среда, 31 августа 2022 г.

"Шемякин суд", повесть, ответы на вопросы учебника 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 39-40

"Шемякин суд"

Размышляем о прочитанном

1. Кто герои "Повести о Шемякином суде"? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Герои повести: убогий брат, богатый брат, поп, горожанин, судья.

Правых среди них нет. Каждый ведёт себя в некоторых ситуациях неправильно, не по совести.

Автор не показывает явно своих симпатий. Каждый из героев высмеивается им.

Преступления героев: 

  • убогий угрожал судье, он использовал решение судьи в корыстных целях. По неосторожности он лишил лошадь хвоста, убил младенца и отца горожанина.
  • богатый брат жадничал, пытался нажиться на беде брата.
  • поп пострадал за чванство, пренебрежение к бедному.
  • горожанин пострадал безвинно.
  • судья вершил неправый суд, был взяточником.
Судья наказал всех истцов: богатого брата, попа, горожанина. Но и сам не получил мзды.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

В первую очередь повесть высмеивает корыстного, нечестного судью, а также судебную систему, которую он представляет.

Достаётся в ней и прочим героям, даже убогому, который после решения суда ведёт себя не лучше остальных.

Сочувствие у меня вызывает убогий в начале повести, когда описывается его бедная жизнь. Сочувствие вызывают его брат, поп и горожанин. Они понесли утраты, а судья принял несправедливое решение в их отношении.

3. О каком суде говорят "Шемякин суд"?

Так говорят о несправедливом, предвзятом суде.

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

Гротеск: решения, которые принимает судья - ждать отрастания хвоста, взять попадью, скинуться с моста.

Гипербола: беды убогого - оторванный хвост, падение на младенца и отца. Они приводят к слишком сильным последствиям, чего не может быть в реальности. Это явное преувелечение.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение "Шемякин суд" как поговорку.

Повесть оставляет тяжёлое впечатление. В ней нет счастливого конца, хотя убогий и получил деньги. Но они достались ему нечестным путём, в результате несправедливого решения суда.

Остальные герои пострадали не только от действий убогого, но и от судьи, который принял ужасные, гротескные решения. Судья приказал ждать, пока у коня отрастёт хвост, отдать убогому попадью, горожанину прыгнуть с моста. Вот уж действительно Шемякин суд, столкнуться с которым я не пожелаю никому!

Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрации к "Повести о Шемякином суде". Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображённых на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Пересказ эпизода "Братья у попа"

Шли братья в город судиться. Остановились ночевать в одном селе, где у богатого был накомый поп. Богатый пошёл к попу ночевать, да и убогий туда же напросился.

Лежит убогий на полатях, смотрит, как богатый с попом ужинают. Смотрел убогий на еду и всё сильнее с полатей свешивался. Вдруг упал и прямо на зыбку.

Удавил убогий попова сына до смерти. И поп тоже отправился с братьями в город к судье.

Пересказ эпизода "Богатый брат у судьи"

Пришли братья в город. Принёс богатый челобитную на убогого и отдал судье. Выслушал Шемяка богатого и велел убогому отвечать.

А убогий вынимает из шапки завёрнутый камень и показывает его судье, да ещё и кланяется. Думает Шемяка, что убогий ему посул предлагает, и говорит богатому брату:

- Раз он у твоей лошади хвост оторвал, то ты без хвоста лошадь не бери. А бери её, когда хвост вырастет.

"Шемякин суд", гравюры

Фонохрестоматия

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

Гротеск придаёт повести ощущение нереальности происходящего, фантасмагории. Гипербола подчёркивает нереальность событий. Вместе эти приёмы усиливают иронию, помогают понять, кого высмеивает автор, а кто вызывает сочувствие.

Например, про убогого в начале повести актёр читает медленно, проникновенно.

Актёр использует интонацию, логические ударения, иронию в голосе, тембр и тон чтения.

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе?

Манера акёрского чтения помогла мне понять мысли и чувства автора.

Но я бы прочитала слова о бедах убогого с большей жалостью. Например, в рассказе о попытке самоубийства можно добавить в голос отчаяния. А решения судьи я бы прочла с негодованием.

3. Что означают слова и словосочетания:

Почитание - проявление уважения, почтения.
Отмолить - выпросить прощение молитвами.
Сподобил Бог - удостоил, помог Бог, по воле Божьей.
Сила ратная - сила воинская, боевая.

Как они прозвучали при чтении?

При чтении они прозвучали спокойно, актёр не выделял их интонацией.

4. Какие интонации, торжественные или иронические, звучат в чтении Вологдина в описании суда, концовки произведения?

В чтении актёра звучат ироничные интонации "судья же понадеялся" и т.д. Насмешкой звучит последнее слово: "Аминь".


вторник, 30 августа 2022 г.

Становление Древнерусского государства, ответы на вопросы 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 49

Параграф 5 "Становление Древнерусского государства"

Вопросы внутри параграфа

Когда и где возникли первые государства?

Первые государства возникли в Египте, Междуречье, Индии и Китае в 3-4 тысячелетии до нашей эры.

Выясните, какие государства существовали в Европе в середине IX века.

В середине века распалась империя Карла Великого, появились Восточно- и Западно- Франкские королевства.

Образовалось Итальянское королевство, объединилась Англия, начали создаваться скандинавские королевства.

Существовала Византия, Болгарское царство, Великоморавская держава.

В каком произведении русской литературы описана смерть князя Олега?

Она описана в "Повести временных лет". Позднее к этой теме обращались Лев Толстой ("Был русский князь Олег") и Александр Пушкин ("Песнь о вещем Олеге").

Перечислите основные положения христианства.

  1. Бог един, Иисус его сын и спаситель человечества.
  2. Бог существует в трёх лицах.
  3. Праведников ждёт рай, грешников - ад.
  4. Молитва - способ общения с Богом.
  5. Человечество ждёт Страшный суд.
  6. Грехи прощаются при покаянии.
  7. Христиаство единственная верная религия.

Вопросы и задания

1. Почему главный торговый путь, проходивший по землям восточных славян назывался из варяг в греки?

Этот путь лежал от земель варягов, от Балтийского моря, к землям греков - морю Чёрному и Византии.

2. Назовите главные причины военных походов Олега и Игоря на Византию.

Русских князей привлекало богатство Византии и прежде всего Царь-града, Константинополя. Они расчитывали на богатую добычу.

3. Какие нововведения в системе сбора налогов были сделаны княгиней Ольгой? Какие проблемы решали эти нововведения?

Ольга установила точный размер дани - урок, и назвала конкретные места сбора дани - погосты.

Это позволило собирать дань строго в определённое время и в конкретном размере. Решилась проблема обременительных поборов, в которые превратилось полюдье, старая система сбора дани.

4. Как строил отношения с соседями князь Святослав? Где он добился успехов, а где потерпел неудачу?

Святослав был воином и строил отношения с соседями с помощью войн. Он воевал с хазарами, потом отправился в Болгарию.

Святославу удалось уничтожить Хазарский каганат, разбить Волжскую Булгарию, он захватил Болгарию, но не смог там укрепиться. Византийский император Иоанн Цимисхий изгнал Святослава из Болгарии.

Изучаем документ "Из Повести временных лет"

1. В каком году произошли описанные в документе события?

В документе описана гибиль Игоря во время похода на древлян.Это случилось в 945 году.

2. О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

Из этого документа мы узнаём, что государством правил князь. На князя большое влияние оказывала дружина. Не существовало точных законов ограничивающих власть князя. Он мог собирать дань дважды и даже трижды, фактически грабя зависимые племена. Князь лично собирал дань, и поход за данью ничем не отличался от военного набега.

Убийство Игоря древлянами

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сравните власть князя у восточнославянских племён в IX-X веках с властью европейских правителей. Сделайте выводы.

Князь был монархом, который передавал свою власть по наследству. Так же обстояло дело в европейских странах.

Князь лично осуществлял суд, управление страной. В мирное время в этом ему помогала дружина. В Европе монархи также были высшими судьями, в управлении им помогали чиновники.

Князь проводил много времени в походах, отвечал за безопасность своего народа. Европейские короли также много воевали, защищали своих подданных.

Князь пользовался поддержкой и любовью народа, видевшего в нём своего защитника. У европейских королей такой поддержки обычно не было.

Вывод: Княжеская власть очень похожа на власть европейских монархов. Но князь был ближе к своему народу, во многом из-за традиции вече, народного собрания, которое в прежние времена выбирало князя.

2. Вспомните материал о войнах, которые вели первые правители средневековых государств в Европе (например, Карл Великий). Сравните их с войнами Олега, Игоря, Святослава. Можно ли считать закономерностью воинственность первых правителей? Свой ответ аргументируйте.

Карл Великий мечтал воссоздать Римскую империю и вёл завоевательные войны. Русские князья вели войны ради добычи, чтобы обезопасить границы, чтобы завладеть новыми землями. Они тоже мечтали создать великое, сильное государство.

Воинственность первых правителей была закономерна, ведь границы государств ещё не устоялись, каждый властитель старался укрепить своё государство за счёт слабых соседей.

3. Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

Государство - это прежде всего главенство закона. Именно Ольга первой стала вводить законы, подлежащие обязательному исполнению, регулирующие отношения с соседями и внутри страны.

Без законов страна останется дикой ордой, у которой нет будущего. Ольга первой это поняла и положила начало государственности на Руси.

4. Соответствовали ли цели походов Святослава государственным интересам Руси? Для ответа на этот вопрос, нужно сперва ответить на другой: что такое, на ваш взгляд, государственные интересы?

Государственные интересы - это потребности государства по своему функционированию, безопасности, росту благосостояния.

Восточные походы Святослава соответствовали государственным интересам Руси. Они обеспечивали её безопасность от набегов кочевников и враждебных государств (Булгария, Хазария).

Южные, болгарские походы Святослава не соответствовали государственным интересам Руси. Они сталкивали страну с Византией, могучим противником, нарушали торговые связи, оставляли беззащитными восточные границы державы.


понедельник, 29 августа 2022 г.

Первые известия о Руси, ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 39

Параграф 4 "Первые известия о Руси"

Вопросы внутри параграфа

Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?

Норманны буквально - люди севера. Это выходцы Скандинавии, которые плавали на драккарах и разоряли набегами европейские страны.

Они посещали Англию, Германию, Францию и даже Италию. Бывали норманны на Руси. Здесь их звали варягами.

Вопросы и задания

1. Что рассказывается в "Повести временных лет" о начале Руси?

Там говорится, что постоянно ссорившиеся племена восточных славян в 862 году позвали править ими варягов из племени рось. Вождём этих варягов был Рюрик, который построил Новгород.

2. В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?

О народе русь сообщается в Бертинских анналах 839 года. Там пишется, что ко двору короля Франции прибыли варяги, среди которых были те, кто называл себя росы. Росы говорили, что ими правит каган.

3. О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?

Находки археологов говорят, что в 6-8 веках на Руси появились поселения норманнов. Ими были основаны города Ладога и Новгород. Варяги воевали и торговали с соседями.

4. Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.

Норманнисты говорят, что варяги-русь были шведами, антинорманнисты говорят, что они были славянами с юго-западных берегов Балтийского моря.

5. Почему династию правителей на Руси называли Рюриковичами?

Первым русским князем считают варяга Рюрика. Его сподвижник и родственник Олег основал Древнюю Русь со столицей в Киеве. Долгое время правители Руси вели свою родословную от Рюрика и его детей, считали себя его потомками.

6. Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?

На русском написана "Повесть временных лет".

Бертинские анналы написаны на латыни.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выскажите своё мнение по поводу спора норманистов и антинорманистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.

Я думаю, что в этом споре правы антинорманнисты. Росы являются западными славянами с берегов Балтийского моря.

Три ветви славян распространились на большую часть Европы и, возможно, многих из них связывали родственные узы. Именно поэтому восточные славяне решили позвать своих западных родственников, которые научились управлять государством без ссор и распрей.

2. Используя интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу о происхождении слова Русь.

Несколько версий происхождения слова Русь

  1. От названия варяжского племени Росы.
  2. От внешнего вида людей - красные, рыжие, русые.
  3. От названия шведского региона Рутен, откуда могли прибыть варяги.
  4. От названия неславянского племени, вроде сумь, водь и т.д.
  5. От финского слова, означавшего гребцов морского судна.
  6. От слова персидского племени роксаланов.
  7. По названию реки или древнего города.
  8. От кельтского слова, означавшего дорогу.

Варяги-росы


воскресенье, 28 августа 2022 г.

Восточные славяне и их соседи, ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 33-34

Параграф 3 "Восточные славяне и их соседи"

Вопросы внутри параграфа

1. Какие племена участвовали в великом переселении народов?

В Великом переселении участвовали славяне, готы, германские племена, франки, гунны.

2. Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?

Можно, в них был пантеон богов, то есть эти народы исповедовали многобожие, что и есть язычество.

3. Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)? Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?

В родовую общину входят родственники. Они совместно владеют землёй, занимаются хозяйством. Управляет общиной старейшина рода.

В соседской общине родстенные связи слабеют. Соседи владеют общими лесами и лугами, но земля под пахоту у каждой семьи своя. Управляется такая община вече, выбирающим старейшин, а позже князей.

4. В летописи сохранилась пословица "погибли яко обры". Объясните её смысл.

Обры были разбиты войсками Карла Великого и славянами. Они противопоставляли себя всем соседям и потому были обречены.

Я думаю, так говорят о тех, кто погиб бесславно, исчез без следа из памяти народов.

Вопросы и задания

1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?

Во втором тысячелетии до нашей эры произошло выделение балтославян. В 5 веке до нашей эры балтославяне разделились на балтов и славян.

2. Перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались.

Главыне занятия: земледелие, скотоводство, рыбная ловля, охота, собирательство.

Использовались инструменты: соха, борона, сеть.

3. В чём преимушество двуполья и трёхполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?

Двуполье и трёхполье позволяли использовать одну и ту же землю регулярно, год за годом, давая отдых отдельным её участкам. А значит не было нужды сниматься с насиженных мест. Это способствовало росту деревень и их благосостояния.

4. Опишите внешний вид восточных славян и их образ жизни.

Восточные славяне одевались в одежду из простой ткани и кожи. Они были высокими, русоволосыми и сероглазыми, добродушными и очень храбрыми.

Они жили по берегам рек и озёр в полуземлянках. Пахали поля, сеяли хлеб и корнеплоды, охотились и рыбачили. У них были развиты ремёсла, они были язычниками.

5. Какими были религиозные верования восточных славян?

Славяне были язычниками и верили во много богов. Они поклонялись идолам.

6. Как была организована жизнь в славянском племени?

Славяне решали все вопросы на вече, народном собрании. Там они выбирали старейшин, которые управляли племенем, а при необходимости ведения войны выбирали князя - военного вождя.

Простые соплеменники занимались хозяйственными делами.

Изучаем документ "Сочинения Прокопия Кесарийского о славянах"

1. Пользуясь текстом параграфа и свединиями из документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.

Славянское поселение располагалась на берегу. Оно состояло из рядо полуземлянок, в которых жили отдельные семьи. Жизнь была простой.

Славяне распахивали землю, иногда выжигая для этого лес. Они занимались скотоводством и охотой, рыболовством и собирательством.

Пока мужчины работали в поле, ходили на охоту, женщины и дети занимались домашним хозяйством - шили, готовили пищу, чинили инструменты и сети.

Перед важными событиями славяне обращались к богам. Они поклонялись идолам, которые стояли в лесу, и просили у них совета. Если надо было воевать, славяне доставали мечи и луки и храбро сражались, защищая свою землю.

Они славились как искуссные гончары, кузнецы, кожевники.

Селение восточных славян

2. Оцените как относится автор к славянам - уважительно, со страхом, пренебрежительно, или как-то по-другому.

Автор относится к славянам пренебрежительно. Для него они сильные варвары, которые живут в жалких хижинах и не носят хитонов.

3. Определите, как назывался верховный бог у славян.

Верховного бога славян звали Перун.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Каким образом история восточных славян связана с великим переселением народов?

Восточные славяне участвовали в великом переселении народов. Они расселились на землях Восточноевропейской равнины.

2. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?

С большинством соседей славяне жили мирно. От них в славянских языках появились многие слова, были переняты верования соседей, в том числе ряд богов.

С некоторыми сеседями славяне воевали, а Хазарскому каганату платили дань.

3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления греческого полиса. Что в них общего, а в чём различия?

Общими были: народное собрание (вече и демос), вождя выбирал народ, участвовали все граждане.

Различия у греков: в демосе не участвовали рабы, совет выбирался на год.

Различия у славян: в вече участвовали все жители селения, старейшина выбирался на неограниченный срок.


суббота, 27 августа 2022 г.

Образование первых государств, ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 24-25

Параграф 2 "Образование первых государств"

Вопросы внутри параграфа

Что такое полис?

Полис - это небольшая страна, город-государство с прилегавшей к нему сельскохозяйственной округой.

Где и когда возник ислам? В чём состоят основные положения этой религии?

Ислам возник на полуострове Аравия в в начале VII века.

Его основные положения:

  • вера в Аллаха, единого бога.
  • вера в Мухаммеда, пророка.
  • священная книга Коран.
  • праведники попадают в рай, грешники в ад.
  • Вера в божественное предопределение.
  • вера в Судный день.

В чём состоят основные положения иудаизма?

Основные положения иудаизма состоят в:

  • вера в единого Бога-творца.
  • священная книга Тора.
  • иудаизм - национальная религия евреев, они избранный народ.
  • жизнь человека есть служение Богу.
  • вера в приход Мессии.

Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат?

Народы Тюркского каганата вели кочевой образ жизни. Жители Хазарского каганата и Волжской Булгарии перешли на оседлый образ жизни. Это позволило создавать города-крепости, эффективно управлять территорией.

Вопросы и задания

1. Каковы были причины появления на территории нашей страны греческих городов-государств?

Греки искали новые места для поселений, стремились развивать торговлю с местными племенами.

2. Каковы были взаимоотношения жителей греческих городов-государств с местным населением?

Жители полисов торговали с местным населением, но считали тех варварами. Они часто воевали с местным населением.

3. Назовите причины возникновения Боспорского царства.

Греческие полисы были окружены племенами, которые часто были настроены враждебно, стремились захватить и разграбить города. Поэтому полисы объединились, создав Боспорское царство.

Главной причиной создания Боспорского царства было стремление к безопасности.

Другой причиной стало стремление к сильной централизованной власти, способной эффективно управлять полисами.

Боспорское царство карта


4. Какую роль сыграли кочевые племена в истории Северного Причерноморья?

Кочевые племена разрушили античные города-государства, их вторжения сопровождались погромами и убийствами. Со временем они начинали вести оседлый образ жизни и создавать свои государства.

5. Какие государства существовали в VII-IX веках на территории Поволжья?

В 7 веке возник Хазарский каганат, а в 9 веке - Волжская Булгария.

6. Как природные условия повлияли на виды хозяйственной деятельности финно-угорских народов?

Финно-угорские народы жили среди лесов в условиях сурового климата. Это мешало развитию сельского хозяйства, поэтому основными их занятиями оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Земледелие и скотоводство были развиты слабее.

У них развивались домашние ремёсла: ткачество, гончарное и кузнечное дело, изготовление утвари из бересты.

Изучаем документ "Из истории Геродота"

1. Можно ли говорить, что описанные в документе обряды являются языческими? Подтвердите своё мнение цитатами из документа.

Эти обряды являются языческими.

Жертвы приносились богам, значит богов было много: "жрец взывает к богу, которому приносит жертву".

Предсказания делались по прутьям, что обычно для язычества. В монотеистической религии на всё воля божья.

Клятвы делались на крови, а не именем Бога.

2. Сколько ритуалов описано в тексте?

В тексте описано три ритуала: жертва, гадание и клятва на крови.

3. На основании сведений, приведённых Геродотом, составьте рассказ о религиозных верованиях скифов.

Скифы верили во множество богов. Каждый бог отвечал за своё - за войну, плодородие, скот, явления природы. Своим богам скифы приносили жертвы, чтобы добиться их расположения. В жертву обычно приносилось животное.

Скифы верили, что судьбу можно узнать предсказаниями. Они гадали на ивовых прутьях, чтобы узнать грядущее.

Скифы верили, что кровь придаёт силу оружию и слову, они проводили различные ритуалы, используя свою кровь.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как нашествия кочевников влияли на развитие оседлых народов? Можно ли найти положительные последствия таких нашествий?

Кочевники грабили оседлые народы, разрушали поселения и города, убивали мужчин и угоняли людей в рабство. Ими двигало стремление к наживе. Это негативно влияло на жизнь оседлых народов, тормозя их развитие.

С другой стороны, постоянная угроза набегов заставляла оседлых жителей объединяться, тем самым способствуя образованию централизованных государств.

2. Используя интернет и дополнительную литературу составьте в тетради перечень народов, живших в Крыму с древнейших времён до IX века. Выясните, какие народы проживают на современной территории Крыма.

Перечень народов, проживавших в Крыму с древнейших времён

  1. Киммерийцы. 12 век до нашей эры.
  2. Скифы. 7 век до нашей эры
  3. Тавры. 6 век до нашей эры.
  4. Греки. Начиная с 7 века до нашей эры.
  5. Сарматы. 3 век до нашей эры.
  6. Римляне. 1 век.
  7. Готы. 3 век.
  8. Хазары. 6 век.
  9. Булгары. 7 век.
  10. Печенеги. 9 век.
  11. Венгры. 9 век.

Сейчас на территории Крыма проживают: русские, украинцы, крымские татары, татары, греки, белорусы, армяне, турки, крымчаки, евреи, молдоване и многие другие народы.

3. Какие положения учения ислама могли привлекать людей, принимавших эту религию?

Людей привлекала идея о рае, в который попадали те, кто вёл праведный образ жизни. Они надеялись обрести счастье после смерти, в то время как обычная жизнь быля тяжела и полна несчастий.


пятница, 26 августа 2022 г.

"Неолитическая революция", ответы на вопросы 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 18-19

"Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"

Вопросы внутри параграфа

В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

Впервые земледелие появилось 10-12 тысяч лет назад в Западной Азии, это современные Турция, Ливан.

Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть используя это слово?

Этот переход называют революцией, потому что он коренным образом изменил образ жизни человека.

Используя слово "революция" учёные подчёркивают начало нового этапа развития цивилизации.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

Люди поделились на охотников, скотоводов и земледельцев. Скотоводы стали кочевать, земледельцы перешли к оседлому образу жизни.

У людей появились металлические орудия труда, что сделало более простым обработку земли и прочие работы. Появились излишки, соседние племена стали торговать между собой.

Возникли ремёсла, появились кузнецы, ткачи, гончары.

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

При первобытно-общинном строе люди жили родами, они пользовались общими орудиями и делили добычу поровну. Среди них не было неравенства.

3. Перечислите явления, свидетельствующие о начале распада первобытно-общинного строя.

О распаде первобытно-общинного строя свидетельствуют:

  • социальное неравенство, появление бедных и богатых, знатных и простых.
  • зарождалась эксплуатация с присвоением продуктов чужого труда.
  • ослаблялись родовые узы, появилась соседская община.
  • возникновение правителей и законов.

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов. Почему этих излишков не было когда люди использовали каменные орудия?

Железные орудия труда облегчили обработку земли и позволили получать большие урожаи. Отсюда излишки. Если каменным плугом за день можно было вспахать маленькое поле, то с железным плугом пахали в десять раз большее поле.

Железные орудия были более долговечными, удобными, острыми.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличие от родовой?

Древние люди жили родами, где все были связаны родственными узами. Вместе было легче выживать. Так возникла родовая община.

Когда появились металлические орудия труда, людям стало легче вести хозяйство. Даже одна семья могла легко обеспечить себя всем необходимым. Поэтому люди стали селиться в чужих общинах или отделяться от в своей общины. Они становились соседями.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя интернет выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в её основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Деление истории человечества на каменный, бронзовый и железный века было предложено датским археологом Томсеном в 1836 году.

В каменном веке люди использовали каменные орудия труда, охоты, применяли древесину и кости животных. Он начался примерно 2 млн. лет назад.

В бронзовом веке люди научились делать орудия и предметы быта из меди и олова и использовали их в повседневной жизни. Это случилось 4 тысячи лет назад.

В железном веке человек научился плавить железо и изготавливать орудия труда и оружие из него. Начало века приходится на 6 век до нашей эры.

Чётких границ между этими веками нет, потому что в разных регионах переход от каменных орудий к медным и железным происходил в разное время. Даже в 20 веке были племена жившие в каменном веке и не знавшие железа.

Эпохи истории человечества


четверг, 25 августа 2022 г.

Древние люди и их стоянки, ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 14

Параграф 1 "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Вопросы внутри параграфа

Когда и на какой территории, по мнению учёных, появились первые люди?

По мнению учёных, вид Homo отделился от других гоминид 2 миллиона лет назад в Африке.

Выясните, кто такие неандертальцы.

Неандертальцами называются древние, вымершие люди, которые являются родственниками вида Homo sapiens. Неандертальцы незначительно отличались от человека разумного и обитали преимущественно в Западной Европе.

Что такое род, племя, община?

Род - группа людей, связанная родственными связями.

Племя - группа людей, ведущая совместное хозяйство, обладающая одним языком и общим мировоззрением.

Община - это группа людей, связанная родственными связями и ведущая общее хозяйство.

Вопросы и задания

1. Когда и где на территории нашей страны появились первые люди?

Древние люди впервые появились на территории нашей страны 500 тысяч - миллион лет назад. Произошло это в Дагестане и на Таманском полуострове.

2. Дайте характеристику присваивающего хозяйства.

Присваивающим называется хозяйство, в котором человек ничего не выращивает, а добывает и присваивает созданное природой, занимаясь охотой и собирательством.

3. Как изменилась жизнь людей в ледниковый период?

Наступивший ледниковый период заставил человека бороться за выживание, стимулировал его развитие.

Люди овладели огнём, стали использовать камень в качестве оружия и орудия труда, научились коллективным действиям, ведению хозяйства, у них появилась речь.

4. Почему древние люди использовали камень для изготовления своих орудий труда?

Железа древние люди не знали, дерево было непрочным. Камень был самым прочным материалом, который могли обрабатывать древние люди.

5. Перечислите главные особенности первобытно-общинного строя.

Особенности первобытно-общинного строя

  • Люди живут родами и племенами.
  • Орудия труда находятся в общей собственности.
  • Все работы проводятся сообща.
  • Продукты и добыча распределяется поровну.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя интернет и дополнительную литературу, укажите названия стоянок первобытного человека на территории России и других стран, помимо названных в параграфе.

Список стоянок первобытного человека на территории России (выборочно)

  1. Айнекаб, Дагестан, 2 миллиона лет.
  2. Черёмушник, Забайкалье, 400 тысяч лет.
  3. Сухая Мечётка, Волгоградская область, 200 тысяч лет.
  4. Варварина гора, Забайкалье, 40 тысяч лет.
  5. Берёзовский, Красноярский край, 35 тысяч лет.
  6. Елесеевичи, Брянская область, 30 тысяч лет.
  7. Авдеево, Курская область, 20 тысяч лет.
  8. Афанасьевская, Алтай, 2.5 тысячи лет.

2. Докажите, что древнейшие люди, пришедшие на современную территорию нашей страны, прошли в своём развитии такой же путь, как и жители остальных территорий Земли.

Так же как жители иных областей Земли, древние люди на территории России прошли путь от собирательства плодов и охоты, до оседлого образа жизни, разведения скота и выращивания нужных растений.

Они научились использовать орудия труда, стали жить общинами, потом племенами, у них появилась речь.

Стоянки, подобные найденным на нашей территории, встречаются по всей планете.

3. Узнайте, какие древние стоянки найдены на территории вашего города, района, области, края, республики. Подготовьте краткое сообщение об одной из таких стоянок.

Сообщение о стоянке Сунгирь, Владимирская область

Стоянка древнего человека Сунгирь находится на восточной окраине Владимира у впадения одноимённого ручья в реку Клязьма. Была обнаружена археологами в 1955 году.

В результате раскопок на глубине 4 метров было обнаржено множество исторических свидетельств пребывания древнего человека в этих местах. За 30 лет раскопок было сделано более 70 тысяч археологических находок.

Человек в этих местах появился около 30 тысяч лет назад.

Первоначально здесь было найдено богатое захоронение шести человек. Они были похоронены в одеждах из шкур животных, украшенной бусами из бивня мамонта. На руках покойных были браслеты. Рядом лежали дротики и копья.

Сунгирцев отнесли к кроманьонцам, близким предкам современного человека. Это были высокие люди, их основным занятием была охота на оленей, мамонтов, бизонов. Поэтому в раскопках находят большое количество изделий из кости мамонта и рогов оленей. Они знали искусство добывания огня и умели обрабатывать камень, превращая его в различное оружие.

Антропологам удалось воссоздать облик сунгирского человека. Он оказался очень похож на современного человека.

Сунгирский человек


среда, 24 августа 2022 г.

"Повесть о житии Александра Невского", ответы на вопросы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 14-15

"Повесть о житии князя Александра Невского"

Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

Повесть посвящена теме патриотизма и защиты Родины. При чтении она вызывает чувства гордости, радости, любви к Родине.

Автор называет себя ничтожным, многогрешным и неразумным, сравнивая свои достоинства с достоинствами князя. Этим он хочет показать превосходство Александра над обычными людьми.

Автор называет себя самовидцем, то есть свидетелем тех событий, о которых говорит.

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах ведёт речь? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?

Автор сравнивает Александра с библейскими и античными героями:

  • Иосифом, известным своей красотой.
  • Самсоном, известным своей силой.
  • Соломоном, известным своей мудростью.
  • Веспасианом, известным своей храбростью.

Автор рассказывает о трёх подвигах Александра: битве на Неве, Ледовом побоище, и о поездке в Орду.

Александр поднимает дух словами "Не в силе Бог, но в правде".

Образ героя создаётся с помощью портрета, сравнений с героями прошлого, с помощью гипербол (не видел такого ни в царях...), описания речи и поступков героя, показа отношения других людей к князю.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?

Словно замёрзшее озеро двинулось. Чтобы понять эти слова, прочитаем, что написано перед ними: треск от ломления копий и звук от сечения мечей.

Над полем битвы стоял неимоверный шум, треск, грохот. Так бывает, когда весной ломается лёд на реках и озёрах. С этим событием сравнивает рассказчик шум битвы.

А мы видим картины страшной битвы, столкновения рыцарей и русских воинов, потоки крови и гибнущих людей. Вся поверхность озера шевелится, кричит, бьётся.

Литература и другие виды искусства

Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина "Александр Невский". Что подчёркивает в портрете героя художник?

На картине мы видим русского витязя - князя Александра Невского. Он стоит в полном боевом облачении, в доспехах и красном плаще, держа перед собой меч. За ним развевается флаг с ликом Божьим, символизирующий поддержку Бога, правду, которая не в силе, а в вере.

Лицо князя спокойное и мужественное, он смотрит вдаль, откуда на родную землю могут прийти враги. Его опущенный меч может в любой момент быть поднят для защиты. И горе тогда тем высокомерным народам, которые дерзнуть напасть на Святую Русь.

Художник хотел подчеркнуть мужество и надёжность князя, его несокрушимость и уверенность в своей правоте.

Корин "Александр Невский" центр

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял дух дружины своей: "Не в силе Бога, но в правде"? Как звали шестерых мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались? С чем сравнивает автор сердца мужей Александровых? Кого Александр Невский называет народом высокомерным и кто похвалялся "Посрамим народ славянский", "Возьмём Александра руками"?

Эти слова означают, что важна не грубая сила, а правда. Огромные рати шведов и немцев не могли победить новгородцев, потому что правда была на стороне Александра - он защищал родную землю.

Шесть соратников Александра: Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, половчанин Яков, новгородец Миша, дружинник Савва, слуга Ратмир.

Их сердца сравнили с львиными: были сердца их, как сердца львов.

Высокомерным народом зовёт Александр немцев.

Посрамим народ славянский говорили в земле немецкой. Там же грозились взять Александра руками.

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем пошёл он к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.

Третий подвиг Александра - хождение в Орду. Князь пошёл к царю, чтобы защитить родную землю и свой народ.

Был в то время царь сильный в земле восточной. Послал он Александру послов и потребовал покориться, чтобы уберечь землю свою.

Благословил Александра епископ и поехал князь в Орду. А Батый увидел его и сказал, что нет подобного этому князю, а потом с честью отпустил его.

А когда сгоняли иноплеменники христиан, веля им воевать с ними, Александр вновь пошёл к царю, чтобы отмолить людей от беды той.

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Горе описывается словами митрополита Кирилла "зашло солнце земли Суздальской".

Смысл этих слов, что в лице князя земля Суздальская лишилась своего защитника, благодетеля. Князь был для народа тем же, что Солнце для Земли.

От своего лица автор описывает горе народа, малых и великих, нищих и богатых, князей и бояр: были вопль и кричание, и тоска, как никогда не бывало.

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяние, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды.

Ушли в прошлое:

Самовидец - свидетель.
Сеча - бой.
Распря - ссора.
Отмолить от беды - спасти.
Пленил землю - захватил.
Дивный - чудесный, необычный.
Дыша духом ратным - стремясь к битве.
Пришло время сложить головы - настал роковой час.
Великое притеснение - угнетение.
Зеницы - глаза.
Разумейте - поймите.

Могут использоваться сегодня:

Деяние - поступок.
Разгорелся сердцем - испытал сильное чувство.
Поведать - рассказать.
Ночная стража - дежурство.

5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Характеристика князя Александра Невского

Честный и святой князь Александр Невский выделялся среди обычных людей благородством облика и внешней красотой. Его голос был звучен, как труба, он был силён как Самсон, мудр и храбр.

Мужество и славные дела князя вызывали злобную зависть у врагов земли русской. Но Александр был непобедим.

Он был честным христианином, во всём уповал на волю Бога, но и сам не давал спуску врагам. Он обладал ясным умом и тактическим мышлением, умел приободрить воинов одним словом, сам шёл впереди всех в сече.

Верных воинов Александр щедро награждал, врагов уничтожал, а простой народ славил его подвиги и гордился его деяниями. А сам князь радел сердцем за весь русский народ. Был его верным защитником, оберегал его как от немцев, так и от Орды. И поэтому, после смерти князя великое горе пришло на русскую землю, ведь с ним закатилось солнце земли нашей.


вторник, 23 августа 2022 г.

"О покорении Сибири Ермаком", ответы на вопросы учебника 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 19-20

Тема "Предания"

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

Более интересным был текст предания "О покорении Сибири Ермаком", потому что он напоминает сказку.

Народ представляет Пугачёва и Ермака героями, богатырями, честными и справедливыми, заступниками и защитниками.

2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что - народной фантазией?

"О Пугачёве". Отголосками событий были: история Петра III, поимка Пугачёва. Фантазией - рассказ о поступке Екатерины и воцарении Петра.

"О покорении Сибири". Реальна история посыла казаков в Сибирь и их битвы с ханом, фантазия - болезнь царя от дум, поиски Ермака, подробности битвы с Кучумом.

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.

В предании "О Пугачёве" рассказчик говорит, что герой "женился из нашего посёлка", и в конце убеждает, что "всё точно было", то есть верит в то, о чём говорит.

Предание "О покорении Сибири" читается как сказка и рассказчик это подчёркивает. Он не верит, что описанное происходило именно так. На это указывают явные гиперболы: "кого молния не ударит и гром не оглушит", "всех птиц на Дону повидали", "борода по колено выросла" и других.

Обогащаем свою речь

1. Подготовьте пересказ предания "О покорении Сибири Ермаком", включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженная землица лежит, одолел сибирского хана.

Пересказ предания "О покорении Сибири Ермаком"

Услышал царь о земле далёкой, что Сибирью зовётся. Узнал он, что много в той Сибири всякого добра таится. Долго думал царь, как ту землю покорить, только не было у него силы, что покорила бы Кучумово царство. От этих дум занемог царь и заволновались бояре. Стали они спрашивать царя, что за дума тяжёлая на его сердце лежит. Да только знал царь, что ничем бояре ему не помогут, и не отвечал им.

Но пришёл к царю слуга из крестьян и спросил, откуда на батюшку хвороба навалилась. Спросил царь в ответ, есть ли в его царстве кто храбрый да удалый. А слуга назвал имя Ермака Тимофеевича, казака донского.

Встал царь с постели, послал своих слуг на Дон Ермака искать. Весь Дон обыскали слуги, Ермака не нашли. Вновь позвал царь простого слугу, выдал ему разные доспехи, благословил и отправил Ермака искать.

Выехал мужик из Москвы, снял доспехи и пошёл с простым посохом. Долго ходил мужик, борода у него по колено выросла. Дошёл до высоких гор и встретил странника. Поведал тот, что Ермак по Уралу ходит.

Отправился мужик на Урал и нашёл Ермака. Явился Ермак к царю без поклона и в шапке. А царь ему и говорит:

- Разное я про тебя слыхал, да милостив царь. Искупи свою вину. Лежит за Уралом земля нехоженная с богатствами несметными. Излови ты Кучума-хана, а его людей под власть Руси подведи.

И отправился Ермак в чужую землю, куда русская душа не хаживала.

Дошёл он до Тобола, построил лодки, достиг Иртыша. Встретился с Кучумовыми людьми и долго с ними бился. Одолел Ермак Кучума, хотя и много казаков полегло. А самого Кучума казаки убили.

Послал Ермак царю верного казака. Узнал царь, что в Сибирь ворота открыты, стал туда разных людей посылать. Так и появились русские в Сибирской земле.

2. В чём сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях:

Сходство: придумал народ, могут происходить чудеса, герои преодолевают трудности, помогают простым людям.

Различия: в преданиях описаны реальные исторические персонажи и указано конкретное место действия. В сказке - выдуманные герои и сказочный мир.

В некоем месте - где-то там.
Убогий - жалкий, бедный.
Хомут - часть сбруи, надеваемая на шею.
Начал поносить брата - ругать.
Бить челом - просить о чём-то.
Полати - лавки.
Челобитная - просьба в письменной форме.
Посул - обещание.
Истец - проситель.
Мзда - откат, взятка, плата за что-то.

Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник Суриков на картине "Покорение Сибири Ермаком"? Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образу Ермака и его сподвижников.

Я иначе представляла себе сцену битвы на Иртыше. Я не думала, что всё было так страшно, что люди толпами шли друг на друга.

На картине мы видим две группы людей, мало похожие на организованные армии. Слева под флагами с ликом Божьим казаки Ермака, справа - неистовая орда татар Кучума.

Мы видим, что русские лучше вооружены, они имеют огнестрельное оружие, а татары вооружены только луками и мечами. Но их очень много и на крутом берегу скачут ещё сотни всадников.

Однако русские казаки не смущаются этим преимуществом. Они смело атакуют и побеждают. Это суровые, немолодые воины, которые знают, на что идут.

От этой картины меня бросает в дрожь. Слишком правдоподобно художник нарисовал смерть сотен людей, слишком много на ней мелких деталей, делающих картину живой.

Суриков "Покорение Сибири Ермаком"

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление оставила у вас увертюра Римского-Корсакова?

Эта увертюра прекрасно передаёт чувство тревоги. Трубные звуки таинственные, зовущие вдаль.

2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании - торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

В этом предании говорится о тех временах, когда Ермак и его казаки покоряли Сибирь.

При прослушивании я чувствовала торжественность и гордость за деяния предков

В чтении актёра мне понравилась печаль, звучащая в голосе царя, говорящего о хворобе. Понравилась мне и гордость в голосе актёра, говорящего о завоевании Сибири и памяти об Ермаке.

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

Я бы иначе прочитала вопросы бояр - со страхом и мольбой. Они боятся царя и переживают о своей судьбе.

Слова слуг о неудаче на Дону я бы тоже читала со страхом - они боятся наказания за неудачу.

4. Какими представляются вам герои предания?

Царь Иван кажется мне строгим, не терпяшим непослушания, но хитрым, умным, умеющим добиваться своей цели.

Ермак кажется гордым, смелым, неукротимым.


понедельник, 22 августа 2022 г.

Русские народные песни, частушки, ответы на вопросы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 14-15

Тема "Русские народные песни. Частушки"

Размышляем о прочитанном

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?

Народные песни пел и сочинял народ. Их можно разделить на несколько групп: календарные, лирические, исторические, обрядовые песни и частушки.

Календарные песни пели по праздникам. К ним относятся коляды и веснянки.

Лирические песни могут быть любовными, а могут быть шуточными или семейными.

Исторические песни говорят о реальных людях и событиях.

Частушки - весёлые и короткие песни.

Обрядовые песни исполнялись при проведении обрядов - свадьб, похорон и других.

Мне нравятся нароные песни "Валенки" и "Ах, вы, сени". Их можно отнести к лирическим песням.

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

Лирические песни как правило медленные, протяжные. Это песни-раздумья, передающие грустное настроение. В них поётся о любви, о семейной жизни, о горькой доле вдов и сирот. Есть и шуточные лирические песни, в которых народ подтрунивает над героями.

Исторические песни рассказывают о народных героях, борьбе с врагами, подвигах. Они наполнены гордостью за своих защитников, любовью к Родине, патриотизмом.

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

Былины и исторические песни говорят о защите Родине, борьбе с её врагами, их цель - прославить народных героев и унизить врага, воспитать патриота.

Былины более древний эпический жанр. В них мы находим много сказочного и это важное отличие от исторических песен. В последних речь идёт о реальных лицах и событиях, сохранившихся в памяти народа.

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?

Частушки это короткие лирические песни, обычно из четырёх строк. Они исполняются под музыку или без двумя исполнителями (две девушки, парень/девушка). Из инструментов чаще всего используется гармоника, сейчас - аккордеон.

Я никогда не исполняла частушки и не умею этого.

Частушки говорят о важных для исполнителя событиях, то есть актуальны для своего времени. Например, в годы СССР популярен был жанр политической частушки.

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры таких повторов.

Повторы делают песню ритмичной, напевной, эмоциональной.

Примеры: А то ж моя молода дивчина по воду пошла/А то ж моя молода дивчина по воду пошла.

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Нород сочувствует Пугачёву. В песнях мы слышим сострадание и уважение. Пугавёва называют добрый молодец, народный заступник, родной батюшка; о его жизни говорят: походы удалые, житьё свободное.

Народ искренне жалеет о гибели Пугачёва, после которой остаётся сиротами горемычными.

В песнях используются яркие эпитеты (горемычные, удалые, тяжёлые), повторы (доставались мне/доставались мне), сравнения (Пугачёв - красное солнышко), уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Обогащаем свою речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелёненьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

Уменьшительные суффиксы и ласковые эпитеты в народных песнях привносят в них чувства ласки, любви, доброго отношения к чему или кому-либо.

2. Что подчёркивается в народной исторической песни словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родной батюшка, красно солнышко?

Сочетания существительных с эпитетами подчёркивают в исторических песнях отношение народа к героям или событиям, чувства, которые люди к ним испытывают. Чаще всего это любовь и гордость.

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

В этимологическом словаре прямо говорится, что слово частушка происходит от слова частый, что означает быстрый, частый повтор чего-либо. Это слово отражает манеру исполнения частушки - быстрым говорком.

Творческое задание

Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему.

Примеры собственных частушек на школьную тему.

Нам учитель рассказал
О цепях питания.
Боря сушки поедал
На три дня заранее.

Нам учитель объяснял
Про Столетнюю войну.
Дима с Мишей воевал
На задней парте, ну и ну.

Очеь скучно изучать
Алгербу с историей
Лучше просто помечтать
О любви и море.
Частушки на школьную тему


воскресенье, 21 августа 2022 г.

Исторические песни, ответы на вопросы учебника 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 13

Исторические песни

1. "Там татары шли" - одна из нескольких песен, передающих передающих фольклорный сюжет "тёща в полоне у зятя". Как вы думаете, почему этот драматический сюжет сохранила народная память?

Во времена монголо-татарского нашествия было много горя, семьи разлучались, многие попадали в плен. Но и случаи счастливого воссоединения семей бывали. Это было большой радостью. А даже в самые чёрные годы людям хочется счастья. Поэтому такие драматические истории со счастливым концом сохранялись в памяти народа и часто облекались в форму песни.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историческую связь?

К словесным средствам мы отнесём натурализм описания ситуации, граничащий с гиперболой: гнал босою и голаю, поручил три дела. Этот эффект достигается в том числе эпитетами.

Так же видим мы повторы (кашу варили), обращения (да барыня, ты сударыня).

К музыкальным средствам относятся: большее число повторов, протяжность напева и интонация.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне "Там татары шли"?

Я бы отметила историческую тему песни, что характерно и для баллад; наличие сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой; диалоги, которые есть в песне. Сам сюжет не сразу понятен, он имеет отпечаток тайны - что за брат и сестра, какие-такие зять и тёща, иносказание это или нет?

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хором имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

Сходство состоит в сочетании сольного и многоголосого пения, использовании народных интонаций, повторах.

Различие в том, что фольклорный коллектив поёт без музыкального сопровождения. Этим достигается эффект историзма, максимального приближения к тому, как эти песни пели в прошлом по деревням и сёлам.

исторические песни 8 класс


суббота, 20 августа 2022 г.

Хороводные и лирические песни, ответы на вопросы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 11

Хороводные и лирические песни

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

Песня "В тёмном лесе" относится к хороводным. В ней мы слышим рассказ о сельском труде, забавный сучай с воробьём.

Песня "Уж, ты, ночка" относится к лирическим песням. В неё молодая девушка сетует о судьбе.

Пенся "Метелица" относится к лирическим. Это рассказ о любви молодца к красавице.

Песня "Зацветала у лози" относится к лирическим. Она пронзительная, мелодичная, с многочисленными повторами.

Песня "И туда гора" относится к хороводным. Она зажигательная, поётся коллективно.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне "И туда - гора, и сюда - гора" звучит сочетание сольного пения с хоровым многоголосием?

Солистка ведёт рассказ в этой песне, а хор подхватывает и словно подтверждает рассказ солистки. При этом песня приобретает более весёлое звучание, она зовёт в пляс.

3. Песня "И туда - гора, и сюда - гора" записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

На южный говор указывают использованные в песне слова: дивчина вместо девица, крыница вместо криница.

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, более чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

Мне кажется, что текст более чётко доносится в исторических песнях, потому что там важен сюжет. В хороводных песнях более важны ритм, настроение, поэтому текст там играет меньшую роль.

Хороводные песни


пятница, 19 августа 2022 г.

Проект "История духовно-рыцарского ордена", 6 класс, пример

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 150-151

Глава 6 "Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы"

Информационный проект "История духовно-рыцарского ордена"

С помощью дополнительной, справочной литературы и интернет ресурсов соберите информацию об одном из духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов. Узнайте его дальнейшую судьбу. Существует ли он в наши дни? Систематизируйте информацию, проиллюстрируйте и оформите работу.

Проект "История ордена тамплиеров"

После окончания первого Крестового похода столицей крестоносцев в Палистине стал Иерусалим. Именно там в 1119 году группой французских рыцарей во главе с Гуго де Пейном был создан орден Тамплиеров или орден бедных рыцарей Иерусалимского храма.

В то время рыцари-тамплиеры действительно были очень бедны. Часто на двух рыцарей у них была лишь одна лошадь. И этот факт нашёл своё отражение на печати ордена, где изображены два рыцаря, сидящие на одном коне.

Главной задачей первых тамплиеров была защита паломников. Именно эту цель поставил перед тамплиерами патриарх в 1128 году, когда орден был признан официально. В это время тамплиеры получили право на налог с окрестных деревень, а их штаб-квартирой стало юго-восточное крыло Иерусалимского храма - мечеть Аль-Акса. Тамплиеров стали звать просто - храмовники. Их отличительной чертой стали белые плащи с красным крестом.

Тамплиеры активно вербовали новых рыцарей в Европе, а в 1139 году папа Иннокентий II издал буллу, по которой орден освобождался от налогов и подчинялся самому римскому папе. Богатство и влияние тамплиеров неуклонно растут.

Вскоре тамплиеры становятся грозной военной силой. Они принимают участие во многих битвах с мусульманами, в том числе с Саладином. Их новая штаб-квартира располагается в Акре, а в 1199 году рыцари вновь овладевают Иерусалимом. Только в конце 13 века тамплиеров и остальных крестоносцев изгоняют из Палестины.

В 1307 году французский король Филипп Красивый обвиняет тамплиеров в смуте, богохульстве и идолопоклонничестве. Тамплиеров арестовывают, судят и пытают, а их владения конфискуют. Папа римский поддерживает действия Филиппа и на тамплиеров начинаются гонения по всей Европе. Их настоящей причиной историки считают несметные богатства ордена, на которые мечтали наложить лапу и короли, и священники.

В 1310 году 54 влиятельных тамплиера были сожжены в Париже, а два года спустя состоялся официальный роспуск ордена.

С тех пор этот духовно рыцарский орден не существует, но легенды о его богатствах, спрятанных последними тамплиерами, до сих пор будоражат умы кладоискателей.

Проект "История ордена госпитальеров"

Орден госпитальеров был основан вскоре после окончания Первого Крестового похода французским торговцем Жераром Благословенным. Прибыв в Иерусалим с коммерческими целями, Жерар вскоре отрёкся от мира и стал настоятелем госпиталя для христианских пилигримов.

В 1113 году папа Пасхалий II утвердил устав ордена и эта дата считается официальным днём рождения ордена.

Жерар Благословенный, человек далеко не бедный, покупал земли вокруг Иерусалима для нужд ордена, где учреждал лазареты. Однако, вскоре госпитальеры стали не только заботиться о больных пилигримах, но и предоставлять им вооружённую охрану. Орден стал внушительной силой на Святой земле. Отличительной чертой рыцаря-госпитальера стала чёрная туника с белым крестом.

Как и тамплиеры, госпитальеры подчинялись исключительно папе римскому, и были освобождены от налогов. Они владели семью крепостями в Палестине и множеством более мелких поселений.

В конце 13 века Палестина была потеряна крестоносцами и госпитальеры перебрались на Кипр, а позже - на Родос. Там они построили крепость, которая была захвачена лишь в 1522 году войсками Сулеймана Великолепного. После этого госпитальеры отправились на Мальту. С этого времени они называются Мальтийскими рыцарями.

Теперь перед ними стояла новая задача - защищать христианских купцов от пиратства. Попутно госпитальеры грабили мусульманские суда.

В 1798 году Мальту захватывает Наполеон и рыцари Мальтийского ордена находят убежиже в России. Император Павел I  даёт им пристанище в Санкт-Петербурге. В 1834 году орден перебирается в Рим.

Только в 1998 году мальтийские рыцари возвращаются на Мальту, получая в бессрочную аренду замок Святого Ангела. Это орден существует и в наши дни, считаясь старейшим в мире рыцарским религиозным орденом, и иногда рассматривается даже как карликовое государство.

Рыцари тамплиеры и госпитальер


четверг, 18 августа 2022 г.

Проект "Обращение участника Крестового похода", сочинение, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 150

Глава 6 "Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы"

Образное сочинение

1. Выберите одного из участников Крестовых походов. Напишите от его лица обращение к крестьянам, рыцарям (по выбору) с призывом отправиться в Палестину и с объяснением, почему им следует это сделать. Постарайтесь быть убедительным и красноречивым.

Обращение рыцаря-феодала к крестьянам

Внимайте мне, смерды!

Пора вам заняться настоящим делом. Вы должны идти в Палестину, чтобы биться с иноверцами-мусульманами. Кто пойдёт - того освобожу от оброка на время похода.

Ваша цель - вернуть гроб Господень, освободить нашу Святую землю, где жил Иисус Христос. Язычники-иноверцы неправедно удерживают наши святыни, и сам папа велел нам покарать их. Не будем стоять в сторонке!

И помните: Восток богатая и беззащитная страна. Там можно обогатиться во мгновение ока. И тогда вы вернётесь с деньгой и славой! Ура!

Обращение знатного феодала к своим вассалам-рыцарям

Достопочтимые вассалы!

Спешу вас обрадовать! Пришло время вам исполнить свой долг. Не далее как послезавтра вам надлежит прибыть со своими отрядами ко мне в замок. Мы отправляемся в поход.

Радуйтесь, рыцари! Мы следуем в Святую землю воевать за гроб Господень! Многие подвиги и великая слава нас ожидают! Сам папа благословил наш поход, который будет называться Крестовым. За веру и за короля!

А так же добавлю. Земли на Востоке богатые, хотя и опасные. Там можно захватить богатую добычу, но можно и сложить голову. Будьте осторожны и Бог прибудет с вами! Ура!

2. Напишите от лица крестьянина или рыцаря воспоминания о подвигах и приключениях по дороге в Палестину, арабских землях. Не забудьте объяснить о каком походе идёт речь. Постарайтесь рассказать о местных жителях - мусульманах.

Воспоминания крестьянина о подвигах по дороге в Палестину

В те годы я был молод и поддался уговорам священников отправиться в Палестину. Мечты о свободной земле и золоте застили мне разум. Ни к чему хорошему это не привело.

То был первый крестовый поход. Ранней весной 1096 года мы огромной толпой двинулсь к истоку Рейна. Оружия у нас не было, мы голодали, но верили, что скоро будем купаться в золоте.

Каждый город казался нам Иерусалимом и мы искренне недоумевали, почему местные жители не рады нам, святым воинам. Чаще всего нас встречали кольями и камнями, гнали прочь, и мы шли всё дальше и дальше, теряя по дороге многих друзей.

Но всему приходит конец. Мы добрались до Константинополя. Это был богатый город и мы решили вознаградить себя за трудности похода. Собравшись большими отрядами мы стали громить предместья, хватали драгоценности, сжигали дворцы, убивали тех, кто нам сопротивлялся.

Так продолжалось недолго. Подоспела византийская армия, нас окружили и стали группами переправлять на другой берег. Я получил удар копьём в ногу и не смог продолжать поход. Много дней я валялся в жару в какой-то лачуге, голодный и всеми забытый. Но выжил, и спустя два года вернулся домой.

А тем моим товарищам, кто попал в Малую Азию повезло меньше - всех их убили турки-сельджуки.

Воспоминания рыцаря о подвигах в Палестине

Я, доблестный рыцарь Айвенго, имел честь сопровождать своего короля Ричарда Львиное Сердце в Палестину во время третьего Крестового похода.

На нескольких кораблях мы отплыли из Англии и вскоре были в Сицилии. Там мы соединились с французскими рыцарями. Пиратская эскадра, промышлявшая в тех водах, в страхе бежала перед нашей могучей армадой! Мы прибыли на Кипр и легко захватили цветущий остров. Там нам так сильно понравилось, что Ричард решил сделать Кипр своей постоянной базой.

Несколько недель мы провели в пирах. Во время одного из них случилась досадная ссора между Ричардом и Филиппом II. Подлый француз покинул войско, уводя многих славных рыцарей.

Но мы не унывали. Вскоре мы высадились в Сирии и внезапным штурмом овладели городом Агрой. Ричард решил сделать из него свою столицу и для безопасности велел казнить несколько тысяч язычников. Потом мы отправились брать Иерусалим.

Местные жители относились к нам враждебно и открыто славили Саладина. Это были бедные арабы и евреи, которые вместе обрабатывали жалкие кусочки земли. Мы с презрением относились к их мольбам и требовали еды нам и коням.

И вот мы возле Иерусалима. Навстречу спешат стройные ряды быстрых всадников - это армия Саладина. Решительным клином встретили мы мусульман. Они волной разбились о неприступный строй. Но обтекли его и ударили с флангов. Саладин сумел прорвать единый строй рыцарей и битва разбилась на несколько схваток.

Я зарубил сотню или две мусульман, но их было слишком много. Какой-то подлец ударил меня по шлему и я очнулся лишь вечером. Битва была закончена. Мы потеряли более пяти сотен рыцарей, мусульмане - в сто раз больше. Ричард решил вернуться в Агру и восстановить силы. Мне было велено плыть в Англию и собирать новых рыцарей. Так закончился мой Крестовый поход.

Крестоносцы и Саладин




М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...