вторник, 1 июля 2025 г.

Ответы к теме «Эпоха Великих географических открытий», 5 класс

Использован учебник «География 5-6 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 18

§ 4. Ответы на вопросы к теме «Эпоха Великих географических открытий»

Это я знаю

1. Когда и почему наступила эпоха Великих географических открытий?

Эпоха Великих географических открытий началась во второй половине XV века, когда европейцы, прежде всего португальцы, стали искать новые пути в Индию в обход Африки.

Европейцами двигали стремления к обогащению и торговле, ведь Индия представлялась им страной немыслимых богатств.

2. Какое значение имели экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана?

Экспедиция Колумба открыла Америку, Новый свет, тем самым существенно пополнив знания о Земле. Открытие Америки дало возможность европейцам освоить новые территории и торговые пути.

Экспедиция Магеллана впервые смогла обогнуть земной шар, доказав шарообразность Земли. В этой экспедиции также совершилось множество географических открытий, увеличивших количество знаний о Земле.

3. Первой кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) Х. Колумба; б) Ф. Магеллана; в) Васко да Гама; г) А. Веспуччи.

Выбираем ответ Б: Фернана Магеллана.

4. Расставьте имена путешественников эпохи Великих географических открытий в той хронологической последовательности, в которой они совершали свои главные открытия: Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама.

В порядке совершения открытий:

  1. Бартоломеу Диаш.
  2. Васко да Гама.
  3. Христофор Колумб
  4. Фернан Магеллан.

Это я могу

5. На контурной карте полушарий, выделите часть суши, которая была известна европейцам до наступления эпохи Великих географических открытий.

До наступления эпохи Великих географических открытий европейцам были известны:

  • Европа;
  • Северная Африка;
  • Частично Восточная Африка;
  • Ближний Восток;
  • Индия;
  • Китай;
  • Средняя Азия;
  • Кавказ;
  • Исландия, Гренландия, часть побережья Северной Америки.
Карта "Что было известно европейцам до Великих географических открытий"

Это мне интересно

6. Как мореплаватель Христофор Колумб не знал себе равных. И ни один из титулов не был пожалован ему справедливее, чем тот, которым он особо дорожил: Адмирал Моря-Океана. В чём состоит подвиг Х. Колумба? Какой вклад он внёс в развитие цивилизации? Чем привлекает личность Х. Колумба?

Подвиг Колумба состоит в том, что он первым решил доказать шарообразность Земли и отправился в путешествие, которое грозило многими опасностями, отплыл в неизвестность. Не каждый решится на такое.

Путешествия Колумба существенно расширили знания европейцев о Земле, подарили им целый Новый свет — огромную и очень богатую землю, которую европейцы принялись активно исследовать и колонизировать.

Личность Колумба привлекательна его упорством в достижении цели, уверенностью в верности знаний, настойчивости в осуществлении своих планов, храбростью в преодолению трудностей и испытаний.

понедельник, 30 июня 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «География в Средние века», 5 класс

Использован учебник «География 5-6 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 15

§ 3. Ответы на вопросы к теме «География в Средние века»

Откройте атлас

1. Найдите на картах в атласе остров Гренландию, пустыню Сахару, Чёрное море.

Воспользуемся картой полушарий Земли из Приложения к учебнику и укажем на ней эти географические объекты.

Гренландия, Сахара и Чёрное море на карте


Это я знаю

2. Что изменилось в географической науке в Европе в начале Средних веков?

В начале Средневековья люди забыли о шарообразности Земли, уровень знаний снизился. Географические сведения поступали благодаря посольским и торговым миссиям, военным походам, паломничеству к святым местам.

3. Кто такие викинги? Какие открытия они совершили?

Викинги — это жители Скандинавии, которые прослыли язычниками и захватчиками. Викинги путешествовали на своих кораблях (драккарах) и совершили множество открытий.

Так, именно викинги открыли Исландию, а потом Гренландию и основали на этих островах свои поселения.

Они первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки.

4. Какой вклад в географию внесли арабские учёные и путешественники?

В это время арабский Восток переживал расцвет науки. Арабы сохранили и преумножили знания античных учёных. Арабские торговцы и путешественники посетили многие места в Азии и в Африке. Они достигли Индии, Китая, пересекали Сахару и побывали в низовьях Волги.

После себя арабы оставили множество географических трудов в духе географических описаний Античности.

5. Что вам известно о Марко Поло; об Афанасии Никитине?

Марко Поло — известный венецианский купец и путешественник. Он прославился путешествием в Китай, которое продлилось около 20 лет. После возвращения, Марко Поло написал «Книгу о разнообразии мира». Его считают открывателем Китая для европейцев.

Афанасий Никитин был тверским купцом, который предпринял путешествие в Индию. После возвращения он написал книгу «Хождение за три моря». Это первый русский великий путешественник.

Это мне интересно

6. С помощью дополнительных источников информации — энциклопедий, справочников, поисковых запросов в сети интернет — составьте перечень географических названий тех мест, которые посетил один из двух знаменитых путешественников (на выбор) — Ибн-Батута или Марко Поло. Сравните с результатами товарищей. Чей перечень оказался длиннее?

Перечень географических названий мест, которые посетил Марко Поло, пример

  • Иерусалим.
  • Армянское нагорье.
  • Месопотамия.
  • город Басра.
  • Иранское нагорье.
  • Памир.
  • город Кашгар.
  • город Каракорум.
  • Юаньская империя (Китай).
  • город Шачжа (современный Дуньхуан).
  • город Шанду.
  • город Янчжоу.
  • город Пекин.
  • Южно-Китайское море.
  • Бенгальский залив.
  • остров Цейлон.
  • город Каликут (Кожикоде), Индия.
  • город Камбей, Индия.
  • город Ормуз, Иран.

Перечень географических названий мест (городов), которые посетил Ибн-Батута, пример

  • Багдад.
  • Дамаск.
  • Алеппо.
  • Иерусалим.
  • Каир.
  • Тунис.
  • Фес.
  • Танжер.
  • Гранада.
  • Тимбукту.
  • Мекка.
  • Аден.
  • Могадишо.
  • Момбаса.
  • Ормуз.
  • Каликут.
  • Дели.
  • Пекин.
  • Самарканд.
  • Бухара.
  • Ургенч.
  • Сарай-Бату.
  • Синоп.
  • Константинополь.

четверг, 26 июня 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «География в древности», 5 класс

Использован учебник «География 5-6 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 12

§ 2. Ответы на вопросы к теме «География в древности»

Это я знаю

1. Как люди представляли Землю в древности?

В древности люди представляли Землю плоской, например, так:

  • Древняя Индия: Земля лежит на трёх слонах, стоящих на черепахе.
  • Вавилон: гора, окружённая морем.
  • Китай: небо круглое, а земля — квадратная. В её центре лежит Поднебесная империя.

2. Как зародилась географическая наука?

Зарождение географии связывают с Древней Грецией. Греки много путешествовали и наблюдали. Они описывали берега морей, сухопутные пути, небесные светила, указывали пройденное расстояние, записывали обычаи разных народов и особенности природы.

Именно тогда появились первые карты.

3. Какой вклад внёс в географию Аристотель; Эратосфен?

Аристотель одним из первых пришёл к выводу о шарообразности Земли. Он наблюдал за лунными затмениями и заметил, что Земля даёт тень дугообразной формы.

Эратосфен первым ввёл термин «Географика», вычислил размеры Земли и составил одну из первых её карт.

4. Какова, по вашему мнению, главная заслуга древнегреческих учёных в развитии географии?

Главной заслугой древнегреческих учёных я считаю вывод о шарообразности Земли. Так же важно то, что учёные создали первые карты Земли.

Это я могу

5. Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором описаны представления древних людей о Земле. Подберите в дополнительной литературе или в сети интернет с помощью поисковой системы изображения по этой теме. Вместе с товарищем обсудите, с чего начнёте и в какой последовательности станете искать информацию. Вы также можете сами попробовать проиллюстрировать описание, сделать рисунки.

В учебнике описаны представления о форме Земли древних китайцев, жителей Индии и Вавилона.

На рисунке в учебнике показано представление о форме Земли жителей Индии: Земля лежит на слонах, которые стоят на черепахе.

Найдём в интернете иллюстрации к представлениям о Земле древних китайцев и вавилонян.

Зададим вопрос: «Как представляли Землю в Древнем Китае», а потом вопрос «Как представляли Землю жители Вавилона». Изучим иллюстрации, выданные поисковой системой.

Как представляли Землю в Вавилоне и Древнем Китае


Это мне интересно

6. В тексте рубрики «Стоп-кадр» встречаются географические названия, которые уже не употребляются в современной науке. Какие это названия? Найдите, как они звучат сегодня. Используйте энциклопедии, справочники, поисковые запросы в сети интернет.

Найдём в тексте параграфа старинные географические названия и определим их современное значение:

  • Геркулесовы столбы — Гибралтарская скала и скала Джебель-Муса (Марокко) или скала Абила (Сеута, Африканская Испания).
  • Блаженные острова — Канарские острова.


среда, 25 июня 2025 г.

Ответы к теме «Сезонные изменения в жизни организмов», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 124

§ 20. Ответы на вопросы к теме «Сезонные изменения в жизни организмов»

Проверьте себя

1. Какое значение для организмов имеет длина светового дня?

Длина светового дня играет сигнальную роль для организмов, указывая на предстоящие изменения в природе.

2. Какие сезонные изменения происходят в жизни растений?

Весной растения пробуждаются ото сна, обрастают листвой, цветут. У них начинается сокодвижение, прорастают семена, распускаются почки.

Летом растения плодоносят, размножаются.

Осенью растения готовятся к зиме, идёт отток питательных веществ в стебли и корни, они желтеют, сбрасывают листву.

Зимой растения спят, и течение в них жизненных соков приостанавливается.

Сезонные изменения в жизни растений


3. Почему организмы размножаются в наиболее благоприятный сезон?

Организмы размножаются в благоприятный сезон, чтобы молодые особи успели подрасти, подготовиться и встретить неблагоприятный сезон в наиболее устойчивом состоянии.

4. Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий существуют у животных?

Приспособления к перенесению неблагоприятных условий у животных:

  • накопление питательных веществ в организме;
  • линька;
  • спячка;
  • миграция.

5. Что такое миграции?

Миграцией называется перемещение организма на значительное расстояние, вызванное сменой условий существования.

6. Приведите примеры животных, которые впадают в зимнюю спячку.

В зимнюю спячку впадают:

  • бурые медведи;
  • ежи;
  • барсуки;
  • сурки;
  • лягушки;
  • змеи;
  • черепахи;
  • ящерицы.

Подумайте!

Почему длина светового дня является важнейшим фактором сезонных изменений в жизни организмов?

От длины светового дня зависят погодные условия. Летом световой день максимальный, поэтому это самоё тёплое время года. Зимой световой день минимальный и это самое холодное время года.

Ориентируясь на длину светового дня организмы понимают, когда одно время года сменяется другим, ведь календарей у них нет. Начал уменьшаться световой день — значит скоро зима и пора готовиться к холодам. Начал увеличиваться световой день — скоро лето и можно отъедаться и размножаться.

Изменение длины светового дня толкает организмы изменять свой образ жизни.

вторник, 24 июня 2025 г.

Ответы к теме «Организмы как среда обитания», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 120

§ 19. Ответы на вопросы к теме «Организмы как среда обитания»

Проверьте себя

1. Что такое паразитизм?

Паразитизмом называют отношения между двумя организмами разных видов, при которых один организм использует другой в качестве источника пищи и среды обитания.

Виды паразитов, рисунок


2. Какие организмы называют хозяевами?

Хозяином называют организм, который обеспечивает паразита пищей и постоянным или временным местом обитания.

3. С чем связаны основные трудности в жизни паразитов?

Основными трудностями в жизни паразитов оказываются:

  • преодоление защитных реакций организма хозяина.
  • перенос от одного хозяина к другому.

4. Чем наружные паразиты отличаются от внутренних паразитов?

Наружные паразиты обитают на поверхности тела хозяина (коже, волосяном покрове), а внутренние живут внутри тела хозяина.

5. Какие организмы являются паразитами паразитов?

Организмы, которые паразитируют на паразитах других организмов, называются паразитами паразитов.

Например: амёбы паразитируют на опалинах в кишечнике лягушки, то есть оказываются паразитом паразита. Но и на самих амёбах паразитируют микроскопические грибы.

6. Приведите примеры взаимовыгодных отношений между организмами.

Термиты и жгутиконосцы. Термиты грызут и поедают древесину, но самостоятельно усваивать её не могут. В их кишечнике живут одноклеточные жгутиконосцы, которые переваривают древесину. Термиты и жгутиконосцы не могут прожить друг без друга.

Также в желудках жвачных животных (коров, оленей, антилоп) обитают бактерии и инфузории, которые помогают переваривать растительную пищу.

Подумайте!

Почему подверженность заражению паразитами наиболее высока у позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) и цветковых растений?

Позвоночные животные отличаются высокой внутренней организацией, у них много систем органов, они употребляют разнообразную пищу, поэтому сами становится желанным местом для обитания и кормления у паразитов, как внешних, так и внутренних.

Аналогично у цветковых растений много вкусных частей, имеются внутренние полости, есть возможность для лёгкого в них проникновения паразитов.

Также, в силу своих размеров позвоночные и цветковые растения могут становиться местом обитания не только паразитов, но и паразитов паразитов.

понедельник, 23 июня 2025 г.

Ответы к теме «Почвенная среда обитания организмов», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 117

§ 18. Ответы на вопросы к теме «Почвенная среда обитания организмов»

Проверьте себя

1. Из чего состоит почва?

Почва состоит из сложной смеси минеральных, органических и органо-минеральных веществ. Также в почве имеются вода и воздух.

2. Как определяют структуру почвы?

Структуру почвы определяют исходя из размеров и формы комочков, но которые она распадается.

Рисунок "Почвенная среда обитания"


3. Почему гумус повышает плодородие почв?

Гумус содержит большое количество минеральных элементов, необходимых растениям для роста.

Также он благотворно влияет на другие свойства почвы: делает её рыхлой, более тёплой из-за химических реакций, проходящих в гумусе, удерживает влагу.

4. Как живые организмы обитают в почве?

Микроорганизмы обитают в почвенных порах и полостях, на поверхности почвенных частиц.

Черви, насекомые, личинки и прочие могут сами проделывать ходы в почве.

Роющие животные выкапывают для себя норы и ходы.

Многие животные на поверхности также строят себе подземные норы-убежища.

5. Чем питаются почвенные животные?

Бактерии и прочие микроорганизмы питаются различными органическими остатками, перерабатывая их в микроэлементы.

Черви заглатывают и пропускают через своё тело органические остатки и комочки почвы. На их выделениях кормятся микроорганизмы.

Кроты питаются червями и насекомыми.

6. Назовите особенности почвы, которые сближают её с водной средой.

С водной средой почву сближают следующие особенности:

  • Высокая плотность.
  • Концентрация минеральных веществ.
  • Невысокое содержание кислорода.
  • Отсутствие резких перепадов температуры.

Подумайте!

Почему плодородие почв является относительным?

Почва, плодородная для одних растений, может оказаться неплодородной для других. Например, на болоте не могут расти культурные растения, для них болотная почва неплодородная. Но болотные растения прекрасно себя чувствуют на такой почве и для них она оказывается плодородной.

Поэтому плодородие почвы является относительным, в зависимости от того, для каких растений его рассматривать.

четверг, 19 июня 2025 г.

Ответы к теме «Наземно-воздушная среда обитания», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 112

§ 17. Ответы на вопросы к теме «Наземно-воздушная среда обитания»

Проверьте себя

1. Какие газы входят в состав воздуха?

В состав воздуха входят: кислород, азот, углекислый газ, водяной пар и другие газы в незначительной степени.

2. Какое значение имеет воздух в жизни растений?

Углекислый газ воздуха растения используют для образования органических веществ, кислород — для дыхания, азот входит в состав белков.

Наземно-воздушная среда обитания


3. Как тепловой режим влияет на жизнь организмов?

Тепловой режим относительно постоянен только в тропических зонах. Для остальных зон характерны резкие перепады температуры.

Понижение температуры воздуха приводит к замедлению роста растений, животные становятся менее активными. Если температура воздуха становится слишком высокой, жизнь также замирает. Наиболее благоприятными для жизнедеятельности оказываются средние температуры.

4. Как живые организмы приспосабливаются к жизни в наземно-воздушной среде?

У живых организмов появляются опорные органы: у растений — ствол, у животных — скелет или прочный наружный покров тела (насекомые).

В наземно-воздушной среде легче передвигаться, поэтому живые организмы на суше быстро бегают, ползают, прыгают, летают. По воздуху могут переноситься семена растений.

Животные и растения приспособились к жизни в условиях высокогорья, излишней или недостаточной освещённости, к жизни в тёмное или светлое время суток, к воздействию низких и высоких температур, обилия или недостатка влаги.

5. Чем условия обитания в наземно-воздушной среде обитания отличаются от условий обитания в водной среде?

Воздух менее плотный, и живым организмам сложнее поддерживать себя в пространстве, но легче передвигаться.

Для наземно-воздушной среды характерны резкие перепады температуры.

Содержание кислорода в воздухе выше, чем в воде, что ускоряет процессы жизнедеятельности.

6. Назовите причины, от которых зависит перемещение воздуха по вертикали.

Движение воздуха по вертикали происходит от того, что тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Причины этого движения:

  • нагрев поверхности солнечными лучами.
  • остывание воздуха в высоких слоях атмосферы.
  • преграда на пути движения воздушных масс в виде гор.

Подумайте!

Почему температура воздуха в наземно-воздушной среде может сильно меняться в течение суток?

Теплоёмкость воздуха очень низкая, он плохо удерживает тепло. Воздух быстро нагревается и быстро остывает. Нагревает воздух в основном земная поверхность, но она также имеет низкую теплоёмкость, а значит тоже быстро нагревается и остывает.

Чем быстрее происходит нагрев-остывание поверхности, тем сильнее перепад суточных температур воздуха.

Имеет значение и то, что тёплый воздух поднимается вверх, а ему на смену приходит холодный воздух. Из-за этого тепло быстрее покидает поверхностные слои.

среда, 18 июня 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «Водная среда обитания», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 106

§ 16. Ответы на вопросы к теме «Водная среда обитания»

Проверьте себя

1. Какие свойства воды делают её благоприятной для жизни организмов?

Благоприятной средой для жизни организмов воду делают её прозрачность и освещённость, высокая плотность, теплоёмкость, подвижность, содержание в воде кислорода, солёность.

Организмы, обитающие в водной среде


2. Как плотность воды влияет на жизнь организмов?

Высокая плотность воды создаёт выталкивающую силу. Вес организмов, погружённых в воду уменьшается, у них появляется возможность вести постоянную жизнь в толще воды, не опускаясь на дно.

3. Что такое планктон?

Планктоном мы называем совокупность мелких водных организмов, которые пассивно переносятся водными массами.

4. Почему способность воды быстро нагреваться и долго удерживать тепло является благоприятным условием для жизни?

Высокая теплоёмкость воды смягчает колебания температуры в водной среде. Эти колебания в воде никогда не бывают резкими. Живым организмам проще приспособиться к медленным изменениям температуры, чем к быстрым, поэтому эта способность воды является благоприятной для жизни.

5. Назовите причины, от которых зависит содержание кислорода в воде.

Содержание кислорода зависит от:

  • температуры воды;
  • глубины;
  • скорости течения;
  • загрязнения воды.

6. Почему при передвижении организмов вода оказывает большее сопротивление, чем воздух?

Вода обладает намного более высокой плотностью, чем воздух. Плотность воды затрудняет передвижение в ней живых организмов, создаёт сопротивление. Чем плотнее среда, тем труднее в ней двигаться.

7. Почему живые организмы могут находиться в воде во взвешенном состоянии?

Высокая плотность воды создаёт выталкивающую силу. Когда выталкивающая сила сравнивается с силой тяжести, увлекающей живой организм на дно, он оказывается во взвешенном состоянии.

8. Почему летом верхние слои водоёма имеют более высокую температуру, чем нижние, а зимой наоборот?

Летом поверхностные слои воды прогреваются солнечными лучами, они контактируют с нагретым воздухом, а зимой они охлаждаются холодным воздухом или льдом, покрывающим водоёмы.

Подумайте!

Почему учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась в водной среде?

Водная среда обладает во многом более благоприятными условиями для жизни, чем поверхность суши.

В воде нет резких колебаний температуры, которые могут стать причиной гибели организма на поверхности. В воде растворено много солей, которые могут стать источником пищи. В воде организм весит меньше, чем на поверхности, что снижает нагрузки, вызванные противодействию силе тяжести.

Учёные полагают, что жизнь зародилась в водной среде потому, что в ней более комфортные условия для выживания и имеются все необходимые для жизни элементы.

вторник, 17 июня 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «Среды обитания», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 100

§ 15. Ответы на вопросы к теме «Среды обитания»

Проверьте себя

1. Что такое среда обитания?

Средой обитания мы называем часть природы, окружающую живой организм и оказывающую на него влияние.

2. Чем условия отличаются от ресурсов среды?

Условия и ресурсы являются экологическими факторами.

Условия среды не могут потребляться живым организмом, это температура воздуха, влажность, солёность воды и прочее.

Ресурсы среды потребляются живым организмом, это вода, кислород, растения, пространство и прочее.

3. Какое ресурсы необходимы для жизни растений и животных?

Для жизни растений необходимы:

  • солнечный свет;
  • вода;
  • кислород;
  • углекислый газ;
  • минеральные вещества;
  • почва.

Для жизни животных необходимы:

  • пища (растительная или животная);
  • вода;
  • кислород;
  • территория.

4. Какие факторы неживой природы оказывают влияние на организмы?

На организмы оказывают влияние абиотические факторы (факторы неживой природы). Их делят на климатические и территориальные.

5. Перечислите абиотические факторы.

К абиотическим факторам относятся:

  • солнечный свет;
  • температура;
  • влажность;
  • рельеф;
  • свойства почвы:
  • солёность;
  • ветер;
  • течения.

6. Почему при большом количестве воды растения в тундре растут очень медленно?

В тундре много воды, но много и неблагоприятных экологических факторов, которые препятствуют росту растений, например:

  • короткое лето;
  • мало количество солнечного света;
  • суровые зимы и низкие температуры;
  • неплодородная почва.

Подумайте!

Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на природу в настоящее время?

В настоящее время на природу наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы. Абиотические и биотические факторы существовали всегда, и их влияние на природу постоянное. А вот антропогенные факторы появились недавно и с каждым годом всё сильнее влияют на природу.

Это — деятельность человека, которая нарушает привычные среды обитания других организмов, загрязняет почву, воздух и воду, оказывает массу иных негативных воздействий на природу и малую толику позитивных.

Моя лаборатория. Выполните задания.

1. Охарактеризуйте абиотические, биотические и антропогенные факторы. Приведите примеры факторов каждой из этих групп.

Абиотические факторы — это явления, элементы и свойства неживой природы, который оказывают влияние на живой организм. Пример: температура воздуха, солнечный свет.

Биотические факторы — это влияние друг на друга и взаимодействие между собой разных живых организмов. Пример: заяц и трава, которую он кушает.

Антропогенные факторы — это влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания. Пример: распашка лугов под поля.

2. Опишите процессы, проходящие в живых организмах с участием солнечного света.

С участием солнечного света в растениях происходит процесс фотосинтеза.

Растение поглощает углекислый газ из атмосферы. Под действием энергии солнечного света углекислый газ вступает в реакцию с водой и образуются органические вещества. При этом выделяется кислород.

3. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.

Условия низкой влажности характерны для пустынь и полупустынь. Назовём животных и растения этих зон:

  • Верблюжья колючка.
  • Кактус.
  • Саксаул.
  • Верблюд.
  • Змея (эфа).
  • Скорпион.

4. Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека.

Факторы, связанные с деятельность человека, называют антропогенными. К ним относятся:

  • Вырубка лесов;
  • Загрязнение воздуха, воды, почвы;
  • Строительство плотин на реках;
  • Распашка полей;
  • Осушение болот.

5. Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, заполните таблицу в рабочей тетради «Среды жизни/Живые организмы, населяющие среду жизни».

Пустыня: верблюд, кактус.

Тундра: лемминг, ягель.

Тайга: бурый медведь, кедр.

Лес: заяц, берёза.

Степь: сурок, ковыль.

Горы: горный баран, эдельвейс.

Болото: лягушка, осока.

Озеро: карп, камыш.

Океан: акула, ламинария.

Таблица «Среды жизни/Живые организмы, населяющие среду жизни», пример


понедельник, 16 июня 2025 г.

Ответы к теме «Многообразие и значение бактерий и вирусов», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 94

§ 14. Ответы на вопросы к теме «Многообразие и значение бактерий и вирусов»

Проверьте себя

1. Каковы особенности строения клеток бактерий?

Клетки бактерий очень маленькие и имеют различную форму. Как правило они покрыты плотной оболочкой. В клетках бактерий нет оформленного ядра, отделённого мембраной от цитоплазмы.

Рисунок "Разнообразие форм бактерий"


2. Почему бактерий относят к прокариотам?

В клетках бактерий отсутствует внутреннее ядро, поэтому их относят к безъядерным организмам или прокариотам.

3. Какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?

Бактерии — важнейшее звено круговорота веществ в природе. Это организмы-разрушители, которые разлагают сложные органические соединения на минеральные вещества, которые могут быть снова использованы растениями. Это — главная роль, которую играют бактерии в природе.

Человек использует бактерии для своих нужд. В пищевой промышленности с помощью бактерий получают сыр, творог, соленья и прочие продукты. В сельском хозяйстве — силос на корм скоту. Из бактерий получают антибиотики и витамины. Их используют для очистки сточных вод и разложения пластика.

Но бактерии могут портить продукты, заражать людей, животных и культурные растения.

4. Какие меры профилактики следует соблюдать для предотвращения бактериальных заболеваний?

Для предотвращения бактериальных заболеваний используют следующие меры:

  • кипячение воды;
  • тепловая обработка пищевых продуктов;
  • личная гигиена;
  • вакцинирование;
  • приём витаминов;
  • закаливание организма.

5. Каковы особенности строения и жизнедеятельности вирусов?

Вирус представляет собой микроскопическую частицу, молекулу с наследственной информацией, заключённую в белковую оболочку.

Вне клетки живого организма вирус не проявляет признаков живого существа: он не питается, не дышит, не развивается, не растёт.

Но попав в клетку живого организма, вирус начинает размножаться, создавая свои копии, и используя для их создания ресурсы и питательные вещества клетки-хозяина.

Вирус — внутриклеточный паразит.

6. Какие вирусные заболевания вам известны?

Наиболее известные вирусные заболевания:

  • Коронавирус Ковид 19;
  • Грипп;
  • Корь;
  • Полиомиелит;
  • Оспа;
  • Гепатит;
  • Бешенство.

Подумайте!

Что произойдёт, если все бактерии на Земле будут уничтожены? Свой ответ обоснуйте. Можно ли считать вирус организмом?

В глобальном плане, уничтожение всех бактерий приведёт к тому, что растительные и животные остатки перестанут разлагаться. Почва лишиться минеральных веществ, нужных растениям для роста. Растения прекратят расти и погибнут. А потом погибнут и остальные живые организмы. Логично обосновала?

Вирусы принято считать живыми организмами и выделять в отдельное царство, хотя не все учёные с этим согласны.

Я считаю, что вирусы можно считать организмом, который вне клетки пребывает в подобии анабиоза, заморозки, но в клетке другого организма вирус ведёт себя как живое существо: питается, размножается, двигается.

Моя лаборатория. Выполните задание.

Используя дополнительные источники информации, подготовьте одно из следующих сообщений:

  1. Болезни, вызываемые бактериями у человека (растений, животных), и меры их профилактики.
  2. Роль бактерий в природе.
  3. Роль бактерий в жизни человека.
  4. Болезни, вызываемые вирусами у человека, и меры их профилактики.

Сообщение «Болезни, вызываемые вирусами у человека, и меры их профилактики», пример

Вирусы — это простейшая неклеточная форма жизни. Это микроскопические частицы, которые, проникнув в живую клетку, начинают бурно размножаться. При этом вирусы используют ресурсы поражённых клеток.

Иначе говоря, вирус — это внутриклеточный паразит.

Естественно, жизнедеятельность вирусов наносит вред клеткам, в которых они поселились, а значит и всему организму в целом. Организм, поражённый вирусами, начинает болеть, слабеть, и даже может погибнуть.

Вирусы поражают растения, животных и человека. Последнее нас интересует больше всего.

Существует множество болезней, которые вызываются вирусами. Эти болезни часто становились причиной грандиозных пандемий, уносящих миллионы жизней. Среди самым известных — грипп и ковид 19.

Вирусные инфекции поражают самые разные системы органов человека, не делая исключений между взрослыми людьми и детьми. Они опасны для всех.

По области поражения вирусные заболевания делятся на:

  • Респираторные, поражают органы дыхания (грипп, коронавирус).
  • Поражающие печень (гепатит).
  • Поражающие слизистые оболочки и кожу (герпес).
  • Поражающие желудочно-кишечный тракт (ротавирусы).
  • Поражающие нервную систему (полиомиелит).
  • Вызывающие лихорадку (лихорадка Денге).

Вирусные заболевания долгое время могут протекать без симптомов или со слабо выраженными симптомами, что затрудняет их обнаружение и своевременное лечение. Следует встревожиться и обратиться к врачу, если у вас имеются следующие симптомы:

  • высокая температура.
  • слабость, быстрая утомляемость.
  • головная боль.
  • тошнота, рвота.
  • сухость, зуд, насморк.
  • кашель, чихание.
  • увеличение лимфатических узлов.
  • желтушность кожи.
  • сыпь.

Лечение вирусных заболеваний проводится только в больнице под наблюдением врача. Заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

Важную роль в предупреждении вирусных заболеваний играет профилактика. Она состоит из следующих пунктов:

  • вакцинация (проводится единожды или ежегодно).
  • здоровый образ жизни и сбалансированное питание.
  • соблюдение правил личной гигиены.
  • отказ от вредных привычек.
  • в период эпидемии — минимизация нахождения в людных местах.
  • проветривание помещений.

Помните, что гораздо проще предупредить болезнь, чем долго и мучительно пытаться её вылечить! Ваше здоровье находится в ваших руках!

понедельник, 9 июня 2025 г.

Ответы к теме «Многообразие и значение растений, животных и грибов»

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 90

§ 13. Ответы на вопросы к теме «Многообразие и значение растений, животных и грибов»

Проверьте себя

1. Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?

Роль растений в природе:

  • Образование органических веществ.
  • Выделение кислорода.
  • Поглощение углекислого газа.
  • Пища для животных и человека.

Роль растений в жизни человека:

  • Пища.
  • Сырьё для текстильной, бумажной, химической промышленности.
  • Лекарство.
  • Строительный материал.
  • Топливо.

2. Почему каждому человеку необходимы знания о жизни растений?

Наша жизнь напрямую связана с растениями. Мы должны знать, как живут растения, чтобы:

  • выращивать новые сорта культурных растений и получать хорошие урожаи;
  • чтобы знать, что можно использовать в пищу, а что нельзя;
  • чтобы знать, как лечиться с помощью растений;
  • чтобы беречь растения и не давать вымирать их видам.
Рисунок "Многообразие растений"

3. Каких животных относят к простейшим или одноклеточным?

К простейшим относят животных состоящих из одной или нескольких клеток.

4. Какие функции выполняет клетка одноклеточного животного?

Клетка простейших — самостоятельный организм, поэтому выполняет функции, присущие живому организму:

  • Питание;
  • Обмен веществ;
  • Пищеварение и выделение;
  • Дыхание;
  • Рост и развитие;
  • Размножение.

5. Каких животных называют беспозвоночными?

Беспозвоночными называют животных, которые не имеют внутреннего скелета, например, червей, моллюсков, насекомых.

6. Каких животных называют позвоночными?

Позвоночными называют животных, имеющих внутренний осевой скелет (позвоночник), например, млекопитающие, рыбы, птицы.

7. Каковы общие признаки грибов?

Грибы совмещают некоторые признаки животных и растений:

  • как растения они всасывают вещества из окружающей среды;
  • как животные они гетеротрофы, то есть питаются готовыми органическими соединениями.

8. Как питаются грибы?

Грибы питаются продуктами жизнедеятельности других организмов или их останками, но могут паразитировать на живых организмах.

Грибы всасывают уже готовые органические вещества.

9. Какие съедобные и ядовитые грибы вызнаете?

Я знаю, потому что собирала, съедобные грибы:

  • Белый или боровик;
  • Груздь белый и чёрный;
  • Маслята;
  • Рыжики;
  • Волнушки;
  • Шампиньоны;
  • Трюфель;
  • Лисички;
  • Подберезовики;
  • Подосиновики;
  • Сыроежки;
  • Опята.

Я знаю ядовитые грибы, которые нельзя собирать:

  • Мухомор;
  • Бледная поганка;
  • Сатанинский гриб;
  • Ложные опята.

10. Какую роль играют грибы в природе и жизни человека?

Роль грибов в природе:

  • Разрушение остатков растений и животных, участие в круговороте веществ;
  • Симбиоз с растениями (санитар леса);
  • Пища для многих животных;
  • Лекарство для многих животных.

Роль грибов в жизни человека:

  • Пища;
  • Приготовление многих продуктов (хлеб, кефир, сыр и так далее)
  • Для получения лекарств.
  • Могут быть паразитами (заражать болезнями, портить продукты и строения)

Подумайте!

Возможна ли жизнь на нашей планете без растений?

Жизнь без растений невозможна, ведь растения — единственные производители органических веществ из неорганических, то есть пищи для других живых организмов. Не будет растений, некому будет производить органические вещества, и другие живые организмы вымрут.

Моя лаборатория

1. На основании материала параграфа и дополнительных источников информации подготовьте сообщение и презентацию «Многообразие растений (животных, грибов) и их значение в природе и жизни человека». Выступите с сообщением в классе и обсудите его.

Сообщение «Многообразие растений и их значение в природе и жизни человека», пример

На нашей планете насчитывается более 300 тысяч видов растений. Они растут повсюду: в морях и на суше, в пустынях и в горах, на болотах и во льдах Антарктиды и Арктики. Растения выделены в особое царство живой природы.

Растения могут быть одноклеточными, колониальными и многоклеточными.

Одноклеточные растения — это в основном водоросли, например, хлорелла. Колониальные растения образованы соединёнными между собой клетками, например, сине-зелёные водоросли. Но больше всего на планете многоклеточных растений: это мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, и ряд других отделов.

Сложно преуменьшить ту роль, которую растения играют в природе и в жизни человека!

Растения — основа жизни. Без них никакой жизни на нашей планете не было бы вовсе.

Только растения способны производить органические вещества из неорганических и солнечного света. А органика используется в пищу всеми остальными живыми организмами.

Итак, главная роль растений: производство органических соединений, то есть пищи.

Две другие важные роли растений непосредственно связаны с первой.

В процессе фотосинтеза, то есть получения сложных органических веществ из солнечного света, растения поглощают углекислый газ, то есть очищают атмосферу планеты, снижают риск глобального потепления, и выделяют кислород, который используется живыми организмами для дыхания.

Не зря растения называют лёгкими планеты!

Подведём итог: значение растений в природе состоит в образовании органических веществ, поглощении углекислого газа и выделении кислорода.

Для человека растения важны не меньше, чем для остальной природы.

Прежде всего это пища. Человек научился употреблять в пищу растения ещё на заре веков, потом стал культивировать растения, выращивать нужные и улучшать их свойства. Сейчас растениеводство поставляет большую часть пищи для человечества.

Растения используются в различных отраслях промышленности для производства бумаги, строительных материалов, одежды, химических соединений.

Растения используются в качестве топлива, их собирают для производства лекарств. Даже само пребывание среди растений способствует нормализации здоровья и улучшению настроения.

Важна и эстетическая роль растений. Растения украшают наши города и дома, делая жизнь человека интересней.

Подведём итог: значение растений для человека очень велико. Это пища и лекарства, одежда и строительные материалы, тепло и уют, здоровье и хорошее настроение.

2. Познакомьтесь с положениями статьи Основные правила сбора грибов и строго их соблюдайте.

Самый главный пункт этой статьи: никогда не собирайте незнакомые грибы или грибы, в названии которых вы сомневаетесь! Бережёного бог бережёт!

Задание для любознательных

Учёные выяснили, что грибница некоторых грибов может расти со скоростью 5 мм в минуту. Считается, что это самый быстрый рост среди живых организмов. Подсчитайте, на сколько может вырасти грибница за сутки.

Дано: скорость 5 мм в минуту.

Найти: на сколько вырастет грибница за сутки.

Решение:

В одном часе 60 минут, в сутках — 24 часа. В сутках 24*60 = 1440 минут.

Грибница вырастет на: 5*1440 = 7200 мм или 7.2 метра.

Ответ: грибница может вырасти на 7.2 метра.

воскресенье, 8 июня 2025 г.

Ответы к теме «Разнообразие организмов и их классификация», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 78

§ 12. Ответы на вопросы к теме «Разнообразие организмов и их классификация»

Проверьте себя

1. Что изучает систематика?

Систематика — это наука, изучающая многообразие видов живых организмов.

2. Какие систематические группы (таксоны) вы знаете?

Существуют следующие таксоны:

  • Вид;
  • Род;
  • Семейство;
  • Порядок;
  • Отряд;
  • Отдел и Тип;
  • Царство;
  • Надцарство;
  • Империя.
Пример классификации растений и животных

3. Что такое вид?

Видом мы называем группу особей, сходных по особенностям строения, процессов жизнедеятельности и образу жизни, дающих при скрещивании плодовитое потомство и населяющих определённую территорию.

Это основная единица систематики.

4. Какие царства живых организмов вам известны?

Мне известно пять царств живых организмов:

  • Животные;
  • Растения;
  • Грибы;
  • Бактерии;
  • Вирусы.

Подумайте!

Почему для видовых названий организмов используют два слова?

Двойное название для видов предложил ещё Карл Линней. Такое название существенно облегчает классификацию видов.

Первое слово обозначает род, а второе — вид.

Из такого названия сразу становится понятно, к какому роду относится живой организм.

Моя лаборатория. Ознакомление с принципами систематики организмов.

1. Проанализируйте представленный вам список организмов. Укажите к каким царствам они относятся.

Нам известно пять царств. В ходе выполнения этой лабораторной работы вам будут предложены к определению организмы, относящиеся только к двум царствам: растений и животных.

Следовательно вам нужно разделить список на растения и животных.

2. Рассмотрите гербарные экземпляры, рисунки и фото растений и животных. Выберите одно растение и одно животное. Используя текст параграфа, рисунок 59 на странице 78 учебника и дополнительные источники информации, составьте классификацию этих организмов.

В ходе выполнения работы ученикам могут быть предложены разные фото и иные материалы, поэтому мы приведём один из самых распространённых примеров.

Выберем растение Одуванчик и животное Заяц.

Классификация одуванчика, пример

Надцарство: Ядерные или Эукариоты.

Царство: Растения.

Отдел: Покрытосеменные или Цветковые.

Класс: Двудольные.

Порядок: Астроцветные.

Семейство: Астровые.

Род: Одуванчик.

Вид: Одуванчик лекарственный.

Классификация зайца, пример

Надцарство: Ядерные или Эукариоты.

Царство: Животные.

Тип: Хордовые.

Класс: Млекопитающие.

Отряд: Зайцеобразные.

Семейство: Зайцевые.

Род: Зайцы.

Вид: Заяц-русак.

суббота, 7 июня 2025 г.

16 июня, Лукьян Ветряк: традиции и приметы

16 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мучеников Лукиллиана, девы Павлы и других, но в народе его называют просто Лукьянов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Лукьян Ветряк — в этот день по направлению ветра определяли какое будет лето и каким окажется урожай.

Когда отмечать Лукьянов день

Лукьянов день отмечаются ежегодно 16 июня по новому стилю или 3 июня по старому.

Сегодня отмечается также память мученика Лукиана Бельгийского, и память многих других святых.

Именинники 16 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Лука, Дмитрий, Павел, Максим, Михаил.

Женские имена: Юлия, Клавдия, Павла,  Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Мария.

История праздника

Большую часть жизни Лукиллиан был языческим жрецов, но в преклонных годах осознал свои заблуждения.

Лукиллиан крестился и стал проповедовать истинную веру. За это его вызвали в суд, долго истязали и потом бросили в темницу.

В темнице Лукиллиан встретил отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Святой поддержал веру отроков, убеждая твёрдо стоять за свои убеждения.

Когда отроков бросили в раскалённую печь, внезапно пошёл сильный дождь и огонь погас, а отроки вышли из печи невредимыми.

Тогда Лукиллиана и отроков отправили в Византию, где отроков усекли мечом, а Лукиллиана распяли.

Тела мучеников похоронила дева Павла, которую после этого также казнили.

икона Лукиллиан и Павла


Лукиан Бельгийский, чем известен

Святой Лукиан был крещён апостолом Петром и отправлен с проповедями в Бельгию.

Там Лукиан успешно нёс слово Христово, почти всю страну обратив в христианство.

Из Рима были посланы специальные сановники, чтобы вершить суд над Лукианом. Предвидя свой будущий подвиг, Лукиан сам выбрал место погребения.

Святого схватили и подвергли пыткам и бичеванию. После этого ему отрубили голову.

Но святой встал, поднял свою голову и перешёл реку, остановившись на выбранном месте погребения. Видя это чудо, многие приняли христианство.

Кому и о чём молиться на Лукьяна Ветряка

Перед иконой Лукиллиана и Павлы молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; об исцелении болезней и немощей; о защите от огня и пожаров.

Перед иконой Лукиана Бельгийского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; о смирении и принятии своей судьбы.

Что можно и что нельзя делать на Лукьяна Ветряка

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Работать в поле и в саду;
  • Прибираться в доме;
  • Проветрить квартиру, дом;
  • Стираться;
  • Рыть колодцы.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Ходить против ветра;
  • Трать много денег;
  • Делиться тайнами и снами.

Приметы на Лукьяна Ветряка

Южный ветер — к урожаю зерновых.
Юго-западный — к затяжному ненастью.
Северо-западный — к бурям.
Восточный ветер несёт болезни и неурожай.
Гроза на Лукьяна — к плохому сенокосу.
Дождь на Лукьяна — к изобилию грибов.

Пословицы и поговорки про Лукьянов день

Был бы дождик на Лукьяна — будут и грибки.

среда, 4 июня 2025 г.

Ответы к теме «Жизнедеятельность организмов», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 73

§ 11. Ответы на вопросы к теме «Жизнедеятельность организмов»

Проверьте себя

1. Какие процессы жизнедеятельности организмов вам известны?

Нам известны следующие процессы жизнедеятельности:

  • Питание;
  • Пищеварение и выделение;
  • Дыхание;
  • Обмен веществ;
  • Рост и развитие;
  • Размножение;
  • Раздражимость.
Рисунок "Рост и развитие растений и животных"

2. В чём заключается значение питания для жизнедеятельности организмов?

Значение питания в поступлении в организм веществ, необходимых для роста, развития, движения, размножения и других процессов.

3. Какую роль играет дыхание в жизни организмов?

Роль дыхания состоит в получении организмом энергии за счёт поглощения кислорода и расщепления с его помощью сложных органических веществ.

4. Что такое обмен веществ?

Обменом веществ мы называем взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой.

5. Какое значение имеет размножение?

Размножение — это способность давать подобное себе потомство. Его роль — в непрерывности существования живых организмов.

6. Что такое раздражимость?

Раздражимостью мы называем ответную реакцию организмов на воздействие различных раздражителей и реагирование на них изменениями на уровне клетки, органа или всего организма.

Подумайте!

Почему нарушение работы какой-нибудь системы органов может привести к нарушению жизнедеятельности или даже гибели всего организма? Подтвердите примером ваш ответ?

Все системы органов в организме взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. Для нормальной жизнедеятельности организма все его системы органов должны работать без нарушений и выполнять свои функции.

Если происходит нарушение в работе одной системы органов, это обязательно отражается на работе других систем органов, что приводит к нарушении жизнедеятельности или гибели организма.

Например: нарушения в системе органов дыхания не дадут организму достаточное количество кислорода для нормальной жизнедеятельности. Организм будет испытывать нехватку энергии, что может привести к слабости или даже смерти, если поступление кислорода совсем прекратится.

Моя лаборатория. Выполните задания

1. Приведите примеры раздражимости у растений, животных и человека.

У растений: цветки сворачиваются с наступление вечера, листья вянут в жаркую погоду.

У животных: животное отдёргивает лапу от горячего предмета; шерсть встаёт дыбом при испуге.

У человека: в мороз тело человека покрывается мурашками; человек щурит глаза при ярком свете.

2. Прочитайте статью «Особенности биологического эксперимента», расположенную на страницах 41-42 учебника. Представьте, что экспериментатор перенёс колеус из тени на хорошо освещённое место. Какие процессы жизнедеятельности изменятся у этого растения? Как оно станет развиваться, расти в новых условиях? Сделайте прогноз результатов этого мысленного эксперимента.

В описанном в статье эксперименте третье растение колеуса росло в тени и оказалось маленьким и слабым, а его листья обрели жёлтую окраску.

Проведём мысленный эксперимент и перенесём это растение на солнечное окно.

При этом изменятся следующие процессы жизнедеятельности:

  • Питание. В растении интенсивно пойдёт процесс фотосинтеза, в нём начнут образовываться органические вещества.
  • Рост и развитие. Чем больше органических веществ, тем лучше растение будет расти и развиваться.
  • Дыхание. Большее количество органических веществ потребует большего количества кислорода для их расщепления и получения энергии.
  • Выделение. Увеличится и выделение углекислого газа, который образуется в процессе фотосинтеза.
  • Обмен веществ. Растение будет производить больше кислорода и потреблять больше минеральных веществ из почвы, а также больше отдавать углекислого газа в атмосферу.

Прогноз развития растения:

В результате колеус начнёт быстро расти, его стебель станет сочным, у него появятся новые листья, а старые отпадут, новые листья будут яркой окраски с преобладанием зелёного и бардового цвета, нормального для колеуса.

3. Понаблюдайте за своим домашним животным. Обратите внимание, как реагирует ваш питомец на холод, повышение температуры в доме, резкий незнакомый звук. Опишите, что вы наблюдаете. Какое значение имеет подобная реакция в жизни животного?

Мой питомец — кошка.

Когда кошке холодно, она сворачивается клубком, стараясь сохранить больше тепла. Так она меньше мёрзнет.

Когда кошке жарко, она ложится на спину и расставляет лапы, так её лучше обдувает сквозняк.

Когда кошка слышит резкий звук, она пугается и отскакивает в сторону, убегает.

Эти реакции помогают кошке приспособиться к изменениям окружающей среды: меньше мёрзнуть, не перегреваться, избегать опасности.

4. Подумайте, как можно подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: растение не способно двигаться; растение поглощает воду, но не испаряет её. Представьте ответ в письменном виде в рабочей тетради, изложив свои действия и рассуждения по пунктам.

Растение не способно двигаться.

Попробуем заставить растение двигаться. Воздействуем на него внешними раздражителями: поднесём к стволу зажжённую свечку. Листья растения будут обугливаться, но оно не сдвинется в сторону, как это сделало бы животное.

Следовательно, растение не способно двигаться. Это утверждение верное.

Растение поглощает воду, но не испаряет её.

Проведём эксперимент.

  1. Наденем на ветку комнатного растения полиэтиленовый пакет.
  2. Польём растение обильно.
  3. Поставим растение на освещённое солнцем окно.
  4. В пакете начнёт конденсироваться влага.

Вывод: изначально воды в пакете не было, но она появилась, когда растение оказалось на солнце. Эта влага была испарена растением.

Это утверждение неверное.

вторник, 3 июня 2025 г.

Ответы к теме «Клетка — основная единица живого организма», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 67

§ 10. Ответы на вопросы к теме «Клетка — основная единица живого организма»

Проверьте себя

1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Клеточная мембрана ограничивает внутреннее содержимое клетки и защищает её от неблагоприятных влияний окружающей среды.

Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

Клеточная стенка выполняет опорную функцию и определяет форму клетки. Она есть у клеток бактерий, растений и грибов.

У клеток животных клеточной стенки нет.

3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

Генетический аппарат регулирует процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению.

4. Какие процессы жизнедеятельности протекают в клетках?

В клетках протекают все процессы жизнедеятельности, характерные для живых организмов: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение.

5. В чём принципиальное различие в строении клеток бактерий, от клеток растений, животных и грибов?

У клеток бактерий генетический аппарат находится в цитоплазме, а у клеток растений, животных и грибов — в ядре.

Отсутствие ядра — принципиальное отличие клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов.

6. Какие организмы относятся к доядерным, а какие — к ядерным? Объясните почему. Приведите примеры.

К доядерным организмам относят бактерии, к ядреным — растения, животных, грибы.

У клеток бактерий нет ядра, поэтому их называют доядерными.

У клеток животных и растений есть одно ядро в клетке, а у грибов ядер может быть два или три, поэтому их называют ядерными.

Подумайте!

Какое значение имеет то, что в ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке?

Хромосомы являются носителями наследственной информации о клетке и организме в целом. Чтобы эта информация была полной, число хромосом в новых клетках должно совпадать с числом хромосом материнской клетки.

В этом случае новая клетка будет обладать всеми свойствами материнской клетки и всего организма в целом.

Моя лаборатория. Выполните задание.

Изучив текст параграфа и рисунок 52 на странице 67, объясните, как происходит деление клетки, изображённой на рисунке. Определите, какие органоиды, представленные на рисунке, принимают участие в делении клетки.

В делении клетки принимают участие хромосомы.

Рисунок "Деление клетки"


Ответьте на вопросы:

1. Какие изменения происходят с этими органоидами?

Хромосомы делятся, слово копируя сами себя. Их число удваивается. Они расходятся в разные стороны, образуя два новых ядра.

2. Какова функция этих органоидов?

Хромосомы отвечают за передачу наследственной информации.

3. Какие особенности деления клетки вы наблюдаете на рисунке?

При делении клетки первоначальное ядро словно исчезает, хромосомы удваиваются, расходятся и образуют два новых ядра, клетка делится на две клетки с тем же набором хромосом, что был в материнской клетке.

4. К чему приводит процесс деления данной клетки?

Процесс деления материнской клетки приводит к образованию двух новых клеток, обладающих тем же набором хромосом, что материнская клетка.

5. Как вы думаете, какое биологическое значение это имеет?

Биологическое значение заключается в рождении двух новых клеток, то есть происходит процесс роста и развития многоклеточного организма или увеличения популяции одноклеточных организмов. Этот процесс может иметь значение и при регенерации, восстановлении повреждённых тканей организма.

понедельник, 2 июня 2025 г.

Ответы к теме «Увеличительные приборы для исследований», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 62

§ 9. Ответы на вопросы к теме «Увеличительные приборы для исследований»

Проверьте себя

1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?

Для изучения микроскопических объектов используются:

  1. Лупа (ручная и штативная)
  2. Световой микроскоп.
  3. Цифровой микроскоп.

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа — это увеличительное стекло в оправе с ручкой.

Ручная лупа увеличивает предметы в 2-20 раз, а штативная — в 10-25 раз.

3. Как устроен световой микроскоп?

Световой микроскоп состоит из трубки (тубуса), в верхней части которого находится окуляр. Окуляр состоит из оправы и двух увеличительных стёкол.

На нижнем конце тубуса находится объектив. Объектив состоит из оправы и нескольких увеличительных стёкол.

Тубус крепится к штативу и может опускаться или подниматься с помощью винтов.

На штативе расположен предметный столик, в центре которого отверстие, а под ним — зеркало. Вместо зеркала часто используется электрическая лампа.

4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?

Световые микроскопы могут увеличивать изображение до 2000 раз.

Чтобы определить увеличение светового микроскопа, надо увеличение объектива умножить на увеличение окуляра (перемножить числа, указанный на объективе и окуляре).

5. Чем цифровой микроскоп отличается от светового?

Цифровой микроскоп отличается от светового наличием фото- или видеокамеры и установленным программным обеспечением. Результаты можно просматривать на экране компьютера, а не только через окуляр.

Подумайте!

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Чтобы получить изображение, в световом микроскопе используется подсветка предметного столика, на котором находится изучаемый предмет. Лучи света пронизывают предмет и попадают на систему линз объектива и окуляра. То есть, предмет на столике должен пропускать свет, быть прозрачным или полупрозрачным.

Если мы положим на столик непрозрачный предмет, лучи света не смогут его преодолеть и не попадут в систему линз, а значит мы не сможем увидеть изображение.

Моя лаборатория

Исследование клеточного строения растений с помощью лупы.

1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

Мякоть томатов очень сочная, в ней много мелких зёрнышек — семян. Мякоть арбуза также сочная, в ней расположены крупные семена. У яблока мякоть более плотная, семена расположены в центре.

Для мякоти рассмотренных плодов характерно наличие зернистой структуры, видимой даже невооружённым взглядом.

2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

При увеличении лупой мы видим, что мякоть плодов состоит из множества клеток, которые имеют округлую или слегка вытянутую форму.

Рисунок "Кусочки мякоти томата, арбуза и яблока под лупой"


Выполните задания

1. Памятка «Правила работы с микроскопом»

  • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 сантиметров от края стола. В отверстие предметного столика зеркалом направьте свет.
  • Поместите предметное стекло с подготовленным препаратом на предметный столик. Закрепите предметное стекло зажимами.
  • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
  • В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
  • После работы уберите микроскоп в футляр. Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

2. Прочитайте текст об изобретении микроскопов. Как вы думаете, какое значение для развития биологии имели эти изобретения? Обсудите этот вопрос с товарищами.

С помощью микроскопа Гук открыл клетки, а Левенгук — микроорганизмы.

Открытие микроскопа сыграло важную роль в развитии биологии. Оно позволило изучать структуру живых объектов, невидимую невооружённым глазом, а следовательно, лучше понять устройство организма и особенности его жизнедеятельности.

В последствии всё более совершенные микроскопы позволили всё глубже проникать в тайны строения клеток и организмов. А знание строения клеток позволило влиять на свойства организмов, создавать лекарства или даже изменять гены.

воскресенье, 1 июня 2025 г.

13 июня, Еремей Распрягальник: традиции и приметы

13 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память апостола от 70-ти Ерма Далмацкого, но в народе его называют просто Еремеев день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Еремей Распрягальник — в этот день традиционно заканчивали сеять, далее проводили уже другие полевые работы.

Бобовник — в этот день сеяли горох, бобы, фасоль и прочие бобовые.

Когда отмечать Еремеев день

Еремеев день отмечаются ежегодно 13 июня по новому стилю или 31 мая по старому.

Сегодня отмечается также память мученика Философа Александрийского, и память многих других святых.

Именинники 13 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Борис, Николай, Еремей

Женские имена: София. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Василиса.

История праздника

Святой апостол от 70-ти Ерм (Ермий) был избран Христом и послан им на проповедь.

Апостол Ермий стал епископом в Далмации. О его жизни и трудах известно очень немного.

Святой апостол просвещал жителей этой страны, томившихся под тьмой невежества. Он являл многочисленные чудеса и исцеления, но их подробности нам не известны.

Также, апостол Ермий известен как автор небольшого сочинения под названием "Обличение языческих философов".

Апостол Ерм мирно скончался в преклонном возрасте.

икона апостол Ермий Далмацкий


Философ Александрийский, чем известен

Святой Философ жил в Александрии во времена императора Декии, отличившегося жестокими гонениями на христиан.

Юноша был истинным христианином и отказывался приносить дары идолам. Тогда палачи решили силой свершить над ним блуд.

Философа отвели в прекрасный сад и привязали к дереву. После этого в сад вошла блудница.

Но юноша откусил себе язык и выплюнул его в лицо блудницы.

Тогда Философа умертвили через усекновение головы.

Кому и о чём молиться на Еремеев день

Перед иконой апостола Ермия молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; об исцелении болезней и немощей; об открытии правды.

Перед иконой Философа Александрийского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; о защите от плотских искушений и дьявольских наваждений.

Что можно и что нельзя делать на Еремея Распрягальника

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь пироги;
  • Пить липовый чай или каркаде;
  • Работать в поле и в саду;
  • Гулять на природе;
  • Медитировать;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Плакать и горевать;
  • Проводить генеральную уборку;
  • Менять место жительства;
  • Путешествовать.

Приметы на Еремеев день

Дождь на Еремея — к плохому урожаю зерновых.
Кукушка громко кукует на хорошую погоду.
Ясный Еремей — к хорошему урожаю.
Тёплая ночь — к урожаю овощей.
Ненастный Еремей — к морозной зиме.
Утренний туман — к грибному лету.
Много кузнечиков — к засухе.

Пословицы и поговорки про Еремея Распрягальника

Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает.
Распрягальник — севу край, коня распрягай.

суббота, 31 мая 2025 г.

9 июня, Федорин день: традиции и приметы

9 июня — какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мученицы Феодоры Александрийской, но в народе его называют просто Федорин день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день — расскажем в этой статье.

Другие названия

Домовница — в этот день старались задобрить домового, не мели пол и не выносили мусор, угощали домового кашей.

Когда отмечать Федорин день

Федорин день отмечаются ежегодно 9 июня по новому стилю или 27 мая по старому.

Сегодня отмечается также память священномученика Ферапонта Сардийского, и память многих других святых.

Именинники 9 июня, как назвать ребёнка

Мужские имена: Иван, Фёдор.

Женские имена: Феодора. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Елена.

История праздника

Святая дева Феодора была вызвана на суд правителя и открыто объявила себя христианкой. Правитель велел заточить деву в темницу на три дня, а потом снова вызвал в суд.

Но Феодора осталась тверда в своих убеждениях.

Тогда правитель велел отвести Феодору в блудный дом. Там юноши стали спорить, кто первый войдёт к Феодоре, но явился воин Дидим и разогнал блудников.

Дидима вызвали в суд и он объявил себя христианином. Его осудили на казнь.

На казнь пришла святая Феодора и объявила желание быть казнённой с Дидимом.

Святым отрубили головы.

икона Дидим Александрийский


Ферапонт Сардийский, чем известен

Святой Ферапонт был епископом в городе Сарды и проповедовал христианство среди эллинов-язычников. Многих он обратил в истинную веру своими проповедями.

Святого вызвали в суд и после долгих истязаний бросили в темницу, где много дней морили голодом.

Потом Ферапонта отвели в город Анкиру, где привязали к четырём деревьям и нещадно избивали. После этого распятого святого привезли в Сарды, где он и отдал богу душу.

Копья, которыми пронзили святого, дали ростки и превратились в чудесные деревья, дарившие многим исцеления.

Кому и о чём молиться на Федорин день

Перед иконой Феодоры и Дидима Александрийских молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений и заблуждений; о защите дев от поругания; о справедливом суде; о защите от сплетен.

Перед иконой Ферапонта Сардийского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; об избавлении от сомнений и неверия; об исцелении болезней и немощей.

Что можно и что нельзя делать на Домовницу

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь пироги с картошкой или капустой;
  • Работать в поле и в саду;
  • Посетить врача;
  • Гулять, отдыхать на природе;
  • Ходить в гости;
  • Путешествовать.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Распускать сплетни;
  • Убираться в доме;
  • Стирать детские вещи.

Приметы на Федорин день

Какая погода на Федору — такова и осень.
Туман на Федору — к грибному лету.
Цветы почти не пахнут — к засушливому лету.
Утренняя роса — к жаркому дню.
На елях много шишек — к урожаю огурцов.

Пословицы и поговорки про Федорин день

На Федору не выноси из избы сору.
Федора за углом норовит узнать о худом.