суббота, 31 декабря 2022 г.

Каково значение атмосферы для жизни на планете, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 154

Параграф 47 "Атмосфера и человек"

Что значит атмосфера для человека. Как погодные условия влияют на здоровье людей.

Откройте атлас

1. Найдите на карте крупные города, в которых воздух сильно загрязнён: Нью-Йорк, Пекин, Москва, Токио.

Нью-Йорк - крупный город на восточном побережье США в Северной Америке.

Пекин - столица Китая, находится на востоке Евразии.

Москва - столица России.

Токио - столица Японии, лежит на островах возле восточного края Евразии.

2. Найдите на карте Карибское море. Какие опасные атмосферные явления происходят в этом регионе Земли?

Карибское море относится к бассейну Атлантического океана и лежит между Северной и Южной Америками. Здесь часто случаются ураганы разрушительной силы, приводящие к штормам, затоплениям, уничтожению целых поселений.

Это я знаю

3. Каково значение атмосферы для жизни на планете?

Атмосфера защищает нас от ультрафиолетового излучения, от охлаждения и перегревания, от ударов метеоритов. В атмосфере содержится кислород, без которого невозможна жизнь. В нижнем слое атмосферы формируется погода.

4. Объясните зависимость растения - атмосферный воздух - здоровье людей.

Растения не только производят кислород, необходимый для дыхания, они делают воздух чище, собирая пыль и различные вредные частицы. Таким образом, растения очищают воздух и насыщают его кислородом.

Человек, который дышит чистым воздухом, меньше болеет, у него улучшается здоровье.

В этом смысл данной зависимости.

5. Почему необходимо охранять атмосферу?

Атмосферу необходимо охранять, чтобы сохранить жизнь на планете.

6. Как может влиять погода на здоровье людей?

Резкая смена погоды приводит к снижению работоспособности, обострению болезней, увеличению числа несчастных случаев.

Перепады температуры приводят к простудным заболеваниям. Сильный ветер вызывает сужение кровеносных сосудов, сырая и мрачная погода приводит к угнетённому состоянию.

Особо страдают от изменений погоды пожилые люди.

Это мне интересно

7. В городах России быстро растёт число автомобилей. Как это влияет на состояние воздуха? Что, на ваш взгляд, следует предпринять?

Увеличение числа автомобилей приводит к увелечению выбросов, отравляющих воздух городов. Из-за этого качество воздуха в крупных городах снижается, люди чаще болеют.

Для решения этой проблемы разрабатываются электромобили, которые не загрязняют воздух. Также в городах высаживаются зелёные насаждения, ведь деревья очищают воздух.

На мой взгляд, нужно отказаться от бензиновых двигателей в пользу электрических и водородных, которые являются экологически чистыми.

Метеозависимость


пятница, 30 декабря 2022 г.

Пример проведения исследования погоды своего края, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 150-151

Параграф 46 "Учимся с Полярной звездой"

Сотрудничаем: изучаем информацию о погоде

1. Докажите, что все элементы погоды взаимосвязаны.

Для доказательства составляем схему с основными элементами погоды.

В её центре поместим квадратик с надписью "Атмосферное давление". Это важнейший элемент погоды, который влияет на все остальные элементы.

От него стрелками покажем взаимосвязь с остальными элементами: температурой, ветром, влажностью, осадками, облачностью.

Известно, что ветер дует от зоны с высоким давлением в зону с низким давлением. Так, если у нас установилась жаркая погода, то воздух сильно прогревается, становится лёгким и поднимается вверх. Возникает область низкого давления. Сюда дует ветер из соседних зон с высоким давлением.

Для жаркой погоды характерно безоблачное небо, отсутствие осадков и высокая влажность воздуха из-за интенсивного испарения воды. Ветер может принести облака, пройдут грозы и дожди.

Примеры из собственной жизни:

  • Зимой высокое давление приводит к ясной и морозной погоде, ветра почти нет.
  • Низкое давление приводит к обильным снегопадам и оттепели.
  • Ветер приносит перемену погоды.

2. Метеосводка для текущего дня.

Составим прогноз погоды для жителей города по данным сайта Гисметео.

Сегодня, 4 февраля в Новосибирске ожидается небольшой, кратковременный снег. Температура воздуха днём составит 4 градуса мороза. Ветер умеренный, 3 метра в секунду. Атмосферное давление составляет 749 мм. рт. ст., влажность 88%.

По ощущениям температура составит -5 градусов.

3. Разрабойтайте погодный информер - графическую модель для отражения состояния погоды любого дня.

Сделаем информер в виде квадрата. На самом верху укажем текущую дату.

Чуть ниже слева крупным шрифтом покажем значение температуры воздуха. Любой житель города прежде всего смотрит на температуру воздуха, а потом на наличие осадков. Поэтому осадки или их отсутствие, облачность, покажем специальным значком - солнцем, тучами, каплями или снежинками.

Ниже укажем значение давления, силу и направление ветра.

И совсем внизу подпищем, как человек ощущает эту погоду. На эти ощущения сильно влияет ветер. Он снижает ощущение жары и увеличивает ощущение мороза.

Схема основных элементов погоды, информер, 6 класс

4. Проведите исследование погоды своего края.

Выясним тип погоды текущего дня. Температура воздуха -4, идёт небольшой снег. Это характерно для умеренно-морозной погоды.

В холодное время года в Новосибирской области преобладает значительно морозная погода с температурами -13 - -22 градуса.

В тёплое время года в области преобладает жаркая погода с температурами +23 - +28 градусов.

5. Дайте характеристику погоды, проанализировав карту прогноза погоды.

В данный момент в области наблюдается зона высокого давления, но с северо-востока приближается циклон, несущий понижение давления и обильные осадки. Температура воздуха в ближайщее время составит от 0 до -4 градусов, что говорит о слабо-морозной погоде в регионе.

четверг, 29 декабря 2022 г.

Таблица "Как человек использует горные породы и минералы"

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 73

Параграф 21 "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Что мы знаем о горных породах. Как образуются и какие бывают горные породы. Что такое полезные ископаемые.

Это я знаю

1. Из чего состоит земная кора?

Земная кора состоит из горных пород, а горные породы - из минералов.

2. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются:

Выбираем вариант Б: магматическими.

3. Какие горные породы вы знаете? Что вы можетет рассказать о них?

Я знаю много горных пород: гранит, базальт, пемзу, песок, глину, уголь, мел, мрамор, сланец, известняк.

Гранит - магматическая горная порода, он образуется из магмы, застывшей в толще земной коры. Это очень прочная порода, которая состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

Песок - осадочная горная порода, которая образуется в результате разрушения скал внешними силами. Он состоит из кварца.

Мрамор - метаморфическая горная порода, которая образуется под воздействием высоких температур из осадочной породы известняк. Поэтому он также, как известняк, состоит из кальцита, карбоната кальция.

4. Закончите предложение:

Полезные ископаемые - это минеральные ресурсы литосферы, которые использует человек в хозяйстве.

5. Внутренние процессы Земли провдят к:

Выбираем вариант А: движению материков.

6. Какие вы знаете полезные ископаемые?

Я знаю много полезных ископаемых: уголь, нефть, железная руда, золото, платина, мрамор, песок.

7. Какие утверждения верны?

Выбираем вариант 3: оба верны. Горные породы разрушаются под действием внешних сил: ветра, температуры, воды.

8. Составьте таблицу "Как человек использует горные породы и минералы"

Уголь - как топливо.
Нефть - топливо, сырье для химической промышленности.
Газ - топливо.
Железная руда - получение стали и чугуна.
Мрамор - в строительстве для украшения.
Гранит - в строительстве.
Песок - в строительстве для связующих смесей.
Золото - украшения, электроника, денежное средство.
Таблица Как человек использует горные породы и минералы

Это я могу

9. Расскажите, как образовались горные породы: осадочные, магматические, метаморфические. Подготовьте два вопроса о горных породах.

Магматические породы образуются из магмы, расплавленной части мантии. Магма внедряется в толщу коры и застывает, образуя горные породы. Иногда она попадает на поверхность земли через извержения вулканов и тоже застывает с образованием горных пород.

Осадочные горные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения. Скалы могут разрушаться под действием внешних сил - ветра, температуры, воды, образуя осадочные породы. А могут накапливаться органические останки, например, останки морских моллюсков. Эти останки уплотняются и за миллионы лет превращаются в горные породы.

Метаморфические породы образуются в толще Земли под воздействием высоких температур и давления. Они образуются из магматических или осадочных пород, которые в процессе геологической истории оказываются вновь в глубинах планеты. При этом они меняют свои свойства.

Вопросы о горных породах с ответами

  1. Чем отличаются глубинные магматические породы от изверженных? - Глубинные образуются в глубине, а изверженные в результате извержений вулканов на поверхности.
  2. Какой породой является базальт? - Изверженной магматической.
  3. На какие три группы делятся осадочные горные породы? - На обломочные, химические и органические.
  4. Как образовался каменный уголь? - Это остатки деревьев, которые росли на планете миллионы лет назад.
  5. Как горные породы вновь оказываются в глубине Земли? - Это происходит при тектонических процессах - сдвигах и прочих.
  6. Почему горные породы в глубине Земли меняют свои свойства? - На них воздействуют высокое давление и температура.

Это мне интересно

10. Найдите в интернете информацию о горных породах вашей местности. Опишите, как люди используют горные породы в вашей местности.

Московская область: горные породы и их использование

Основной горной породой Московской области является торф. Это осадочная горная порода, которая используется в качестве топлива.

Другой важной породой области являются глины. Это также осадочная горная порода, которая применяется для изготовления кирпичей и керамики.

Есть в области и месторождения фосфоритов. Это также осадочная горная порода, которая идёт на изготовление минеральных удобрений.

Немало в области песка, ещё одной осадочной породы. Песок необходим в строительстве и при производстве стекла.

Известняк тоже является осадочной породой. Его применяют в строительстве, для изготовления извести и цемента.

Из магматических и метаморфических пород в области имеются незначительные месторождения железных и титановых руд, которые могли бы использоваться в металлургии, но в настоящее время не разрабатываются.

среда, 28 декабря 2022 г.

Письмо другу "Путешествие в глубь Земли", пример для 5 класса

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 70

Параграф 20 "Земная кора - верхняя часть литосферы"

Каково внутреннее строение Земли. Что такое земная кора. Из каких крупных блоков состоит литосфера.

Откройте атлас

1. Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды. Какая карта вам понадобится?

Мне понадобится физическая карта полушарий. На ней я найду Гималаи, которые расположены на севере полуострова Индостан. Потом найду Альпы, которые находятся в центре Западной Европы. Кордильеры находятся в Северной Америке, вдоль побережья Тихого океана, а Анды - в Южной Америке.

Это я знаю

2. Дайте определение понятия литосфера.

Литосфера - это земная кора и твёрдая, верхняя часть мантии.

3. Что называется внутренними силами Земли?

Это энергия, заключённая внутри Земли. Она проявляет себя через землетрясения, извержения вулканов, движение материков.

4. Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

Внешние силы - это энергия Солнца. Под её воздействием меняется температура, возникают ветра, растут растения и живут животные. Эти процесы тоже меняют Землю: ветер переносит частицы земли, река прокладывает русло, горы разрушаются в пыль. Человек также является внешней силой и он строит города, шахты, карьеры, дамбы и многое другое, меняя лик планеты.

5. Самую высокую температуру имеет:

Выбираем вариант В: ядро.

6. Для чего необходимо изучать внутренние процессы Земли?

Изучение внутренних процессов Земли может помочь предсказывать извержения вулканов и землетрясения, расскажет о том, какой вид приобретёт поверхность Земли через многие тысячи лет.

7. Установите соответствие:

Земная кора: толщина от 5 до 80 км.

Мантия: в переводе означает покрывало, толщина примерно до 2900 км.

Ядро: основной элемент состава железо.

8. В чём заключаются особенности внутренних сфер Земли: ядра, мантии, земной коры?

Ядро находится в центре Земли и состоит из двух частей: внутренней твёрдой и внешней жидкой. Оно состоит из железа. Его температура 6000 градусов.

Мантия имеет температуру 2000 градусов. Она имеет свойства и жидкого, и твёрдого тела. Она может перемещаться.

Кора твёрдая и очень тонкая - до 80 километров. Она делится на материковую и океаническую. Океаническая кора тоньще и в ней нет слоя гранита.

Это я могу

9. Нарисуйте схему внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?

Повторим рисунок 42 "Внутренее строение Земли". Там четыре части: внутренее и внешнее ядро, мантия и кора.

Внутренее строение Земли

Это мне интересно

10. Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции в глубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишите это путешествие и свои впечатления.

Письмо другу "Путешествие в глубь Земли", пример

Привет, дружище!

Ты не поверишь! Я только что вернулся из путешествия в центр Земли! Это было практическое задание по географии.

На особом аппарате мы погрузились в Тихий океан, чтобы оттуда начать спуск к земному ядру. Там, в океане, толщина коры меньше, ведь в ней гранитного слоя.

Особые лазерные ножи начали вращаться с огромной скоростью и наш аппарат быстро пошёл вниз. Горные породы раздвигались, а следом за нами рвалась океаническая вода.

Но вот мы пробили тонкий слой коры и раскалённая магма запечатала проход. Она встретила воду океана и раздался взрыв, потом магма застыла, закрывая собой проход. А мы стремились всё дальше. В аппарате было комфортно и спокойно, вот только следить за спуском мы могли лишь по показаниям приборов, ведь за бортом было 2000 градусов!

Мантия тянулась долго. Я успел даже поспать. Но вот мы приблизились к внешнему земному ядру. Оно было жидким и капитан приказал остановиться. Дальше нам хода не было. Температура за бортом и так приблизилась к 6000 градусам. Ещё чуть-чуть и корпус аппарата не выдержит.

Мы покрутились у границ мантии, взяли пробы её вещества и вернулись на поверхность, уже в Сибири.

Я на всю жизнь запомню эту практику!

вторник, 27 декабря 2022 г.

Доклад "Маленький человек в произведениях А. Чехова", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 61

А. Чехов и его понимание историзма

Опыт литературоведческого исследования

Подтвердите мысль об эволюции маленького человека у Чехова примерами из прочитанных в 5, 6, 7 классах рассказов писателя. Подготовьте доклад на тему "Маленький человек в произведениях А. Чехова".

Доклад "Маленький человек в произведениях А. Чехова"

В русской литературной традиции до Чехова было принято сочувствовать и сострадать маленькому человеку, оказавшемуся под прессом жестокости общества. Достаточно привести в пример рассказы Пушкина "Станционный смотритель" или Гоголя "Шинель". Но Чехов по-новому взглянул на это проблему. В его изображении маленький человек эволюционировал в мелкого, вызывающего не сострадание, а насмешку.

В 5 классе мы прочитали рассказ "Хирургия", несомненно сатирический, полный насмешек над самоуверенным неучем Курятиным и тёмным дьячком Вонмигласовым. Этих героев смело можно назвать мелкими. Они полны невежества и предрассудков. В другое время страдания Вонмигласова вызвали бы сочувствие, но не в рассказе Чехова. Мы понимаем, что дьячок столь же виноват в своих бедах, сколь и фельдшер Курятин.

В 6 классе мы познакомились с рассказом "Толстый и тонкий", в котором два друга встретились после долгой разлуки. Казалось бы им радоваться и обниматься, но тонкий Порфирий оказывается мелким чиновником, а толстый Миша тайным советником. И между друзьями встают лесть, подобострастие, чинопочитание. Порфирий мелкий не только по должности, но по душе. Его поведение вызывает горький смех, но не сочувствие.

В 7 классе мы читали четыре рассказа Чехова и все они о мелких людишках. Мелких поступками, целями и душой. Надзиратель Очумелов из рассказа "Хамелеон" готов принять неправую сторону, главное, чтобы на ней был генерал. Юлия Васильевна из рассказа "Размазня" не имеет силы воли сказать слово в свою защиту. Она сносит все обвинения, хотя сознаёт их полную несправедливость.

Немного особняком стоят герои рассказов "Тоска" и "Злоумышленник". Извозчик Иона Потапов потерял сына, но его горе разбивается о стену людского равнодушия. Невежественный Денис Григорьев украл гайку, и не понимает, почему ему вменяют это в вину. Этих героев можно назвать мелкими, но они вызывают сочувствие. Горе Потапова и поступок Григорьева можно понять. А это говорит о том, что насмешка Чехова над мелким человеком не злая. Писателю горько и обидно, что люди не могут побороть своей рабской натуры, живут в страхе и невежестве.

Чехов переосмыслил вечную проблему маленького человека, проблему противостояния человека и общества. Он внёс в неё иронию, предпочитая бороться со злом смехом, а не состраданием. И, может быть, его подход к этой проблеме более правельный. Если маленький человек начнёт смеяться над собой, он поймёт, что надо изменить в жизни, чтобы стать сильным.

Чехов, маленький человек


понедельник, 26 декабря 2022 г.

А. Чехов "О любви", в чём суть рассказа, кто его герои, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 61-62

А. Чехов "О любви"

Размышляем о прочитанном

1. В чём суть рассказа? О чём он? Кто его герои?

Суть рассказа в том, что когда человек любит, он должен думать лишь о любви, а не о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Иначе он никогда не будет счастлив.

Рассказ о несчастной любви. Алехин и Анна Алексеевна полюбили друг друга, но скрывали свои чувства. Они открылись друг другу лишь при расставании, когда было поздно что-то менять.

Герои рассказа "О любви:

Алёхин Павел Константинович, одинокий помещик.

Луганович Дмитрий, товарищ председателя суда. Ему за 40 лет.

Анна Алексеевна, жена Лугановича, молодая красавица 22 лет.

2. Можно ли было предположить, как будут развиваться события? По каким приметам вы сделали такие выводы?

По началу рассказа можно понять, что он о несчастной любви. Об этом говорит история Пелагеи и Никанора, об этом говорят полные раскаяния рассуждения Алёхина о любви и личном счастье. Да и сам рассказчик одинок, а значит ничего в его жизни не сложилось.

3. Какое значение для развития действия имел рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

Рассказ предворяет рассуждения героя о любви. Он подводит читателя к мысли о том, что любовь странное чувство, которое трудно понять. И люди сами ставят себе ограничения, которые мешают развиться их любви.

4. Каково ваше отношение к героям и их поступкам? Что хотел сказать читателям автор? Как вы понимаете финал рассказа?

Алёхин показался мне безвольным человеком, неспособным на решительные поступки. Вместо того, чтобы поступить как мужчина и признаться, он мучился сомнениями, боялся навредить товарищу, думал о чужом счастье, а не о своём.

Анна Алексеевна мне представляется несчастной женщиной, которая вынуждена жить с нелюбимым мужем ради детей. Она тоже могла действовать решительней, раз Алёхин оказался таким тихим.

Автор хотел сказать читателю, что думая о чужом счастье, своего не построишь. Что любовь - чувство возвышенное, высшее, и она не терпит преград. Что для того, чтобы чего-то добиться нужно действовать, а не рассуждать.

В финале рассказа влюблённые расстаются несчастными, в слезах, запоздало понимая, что были неправы в своём поведении. Они сами разрушили своё счастье.

5. Какие размышления у вас вызвал рассказ? Осуждаете или одобряете вы поступки героев? Согласны ли вы рассуждениями о рассказе литературоведа Коровина? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа.

Мне понравился этот рассказ. Он очень поучительный и говорит о том, что ради любви следует забыть о всём, ведь она более важна, "чем счастье или несчастье, грех или добродетель".

Я осуждаю поступки героев, которые сами губили своё счастье.

Я согласна с мнением Коровина, что "груз нравственных сомнений" тянет героев вниз. Они не смогли преодолеть себя. Это привело к тому, что герои стали чувствовать себя глубоко несчастными. Алёхина считали "благородным существом", не зная, что творится у него на душе, а Анна Алексеевна "лечилась от расстройства нервов" и "испытывала странное раздражение" на Алёхина.

Фонохрестоматия

1. Какими чувствами пронизан рассказ Чехова "О любви"?

Рассказ пронизан чувством горечи от несбывшихся надежд, от утраченной мечты, от упущенного счастья.

2. Что хотел сказать своим рассказом автор? Передал ли эту мысль в своём чтении актёр?

Автор хотел сказать, что любовь важнее всего, это высшее чувство. Актёр хорошо передал эту мысль, особенно трагичным чтением концовки.

3. Какие мысли и настроения рассказчика передаются музыкой старинного романса?

Грустная и печальная музыка романса передаёт тоску рассказчика, его грусть, сожаление об упущенной любви.

4. Как вы понимаете слова здравомыслие, вялость? К какому герою они относятся?

Здравомыслие - это правильное, разумное мышление. Это слово относится к Лугановичу.

Вялость - внешняя усталость, разбитость, нежелание что-то делать. Вялый вид был у Алёхина, но вялым был и Луганович: "вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением".

5. Как вы понимаете выражения благородное существо, дурное настроение? С какими героями связаны эти выражения?

Благородное существо - человек, который поступает благородно, не совершает дурных поступков, которые может осудить общество. Так называли в доме Лугановичей Алёхина.

Дурное настроение - плохое настроение, раздражительность. Это чувство испытывала Анна Алексеевна, разочарованная в жизни.

6. Как понять концовку рассказа? Соответствует ли ей музыка и чтение актёра?

Концовка говорит о том, что для того, чтобы не жалеть об упущенных возможностях, человек должен руководствоваться в своих поступках высшими чувствами, например, любовью, забывая о менее важном.

Актёр читает концовку с надрывом, передавая ощущение запаздалого прозрения, боли в сердце, осознания совершённой ошибки. Последние слова он читает медленно, передавая ощущение безвозвратной потери.

Музыка подчёркивает грусть от разлуки и передаёт ощущение безысходности.

Развиваем дар слова

Объясните слова, введите их в собственную разговорную речь.

Пристрастие - привычка, склонность к чему-либо.
Порядочные люди - живущие по общепринятым правилам.
Белоручка - ничего не делающий сам человек.
Здешний - местный.
Безвыездно - не выезжая в другие места.
Утомлён - устал.
Обаятельная - привлекательная, милая, симпатичная.
Благотворно - положительно, полезно.
А. Чехов "О любви"


воскресенье, 25 декабря 2022 г.

Сообщение-презентация "Роджер Бэкон - деятель средневековой Европы"

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 251

Глава 9 "Культура Западной Европы в Средние века"

1. Перечислите, что изменилось в представлениях человека о мире, Боге, самом себе в эпоху Возрождения по сравнению с периодом раннего Средневековья. Какие из этих изменений вы считаете саыми важными? Почему?

В раннем Средневековье люди думали, что Иерусалим является пупом мира, а в Азии находятся горы, где расположен рай. Позже они узнали, что Земля очень большая, открыли Америку, создали точные карты.

В раннем Средневековье люди считали, что Бога невозможно понять, в него надо верить. Позже учёные решили, что разум должен помочь вере, а логика и философия помочь постичь Бога.

В раннем Средневековье человек не имел свободы воли, гуманисты стали считать человека лучшим творением Бога, которому предоставлен выбор судьбы и который должен стремиться к совершенству.

2. Выскажите своё мнение: есть связь между гуситским движением в Чехии и деятельностью гуманистов в Италии. Аргументируйте свой ответ.

Прямой связи между гуситским движением и деятельностью гуманистов нет, но взгляды Гуса во многом походили на представления гуманистов.

Гус критически относился к церкви и её догматам, он хотел реформировать церковь и убеждал последователей в том, что не папа римский является главой церкви, а сам Христос. Он принимал участие в изучении чудес и пришёл к выводу, что многие из них поддельные. То есть Гус использовал разум, чтобы постичь Бога, за что ратовали и гуманисты.

3. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов подготовьте презентацию об одном из деятелей кульутры средневековой Европы. Объясните, почему вы выбрали именно этого человека.

Я выбрала для презентации английского философа и учёного Роджера Бэкона. Это человек очень широких взглядов, который сильно продвинул средневековую науку. Его называли удивительным доктором и считали волшебником. Бэкон первым стал широко использовать опыты для изучения свойств предметов.

Роджер Бэкон - деятель культуры средневековой Европы

Роджер Бэкон родился на западе Англии в 1214 году в достаточно обеспеченной семье. Он получил хорошее домашнее образование, потом обучался в Оксфорде и Париже. В 1241 году Бэкон становится магистром искусств и начинает преподавать в Парижском университете. Он читает лекции по трудам Аристотеля.

Уже в это время он старается донести до студентов мысль о том, что для познания истины недостаточно разума и авторитета, нужны опыты. Бэкон становится доктором философии.

В 1250 году учёный возвращается в Оксфорд и вступает в монашеский орден францисканцев. В это время он активно занимается алхимией, астрологией, оптикой, проводя многочисленные эксперименты, поражавшие воображение современников.

Его подозревают в занятиях черной магией, но благодаря поддержке папы Климента IV Бэкон последовательно публикует три трактата, в которых описывает результаты своих изысканий.

В последние годы жизни Бэкон подвергает жёсткой критике политику церкви и его даже помещают под домашний арест. Умирает учёный в 1292 году.

За свою жизнь Бэкон совершил немало удивительных открытий, в том числе придумал лупу и очки, усовершенствовал телескоп и изучил своства пороха. Всю свою жизнь величайшей наукой Бэкон считал математику, как самую достоверную и понятную для изучения. Он полагал, что человеческий опыт бывает не только жизненный, но и полученный в результате доказательств. Он говорил об интуиции, внутреннем озарении, которое играет огромную роль в науке.

Роджер Бэкон, презентация

4. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием кульутры в Средние века:

  1. Создание первых хроник, житий святых и эпических песен. Они известны с 6-8 веков.
  2. Преподование Абеляра в Парижской соборной школе. Начало 12 века.
  3. Создание "Божественной комедии" Данте. Написана в 1308-1320 годах.
  4. Появление первой печатной Библии. Напечатана в 1457 году.

5. Каким свойством, по мнению алхимиков, обладал философский камень?

Философский камень превращал любой металл в золото.


суббота, 24 декабря 2022 г.

"Славянские государства и Византия в XIV-XV веках", 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 213-214

Глава 8 "Славянские государства и Византия в XIV-XV веках"

1. Дайте характеристику жизни и деятельности Яна Гуса. Почему этот человек прославился в истории?

Ян Гус был профессором Пражского университета. Он проповедовал в маленькой церкви, где обличал духовенство за отступление от бедности, за торговлю должностями и индульгенциями.

Гус требовал провести реформу церкви - отнять у неё землю, отменить плату за обряды, а богослужения проводить на чешском языке.

Гуса судили церковным судом и приговорили к сожжению. Но Гус не отступил от своих принципов, не изменил своей совести.

Его стойкость и мужество, яркая борьба с церковными злоупотреблениями прославила Гуса в истории.

2. Каковы были последствия Гуситских войн для Чехии? Как вы считаете, каких из них больше - положительных или отрицательных?

Положительных последствий гуситских войн было больше. 

К отрицательным можно отнести лишь одно - разорение страны в результате войн и многочисленные жертвы среди населения.

К положительным мы отнесём: создание сейма, то есть сословного собрания; ослабление роли католической церкви, которая лишилась земель и десятины; рост национального самосознания; создание гуситской церкви, подчинённой королю.

3. Как изменилось место Византийской империи в мире в эпоху Средневековья?

В раннем Средневековье Византия переживала расцвет. Она владела огромными территориями, была одной из сильнейших держав.

В конце эпохи Византия потеряла почти все территории, ослабла, в ней хозяйничали итальянские купцы. Она стала обычным слабым государством, легко павшим под ударами османов.

4. Исследуйте проблему "Каковы различия в судьбе славянских народов, принявших католичество и принявших православие".

Западные славянские народы приняли католичество. Государства, ими образованные, пережили те же события, что и прочие страны Европы. Например, в Чехии церковь завладела большими землями, здесь было сильное влияние немецких бюргеров. В результате произошли гуситские войны и образовалось сословная монархия.

Восточные и южные славянские народы приняли православие. Они сумели создать свои государства, но пережили длительный период феодальной раздробленности. Это сделало их лёгкой добычей для захватчиков: османов или монголо-татар.

5. Расположите в хронологической последовательности события истории Балканского полуострова:

  1. Освобождение Болгарии от власти Византии. Случилось в конце XII века.
  2. Образование Османского государства на севере Малой Азии. Произошло в конце XIII века.
  3. Битва на Косовом поле. Случилась в 1389 году.
  4. Осада Константинополя войсками Мехмеда II. Произошла в 1453 году.

Осада Константинополя 1453 год


пятница, 23 декабря 2022 г.

Проект "Создание национального парка в Танзании", 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 119

Параграф 30 "Учимся с полярной звездой"

Проект "Создание национального парка в Танзании", пример выполнения

Цель проекта

Создать особо охраняемую природную зону, национальный парк, в котором бы местные животные и растения чувствовали себя в безопасности, защищались бы человеком и смогли восстановить свою численность.

Доклад к проекту "Создание национального парка в Танзании"

В какой части Танзании планируется создание национального парка и почему

На сегодняшний момент в Танзании действуют 15 национальных парков, занимающих территорию 42 тысячи квадратных километров. Среди них крупнейшими и наиболее популярными у туристов оказываются парки Серенгети и Аруша.

Природные зоны Танзании отличаются большим разнообразием. Здесь имеются саванны, влажные экваториальные леса, горные луга и даже пустыни. Страна богата озёрами и реками, омывается водами Индийского океана. В Танзании находится высочайшая гора Африки - Килиманджаро, кстати, также выделенная в национальный парк.

Климат в Танзании экваториальный муссонный, есть области высотной поясности. Среднемесячная температура в большинстве регионов не опускается ниже +22 градусов.

Несмотря на значительное количество национальных парков, не вся территория страны охвачена охранняемыми природными зонами. Мне кажется, что есть необходимость создать ещё один национальный парк в районе озера Ньяса.

Это одно из крупнейших африканских озёр, расположенное в рифтовой зоне Восточной Африки. На северо-востоке озера находятся горы Ливингстона, уникальный по красоте край с большим разнообразием животных и растений. Именно там я хотела бы создать национальный парк, задачей которого стала бы не только охрана природы, но и экологическое просвящение людей.

В озере Ньяса обитает свыше 500 видов рыб, среди которых 400 видов цихлид, очень редких рыб, являющихся эндемиками озера Ньяса. Местное население вылавливает рыбу в большом количестве, что наносит урон их численности.

На побережье обитают многие редкие африканские животные, такие как слон, лев, бегемот, носорог, горилла, жираф. Здесь пасутся стада зебр и антилоп. Несмотря на то, что многие местные животные внесены в Красную книгу, охота на них продолжается браконьерами. Национальный парк в этой части Африки призван защитить редких животных от вымирания и восстановить численность их популяции.

Какие природные объекты будут охранятся и изучаться

Горы Ливингстона состоят из саванн и лесов, а на вершинах имеются луга. Я планирую охранять озеро Ньяса, горы Ливингстона, их растительность и животный мир.

Название национального парка

Я выбрала для национального парка название "Ньяса".

Схема национального парка

Природа выбранного места позволяет не только изучать природу, но и отдыхать. На берегу озера мной предусмотрены пляжные зоны и зоны для дайвинга. Рядом с береговой линией будет построено несколько кемпингов для круглосуточного пребывания. Чуть дальше будут находится научный центр, лаборатории учёных, ветеринарная клиника и прочие службы парка. Отсюда будут уходить экскурсии по парку. Я предусмотрела два маршрута. Один по лесу и саванне, второй - с заходом в горы.

Схема национального парка в Танзании

Рекламный проспект

Национальный парк "Ньяса" - рай на Земле!

Вас ждёт незабываемое путешествие в мир дикой африканской природы, возможность познакомиться с жизнью диких животных, полюбоваться живописными пейзажами и просто великолепно отдохнуть!

Национальный парк "Ньяса" ждёт вас!

Рекламный проспект нацонального парка

Значение проекта

Проект имеет огромное значение для сохранения биологического разнообразия уникальной природы Восточной Африки и экологического просвящения.

Решённая проблема

Будут сохранены озеро Ньяса, горы Ливингстона, животные и растения в них обитающие.

Полученный результат

Создан план национального парка "Ньяса", подготовлена рекламная компания для привлечения туристов.

Нерешённые проблемы

Доступность созданного парка "Ньяса" неудовлетворительная. Необходимо разрабатывать транспортную инфраструктуру.

Что дала мне работа над проектом

Я узнала много интересных фактов о природе этой части Африки, о проблемах, с которыми сталкиваются защитники природы, о необходимости преумножать число заповедников и национальных парков.

четверг, 22 декабря 2022 г.

Какие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО находятся в Египте, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 117

Параграф 29 "Египет"

Это я знаю

1. На каких материках расположен Египет?

Большая часть Египта расположена в Африке, на северо-востоке материка. Небольшая часть Египта находится на Синайском полуострове, который относится к Евразии.

2. Назовите три особенности Египта, выделяющие его среди других стран мира.

  • Египет - место зарождения одной из древнейших цивилизаций, от которой нам остались пирамиды и иные памятники.
  • Египет - преимущественно сельскохозяйственное государство, процветающее благодоря Нилу, единственной реке в этой части Африки.
  • Египту принадлежит Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, - кратчайший путь из Европы в Азию.

3. Каково главное занятие египтян?

Большинство египтян и сейчас занимаются сельским хозяйством, хотя растёт число работающих в промышленности, добывающем секторе, туризме.

4. Выберите верный ответ. Какая страна граничит с Египтом?

Выбираем ответ А. На западе Египет граничит с Ливией.

5. Выберите верный ответ. Какой товар поставляет египет в другие страны?

Выбираем ответ В: хлопок.

Это я могу

6. По карте на странице 108 определите, в какой природной зоне находится Египет.

Египет находится в природной зоне пустынь и полупустынь.

7. Объясните, используя рисунок 88, какая существует взаимосвязь между природными условиями Египта и образом жизни населения.

Зона орошаемого земледелия и плодоводства сосредоточена вдоль реки Нил, там природные условия позволяют развивать сельское хозяйство. В пустыне есть оазисы, где выращивают финиковые пальмы. Города также сосредоточены в долине Нила.

8. Объясните различия в хозяйственной деятельности египтян, живущих: в долине Нила; в пустынных районах; в городах.

В долине Нила много плодородных земель, здесь выгодно заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных культур, поэтому местное население занимается сельским хозяйством.

В пустыне нет плодородных земель, мало оазисов, живущие здесь бедуины ведут кочевой образ жизни, занимаясь животноводством.

В городах развивается промышленность, люди заняты в металлургии, машиностроении, химической промышленности, а также в сфере обслуживания.

Это мне интересно

9. Выясните, какие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО находятся в Египте. Обсудите с товарищем, какие из них вы хотели бы увидеть в первую очередь.

В Египте находятся 7 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и ещё 33 объекта считаются кандидатами на включение в этот список.

Список объектов вемирного наследия в Египте

  1. Раннехристианские памятники в Абу-Мене.
  2. Древние Фивы, храмы Карнак и Луксор.
  3. Исламский Каир.
  4. Мемфис и пирамиды Гизы.
  5. Памятники Нубии, Абу-Симбел.
  6. Монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове.
  7. Район палеонтологических находок Вади-аль-Хитан.

Среди кандидатов на включение в этот список пирамиды Дахшура, руины Александрийской библиотеки, Каирский музей и ряд других исторических и природных объектов.

Я бы хотела посетить в первую очередь знаменитые пирамиды Гизы и древние храмы в Фивах.

Всемирное наследие ЮНЕСКО, Египет


среда, 21 декабря 2022 г.

Путешествие по Африке от Лагоса до мыса Доброй Надежды, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 113

Параграф 28 "Африка: путешествие 2"

Путешествие по материку: озеро Виктория, Танзания, мыс Доброй Надежды.

От Лагоса до озера Виктория

Пролетая над центральной частью Африки, я видела как мангровые леса у побережья Гвинейского залива сменяются экваториальной гилеей, а на юге вздымаются горы массива Камерун. Это богатые обезьянами и другими животными леса, в которых текут многочисленные полноводные реки. Среди них - одна из крупнейших в Афике река Конго.

Постепенно впадина Конго, напоминающая собой тарелку, сменяется возвышенностями, переходящими в Восточно-Африканское плоскогорье. Я пролетала над прекрасными озёрами Альберт и Эдуард, на которых гнездятся тысячи птиц. И вот впереди показалась бескрайняя водная гладь. Но это не океан. Это крупнейшее африканское озеро Виктория.

От озера Виктория до Индийского океана

Пролетая над саванной Восточной Африки, я видела как экваториальные леса уступают своё место бескрайней саванне, по которой бродят жирафы, слоны, стада зебр и антилоп, охотятся львы. Я любовалась заснеженной вершиной Килиманджаро, самой высокой горы в Африке, которая является спящим вулканом.

Теперь я лечу над обжитыми, густонаселёнными территориями, где тут и там мелькают города и широкие плантации, на которых выращивают кофе, хлопок, чай, орехи. И вот уже впереди показался Индийский океан. Мы приблизились к побережью и я увидела остров Занзибар, туристический рай, называемый также островом пряностей.

Из Танзании к мысу Доброй Надежды

Пролетая над Южной частью Африки, я видела, как казавшиеся бесконечными саванны начинают уступать своё место пустынным землям. Мы отклонились к западу и влажные пассаты с Индийского океана сюда уже не достают.

Мой самолёт летит над огромными пустынями, расположенными на плато и плоскогорьях. Здесь добывают руду, алмазы, золото и уголь. На востоке промелкнули Капские и Драконовы горы и вот уже я у южной оконечности материка. Это знаменитый мыс Доброй Надежды, обогнув который древние мореплаватели покидали Атлантический океан и оказывались в Индийском. Здесь находится Кейптаун, один из крупнейших городов Южно-Африканской Республики и конечная цель моего путешествия.

Это я знаю

1. По физической карте Африки определите географические координаты горы Килиманджаро.

Координаты Килиманджаро: 3 градуса ю.ш., 37 градусов в.д.

2. Найдите на физической карте Африки город Найроби и остров Занзибар. Как они расположены относительно друг друга? В чём отличия их географического положения? Сравните климатические диаграммы этих объектов. В чём разница климатических условий? Как на эти различия влияет географическое положение? Определите тип климата.

Занзибар находится южнее Найроби, но почти на той же долготе. Это остров в Индийском океане, рядом с берегами Африки. Найроби - столица Кении. Она удалена от побережья и находится на плоскогорье на высоте 1600 метров над уровнем моря.

Мы видим сходство в климатических диаграммах этих объектов. И там, и там среднегодовая температура высока, есть ярко выраженные дождливые сезоны, приходящиеся на весну и осень. Но на Занзибаре осадков выпадает почти в два раза больше, а среднегодовая температура на 10 градусов выше, чем в Найроби.

Это связано с тем, что пассаты с Индийского океана несут на Занзибар осадки. А до Найроби значительная часть осадков не доходит из-за высоты города над уровнем моря и удалённостью от океана. Высотой над уровнем моря объясняется и более прохладный климат Найроби.

Климат в Найроби субэкваториальный континентальный, а на Занзибаре - субэкваториальный океанический.

3. Рассмотрите фотографии пигмеев в дождевом лесу и города Кейптаун. Что можно сказать об образе жизни людей в двух разных местах одного материка? Как вы думаете, согласились бы пигмеи перехать в Кейптаун? 

В разных частях Африки люди живут по-разному. В Кейптауне, большом современном городе, люди живут, наслаждаясь всеми благами цивилизации. Пигмеи в дождевых лесах живут так, как жили их предки много веков назад. В их жизни мало что изменилось.

Я не думаю, что пигмеи захотели бы перехать в Кейптаун. Они были бы там чужими, им хорошо в родных лесах.

4. Рассмотрите фотографии на странийах 111 и 112. Какими бы ещё фотографиями вы проиллюстрировали содержание параграфа? Подберите 4-5 фотографий из интернета или других источников.

Параграф проиллюстрирован фотографиями пигмеев, горы Килиманджаро, мыса Доброй Надежды и Кейптауна.

Я бы добавила фотографии реки Конго, озера Виктория, острова Занзибар, пустыни Намиб и Драконовых гор.

Восточная и Южная Африка, коллаж

5. Используя научно-популярную и художественную литературу, ресурсы интернета, дополните описание маршрута "От озера Виктория до Индийского океана" интересными фактами.

Интересные факты о Восточной Африке.

  1. В Восточной Африке находится рифтовая долина, разлом в земной коре, который постепенно увеличивается и через несколько миллионов лет отколет этот кусок Африки, превратив его в остров.
  2. Многие учёные считают, что именно здесь появились первые древнейшие предки человека.
  3. Последний раз вулкан Килиманджаро извергался 350 тысяч лет назад.
  4. В Кении, столица Найроби, находятся 59 национальных парков.
  5. Озеро Виктория - второе по площади среди пресноводных озёр мира, но его максимальная глубина всего 80 метров.

вторник, 20 декабря 2022 г.

Путешествие по Африке от Касабланки до Лагоса, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 107

Параграф 27 "Африка: путешествие 1"

Путешествие по материку: Северное побережье, Сахара, Лагос, Мали.

Над Северным побережьем Арфики

Пролетая над Северным побережьем Африки, я видела живописные места африканских субтропиков. Здесь богатая растительность, много городов, возделанные поля и сады. Это самый густонаселённый участок северной Африки.

Справа я видела высокие, заросшие лесом горы Атласа. Некоторые вершины поднимаются на высоту 4 километра. Слева плещутся волны Средиземного моря. В этих местах и раньше был центр цивилизации, поэтому в ряде мест можно увидеть древние развалины.

Я пролетела от Касапбланки, крупного города в Марокко, через Алжир и Тунис, до Триполи, столицы Ливии. Далее меня снова ждал Алжир и Сахара.

Над Сахарой

Пролетая над Сахарой, я видела бесконечный океан песков, среди которых редкими изумрудами блестели оазисы. Там росли финиковые пальмы, виднелись домашние животные. Иногда попадались нефтяные вышки, ведь в этом регионе находятся крупные запасы нефти.

Незаметно промелькнула граница Ливии и Мали. Постепенно безжизненная пустыня начинает разбавляться зарослями кустов и редких деревьев. Я достигла Сахеля, зоны полупустынь на границе Сахары. Здесь я видела многочисленные стада верблюдов, коз, овец. Кочевники провожали мой самолёт удивлёнными криками. А змеи, основные обитатели пустынь, поднимали вслед треугольные головы. Впереди начиналась саванна.

Над Мали

Пролетая над страной Мали, я видела, как меняется природа. Засушливые пески сменились высокими травами, блеснул солнечными бликами Нигер, одна из величайших африканских рек. Верблюды сменились антилопами и слонами. И вот я уже лечу над древним Томбукту. Это один из самых загадочных городов Африки, центр некогда великой цивилизации.

Вокруг Томбукту раскинулись бескрайние поля, где выращивают хлопок, арахис, просо, ямс, рис. По долине Нигера бродят стада домашних животных. Плотность населения здесь уже довольно высока.

Мой самолёт покидает пределы Мали, пересекает Буркина Фасо и Бенин, две небольшие африканские страны, и я оказываюсь в Нигерии, самой густонаселённой стране материка. Здесь растут влажные тропические леса, тут и там мелькают какао плантации. Множество небольших рек теряются среди лесов.

Вдали показался океан - это побережье Гвинейского залива. И вот я уже в Лагосе, одном из самых крупных и самых нищих городов Африки. Впереди горный Камерун...

Это я могу

1. Рассмотрите фото Сахеля.

На какую природную зону указывает виднеющаяся вдали растительность?

Редкие кустарники указывают на полупустыню.

Каких животных вы видите на переднем плане фотографии?

На рисунке видим: овец, ослов, коров, верблюдов.

Как по-вашему, это дикие или домашние животные?

Это домашние животные.

Каково главное занятие африканца, которого вы видите на фото?

Африканец - пастух, он занимается животноводством.

Что вы можете рассказать о Сахеле и проблемах, периодически возникающих в данном районе?

Сахель - узкая полоска полупустынь на границе Сахары. Здесь жарко, сухо, скудная растительность, а жители занимаются кочевым животноводством. Основными проблемами оказываются: вытаптывание стадами животных растительности и наступление пустыни; засуха; нехватка продовольствия.

2. По климатической диаграмме рис. 79 определите, каков годовой ход средней температуры воздуха в области Сахель. В какой сезон выпадает наибольшее количество осадков. Определите тип климата.

Зимой в Сахеле наблюдается температурный минимум, средняя температура воздуха оказывается чуть выше 20 градусов. Летом - температурный максимум, средняя температура превышает 30 градусов.

При этом, зимой  в Сахеле сухой сезон и минимум осадков. А дождливый сезон начинается в июне и длится до сентября.

Эта закономерность характерна для засушливого тропического климата.

3. По физической карте Африки определите географические координаты Лагоса.

Координаты Лагоса: 6 градусов с.ш, 3 градуса в.д. Это почти экватор и нулевой меридиан.

Коллаж "Путешествие от Касабланки до Лагоса"


понедельник, 19 декабря 2022 г.

"Поэзия родной природы" краткое содержание, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 44, 45, 46, 47

М. Лермонтов "Осень"

Фонохрестоматия

1. Как интонацией, тембром голоса Елена Габец показывает преображение природы?

Актриса читает строки Лермонтова проникновенным голосом, негромким, но выразительным.

2. Как ритм, рифмы стихотворения помогают чтецу передать настроение поэта?

Ритм стихотворения неспешный, мелодичный, передаёт лёгкую грусть. Рифма в стихотворении перекрёстная, нечетная строка заканчивается открытой рифмой, протяжной, неторопливой. Чётная строка заканчивается закрытой рифмой, словно подводящей итог. Это тоже помогает почувствовать настроение поэта, его смирение перед лицом неизбежности.

3. Настраивает ли музыка Моцарта на осенний пейзаж, на созерцание природы и на печальное состояние души поэта?

Музыка Моцарта медленная, тихая, немного печальная. Она успокаивает, умиротворяет, настраивает на созерцание природы.

4. Как ведут себя люди и звери? Передаёт ли всё это вместе настроение поэта? Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как Лермонтов описывает окружающий мир природы?

Пахарь в стихотворении уже не отдыхает от полуденных трудов, зверь спешит укрыться. Делают они это не по своему желанию, а по велению природы, осени. Пахарь раньше любил полуденный отдыхпосле работы, теперь нет работы и нет отдыха. Зверь не прятался, бегая по лесам, теперь поневоле прячется, готовясь к зиме.

Их поведение помогает понять настроение поэта. Оно грустное, ему тоже не хочется печалиться, но осень настраивает поэта на это чувство. Печаль поэта вынужденная.

Ф. Тютчев "Осенний вечер"

Фонохрестоматия

1. Какие чувства передаёт Тютчев, описывая осенний вечер? 

Тютчев передаёт в стихотворении лёгкую грусть, но и тихую радость. Земля грустно-сиротеет, но светлость вечеров несёт таинственную прелесть.

2. В чём сходство и различие восприятия осенний природы у Лермонтова и Тютчева?

Поэты, описывая осень, говорили о чувстве грусти, которое рождается у них при виде увядающей природы. Но у Тютчева есть ещё и радость от созерцания красоты этого уведания. Он находит в себе силы любоваться осенью.

3. Какова эмоциональная окраска звучания эпитетов в чтении Алины Покровской?

В зависимости от эпитета эмоциональная окраска звучания может быть нежной, трогательной, суровой, грустной, радостной.

4. Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможенье, кроткая? Можете ли подобрать к ним синонимы? Как эти слова прозвучали в чтении актрисы?

Умильная - умилительная, вызывающая умиление, милая.
Таинственная - полная загадочности.
Ущерб - потеря, в данном случае потеря листвы, зелени и прочего.
Изнеможенье - усталость, желание отдыха.
Кроткая - покорная, беззлобная.

Эпитеты прозвучали трогательно, нежно (умильная, таинственная, кроткая) и грустно, печально (ущерб, изнеможенье).

5. Подумайте, как усиливает восприятие чтения музыка Чайковского?

Музыка Чайковского тихая, почти незаметная на фоне голоса актрисы. Но она добавляет таинственности стихотворению, настраивает на ожидание чуда.

6. Можно ли сказать, что, рисуя осенний вечер, поэт открывает нам собственное переживание тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

Любое лирическое стихотворение открывает перед нами чувства поэта, его переживания, отношение к природе. И это стихотворение Фета не исключение. Поэт делится с нами своими чувствами и переживаниями и мы легко их воспринимаем.

А. Фет "Первый ландыш"

Фонохрестоматия

1. Какие сравнения использует Фет при описании первого ландыша?

Поэт использует сравнения: девственная, душистой, пленителен, воспламеняющей, робкий, молодой.

Фет использует для описания ландыша метафоры и сравнения, поэтому эпитеты в них тоже относятся к цветку.

2. Как звучит настроение радости поэта от созерцания первого ландыша в чтении актрисы Елены Габец?

Чтение актрисы очень душевное, открытое, радостное, оно точно передаёт настроение поэта.

3. Какие интонации актрисы сопровождают слова и словосочетания: девстенная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

Эти словосочетания актриса произносит восторженно, с лёгким оттенком восхищения.

4. Что добавляет к чтению актрисы музыка Моцарта?

Музыка Моцарта тоже лёгкая, тихая, несмелая. Она словно подчёркивает робость первого цветка.

Развиваем дар слова

1. Передайте кратко содержание статьи, предворяющей тексты стихотворных произведений. Прочитайте стихотворения и подумайте, какая мысль поэта воплощена в каждом из них.

Краткое содержание статьи "Поэзия родной природы"

Русских поэтов всегда привлекала родная природа. Она дорога им внутренней красотой, раздольем, спокойствием, величием.

Русская поэзия соединяла гуманные принципы с разумными и справедливыми законами природы. Природа выступала врачом, укрепляющим дух и исцеляющим от душевных недугов.

Поэты черпали в природе силы для борьбы, веры в лучшее, оптимизма, задумывались о философских вопросах и решали противоречия своего сознания.

В лирике природа была не просто фоном, а частью души человека, связывающей его с родным краем и Отчизной. Чувство родной земли неотделимо от восприятия природы.

Главная мысль стихотворений:

А. Пушкин "Цветы последние милей" - Осенние цветы кажутся милее, потому что они последние.

М. Лермонтов "Осень" - Осень пора увядания и вызывает грусть.

Ф. Тютчев "Осенний вечер" - Осень пора увядания, но в ней есть таинственная прелесть.

А. Фет "Первый ландыш" - Прекрасна весна и её первые подарки.

А. Майков "Поле зыблется цветами" - Весна наполняет человека надеждами и радостью.

2. Обратите внимание на эпитеты в стихотворениях разных поэтов об осени. Какие чувства подчёркивают они? Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милее? Каковы наблюдения Лермонтова над поведением людей, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении?

Для описания осени характерны эпитеты, которые подчёркивают грусть: унылые, мрачную, зловеший, грустно-сиротеющей, холодный.

Но также используются и более светлые, радостные эпитеты, подчёркивающие красоту осени: роскошных, сладкого, умильная, таинственная, багряных.

Последние цветы кажутся Пушкину милее, потому что они единственное, что напоминает о лете. Их мало, а малое всегда более ценно.

Лермонтов обратил внимание, что с наступлением осени работа в полях прекращается, животные стараются найти убежище на зиму, листья облетают, месяц становится тусклым.

С приходом осени поэт грустит. Об этом говорят слова: поникши, мрачную, поневоле.

3. Что, по мнению Тютчева, происходит в природе с приходом осени? Как вы понимаете слова и словосочетания: ущерб, изнеможенье, божественной стыдливостью страданья?

Тютчев замечает, что осенью вечера становятся светлыми, листья становятся багряными, иногда дуют холодные ветра, природа увядает.

Ущерб - потеря чего-либо.
Изнеможенье - сильная усталость.
Божественной стыдливостью страдания - стыд за собственное страдание, бессилие, присущий разумному человеку.

4. Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные Майковым и Фетом.

Весной тает снег и появляются первые цветы. В голубых небесах поют жаворонки. Природа оживает и человек радуется вместе с ней. Он улыбается, мечтает, восторгается.

Фет восторгается чистотой ландыша и отмечает, что весной появляется избыток жизни.

Майков восторгается пением жаворонков, которые будят в нём надежды молодые, утешающие сердце.

А. Фет "Первый ландыш", рисунок


воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Пример сообщения о Ливингстоне, Стэнли, Юнкере, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 103

Параграф 26 "Африка в мире"

Что знают об Африке в мире. Кто живёт в Африке. Чем заняты африканцы.

 Откройте атлас

1. На карте найдите крупнейшие по площади государства Африки и назовите их.

Крупнейшими в Африке являются: Алжир, Демократическая республика Конго, Ливия, Судан, Ангола, Нигер, Мали, ЮАР, Чад.

Это я знаю

2. Назовите характерные черты Африки с точки зрения её места в мире.

Долгое время Африка была поделена на колонии между европейскими государствами. В Африке есть богатые запасы природных ископаемых, древесины, а труд местного населения дешев. После обретения независимости страны Африки не избавились от проблем. Здесь по-прежнему низкий уровень жизни, плохая медицина и образование, а значительная часть населения голодает. При этом в странах континента часто случаются конфликты.

Большинство стран Африки бедные, несмотря на природные богатства.

3. Как размещено население Африки? Чем занято население Африки?

Две трети населения Африки живёт в сельской местности, остальные - в городах. На севере материка проживают арабы, а дальше к югу - представители негроидной расы.

В Африке производят многие сельскохозяйственные культуры на плантациях: кофе, арахис, какао, бананы; добывают нефть, руду, золото, алмазы. Животноводство развито слабо. Для себя африканцы производят зерновые культуры и клубнеплоды.

4. Назовите главные результаты изучения Африки, которые получили исследователи:

Ливингстон: исследовал реки Замбези и Луалабу, озёра Ньяса и Танганьика, пустыню Калахари, открыл водопад Виктория.

Стэнли: изучил долину реки Конго.

Юнкер: составил карту водораздела рек Конго, Нила и Нигера.

Это я могу

5. Постройте круговую диаграмму, используя следующие данные: в хозяйстве Африки население занято: в промышленности 20%, в сельском хозяйстве 60%, в сфере услуг 20%. Какие выводы вы можете сделать, проанализировав диаграмму?

Вывод: Промышленность в Африке развита слабо, но благодаря огромным запасам полезных ископаемых и людским ресурсам, её доля будет увеличиваться. Сельское хозяйство традиционно хорошо развито, благодаря странам с удобным климатом, позволяющим выращивать по два урожая в год. Сфера услуг на подъёме, а значит уровень комфортности будет возрастать.

6. По рисунку 72 определите государственные языки Кении и Сенегала.

Кения была английской колонией и государственным здесь остаётся английский язык.

Сенегал был колонией Франции и здесь государственным стал французский.

7. По карте "Народы и плотность населения мира" в атласе, определите районы Африки имеющие самую большую и самую маленькую плотность населения. Сравните данные со средней плотностью населения мира. Чем, на ваш взгляд объясняются различия?

Наибольшей плотностью населения обладают районы: побережье Гвинейского залива, юг Африки, узкая часть вдоль Средиземного моря.

Наименьшей плотностью отличаются внутренние районы в пустыне Сахара.

Мы видим, что средняя плотность населения Африки уступает плотности населения развитых стран: Западной Европы, США, а также Индии и Китая, но она сопаставима с плотностью населения Южной и Северной Америк.

Такая плотность населения объясняется низким уровнем жизни, высокой смертностью населения во многих странах Африки.

8. Найдите на карте государства Африки - важнейшие производители нефти.

Важнейшими производителями нефти являются: Нигерия, Ангола, Алжир, Ливия, Египет. В этих странах добывается десятая часть нефти от мировой добычи.

Это мне интересно

9. Подготовьте сообщение об одном из путешественников или исследователей Африки по плану: краткая биография, где проходили исследования, что было открыто, изучено, человеческие качества путешественника, вклад в географическую науку, что рекомендуете прочитать о нём в книгах, интернете.

Сообщение о Давиде Ливингстоне по плану

Давид Ливингстон родился 19 марта 1813 года в Шотландии в бедной семье. Он самостоятельно учился и копил деньги на университет. После окончания университета он стал миссионером и отправился в Южную Африку. Многие годы он путешествовал по континенту, изучал обычаи и языки местных народов, создавал миссии. При этом он совершал множество открытий, что принесло ему мировую известность как географа и золотую медаль Королевского географического общества. Во время поисков истока Нила Ливингстон сильно заболел и был объявлен пропавшим без вести. Его нашёл Генри Стэнли. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Ливингстон продолжал свои исследования. Он и умер в путешествии 1 мая 1873 года в Замбии.

Исследования Ливингстона затронули весь юг и центр Африканского континента.

Он открыл озеро Нгами в Калахари, озеро Дилоло на водоразделе Конго и Замбези, водопад Виктория, озеро Бангвеулу. Ливингстон изучил течения многих африканских рек: Конго, Замбези, Луалабу, озёра Танганьику и Ньяса, он искал исток Нила.

Как человек Ливингстон прославился миссионерской деятельностью и первым стал выступать в защиту африканского населения. Он был целеустремлённым, самоотверженным человеком, для которого наука значила больше, чем собственная жизнь.

Открытия Ливингстона далеко продвинули географическую науку, дав ей сведения о самых глухих уголках Африки.

Я рекомендую прочитать книгу Д. Коропчевского "Давид Ливингстон: его жизнь, путешествия и географические открытия".

Сообщение о Генри Стэнли по плану

Генри Мортон Стэнли родился 28 января 1841 года в Уэльсе. Он был незаконорожденным сыном дочери бедного фермера. В 15 лет Генри приехал в Новый Орлеан и поступил в контору богатого купца Стэнли. Тому так понравился расторопный мальчик, что он усыновил его. Потом Стэнли участвовал в Гражданской войне, был моряком и, наконец, стал коорреспондентом крупной газеты "Нью-Йорк геральд". Как корреспондент он отправился в Африку, сперва в Эфиопию, а потом по поручению редактора занялся поисками пропавшей экспедиции Ливингстона.

Исследования Стэнли проходили в центральной и восточной частях Африки.

Стэнли сумел найти пропавшего Ливингстона и некоторое время путешествовал с ним. Потом он занялся самостоятельными исследованиями и колонизацией. Он открыл озеро Альберт-Эдуард и верхнее течение реки Конго. Изучил озёра Танганьика и Укереве, реку Арувими.

Стэнли отличался энергичностью, смелостью, решительностью, но при этом был колонизатором и эксплуататором африканского населения.

Благодаря исследованиям Стэнли географическая наука получила верное представление о ряде областей центральной Африки. Стэнли умер 10 мая 1904 года в Лондоне. За свои заслуги был награждён орденом Бани.

Я рекомендую прочитать книгу Я. Абрамова "Генри Мортон Стэнли: его жизнь, путешествия и географические открытия".

Сообщение о Василии Юнкере по плану

Василий Юнкер родился 25 марта 1846 года в Москве в богатой семье. Он получил хорошее образование, изучал медицину в университетах Европы. Но практикующим врачом Юнкер не стал, посвятив свою жизнь исследованиям Африки. Он посетил Нижний Египет, где искал старое русло Нила, занимался археологией в Тунисе. Потом Юнкер переключился на исследования Восточной и Центральной Африки: Судана, Чада, Уганды. Только в 1887 году исследователь вернулся в Россию и последующие годы занимался обработкой собранного материала и богатых коллекций. Умер Юнкер 1 феврала 1892 года.

Исследования Юнкера проходили в центральных областях Африки.

Он исследовал Ливийскую пустыню, реки Собат, Роль, Джут, Уэле. Он открыл, что река Уэле идентична реке Убанги, и является притоком Конго.

Юнкер отличался тщательностью, аккуратностью, был настойчив и любопытен.

Его исследования внесли большой вклад в географическую науку. Благодаря им был разрешён вопрос о водоразделе Нила, Нигера и Конго. Также Юнкер собрал много этнографических сведений, исследовал флору и фауну.

Я рекомендую прочитать книгу самого путешественника В. Юнкера "Путешествия по Африке".

Исследователи Африки


суббота, 17 декабря 2022 г.

Визитная карточка материка Африка, пример, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 7 класс, Алексеев А.И., стр. 99

Параграф 25 "Африка: образ материка"

О чём говорит географическое положение Африки. Как строение земной коры и рельеф Африки влияют на её природу. Что влияет на климат Африки. Что зависит от климата.

Откройте атлас

1. На физической карте Африки найдите географические объекты, выделенные в тексте параграфа жирным шрифтом.

  1. Мыс Бен-Секка
  2. Мыс Игольный
  3. Гибралтарский пролив
  4. Баб-эль-Мандебский пролив
  5. Остров Мадагаскар
  6. Полуостров Сомали
  7. Восточно-Африканское плоскогорье
  8. Эфиопское нагорье
  9. Гвинейское нагорье
  10. Ахаггар
  11. Сахара
  12. Впадина Конго
  13. Пустыня Намиб
  14. Атласские горы
  15. Капские горы
  16. Драконовы горы
  17. Массив Камерун
  18. Килиманджаро
  19. Озеро Танганьика
  20. Озеро Ньяса
  21. Озеро Рудольф
  22. Река Конго
  23. Нил с Каггерой
Африка, географические объекты на карте

Это я знаю

2. Каковы особенности географического положения Африки?

Африка пересекается экватором примерно посередине, поэтому это самый жаркий материк. Она отделена от Евразии узким Суэцким каналом, Средиземным и Красным морями. Омывается водами Атлантического океана на западе и Индийского океана на востоке.

3. Выделите особенности рельефа Африки. С чем они связаны?

Африка преимущественно состоит из возвышенных равнин и плоскогорий. Лишь по побережьям и в долинах рек имеются низменности. Это связано с расположением Африки на единой Африкано-Аравийской платформе. Плоскогорья и нагорья располагаются на щитах, впадины и пустыни на плитах. На севере и юге материка есть молодые горы: Капские, Драконовы и Атласские. Для Африки характерен резкий перепад высот в руслах рек.

4. Охарактеризуйте размещение полезных ископаемых на материке.

Африка богата полезными ископаемыми. На осадочных плитах севера Африки и в Гвинейском заливе много нефти. На щитах располагаются рудные месторождения: железные, медные, марганцевые, золото.

5. Установите особенности климата Африки.

Большая часть Африки лежит между двумя тропиками. Здесь всегда жарко, среднемесячные температуры не опускаются ниже +18. Больше всего тепла получает Сахара (среднемесячная температура +30). На климат Африки влияют пассаты, холодные и тёплые океанические течения, а также сужение материка к югу. Поэтому на севере климат более континентальный, чем на юге.

6. Выберите верные утверждения:

Выбираем утверждения а) Африка пересекается экватором посередине, в) Это самый жаркий материк, г) Килиманджаро - самая высокая вершина.

Это я могу

7. Обратившись к картам и рисункам параграфов 11 и 14, установите, в каких тепловых и климатических поясах лежит Африка.

Африка расположена в 2 тепловых поясах. Большая часть лежит в жарком поясе, крайние север и юг - в умеренном.

Африка расположена в 7 климатических поясах: экваториальном, двух субэкаваториальных, двух тропических, и двух совсем небольших субтропических поясах.

8. По рисунку 66 определите, какие формы рельефа на нём представлены.

Большую площадь на рисунке занимают возвышенные равнины, высотой до 500 метров. Они начинаются почти сразу от прибрежных низменностей.

Равнины пересекаются руслами рек, таких как Конго и Луалаба.

На востоке Африки находятся высокие плоскогорья, которые спускаются к долинам рек огромными уступами. Там находятся озёра, такие, как Виктория. Высочайшими точками плоскогорий оказываются горы, такие как Кения.

Видим на рисунке и горный хребет Митумба.

9. Вычислите протяжённость Африки с запада на восток по экватору, с севера на юг по 20 градусу восточной долготы в градусах и километрах.

По экватору Африка лежит между 9 и 43 градусами в.д. Её протяжённость примерно 34 градуса. Длина градуса по экватору равна 111 км. Протяжённость Африки по экватору составляет примерно 3700 километров.

По 20 меридиану Африка лежит между 33 градусом с.ш. и 35 градусами ю.ш., что составляет 68 градусов. Длина градуса по меридиану также равна 111 км, а значит протяжённость Африки составляет 7500 километров.

10. Опишите Атласские горы по плану

В какой части материка находятся: на северо-западе, вдоль побережья Средиземного моря и до Атлантического океана.

В каком направлении протянулись: с запада на восток.

Приблизительная протяжённость: примерно 2000 километров.

Преобладающие и максимальные высоты: преобладают высоты 1200-1500 метров, высочайшая точка гора Тубкаль - 4167 метров.

Возраст: около 50 миллионов лет, относятся к Альпийской складчатости.

Это мне интересно

11. Используя текст учебника, карты, дополнительную литературу, создайте визитную карточку Африки. Визитная карточка, дающая представление о материке, должна начинаться со слов "Африка - это...".

Визитная карточка материка Африка

Африка - это второй по площади материк Земли. Его площадь более 30 миллионов квадратных километров.

Африка расположена сразу в четырёх полушариях Земли. Экватор делит её примерно посередине, а нулевой меридиан проходит по западной части материка. Крайняя северная точка Африки - мыс Бен-Секка, лежащий на 37 градусе с.ш., а крайняя южная - мыс Игольный, который лежит на 35 градусе ю.ш. Таким образом Африка вытянута в меридиальном направлении более чем на 7 тысяч километров.

Крайняя восточная точка материка - мыс Раф-Хафун, лежаший на 51 градусе в.д., а крайняя западная - мыс Альмади, лежаший на 17 градусе з.д., уже в другом полушарии.

Африка омывается водами Атлантического и Индийского океанов, а на севере и северо-западе отделена от Евразии Средиземным и Красным морями. Через узкий Суэцкий перешеек проложен канал, разделяющий два материка.

У берегов Африки мало островов, но здесь находится остров Мадагаскар, четвёртый по площади остров мира.

Африка имеет простое тектоническое строение. Весь материк находится на единой Африкано-Аравийской платформе, поэтому здесь преобладают возвышенные равнины и плоскогорья, разрезанные узкими речными долинами. Почти весь рельеф материка состоит из щитов и плит, покрытых осадочными породами. Молодые горы находятся лишь на крайнем северо-западе и юго-востоке материка. Это Атласские горы на севере, Капские и Драконовы горы на юге.

На востоке Африки находится и Великий Африканский разлом, состоящий из узких рифтов, в которых находятся крупные озёра континента: Ньяса, Танганьика, Рудольф. В этой зоне сосредоточены дремлющие вулканы Африки, в том числе Килиманджаро, самая высокая гора материка, вздымающаяся на высоту 5895 метров.

Благодаря такому геологическому строению на материке много полезных ископаемых. На осадочных плитах имеется нефть, на щитах - рудные месторождения.

Африка является самым жарким континетом планеты. Она почти целиком расположена в жарком тепловом поясе. Климат материка определяется пассатами, которые приносят горячий тропический воздух на север Африки и влажный морской на юг.

Большую роль в формировании климата играют и морские течения. Холодные - снижают температуру, но усиливают засушливость, а тёплые - увеличивают температуру.

В Африке достаточно много рек, среди них самая длинная река мира Нил, текущая с юга на север и впадающая в Средиземное море. Также к крупным рекам относятся Конго и Нигер. В Африке находится озеро Виктория, второе по площади пресноводное озеро мира. Здесь же находится водопад Виктория на реке Замбези, один из крупнейших в мире.

В Африке много природных зон, от экваториальных лесов, до засушливых пустынь. Здесь богатый и разнообразный животный и растительный мир. В Африке растет знаменитый баобаб, обитают слоны, бегемоты, жирафы, львы и носороги.

В Африке проживает 1.3 миллиарда человек, здесь расположены 55 стран, среди которых самыми крупными являются Египет, Алжир, Нигерия, Конго, ЮАР и другие.

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...