрозда. Он может быть разного цвета: в крапинку, чёрный и даже зелёный. У многих видов дятлов на голове есть красная шапочка.

Когтей на лапах у дятла четыре, но иногда бывает три. На хвосте имеются белые пятна или белые перья.

Когда дятел долбит дерево, он опирается на жёсткий хвост.

6. Как ты думаешь, дятел — друг или враг леса? Объясни свою точку зрения. Какой тип текста ты используешь для ответа: текст-описание или текст-рассуждение? Впиши название частей текста-рассуждения в схему: тезис, доказательство, вывод.

Я думаю, что дятел — друг леса. Он уничтожает личинки вредителей, которые прячутся под корой дерева.

Для ответа я использую текст-рассуждение.

Тезис: Я думаю, что...

Доказательство: Во-первых, во-вторых...

Вывод: Вот поэтому...

7. Прочитай текст.

Читаем рассказ Н. Сладкова «Клёст и дятел».

8. Подчеркни в тексте информацию, которая поможет тебе подобрать доказательства.

Подчёркиваем информацию:

  • Я её от сверлильщиков и точильщиков разных спасал.
  • Капельки эти весной от голода меня спасли.
  • Целебный берёзовый сок нам силы вернул.
  • Славно мы сладким соком поугощались.
  • Чем больше дупел, тем больше нас. Чем больше нас — тем меньше вредителей.
  • В дуплах у меня морозильники.
  • Где бы мы зимой в мороз прятались?

9. Составь текст-рассуждение с опорой на схему. Запиши.

«Дятел — друг или враг леса?», пример текста-рассуждения

Я думаю, что дятел — друг леса и вот почему.

Во-первых, дятел долбит только больные деревья, выискивая под корой личинки вредных насекомых.

Во-вторых, капельки сока у берёзы, которые выступают после ударов дятла, служат весной пищей птицам и полезным насекомым.

В-третьих, дупла, выдолбленные дятлом, служат гнёздами и убежищем для птиц, защищают их от мороза.

Вот поэтому я считаю, что дятел своей работой приносит лесу большую пользу, а значит он его друг.

10. Прочитай свой текст. Если нужно, внеси изменения. Перескажи его в классе.

Изменений вносить не нужно.

пятница, 17 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся составлять текст-повествование», 3 класс

Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 73-81

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся составлять текст-повествование»

1. Рассмотри обложки книг. Что объединяет все эти произведения? Придумай название выставки. Запиши.

На выставке представлены шесть книг М. Пришвина: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Про птиц и зверей», «Ребята и утята», «Берестяная трубочка», «Лесная капель».

Все книги на выставке объединяет имя автора, М. Пришвина и их тема: это произведения о природе.

Название выставки: «Книги М. Пришвина о природе».

2. Прочитай обращение Михаила Михайловича Пришвина к читателям.

Читаем текст обращения.

3. Как ты понимаешь эти слова? О чём заботится автор? К чему он призывает читателей? Запиши.

Автор заботится о сохранности природу и призывает своих читателей беречь и защищать природу.

4. Прочитай текст.

Читаем рассказ М. Пришвина «Ёж».

5. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками.

Непонятные слова:

  • затукал — стал издавать звуки похожие на стук.
  • шнырял — бегал, суетился.
  • сошлись — встретились.

6. Перечитай текст. Определи о чём или о ком рассказывается в нём (тему произведения). Запиши.

В тексте рассказывается о еже, его повадках.

Тема произведения: повадки ежа.

7. Определи главную мысль данного произведения. Запиши, как ты понимаешь, что хотел рассказать автор.

Главная мысль (что хотел сказать автор): ёж — лесное животное и хорошо ему только в лесу.

8. Объясни смысл названия. Почему произведение называется так? Запиши свои мысли.

Рассказ называется «Ёж», потому что его главный герой ёж.

Произведение так названо, чтобы мы сразу поняли, о чём и о ком пойдёт речь в рассказе.

9. Докажи, что прочитанный текст — повествование. Если нужно воспользуйся подсказкой.

Данный текст является повествование, потому что:

  • мы можем задать к нему вопрос «Что произошло?» — автор встретил ежа, принёс его домой и наблюдал за его поведением.
  • в тексте есть завязка (автор ловит ежа), развитие действия (ёж привыкает к жизни в доме), кульминация (ёж начинает строить гнездо), развязка (ёж привык жить в доме у автора).
  • события в рассказе описываются в определённой временной последовательности: от поимки ежа до его привыкания к новому дому.
  • в тексте много глаголов.

10. Подчеркни в тексте завязку красным карандашом, кульминацию — синим карандашом, развязку — зелёным карандашом. Докажи свою точку зрения.

Завязка: «Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа».

Кульминация: «Тут я и понял его: газета ему нужна была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда».

Развязка: «Так вот и устроился у меня жить ёжик».

11. Определи последовательность событий в тексте. Запиши, в каком порядке они происходили.

Последовательность событий:

  1. Автор встречает ежа.
  2. Автор спихивает ежа в воду.
  3. Автор скатывает ежа в шапку и несёт домой.
  4. Ёжик бегает по комнате.
  5. Ёжик тащит газету.
  6. Ёжик пьёт воду.
  7. Ёжик таскает яблоки.
  8. Ёж остаётся жить у автора.

12. Выпиши из текста действия автора.

  • заметил ежа.
  • спихнул в ручей.
  • скатил в шляпу.
  • понёс домой.
  • зажёг лампу.
  • уронил газету.
  • принёс ведро с водой.
  • по колючкам рукой провёл.
  • молока налью, булочки дам.

13. Выпиши из текста действия ежа.

  • свернулся и затукал.
  • фыркнул.
  • поплыл к берегу.
  • развернулся, огляделся, затих.
  • выбежал из-под кровати.
  • шнырял между ног.
  • потащил газету в угол.
  • залакал.
  • тащит яблоко в гнездо.

14. Были ли у тебя встречи, похожие на ту, которую описал Пришвин? Расскажи в классе.

Однажды, я встретила в лесу ежа. Ёж перебегал тропинку, а увидев меня, остановился и свернулся клубком. Я захотела потрогать ежа, но больно укололась. Тогда я оставила ежа в покое и пошла домой.

15. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ-повествование о том, что произошло с тобой в лесу летом. Определи тему и главную мысль текста. Запиши.

Я люблю наблюдать за природой.

Тема моего рассказа: сердитая белка.

Главная мысль: человек не должен вмешиваться в жизнь животных.

16. Придумай заголовок. Запиши.

Заголовок: «Сердитая белка».

17. Определи время, место действия, героев повествования. Запиши.

Время действия: лето.

Место действия: лес.

Герои повествования: я (рассказчик), белка.

18. Придумай, с чего начнётся повествование. В первом предложении назови действующих лиц, время и место действия. Запиши.

Рассказ начнётся со встречи с белкой:

Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.

19. Придумай кульминацию. Запиши опорные слова глаголы.

Белка ругается и скачет по веткам, она хочет прогнать меня и боится за своё гнездо.

Опорные глаголы: ругается, скачет, бегает, прогоняет, смотрю, ухожу, успокаиваю.

20. Как ты закончишь повествование? Как выразишь своё отношение к написанному?

Развязка:

Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.

В этом предложении выражено моё восхищение храбростью белки.

21. Придумай, как ты соединишь между собой части текста. Составь и запиши текст.

Рассказ «Сердитая белка»

Однажды я гуляла по лесу и вдруг услышала, как на меня кто-то пронзительно заругался с дерева. Это была белка.

Она увидела меня и решила, что я хочу разрушить её гнездо. А в гнезде могли быть маленькие бельчата.

Поэтому белка ругалась и скакала по веткам. Она хотела прогнать меня прочь от гнезда, чтобы спасти своих бельчат.

— Не бойся! — сказала я белке. — Не нужны мне твои бельчата! Живите спокойно!

Я тихонько пошла прочь от беличьего дерева, думая о том, какой всё-таки отважный зверёк — маленькая белка, как она любит своих бельчат и как самоотверженно их защищает.

22. Перечитай текст. Если нужно, внеси изменения.

Изменения вносить не нужно.

четверг, 16 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Андерсен», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 81-93

Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся работать с текстом. Андерсен»

Текст 1.

1.  Прочитай название произведения и фамилию автора на странице 82. Как ты думаешь, о чём пойдёт речь в произведении?

Название произведения «В детской». Автор: Х. К. Андерсен.

В этом произведении речь пойдёт о событиях, которые происходят в детской комнате с детьми и игрушками.

2. Как может выглядеть детская комната? Что может находиться в ней? Что обычно происходит в детской комнате? Опиши.

Детская комната может выглядеть так: детская кровать, обои с рисунками, красивый абажур, мягкий ковёр, весёлые шторы.

В ней могут находиться: шкаф для книг и игрушек, шкаф для белья, стол, компьютер, тренажёры.

В детской комнате можно играть и учиться.

3. Прочитай текст.

Читаем сказку Андерсена «В детской».

4. Подчеркни непонятные слова. Запиши их. Найди информацию в словаре. Объясни смысл этих слов.

Незнакомые слова:

  • брезговать — относиться к чему-либо с предубеждением.
  • пьеса —литературное произведение для постановки на сцене, в театре.
  • чубук — курительная трубка.
  • завязка — начало истории, действия.
  • щелкун — устройство для колки орехов.
  • мазурист — человек, танцующий мазурку.

5. В какую игру играет крёстный с Аней? Чем интересна эта игра?

Крёстный играет с Аней в театр.

Эта игра интересна тем, что можно самому придумать героев и то, что с ними будет происходить.

6. Перечисли действующих лиц представления, напиши, какие роли они исполняют.

Действующие лица представления:

  • Чубук — папаша.
  • Перчатка без пары — дочка.
  • Мундирчик — жених.
  • Щелкун-сапог — мазурист, немилый жених.

7. Прочитай продолжение.

Читаем продолжение сказки.

8. Понравилась ли Ане игра? Объясни, почему.

Ане понравилась игра, она назвала её ужасно интересной.

Девочке понравилась игра, потому что она была интересная, имела сюжет и напоминала настоящий театр для взрослых.

9. Определи главную мысль данного произведения. Запиши.

Главная мысль: умный человек всегда найдёт для себя занятие по душе.

10. Объясни, почему оно так называется. Придумай свои варианты названия. Запиши.

Сказка называется «В детской», потому что её действие происходит в детской комнате.

Мои варианты названия:

  • Кукольный театр.
  • Крёстный и Аня.
  • Необычное представление.

11. Понравился ли тебе крёстный? Объясни, почему. Запиши. Подчеркни в тексте красным карандашом, как он придумал развлечь Аню. Подчеркни в тексте синим карандашом, для чего он устроил спектакль.

Мне понравился крёстный, потому что он большой выдумщик и умеет развлечь.

Подчеркнём красным карандашом: «Мы тоже устроим театр».

Подчеркнём синим карандашом: «Помогла скоротать время до чаю».

12. Андерсена называют великим сказочником. Похоже ли данное произведение на сказку? Что в нём необычного? Запиши.

Это произведение похоже на сказку, потому что в нём неодушевлённые предметы ведут себя как люди.

Текст 2.

1. Прочитай название произведения. В чём его необычность? Запиши.

Название произведения «Воротничок».

Его необычность в том, что сказка названа по детали одежды.

2. Прочитай текст.

Читаем сказку Андерсена «Воротничок».

3. Выпиши непонятные слова. Найди их в толковом словаре. Объясни их смысл.

Непонятные слова:

  • щёголь — модник.
  • миловидность — симпатичность, красота.
  • одолжение — уступка.
  • недотрога — скромница.
  • искалечить — сильно повредить, испортить.
  • презирать — относиться с пренебрежением.
  • франт — модник.
  • лохань — корыто.
  • подноготная — тайное, скрытое от людей.

4. Подчеркни в тексте разными цветными карандашами персонажей произведения.

Подчеркиваем персонажей произведения:

  • воротничок.
  • завязка для чулок.
  • утюжная плитка.
  • ножницы.
  • гребёнка.
  • тряпичное общество.

5. Сделай вывод: о чём эта сказка? Выпиши слова автора из текста.

Это сказка о хвастовстве.

Слова автора: «Желание его сбылось: всё тряпьё стало белою бумагой, а воротничок — как раз вот этим самым листом, на котором напечатана его история, — так он был наказан за своё хвастовство».

6. Сделай вывод. Можно ли сказать, что сказки Андерсена похожи на саму жизнь? Запиши свои размышления.

Сказки Андерсена похожи на саму жизнь, потому что описывают эту жизнь, просто с точки зрения сказочных персонажей.

7. Запиши слова и выражения (цитаты) из сказок Андерсена, которые тебе очень понравились и постарайся запомнить их.

Цитаты из сказок Андерсена:

  • «Актёры найдутся, если только не брезговать тем, что есть под рукой».
  • «Добрые качества тоже надо принимать в расчёт».
  • «Вы теперь у меня в кармане».
  • «Ваша красота — достаточный повод».
  • «Разносить всю подноготную о самом себе».

8. Составь список произведений Андерсена, которые тебе хотелось бы обязательно прочитать.

Список произведений Андерсена, которые я хотела бы прочитать, пример

  • «Дикие лебеди».
  • «Дочь болотного царя».
  • «Калоши счастья».
  • «Огниво».
  • «Пастушка и трубочист».
  • «Ромашка».
  • «Свинопас».
  • «Снежная королева».
  • «Тень».
  • «Чайник».
  • «Штопальная игла».

среда, 15 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Андерсен», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 78-80

Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся работать с предложением. Андерсен»

1.  Прочитай цитаты из произведений Х. К. Андерсена. Подпиши, если тебе известно, из каких сказок эти цитаты.

Цитата 1. Всяк хорош по-своему!.. Из сказки «Свинья-копилка».

Цитата 2. Да ведь король-то голый! Из сказки «Новое платье короля».

Цитата 3. Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой. Из сказки «Принцесса на горошине».

Цитата 4. Не беда появиться на свет в утином гнезде... Из сказки «Гадкий утёнок».

Цитата 5. Ради красоты и потерпеть не грех. Из сказки «Русалочка».

Цитата 6. Слёзы — вот драгоценнейшая награда для сердца певца. Из сказки «Соловей».

2. Соотнеси содержанием цитат из сказок Андерсена и выражения. Расставь цифры.

Ставим цифры следующим образом:

5 — Для того, чтобы получить желаемое, можно и потерпеть.

6 — Настоящая музыка вызывает трепетные чувства.

2 — Правду враньём не скрыть.

1 — Каждый труд должен вызывать уважение.

3 — Каждый человек встречается с чем-то, что вызывает у него восторг, восхищение.

4 — Не важно, какое у тебя окружение. Важно, кто ты есть на самом деле.

3. Выбери одну из цитат Андерсена. Вспомни из какой она сказки, о каких событиях говорится в сказке. Объясни главную мысль сказки, используя выбранную цитату. Запиши.

Выберем цитату: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца». Она из сказки «Гадкий утёнок».

В сказке рассказывается, как гадкий утёнок родился у утки. Его считали некрасивым и обижали. Но утёнок вырос и стал прекрасным лебедем.

Главная мысль сказки: Не важно, кем тебя считают другие, важно, кем ты на самом деле являешься.

Объяснение: Тебя могут считать плохим, некрасивым, но это не важно, ведь главное, каким себя видишь ты сам.

4. Запиши, какие ещё сказки Андерсена ты знаешь.

Пример сказок Андерсена:

  • «Дюймовочка».
  • «Гадкие лебеди».
  • «Стойкий оловянный солдатик».
  • «Огниво».
  • «Снежная королева».
  • «Свинопас».

5. Расскажи, о чём твоя любимая сказка Андерсена. Запиши.

Моя любимая сказка «Стойкий оловянный солдатик». В ней рассказывается о любви оловянного солдатика к бумажной танцовщице. Солдатику пришлось много вынести, но он сумел в последний миг своей жизни найти любовь, и сгорел вместе с танцовщицей.

6. Объясни смысл высказывания Андерсена «Я не выдумывал сюжеты для своих сказок, их сочиняла сама жизнь». Запиши.

Смысл высказывания: в жизни происходит столько необычного и замечательного, что достойно стать сюжетом сказки. Автор просто наблюдал за тем, что происходит вокруг, и записывал свои наблюдения в виде сказок.

вторник, 14 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Андерсен», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 75-77

Ответы на вопросы к теме «Зарубежная литература. Учимся работать со словом. Андерсен»

1.  Прочитай. Знакомо ли тебе имя этого человека? Обсудите в классе: что вы о нём знаете?

Ханс Кристиан Андерсен.

Это имя мне знакомо. Это известный датский сказочник, который придумал много интересных сказок. Я знаю, что памятник его русалочки стоит в Копенгагене.

2. Подчеркни слова, которые относятся к данному имени.

Подчёркиваем: сказочник, Дания, Копенгаген, «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Русалочка», знаменитый, великий.

3. Допиши слова-ассоциации к этому имени.

Дописываем: «Дюймовочка», книги, памятник, «Гадкие лебеди», мультфильмы.

4. Напиши одно слово, которое, на твой взгляд, наиболее точно характеризует этого человека.

Это имя: сказочник.

5. Напиши слова-ассоциации к этому слову.

Пишем: сказка, рассказывать, приключение, добро и зло, волшебство.

6. Подчеркни одно слово, на твой взгляд, самое важно. Это слово будет заголовком к тексту, который тебе предстоит создать. Запиши заголовок.

Волшебство.

7. Подумай, что он отражает: тему, главную мысль, место действия, время действия. Подчеркни.

Подчёркиваем слово: главную мысль.

8. Выбери из задания 5 слова, которые пригодятся для составления текста об Андерсене. Составь с ними словосочетания.

Примеры словосочетаний: Чудесные сказки, настоящее волшебство, увлекательно рассказывать, забавные приключения, сталкиваются добро и зло.

9. Составь предложения с этими словами. Запиши их.

Примеры предложений:

Ханс Кристиан Андерсен писал чудесные сказки для детей и взрослых.

Его сказки можно назвать самым удивительным волшебством на свете.

Андерсен не только писал свои сказки, но и умел увлекательно их рассказывать.

С героями его сказок всегда происходят забавные приключения.

В сказках Андерсена добро сталкивается со злом, но всегда побеждает.

10. Пронумеруй (расставь цифры от 1 до ...) предложения так, чтобы получился текст. Запиши.

  1. Ханс Кристиан Андерсен писал чудесные сказки для детей и взрослых.
  2. С героями его сказок всегда происходят забавные приключения.
  3. В сказках Андерсена добро сталкивается со злом, но всегда побеждает.
  4. Андерсен не только писал свои сказки, но и умел увлекательно их рассказывать.
  5. Его сказки можно назвать самым удивительным волшебством на свете.

11. Получился ли у тебя связный текст об Андерсене? Объясни, почему.

Связный текст не получился. Это просто набор предложений о сказках Андерсена.


понедельник, 13 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 69-74

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать с текстом. Слово»

Текст 1.

1.  Прочитай название произведения. Как ты понимаешь смысл этого заголовка? Обсуди в классе.

Прочитаем название стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

В этом стихотворении будет рассказываться о словах. Смысл: слово (рассказ) о словах, которыми мы говорим.

2. Прочитай стихотворение. Подчеркни красным карандашом непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают. Подчеркни синим карандашом выражения, которые описывают слово.

Читаем стихотворение «Слово о словах».

Подчёркиваем красным: молвить (сказать), медью траурной (печальной, в переносном смысле — похоронный оркестр), ненароком (случайно).

Подчёркиваем синим:

Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
То жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И в крошку камень раздробить
Оно одарит или ограбит.

3. Проверь себя. Побери прилагательные, которые раскрывают смысл этих выражений. Объясни выражения.

Оно бывает то сурово — жестокий слова, жестоко. Смысл: словом можно осудить, наказать.

То рождено теплом души — добрые слова, тёплое. Смысл: идёт от самого сердца.

То жаворонком вьётся — радостные слова, радостное. Смысл: слово весело и беззаботно, как птичка.

То медью траурной поёт — скорбные слова, печальное. Смысл: слово огорчает, лишает надежды.

Им можно радости прибавить — приветливые слова, радостное. Смысл: слава могут радовать хорошими новостями.

И радость людям отравить — лживые слова, обманчивое. Смысл: словами можно обманывать.

Им можно лёд зимой расплавить — тёплые слова, жаркое. Смысл: слова согревают жарче солнца.

И камень в крошку раздробить — мужественные слова, решительное. Смысл: словами можно совершить невозможное, очень трудное.

4. Найди в тексте слова, которые помогают определить главную мысль стихотворения. Подчеркни. Запиши главную мысль своими словами. Если трудно, используй пословицы.

Понять главную мысль стихотворения помогают две первых и две последних строки.

Своими словами: Не подумав, ничего не говори, будь осторожен со словами.

Подходит пословица: Говорить не думая, что стрелять без цели.

Текст 2. 

1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Почему автор сравнивает слово со звездой? Выскажи предположение. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Пришвина ты знаешь? Запиши.

Текст называется «Слово-звезда». Смысл: слово как звезда, может светить много лет, а может быстро погаснуть.

Мне знаком писатель Михаил Пришвин. Я читала его рассказы: «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Осеннее утро», «Золотой луг», «Ёж».

2. Прочитай текст. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Читаем текст М. Пришвина «Слово-звезда».

3. Совпало ли твоё предположение с мыслью автора? Подчеркни красным карандашом слова и выражения, которыми автор описывает слово и его действия.

Моё предположение совпало с мнением автора.

Подчёркиваем красным слова:

  • живёт, горит, светится, как звезда на небе.
  • погасает, когда слетит с наших губ.
  • как свет погасшей звезды, летит к человеку.
  • слово остаётся и летит из поколения в поколение.

4. Подчеркни синим карандашом слова и выражения, которыми автор описывает звезду и её действия. Чем похожи слово и звезда?

Подчёркиваем синим:

  • живёт, горит, светится.
  • погасает.
  • летит к человеку.
  • горит ещё тысячи лет.

Слово и звезда похожи:

  • живут, горят, светятся.
  • могут погаснуть.
  • летят к человеку.
  • остаются после угасания.

5. Как ты думаешь, любое ли слово «остаётся и летит из поколения в поколение»? Какие слова живут вечно? Напиши.

Не всякое слово остаётся и летит из поколения в поколение. Только мудрые, добрые, честные слова, которые называют вечными.

Это: мир, любовь, сострадание, справедливость, доброта.

Текст 3.

1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Объясни. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Зощенко ты знаешь? Запиши.

Рассказ называется «Золотые слова». Смысл названия: слова могут такими же ценными для человека, как золото.

Мне знаком писатель Михаил Зощенко. Я читала его рассказы «Не надо врать», «Великие путешественники», «Ёлка».

2. Прочитай отрывок из рассказа. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Читаем отрывок из рассказа «Золотые слова» М. Зощенко.

Подчёркиваем непонятные слова:

  • гадкие — плохие, непослушные.
  • беспрекословно — не споря, послушно.
  • абсурд — глупость, нелепость.

3. Перечитай текст. Найди «золотые слова», которые услышал и запомнил автор. Подчеркни. Как ты их понимаешь? Приведи примеры. Обсудите в классе.

Золотые слова папы: Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки.

Я их понимаю так: то, что было правильно сегодня, может оказаться неправильным завтра, потому что обстановка или обстоятельства изменятся.

Примеры:

Сегодня дают концерт и я могу на него сходить. Завтра концерта не будет и идти на него бесполезно.

Домашнее задание нужно было сделать к сегодняшнему уроку, делать его к завтрашнему бесполезно, всё равно уже получил двойку.

4. Какие «золотые слова» помогают тебе быть счастливым? Напиши.

Мне помогают быть счастливым следующие слова:

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Делай что должно, и будь, что будет.
  • Родители плохого не посоветуют.

5. Прочитай пословицу. Согласишься ли ты с ней? Объясни свою точку зрения. Напиши небольшое рассуждение.

Пословица: Мудрое слово дороже богатства.

Сочинение-рассуждение «Мудрое слово дороже богатства», пример

Я считаю, что мудрое слово дороже богатства, материальных ценностей.

Деньги, как приходят, так и уходят. Их бесполезно хранить, потому что из-за инфляции они обесцениваются. То что вчера было богатством, сегодня ничего не стоит.

Совсем иначе обстоит дело с мудрым словом. Оно всегда будет представлять ценность, не подверженную никаким инфляциям. Мудрый совет поможет найти выход из трудной ситуации, подскажет правильное решение, поддержит в горе, не даст совершить глупость.

Поэтому мудрые слова будут вечной ценностью. Они летят к людям от поколения к поколению.

пятница, 10 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 66-68

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать с предложением. Слово»

1.  Прочитай предложения. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что означают эти слова.

Читаем предложения В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой привести.

Подчеркнём слово Полки. Это множественное число слова Полк, которое означает воинское подразделение.

2. Подчеркни красным карандашом, о чём говорится в предложении. Подчеркни синим карандашом, что говорится о слове.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой привести.

3. Что значит «словом можно убить»? Как ты понимаешь это высказывание? Объясни. Напиши.

Это значит: словом можно смертельно обидеть, ранить, уничтожить морально, подавить, оскорбить.

4. Какими словами можно сделать больно? Подчеркни. Объясни свой выбор.

Подчёркиваем слова:

  • неосторожные слова — случайно можно обидеть, сделать больно без злого умысла.
  • злые слова — оскорбления всегда делают нам больно.
  • беспощадные слова — критика может восприниматься болезненно.
  • насмешливые слова — чужая насмешка может показаться обидной, а значит сделать больно.
  • холодные слова — чужое равнодушие также может делать больно.

5. Что значит «словом можно спасти»? Объясни смысл высказывания. Запиши.

Это значит, что словом можно подбодрить человека, поддержать его в трудную минуту, помочь справиться с бедой.

6. Какие слова и выражения сочувствия, утешения тебе знакомы? Напиши. Обсудите в классе.

Примеры слов сочувствия:

  • Не переживай;
  • Держись;
  • Мы с тобой;
  • Ты не один;
  • Не падай духом;
  • Сочувствую;
  • Соболезную;
  • Всё пройдёт.

7. Что значит «полки за собой повести»? Как ты понимаешь смысл этого высказывания? Объясни. Напиши.

Это значит: словом можно воодушевить людей, заставить их принять твои идеи, повести за собой, увлечь чем-то новым.

8. Сделай вывод о том, какую роль играет слово в жизни человека.

Я считаю, что слово играет важнейшую роль в жизни человека. Оно делает человека человеком, позволяет нам общаться между собой.

9. Прочитай слова и выражения. Вставь из списка слов прилагательные, подходящие по смыслу. Объясни свой выбор. Запиши.

Пример вставки слов:

  • Эти мужественные люди, прошедшие через многое, не разбрасывались БЕССМЫСЛЕННЫМИ словами.
  • От многих происшествий остаётся лишь пепел, от многих событий лишь ПУСТЫЕ слова.
  • После выступления гостей и ТОРЖЕСТВЕННЫХ слов, всем участникам конкурса подарили подарки.
  • ЛАСКОВОЕ слово и кошке приятно.
  • Красивые стихи маме — ТРОГАТЕЛЬНЫЕ слова любви, верности и признания.

10. Каким бывает слово? Составь словосочетания.

Беспощадное слово, восторженное слово, воинственное слово, грозное слово, грустное слово, дерзкое слово, доброе слово, жестокое слово, ироничное слово, красивое слово, ласковое слово, насмешливое слово, почтительное слово, приветливое слово, проникновенное слово, пустое слово, строгое слово, справедливое слово, суровое слово, счастливое слово, торжественное слово, трогательное слово.

11. Выбери 3-4 словосочетания из задания 10. Составь с ними предложения. Запиши. Обсудите в классе.

Примеры предложений:

Грозное слово учителя заставило класс замолчать.

Доброе слово отца вернуло мальчику хорошее настроение.

Какое же это красивое слово — мама!

Почтительное слово на собеседовании помогает найти лучшую работу.

На празднике он сказал очень правильные и трогательные слова.

четверг, 9 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 63-66

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать со словом. Слово»

1.  Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение С. Баруздина «Слова бывают разными».

2. Определи тему стихотворения. Запиши.

Тема стихотворения: слова и дело.

3. Какие бывают слова? Подчеркни в тексте.

Подчёркиваем в тексте:

Разные, ясные, твёрдые и мягкие, смелые, упрямые, суровые.

4. Подбери к словосочетаниям подходящие примеры. Запиши. Обсудите в классе.

  • Доброе слово — держи.
  • Ласковое слово — нежность.
  • Строгое слово — наказание.
  • Загадочное слово — тайна.
  • Справедливое слово — судья.
  • Красивое слово — море.
  • Враждебное слово — враг.
  • Озорное слово — пошалим.
  • Печальное слово — трагедия.
  • Приветливое слово — здравствуй.

5. Прочитай словосочетания. Подчеркни, какие из них ты можешь объяснить. Обсудите в классе.

Например, легко объяснить значение словосочетаний:

Вежливое слово, грустное слово, дерзкое слово, ироничное слово, почтительное слово, суровое слово.

6. Выпиши одно из словосочетаний, объясни его смысл.

  • Вежливое слово — которое говорится вежливо, например, спасибо.
  • Грустное слово — которым говорят о чём-то печальном.
  • Дерзкое слово — которым дразнят, вызывают на ссору. 
  • Ироничное слово — которым подшучивают.
  • Почтительное слово — которым показывают своё уважение.
  • Суровое слово — которым говорят неприятную правду.

7. Прочитай заголовок текста. Как бы ты сам ответил на этот вопрос? Сравни свой ответ с авторским. Прочитай текст.

Читаем текст М. Арджилли «Какого цвета слова?»

Я бы ответила на этот вопрос так: слова такого цвета, какого цвета настроение, которое они передают.

Автор ответил так: слова разноцветные, они того цвета, с которым ассоциируется называемый предмет.

8. Выпиши из текста «разноцветные слова».

Жёлтые слова — банан, канарейка, мимоза, лимон.

Белые слова — снег, молоко, заяц-беляк, сметана, мел.

Чёрные слова — уголь, траур, ночь, пантера.

Красные слова — пламя, язык, солнце, сердце.

9. Придумай разноцветные слова. Запиши.

Зелёные слова: трава, спокойствие, лягушка.

Синие слова: небо, море, джинсы, холод.

Серые слова: мышь, скука, безделье.

10. Как ты думаешь, какие слова можно назвать золотыми? Приведи примеры. Запиши.

Золотыми можно назвать умные, добрые, полезные слова-советы.

Например: мир, справедливость, доброта, честность.

11. Проверь себя. Прочитай значение словосочетания, которое даётся в словаре.

В словаре даётся определение:

Золотые слова — об умных, дельных высказываниях, полезных советах.

понедельник, 6 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Быль», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 54-62

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся работать с текстом. Быль»

1.  Кратко объясни значения слов. Запиши.

Быль — то, что было.

Небылица — то, чего не было.

2. Что можно назвать «былью-небылицей»?  Запиши своё объяснение.

Былью-небылицей мы назовём историю, в которой переплетаются реальные и выдуманные события.

3. Подчеркни произведения, в которых быль соседствует с небылицей.

Подчёркиваем:

  • М. Горький «Случай с Евсейкой».
  • К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
  • А. Куприн «Слон».

4. Приведи свои примеры произведений, в которых реальность переплетается с вымыслом. Запиши.

Вот некоторые из таких произведений:

  1. К. Паустовский «Стальное колечко».
  2. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
  3. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
  4. В. Бианки «Мышонок Пик».
  5. А. Гайдар «Горячий камень».
  6. Л. Пантелеев «Фенька».

5. Объясни, почему эти произведения можно назвать былями-небылицами. Запиши.

В этих произведениях необычные, сказочные события происходят с обычными людьми, то есть быль соседствует с небылицей.

6. Прочитай.

Читаем рассказ М. Горького «Случай с Евсейкой».

7. Подчеркни в тексте красным карандашом то, что могло быть на самом деле; синим — то, чего быть не могло.

Подчёркиваем красным описание того, что происходило в подводном мире, от второго абзаца до последнего абзаца на странице 60: «и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух» .

Синим подчёркиваем первый абзац рассказа и три абзаца на странице 61.

8. Сделай вывод: является ли это произведение одновременно и былью, и небылицей. Запиши.

Вывод: Этот рассказ одновременно быль и небылица.

9. Придумай свою быль-небылицу. Действуй по плану:

  1. Определи место действия (лес, пруд, горы, космос, Марс)
  2. Реши, кто герой произведения (мальчик, девочка, учёный, взрослый).
  3. Реши, с какими реальными персонажами герой встретится (рыбы, птицы, насекомые).
  4. Какое нереальное событие произойдёт (рыбы, цветы, птицы говорят по-человечески, поступают как люди).

10. Запиши текст. Начни со слов:

Однажды маленький мальчик Егорка — очень хороший человек, отправился в лес. Он мечтал стать певцом, но петь стеснялся. Вот и ходил в лес, чтобы там петь в полном одиночестве.

Пришёл Егор в лес и давай петь во всё горло. Притихли лесные звери и птицы, слушают.

Вдруг выходит из леса медведь и говорит:

«Хорошо ты, Егор, поёшь! Душевно! Но одного тебе не хватает — давай я тебе на ухо наступлю! Будешь ты тогда петь лучше прежнего!».

Подумал Егор и согласился, подставил медведю своё ухо. Наступил косолапый на ухо мальчику и распухло ухо, как лопух.

Вернулся Егор домой и понял, что больше не хочет быть певцом, а хочет быть настройщиком музыкальных инструментов — с таким-то ухом!

Получилось ли у тебя создать текст были-небылицы? То, что могло быть на самом деле подчеркни красным карандашом, то, чего не могло быть — синим карандашом.

У меня получилось создать текст были-небылицы.

Красным подчеркну начало текста — первые два абзаца, и конец — последний абзац. Середину текста подчеркну синим.

среда, 1 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Быль», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 52-54

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся работать с предложением. Быль»

1.  Прочитай пословицы.

  • Быль — трава, а небыль — что вода.
  • Быль — что смола, а небыль — что вода
  • Быль за сказкой не угонится.
  • Были молодцу не укор.
  • Сказка — складка, песни — быль.

2. Вспомни, что такое синонимы. Проверь себя.

Синонимы — это слова, близкие по смыслу, но различные по звучанию и написанию.

3. Перечитай пословицы. Какой смысл вкладывает народ в слово «быль» в пословицах? Запиши синонимы к слову «быль».

Народ вкладывает в слово «быль»: то, что было, реальность, истина.

Синонимы: былое, прошедшее, прожитое, истина.

4. Проверь себя. Все ли синонимы подходят к слову «быль» в прочитанных тобой пословицах? Дополни свой список, если нужно.

Не все синонимы подходят к слову быль в пословицах. Например, слово «старое», ведь песни не могут быть старыми.

Я бы дополнила свой список синонимами: правда, факт, бывальщина.

5. Закончи пословицу, заменив слово «быль» синонимом. Удачна ли такая замена? Почему? Объясни.

Правда за сказкой не угонится.

Сказка — складка, песня — правда.

Эти замены удачны и точно передают смысл пословиц

6. Вспомни, что такое антонимы. проверь себя.

Антонимы — это слова противоположные по смыслу и различные по звучанию и написанию.

7. Выпиши из пословиц слова, которые являются антонимами.

Быль — небыль.

Сказка — песня.

8. Выпиши одну пословицу по выбору. О чём в ней говорится? Подчеркни красным карандашом. Что в ней говорится? Подчеркни синим карандашом. Объясни смысл этой пословицы.

Быль за сказкой не угонится.

В ней говорится о были.

В ней говорится, что быль не угонится за сказкой.

Смысл пословицы: в сказке можно придумывать такое, что никогда не будет воплощено в реальности., например, сапоги-скороходы и ли ковёр-самолёт.

вторник, 30 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Быль», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 49-52

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся работать со словом. Быль»

1. Прочитай слово «быль».

2. Запиши однокоренные (родственные) слова к данному слову.

Былое, бывшее, быть, забытый, небыль, небылица, небывальщина, бывалый.

3. Объясни смысл слова «быль». Что оно означает? Запиши.

Быль — значит то, что было, случилось на самом деле.

4. Прочитай два текста. Обрати внимание, какой подзаголовок дал этим текстам писатель. Подчеркни красным карандашом, какую ситуацию описал автор; синим — как была разрешена ситуация.

Читаем тексты Л. Толстого «Как мужик камень убрал» и «Как бухарцы научились разводить шелковичных червей». Эти тексты имеют подзаголовок Быль.

Подчёркиваем красным:

«На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу».

Синим:

«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёю».

5. Сделай вывод: объясни, почему Л. Толстой назвал свои произведения былями. Запиши.

Эти истории могли произойти на самом деле. Это короткие рассказы о реальных событиях.

6. Попробуй объяснить своими словами, что такое быль.

Быль — это короткий рассказ о реально произошедшем событии.

7. Проверь себя по словарям. Подчеркни в определении слова и выражения, которые наиболее точно отражают смысл слова.

Словарь Ефремовой: То, что было в действительности; Рассказ о действительном событии.

Словарь Ушакова: То, что было; Рассказ о действительном происшествии.

8. Привели примеры из жизни, которые можно назвать былями.

Сегодня я пошла в школу и получила пять, а Дима не сделал домашнюю работу и получил два.

понедельник, 29 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Мама», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 42-48

Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Учимся работать с текстом. Мама»

1. Прочитай название произведения.  Знаешь ли ты значение слова «легенда»? Проверь себя по словарю.

Легенда — это рассказ, предание о каком-нибудь героическом или историческом событии.

2. Прочитай, представляя о чём читаешь. Можешь ли ты ответить на вопрос автора? Запиши свои предположения.

Читаем начало рассказа И. Панькина «Легенда о матерях».

Автор спрашивает, откуда у моряков взялась сила. Судя по названию, речь пойдёт о матерях моряков, а значит предположим, что силу морякам дали их матери.

3. Прочитай продолжение. Почему никто из юношей никогда не пускал стрелы в сторону моря? Как ты думаешь, найдётся ли такой юноша? Почему ты так думаешь? Объясни.

Читаем продолжение рассказа.

Юноши не пускали стрелы в сторону моря, потому что не хотели быть моряками и потому что боялись Нептуна.

Я думаю, рано или поздно найдётся тот, кто пустит стрелу в сторону моря, потому что вреди юношей всегда есть те, кто мечтает о подвигах.

4. Прочитай продолжение. Что может сделать мать, чтобы уберечь своего ребёнка от беды? Предположи.

Мать может спрятать ребёнка, закрыть его собой, научить чему-то полезному.

5. Прочитай продолжение. Проверь свои предположения. Подтвердились ли твои предположения? Что будет дальше? Как будут меняться юноши и их матери с каждым испытанием?

Мои предположения не подтвердились.

Матери отдали юношам свою силу, став слабыми.

Я думаю, матери будут слабеть с каждым испытанием, а юноши становиться сильнее.

6. Прочитай продолжение. Проверь свои предположения. Подтвердились ли твои предположения? Что будет дальше? Напиши.

Мои предположения подтвердились Матери отдали свою красоту.

Дальше:

Юноши отплывут в море, ведь они стали сильными.

Нептун будет стараться их потопить.

Матери отдадут сыновьям ум, чтобы они научились бороться с морем.

7. Прочитай дальше. Проверь свои предположения. Подтвердились ли твои предположения? Что будет дальше? Чем ещё могут пожертвовать матери, чтобы помочь своим детям? Обсудите в классе.

Мои предположения подтвердились отчасти — сыновья вышли в море. Но они там потерялись и Нептун смеялся над ждущими сыновей матерями.

Матери могут пожертвовать чем-то, что поможет привести сыновей обратно. Например, светом глаз (маяк).

8. Прочитай продолжение. Проверь свои предположения.

Моё предположение подтвердилось.

9. Как теперь ты ответишь на вопрос автора: откуда у моряков взялась сила? Напиши.

У моряков сила от их матерей.

10. Чем пожертвовали матери, ради жизни сыновей? Напиши.

Матери пожертвовали силой, красотой, светом глаз.

11. Подчеркни подходящие эпитеты, характеризующие любовь матерей к своим сыновьям.

Подчёркиваем эпитеты: безграничная, великая, всепобеждающая, жертвенная, непобедимая, самоотверженная, чистая.

12. Чем, по-твоему, дети должны отплатить матерям за такую любовь? Напиши.

Дети должны отплатить матерям такой же сильной любовью и постоянной заботой.

13. Как ты относишься к своей маме? Какой вывод ты сделаешь для себя после прочтения легенды? Напиши. Если хочешь, поделись с друзьями.

Я очень люблю свою маму и забочусь о том, чтобы она была счастлива.

Вывод: Наши матери пожертвуют всем, чтобы мы были счастливы, а значит мы тоже должны быть готовы пожертвовать всем, чтобы матери были счастливы.


пятница, 26 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Мама», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 39-42

Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Учимся работать с предложением. Мама»

1. Прочитай предложения.

И звучат печально гамма
В нашей комнате. Без мамы.

2. Из какого стихотворения эти строки? Знаешь ли ты автора этого произведения?

Эти строки из стихотворения Агнии Барто «Разлука». Конечно, я знаю этого автора.

3. Знакомо ли тебе чувство, которое испытывает герой стихотворения? Напиши.

Мне знакомо это чувство. Оно называется грусть, тоска по маме. Меня охватывает это чувство, когда мамы долго нет рядом.

4. Прочитай отрывок из произведения. Опиши свои чувства после чтения текста.

Читаем отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Мама».

Меня охватила нежность к маме и грусть, при мысли о том, что когда-нибудь я могу её потерять.

5. Прочитай предложение. Подчеркни красным карандашом, о ком говорится в предложении. Подчеркни синим карандашом, что говорится о маме.

Мама учила тебя видеть и открывать мир.

6. Объясни смысл выражения «видеть и открывать мир». Продолжи предложение.

Видеть и открывать мир — это значит учиться жить в мире, который нас окружает, найти своё место в нём.

7. Прочитай предложение. Подчеркни красным карандашом, о ком говорится в предложении. Подчеркни синим карандашом, что говорится о матери.

Но любовь к матери проходит у человека через всю жизнь.

8. Объясни смысл выражения «проходит у человека через всю жизнь». Обсудите в классе.

Это значит, что человек всегда будет любить свою мамы, в любом возрасте.

9. Меняются ли отношения между ребёнком и матерью на протяжении жизни. Продолжи предложения.

Когда ребёнок маленький, мама заботиться о нём и помогает, а он просто любит маму.

Когда ребёнок становится взрослым, он начинает сам заботиться о матери, а мама продолжает любить его.

10. Прочитай предложения.

Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

11. Что значит «не причиняй страданий»? Напиши.

Не причинять страданий — значит не волновать, не обижать, не совершать поступков, которые не понравятся маме.

12. Как ты можешь беречь свою маму? Напиши.

Я могу искренне любить её, стараться помогать, делать подарки, всячески проявлять свою заботу и любовь, не заставлять её волноваться за меня.