вторник, 31 мая 2022 г.

Я. Полонский "По горам две хмурых тучи", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 286

Я. Полонский "По горам две хмурых тучи"

Фонохрестоматия

1. Что вы можете сказать об отношении туч друг к другу, об отношении к ним скалы?

Тучи были хмурыми, они не смогли поделить одну скалу и сошлись, огласив пустыню "ярким молнии ударом".

Мы понимем, что тучи были скорее соперниками, а не друзьями. Они не хотели уступать друг другу, спорили о лучшем месте.

Скала вздохнула, сказалась "протяжным стоном жалобным". Мы понимаем, что скале было неприятно, что тучи спорят возле неё. Она не хотела ссоры. Мне кажется, что скала по-доброму относилась к тучам и хотела, чтобы они обе легли у её ног.

"Посмотри - какая мгла"

1. Какими средствами актёр помогает нам представить образ поэта?

В этом стихотворении можно услышать образ поэта-автора, немного печального, одинокого, но обладающего ярким воображением.

Актёр использует интонацию и тембр, чтобы передать настроение актёра, помочь слушателю почувствовать его печаль, одиночество. Он читает эти строки надрывно, нараспев, слово плачет.



Е. Баратынский "Чудный град", "Весна! Весна!", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 284

Е. Баратынский "Весна! Весна! Как воздух чист"

Фонохрестоматия

1. Меняются ли интонации актёра, когда он читает стихи лёгких облаках, о бурной реке, о песне незримого жаворонка?

Читая это стихотворение, актёр постоянно меняет интонацию.

О лёгких облаках актёр читает возвышенно, восторженно, но негромко.

Про бурную реку он читает с иной интонацией - громкой, решительной "торжествующей".

Рассказ о жаворонке становится лёгким, торжественность исчезает, но появляется ощущение чего-то прекрасного, милого сердцу.

2. Прислушайтесь к тому, как актёр передаёт смену весенних чувств и настроений поэта.

Актёр передаёт смену настроений поэта с помощью интонации. В начале стихотворения она восторженная, потом громкая, торжественная. В описании жаворонка проскальзывают нотки умиления, нежности. В последнем четверостишии актёр передаёт смятение чувств, которые охватывают поэта. Он не понимает "что с нею, что с моей душой?"

"Чудный град порой сольётся"

1. Как актёр передаёт лёгкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков?

Актёр передаёт изменчивость картин изменением интонации и темпа. Начинает он достаточно громко и в среднем темпе, но говоря о ветре начинает замедлять скорость чтения, а интонация становится более нежной, грустной.

2. С каким чувством поэт говорит о быстром исчезновении "мгновенных созданий поэтической мечты"? Как эти чувства передаёт актёр?

Поэт говорит об этом с лёгкой грустью. Актёр, читая стихотворение замедляется, тембр голоса понижается, так он показывает смену настроения поэта, его печаль о скоротечности "мгновенных созданий".



понедельник, 30 мая 2022 г.

Н. Лесков "Левша", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 306-307

Н. Лесков "Левша"

Может быть интересно: краткое содержание повести "Левша".

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Мастера были патриотами, любили свою Родину. В то же время они были уверены в своём мастерстве и в том, что смогут сделать лучше англичан.

Они поддержали Платова, чтобы доказать превосходство русских мастеров над иностранными.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

Левша отправился во дворец в той одежде, в которой его привёз Платов: в стареньком озямчике и опорочках. Он спокойно отвечал государю, по существу, с гордостью за свою работу. Держался левша уважительно, но с чувством собственного достоинства.

Пример рассказа о характере левши можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Почему "на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой мастер ту подкову делал", а имени левши там не оказалось?

Левша ковал гвоздики для подков, а они были столь малы, что имя левши на них не помещалось.

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Англичане уговорили левшу погостить, обещая показать свои заводы и своё искусство.

Большое впечатление на левшу произвело то, что англичане не чистили ружья кирпичём, и поэтому даже старые ружья у них были в отличном состоянии.

Также произвело на левшу впечатление содержание рабочих - как они работали, где жили, как одевались.

5. Каким изобразил Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Лесков изобразил Платова настоящим народным героем: очень простым, упрямым, патриотом, горячо любящим всё русское. Именно отношение к Родине и было главным в характере Платова.

В описании Лескова Платов предстаёт "донским казаком" и "мужественным стариком".

Но также Лесков отмечает и некоторые нехорошие черты характера Платова: обидчивость, несдержанность, грубость.

Смотрите также: "Совершенствуем свою речь: Словарь новых слов, Характеристика Левши"

6. В энциклопедическом словаре есть сведения о Платове. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе "Левша"?

В энциклопедии даны факты о Платове, но ничего не сказано о его характере. В "Левше" Лесков много говорит именно о характере генерала - его упрямстве, патриотизме, отношении к простым людям.

7. Вспомните сказы П. Бажова. Как вы думаете, различна ли речь рассказчика у Лескова и Бажова? Чем и почему?

Речь рассказчика у Лескова и Бажова очень похожи, в ней много народных слов, она очень простая. Но имеются и различия, связанные прежде всего с разной профессией героев и местом действия. Если у Лескова действие разворачивается большей частью в городах, отсюда различные достижения цивилизации в словах рассказчика, вроде мелкоскопа, то у Бажова события развиваются на природе и там много западёнок и прочих характерных для уральского говора словечек.

8. Как речь рассказчика характеризует его в сравнении с автором? Кто ведёт повествование в глава 20 и что можно сказать о повествователе, наблюдая за его речью?

В 20 главе повествование ведёт уже сам автор, Лесков. Его речь очень богата и выразительна, она выдаёт образованного, умного человека. Рассказчик же в остальных главах - человек простой из народа с соответствующей лексикой.

Учимся читать выразительно

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. 

Эпизод 1: сцена во дворце. Начинается со слов "Как взошёл левша и поклонился". Заканчивается словами государя: "Оставьте над ним мудрить".

Эпизод 2. Начинается со слов "Где же ваш мелкоскоп" и заканчивается словами "Бог простит".




Н. Лесков "Левша", характеристика героя, список новых слов, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 307-308

Н. Лесков "Левша"

Может быть интересно: краткое содержание повести "Левша".

Совершенствуем свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами.

Речь сказителя в "Левше" очень простая, народная. Она богата необычными словами, которые сказитель придумывает вместо непонятных, заумных слов.

Точно также и в речи левши мы слышим такие же слова и выражения.

Например: и сказитель и левша часто используют слова мелкоскоп, нимфузория, словно это говорит один человек.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин: зачином является начало сказа, первые три главы, в которых рассказывается об Англии и впервые появляется блоха. Зачин представляет нам время и место действия, некоторых героев, даёт представление о сути сказа.

Повторы: "Ты старик мужественный", "вилял, вилял, да видит, что туляка ему не перевилять."

Диалоги: в сказе много диалогов. Например между Платовым и царями, левшой и государем, левшой и англичанами. Диалоги помогают показать характеры персонажей.

Концовка: это последняя глава сказа, в которой автор-сказитель рассуждает о судьбах русских мастеров, о том, что случилось после смерти левши.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка - укушетка, вестовые - свистовые, таблица - долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

Список новых слов из сказа "Левша"

Аболон Полведёрский - Аполлон Бельведерский.
Буреметр - барометр.
Мерблюзьи - верблюжьи.
Непромокабль - непромокаемый.
Ажидация - выжидание.
Двухсестная - двухместная.
Нимфозория - инфузория.
Тужурный - ажурный.
Мелкоскоп - микроскоп.
Укушетка - кушетка.
Свистовые - вестовые.
Пубель - пудель.
Тугамент - документ.
Обформировали - обмундировали.
Студинг - пудинг.
Симфон - сифон.
Грандеву - рандеву.
Долбица - таблица.
Трепетир - репетир.

4. По признанию Лескова, замысел левши возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал". В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина, Утро ночи мудренее и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки из сказа "Левша"

Утро ночи мудренее
Пью-ем что хочу, и всем доволен.
Делать нечего, пусть будет по-вашему.
Близко к истине, а не сама истина.
В вас после этого бога нет.
Живьём съест и на помин души не оставит.
Не впервые такой снег на голову.
В Польше нет хозяина больше.
Где умереть - всё единственно божья воля.
Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом.

Рассказ о характере левши для 6 класса

Косой левша с родимым пятном на щеке был одним из самых искустных тульских мастеров. Когда он начинал работать, остальной мир для него переставал существовать, он с головой погружался в работу. И оторвать его от работы было невозможно: "горите себе, а нам некогда" - отвечал левша на угрозы соседей.

Левша жил своим трудом и ему было безразлично всё остальное. Он не думал о своём внешнем виде и мог даже к царю прийти в опорочках и стареньком озямчике, не испытывая от этого смущения.

Ведь главным для левши был не внешний вид, а результат его труда. И этим результатом левша не без основания гордился. С достоинством левша рассказывает, как делал гвоздики, столь мелкие, что на них нельзя было поставить имя мастера. Без лести и хитрости разговаривает с императором.

Левша не был учёным, всего чего он достиг - он добился упорным трудом и опытом. Поэтому его блоха не смогла плясать, ведь подковы утяжелили её сверх меры. Но левша признавал, что математику не знает, зато отечеству предан. И согласился остаться в Англии лишь для того, чтобы ознакомиться с заводами и мастерами.

А когда левша увидел важное - то как чистят ружья англичане, сразу затосковал по Родине. Он знал, что эта информация поможет и наши ружья сделать лучше, надёжнее, и мечтал быстрее рассказать её.

И настолько сильно заботился левша о пользе отечеству, настолько великим был патриотом, что даже умирая думал только о ружьях, которые чистили кирпичом. Так и умер левша, умоляя сказать о том государю.

6. Лесков говорил "Там где стоит левша, надо читать русский народ". Имея это ввиду, подумайте, почему косой левша не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Левша в этом сказе - собирательный образ простого мастера из народа. Человека малограмотного, но преданного своему искусству и своей отчизне. Такими были все мастера, все простые люди, потому и не стал давать Лесков своему герою имени.



воскресенье, 29 мая 2022 г.

А. Чехов "Толстый и тонкий", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 28-29

А. Чехов "Толстый и тонкий"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Толстый и тонкий".

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ - смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?

Рассказ назван по главным героям - двум школьным приятелям, толстому и тонкому, которые оказались на разных ступенях карьерной лестницы.

Это одновременно смешной и грустный рассказ. Сама ситуация кажется смешной, но присмыкание одного человека перед другим вызывает грусть.

Писатель смеётся над людьми, которые забыли о чувстве собственного достоинства и готовы пресмыкаться перед теми, кто занимает высокую должность. Он высмеивает чинопочитание.

2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?

Узнав о высоком чине толстого, тонкий меняется. Он забывает, что перед ним старый приятель, теперь он видит перед собой лишь тайного советника, "ваше превосходительство". И он начинает заново повторять рассказ о семье, ведь первый рассказ был приятелю, а тайному советнику он семью ещё не представлял.

В понятии тонкого, Миша-приятель и Миша-тайный советник - два совершенно разных человека. Первый исчез, когда появился второй.

3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы тонкий служил в подчинении у толстого?

Думаю, смешнее рассказ не стал бы, а вот печальней - наверняка. Узнав о том, что он ещё и подчинённый, тонкий бы на коленях ползал. И это был бы уже не юмор, а гротеск.

4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?

Узнав о положении толстого, тонкий "побледнел, окаменел, лицо его искривилось широчайшей улыбкой". И Порфирий, и его вещи съёживаются, сморщиваются. Они словно стараются стать незаметными, незначительными. Порфирий начинает пресмыкаться, в его речи появляется подобострастное "С-с".

Толстого стошнило от "благоговения, сладости и почтительной тошноты", которые появились на лице тонкого. Поэтому он ушёл.

Фонохрестоматия

1. Прислушайтесь к чтению актёра и скажите, какими средствами (интонация, тембр голоса, ритм речи, эмоциональная окраска звучания) актёр выражает отношение автора к персонажам?

Актёр передаёт отношение автора к персонажам с помощью интонации и эмоциональной окраски звучания. Напыщенно он рассказывает о запахе хереса и флердоранжа, с пренебрежением о запахе ветчины и кофейной гущи.

Речь толстого звучит громко, уверенно, весело. Речь тонкого звучит тонко, тихо, суетливо. Так передаёт актёр значимость толстого, и незначительность тонкого.

2. В тексте повторяются слова "приятно ошеломлены". В каком случае эта фраза у писателя и актёра передаёт реальное состояние героев, в каком - иронию автора? Почему?

Реально приятно ошеломлены были старые приятели, увидевшие друг друга после многих лет. Они не знали, кем стал другой, поэтому их чувства были искренними.

Ирония звучит в заключительных словах рассказа, когда описывается состояние семьи тонкого. Здесь эта фраза выражает уже не искренние чувства, а трепетную почтительность.

3. Что случилось с голосом тонкого, когда он узнал о карьере школьного приятеля? Как это передаёт актёр?

Голос тонкого, и так тонкий, пронзительный, становится ещё тише, дрожащим, подобострастным. Актёр передаёт это тембром и эмоциональной насыщенностью голоса.



Н. Некрасов "Железная дорога", ответы на вопросы фонохрестоматии 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 215

Н. Некрасов "Железная дорога"

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентируют слова славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразья в природе; всё хорошо сиянием лунным?

Главной мыслью первой части стихотворения Некрасова можно назвать строки "Нет безобразья в природе". Поэт описывает прекрасную осеннюю пору, морозную, но не страшную, вызывающую лишь восхищение.

Тем самым он пытается показать читателю, как совершенен мир вокруг нас, чтобы затем указать на уродство мира, созданного человеком.

2. Какой приём использовал поэт, сначала дав описание славной осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? Как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

Этот приём называется антитеза или противопоставление.

Актёр показал его выразительно, восторженно прочитав первую часть стихотворения, и полностью поменяв интонацию в описании строительства железной дороге. Теперь в его голосе слышится не восторг, а боль, страх, ужас.

3. На чьей стороне актёр в споре поэта и генерала? Как позиция актёра выражена в его чтении?

Актёр несомненно на стороне поэта, как на стороне поэта оказываются и читатели.

Речь генерала актёр передаёт надменным голосом, вызывающим неприятие у слушателя. Слова "Варвары, дикое скопище пьяниц" звучат озлобленно, с ненавистью. Так выражена позиция актёра. 

4. Какой приём используют поэт и актёр, изображая "светлую сторону" истории о строительстве железной дороги? С каким чувством читает актёр слова "Кажется трудно отрадней картину..."?

Этот приём называется ирония. Он заключается в употреблении слова или выражения в противоположном значении. Поэт говорит "отрадней картину", а подразумевает "печальней картину".

Актёр весьма точно передаёт эту иронию, сарказм слов поэта.

5. "Железная дорога" - стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысль, современные и для наших дней? Найдите эти строки, подготовьте развёрнутый устный ответ с обоснованием современного звучания произведения Некрасова.

Идеи, высказанные Некрасовым в своём стихотворении во многом остаются актуальными и созвучными нашей эпохе.

Прежде всего это мысль о том, что любой труд почётен, заслуживает уважения: "Благослови же работу народную, и научись мужика уважать".

Важной представляется мысль об ответственности, гордости за свой труд, которая выражена словами: "Любо нам видеть свой труд".

Очень актуально звучат и слова поэта о светлом будущем, о патриотизме, о силе народа: "Да не робей за отчизну любезную..."

И наконец, размышления поэта о роли голода также кажутся важными. Голод в современном мире по-прежнему заставляет людей сражаться в войнах, бежать из своих стран, трудиться изо всех сил.

Вот какое современное звучание может приобрести стихотворение Некрасова, при вдумчивом его прочтении.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукцию картины К. Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге". Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

На картине Савицкого мы видим, как проводились в прошлом ремонтные работы на железной дороге. Множество обычных крестьян брали тачки, лопаты и непрерывной чередой возили грунт, камни между полотном дороги и карьером.

Идея этой картины заключается в том, что народ справится с любой работой, какой-бы трудной она не была. Эта картина воспевает коллективный труд, единство народа, его стойкость и упорство.

В этом восхищении простым народом и состоит сходство между картиной и стихотворением.

Но если у Некрасова люди гибнут на строительстве дороги, то на картине Савицкого все кажутся довольными, крепкими, а не голодными, дружными, а не измученными.

В этом разница идей картины и стихотворения. Некрасов говорит об угнетении, эксплуатации, Савицкий восхваляет коллективный труд: "вместе и горы свернём".



суббота, 28 мая 2022 г.

Н. Некрасов "Железная дорога", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 214

Н. Некрасов "Железная дорога"

Размышляем о прочитанном

1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф "Разговор в вагоне"?

Эпиграф в этом стихотворении оказывается завязкой сюжета. Ведь дальше поэт вступает в спор с папашей мальчика из эпиграфа и рассказывает о том, кто реально строил эту дорогу.

Эпиграф начинает историю и служит пояснением к разговору автора и мальчика.

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Только большой романтик, человек влюблённый в родную природу и родную землю, мог написать такие проникновенные строки про осень. Этот человек умеет увидеть красоту окружающего мира и тем сильнее его поражает уродство мира, построенного людьми.

Картина чудесной осени является контрастом к картине страшных условий труда, голода и смертей, о которых рассказывает автор.

3. Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?

Поэт называет голод царём потому, что голод правит миром. Человеку нужна пища, чтобы не умереть, поэтому вся его жизнь направлена на преодоление голода. Голод правит миром, заставляя человека трудиться, изменять мир, делать открытия. Все достижения прогресса направлены на то, чтобы человек не испытывал голода.

Но власть голода всё ещё огромна. Он заставляет людей бежать в другие страны, идти воевать, наниматься на нелюбимую, тяжёлую работу. Голод "стоит за плечами" каждого из нас.

Как вы понимаете строки "Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные гроб обрели здесь себе"? Какая мысль выражена антитезой?

Эти строчки значат: многие люди трудились, чтобы бесплодные земли сделать пригодными для жизни, и многие из них умерли.

Антитеза заключается в следующем: люди изменяют, оживляют мёртвую природу, но при этом умирают. Чтобы подарить жизнь чему-нибудь мёртвому, надо пожертвовать чем-то живым.

4. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов? Что означают их слова "Божие ратники, мирные дети труда"? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?

По аналогии с выражением "Божьи люди", которое означает безобидных, юродивых людей, выражение "Божьи ратники" можно трактовать как "люди, живущие по божьим законам, не приемлющие зло". Они мирно трудятся, безропотно вынося все страдания.

Из этой песни мы узнаём, что труд строителей был тяжёл, они страдали от голода, болезней, их обманывали десятники, наказывало начальство. Но мёртвые не помнят о нанесённом зле, их волнует лишь добрая память, то, как думают о них люди, пользующиеся их трудом, их дорогой.

Эта песня оставляет очень тяжёлое впечатление, вызывает чувство жалости.

5. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством поэт говорит о будущем?

Поэт верит в силу народа, в его непобедимость. Он говорит о том, что народ вынесет всё и грудью проложит дорогу в прекрасное будущее.

Поэт жалеет, что ему не удастся увидеть этого будущего, потому как наступит оно ещё очень не скоро.

6. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют его понять?

Генерал говорит о простом народе с презрением, с насмешкой. Он презирает простой народ, называет его сборищем пьяниц, варварами.

Автор горячо осуждает эксплуатацию простого народа. Это хорошо видно в последних строках стихотворения, когда Некрасов рисует картину обмана строителей, и иронично назвает её "отрадной", обращаясь к оппоненту-генералу. Он показывает Ванюше правду, призывает не держать мальчика в неведении, "обаянии".

7. Почему стихотворение обращено к детям?

Переубедить взрослых почти невозможно. У них есть устоявшаяся точка зрения, отношение к жизни. Дети только формируют своё мировоззрение, если они поймут несправедливость, то будут с ней бороться.

Поэт надеется на то, что дети, будущее поколение, смогут изменить мир, сделать жизнь справедливой.

Дополнительно: Творческое задание

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что она открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Картина, нарисованная Некрасовым, показывает нам, как жилось простому народу в далёком прошлом. Мы узнаём, что народ нещадно эксплуатировался богачами, купцами, начальством. Что люди жили и трудились в ужасных условиях, погибали тысячами. Поэт показывает, что народ был бесправен и не мог бороться за свои права. А богатые презирали простой народ, считая его скопищем варваров и пьяниц.

Нам, живущим сегодня, эта страшная картина открывает правду о том, как угнетался народ. Правду о том, что большинство людей жило в несправедливости, в ужасных условиях, умирало от голода, а немногие богачи наслаждались всеми радостями, бесстыдно пользовались результатами чужого труда.

Это стихотворение учит бороться с несправедливостью и угнетением, верить в лучшее будущее, с уважением относиться к тем, кто своим трудом делает нашу жизнь лучше.



А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 266-267

А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы"

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение Фета? Объясните, почему.

Это стихотворение вызвало у меня двойственное настроение. Первые две строфы очень грустные печальные, даже пугающие, как трудная судьба, от которой не убежать. Последняя строфа дарит надежду - надо перетерпеть и всё будет хорошо, придёт новая весна.

2. Почему поэт призывает читателя учиться у дуба, у берёзы?

Дуб и берёза в стихотворении предстают перед читателем символом стойкости перед лицом жизненных трудностей. Поэт призывает поучиться у этих деревьев так же молчаливо и с достоинством принимать удары судьбы, как они принимали зимний холод.

3. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жесткость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?

Зима для поэта ассоциируется с морозом и ветрами, с голыми деревьями, чья кора трещит от стужи. Поэтому она кажется Фету жестокой, противной любой жизни.

Жестокость зимы поэт рисует эпитетами: жестокая, злей, сердито, лютый и олицетворениями: злей метель, сердито рвёт, за сердце хватает.

Мужество деревьев поэт рисует с помощью олицетворений: застыли слёзы, они стоят, молчат.

Радости весны поэт рисует с помощью олицетворений: промчится гений, теплом и жизнию дыша.

4. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении? К чему призывает Фет в своём стихотворении?

Это стихотворение не столько о природе, о зиме и весне, сколько про удары судьбы, которые каждый должен уметь принимать с честью и достоинством, веря в лучшее, которое обязательно наступит. К этому и призывает читателя поэт.

Счастье нужно заслужить.

5. Как вы понимаете строки:

"Учись у них - у дуба, у берёзы" - бери пример с их поведения.
"Напрасные на них застыли слёзы, и треснула, сжимаяся, кора" - застыли соки деревьев, их кора треснула от мороза.
"Но верь весне, её промчится гений" - верь и жди весну, когда закончится мороз и всё снова будет прекрасно.

Фонохрестоматия

1. "Жестокая пора", "застыли слёзы", "всё злей метель", "холод лютый" - эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаёт это содержание?

Актриса передаёт эмоциональное напряжение интонацией и паузами. Она читает стихотворение очень проникновенно, призывно, выделяя выражения, которые описывают жестокость зимы и стойкость деревьев.

2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?

В последних строках поэт утверждает, что всё плохое заканчивается, как заканчивается зима, сменяясь ясными весенними днями. И как бы не болела душа, какое бы горе не случилось в жизни человека, придут счастливые дни.

Настрой последних строк - надежда на счастье.




пятница, 27 мая 2022 г.

А. Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 262-263

А. Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила"

Размышляем о прочитанном

1. Как вы понимаете строки стихотворения:

Ель рукавом мне тропинку завесила - густые ветви ели закрыли путнику проход, он перестал видеть тропинку.
Кругом всё гудёт и колышится - ветер шумит в ветвях, раскачивает их.
Тонко взывающий рог - далёкий звук охотничьего рога.
Сладостен зов мне глашатая медного - путник радуется знакомому, "человеческому" звуку.

2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк в стихотворении?

Поэт использует противопоставление "и грустно и весело", чтобы показать смятение чувств человека. 

Он применяет олицетворения: "ель завесила", "гудёт и колышется", "листья кружатся" чтобы представить лес живым существом, немного странным, непонятным и враждебным путнику.

Использует поэт и эпитеты: бедного, мёртвые.

А чередование длинной и короткой строк создает ощущение рваного ритма, прерывистого, пугливого.

Творческое задание

О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где всё гудёт и колышется? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении? Или о той радости, которая рождается звуком рожка? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В этом стихотворении Фет мастерски описал психологическое состояние, которое охватывает человека, оказавшегося в лесу в одиночестве.

Лес кажется человеку живым существом, чуждым ему, немного враждебным, пугающим. Человеку кажется, что всё вокруг направлено на то, чтобы испугать его, заманить в чащу, запутать. Ель скрывает тропинку пушистым рукавом, ветер шумит и заставляет колыхаться ветки деревьев, мёртвые листы падают к ногам бедного путника.

Человек словно оказывается в сказке, ему страшно и весело одновременно. И вдруг прорывается сквозь вой ветра звук далёкого рожка. И страх исчезает. Путник понимает, что совсем рядом люди, бояться нечего, лес перестаёт пугать. Но вместе с этим пропадает и ощущение сказки, исчезает смятение чувств.

Герой находит спокойствие, но теряет волшебство.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

Мне понравилось, как актриса интонацией показала страх героя, а потом его же внезапную радость.

2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?

В этой части преобладают настороженность, даже страх. Всё вокруг кажется герою таинственным, непонятным.

3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было шумно, и жутко, и грустно, и весело сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему? Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?

Я не испытывала такого состояния, хотя не раз бывала в лесу, просто на природе. Возможно, потому что я никогда не была в лесу одна. Рядом всегда были родители или друзья, и мне не было жутко и весело.

Для современного человека оказаться вдали от города, среди дикой природы очень странно и непривычно. Всё вокруг кажется ему таинственным, звуки кажутся непонятными, он просто теряется. Поэтому и испытывает такой наплыв противоречивых чувств.

5. Какие чувства звучат в строке "Сладостен звон мне глашатая медного"? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?

В этой строке звучит радость встречи с милым другом, каким представляется герою рог. Ведь его звук говорит о том, что рядом есть другие люди, что он не один. И душа путника успокаивается, лес вокруг уже не так сильно пугает его.



А. Фет "Ещё майская ночь", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 206

А. Фет "Ещё майская ночь"

Размышляем о прочитанном

1. Если в предыдущем стихотворении поэт говорит о радостях пробуждающейся от зимы природы, не называя времени года, которое имеется в виду, то в стихотворении "Ещё майская ночь" бурный восторг перед прилетевшим "из царства вьюг и снега" маем. Что же приводит поэта в восторг?

Поэт восторгается свежим и чистым маем, ночью, звёздами, соловьиной песней, листьями берёз.

Его приводит в восторг наступившая весна, пришедшая в родной край. Он тонко ощущает красоту пробудившейся природы.

2. Какую художественную роль играет повторение восклицания "Какая ночь!"? Чего больше в этом стихотворении - грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта созерцавшего ночь, и эти настроение он хочет передать читателю?

Дважды восклицая "Какая ночь!"  поэт старается лучше донести до читателя те чувства, которые его одолевают.

В этом стихотворении больше восторга и лишь в конце звучит нотка грусти. В последней строфе поэт называет свою песню невольной, и может быть последней. Мы понимаем, что этой песней, воспевающей красоты майской природы, майской ночи, поэт одновременно делится и восторгом и лёгкой грустью.

Фонохрестоматия

1. Какими средствами выразительного чтения актёр усиливает состояние неги, тревоги, любви?

Актёр использует особую интонацию при чтении стихотворения. Он передаёт голосом восхищение и восторг, негу и любовь. Важную роль играют паузы, выделяющие эмоционально наполненные, важные слова.

2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра?

В последней строке звучит сомнение автора в том, что эта весенняя песня сможет повториться, что она не окажется последней. Видимо, во время написания стихотворения молодого ещё Фета (ему было 37 лет) терзали какие-то душевные тревоги, сомнения.

Актёр показывает это томление и строка замирает на последних словах.



четверг, 26 мая 2022 г.

Ф. Тютчев "Листья", "Море ночное", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 257-259

Ф. Тютчев "Листья"

Фонохрестоматия

1. Всё стихотворение - прямая речь, монолог листьев. В какой части стихотворения мы слышим весёлый лепет листьев, в какой - резкие порывы ветра в кронах деревьев?

Весёлый лепет листьев слышится во второй строфе, когда они объявляют себя лёгким племенем и рассказывают о лете.

Резкие порывы ветра слышатся в последней строфе, в призыве листьев, обращённом к ветрам.

2. Чем судьба листьев напоминает судьбу людей? Как от строфы к строфе меняется эмоциональная окраска стихотворения?

Людей тоже можно назвать лёгким племенем. Их жизнь коротка, они постоянно мечутся в поисках самих себя, в поисках счастья, лучшей доли. Люди столь же нетерпеливы, как листья, и не хотят, чтобы их жизнь была прожита напрасно.

Первая строфа насмешливая, листья смеются над тощей зеленью елей. Вторая строфа весёлая, листья радуются лету и своим забавам. Третья строфа полна раздумий, сожаления, она скорее печальная. Четвёртая строфа нетерпеливая, решительная, бесшабашная - листья приняли решение и торопятся его выполнять.

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

Многоточие подразумевает незавершённость процесса. В данном случае, оно показывает, что это ещё не конец, что впереди листья ждёт прекрасный полёт и никто не знает где и когда он завершится. Многоточие позволяет надеяться на лучшее.

Учимся читать выразительно

1. Прочитайте стихотворение вслух, пытаясь передать смену настроения в говоре листьев.

2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?

После прочтения стихотворения остаётся радостное настроение. Его концовка дарит надежду на что-то лучшее.

Ф. Тютчев "Как хорошо ты, о море ночное"

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Как хорошо ты, о море, ночное".

Размышляем о прочитанном

1. Как передаёт Тютчев энергию и динамику морской стихии? Какие поэтические средства он использует?

Для передачи энергии и динамики морской стихии поэт использует олицетворения, наделяя море свойствами живого существа: "ходит и дышит"; метафоры: "волны несутся, гремя и сверкая"; обращение: "зыбь ты великая".

Также автор использует существительные, обозначающие движение: "блеск и движение, грохот и гром".

2. Как вы думаете, почему в стихотворении воссоздаётся картина именно ночного моря - в безлюдье ночном?

Ключевое слово - безлюдье. Поэт специально описывал ночное море, в котором нет ничего лишнего - ни человека, ни лодки, ни паруса. Одна великая, огромная, прекрасная стихия в которой растворяется человек, в которой "всю потопил бы я душу свою".

Совершенствуем свою речь

1. Какими эпитетами передаёт Тютчев изменчивые цвета моря, его состояние, его простор и свободу? Какую роль играют эпитеты: только лишь изобразительную, передавая цвета морской стихии, или у них более сложная задача в стихотворении?

Эпитеты: лучезарно, сизо-темно, бесконечном, вольном, великая.

Эти эпитеты с одной стороны изображают картину ночного моря, с другой - передают чувство преклонения перед величием и красотой морского простора, которое испытывает автор.

2. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения? Как вы их понимаете?

"С поляны коршун поднялся"

Два живых крыла - крылья живые, это не мёртвая машина, механизм, который может поднять в небо.
Природа-мать - всё живые существа дети природы, для них она мать.
Царь-земли - человек царь земли, но прикован к ней, неспособен взлететь свободно, как птица.

"Листья"

Тощая зелень - листья говорят о соснах и елях. Их зелень неяркая, у них нет листвы, а есть иголки, хвоя. Она тонкая по сравнению с листвой.
Лёгкое племя - лёгкое на подъём, беспокойное племя, которому не сидится на одном месте.
Буйные ветры - сильные, порывистые, нетерпеливые, но в то же время весёлые.

3. В 5 классе вычитали стихотворение "Есть в осени первоначальной", посвящённое осенним впечатлениям. Осенняя тема звучит и в стихотворении "Листья". Сравните эти два стихотворения Тютчева. Почему первое оставляет светлое, умиротворённое настроение, а второе - тревожное, беспокойное. Обратите внимание на ритм, звучание стиха, эпитеты, сравнения.

Стихотворение "Есть в осени первоначальной" очень спокойное, размеренное, в нет действия, оно просто описывает чудные осенние картины: день хрустальный, льётся чистая лазурь, пусто всё, птиц не слышно. Соответственно настроение оно рождает такое же умиротворённое, возвышенное.

В стихотворении "Листья" описан протест, оно полно движения, строки короткие и быстрые, в них содержится призыв к немедленному действию: мы лёгкое племя, были в красе, что же нам даром висеть?, сорвите, умчите, мы ждать не хотим. И настроение здесь беспокойное, буйное, нетерпеливое.

4. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Пример сообщения о жизни и творчестве Тютчева для 6 класса

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. Его семья отличалась устойчивыми патриархальными традициями, отец Иван Николаевич был радушным и гостеприимным хозяином, мать Екатерина Львовна была умной и впечатлительной женщиной.

Тютчев получил хорошее домашнее образование, его способности были замечены и развиты воспитателем, известным поэтом Раичем. Мальчик обладал хорошим воображением и относился к "лёгкому племени", не знавшего покоя. Продолжил образование в Московском университете, где посещал литературный кружок и продолжал писать стихи.

В 1821 году Тютчев поступил в коллегию иностранных дел, уехал за границу и 22 года провёл на дипломатической службе. Он был одним из немногих поэтов того времени, для которого стихи были увлечением, а не основным видом деятельности. Поэтому Тютчев мог смело говорить про себя, что он "в поте и в пыли прирос к земле".

В середине 20-х годов Тютчев окончательно сформировался как поэт. Для его лирики характерны тонкие наблюдения за природой, проникновение в её тайную жизнь. Стихотворения Тютчева полны звуками и красками. Они могут звучать "неохотно и несмело", но могут взрываться "пламенем белым и летучим".

Природа в стихотворениях Тютчева всегда живая. Она может принахмуриться, взглянуть исподлобья, улететь с буйными ветрами.

Фёдор Иванович Тютчев прожил долгую полную событиями жизнь и умер 15 июля 1873 года чуть-чуть не дожив до своего семидесятилетия.




Ф. Тютчев "С поляны коршун поднялся", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 255

Ф. Тютчев "С поляны коршун поднялся"

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он,
И вот ушёл за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "С поляны коршун поднялся". 

Размышляем о прочитанном

1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение - это пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Это стихотворение представляет собой размышление о жизни человека. Поэт сравнивает свободную, вольную птицу, легко поднимающуюся в небо, и человека, который считается царём земли, природы, но вынужден оставаться на земле.

В устах Тютчева выражение "царь земли" обращается в иронию, немного горькую, полную сожаления. Он обращает внимание на то, что любому животному, любой птице достаточно того, что даёт им природа, а человек всю жизнь трудится "в поте и в пыли", не зная истинной свободы.

2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму "к земли" вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы "к земле"?

В этой строке поэт торжественно именует человека царём земли, а этому званию должен соответствовать высокий слог. Но в данном случае, этот высокий стиль лишь подчёркивает ту иронию, с которой поэт говорит о человеке, о самом себе.

Фонохрестоматия

1. Как актёр подчеркивает противопоставление земли и неба, гордый полёт птицы и прозябание человека "в поте и в пыли"?

Описание коршуна, его полёта, его крыльев, актёр читает проникновенно, вдохновенно, с восторгом. Но переходя к описанию человека, интонация актёра меняется, он словно машет рукой, в голосе отчетливо звучит разочарование.



среда, 25 мая 2022 г.

Ф. Тютчев "Неохотно и несмело", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Ф. Тютчев "Неохотно и несмело"

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Неохотно и несмело".

Размышляем о прочитанном

1. Какие картины природы видятся вам при чтении этого стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?

При чтении этого стихотворения мне видятся картины летнего дня. Приближается туча, слышен гром, сверкает молния, начинается сильный дождь. Но вот туча уходит и солнце вновь ярко освещает землю.

Поэт передаёт радостное настроение, восторг от созерцания величественного буйства природы.

2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

Эпитеты: принахмурилась, дальний, зеленеющие, синей, белый и летучий, сердитей, смелей, сметенная.

Сравнения: молнии струя, окаймил края, вихрем пыль, исподлобья.

3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: "солнце смотрит на поля", "принахмурилась земля", "солнце ещё раз взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля"? Что с помощью этого приёма достигается?

Этот приём называется олицетворение. При этом солнце и земля наделяются свойствами живых существ.

С помощью олицетворения поэт заставляет нас увидеть грозу во всей её красе, как живую картину. Олицетворения добавляют стихотворению выразительности.

4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?

В этом стихотворении использован приём звукописи, чтобы передать звуки грозы, грома. Для этого поэт использует сочетание звуков Г, Р и СК: раскаты, громовые, сердитей.

Также в последней строфе с помощью звуков С и Я показано сияние солнца: солнце, исподлобья, сиянье, смятенная.

Фонохрестоматия

1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?

Актёр приближение грозы передаёт ускорением темпа чтения и повышая громкость голоса. Он использует интонацию, темп и паузы.

2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?

В первой строфе земля хмурится, солнце светит несмело, приближается гроза. В последней строфе гроза прошла, солнце сияет, земля смятенная. Это картины природы до и после грозы.

Первую строфу актёр читает неспешно и негромко, последнюю - начинает не торопясь, потом повышает голос, передаёт им торжество.



И. Тургенев "Бежин луг", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 251-252 

И. Тургенев "Бежин луг"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Бежин луг".

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали ещё одно произведение Тургенева - "Бежин луг". Каково ваше впечатление? Как вы думаете, почему писатель включил этот рассказ в книгу "Записки охотника"?

Мне очень понравился этот спокойный и местами таинственный рассказ. Особенно мне понравились рассказы мальчиков. В них слышатся суеверия, которые бытовали среди простого народа, но в то же время они полны скрытого юмора.

Так же мне понравилось описание пейзажа, природы, которое заставляет почувствовать себя на Бежином лугу, увидеть ту красоту, которая восхитила автора.

Автор включил этот рассказ в книгу "Записки охотника" потому, что в ней рассказчиком выступает автор, а всё описанное случилось на охоте, точнее, когда автор возвращался с охоты. Таким образом, "Бежин луг" - это ещё одно наблюдение охотника.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Тургенев называл эти рассказы поверьями: "Ильюша лучше других знал все сельские поверья".

Я тоже думаю, что эти рассказы являются поверьями. Ведь россказни - это выдумки, сказки, придуманные самим рассказчиком, а предания основаны на исторических событиях.

Здесь же мы имеем дело с бытовавшими в определённой местности поверьями, народной верой в нечто странное.

3. Один из рецензентов "Записок охотника" упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затеняет заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я не согласна с этим мнением.

Тургенев очень подробно описывает природу, но именно эта тщательность помогает лучше представить местность, в которой происходит действие рассказа. А через описание природы понять чувства и настроение героев. Например, фраза "Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь" передаёт мистическое настроение, охватившее героев, объясняет, почему они с таким воодушевлением рассказывают страшные истории.

Немало в создании настроения рассказа помогает и описание воздуха: "Сладко стеснялась грудь, вдыхая томительный сладкий запах". Сама природа заставляет человека стать романтиком, фантазировать и удивляться окружающему миру. И создать это ощущение единения с природой не вдаваясь в мелкие детали просто невозможно.

Творческое задание

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из "Записок охотника". Как вы думаете, что можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из рассказа "Бежин луг" мы можем узнать о красоте русской природы, о бескрайних просторах, лесах и полях, в которых так легко заблудиться.

Из него можно узнать о простых русских людях, их душе, их мечтах и мировоззрении. Из этого рассказа мы узнаём, что с самого детства крестьяне живут в волшебном мире природы, полном мистических чудес. Оттого они и смотрят на окружающий мир как на живой, боготворят его, любят родную землю. Они едины с природой и в этом их сила, в этом их счастье. И как бы не был тяжёл крестьянский труд, окружающая людей природа дарит им новые силы и новую надежду, не даёт им впасть в тоску и уныние.

В этом сила русских людей и всей страны - в нашем постоянном единении с природой.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к "Бежину лугу". Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

На иллюстрациях А. Пахомова мы видим Федю, Павлушу, Ильюшу и Костю. Федя солидный, богато одетый, у его ног свернулась собака. Павлуша - проказливый, со всклоченными волосами, он деловито помешивает картошку. Ильюша и Костя сидят рядом, это простые деревенские ребята. Ильюша в войлочной шапочке. Ваня нарисован отдельно. Он лежит под рогожей, за ним видны кони.

Я примерно так себе и представляла этих героев.

На этюде Дмитриева мы видим самого Тургенева. Его облик нам хорошо известен. Он стоит где-то в лесу. Но пейзаж этюда какой-то мёртвый, а не волшебно-живой, как в рассказе.

Совершенствуем свою речь

1. Опираясь на тургеневское описание Бужина луга, попробуйте устно или письменно рассказать о нём. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры использованные Тургеневым.

Бежин луг находился на равнине возле реки, рядом с высоким и почти отвесным обрывом. В ночи было трудно что-то рассмотреть, но виднелись смутными пятнами далёкие холмы и леса. В реке иногда плескалась рыба и по берегу слабо шумел тростник.

Над лугом царственно стояла ночь, звёзды текли, непрерывно мерцая, по направлению Млечного пути.

А утром под золотыми потоками горячего солнца зажглись лучистыми алмазами крупные капли росы.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы помогают автору создать настроение. Блуждания автора во мраке, поиски пути, символизируют опасность. Особенно ярко это заметно, когда автор застыл на краю обрыва, едва не упав с него.

Ночь - время таинственное и она наполнена рассказами мальчиков. Она символизирует тайны природы, которые человек не может постичь.

Утро, рассвет - это время пробуждения природы, а человек забывает ночыне страхи. Они символизируют рождение нового дня надежды, мирной и счастливой жизни.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

Самые интересные рассказы были у Ильюши. Он рассказал про домового и про барашка на могиле. Эти рассказы полны таинственности, они характеризуют Ильюшу как мальчика впечатлительного, с богатой фантазией.

Костя тоже рассказал занимательную и таинственную историю про русалку. Было видно, что он сам побаивается своего рассказа. Это тоже очень впечатлительный мальчик.

Павлуша рассказал смешную историю про Тришку. Его рассказ был спокойным и неторопливым, да и сам мальчик обстоятельный, практичный, не склонный к излишним фантазиям.

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

Пример характеристики мальчиков из рассказа "Бежин луг" можно прочитать, перейдя по ссылке.

Фонохрестоматия

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

Начало отрывка описывает ночь. Актёр читает этот момент негромко, словно усталым голосом. Странные ночные звуки пугают мальчиков.

Утренний пейзаж иной. Его описание актёр читает радостно, восторженно. Кончилась ночь и вместе с ней ушли ночные страхи.

2. Попробуйте сами прочитать эти два описания.

3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.

Костя: робкий, пугливый, в его голосе звучит страх. Он искренне верит в свои рассказы. Это тихий, очень впечатлительный мальчик, с большими глазами.

Павлуша: спокойный, всё знающий, его ничто не пугает, но он склонен к насмешкам.

Ильюша: громкий, самоуверенный, проказливый. 

Федя: насмешливый, считает себя взрослым и поэтому свысока относится к рассказам других мальчиков. Он старательно скрывает свой страх.

Ваня: маленький, романтичный, любуется звёздами. Он тихий, неуверенный в себе, даже робкий. Любит свою сестру.



вторник, 24 мая 2022 г.

Характеристики мальчиков, героев рассказа "Бежин луг" для 6 класса

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 252

И. Тургенев "Бежин луг", совершенствуем свою речь

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Бежин луг".

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

Федя

Внешность:

14 лет. Стройный, красивый, с мелкими чертами лица. Белокурый, светлоглазый, постоянно улыбается. Из богатой семьи, одет в ситцевую рубаху, армячок, сапоги.

Характер:

Уверенный в себе, насмешливый. Держит себя с мальчиками покровительственно, важничает. В ночное пошёл ради развлечения. Если что-то вызывает у него сомнение, говорит "Эка!" Пытливый, любит задавать уточняющие вопросы. Запевала, но сам говорит мало "боясь уронить своё достоинство".

Павлуша

Внешность:

12 лет. Черноволосый, сероглазый. Скулы широкие, лицо бледное, рябое, голова огромная, тело приземистое. Умный взгляд, сильный голос. Одет в замашную рубаху и заплатанные портки.

Характер:

Деловой, серьёзный, спокойный, рассудительный. Занимался приготовлением пищи. Наблюдательный, замечал, как плеснула щука, как покатилась звезда, знает как кричит цапля, как посвистывают кулички. Не принимает всерьёз рассказы своих товарищей, сомневается в их правдивости, выражает сомнение словами "Вишь ты". Смелый мальчик, единственный не испугался, когда собаки с лаем убежали в темноту, хотя решил, что там волк: "лицо его горело смелой удалью и решимостью". Рассказал историю про Тришку.

В том же году убился, упав с лошади.

Ильюша

Внешность:

12 лет. Лицо горбоносое, вытянутое. Губы всегда сжаты, брови сдвинуты. Волосы рыжие, почти белые. Одет в чёрную свитку, на ногах лапти, на голове войлочная шапочка. Голос сиплый, слабый.

Характер:

Хороший рассказчик, лучше других знает поверья. Интересно рассказал про домового на рольне, потом про барашка на могиле утопленника, потом про Ульяну и мёртвого мальчика. Когда рассказывает, начинает горячиться, торопиться. Сам пугается своих же рассказов, но старается этого не показать.

Костя

Внешность:

10 лет. Худое лицо в веснушках, губы едва заметны. Сам маленький и тщедушный. Глаза большие, чёрные. Одет бедно. Голос тонкий.

Характер:

Задумчивый, печальный. Автор называет его "Трусишка". Очень любопытный, хотя сам же пугается рассказов. Рассказал про Гаврилу и русалку, потом про стоны из бучила, потом про утонувшего Васю.

Ваня

Внешность:

7 лет. Русый, кудрявый, лежит под рогожей. Голос детский, слегка картавый.

Характер:

Спокойный, нерешительный, печальный. Пугливый, всё время прячется под рогожей. Замечает красоту звёздного неба и восхищается ею. Любит сестру Анютку, и даже готов ради неё отказаться от гостинца.



М. Лермонтов "Утёс", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страница 215-216

М. Лермонтов "Утёс"

Размышляем о прочитанном

1. Попробуйте устно нарисовать картины стихотворения, активно привлекая лексику Лермонтова.

Вечер в горах. На отвесных склонах лежат мрачные тени. Огромный утёс возвышается над остальными горами .Это настоящий великан. И на его вершине зацепилась золотая тучка.

Утро. Небо безоблачное, лазурное, очень глубокое. По нему стремительно летит тучка, и кажется, что она веселится, играет.

Утёс-великан одиноко возвышается над остальными горами. В небольшом ущелье у его вершины заметно влажное пятно - там ночевала тучка. И небольшие ручейки слёз стекают по склонам утёса. Он плачет.

2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть.

3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

Я бы нарисовала огромный утёс, по склону которого катится ручей-слеза. А вдали, в самом углу рисунка показала бы тучку, стремительно улетающую прочь по голубому небу.

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучки и утёса?

Характер тучки: весёлый, легкий, беззаботный, оптимистический. Она ни о чём не грустит, и всегда стремится вперёд

Характер утёса: меланхоличный, пессимистический. Любит подолгу размышлять, неторопливый, вечно грустный.

2. Прочитайте первую строфу так, чтобы была понятна ваша характеристика тучи. Совпадает ли она с характеристикой, данной в чтении актрисы? Если нет, то в чём различие?

Я прочитала эту строфу, особо выделив слово "весело", которое подчёркивает характер тучки.

Актриса читает описание тучки радостным, смеющимся голосом. Она создаёт образ весёлой и даже легкомысленной тучки.

В целом наши характеристики совпадают.

3. Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами " одиноко/ он стоит задумался глубоко"?

Словами "Старого утёса" автор завершает основную часть стихотворения, историю знакомства и расставания тучки и утёса. Со слов "Одиноко он стоит" начинает заключение, концовка, в которой подводится некий итог, делается вывод.

Актриса интонацией показывает разделение стихотворения на две части.



понедельник, 23 мая 2022 г.

"Зарождение демократии в Афинах", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 140

Параграф 30 "Зарождение демократии в Афинах"

1. Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия - власть демоса.

Признаки демократии при Солоне:

  1. Архонтом мог стать представитель любой социальной группы, если он был богат.
  2. Для решения важных вопросов собирали Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне.
  3. Судьи стали выбираться по жребию из всех граждан. Ими могли стать и бедняки, и богачи.
Таким образом, в управлнии полисом стали принимать участие все свободные граждане, а значит установилась власть демоса.

2. "Я точно волк, вертелся среди стаи псов" - сказал о себе Солон. Что он имел в виду?

Реформы Солона навлекли на него ненависть большинства афинян. Солону приходилось отбивать нападки и знати, и бедняков. Он обладал властью, но вертелся среди них, как среди псов.

3. Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Недовольство знати было вызвано отменой рабства и сокращением их доходов.

Недовольство простого народа вызвало то, что Солон не передал им землю знати.

Дополнительные вопросы

В одном из законов Солон запретил продавать злеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон был выгоден бедной части населения, демосу. В полисе оставалось больше хлеба, он становился дешевле и доступней. Он был направлен против знати, которой было выгодно продавать хлеб по высокой цене за границу.

Поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, пять - бык.

Цена волка определялась суммой ущерба, который он мог причинить. Волк мог убить быка, мог загрызть нескольких овец. Сама охота на волка была связана с риском для жизни. Поэтому пойманный волк стоил так дорого.



М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...