понедельник, 13 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 69-74

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать с текстом. Слово»

Текст 1.

1.  Прочитай название произведения. Как ты понимаешь смысл этого заголовка? Обсуди в классе.

Прочитаем название стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».

В этом стихотворении будет рассказываться о словах. Смысл: слово (рассказ) о словах, которыми мы говорим.

2. Прочитай стихотворение. Подчеркни красным карандашом непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают. Подчеркни синим карандашом выражения, которые описывают слово.

Читаем стихотворение «Слово о словах».

Подчёркиваем красным: молвить (сказать), медью траурной (печальной, в переносном смысле — похоронный оркестр), ненароком (случайно).

Подчёркиваем синим:

Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
То жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И в крошку камень раздробить
Оно одарит или ограбит.

3. Проверь себя. Побери прилагательные, которые раскрывают смысл этих выражений. Объясни выражения.

Оно бывает то сурово — жестокий слова, жестоко. Смысл: словом можно осудить, наказать.

То рождено теплом души — добрые слова, тёплое. Смысл: идёт от самого сердца.

То жаворонком вьётся — радостные слова, радостное. Смысл: слово весело и беззаботно, как птичка.

То медью траурной поёт — скорбные слова, печальное. Смысл: слово огорчает, лишает надежды.

Им можно радости прибавить — приветливые слова, радостное. Смысл: слава могут радовать хорошими новостями.

И радость людям отравить — лживые слова, обманчивое. Смысл: словами можно обманывать.

Им можно лёд зимой расплавить — тёплые слова, жаркое. Смысл: слова согревают жарче солнца.

И камень в крошку раздробить — мужественные слова, решительное. Смысл: словами можно совершить невозможное, очень трудное.

4. Найди в тексте слова, которые помогают определить главную мысль стихотворения. Подчеркни. Запиши главную мысль своими словами. Если трудно, используй пословицы.

Понять главную мысль стихотворения помогают две первых и две последних строки.

Своими словами: Не подумав, ничего не говори, будь осторожен со словами.

Подходит пословица: Говорить не думая, что стрелять без цели.

Текст 2. 

1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Почему автор сравнивает слово со звездой? Выскажи предположение. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Пришвина ты знаешь? Запиши.

Текст называется «Слово-звезда». Смысл: слово как звезда, может светить много лет, а может быстро погаснуть.

Мне знаком писатель Михаил Пришвин. Я читала его рассказы: «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Осеннее утро», «Золотой луг», «Ёж».

2. Прочитай текст. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Читаем текст М. Пришвина «Слово-звезда».

3. Совпало ли твоё предположение с мыслью автора? Подчеркни красным карандашом слова и выражения, которыми автор описывает слово и его действия.

Моё предположение совпало с мнением автора.

Подчёркиваем красным слова:

  • живёт, горит, светится, как звезда на небе.
  • погасает, когда слетит с наших губ.
  • как свет погасшей звезды, летит к человеку.
  • слово остаётся и летит из поколения в поколение.

4. Подчеркни синим карандашом слова и выражения, которыми автор описывает звезду и её действия. Чем похожи слово и звезда?

Подчёркиваем синим:

  • живёт, горит, светится.
  • погасает.
  • летит к человеку.
  • горит ещё тысячи лет.

Слово и звезда похожи:

  • живут, горят, светятся.
  • могут погаснуть.
  • летят к человеку.
  • остаются после угасания.

5. Как ты думаешь, любое ли слово «остаётся и летит из поколения в поколение»? Какие слова живут вечно? Напиши.

Не всякое слово остаётся и летит из поколения в поколение. Только мудрые, добрые, честные слова, которые называют вечными.

Это: мир, любовь, сострадание, справедливость, доброта.

Текст 3.

1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Объясни. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Зощенко ты знаешь? Запиши.

Рассказ называется «Золотые слова». Смысл названия: слова могут такими же ценными для человека, как золото.

Мне знаком писатель Михаил Зощенко. Я читала его рассказы «Не надо врать», «Великие путешественники», «Ёлка».

2. Прочитай отрывок из рассказа. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.

Читаем отрывок из рассказа «Золотые слова» М. Зощенко.

Подчёркиваем непонятные слова:

  • гадкие — плохие, непослушные.
  • беспрекословно — не споря, послушно.
  • абсурд — глупость, нелепость.

3. Перечитай текст. Найди «золотые слова», которые услышал и запомнил автор. Подчеркни. Как ты их понимаешь? Приведи примеры. Обсудите в классе.

Золотые слова папы: Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки.

Я их понимаю так: то, что было правильно сегодня, может оказаться неправильным завтра, потому что обстановка или обстоятельства изменятся.

Примеры:

Сегодня дают концерт и я могу на него сходить. Завтра концерта не будет и идти на него бесполезно.

Домашнее задание нужно было сделать к сегодняшнему уроку, делать его к завтрашнему бесполезно, всё равно уже получил двойку.

4. Какие «золотые слова» помогают тебе быть счастливым? Напиши.

Мне помогают быть счастливым следующие слова:

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Делай что должно, и будь, что будет.
  • Родители плохого не посоветуют.

5. Прочитай пословицу. Согласишься ли ты с ней? Объясни свою точку зрения. Напиши небольшое рассуждение.

Пословица: Мудрое слово дороже богатства.

Сочинение-рассуждение «Мудрое слово дороже богатства», пример

Я считаю, что мудрое слово дороже богатства, материальных ценностей.

Деньги, как приходят, так и уходят. Их бесполезно хранить, потому что из-за инфляции они обесцениваются. То что вчера было богатством, сегодня ничего не стоит.

Совсем иначе обстоит дело с мудрым словом. Оно всегда будет представлять ценность, не подверженную никаким инфляциям. Мудрый совет поможет найти выход из трудной ситуации, подскажет правильное решение, поддержит в горе, не даст совершить глупость.

Поэтому мудрые слова будут вечной ценностью. Они летят к людям от поколения к поколению.

пятница, 10 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 66-68

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать с предложением. Слово»

1.  Прочитай предложения. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что означают эти слова.

Читаем предложения В. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой привести.

Подчеркнём слово Полки. Это множественное число слова Полк, которое означает воинское подразделение.

2. Подчеркни красным карандашом, о чём говорится в предложении. Подчеркни синим карандашом, что говорится о слове.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой привести.

3. Что значит «словом можно убить»? Как ты понимаешь это высказывание? Объясни. Напиши.

Это значит: словом можно смертельно обидеть, ранить, уничтожить морально, подавить, оскорбить.

4. Какими словами можно сделать больно? Подчеркни. Объясни свой выбор.

Подчёркиваем слова:

  • неосторожные слова — случайно можно обидеть, сделать больно без злого умысла.
  • злые слова — оскорбления всегда делают нам больно.
  • беспощадные слова — критика может восприниматься болезненно.
  • насмешливые слова — чужая насмешка может показаться обидной, а значит сделать больно.
  • холодные слова — чужое равнодушие также может делать больно.

5. Что значит «словом можно спасти»? Объясни смысл высказывания. Запиши.

Это значит, что словом можно подбодрить человека, поддержать его в трудную минуту, помочь справиться с бедой.

6. Какие слова и выражения сочувствия, утешения тебе знакомы? Напиши. Обсудите в классе.

Примеры слов сочувствия:

  • Не переживай;
  • Держись;
  • Мы с тобой;
  • Ты не один;
  • Не падай духом;
  • Сочувствую;
  • Соболезную;
  • Всё пройдёт.

7. Что значит «полки за собой повести»? Как ты понимаешь смысл этого высказывания? Объясни. Напиши.

Это значит: словом можно воодушевить людей, заставить их принять твои идеи, повести за собой, увлечь чем-то новым.

8. Сделай вывод о том, какую роль играет слово в жизни человека.

Я считаю, что слово играет важнейшую роль в жизни человека. Оно делает человека человеком, позволяет нам общаться между собой.

9. Прочитай слова и выражения. Вставь из списка слов прилагательные, подходящие по смыслу. Объясни свой выбор. Запиши.

Пример вставки слов:

  • Эти мужественные люди, прошедшие через многое, не разбрасывались БЕССМЫСЛЕННЫМИ словами.
  • От многих происшествий остаётся лишь пепел, от многих событий лишь ПУСТЫЕ слова.
  • После выступления гостей и ТОРЖЕСТВЕННЫХ слов, всем участникам конкурса подарили подарки.
  • ЛАСКОВОЕ слово и кошке приятно.
  • Красивые стихи маме — ТРОГАТЕЛЬНЫЕ слова любви, верности и признания.

10. Каким бывает слово? Составь словосочетания.

Беспощадное слово, восторженное слово, воинственное слово, грозное слово, грустное слово, дерзкое слово, доброе слово, жестокое слово, ироничное слово, красивое слово, ласковое слово, насмешливое слово, почтительное слово, приветливое слово, проникновенное слово, пустое слово, строгое слово, справедливое слово, суровое слово, счастливое слово, торжественное слово, трогательное слово.

11. Выбери 3-4 словосочетания из задания 10. Составь с ними предложения. Запиши. Обсудите в классе.

Примеры предложений:

Грозное слово учителя заставило класс замолчать.

Доброе слово отца вернуло мальчику хорошее настроение.

Какое же это красивое слово — мама!

Почтительное слово на собеседовании помогает найти лучшую работу.

На празднике он сказал очень правильные и трогательные слова.

четверг, 9 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать со словом. Слово», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 63-66

Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать со словом. Слово»

1.  Прочитай стихотворение.

Читаем стихотворение С. Баруздина «Слова бывают разными».

2. Определи тему стихотворения. Запиши.

Тема стихотворения: слова и дело.

3. Какие бывают слова? Подчеркни в тексте.

Подчёркиваем в тексте:

Разные, ясные, твёрдые и мягкие, смелые, упрямые, суровые.

4. Подбери к словосочетаниям подходящие примеры. Запиши. Обсудите в классе.

  • Доброе слово — держи.
  • Ласковое слово — нежность.
  • Строгое слово — наказание.
  • Загадочное слово — тайна.
  • Справедливое слово — судья.
  • Красивое слово — море.
  • Враждебное слово — враг.
  • Озорное слово — пошалим.
  • Печальное слово — трагедия.
  • Приветливое слово — здравствуй.

5. Прочитай словосочетания. Подчеркни, какие из них ты можешь объяснить. Обсудите в классе.

Например, легко объяснить значение словосочетаний:

Вежливое слово, грустное слово, дерзкое слово, ироничное слово, почтительное слово, суровое слово.

6. Выпиши одно из словосочетаний, объясни его смысл.

  • Вежливое слово — которое говорится вежливо, например, спасибо.
  • Грустное слово — которым говорят о чём-то печальном.
  • Дерзкое слово — которым дразнят, вызывают на ссору. 
  • Ироничное слово — которым подшучивают.
  • Почтительное слово — которым показывают своё уважение.
  • Суровое слово — которым говорят неприятную правду.

7. Прочитай заголовок текста. Как бы ты сам ответил на этот вопрос? Сравни свой ответ с авторским. Прочитай текст.

Читаем текст М. Арджилли «Какого цвета слова?»

Я бы ответила на этот вопрос так: слова такого цвета, какого цвета настроение, которое они передают.

Автор ответил так: слова разноцветные, они того цвета, с которым ассоциируется называемый предмет.

8. Выпиши из текста «разноцветные слова».

Жёлтые слова — банан, канарейка, мимоза, лимон.

Белые слова — снег, молоко, заяц-беляк, сметана, мел.

Чёрные слова — уголь, траур, ночь, пантера.

Красные слова — пламя, язык, солнце, сердце.

9. Придумай разноцветные слова. Запиши.

Зелёные слова: трава, спокойствие, лягушка.

Синие слова: небо, море, джинсы, холод.

Серые слова: мышь, скука, безделье.

10. Как ты думаешь, какие слова можно назвать золотыми? Приведи примеры. Запиши.

Золотыми можно назвать умные, добрые, полезные слова-советы.

Например: мир, справедливость, доброта, честность.

11. Проверь себя. Прочитай значение словосочетания, которое даётся в словаре.

В словаре даётся определение:

Золотые слова — об умных, дельных высказываниях, полезных советах.

понедельник, 6 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Быль», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 54-62

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся работать с текстом. Быль»

1.  Кратко объясни значения слов. Запиши.

Быль — то, что было.

Небылица — то, чего не было.

2. Что можно назвать «былью-небылицей»?  Запиши своё объяснение.

Былью-небылицей мы назовём историю, в которой переплетаются реальные и выдуманные события.

3. Подчеркни произведения, в которых быль соседствует с небылицей.

Подчёркиваем:

  • М. Горький «Случай с Евсейкой».
  • К. Паустовский «Растрёпанный воробей».
  • А. Куприн «Слон».

4. Приведи свои примеры произведений, в которых реальность переплетается с вымыслом. Запиши.

Вот некоторые из таких произведений:

  1. К. Паустовский «Стальное колечко».
  2. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
  3. П. Бажов «Малахитовая шкатулка».
  4. В. Бианки «Мышонок Пик».
  5. А. Гайдар «Горячий камень».
  6. Л. Пантелеев «Фенька».

5. Объясни, почему эти произведения можно назвать былями-небылицами. Запиши.

В этих произведениях необычные, сказочные события происходят с обычными людьми, то есть быль соседствует с небылицей.

6. Прочитай.

Читаем рассказ М. Горького «Случай с Евсейкой».

7. Подчеркни в тексте красным карандашом то, что могло быть на самом деле; синим — то, чего быть не могло.

Подчёркиваем красным описание того, что происходило в подводном мире, от второго абзаца до последнего абзаца на странице 60: «и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух» .

Синим подчёркиваем первый абзац рассказа и три абзаца на странице 61.

8. Сделай вывод: является ли это произведение одновременно и былью, и небылицей. Запиши.

Вывод: Этот рассказ одновременно быль и небылица.

9. Придумай свою быль-небылицу. Действуй по плану:

  1. Определи место действия (лес, пруд, горы, космос, Марс)
  2. Реши, кто герой произведения (мальчик, девочка, учёный, взрослый).
  3. Реши, с какими реальными персонажами герой встретится (рыбы, птицы, насекомые).
  4. Какое нереальное событие произойдёт (рыбы, цветы, птицы говорят по-человечески, поступают как люди).

10. Запиши текст. Начни со слов:

Однажды маленький мальчик Егорка — очень хороший человек, отправился в лес. Он мечтал стать певцом, но петь стеснялся. Вот и ходил в лес, чтобы там петь в полном одиночестве.

Пришёл Егор в лес и давай петь во всё горло. Притихли лесные звери и птицы, слушают.

Вдруг выходит из леса медведь и говорит:

«Хорошо ты, Егор, поёшь! Душевно! Но одного тебе не хватает — давай я тебе на ухо наступлю! Будешь ты тогда петь лучше прежнего!».

Подумал Егор и согласился, подставил медведю своё ухо. Наступил косолапый на ухо мальчику и распухло ухо, как лопух.

Вернулся Егор домой и понял, что больше не хочет быть певцом, а хочет быть настройщиком музыкальных инструментов — с таким-то ухом!

Получилось ли у тебя создать текст были-небылицы? То, что могло быть на самом деле подчеркни красным карандашом, то, чего не могло быть — синим карандашом.

У меня получилось создать текст были-небылицы.

Красным подчеркну начало текста — первые два абзаца, и конец — последний абзац. Середину текста подчеркну синим.

среда, 1 октября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с предложением. Быль», 3 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение  3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 52-54

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Учимся работать с предложением. Быль»

1.  Прочитай пословицы.

  • Быль — трава, а небыль — что вода.
  • Быль — что смола, а небыль — что вода
  • Быль за сказкой не угонится.
  • Были молодцу не укор.
  • Сказка — складка, песни — быль.

2. Вспомни, что такое синонимы. Проверь себя.

Синонимы — это слова, близкие по смыслу, но различные по звучанию и написанию.

3. Перечитай пословицы. Какой смысл вкладывает народ в слово «быль» в пословицах? Запиши синонимы к слову «быль».

Народ вкладывает в слово «быль»: то, что было, реальность, истина.

Синонимы: былое, прошедшее, прожитое, истина.

4. Проверь себя. Все ли синонимы подходят к слову «быль» в прочитанных тобой пословицах? Дополни свой список, если нужно.

Не все синонимы подходят к слову быль в пословицах. Например, слово «старое», ведь песни не могут быть старыми.

Я бы дополнила свой список синонимами: правда, факт, бывальщина.

5. Закончи пословицу, заменив слово «быль» синонимом. Удачна ли такая замена? Почему? Объясни.

Правда за сказкой не угонится.

Сказка — складка, песня — правда.

Эти замены удачны и точно передают смысл пословиц

6. Вспомни, что такое антонимы. проверь себя.

Антонимы — это слова противоположные по смыслу и различные по звучанию и написанию.

7. Выпиши из пословиц слова, которые являются антонимами.

Быль — небыль.

Сказка — песня.

8. Выпиши одну пословицу по выбору. О чём в ней говорится? Подчеркни красным карандашом. Что в ней говорится? Подчеркни синим карандашом. Объясни смысл этой пословицы.

Быль за сказкой не угонится.

В ней говорится о были.

В ней говорится, что быль не угонится за сказкой.

Смысл пословицы: в сказке можно придумывать такое, что никогда не будет воплощено в реальности., например, сапоги-скороходы и ли ковёр-самолёт.