среда, 30 июня 2021 г.

Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной", ответы на вопросы, 2 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 60. 

Фёдор Тютчев "Есть в осени первоначальной", читать текст

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора — 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера… 

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё — простор везде,- 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко ещё до первых зимних бурь — 
И льётся чистая и тёплая лазурь 
На отдыхающее поле…

1. О какой поре осени рассказывает поэт?

Поэт рассказывает о начальной поре осени, когда поля уже убраны, но ещё светит солнце и зима далеко.

2. Найди выражения, которые помогают увидеть осень, например, дивная пора, лучезарны вечера. Это эпитеты. Какой увидел осень поэт? Какой увидел осень ты?

Поэт увидел осень дивной порой. Он видит день хрустальный, лучезарны вечера и чистую и тёплую лазурь.

Я вижу осень золотой, часто дождливой и холодной. Поэтому мои эпитеты такие: золотая листва, серые тучи, мелкий дождь, пасмурное небо, стеклянные лужи.

3. Обрати внимание на слова день стоит как бы хрустальный. Этот художественный приём называется сравнением.

4. Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость, спокойствие, удивление, тревогу, грусть?

При чтении этого стихотворения я ощущаю спокойствие и умиротворение. Чувство тишины накрывает меня с головой. Мне немного грустно, оттого, что лето прошло, но я не тревожусь и не удивляюсь, ведь происходящие перемены обычны, они случаются каждый год.

Ответы на вопросы литературной викторины "Узнай сказку!", 2 класс

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 27-29.

УКМ "Школа России"

Литературная викторина "Узнай сказку"

1. С помощью опорных слов восстанови последовательность событий каждой сказки. Запиши названия сказок.

"Петушок и бобовое зёрнышко"

Последовательность событий: Жил петушок с курочкой. Петушок клевал бобовые зёрнышки и подавился. Курочка побежала к хозяйке, потом к коровушке за маслицем, потом к хозяину за травой, потом к кузнецу за косой. Хозяйка сделала маслице, курочка смазала петушку горлышко и он запел: "Ку-ка-ре-ку!"

"У страха глаза велики"

Последовательность событий: Бабушка, внучка, курочка и мышка отправились за водой. Набрали они воды в разные вёдра и пошли обратно. Под деревом сидел заяц. Подул ветерок, яблоко упало, заяц бросился под ноги водоносам. Водоносы побросали вёдра и убежали в дом. Они рассказывали страсти, ведь у страха глаза велики.

"Лиса и тетерев"

Последовательность событий: Лиса увидела тетерева и назвала его дружочком. Она просила его слезть на землю, говоря, что вышел указ о мире. Тетерев сказал про собак и лису убежала, сказав, что собаки могли не слышать указ.

"Лиса и журавль"

Последовательность событий: Лиса и журавль подружились. Лиса пригласила куманька в гости и стала его потчевать кашей с тарелки. Журавль ничего не съел и тоже позвал лису в гости. Он угостил её из кувшина и лиса ушла несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось.

Учимся сочинять сказку.

1. Надо определить главных героев. Например, это будут собака и кошка. Они редко становятся друзьями. Попробуй объяснить почему.

Кошка и собака часто не являются друзьями из-за разных характеров. Собака верная и преданная, прямая. Кошка хитрая и сама по себе. У них разные интересы и взгляд на мир.

2. Определи герой какой?

Собака: хитрая и умная.

Кошка: добрая, старательная.

3. О каком событии может идти речь в твоей сказке?

Собака обманула кошку.

4. Придумай название для своей сказки, например, "Как кошка не поссорилась с собакой". Составь план.

План сказки "Как кошка не поссорилась с собакой"

  1. Кошка и собака.
  2. Варёная курица.
  3. Хитрость собаки.
  4. Улетевшая курица.
  5. Прилетевший бантик.

Пример сказки "Как кошка не поссорилась с собакой".

В одном дворе жили кошка и собака. Кошка была доброй и ласковой. Она всем улыбалась и давала себя погладить. Собака была злой и всех кусала за ноги.

Однажды кошку угостили целой варёной курицей. Она села на травку и позвала собаку, чтобы поделиться. Собака увидела курицу и ей стало завидно. Она решила схитрить.

Собака сказала, что кошку ищет девочка, чтобы подарить ей бантик. Кошка давно мечтала о бантике и сказала, что быстро сбегает и вернётся, а собака пусть пока посторожит курицу.

Кошка убежала, а собака съела курицу и легла спать. Когда кошка вернулась и стала спрашивать про курицу, собака сказала, что курица улетела.

Кошка всё поняла, но не стала обижаться. Она улыбнулась и сказала, что новый бантик ей дороже курицы. Собака посмотрела на кошку и увидела, что у неё на шее повязан красный бантик.

Собака спросила, откуда взялся бантик, ведь про девочку она выдумала. А кошка ответила, что бантик прилетел, и что его послала улетевшая курица.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. С какими произведениями устного народного творчества ты познакомился с этом разделе?

С народными песнями, колыбельными, потешками, скороговорками, прибаутками, загадками, пословицами, сказками.

2. Отметь отличительные черты волшебной сказки:

Отмечаем пункты:

Есть баба-Яга
Происходят волшебные превращения
Добро побеждает зло.
Сказка начинается, затем события троекратно повторяются.

вторник, 29 июня 2021 г.

Рабочая тетрадь 2 класс. Ответы к сказкам "У страха глаза велики", "Лиса и журавль", "Гуси-лебеди"

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ "Школа России"

Раздел "Устное народное творчество". Продолжение.

Ответы на вопросы "Рабочей тетради" к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: "Баба-Яга", "По щучьему велению", "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка".

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник "Сказки русских писателей". Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева "Цветик-семицветик"? Кто из героев говорит слова "Лети, лети, лепесток..."?

Я нашла в библиотеке книгу "Сказки русских писателей", издательство "Детская литература" 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
  2. А. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"
  3. Л. Толстой "Липунюшка"
  4. Л. Толстой "Царь и рубашка"
  5. Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
  6. В Бианки "Как муравьишка домой спешил"
Сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня - девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему "Чему учат сказки". Начни со слов "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Сообщение на тему "Чему учат сказки" для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам - доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке "У страха глаза велики".

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

"Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали".

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки "У страха глаза велики" можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки "Лиса и журавль".

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки "Лиса и журавль" для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки "Лиса и журавль": Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке "Гуси-лебеди". Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки "Гуси-лебеди" с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка - скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

Рабочая тетрадь 2 класс. Ответы к темам Потешки, Небылицы, Пословицы, Загадки

Использована рабочая тетрадь "Литературное чтение" 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 12-21.

УКМ "Школа России"

Раздел "Устное народное творчество"

Продолжение ответов на вопросы "Рабочей тетради" к этому разделу на вопросы к сказкам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

Отмечаем книги:

В. Даль "Пословицы русского народа"
"Заря-заряница" Стихи и загадки для малышей
"Русские народные потешки, прибаутки"
"Радуга-дуга" Потешки, прибаутки, песенки.

2. Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Список книг для выставки на тему "Устное народное творчество" для 2 класса:

  1. "Пословицы и поговорки в сказках"
  2. "Сказания и былины русского народа"
  3. "Потешки для малышей. Колыбельные"
  4. "Русские народные сказки Ненаглядная красота"
  5. "Еду-еду к бабе, к деду"
  6. "Сказки Ленинградской области"
  7. "Русские волшебные сказки"
  8. "Чудо чудное. Русские сказки"
  9. "1001 загадка"
  10. "Во поле берёзка стояла. Русские народные песни"

3. Собери пословицы.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Какие труды, такие и плоды.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

4. Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Любишь кататься - люби и саночки возить. Смысл этой пословицы в том, что получить что-то приятное можно, только если прежде потрудиться.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл этой пословицы в том, что если терпеливо трудится, не опускать руки, то можно сделать любое самое сложное дело.

Какие труды, такие и плоды. Смысл этой пословицы в том, что если хорошо потрудиться, то и результат будет хороший, а если плохо - то и получится плохо.

5. В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде?

Я бы могла найти пословицы о труде в интернете или в книге "Пословицы русского народа".

6. Прочитай русские народные песни. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Подчёркиваем слова Белая, кудрявая, листья зелёные.

7. Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Подчеркиваем слова: светлую, грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками, нарядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую, низко клонится, не ломится.

8. Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая, с зелёными листьями и серёжками. Она может быть весёлой, может быть грустной, гнётся, но не ломается на ветру.

9. Обсуди с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза очень красивое, но в то же время скромное дерево. Оно растёт всюду, по всей стране. Люди сравнивают берёзу с девушкой, она же является символом матери. 

Берёза всегда соседствует человеческому жилью и для народа она является символом родного дома, деревом, возле которого прошло детство, юность, вся жизнь. 

Поэтому берёзу олицетворяют, считают символом Родины, а наша Родина - Россия.

10. Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

В колыбельных песнях часто используются слова: баю-баю-бай, усни, баюшки-баю, спи, малыш, засыпай, люли-люли.

11. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Пример колыбельной песенки, сочинённой самостоятельно, для 2 класса

Люли-люли-люленьки 
Засыпает Юленька, 
Засыпают Ванечка, 
Ирочка и Танечка.

Баю-баюшки-баю 
Я вам песенку спою. 
Глазки деток спать хотят,
Ббаю-баю детки спят.

12. Найди информацию о потешках и прибаутках. Попробуй сам сочинить потешки про щенка задиристого, спящего, игривого.

Пример потешок про щенка можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты? Обсуди с другом, от какого слова произошло слово небылица.

В словаре написано, что небылица - это жанр устного народного творчества комического содержания, в котором действительность нарочно искажена.

Я не знала, что небылица по другому называется небывальщина.

Я искала информацию о небылицах в интернете.

Слово Небылица происходит от слова Небыль, то есть то, чего не было. Это слово является антонимом слова Быль - то что было.

14. Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Это стихотворение является небылицей. В ней рассказывается о невозможном и смешном.

Это говорящий кот, который пел песни в детском саду. Это марсианин, который хотел познакомиться с автором. Это сам автор, который взлетел на небо.

Всего этого не могло быть.

15. Игра "Сочиняем небылицу"

Злой кабан давал гудки
Пароход точил клыки
Соловей томился в клетке
Дикобраз сидел на ветке.
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила.
Стол усами шевелил
Буратино накрыт к обеду был.
Портной летал под облаками
Чиж гонялся за мышами.
Ёж сшил себе штаны
Стол все поел блины.
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре.

16. Продолжите сочинять небылицы с другом.

Пример небылицы, сочинённой с другом для 2 класса

Телевизор лёг в кровать
Чтобы сладко в ней поспать
Пылесос цветы полил,
Чайник вдруг заговорил.
Кресло стало танцевать,
Шкаф в квартире убирать.
Мальчик вдруг квадратным стал
Папа в стену убежал.
Вся квартира кверху дном,
Ну а с нею и весь дом.

17. Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться о чём или о ком идёт речь.

Медведь. Подчёркиваем слово Берлоге.

Ослик. Подчёркиваем слова Большие уши, как грузовик.

Кот. Подчёркиваем слова Царапки, гроза мышей.

18. Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

Я бы выписала следующие загадки:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Из неё берёшь - она больше становится. (Яма)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)
Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)

19. Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника. В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

Это пословицы о временах года. Разделение их на группы смотри внизу статьи.

Дополним их пословицами из учебника:

Лето - припасиха, зима - прибериха.
Мороз невелик, да стоять не велит.

Пословицы и поговорки можно найти в интернете или в книге В. Даль "Пословицы русского народа"

20. Какая пословица или поговорка тебе понравилась больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравились пословицы:

Будет зима - будет и лето. Её смысл в том, что не надо огорчаться из-за наступивших морозов. Зима пройдёт и обязательно снова придёт лето.

Кто спит весною - мёрзнет зимою. Её смысл в том, что тот, кто ничего не делает весной и летом, не заботиться о будущем, зимой останется без запасов, будет мёрзнуть.

Цыплят по осени считают. Её смысл в том, что окончательный результат труда будет понятен только тогда, когда он будет завершён. Заранее нельзя сказать, что получится.

21. Какая пословица тебе плохо понятна?

Мне непонятна пословица:

Как месяц не свети, а всё не солнышко.

Это пословица не про времена года. Она говорит о том, что месяц не сравнится с солнцем. Мне кажется, что её смысл в том, что любая копия всегда будет хуже оригинала.


понедельник, 28 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к разделу "Устное народное творчество"

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 48-54. 

Раздел "Устное народное творчество". Проверим себя

1. Вспомни произведения устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? Перечисли, какие из них относятся к малым фольклорным жанрам.

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

К малым жанрам фольклора относятся все эти виды, кроме сказок и былин.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка - это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка - тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку, загадку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть...

Прибаутка: Долгоногий журавель на мельницу ездил...

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки...

Загадка: Лежала между ёлками...

4. Можно ли соотнести пословицу "Труд кормит, а лень портит" с потешкой "Тит, иди молотить"?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься - люби и саночки возить.
Делу время - а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников - крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке (заглавии).

Первый рассказ называется "Собака на сене"

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется "Знает кошка, чьё мясо съела".

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину - признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Что такое загадка? Дай определение. Попробуй придумать свои загадки на тему "Четыре времени года".

Загадка - это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему "Четыре времени года" для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Назови свою самую любимую сказку. Раздели её на смысловые части. Определи последовательность событий. Составь план. Перескажи близко к тексту.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась "Каша из топора", потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Теремок", "Лисичка-сестричка и серый волк".

Мне больше всего нравится сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"

Пересказ сказки "Лисичка-сестричка и серый волк" для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу скинула и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке "Лиса и рак", когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки "Лиса и дятел" сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

10. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется"?

Если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется" то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

"Петушок и бобовое зёрнышко"

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

"Каша из топора"

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

"Лиса и журавль"

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

"Гуси-лебеди"

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в "Рабочей тетради", перейдя по ссылке.

13. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку "Гуси-лебеди" волшебной? Какие необычные помощники есть в этой сказке?

"Гуси-лебеди" - это волшебная сказка. В ней есть необычные помощники - печь, яблоня, речка. Есть сказочное существо - баба-яга. Есть необычные предметы - серебряные яблочки.

14. Назови, какие необычные герои, необычные помощники, необычные предметы есть в волшебных сказках.

Необычные герои: баба-яга, кощей бессмертный, царевна-лягушка, щука.

Необычные помощники: говорящие звери (волк, кот, мышь), печка, речка, яблоня.

Необычные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, золотое яблочко.

15. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки?

Хочу.

16. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.


17. Определи зачин и концовку. В какой сказке есть троекратные повторы?

Зачины: В некотором царстве, некотором государстве; Жили-были старик со старухой.

Концовки: И стали они жить-поживать; Сказка - ложь, да в ней намёк; Вот и сказке конец.

Троекратные повторы есть в сказке "Гуси-лебеди": три волшебных помощника к которым обращается девочка.

18. Какие прочитанные сказки ты бы поместил в следующих книгах?

В книгу "Сказки о животных" я бы поместила сказки "Лиса и тетерев" и "Лиса и журавль". В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу "Волшебные сказки" я бы поместила сказку "Гуси-лебеди". В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу "Сказки" я бы поместила сказку "Каша из топора". Это бытовая сказка.

19. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки "Лисичка-сестричка и серый волк".

20. Какие слова пословицы "Декабрь год кончает, а зиму начинает" надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

21. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе "Устное народное творчество"? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.



Ответы на вопросы учебника к сказке "Гуси-лебеди" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 47. 

Сказка "Гуси-лебеди"

1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Герои сказки "Гуси-лебеди":

  1. Девочка. Мне она очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сперва она показана легкомысленной и чванливой. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую храбрость.
  2. Мальчик. Про него сказано очень мало. Это просто беспомощный малыш.
  3. Родители. Оставили маленьких детей одних. 
  4. Гуси-лебеди. Злые и недобрые. Похищали детей.
  5. Баба-Яга. Коварная, злая, жестокая. Хотела съесть девочку. Это отрицательный персонаж.
  6. Мышка. Добрая. Подсказала, что делать девочке. Мне нравится мышка, за её сострадание.
  7. Печка, Яблоня, Речка. Волшебные. Помогли девочке, когда та выполнила их просьбы.

2. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"?

Любую сказку можно соотнести с этим выражением.

В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.

Уроки сказки "Гуси-лебеди":

  1. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра.
  2. Нельзя забывать о своих обязанностях.
  3. Сделанные ошибки нужно исправлять.
  4. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми, помогать другим, чтобы помогли тебе.

3. Составь план. Подготовь подробный пересказ. Перескажи.

Последовательность событий сказки: дети остаются одни; гуси-лебеди похищают брата; девочка бежит за ними, но отказывается от угощений печки, яблони и реки; девочка оказывается у бабы-Яги; мышка советует ей бежать; девочка хватает брата и убегает; ей помогают печка, речка и яблоня; девочка возвращается домой.

Разделим текст сказки на смысловые части:

  1. Наказ родителей.
  2. Похищение брата.
  3. Печка, яблоня и речка.
  4. Избушка бабы-Яги.
  5. Погоня и помощь
  6. Возвращение.

Определим главные мысли этих частей:

  1. Маленьких детей одних оставлять нельзя.
  2. Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
  3. Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
  4. Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
  5. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
  6. Все хорошо, что хорошо кончается.

Пересказ сказки "Гуси-лебеди" по плану для 2 класса

У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители ушли, велев девочке следить за братом.

Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только тени гусей мелькнули у леса. Они унесли малыша.

Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку, но отказалась пить кисель и молоко.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке, что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.

Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Но теперь девочка не стала чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.

Гуси-лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой. Тут и родители пришли.

4. Самостоятельно составь рассказ о девочке. Тебе помогут вопросы из рабочей тетради.

Рассказ о девочке из сказки "Гуси-лебеди" по вопросам рабочей тетради.

Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была присматривать.

Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси-лебеди.

Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили лучше.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка, которая посоветовала ей бежать.

За девочкой и братом гнались гуси-лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали детей, потому что девочка скушала их угощения.

Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали.

5. Прочитай подчёркнутые слова. Это устойчивые выражение. Какие ещё ты знаешь?

В сказке встречаются следующие устойчивые выражения: чистое поле, кисельные берега.

Я знаю такие устойчивые выражения: добрый молодец, красная девица, серый волк, буйная голова, дремучий лес, сырая земля, ненаглядная красота.

Дополнительно:

Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица "Не дорого начало, а похвален конец". Обоснуй свой ответ.

Мне кажется, что эта пословица подходит к этой сказке. Ведь начинается сказка плохо: девочка не уследила за братом, его похитили, она была заносчивой и гордой. Но кончается сказка хорошо. Девочка спасает брата и исправляет свои недостатки.

Вот и получается, что конец сказки важнее начала. Ведь в конце мы видим совсем другую девочку, ту которой она стала, а не ту, которой она была. Эту новую девочку можно похвалить.

воскресенье, 27 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Каша из топора" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 40-41.

Сказка "Каша из топора"

1. Удивило ли тебя такое название сказки? Почему?

Название меня удивило, потому что я тоже не представляю, как можно сварить кашу из топора. Топор сделан из металла, а тот как не вари, съедобным не станет.

2. Понравился ли тебе солдат? Дай ему характеристику. Какой он: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный?

Солдат мне очень понравился. Он весёлый и находчивый. Он сумел приготовить настоящую кашу, хотя старуха ничего не хотела ему давать.

Наверное, он смелый, но в данной сказке смелость ему не понадобилась.

3. Почему солдат не стал возражать старухе, спорить с ней?

Солдат понимал, что старуха не обязана его кормить, а значит бесполезно с ней спорить и её уговаривать. Она бы всё равно ничего солдату не дала.

А вот обхитрить её можно и тем самым своего добиться.

4. Что ты можешь сказать о старухе? Опиши её. Какая она: добрая, жадная, весёлая умная?

Старуха очень простая, наивная, её легко обмануть, обхитрить. Она жадная и негостеприимная, а потому её не жаль. Тем более, что она и сама поела каши, то есть ничего не потеряла.

5. А как ты понимаешь смысл выражения: А солдат ест, да посмеивается?

Старуха дивилась, что из топора получилась такая вкусная каша. Она не понимала, что топор здесь совсем не причём.

А солдат знал правильный ответ и поэтому посмеивался над глупостью старухи. Он своего добился, покушал, и наслаждался отдыхом. У него было прекрасное настроение.

6. Найди в сказке слова, которые не употребляются в современной речи. Постарайся объяснить их смысл.

Устаревшие слова из сказки "Каша из топора"

Побывка - увольнение, отпуск.
Притомился - устал.
Изба - деревенский дом.
Дорожный человек - путник.
Служивый - солдат.
Вдоволь - много.
Поскупилась - пожадничала.
Прикинулась - притворилась.
Приметил - заметил.
Коли - если.
Варево - то, что варят.
Чулан - кладовка.
Сдобрили - заправили маслом.
Этакую - такую.
Дивится - удивляется.

7. Как ты понимаешь выражения: старуха прикинулась сиротой, поскупилась?

Прикинулась сиротой - притворилась бедной, несчастной.

Поскупилась - пожадничала. 

8. Прочитай, какие события сказки могли произойти в реальной жизни.

Сказочной в сказке является наивность, глупость старухи, которая поверила, что из топора можно сварить кашу.

Всё остальное вполне могло произойти в действительности.

Солдат мог постучать в дом, ему могли отказать в обеде. Он мог проявить находчивость и добыть себе кашу. Это вполне реальные события.

Ведь в сказке каша была сварена не из топора, а из крупы, воды, соли и масла, как и каша, которую варит дома моя мама.

9. Как ты понимаешь слово быт? Найди и прочитай определение этого слова в словаре.

В словаре слово быт расшифровывается так: повседневный уклад жизни человека.

Для меня быт - это всё, что связано с обычной жизнью человека, домашние дела и обязанности.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Лиса и журавль" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 43. 

Сказка "Лиса и журавль"

1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?

В начале сказки лиса повела себя плохо с журавлём, размазав угощение по тарелке. Журавль ничего не смог съесть.

В конце сказки журавль также поступил с лисой - налил угощение в кувшин с узким горлом.

Герои назвали себя друзьями, но дружбы у них не вышло. Ведь каждый из них думал лишь о себе и жадничал.

Я бы посоветовала лисе не пытаться обмануть другого. Нужно быть приветливым и щедрым. И раз уж позвал в гости, надо угощать по-настоящему.

Я бы посоветовала журавлю не брать пример с лисы, а попытаться пристыдить её, угостив нормальным обедом. Он бы не обеднел, а лиса могла понять свою ошибку и исправиться.

2. Назови слова, которые характеризуют героев. Определи какая лиса: умная, хитрая, обманщица; какой журавль: злопамятный, вредный, мстительный.

Лиса в сказке хитрая и жадная. Она пригласила журавля в гости, но кормить его не хотела. Поэтому схитрила - размазала кашу.

Журавль в сказке справедливый, он отплатил лисе той же монетой. Его можно назвать мстительным, но не вредным и не злопамятным.

3. Уважают ли друг друга лиса и журавль?

Лиса не уважала журавля, иначе не стала бы его обманывать. После этого и журавль перестал уважать лису.

4. Чему научила тебя эта сказка?

Эта сказка научила меня не делать другим зла, чтобы оно не вернулось обратно. А также быть доброй и гостеприимной хозяйкой.

Дополнительно:

Подходит ли к этой сказке пословица "За добро добром и платят"? Объясни свой ответ.

Эта пословица может быть использована для этой сказки, но только в противоположном смысле.

Герои сказки не делали друг другу добра, а потому не увидели добра в ответ.

Полный вариант этой пословицы звучит так:

За добро добром и платят, а за худо - худом.

И вот он просто идеально описывает то, что случилось в сказке. Лиса сделала плохо журавлю, а журавль отплатил ей тем же.

Можно ли назвать друзьями лису и журавля?

Героев сказки нельзя назвать друзьями. Они эгоисты.

Друзья же всегда делятся между собой тем, что имеют, помогают друг другу. Другу всегда можно доверять, а как могут доверять друг другу лиса и журавль, если каждый пытается обмануть второго?

Обсуди с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица "Как аукнется, так и откликнется" подходит по смыслу к содержанию сказки?

Главная мысль сказки: как ты поступаешь с людьми, так и люди поступят с тобой.

Эту главную мысль можно подчеркнуть пословицами:

Как аукнется, так и откликнется.
Делай добро и жди добра.
Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.

суббота, 26 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Лиса и тетерев" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38. 

Сказка "Лиса и тетерев"

1. Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

Лиса приветствовала тетерева очень ласково, но притворно. Она называла его дружочек, тетеревочек, сообщила, что пришла его проведать.

Тетерев приветствовал лису спокойно, доброжелательно, поблагодарив за добрые слова.

2. Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

Стало понятно, что лиса хочет обмануть тетерева, когда она притворилась глухой и попросила тетерева спуститься на землю

3. Поддался ли тетерев на ласковые слова лисы? Найди слова, которые показывают, как с помощью своей находчивости тетерев перехитрил лису.

Тетерев не поддался на лесть лисы. Он благоразумно сообщил, что птицам опасно гулять по земле, а потом схитрил: "Вот это хорошо, а то вот собаки бегут".

4. Какой изображена лиса? Подумай, каковы истинные мотивы поведения лисы. Совпадают ли её слова с её мыслями?

Лиса изображена хитрой, притворно ласковой. Её истинные мотивы - заставить тетерева спуститься, чтобы его съесть. Её слова не совпадают с мыслями. Слова ласковые, а мысли - злые.

5. Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, весёлым?

Тетерев в сказке показан очень умным и находчивым, хитрым, спокойным, благоразумным.

6. Разыграйте с другом диалог лисы и тетерева как в театре. Сначала подумайте, как надо прочитать слова лисы и тетерева: громко, тихо, льстиво, с насмешкой. Определите основные слова, которые надо выделить голосом.

Лиса говорит льстиво, пряча насмешку. Последнюю фразу лиса говорит совсем другим голосом - озабоченным, испуганным.

Тетерев отвечает спокойно, ровным голосом, с достоинством. Последние слова тетерева содержат насмешку.

Выделить голосом следует слова лисы: тетеревочек, дружочек, голосочек, на травку, поговорить, меня боишься, указ, мир, не трогают.

И эти слова тетерева: боюсь, опасно, всякие, собаки, куда же ты.

7. Перескажи сказку от лица тетерева.

Пересказ сказки "Лиса и тетерев" от лица тетерева для 2 класса.

Сидел я как-то на дереве. Вдруг вижу лиса бежит. Подбегает рыжая к дереву и давай ластиться. Слова ласковые говорит, дружком называет, на землю спуститься зовёт.

Не поверил я лисе. Неспроста плутовка это затеяла. Прямо ей сказал, что спускаться не буду, а то ведь звери разные бывают. Опасно птицам на земле гулять.

Но лиса не унимается. Про указ говорит. Мол, теперь между зверями мир объявлен и никто никого не трогает.

Решил я проучить лису и отвечаю, что указ это хорошо. А то вон собаки бегут..

Услышала лиса про собак и бежать. Я ей кричу про указ, а она на ходу отвечает, что собаки могли указ не слышать.

Так и убежала плутовка, а я посмеялся и полетел супруге с детьми про лису этот анекдот рассказать.

8. Чем герои сказки "Лиса и тетерев" похожи на людей?

Эти герои ведут себя как люди. Они хитрят, обманывают, стремятся добиться своего.

9. Какие слова описывают характер лисы, а какие - тетерева: умный, хитрый, доверчивый?

Лиса - хитрая, умная, но иногда доверчивая.

Тетерев - хитрый, умный.

10. Определи своё отношение к героям. Какие качества характера тебе нравятся, а какие - нет.

Мне понравился тетерев и не понравилась лиса. У тетерева мне понравилось его рассудительность, осторожность, хитрость, смелость.

У лисы мне не понравилась хитрость, лживость.

11. Какие сказки о животных ты знаешь?

Вот несколько сказок о животных, которые я читала:

  • "Волк и лиса"
  • "Ворона и рак"
  • "Дрозд Еремеевич"
  • "Журавль и цапля"
  • "Зимовье зверей"
  • "Кот и лиса"
  • "Лисичка-сестричка"
  • "Рукавичка"
  • "Петушок и бобовое зёрнышко"

Ответы на вопросы учебника к сказке "У страха глаза велики" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 35. 

Сказка "У страха глаза велики"

1. Назови героев сказки. Почему автор их так называет? Какое прозвище героев повторяется в других сказках? Назови их.

Герои сказки: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка, зайка.

Автор называет их такими словами, чтобы передать их образы, характер. Бабушка - старенькая, внучка молоденькая и весёлая, и так далее.

В сказках часто повторяется прозвище мышка-норушка. Его можно встретить в сказках "Теремок" и "Мышка-норушка".

2. Найди звукоподражательные слова. Почему они звучат по-разному, с разным числом с разным числом ритмических повторений? Зачем понадобилось рассказчику их использовать? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? У кого вода в ведёрке плещется чаще?

Звукоподражательные слова: трёх-плёх. Они звучат по-разному, чтобы передать, как по-разному плещется вода в ведёрке.

Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно у бабушки, и всё убыстряясь у других водоносов. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.

Быстрее всего вода плещется у мышки-норушки: трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

3. Какие картины представили герои в своём воображении?

Бабушка представила медведя, внучка - волка, курочка - лису, мышка - кота. А зайка представил четырёх охотников.

4. Как начинается сказка? С какой интонацией следует начинать рассказывать сказку?

Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.

5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на напряжённую? В каких словах это выражено?

Начиная со слов "Налетел на яблоньку ветерок..." темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым. 

Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.

6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.

В конце сказки мы видим пословицу:

У страха глаза велики - чего нет, и то видят.

Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка - медведя, внучка - волка, курочка - лису, мышка - кота, зайка - охотников с собаками.

7. Восстанови последовательность событий. Дополни. Запиши в рабочую тетрадь вопросный план.

Вопросный план, пример:

  1. Кто герои сказки и чем они занимались?
  2. Что произошло, когда они возвращались с водой?
  3. Что сделали водоносы, когда испугались?
  4. Что представили себе водоносы?
  5. Кто оказался этим страшным зверем?

8. Попробуй перечислить только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

Краткий пересказ сказки, пример

Жили бабушка, внучка, курочка и мышка. Ходили они с вёдрами за водой, а ведра у всех были разного размера. Поэтому вода в них плескалась по-разному.

Однажды набрали водоносы воду и пошли домой. А под яблоней сидел зайка. Упало яблоко на зайчика, испугался он, и бросился под ноги водоносам.

Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой. Домой прибежали, попрятались. Бабушка медведя представила, внучка - волка, курочка - лису, а мышка - кота.

А зайчик в лес прибежал. Он решил, что четырёх охотников встретил.

Дополнительно:

Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?

Водоносов напугал испуганный заяц.

Пересказ сказки "У страха глаза велики", вариант 2

Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой. 

Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.

Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.

Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.

Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.

Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке - что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка - кота.

А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.

Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.

На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.

План ответа по рисунку к сказке "У страха глаза велики"

  1. Заяц бросается под ноги водоносам.
  2. Водоносы бросают вёдра.
  3. Заяц бежит прочь.
  4. Водоносы бегут в дом.

План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.

пятница, 25 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Петушок и бобовое зёрнышко" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 31-32.

Народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

1. Сколько раз и к кому обращалась курочка?

Курочка обращалась к хозяйке, корове, хозяину и кузнецу, то есть четыре раза.

2. Найди слова, которые передают беспокойство курочки, желание скорее помочь. Обрати внимание на подчёркнутые слова.

 Беспокойство курочки передают слова: перепугалась, бросилась, дай скорей, бежит, со всех ног.

3. Как ты думаешь, почему в сказке используется слово бросилась, а не пошла?

Потому что курочка действовала быстро и решительно. Она не могла медленно пойти, ведь петушок мог умереть.

4. Какими качествами характера обладала курочка: заботливость, суетливость, желание помочь?

Курочка была заботливой, она хотела помочь петушку. Она не была суетливой, скорее терпеливой.

5. Обсудите с другом. Какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?

Эта сказка о том, как курочка помогал попавшему в беду петушку. Значит к ней подойдут пословицы о помощи и дружбе.

Пословицы к сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"

Друзья познаются в беде.
Доброе братство лучше богатства.
Хороша помощь вовремя.
Кто скоро помог, тот дважды помог.

6. Придумай похожую сказку. Используй пословицы.

Пример сказки, похожей на "Петушок и бобовое зёрнышко" для 2 класса

Жили-были в одном дворе собака и кошка. Собака была торопливой, кошка ленивой и деликатной.

Однажды собака пыталась сгрызть огромную кость и подавилась. Она легла на землю и захрипела.

Кошка бросилась на помощь. Она увидела кость, которая торчала из горла. Чтобы вытащить кость, кошке нужен был пинцет. Кошка побежала к хозяйке и попросила дать ей скорей пинцет.

Хозяйка сразу дала кошке пинцет, ведь хороша помощь вовремя. Кошка прибежала к собаке и выдернула кость. Собака встала и сказала: "Спасибо! Ты настоящий друг! Ведь друзья познаются в беде!".

7. Обсуди с другом, чему учит сказка "Петушок и бобовое зёрнышко". Выбери ответ.

Сказка учит помогать друг другу. 

Но также действовать быстро и о помощи просить ласково.

8. Рассмотри иллюстрации, соотнеси их с текстом сказки. Подумай, к какому эпизоду сказки относится каждый рисунок. Озаглавь части. Составь план, используя иллюстрации. Перескажи сказку близко к тексту.

Дадим заглавия каждому из рисунков. У нас получится план пересказа.

План пересказа сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"

  1. Петушок подавился.
  2. Курочка у хозяйки.
  3. Курочка и корова.
  4. Курочка и хозяин.
  5. Курочка и кузнец.
  6. Спасение петушка.

Пример пересказа сказки "Петушок и бобовое зёрнышко" для 2 класса

Петушок торопился и не слушал курочку. Он подавился бобовым зёрнышком и упал на землю.

Курочка испугалась. Она побежала к хозяйке и стала просить маслице, чтобы смазать горло петушку. Хозяйка отправила курочку к корове за молоком.

Корова сказала, что ей срочно нужна молодая трава и послала курочку к хозяину.

Хозяин почесал голову и послал курочку к кузнецу, чтобы тот выковал косу.

Кузнец выковал косу. 

Хозяин накосил травы. Корова поела траву и дала молоко. Хозяйка сбила масло и дала курочке. Курочка смазала горлышко петушку и тот ожил. Зёрнышко проскочило и петушок радостно закричал: "Ку-ка-ре-ку!"

Ответы на вопросы учебника к статье Ю. Коваля "Сказки" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 29. 

Ю. Коваль "Сказки"

1. Узнал ли ты сказки, которые изображены на рисунке? Расскажи одну из них.

На этой картинке изображены эпизоды четырёх сказок. Это "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса", "Машенька и медведь" и "Репка".

Пересказ сказки "Гуси-лебеди" для 2 класса.

Дочка не уследила за младшим братом и гуси-лебеди унесли мальчика к бабе-Яге.

Девочка бросилась выручать брата. Она встретила печку, речку и яблоню, но не стала кушать их угощение.

Ёжик указал девочке дорогу, она схватила брата и бросилась бежать. За ней гнались гуси-лебеди. Теперь девочке пришлось скушать яблоко, пирожок и попить киселя, чтобы яблонька, печка и речка её спрятали.

Не догнали гуси-лебеди девочку и она вернулась с братом домой.

Пересказ сказки "Кот, петух и лиса" для 2 класса

Лиса увидела в доме петуха и выманила его доброй песней. Петух стал звать кота на помощь и тот прогнал лису.

Так повторялось дважды.

На третий раз кот ушёл далеко в лес и не успел спасти петуха. Лису унесла петуха домой и стала готовиться его съесть.

Но кот пришёл и отобрал петушка.

Пересказ сказки "Машенька и медведь" для 2 класса.

Маша заблудилась в лесу и стала жить у медведя. Она напекла пирогов и попросила медведя отнести пироги родным.

Девочка спряталась в короб, а медведь понёс пироги. Он несколько раз хотел подкрепиться пирогами, но девочка из короба кричала, что всё видит, и требовала идти дальше.

Так медведь и отнёс девочку домой.

Пересказ сказки "Репка" для 2 класса

Дед вырастил огромную репу и никак не мог её вытянуть. Он уже позвал бабку, внучку, Жучку и кошку, но репка сидела крепко.

И только мышка смогла помочь вытянуть репку.

2. Найди в библиотеке книгу со знакомыми сказками. Запиши названия сказок.

Я нашла в библиотеке книгу "Ненаглядная красота. Русские волшебные сказки", издательство "Детская литература" 1971 год.

Содержание книги "Ненаглядная красота"

  1. "Два Ивана"
  2. "Сивка-бурка"
  3. "Кузьма Скоробогатый"
  4. "Медное, серебряное и золотое царства"
  5. "Марко Богатый и Василий Бесчастный"
  6. "Василиса Прекрасная"
  7. "Летучий корабль"
  8. "Царевна-лягушка"
  9. "Серебряное блюдечко и наливное яблочко"
  10. "Белая уточка"
  11. "Две сестры"
  12. "Покатигорошек"
  13. "Морской царь и Елена Премудрая"
  14. "Медный лоб"
  15. "Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня"
  16. "Марья Моревна"
  17. "Иван царевич и Серый волк"
  18. "Свинка - золотая щетинка"
  19. "Финист - ясен сокол"
  20. "Марья-краса долгая коса и Ванюшка"
  21. "По колено ноги в золоте"
  22. "Семь Симеонов"
  23. "Ненаглядная красота"

3. Обсудите с друзьями, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

четверг, 24 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника по теме "Пословицы" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 19. 

Пословицы

1. Выбери одну-две пословицы и объясни, как ты понимаешь их смысл. В каких случаях можно их употребить?

Пословицы о Родине.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Смысл пословицы в том, что надо любить свою Родину, как мать, и уметь её защищать от врагов. Она говорится в трудную для страны минуту, например, во время войны.

Где смелость, там и победа.

Смысл пословицы в том, что смелый всегда побеждает там, где трус погибает. Она говорится тогда, когда человек идёт на подвиг и побеждает врага.

Пословицы о трудолюбии.

Поспешишь - людей насмешишь.

Смысл пословицы в том, что спешка никогда не приводит к хорошему результату. Она говорится тогда, когда кто-то поторопился и сделал что-то неправильно, смешно.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Смысл пословицы в том, что ничего не делая, ничего не получишь. Она говорится тогда, когда человек хочет что-то достичь, но ничего для этого не делает.

Делаешь наспех - сделаешь на смех.

Смысл пословицы в том, что спешка приносит плохой результат. Она говорится тогда, когда кто-то поторопился и сделал брак.

Делу - время, а потехе - час.

Смысл пословицы в том, что сперва нужно сделать дело, а уже потом можно отдыхать. Она говорится, когда хочется повеселиться, но понимаешь, что надо делать работу.

Пословицы о дружбе.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Смысл пословицы в том, что без друзей человеку плохо. А если у него есть друзья, ими нужно дорожить. Она говорится, когда кто-то не ценит дружбу.

Один за всех и все за одного.

Смысл пословицы в том, что друзья помогают друг другу в любом деле. Она говорится, когда требуется оказать кому-то помощь.

Пословицы о временах года.

Лето - припасиха, зима - прибериха.

Смысл пословицы в том, что летом человек делает запасы, а зимой ими пользуется. Так говорится, когда нужно вспомнить о необходимости делать запасы на зиму.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Смысл пословицы в том, что декабрь последний месяц в году, но это и первый месяц зимы. Так говорят, когда год заканчивается, чтобы показать, что впереди ещё много трудностей.

Мороз не велик, да стоять не велик.

Смысл пословицы в том, что в мороз можно согреться, если будешь двигаться. Так говорят, когда хотят подбодрить кого-либо в мороз, заставить его двигаться.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Смысл пословицы в том, что весной много цветов, а осенью собирают урожай. Так говорят осенью, чтобы подчеркнуть её красоту.

Пословицы про учение.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Смысл пословицы в том, что знать всё невозможно, но нужно стремиться узнать как можно больше. Так говорят, когда кто-то чего-то не знает и боится в этом признаться.

Повторенье - мать ученья.

Смысл пословицы в том, что чем чаще повторяешь непонятный материал, тем лучше его понимаешь и запоминаешь. Так говорят, чтобы убедить кого-то учиться лучше.

2. Выучи наизусть понравившиеся пословицы. Запиши их.

Мне очень понравились две пословицы:

Один за всех и все за одного.
Под лежачий камень вода не течёт.

3. Распредели пословицы на группы. Сначала прочитай пословицы о Родине, потом о трудолюбии.

Пример разделения пословиц на эти группы смотри в начале статьи.

4. Найди пословицы о дружбе, о временах года.

Пословицы про дружбу и времена года записаны в начале статьи в соответствующих группах.

5. Какие качества характера человека ценит народ: честность, трудолюбие, лукавство, леность, доброту, любознательность?

По пословицам мы можем понять, какие именно человеческие качества ценит простой народ.

Это верность слову и Родине, честность, трудолюбие, умение дружить и помогать другим. 

Люди ценят отзывчивость, щедрость, милосердие, доброту. Они ценят стремление к знаниям, умение проявлять сноровку, смекалку, хитрость.

Также ценится храбрость и смелость.

6. Придумай рассказ, который можно закончить пословицей "Где труд, там и радость". Определи важную мысль своего рассказа.

7. Найди в библиотеке книгу "Пословицы русского народа". Посмотри оглавление. Расскажи, на какие группы распределены пословицы.

Ответы на эти вопросы можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Какие отличительные особенности пословицы можно назвать? Используй слова: поучение, совет, народное творчество, маленькая форма, мудрость.

Пословица - это произведение устного народного фольклора.

Пословицу относят к малым, маленьким формам фольклора.

Пословица - это краткое выражение, часто рифмованное.

Пословица выражает народную мудрость, содержит совет или поучение.

Ответы на вопросы учебника по теме "Загадки" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 27

Загадки

1. Найди в библиотеке книгу с загадками.

В школьной библиотеке я нашла книгу "Загадки", издательства "Малыш". В ней 10 страниц и более 50 загадок.

2. Выпиши в рабочую тетрадь загадки, которые тебе больше всего понравились. Объясни почему.

Вот несколько моих самых любимых загадок. Они все очень интересные и оригинальные. Не сразу догадываешься, что в них имелось ввиду.

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Из неё берёшь - она больше становится. (Яма)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)
Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)

3. Как ты думаешь, могут ли быть к загадке "Без окон, без дверей..." разные отгадки: арбуз, огурец, тыква, кабачок, баклажан?

Я думаю, что любой из перечисленных овощей может быть отгадкой для этой загадки. Ведь они очень похожи между собой и в каждом находится много семян.

Но исторически верной отгадкой является слово Огурец.

4. Распредели загадки на тематические группы. Дополни каждую группу загадками, которые ты знал раньше.

Животные.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
По горам, по долам, ходят шуба да кафтан. (Овцы)
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

Сад и огород.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает - слёзы проливает. (Лук)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)
Семьдесят одёжек, а все без застёжек. (Капуста)
Кругла, а не арбуз, с хвостом, а не мышь. (Репа)

Книга, письмо.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
Кто говорит молча? (Книга)
Без языка, без голоса, а правду сказывает. (Книга)
Поле белое, а овцы чёрные. (Буквы на бумаге)

среда, 23 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника по теме "Считалки и небылицы" для 2 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 24-25.

Считалки

1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму. Как надо читать считалку?

Считалки используются в играх, чтобы выбрать водящего. Поэтому обладают чётким ритмом. Читать их надо по слогам. 

Считалки читаются отчетливо, каждое слово выговаривается отдельно. При этом указывается на одного человека.

Небылицы

1. Вспомни, что такое небылица. Используй слова: фантазия, перевёртыш, выдумка?

Правильней всего будет заменить слово небылица словом выдумка.

Потому что фантазия не обязательно говорит о совершенно невозможных вещах, а слово перевёртыш не отражает сказочность небылицы.

Дополнительно. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?

Фантастичное в этой небылице следующее:

Гора на горе.
Ворон в сапогах и серёжках играет в трубу.
Звери слушают ворона и кушают пряники.

2. Что общего между считалкой и небылицей?

Эти жанры объединяет то, что написаны они стихами, короткие, придуманы народом. В них используются выдуманные сюжеты не из реальной жизни.

3. Какое произведение небылица, а какое - считалка?

Небылица - это выдумка, устное народное произведение в стихотворной форме в котором рассказывается о совершенно невозможных вещах. Это небыль, то чего не было.

Считалка тоже является устным народным творчеством, но предназначена для выбора кого-либо. Чаще всего считалки используют в играх.

4. Чем похожи небылица со сказкой?

В небылице рассказывается о выдуманных вещах, о том, чего нет в реальном мире. В сказке тоже говорится о волшебстве, которого не существует. Животные в произведениях этих жанров ведут себя как люди.

5. Придумай свою небылицу.

Пример небылицы, сочинённой самостоятельно, для 2 класса

Опустился на трубу месяц с длинной бородой
И сказал сосне в саду: "Поиграй-ка ты со мной".
Но сосна достала корни и отправилась гулять.
Ей ужасно захотелось в синем море понырять.
Но махровым полотенцем море вытерлось до дна
И печально смотрит в яму не нырнувшая сосна.

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...