Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 39-40
"Шемякин суд"
Размышляем о прочитанном
1. Кто герои "Повести о Шемякином суде"? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
Герои повести: убогий брат, богатый брат, поп, горожанин, судья.
Правых среди них нет. Каждый ведёт себя в некоторых ситуациях неправильно, не по совести.
Автор не показывает явно своих симпатий. Каждый из героев высмеивается им.
Преступления героев:
- убогий угрожал судье, он использовал решение судьи в корыстных целях. По неосторожности он лишил лошадь хвоста, убил младенца и отца горожанина.
- богатый брат жадничал, пытался нажиться на беде брата.
- поп пострадал за чванство, пренебрежение к бедному.
- горожанин пострадал безвинно.
- судья вершил неправый суд, был взяточником.
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
В первую очередь повесть высмеивает корыстного, нечестного судью, а также судебную систему, которую он представляет.
Достаётся в ней и прочим героям, даже убогому, который после решения суда ведёт себя не лучше остальных.
Сочувствие у меня вызывает убогий в начале повести, когда описывается его бедная жизнь. Сочувствие вызывают его брат, поп и горожанин. Они понесли утраты, а судья принял несправедливое решение в их отношении.
3. О каком суде говорят "Шемякин суд"?
Так говорят о несправедливом, предвзятом суде.
4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.
Гротеск: решения, которые принимает судья - ждать отрастания хвоста, взять попадью, скинуться с моста.
Гипербола: беды убогого - оторванный хвост, падение на младенца и отца. Они приводят к слишком сильным последствиям, чего не может быть в реальности. Это явное преувелечение.
5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение "Шемякин суд" как поговорку.
Повесть оставляет тяжёлое впечатление. В ней нет счастливого конца, хотя убогий и получил деньги. Но они достались ему нечестным путём, в результате несправедливого решения суда.
Остальные герои пострадали не только от действий убогого, но и от судьи, который принял ужасные, гротескные решения. Судья приказал ждать, пока у коня отрастёт хвост, отдать убогому попадью, горожанину прыгнуть с моста. Вот уж действительно Шемякин суд, столкнуться с которым я не пожелаю никому!
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите иллюстрации к "Повести о Шемякином суде". Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображённых на них. Перескажите их близко к тексту повести.
Пересказ эпизода "Братья у попа"
Шли братья в город судиться. Остановились ночевать в одном селе, где у богатого был накомый поп. Богатый пошёл к попу ночевать, да и убогий туда же напросился.
Лежит убогий на полатях, смотрит, как богатый с попом ужинают. Смотрел убогий на еду и всё сильнее с полатей свешивался. Вдруг упал и прямо на зыбку.
Удавил убогий попова сына до смерти. И поп тоже отправился с братьями в город к судье.
Пересказ эпизода "Богатый брат у судьи"
Пришли братья в город. Принёс богатый челобитную на убогого и отдал судье. Выслушал Шемяка богатого и велел убогому отвечать.
А убогий вынимает из шапки завёрнутый камень и показывает его судье, да ещё и кланяется. Думает Шемяка, что убогий ему посул предлагает, и говорит богатому брату:
- Раз он у твоей лошади хвост оторвал, то ты без хвоста лошадь не бери. А бери её, когда хвост вырастет.
Фонохрестоматия
1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?
Гротеск придаёт повести ощущение нереальности происходящего, фантасмагории. Гипербола подчёркивает нереальность событий. Вместе эти приёмы усиливают иронию, помогают понять, кого высмеивает автор, а кто вызывает сочувствие.
Например, про убогого в начале повести актёр читает медленно, проникновенно.
Актёр использует интонацию, логические ударения, иронию в голосе, тембр и тон чтения.
2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе?
Манера акёрского чтения помогла мне понять мысли и чувства автора.
Но я бы прочитала слова о бедах убогого с большей жалостью. Например, в рассказе о попытке самоубийства можно добавить в голос отчаяния. А решения судьи я бы прочла с негодованием.
3. Что означают слова и словосочетания:
Как они прозвучали при чтении?
При чтении они прозвучали спокойно, актёр не выделял их интонацией.
4. Какие интонации, торжественные или иронические, звучат в чтении Вологдина в описании суда, концовки произведения?
В чтении актёра звучат ироничные интонации "судья же понадеялся" и т.д. Насмешкой звучит последнее слово: "Аминь".