Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 48-54.
Раздел "Устное народное творчество". Проверим себя
1. Вспомни произведения устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? Перечисли, какие из них относятся к малым фольклорным жанрам.
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
К малым жанрам фольклора относятся все эти виды, кроме сказок и былин.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Пестушка - это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.
Потешка - тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.
На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку, загадку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть...
Прибаутка: Долгоногий журавель на мельницу ездил...
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки...
Загадка: Лежала между ёлками...
4. Можно ли соотнести пословицу "Труд кормит, а лень портит" с потешкой "Тит, иди молотить"?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
5. Пословицы рассыпались. Собери их.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Делу время - а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников - крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке (заглавии).
Первый рассказ называется "Собака на сене".
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется "Знает кошка, чьё мясо съела".
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину - признайся, ведь всё равно тайное станет явным.
7. Что такое загадка? Дай определение. Попробуй придумать свои загадки на тему "Четыре времени года".
Загадка - это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.
Пример своих загадок на тему "Четыре времени года" для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Назови свою самую любимую сказку. Раздели её на смысловые части. Определи последовательность событий. Составь план. Перескажи близко к тексту.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась "Каша из топора", потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Теремок", "Лисичка-сестричка и серый волк".
Мне больше всего нравится сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"
Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу скинула и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке "Лиса и рак", когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки "Лиса и дятел" сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
10. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется"?
Если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется" то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок:
"Петушок и бобовое зёрнышко"
Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.
"Каша из топора"
Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.
"Лиса и журавль"
Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.
"Гуси-лебеди"
Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.
12. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.
Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в "Рабочей тетради", перейдя по ссылке.
13. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку "Гуси-лебеди" волшебной? Какие необычные помощники есть в этой сказке?
"Гуси-лебеди" - это волшебная сказка. В ней есть необычные помощники - печь, яблоня, речка. Есть сказочное существо - баба-яга. Есть необычные предметы - серебряные яблочки.
14. Назови, какие необычные герои, необычные помощники, необычные предметы есть в волшебных сказках.
Необычные герои: баба-яга, кощей бессмертный, царевна-лягушка, щука.
Необычные помощники: говорящие звери (волк, кот, мышь), печка, речка, яблоня.
Необычные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, золотое яблочко.
15. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки?
Хочу.
16. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.
На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.
17. Определи зачин и концовку. В какой сказке есть троекратные повторы?
Зачины: В некотором царстве, некотором государстве; Жили-были старик со старухой.
Концовки: И стали они жить-поживать; Сказка - ложь, да в ней намёк; Вот и сказке конец.
Троекратные повторы есть в сказке "Гуси-лебеди": три волшебных помощника к которым обращается девочка.
18. Какие прочитанные сказки ты бы поместил в следующих книгах?
В книгу "Сказки о животных" я бы поместила сказки "Лиса и тетерев" и "Лиса и журавль". В таких сказках героями оказываются животные.
В книгу "Волшебные сказки" я бы поместила сказку "Гуси-лебеди". В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.
В книгу "Сказки" я бы поместила сказку "Каша из топора". Это бытовая сказка.
19. Угадай из какой сказки взяты строки.
Эти строки взяты из сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".
20. Какие слова пословицы "Декабрь год кончает, а зиму начинает" надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.
В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.
21. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе "Устное народное творчество"? Составь рассказ о дымковской игрушке.
В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.
Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.