Литературное чтение «Рабочая тетрадь Смысловое чтение 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 69-74
Ответы на вопросы к теме «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок. Учимся работать с текстом. Слово»
1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь смысл этого заголовка? Обсуди в классе.
Прочитаем название стихотворения В. Солоухина «Слово о словах».
В этом стихотворении будет рассказываться о словах. Смысл: слово (рассказ) о словах, которыми мы говорим.
2. Прочитай стихотворение. Подчеркни красным карандашом непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают. Подчеркни синим карандашом выражения, которые описывают слово.
Читаем стихотворение «Слово о словах».
Подчёркиваем красным: молвить (сказать), медью траурной (печальной, в переносном смысле — похоронный оркестр), ненароком (случайно).
Подчёркиваем синим:
3. Проверь себя. Побери прилагательные, которые раскрывают смысл этих выражений. Объясни выражения.
Оно бывает то сурово — жестокий слова, жестоко. Смысл: словом можно осудить, наказать.
То рождено теплом души — добрые слова, тёплое. Смысл: идёт от самого сердца.
То жаворонком вьётся — радостные слова, радостное. Смысл: слово весело и беззаботно, как птичка.
То медью траурной поёт — скорбные слова, печальное. Смысл: слово огорчает, лишает надежды.
Им можно радости прибавить — приветливые слова, радостное. Смысл: слава могут радовать хорошими новостями.
И радость людям отравить — лживые слова, обманчивое. Смысл: словами можно обманывать.
Им можно лёд зимой расплавить — тёплые слова, жаркое. Смысл: слова согревают жарче солнца.
И камень в крошку раздробить — мужественные слова, решительное. Смысл: словами можно совершить невозможное, очень трудное.
4. Найди в тексте слова, которые помогают определить главную мысль стихотворения. Подчеркни. Запиши главную мысль своими словами. Если трудно, используй пословицы.
Понять главную мысль стихотворения помогают две первых и две последних строки.
Своими словами: Не подумав, ничего не говори, будь осторожен со словами.
Подходит пословица: Говорить не думая, что стрелять без цели.
Текст 2.
1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Почему автор сравнивает слово со звездой? Выскажи предположение. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Пришвина ты знаешь? Запиши.
Текст называется «Слово-звезда». Смысл: слово как звезда, может светить много лет, а может быстро погаснуть.
Мне знаком писатель Михаил Пришвин. Я читала его рассказы: «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Осеннее утро», «Золотой луг», «Ёж».
2. Прочитай текст. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.
Читаем текст М. Пришвина «Слово-звезда».
3. Совпало ли твоё предположение с мыслью автора? Подчеркни красным карандашом слова и выражения, которыми автор описывает слово и его действия.
Моё предположение совпало с мнением автора.
Подчёркиваем красным слова:
- живёт, горит, светится, как звезда на небе.
- погасает, когда слетит с наших губ.
- как свет погасшей звезды, летит к человеку.
- слово остаётся и летит из поколения в поколение.
4. Подчеркни синим карандашом слова и выражения, которыми автор описывает звезду и её действия. Чем похожи слово и звезда?
Подчёркиваем синим:
- живёт, горит, светится.
- погасает.
- летит к человеку.
- горит ещё тысячи лет.
Слово и звезда похожи:
- живут, горят, светятся.
- могут погаснуть.
- летят к человеку.
- остаются после угасания.
5. Как ты думаешь, любое ли слово «остаётся и летит из поколения в поколение»? Какие слова живут вечно? Напиши.
Не всякое слово остаётся и летит из поколения в поколение. Только мудрые, добрые, честные слова, которые называют вечными.
Это: мир, любовь, сострадание, справедливость, доброта.
Текст 3.
1. Прочитай название произведения. Как ты понимаешь его смысл? Объясни. Знакома ли тебе фамилия автора? Какие произведения М. Зощенко ты знаешь? Запиши.
Рассказ называется «Золотые слова». Смысл названия: слова могут такими же ценными для человека, как золото.
Мне знаком писатель Михаил Зощенко. Я читала его рассказы «Не надо врать», «Великие путешественники», «Ёлка».
2. Прочитай отрывок из рассказа. Подчеркни непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.
Читаем отрывок из рассказа «Золотые слова» М. Зощенко.
Подчёркиваем непонятные слова:
- гадкие — плохие, непослушные.
- беспрекословно — не споря, послушно.
- абсурд — глупость, нелепость.
3. Перечитай текст. Найди «золотые слова», которые услышал и запомнил автор. Подчеркни. Как ты их понимаешь? Приведи примеры. Обсудите в классе.
Золотые слова папы: Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки.
Я их понимаю так: то, что было правильно сегодня, может оказаться неправильным завтра, потому что обстановка или обстоятельства изменятся.
Примеры:
Сегодня дают концерт и я могу на него сходить. Завтра концерта не будет и идти на него бесполезно.
Домашнее задание нужно было сделать к сегодняшнему уроку, делать его к завтрашнему бесполезно, всё равно уже получил двойку.
4. Какие «золотые слова» помогают тебе быть счастливым? Напиши.
Мне помогают быть счастливым следующие слова:
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- Делай что должно, и будь, что будет.
- Родители плохого не посоветуют.
5. Прочитай пословицу. Согласишься ли ты с ней? Объясни свою точку зрения. Напиши небольшое рассуждение.
Пословица: Мудрое слово дороже богатства.
Сочинение-рассуждение «Мудрое слово дороже богатства», пример
Я считаю, что мудрое слово дороже богатства, материальных ценностей.
Деньги, как приходят, так и уходят. Их бесполезно хранить, потому что из-за инфляции они обесцениваются. То что вчера было богатством, сегодня ничего не стоит.
Совсем иначе обстоит дело с мудрым словом. Оно всегда будет представлять ценность, не подверженную никаким инфляциям. Мудрый совет поможет найти выход из трудной ситуации, подскажет правильное решение, поддержит в горе, не даст совершить глупость.
Поэтому мудрые слова будут вечной ценностью. Они летят к людям от поколения к поколению.