пятница, 28 февраля 2025 г.

11 марта, Порфирий Поздний: традиции и приметы

11 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память святителя Порфирия Газского, но в народе его называют просто Порфирьев день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Птичий день - в этот день ставили новые и ремонтировали старые скворечники, старались угостить птиц чем-нибудь вкусным.

Когда отмечать Порфирьев день

Порфирьев день отмечаются ежегодно 11 марта по новому стилю или 26 февраля по старому. В високосный год дата сдвигается на один день на 10 марта.

Сегодня отмечается также память мученика Севастиана, и память многих других святых.

Именинники 11 марта, как назвать ребёнка

Мужские имена: Михаил, Пётр, Сергей, Иван

Женские имена: Анна. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Александра, Мстислава.

История праздника

Святой Порфирий родился в Македонии и получил хорошее образование.

В 25 лет он отправился в Египет, а потом в паломничество в Иерусалим. После этого он некоторое время провел в пустыни, где сильно заболел.

Порфирий добрался до Иерусалима и ему было видение, в котором Господь наказал Порфирию принять Древо.

Вскоре Порфирий выздоровел, получил сан пресвитера и стал хранителем Честного Древа Креста Господа.

Спустя время Порфирия назначили епископом в городе Газе. Стояла засуха. Языческие жрецы ничего не могли с ней поделать. Порфирий обошёл город с крестным ходом и тут же начался ливень.

К концу жизни святой Порфирий полностью утвердил христианство в Газе. Он совершал многочисленные чудеса и исцеления.

икона Порфирий Газский


Севастиан Римский, чем известен

Севастиан был знатным военачальником и притеснял христиан. Однажды он вдруг ослеп и четыре дня провёл в темноте.

После этого Севастиан крестился и тотчас прозрел.

Император Нерон велел привести Севастиана к нему на суд, но не смог заставить его отказаться от веры.

После долгих мучений Севастиана зарубили мечом.

Кому и о чём молиться на Порфирьев день

Перед иконой Порфирия Газского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об исцелении недугов и болезней; о помощи в путешествии и поездках; о вразумлении сомневающихся.

Перед иконой Севастиана Римского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; о спокойствии духа и принятии своей судьбы; о прощении грехов вольных и невольных.

Что можно и что нельзя делать в Порфирьев день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Заботиться о птицах;
  • Строить скворечники;
  • Ходить на рыбалку;
  • Убираться в доме.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Играть свадьбы;
  • Стричь волосы;
  • Рукодельничать;
  • Давать в долг;
  • Переедать.

Приметы на Порфирия Позднего

Прилёт перелётных птиц обещал богатый урожай.
Если птица строит гнездо на северной стороне -лето будет жарким.
Если птица строит гнездо на южной стороне - лето будет холодным.
Метель на Порфирия - снег скоро сойдёт.
Безоблачная ночь - к жаркому лету.
Прилетели грачи - к прохладному лету.
Зацвела верба - к урожаю.

Пословицы и поговорки про Порфирия Позднего

На Порфирия не верь теплу и не бойся холода.

четверг, 27 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Люби всё живое. Проверим себя», 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 85-86

Ответы на вопросы к теме «Люби всё живое. Проверим себя»


1. Ещё раз просмотри произведения этого раздела. О чём они? Что их объединяет? Реальные события в них описаны или вымышленные? Подтверди свою точку зрения цитатами из текста. Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие — к рассказам?

В этом разделе мы прочитали следующие произведения:

  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
  • В. Белов «Малька провинилась».
  • В. Белов «Ещё про Мальку».
  • В. Драгунский «Он живой и светится».
  • В. Астафьев «Капалуха».
  • Б. Житков «Про обезьянку»

Эти произведения о животных: зайчике, собаке, светлячке, капалухе, обезьяне. Это их объединяет.

Произведение «Листопадничек» можно назвать сказкой. В ней много вымышленных событий: побег зайчика, его жизнь у бобров.

Остальные произведения — рассказы. В них описаны реальные события.

Например, в рассказе «Он живой и светится» мальчик описывает конкретный вечер: «Однажды вечером я сидел во дворе». В рассказе «Про обезьянку» герой вспоминает: «Мне было 12 лет и я учился в школе».

2. Что такое рассказ? Объясни своими словами.

Рассказ — это художественное произведение в котором есть герои и описаны различные события.

3. Как называются выразительные слова, которые пропущены в тексте? Что изменилось бы в произведении без этих слов? Объясни.

В отрывке из рассказа «Он живой и светится» пропущены некоторые слова: словно в сказке; словно издалека; ровно; как будто хотелось плакать; очень долго; белом.

Эти слова мы называем средствами выразительности. Они делают рассказ выразительным, живым, ярким. Без этих слов мы не смогли понять все чувства, которые испытывает герой, представить светлячка.

4. Перечитай последний абзац рассказа «Капалуха». Почему именно им завершает произведение В. Астафьев?

Этот абзац завершает приключения капалухи. Он называется развязкой сюжета. Капалуха вновь сидит на гнезде и её будущим птенцам ничто не угрожает. Человек не стал причиной горя для птицы, а это главное в рассказе.

5. Определи основную мысль произведения В. Астафьева «Капалуха». Обоснуй своё мнение.

Главная мысль рассказа «Капалуха»: животные любят детей не меньше, чем люди, а значит люди не должны обижать животных.

Этот рассказ учит не причинять боль живым существам, учит на примере матери-глухарки, поэтому именно такой вывод напрашивается.

6. Расскажи о капалухе: как она выглядит, как она себя ведёт в опасный момент, как проявляется её материнская любовь. Сделай выборочный пересказ эпизода, который тебе запомнился.

Капалуха — небольшая птица, высиживающая яйца. Когда к гнезду приблизились ребята, она с большим трудом взлетела, но не улетела далеко. Она переживала за своих птенцов. И когда люди ушли, капалуха успокоилась и вернулась в гнездо — согревать яйца дальше.

Выборочный пересказ эпизода "Обнаружение гнезда", пример

Когда ребята вдруг закричали: «Гнездо!», рассказчик ничего не увидел. Он озирался по сторонам, а ребята показывали на зелёную корягу.

Сердце рассказчика чуть не забилось от испуга — он едва не наступил на гнездо. Оно было свито посреди просеки, под выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом хатка была чуть приоткрыта в сторону черничного бугорка. В гнезде лежали четыре светло-коричневых яйца. Рассказчик потрогал одно яйцо и оно оказалось тёплым, почти горячим.

А в стороне с распущенными крыльями металась капалуха. От долго сидения крылья у неё закостенели и она не могла взлететь. Наконец она взлетела на ветку ели, и люди увидели, что живот у неё голый, а на груди часто трепещется кожа. Это билось от испуга, гнева и бесстрашия птичье сердце.

7. С какими произведениями Б. Житкова ты знаком? Назови их. Какие герои его произведений тебе запомнились? Расскажи об одном из них. В этом тебе помогут вопросы на стр. 86.

Какие сказки или рассказы Б. Житкова ты уже читал? О чём он пишет в своих произведениях?

Я читала несколько сказок и рассказов Б. Житкова. Например, сказку «Храбрый утёнок» или рассказ «Про слона». В них автор описывает непростую жизнь различных животных. У животных есть свои радости и трудности, но рядом с ними всегда есть человек.

Кто его герои? Легко или трудно им живётся? Почему? Приведи примеры.

Героям Б. Житкова часто живётся непросто. Они попадают в трудную ситуацию по вине человека. Например, в рассказе «Беспризорная кошка» во время голода кошки покинули город и стали жить в лесу. Они сами научились добывать пищу охотой. И человеку пришлось с трудом возвращать потерянное доверие. Но герой справился и кошка в рассказе вернулась к людям

Какими мыслями делится Б. Житков со своими читателями? Чему хочет их научить? В чём стремится убедить?

Б. Житков делится с читателями мыслями о судьбе животных. Он хочет научить нас любить животных и никогда их не обижать. Он убеждает читателя в том, что животные не заслуживают плохого к себе отношения, а заслуживают только любви и заботы.

8. Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга.

Вставим пропущенные слова: писатели; средств выразительности; авторы; события и факты.

Своими словами: Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстах тем, что в них выражено отношение автора к своим героям, переданы его чувства, описаны события из жизни героев, а в научно-познавательных текстах даны только важные факты о чём-либо.

9. Какие рассказы И. Соколова-Микитова ты читал? Найди в библиотеке книгу этого автора. Рассмотри оглавление. Какие произведения включены в книгу? Какие рассказы тебе захотелось прочитать? Почему?

Кроме сказки «Листопадничек», я читала у И. Соколова-Микитова рассказы «Бурундук» и «Волки».

В школьной библиотеке я нашла книгу И. Соколов-Микитов «Лесные рассказы». В неё вошли 19 рассказов писателя.

Мне захотелось прочитать некоторые из них. Я ориентировалась на названия, но все эти рассказы о природе, а потому должны быть очень интересными:

  • «Первая охота».
  • «Дупелиный ток».
  • «Сыч-воробей».
  • «Малинка».
  • «Журавль-лётчик».
  • «Медведица-мать».
  • «Бобры».
Особенно меня заинтересовал рассказ «Бобры». Интересно, не перекликается ли его сюжет с сюжетом сказки «Листопадничек».

10. Составь свой рассказ о лесном зверьке (белке, ёжике, барсуке). Представь, как будет выглядеть твой герой: какой у него характер, что с ним происходит. Подумай, с чего ты начнёшь своё повествование. Вспомни, что такое композиция рассказа, определи тему и идею своего произведения. Какой будет самый напряжённый момент?

Я расскажу про одну встречу с ежом, которая реально случилась в моей жизни. Ёж в ней не будет обладать характером, потому что он спит.

Своё повествование я начну с лесной прогулки — это будет завязка. Потом расскажу о находке — развитие сюжета. Затем — о своём решении — кульминация. И как развязка будет возвращение из леса.

Рассказ про ежа, пример

Как-то поздней осенью мы с папой собирали в лесу опята. Собирал в основном папа, а мне быстро наскучило это дело и я просто гуляла вокруг.

Мое внимание привлекла небольшая кучка жёлтых листьев и я, не долго думая, стала их разгребать. И вдруг увидела колючий бочок!

Это был ёж, который уютно свернулся клубком в гнезде и уже спал. Он даже не пошевелился, когда я разгребала листья. Ёжик был такой милый и трогательный, что мне стало его очень жалко. Я представила, как он будет замерзать зимой, и стала торопливо нагребать листья обратно.

Я нагребла кучу в два раза больше, чем была. Идя домой, я с удовольствием думала о том, как тепло будет ежу зимой. Он точно не замёрзнет!

11. Найди информацию о творчестве В. Белова. Узнай, какие ещё рассказы он написал. Составь отзыв на произведения о Мальке. Не забудь рассказать о своём отношении к ней.

Составим небольшой рассказ:

Творчество В. Белова, пример рассказа

Василий Иванович Белов родился в селе Тимониха Вологодской губернии 23 октября 1932 года.

В 23 года он начал публиковать свои первые стихотворения, потом прозу, работал корреспондентом районной газеты.

Героями рассказов В. Белова становились обычные люди, с которыми он был знаком, а также животные, обычные для деревни: собаки, кошки, бараны, птицы.

За любовь к деревне писателя стали называть представителем «деревенской прозы». Вот список некоторых из рассказов В. Белова из цикла «Рассказы о всякой живности»:

  • «Верный и Малька».
  • «Глупый тетерев».
  • «Валдай и Валетко».
  • «Хорь».
  • «Кот Рыжко».
  • «Про ворон».
  • «Галки и овцы».
  • «Про баранов».
  • «Куры бегут домой».
  • «Последняя синичка».

Отзыв на произведения В. Белова о Мальке, пример

Героиней нескольких рассказов В. Белова оказалась собака Малька. Она жила у Лидии, деревенской женщины, и её щенков раздали по деревням.

Бедная Малька бегала в соседнюю деревню к щенку, чтобы покормить его, добираясь то по деревянной лаве, то вплавь. Однажды она чуть не погибла, но материнское сердце не знало страха.

Писателю удалось очень трогательно описать Мальку. Он заставил читателя полюбить эту простую, но такую мужественную собаку.

Это прекрасные рассказы, которые учат любить всё живое, но больше всего учат любить своих мам.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби всё живое»? Составь с другом такой список книг. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Я бы предложила следующий список книг:

  • В. Белов «Рассказы о всякой живности».
  • В. Астафьев «Белогрудка».
  • В. Бианки «Аришка-трусишка».
  • Б. Житков «Беспризорная кошка».
  • Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
  • К. Паустовский «Барсучий нос».
  • М. Пришвин «Предательская колбаса».
  • Г. Скребицкий «Кот Иваныч».
  • Г. Снегирёв «Про пингвинов».
  • В. Чаплина «Дружба».
  • Е. Чарушин «Волчишко».

среда, 26 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Мы и наша страна на карте мира», 8 класс

Использован учебник «География 8 класс, 2023 год», А. Алексеев, В, Николина, страница 9

§ 2. Ответы на вопросы к теме «Мы и наша страна на карте мира»

Это я знаю

1. Перечислите последовательно преимущества и неблагоприятные стороны географического положения России.

Преимущества:

  • имеет выход к трём океанам;
  • является кратчайшим путём из Европы в Азию;
  • самая большая по площади страна мира;
  • граница с большим числом иностранных государств;
  • большое количество рек, транспортных артерий;
  • огромные запасы природных ископаемых.

Неблагоприятные стороны:

  • значительная часть территории находится за Северном Полярным кругом;
  • низкая плотность населения, особенно в азиатской части страны;
  • труднодоступность значительной части территории;
  • недостаточно развитая транспортная инфраструктура;
  • высокая зависимость от погоды.

2. Установите соответствие между крайними географическими точками России и их положению по отношению к сторонам горизонта.

Мыс Дежнёва — Восточная.

Мыс Челюскина — Северная.

Южный склон горы Базардюзю — Южная.

Балтийская коса — Западная.

3. Какие из крайних точек России одновременно являются крайними точками материка Евразия?

Крайними точками материка Евразию являются две крайние точки России: мыс Дежнёва (Восточная) и мыс Челюскина (Северная).

Это я могу

4. Вычислите с помощью градусной сетки протяжённость территории России в градусах и километрах: по параллели 60 градусов с.ш.; по меридиану 100 градусов в.д.

Найдём на градусной сетке крайние точки России по 60 параллели и по 100 меридиану.

Параллель 60 градусов с.ш. пересекает территорию России от Санкт-Петербурга на западе (30 градусов в.д.) до Олюторского полуострова Берингова моря (170 градусов в.д.).

Меридиан 100 градусов в.д. пересекает территорию России от северного побережья полуострова Таймыр (76 градусов с.ш.) до границы с Монголией (52 градуса с.ш.).

В градусах:

Протяжённость России по 60-ой параллели составляет 140 градусов.

Протяжённость России по 100-му меридиану составляет 24 градуса.

В километрах:

По 60-ой параллели: 7812 километров (длина градуса 55.8 километров).

По 100 меридиану: 2671 километр (длина градуса 111.3 километра).

Протяжённость территории России по параллели 60 градусов с.ш.; по меридиану 100 градусов в.д.


5. Сравните географическое положение России, Канады и Китая. Работу оформите в виде таблицы, схемы или текста и обсудите в группе.

Географическое положение России

  1. Расположена на севере и северо-восточной частях континента Евразия. Треть в Европе, две трети — в Азии. Площадь 17.01 млн. кв.км.
  2. Крайние точки: 77 градусов с.ш. — 41 градус с.ш.; 19 градусов в.д. — 169 градусов з.д.
  3. Омывается морями трёх океанов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого.
  4. Крупные горные системы: Кавказ, Алтай, Урал, Саяны; крупные равнины: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская, крупное плоскогорье: Восточно-Сибирское.
  5. Граничит с 18 государствами.
  6. Протяжённость сухопутных границ: 22125 километров; морских: 38807 километров.
  7. Связь с соседями осуществляется по Северному Морскому пути, через Балтийское и Чёрное моря, через Японское и Охотское моря, по Каспийскому морю. Есть железнодорожное сообщение между Россией и Западной Европой, Россией и странами Средней Азии, Россией и Китаем.

Географическое положение Канады

  1. Расположена на севере материка Северная Америка. Часть света Америка. Площадь 9.9 млн. кв.км.
  2. Крайние точки: 83 градусов с.ш. — 41 градус с.ш.; 52 градусов з.д. — 141 градусов з.д.
  3. Имеет выход к трём океанам: Северному Ледовитому, Атлантическому и Тихому.
  4. На севере расположен Канадский Арктический архипелаг, на западе — горный массив Кордильеры, в центре и на востоке - равнины и низменности.
  5. Граничит с двумя странами: США и Дания.
  6. Протяжённость сухопутных границ: 8892 километра (с Данией - 1 км).
  7. Связь с соседями осуществляется по морю или по автотрассам и железнодорожным путям. Связь с другими материками - по морю или авиасообщением.

Географическое положение Китая

  1. Расположен в центре восточной части материка Евразия, часть света Азия. Площадь 9.6 млн. кв.км.
  2. Крайние точки: 53 градусов с.ш. — 20 градусов с.ш.; 73 градусов в.д. — 135 градусов в.д.
  3. Омывается морями Тихого океана: Жёлтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским.
  4. Крупные горные системы: Тибет, Гималаи; крупные равнины: Великая Китайская равнина.
  5. Граничит с 14 государствами.
  6. Протяжённость сухопутных границ: 22117 километров.
  7. Связь с соседями осуществляется по автотрассам, железной дороге, по морю, авиасообщением.

Это мне интересно

6. Оцените географическое положение вашей области (республики, края).

Оценить географическое положение вашей области можно по той же схеме, что мы оценивали географическое положение стран.

Географическое положение Московской области, пример

  1. Расположена в центре европейской части России, на материке Евразия, часть света Европа Площадь 44 329 кв.км.
  2. Крайние точки: 56 градусов с.ш. — 54 градусов с.ш.; 35 градусов в.д. — 40 градусов в.д.
  3. Прямого выхода к морю нет. Есть связь по рекам и каналам с Балтийским, Чёрным, Каспийским и Белым морями.
  4. Рельеф: незначительные возвышенности и низменности.
  5. Граничит с 7 областями и городом Москва.
  6. Протяжённость границ: около 1200 километров.
  7. Связь с соседними областями осуществляется по автотрассам, железной дороге, по рекам, авиасообщением.

понедельник, 24 февраля 2025 г.

9 марта, Иванов день: традиции и приметы

9 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память Первого и Второго обретения главы Предтечи Иоанна Крестителя, но в народе его называют просто Иванов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

День птиц - в этот день ставили новые и ремонтировали старые скворечники, старались угостить птиц чем-нибудь вкусным.

Когда отмечать Иванов день

Иванов день отмечаются ежегодно 9 марта по новому стилю или 24 февраля по старому. В високосный год дата сдвигается на один день на 8 марта.

Сегодня отмечается также память преподобного Еразма Печерского, и память многих других святых.

Именинники 9 марта, как назвать ребёнка

Мужские имена: Иван.

Женские имена: Именинниц нет. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Александра, Полина, Елизавета.

История праздника

Иоанн Креститель - самый почитаемый православный святой после девы Марии. Его памяти в календаре отведены 7 дней. Помимо Первого и Второго обретения главы Предтечи, которое отмечается сегодня, это Рождество Иоанна Крестителя (7 июля), Усекновение головы (11 сентября), Зачатие (6 октября), Собор Иоанна Крестителя (20 января), Третье Обретение главы (7 июня) и Перенесение в Гатчину десной руки (25 октября).

После усекновения главы Пророка царём Иродом, благочестивая Иоанна тайно похоронила голову на горе Елеонской.

Спустя много лет на горе стали строить церковь. Когда копали фундамент, был найден сосуд с головой. Некий вельможа Иннокентий узнал голову по знамениям. Так произошло Первое обретение главы Пророка.

Перед смертью Иннокентий вновь сокрыл главу Пророка на том же месте, где обрёл её.

Спустя ещё много лет глава досталась священнику Евстафию, стороннику арианской ереси. Евстафий многих совратил с истинной веры, творя исцеление с помощью главы.

Но потом был вынужден бежать, а на месте захоронения главы возник монастырь. Сам святой Иоанн Креститель явился во сне инокам и указал на место захоронения своей главы.

Так произошло Второе обретение Главы Предтечи. Святыню перевезли в Константинополь.

икона Второе обретение главы Предтечи


Еразм Печерский, чем известен

До того, как стать черноризцем Еразм был богат, но всё своё имущество отдал на пользу церкви.

Вскоре он начал обижаться, что им стали пренебрегать, и стал жить нерадиво.

Но Господь послал на Еразма болезнь. Семь дней лежал Еразм недвижимо с закрытыми глазами.

Потом он вдруг встал и объявил, что являлась к нему Пресвятая Богородица и укоряла в грехах. Но за то, что он украшал церковь иконами, обещала на третий день взять его к себе.

Еразм публично каялся в грехах три дня, а потом умер.

Кому и о чём молиться на Иванов день

Перед иконой пророка Иоанна молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; об исцелении недугов и болезней, особенно болезней головы; о рождении ребёнка; о преодолении жизненных трудностей; об успехе в учёбе; о семейном счастье.

Перед иконой Еразма Печерского молятся о твёрдости в вере и выборе истинного пути; о защите от тщеславия и страсти к славе; о спокойствии духа и принятии своей судьбы; об исцелении болезней и хворей; о прощении грехов явных и неявных.

Что можно и что нельзя делать в Иванов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить печенье в виде птиц;
  • Кушать больше чеснока и лука;
  • Строить и вешать скворечники;
  • Ходить на рыбалку.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Стираться;
  • Купать детей;
  • Заплетать косы и менять причёску;
  • Рубить деревья;
  • Резать хлеб.

Приметы на День птиц

Прилетели птицы на Ивана - год будет урожайным.
Снег на Обретение - к холодной Пасхе.
Какова погода в этот день, таков будет и апрель.
Дятел стучит - весна будет долгой.
Яркий месяц - к морозу.
Дождь на Обретение - к дождливой весне.

Пословицы и поговорки про День птиц

Синица поёт на Ивана - будут радости полные карманы.

воскресенье, 23 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Лирические произведения. Проверим себя», 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 52

Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Лирические произведения. Проверим себя»

1. Какие стихотворения называются лирическими? Перечитай стихотворение С. Есенина «Черёмуха». Докажи, что оно является лирическим.

Лирическими называются произведения, в которых отражены чувства и настроение автора. Обычно это стихотворения. Но и прозаические произведения могут быть лирическими. Например, рассказ М. Пришвина «Моя Родина» является лирическим произведением, ведь в нём отражены чувства автора, его любовь к Родине.

Стихотворение С. Есенина «Черёмуха» является лирическим произведением. Поэт с большой любовью описывает картину весны, олицетворяет черёмуху и ручей, он радуется весне и красоте природы, а значит передаёт свои чувства и настроение.

2. Найди в стихотворении С. Есенина «Черёмуха» олицетворения, эпитеты, сравнения.

Олицетворения: кудри завила, бежит ручей, роса сползает, черёмуха стоит.

Эпитеты: душистая, золотистые, медвяная, пряная, маленький, серебряный, гремучею.

Сравнения: что кудри, сияет в серебре, на солнышке горит.

3. На какие группы по темам ты мог бы разделить прочитанные стихотворения. Объясни, почему.

В этом разделе мы изучали 7 стихотворений разных авторов. Все они являются лирическими, но при этом их можно разделить на несколько групп по темам стихотворений.

Например:

Стихи о животных: С. Чёрный «Воробей», «Что ты тискаешь утёнка», «Слон», А. Блок «Ворона».

Стихи о детях: С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Слон».

Стихи о природе: А. Сурков «Красоту, что дарит нам природа», С. Есенин «Черёмуха».

Стихи о войне: А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. Сурков «Красоту, что дарит нам природа».

Стихи о Родине: А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. Сурков «Красоту, что дарит нам природа», С. Есенин «Черёмуха».

Некоторые стихотворения могут принадлежать разным группам, ведь их содержание перекликается с разными темами.

4. Прочитай стихотворения М. Исаковского и Л. Квитко. О чём они? Сравни слова, описывающие действия ветра. Каким ты представил ветер у М. Исаковского? А у Л. Квитко? Рассмотри иллюстрации. Соотнеси их со стихотворениями. Опиши каждую иллюстрацию, используя слова из текста. Сделай вывод: одинаково или по-разному изображают авторы ветер. Подтверди своё мнение текстом.

Тема этих стихотворений: ветер, каким он может быть.

Авторы описывают ветер разными словами. У Исаковского он осторожный, постучал, пробежал. У Квитко он воет, завывает, гнёт, тащит, сбивает.

Иллюстрации к этим стихотворениям тоже разные.

На иллюстрации к стихотворению Исаковского тихий сельский пейзаж: уютный домик, пруд, солнце на ясном небе, деревья стоят спокойно. Ветер если здесь и есть, то он осторожный, незаметный, тихо пробежал и исчез.

На иллюстрации к стихотворению Квитко изображён исключительно сильный ветер: туча, которая воет, завывает, тащит листья по воздуху.

Вывод: авторы по-разному описывают ветер. У Исаковского это осторожный ветерок, который может только аккуратно постучать в окошко и пробежать по крыше. У Квитко это сильный ураган, который воет, завывает, гнёт деревья и сбивает яблоки.

5. Любишь ли ты поэзию или нет? Обоснуй свою точку зрения.

Я люблю поэзию и вот почему:

  1. Мне интересно читать поэтические произведения.
  2. Они легко запоминаются и очень музыкальные.
  3. Мне нравятся поэтические образы, которые будят воображение.
  4. Мое настроение часто совпадает с настроением автора.

суббота, 22 февраля 2025 г.

7 марта, Маврикиев день: традиции и приметы

7 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мученика Маврикия и 70-ти воинов, но в народе его называют просто Маврикиев день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Афанасьев день - в этот день отмечается и память преподобного Афанасия Павлопетрийского.

Когда отмечать Маврикиев день

Маврикиев день отмечаются ежегодно 7 марта по новому стилю или 22 февраля по старому. В високосный год дата сдвигается на один день на 6 марта.

Сегодня отмечается также память преподобного Афанасия Павлопетрийского, и память многих других святых.

Именинники 7 марта, как назвать ребёнка

Мужские имена: Фёдор, Филипп, Афанасий, Владимир, Иван, Михаил, Виктор, Сергей, Андрей, Павел, Степан, Николай.

Женские имена: Полина, Елизавета, Ирина, Варвара, Виктория. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Евгения.

История праздника

Святой Маврикий был известным военачальником и пострадал при императоре Максимиане.

Императору донесли, что Маврикий распространяет веру в Христа.

Маврикия, его сына Фотина, и 70 его воинов доставили в суд. Когда святые отказались совершать языческие обряды и отказаться от веры, их подвергли пыткам.

Их били, жгли огнём, терзали крючьями. Фотина зарубили мечом на глазах отца.

После этого Маврикия и его воинов привязали к деревьям на болоте, где их жалили насекомые. Эту муку святые терпели 10 дней, пока им не отрубили головы.

икона Маврикий Апамейский


Афанасий Павлопетрийский, чем известен

Святой Афанасий был родом из Константинополя. Ещё юношей он избрал иночество и удалился в Никомидийскую обитель.

При императоре Льве Иконоборце святой претерпел множество мучений за почитание святых икон.

Его пытали, заключали в темницы, изгоняли.

Но Афанасий сохранил твёрдость в вере и мирно отошёл к Господу в 821 году.

Кому и о чём молиться в день Маврикия

Перед иконой Маврикия Апамейского, молятся об укреплении веры и твёрдости духа; о стойкости перед лицом жизненных трудностей; о согласии между родителями и детьми; о хорошем урожае и добрых всходах; о защите от яда и насекомых.

Перед иконой Афанасия Павлопетрийского молятся об укреплении веры и выборе жизненного пути; о защите от несправедливых обвинений и наветов; о небесном покровительстве; о торжестве справедливости.

Что можно и что нельзя делать в день Маврикия

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить суп с кореньями на огуречном рассоле;
  • Заниматься работами в поле и огороде;
  • Удобрять почву;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Убираться в доме;
  • Стирать, подметать;
  • Заниматься рукоделием;
  • Плеваться;
  • Гадать.

Приметы на день Афанасия

Прилетят ласточки на Маврикия - быть счастливому году.
Метель на Маврикия - к затяжной весне.
Снег на Маврикия - к ранней осени.
Туман в этот день - к дождливому лету.
Птицы распелись - к теплу.
Ледяная корка на сугробах - к неурожаю.

Пословицы и поговорки на Афанасьев день

Маврикий кладёт навоз густо - не будет в амбаре пусто.

пятница, 21 февраля 2025 г.

4 марта, Филя Вешний: традиции и приметы

4 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память апостолов от 70-ти Архиппа и Филимона, но в народе его называют просто Архип и Филимон. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Филя Вешний - в этот день люди старались делать как можно больше добрых дел; чем больше сделаешь добра - тем счастливее проживёшь год.

Когда отмечать день Архипа и Филимона

День Архипа и Филимона отмечаются ежегодно 4 марта по новому стилю или 19 февраля по старому. В високосный год дата сдвигается на один день на 3 марта.

Сегодня отмечается также память преподобных Евгения и Макария Антиохийских, и память многих других святых.

Именинники 4 марта, как назвать ребёнка

Мужские имена: Архип, Макар, Евгений, Фёдор, Максим, Дмитрий.

Женские имена: Евгения. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Юлия.

История праздника

Апостол Филимон и апостол Архипп приняли Святое Крещение от апостола Павла. Они жили в городе Колоссы во Фригии.

Филимон жил со своей супругой Апфией, чей день памяти также отмечается сегодня. Святые супруги сделали свой дом храмом для молитв.

Апостол Павел не забыл своего ученика и поставил Филимона епископом в городе Газы.

Однажды, прямо во время богослужения, в храм ворвалась толпа озверевших язычников. Они выволокли Филимона, Архиппа и Апфию и поволокли на суд.

По дороге апостола Архиппа зарезали ножами.

А апостола Филимона и его супругу по приговору суда забили до смерти камнями.

икона апостолы Архипп, Филимон и его супруга Апфия


Евгений и Макарий Антиохийские, чем известны

Святые исповедники Евгений и Макарий были пресвитерами Антиохийской церкви.

Во времена гонений императора Юлиана святых обвинили в том, что они не участвуют в языческих обрядах.

Святые твёрдо стояли в своей вере и были подвергнуты пыткам и истязаниям.

После казни святых сослали в отдалённый оазис в Аравийской пустыни.

Местные жители предупредили святых, что на горе обитает страшный змей. Но Евгений и Макарий помолились и молния ударила в гору, убив змея.

Святые поселились на горе и умерли в один день.

Кому и о чём молиться в день Архипа и Филимона

Перед иконой Филимона и Архиппа, молятся об укреплении веры и духовном росте; о благополучии и поддержке в семье; о согласии между супругами; о стойкости перед лицом жизненных трудностей.

Перед иконой Евгения и Макария молятся об укреплении веры и выборе жизненного пути; о защите от несправедливых обвинений и наветов; о небесном покровительстве; о торжестве справедливости; о защите от змей и рептилий.

Что можно и что нельзя делать в день Архипа и Филимона

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Испечь каравай;
  • Встретиться с родственниками;
  • Помогать бездомным животным;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Хвастать;
  • Отказывать в просьбах;
  • Ходить в грязном;
  • Сидеть на столе.

Приметы на Филю Вешнего

Солнце на Архипа - к урожаю пшеницы.
Грачи сидят на земле - к ненастью.
Вороны купаются в лужах - к теплу.
Высокие сугробы - к затяжной весне.
Картофель пророс - к ранней весне.

Пословицы и поговорки на Филю Вешнего

Филимон везде успел, Филя - мастер добрых дел.

четверг, 20 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Литература зарубежных стран. Проверим себя», 2 класс

Использован учебник «Литературное чтение 2 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 152

Ответы на вопросы к теме «Литература зарубежных стран. Проверим себя»

1. Можно ли сказать, что все произведения зарубежной литературы — переводные? Кто такой автор? А кто такой переводчик? Назови авторов зарубежной литературы. Назови известных тебе переводчиков.

Все произведения зарубежной литературы — переводные, если мы читаем их на русском языке.

Их авторы пишут свои произведения на родных для себя языках, а переводчики переводят на русский.

Автор — этот, кто написал произведение. Переводчик — тот, кто его перевёл.

Авторами зарубежной литературы являются Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Братья Гримм, Александр Милн, Жюль Верн и многие другие.

Переводчики: Борис Заходер, Василий Жуковский, Корней Чуковский, Самуил Маршак, и многие другие.

2. Как ты считаешь, сказки, которые ты прочитал в разделе «Литература зарубежных стран», народные или авторские? Обоснуй своё мнение.

Я прочитала авторские сказки. У них указан автор, например, Шарль Перро или Ганс Христиан Андерсен. А вот песенки в учебнике — народные.

3. Что такое литературная (авторская) сказка? Объясни.

Литературная сказка — та, у которой есть автор, писатель, эту сказку написавший. Её сюжет не меняется, как у народной сказки, если её рассказывают разные сказители.

4. Найди дополнительную информацию о творчестве Х. К. Андерсена. Составь рассказ о нём.

Образец рассказа о жизни и творчестве писателя-сказочника, интересные факты из его биографии вы можете посмотреть, перейдя по ссылке: «Рассказ о творчестве Г. Х. Андерсена по литературному чтению».

5. Напиши отзыв на одну из сказок Х. К. Андерсена.

Напишем отзыв на сказку «Пятеро из одного стручка», она небольшая, но интересная.

Отзыв на сказку Андерсена «Пятеро из одного стручка», пример

Сказку «Пятеро из одного стручка» написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен.

В ней рассказывается история пяти горошин, родившихся в одном стручке. Четыре горошины попали куда попало и пропали без пользы. Но одна горошина упала в щель под окошком, где была земля.

Эта горошина проросла и радовала больную девочку своим ростом и цветами. Девочка ухаживала за ростком и выздоровела.

Это очень добрая сказка, которая учит приносить пользу другим, а не тратить свою жизнь только на себя.

Мне понравилось, что девочка выздоровела и не умерла, а помогла ей в этом простая горошина. Горошина не напрасно прожила свою жизнь.

6. Найди в сказке Х. К. Андерсена диалог ведьмы и солдата. Инсценируй с другом диалог этих героев.

Найдём в сказке «Огниво» слова: «Добрый вечер, вояка!», с которых начинается диалог героев, и слова: «Ну так обвязывай меня верёвкой», которыми он заканчивается.

Для инсценировки нам важно понять, с какой интонацией произносить слова героев.

Солдат у нас мужественный и хитрый, поэтому его слова должны звучать спокойно, уверенно, со скрытой насмешкой. Солдат не боится, ему интересно.

Слова ведьмы должны звучать льстиво, она пытается заманить солдата, не зная, что сама попадёт в свою же ловушку.

7. Вспомни события сказки «Бременские музыканты». К какому эпизоду сделана иллюстрация на странице 153? Найди его в тексте. Перечитай. Подготовь выборочный пересказ.

На этой иллюстрации показан конец сказки. Друзья вваливаются в окно и пугают разбойников, которые убегают из домика.

Выборочный пересказ эпизода изгнания разбойников, пример

Ночь застала друзей по дороге в Бремен. Они были в лесу.

Друзья решили осмотреться и петух взлетел на макушку дерева. Он увидел вдалеке свет и сказал о том друзьям.

Друзья отправились на свет и нашли уютный домик.

Они заглянули в окно и увидели разбойников, которые сидели за столом и пировали.

Друзья посоветовались и решили напугать разбойников. Осёл встал передними ногами на окно, на него вскочила собака, на собаку — кот, а на кота взлетел петух. После этого они громко закричали и ввалились через окно в домик.

Разбойники в ужасе выбежали и спрятались в лесу.

А друзья остались жить в этом маленьком, но уютном домике.

8. Назови героев сказки «Бременские музыканты». Почему они оказались на улице? Чем закончилась эта история? Расскажи об одном из героев сказки.

Героями сказки оказываются Осёл, Собака (Пёс), Кот, Петух. Все они стали старыми и ненужными своим хозяевам, поэтому их выгнали, а то и хотели убить. Но история закончилась хорошо. Звери объединились, стали друзьями и нашли себе хороший домик в лесу.

Рассказ о герое сказки «Бременские музыканты» Осле, пример

Осёл жил у мельника. Всю жизнь он возил на мельницу мешки с мукой и зерном. Но постарел и ослаб. Он стал не нужен хозяину и тот решил уморить осла голодом. Но осёл был решительным и ушёл от хозяина. Он решил стать музыкантом, ведь у него был красивый голос.

Рассказ о герое сказки «Бременские музыканты» Собаке, пример

Собака жила у охотника. Она помогала ему добывать дичь, но потом постарела. Собака уже не могла выслеживать дичь и хозяин решил её убить. Но собака была решительной и убежала. Она решила стать музыкантом и играть на барабане.

Рассказ о герое сказки «Бременские музыканты» Коте, пример

Кот жил у хозяйки и ловил мышей. За это он получал молоко. Но кот постарел и потерял зубы. Он уже не мог ловить мышей и стал не нужен хозяйке. Поэтому она решила его утопить. Но кот был решительным. Он решил стать музыкантом и играть на гитаре.

Рассказ о герое сказки «Бременские музыканты» Петухе, пример

Петух жил у хозяйки и каждое утро будил всех в доме своим криком. Но к хозяйке должны были прийти гости и она решила отправить петуха в суп. Петух был решительным и убежал от хозяйки. Он решил стать музыкантом и играть на трубе.

9. Перечитай сказку Ш. Перро «Кот в сапогах». Подумай, в каких событиях мог бы участвовать кот, кого он мог встретить в замке, как его жизнь изменилась бы после этого. Придумай продолжение сказки.

Придумаем продолжение этой сказки. Например, кот мог встретить в замке королеву мышей.

Продолжение сказки «Кот в сапогах», пример

Маркиз Карабас счастливо зажил в своём замке с супругой, а Кот отправился исследовать замок.

В тёмном подвале он увидел огромную белую мышь в короне. Это была королева мышей. Кот облизнулся и стал подкрадываться к столь вкусной добыче.

Но Королева мышей заметила кота и стала звать своих слуг.

Набежали сотни мышей. И как Кот не сопротивлялся, его подняли кверху лапами и вынесли из подвала. А потом закрыли за ним дверь.

Кот обиженно мяукнул и решил, что связываться с такими воинственными мышами — себе дороже. Поэтому пошёл в сад — ловить птичек.

среда, 19 февраля 2025 г.

2 марта, Маремьяна Кикимора: традиции и приметы

2 марта - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память праведной Мариамны, сестры апостола Филиппа, но в народе его называют просто день Мариамны. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Маремьяна-кикимора - в этот день задабривали кикимору, кормили её, чтобы она не буянила.

Фёдор Тирон - святому Фёдору Тирону молились о находке пропаж, как вещей, так и людей..

Когда отмечать день Мариамны

День Мариамны отмечаются ежегодно 2 марта по новому стилю или 17 февраля по старому. В високосный год дата сдвигается на один день на 1 марта.

Сегодня отмечается также память великомученика Феодора Тирона, патриарха Гермогена, и память многих других святых.

Именинники 2 марта, как назвать ребёнка

Мужские имена: Фёдор, Михаил, Павел.

Женские имена: Мария, Анна. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Юлия.

История праздника

Праведная Мариамна или Мария была сестрой святого апостола Филиппа. С юных лет она дала обет безбрачия и была помощницей и спутницей своего брата.

Вместе с ним и с апостолом Варфоломеем Мариамна исходила многие земли, пока путь не привёл их в город Иераполь во Фригии. Там после проповеди язычники схватили апостолов и Мариамну и подвергли их пыткам.

Апостола Филиппа казнили, отрубив голову, а Мариамну и Варфоломея отпустили после долгих измывательств.

Мариамна похоронила тело своего брата и долгое время проповедовала Слово Господа в Ликаонии. Там она и скончалась.

икона Мариамна, сестра Филиппа


Священномученик Гермоген, чем известен

Будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген родился в 1530 году и в миру носил имя Ермолай. Начинал своё служение Гермоген обычным приходским священником и был свидетелем явления иконы Казанской Божьей Матери.

Вскоре после этого Гермоген принял постриг, а в 1589 году стал епископом и первым митрополитом Казанским. В этом чине Гермоген совершил много важных трудов и стал почитаем в Православной церкви.

В 1606 году он был избран патриархом Московским. Его правление совпало со Смутой, самым тяжёлым временем в истории Российского государства. Гермоген прославился, как борец с польскими интервентами и стойкий поборник православной веры.

Его противостояние с поляками закончилось заключением в Чудовом монастыре. Девять долгих месяцев священнослужитель провел в заточении, но его вера осталась крепкой. Даже из застенков Гермоген продолжал вдохновлять и благословлять русский народ на борьбу с оккупантами.

Патриарх Гермоген скончался в 1612 году от голода и жажды.

Кому и о чём молиться в день Мариамны

Перед иконой святой Мариамны, сестры апостола Филиппа, молятся об укреплении веры и духовном росте; о благополучии и поддержке в семье.

Перед иконой священномученика Ермагена молятся о защите Отечества; о победе над внешними и внутренними врагами; об исцелении болезней, о твёрдости в сложной жизненной ситуации.

Что можно и что нельзя делать в день Мариамны

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь пироги с монетами;
  • Ходить в гости;
  • Начинать новые дела;
  • Загадывать желание на падающую звезду;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Убираться в доме;
  • Шить, вязать, стирать;
  • Стричь волосы;
  • Ходить на охоту;
  • Покупать обувь.

Приметы на Маремьяну Кикимору

Какова погода на Маремьяну, такое будет и лето.
Яркий месяц - к урожайному лету.
Дождь на Фёдора - к урожаю хлеба.
Много сосулек - к урожаю огурцов.
Появились перелётные птицы - к ранней весне.
Метель на Фёдора продлится неделю.

Пословицы и поговорки на Маремьяну Кикимору

Что Маремьяна запутает, Фёдор распутает.

вторник, 18 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Были-небылицы. Проверим себя», 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 36

Ответы на вопросы к теме «Были-небылицы. Проверим себя»

1. Какое из произведений этого раздела тебе понравилось больше всего? Кратко перескажи его.

В этом разделе мы прочитали рассказы М. Горького, К. Паустовского и А. Куприна. Больше всего мне понравился рассказ «Слон».

Краткий пересказ рассказа «Слон», пример

Девочка Надя заболела. Она ничего не кушала и не играла. Родители сильно переживали за девочку.

Однажды Надя попросила у папы слона. Папа принёс большого игрушечного слона. Но Надя сказала, что ей нужен живой слон.

Папа пошёл в зверинец и договорился с его хозяином, что тот приведёт слона к ним домой.

Надя очень обрадовалась слону. Она познакомилась с Томми, пила с ним чай, показывала кукол и книжки. Потом пообедала.

Целый день Надя играла со слоном, а утром проснулась здоровой и попросила завтрак.

2. Как ты считаешь, «Случай с Евсейкой» — весёлая, страшная, смешная, грустная история? Она могла произойти в реальной жизни или является художественным вымыслом? Подтверди своё мнение чтением предложений из текста.

Рассказ М. Горького «Случай с Евсейкой» — это весёлая и смешная история. Мне кажется, что она могла произойти в жизни. Ведь на самом деле, мальчик не был под водой, он просто заснул. А заснуть может каждый.

Вот что мы читаем об этом в рассказе: «Стал Евсейка со скуки дремать».

И вот ещё одно подтверждение моих мыслей: «а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой». Евсейка проснулся сухим, значит он не был под водой.

3. Приходилось ли тебе быть на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной истории? Придумай и запиши её в «Рабочую тетрадь».

На рыбалке я была, но сама рыбу не ловила, наблюдала, как её ловит папа. Вот одна история, которая мне показалась забавной.

Забавный случай на рыбалке, пример

Дело было летом. Рядом с нами оказался неопытный молодой рыбак. Он стал закидывать леску и зацепился крючком за шорты. Рыбак этого не ожидал и кувыркнулся в воду. Папа и я очень смеялись, а рыбак почему-то рассердился и сказал, что это мы на него плохо влияем.

4. Перечисли основные события рассказа «Растрёпанный воробей». Составь номинативный план. Кратко перескажи текст.

Основные события рассказа «Растрёпанный воробей»:

  1. Мама рассказывает Маше, как папа подарил ей букетик.
  2. Ворона ворует вещи из квартиры.
  3. Ворона чуть не убивает Пашку.
  4. Пашка достаётся Маше.
  5. Маша выхаживает Пашку.
  6. Ворона ворует букетик.
  7. Пашка возвращает букетик.

В номинативном плане мы укажем основные мысли каждого отрывка.

Номинативный план рассказа «Растрёпанный воробей», пример

  1. Букетик — память о папе.
  2. Если забыть закрыть форточку — ворона что-нибудь украдёт.
  3. Жить в городе воробьям непросто.
  4. Маша добрая девочка и помогает Пашке.
  5. Пашка благодарный воробей и помогает Маше.
  6. Форточку забыли закрыть и букетик украли.
  7. Чтобы победить ворону нужно много воробьёв.
  8. Пашка возвращает долги.

Краткий пересказ рассказа «Растрёпанный воробей», пример

Маша жила с мамой и няней. Папа уехал на Камчатку, а на память подарил маме букетик. Но в квартиру часто пробиралась ворона, которая воровала мелкие вещи.

В городе жили воробьи. Но им было нелегко, ведь лошадей не было, а значит не было корма.

Пашка пытался найти еду у вороны, но получил клювом. Пашку спас милиционер, который отдал его Маше. Маша накормила Пашку и воробей стал благодарить девочку. Он таскал у вороны украденные вещи.

Ворона утащила букетик и это стало большим горем для мамы и Маши. Пашка решил вернуть букет, для чего собрал стаю воробьёв. Они напали на ворону и завязалась драка.

В театре шёл спектакль. Все были восхищены игрой Золушки — Машиной мамы. Но сама мама не могла сдержать слёз. Вдруг появился Пашка и сбросил букетик в руки маме. Мама приколола подарок на платье и была счастлива. А вместе с ней радовалась Маша.

5. Как ты относишься к воробью Пашке? Расскажи о нём и его поступках. Составь выборочный пересказ. Вырази своё отношение к герою. Составь отзыв на произведение К. Паустовского «Растрёпанный воробей».

Я хорошо отношусь к Пашке и считаю его смелым, добрым, решительным и благодарным воробьём. Пашка не забыл добро, которое сделала ему Маша, и помог вернуть хрустальный букетик — память об отце девочки.

Выборочный пересказ рассказа «Растрёпанный воробей», пример

Пашка появляется в рассказе в тот момент, когда он пытается найти еду в ларьке, захваченном вороной. Пашке не повезло и ворона ударила его клювом, чуть не убив.

Пашка мог замерзнуть на улице, но сперва его подобрал милиционер, потом бедную птичку взяла к себе Маша. Маша трогательно позаботилась о Пашке, накормила и согрела его. И Пашка решил отблагодарить девочку.

Добрый воробей заметил, что ворона ворует вещи. Он стал потихоньку возвращать вещи Маше. А когда ворона украла букетик, Пашка решил, что обязательно вернёт его.

Пашка собрал друзей и воробьи целой стаей напали на ворону. Пашке удалось выхватить букетик и он отнёс его в театр. Там как раз закончился спектакль, в котором мама Маши играла главную роль. Пашка вручил букетик счастливой маме и с удовольствием смотрел, как мама плачет от радости.

Отзыв на рассказ «Растрёпанный воробей», пример

Этот рассказ написал писатель Константин Паустовский.

В основе сюжета — история пропажи и возвращения хрустального букетика, который был очень дорог героям рассказа: маме и Маше.

Букетик украла бесстыдная ворона, но вернул его воробей Пашка. Пашке пришлось поднять на войну с вороной всех друзей-воробьёв и он победил.

Мне очень понравился героический и благородный воробей Пашка!

История заканчивается хорошо — слезами. Но это уже не слёзы горя, а слёзы радости.

Рассказ учит тому, что любое доброе дело без награды не останется. Маша помогла Пашке, а Пашка помог девочке.

6. Составь несколько вопросов к произведению «Слон», которые требуют подробного вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.

Объясните, почему Надя заболела? — Надя заболела потому, что ей всё наскучило, ничто её не радовало.

Почему вы думаете, что доктора неправильно лечили девочку? — Потому, что Надя была физически здорова, и лечить надо было её душу.

Почему вы считаете, что болезнь Нади можно назвать капризом? — Надя сама понимала невозможность своих желаний, но всё-таки требовала, чтобы их выполнили. Это и есть каприз.

В чём различие между болезнью и капризом? — При болезни страдает тело человека, а при капризе человек заставляет страдать окружающих, сам оставаясь здоровым..

Предположите, что будет, если слон не придёт к Наде? — Не получив слона Надя будет капризничать дальше, изводить родителей и делать хуже самой себе.

7. Найди описание слона в рассказе А. Куприна «Слон». Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы читатель мог образно представить героя?

В своём рассказе Куприн использует такой художественный приём, как сравнение. Описывая слона, он сравнивает различные части его тела с хорошо нам знакомыми предметами и вещами. Благодаря этому мы лучше представляем себе слона.

Например, он сравнил ноги слона со столбами, уши сравнил с лопухами, а хобот сравнил со змеёй.

8. Перечитай произведение А. Куприна «Слон». Определи последовательность своих действий при подготовке к подробному пересказу. Какой план ты составишь?

Сперва я разобью рассказ на отдельные смысловые части. Причём не на шесть, как автор, а на большее количество. Чем больше будет пунктов в плане, тем более подробный пересказ у нас получится.

Далее я выберу цитаты из каждой части рассказа и составлю цитатный план. Это поможет мне использовать в пересказе авторские слова и выражения, что необходимо делать при подробном пересказе.

Цитатный план рассказа «Слон», пример

  1. «Каждый день к Наде ходит доктор».
  2. «Исполняйте все её капризы».
  3. «Мне не хочется... Мне скучно».
  4. «Папа ходит быстро из угла в угол».
  5. «А можно мне слона?».
  6. «Мне бы слоника настоящего».
  7. «Отец подходит к толстому немцу».
  8. «Вам это будет дорого стоить».
  9. «Точно не видели никогда слона на улице».
  10. «А что же слон? Он пришёл?».
  11. «Здравствуйте, Томми».
  12. «Надя хохочет и хлопает в ладоши».
  13. «Давайте играть: вы будете папой, а я мамой».
  14. «Девочка ест суп, а слон овощи».
  15. «Она так и засыпает около слона».
  16. «Передайте Томми, что я уже здорова».

понедельник, 17 февраля 2025 г.

Ответы к теме «И в шутку и всерьёз. Проверим себя», 2 класс

Использован учебник «Литературное чтение 2 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 126

Ответы на вопросы к теме «И в шутку и всерьёз. Проверим себя»

1. Как ты понимаешь, что такое юмор? Назови некоторые особенности юмористических произведений.

Юмор — это изображение героев в смешной, комической ситуации, вызывающей смех у читателя.

Основные особенности юмористических произведений:

  • Комическая ситуация;
  • Смешные слова и выражения;
  • Неунывающие, весёлые герои;
  • Шутки и образные выражения;
  • Гипербола, преувеличение.

2. Назови рассказ, который ты считаешь самым весёлым. Найди в нём смешные слова, выражения, комические ситуации. Перескажи его. Какую интонацию ты выберешь?

Самым весёлым я считаю рассказ Э. Успенского «Чебурашка».

Самое смешное слово в нём: «Чебурахнулся».

Смешные выражения: «забавный зверёк", «фу ты, чебурашка какой», «толстый-претолстый Чебурашка».

Смешные, комические ситуации: как Чебурашка получил своё имя, потому что всё время падал; как Чебурашка уснул в ящике с апельсинами.

Для пересказа я выберу весёлую, быструю интонацию.

Пересказ рассказа «Чебурашка», пример

В далёком тропическом лесу жил забавный зверёк, который не задумывался о том, как его зовут.

Однажды он гулял по лесу и увидел ящики с апельсинами. Он съел два апельсина и уснул прямо в ящике. Рабочие заколотили ящики и отправили их в плаванье.

Ящики плавали долго, поэтому когда их открыли, в одном апельсинов не было, а был толстый-претолстый Чебурашка.

Чебурашку посадили на стол. Он посидел и чебурахнулся на стул. Посидел ещё и вновь чебурахнулся на пол. Тогда директор магазина и назвал его Чебурашкой.

Директор хотел отнести Чебурашку в зоопарк, но тот был переполнен, а Чебурашка был неизвестным науке зверем. И его не взяли.

Тогда директор отнёс Чебурашку в другой магазин, где работал его приятель.

Второму директору Чебурашка понравился — он был похож на бракованную игрушку. Директор предложил Чебурашке работать в витрине магазина и жить в старой телефонной будке. Чебурашка согласился.

3. Вспомни авторов следующих произведений: «Если бы был я девчонкой», «Хорошее». Похожи ли ребята, о которых рассказали писатели? Запиши их имена в «Рабочую тетрадь».

Стихотворение «Если бы был я девчонкой» написал Эдуард Успенский.

Рассказ «Хорошее» написала Валентина Осеева.

Стихотворение написано от имени безымянного мальчика, рассказ — от имени мальчика Юры.

Мальчики похожи желанием помогать другим. Но также тем, что никому не помогали.

Мальчик из стихотворения не помогал, потому что не был девчонкой, а Юра не помогал потому, что мечтал о подвигах.

4. Вспомни какую-нибудь смешную (комичную) ситуацию, которая произошла с тобой. Подумай, какие слова и выражения ты подберёшь для своего рассказа. Не забудь, что в твоей прозе обязательно должно быть юмористическим. Придумай свой рассказ.

Я вспомнила старую историю, когда я ещё ходила в детский сад и не умела читать. Её я сегодня и расскажу.

Рассказ по смешной ситуации, которая произошла со мной, пример

Дело было зимой. Мы с папой возвращались из детского сада. Я хотела, чтобы он меня вёз на санках, а папа предлагал прогуляться. Я насупилась и бросилась на него в атаку с деревянной лопаткой наперевес. Папа обиделся и сказал, что в таком случае не станет больше забирать меня из садика.

Я подумала и ответила, что он не имеет права, потому что я тоже Иванова (это наша фамилия).

Папа засмеялся и спросил: «А где же это написано, что ты Иванова?».

Я, не долго думая, указала на черенок лопаты, на котором большими буквами была выведена моя фамилия, чтобы лопатка не потерялась в садике.

Пришлось папе меня везти на санках. Ведь у меня было железобетонное доказательство, что я Иванова.

5. Прочитай список юмористических произведений для детей. С каким из них ты хотел бы познакомиться? Найди это произведение в библиотеке и составь на него отзыв.

В учебнике указаны следующие произведения:

  • Н. Н. Носов «Трудная задача».
  • Б. В. Заходер «Никто».
  • Л. Л. Яхнин «Пятое время года».
  • В. Ю. Драгунский «...бы».

Я читала все эти произведения, кроме стихотворения Б. Заходера «Никто». Вот с ним я бы и хотела познакомиться.

Я прочитала это стихотворение и теперь могу составить на него отзыв.

Отзыв на стихотворение Б. Заходера «Никто», пример

Стихотворение «Никто» написал Борис Заходер.

Оно написано от имени двух детей — брата и сестры. Дети рассказывают про ужасного сорванца, который завёлся в доме. Он вытаскивает конфеты из буфета, раскидывает бумажки, рисует на обоях и делает много других мелких пакостей. И все знают, что сорванца зовут Никто.

Но мама детей поступила очень правильно. Она объявила, что Никто нужно наказать, и он не пойдёт ни в гости, ни в кино.

Конечно же, все шалости устраивали дети, а потом не признавались в них. Но родители понимали, кто озорничает в доме. Они нашли хорошее решение проблемы, а дети получили важный урок.

Мне не понравилось, что дети вели себя невоспитанно. Мне понравилось, что мама наказала их в том же стиле, в каком они проказничали.

Думаю, после этого дети не захотят баловаться и обманывать.

воскресенье, 16 февраля 2025 г.

27 февраля, Кирилл Весноуказчик: традиции и приметы

27 февраля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, но в народе его называют просто Кириллов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Весноуказчик  - по погоде в этот день судили о том, как скоро придёт весна и какой она окажется.

Бабьи Взбрыксы - в этот день одаривали повитух, принимавших роды.

Когда отмечать Кириллов день

Кириллов день отмечаются ежегодно 27 февраля по новому стилю или 14 февраля по старому.

Сегодня отмечается также память преподобного Авксентия Вифинского и память многих других святых.

Именинники 27 февраля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Кирилл, Михаил, Фёдор, Илларион, Павел, Борис, Григорий, Семён.

Женские имена: Марина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Светлана, Зоя.

История праздника

Равноапостольный Кирилл, младший брат Мефодия, является одним из тех, кто создавал славянскую грамоту и нёс свет христианского учения славянским народам.

Святой Кирилл получил блестящее образование и прозвище Философ.

Некоторое время он служил хранителем патриаршей библиотеки, потом жил в монастыре. Вернувшись в Константинополь, святой прославился в богословских диспутах.

Вместе с Мефодием, святой Кирилл отправился в Корсунь для миссионерской деятельности. Там братья научились говорить по-русски.

После этого братья побывали в Моравии, где переводили христианские книги на славянские языки, проводили богослужения на славянском языке.

Святой Кирилл считается создателем славянской азбуки - кириллицы, которая используется и сейчас.

Святой Кирилл умер в возрасте 42 лет, завещав Мефодию продолжать просвещение славянских народов.

икона равноапостольный Кирилл


Авксентий Вифинский, чем известен

Преподобный Авксентий занимал важную должность при дворе императора.

Но он стал тяготиться мирской жизнью, стал пресвитером, а потом и вовсе выбрал отшельничество.

Святой Авксентий поселился на горе Оксия в Вифинии.

Вскоре к святому потянулись люди за исцелением и советом. Авксентий никому не отказывал.

Он присутствовал на IV Вселенском соборе, боролся с ересями и устраивал монастыри.

Святой мирно отошёл к Господу в 470 году.

Кому и о чём молиться на Кириллов день

Перед иконой равноапостольного Кирилла молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о мудром совете в любой ситуации, об успехах в учебе и работе; о вразумлении отроков и воспитании чад.

Перед иконой Авксентия Вифинского молятся об укреплении в вере; о твёрдости перед лицом жизненных испытаний; об исцелении болезней и недугов, об избавлении от бесовских наваждений.

Что можно и что нельзя делать на Кириллов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Топтать снег;
  • Выпить сбитень;
  • Заниматься умственной работой, учёбой;
  • Сдавать экзамены;
  • Заниматься шоппингом;
  • Дарить подарки.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Посещать врача, косметолога, стоматолога;
  • Стричь волосы;
  • Кормить птиц;
  • Путешествовать.

Приметы на Кирилла Весноуказчика

Мороз на Кирилла - к жаркому лету.
Весь день солнце - к дружной весне.
Тепло на Кирилла - весна задержится.
Обилие снега на полях - к хорошему урожаю.
Звёздная ночь - к длительным морозам.
Снег на Кирилла - к дождливой весне.

Пословицы и поговорки про Кирилла Весноуказчика

Кирилл снег осаждает - поля уточняет.
На Кирилла поля со снегом - будут амбары с хлебом.

суббота, 15 февраля 2025 г.

26 февраля, Светлый день: традиции и приметы

26 февраля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память преподобного Мартиниана Кесарийского, но в народе его называют просто Мартынов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Светлый день  - в этот день окликали звёзды, чтобы восстановить зрение, поминали умерших, чтобы обрести покой в душе.

Когда отмечать Мартынов день

Мартынов день отмечаются ежегодно 26 февраля по новому стилю или 13 февраля по старому.

Сегодня отмечается также память преподобных Зои и Фотинии и память многих других святых.

Именинники 26 февраля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Мартын, Семён, Степан, Василий, Николай, Иван, Владимир, Михаил, Евгений, Павел.

Женские имена: Зоя, Светлана, Серафима, Ирина, Вера, Анна, Евгения. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Мария.

История праздника

Преподобный Мартиниан с 18 лет жил в пустыне и провёл в подвигах и безмолвии 25 лет. Он удостоился дара чудотворения и излечения болезней.

Однажды некая блудница попыталась соблазнить святого, но Мартиниан встал босыми ногами на горячие угли и блудница Зоя, увидев это, раскаялась и отправилась в монастырь.

А святой Мартиниан отправился на скалистый остров, где провёл в одиночестве несколько лет. Но однажды кораблекрушение выкинуло на остров девицу Фотинию.

Мартиниан оставил девушку на острове, а сам бросился в море. Дельфины вынесли святого на берег.

Несколько лет Мартиниан провёл в странствиях, а потом пришёл в храм, лег на пол и скончался.

икона Мартиниан Кесарийский


Зоя Вифлеемская и Фотиния Палестинская, чем известны

Святая Зоя в молодости была блудницей и однажды решила соблазнить знаменитого отшельника Мартиниана. Она отправилась в пустыню и стала соблазнять святого красивыми одеждами.

Но Мартиниан вразумил несчастную и Зоя познала греховность своей жизни. Она раскаялась и отправилась в Вифлеем, где поселилась в монастыре. Там она провела 12 лет в строгих постах и молитвах и отдала Богу душу в мире и смирении.

Святая Фотиния тоже встретила Мартиана, но произошло это на скалистом острове.

Святой оставил Фотинии хлеб и воду, сказал, что вскоре приплывёт корабельщик с припасами, и бросился в воду.

Фотиния провела на острове 6 лет, а затем отдала Богу душу. Её похоронили в Кесарии Палестинской.

Кому и о чём молиться на Мартынов день

Перед иконой Мартына Кесарийского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о мудром совете в любой ситуации, об излечении болезней и немощей; об изгнании бесов и защите от дьявольских наваждений; о преодолении искушений; о мире и спокойствии в семье.

Перед иконой Зои и Фотинии молятся об укреплении в вере; о твёрдости перед лицом жизненных испытаний; о прощении грехов вольных и невольных; о защите от соблазнов.

Что можно и что нельзя делать на Мартынов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Помянуть умерших, посетить кладбище;
  • Провести день в кругу семьи;
  • Провести генеральную уборку;
  • Заниматься медитациями и самоанализом;
  • Смотреть и разговаривать со звёздами;
  • Раздать долги.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Заниматься рукоделием;
  • Стричь волосы, менять причёску;
  • Оставлять одних детей;
  • Заниматься шоппингом.

Приметы на Светлый день

Солнечный Мартын - к дружной весне.
Пасмурный Мартын - к долгой и холодной весне.
Мороз на Мартына - к жаркому лету.
Небо в тучах - к потеплению.
Иней на деревьях - к урожаю мёда.

Пословицы и поговорки про Светлый день

В светлый день и мысли светлые.

пятница, 14 февраля 2025 г.

25 февраля, Алексей Рыбный: традиции и приметы

25 февраля - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память святителя Алексея Московского, но в народе его называют просто Алексеев день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Алексей Рыбный  - с этого дня активно начинал таять снег и хорошо ловиться рыба.

Когда отмечать Алексеев день

Алексеев день отмечаются ежегодно 25 февраля по новому стилю или 12 февраля по старому.

Сегодня отмечается также память святителя Мелетия Антиохийского и память многих других святых.

Именинники 25 февраля, как назвать ребёнка

Мужские имена: Алексей, Антон, Евгений.

Женские имена: Мария, Евгения. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Феодора.

История праздника

Будущий митрополит родился в Москве  в семье боярина.

Уже в 12 лет мальчик услышал глас Божий и стал ежедневно посещать церковь. В 1320 году Алексей вступил в Богоявленский монастырь, где провёл 20 лет в иноческих подвигах.

В 1350 году Алексей становится епископом во Владимире, а ещё через четыре года - митрополитом Киевским и всея Руси.

Алексей лично отправлялся в Константинополь, чтобы исключить смуту по поводу своего избрания.

На посту митрополита Алексей проявил заботу о пастве, обустраивал монастыри, несколько раз посещал Золотую Орду, чтобы смирить кочевников. Во время одного из таких путешествий Алексий исцелил молитвою ханскую дочь от слепоты.

В последние годы жизни Алексей заботился о несовершеннолетнем царевиче Дмитрии, будущего князя Донского.

Святитель Алексей умер в глубокой старости, в возрасте 78 лет, а его мощи были чудесным образом обретены спустя 50 лет.

икона Алексей Московский


Мелетий Антиохийский, чем известен

Святитель Мелетий  сперва был епископом в Армении, а потом назначен на Антиохийскую кафедру.

На этой должности Мелетий посвятил себя борьбе с ересью аринацев. Три раза святителя изгоняли, но потом возвращали на кафедру.

Мелетий явил себя кротким и добродетельным, под его руководством засияли звёзды Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Святитель умер, председательствуя на II Вселенском соборе в Константинополе. Мощи святого похоронены в Антиохии.

Кому и о чём молиться на Алексеев день

Перед иконой Алексея Московского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о мудром совете в любой ситуации, об излечении болезней и немощей; об избавлении от страхов и фобий; об изгнании бесов и защите от дьявольских наваждений.

Перед иконой Мелетия Антиохийского молятся об укреплении в вере; о твёрдости перед лицом жизненных испытаний; о примирении с друзьями и близкими; о достижении согласия и компромисса.

Что можно и что нельзя делать на Алексеев день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить расстегай с рыбой;
  • Готовить любое рыбное блюдо;
  • Ходить на рыбалку;
  • Закалять семена;
  • Прибраться в доме;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Кушать мясо;
  • Путешествовать;
  • Начинать новый бизнес;
  • Носить рваное.

Приметы на Алексея Рыбного

Чем холодей Алексей, тем теплее март.
Звёзды краснеют к вьюге.
Холодный Алексей - к жаркому августу.
Вьюга на Алексея - к дождливому лету.
Иней ночью - днём снегопад.

Пословицы и поговорки про Алексея Рыбного

Алексей Рыбный суров - плохой будет улов.

четверг, 13 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Литературная сказка. Проверим себя», 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 1 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 155

Ответы на вопросы к теме «Литературная сказка. Проверим себя»

1. В чём отличие литературной (авторской) сказки от фольклорной (народной)? А в чём сходство? Составь высказывание. Используй опорные слова: создаются народом; сочиняют авторы; разные сказки: о животных, бытовые, волшебные; животные изображаются по-особому; чудеса; добрые, смелые, трудолюбивые герои; необычные, часто смешные ситуации.

Составим высказывание о сходствах и различиях народной и литературной сказки, используя опорные слова:

Литературные сказки сочиняют автором, а фольклорные - создаются народом. Литературные сказки не делят на жанры, а фольклорные бывают разными: сказки о животных, волшебные, бытовые.

Но между этими сказками много общего. В них происходят чудеса, а животные изображаются по-особому; в них действуют добрые, смелые, трудолюбивые герои, которые часто попадают в смешные ситуации.

2. Перечитай сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Определи последовательность событий. Почему так внезапно закончилось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ: лягушки не умеют летать; прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным; из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

Определим последовательность событий в сказке «Лягушка-путешественница»:

  • На болоте лягушка встречает уток и узнаёт про юг.
  • Она придумывает, как ей полететь с утками.
  • Утки несут лягушку на прутике.
  • Лягушка начинает хвастать, выпускает прутик и падает.
  • Лягушка остаётся жить в пруду, куда упала.
Путешествие лягушки закончилось внезапно из-за хвастовства и зазнайства лягушки. Ей хотелось, чтобы все узнали о её выдумке, и она выпустила прутик, на котором её несли, чтобы закричать «Это я!».

3. Перечитай басню И. Крылова «Ворона и Лисица» на странице 110. Сравни героев этой басни и героев сказки «Лягушка-путешественница».

Похожими героями в басне и сказке оказываются Ворона и Лягушка. Они пострадали из-за своего зазнайства, стремления к хвастовству. Ворона не выдержала лести и закаркала, выронив сыр. Лягушка захотела славы и закричала, выпустив прутик. Обе героини потеряли всё, к чему стремились по своей вине. В этом их сходство.

Но есть и различие. Сыр достался Вороне случайно («Бог послал»), а идея лететь на прутике принадлежала лягушке. Лягушка заслуживала славы, но зазнайство её подвело. Ворона не заслуживала славы и пострадала справедливо.

4. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради».

Сравним сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» и народную сказку «Заяц-хваста»

Общее: герой - заяц; он сперва хвастает; он наказан за хвастовство; героя хвалят в конце.

Различия: одна сказка литературная, вторая - фольклорная; в одной заяц остался трусом, во второй оказался храбрецом; в одной заяц спас других зайцев случайно, во второй - он самоотверженно спас ворону.

Сравним сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и народную сказку «Морозко»

Общее: героини сказок - девочки; они встречают сказочное существо; они проходят испытание; по результату испытания получают заслуженную награду.

Различия: одна сказка литературная, вторая - фольклорная; героиня одной - трудолюбивая, второй - просто вежливая; отрицательная героиня первой  сказки ленивая, второй - ещё и грубая; отрицательная героиня первой сказки ничего не получает, второй - погибает.

5. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь». Знаешь ли ты, что такое текст-повествование. Объясни своими словами.

Текст-повествование описывает то, что происходит с героем: его поступки, настроение, события с ним происходящие.

Текст-описание «Храбрый заяц из сказки Д. Мамина-Сибиряка», пример

Главный герой этой сказки - обычный заяц. У него были длинные уши и короткий хвост. Он родился в лесу и всего боялся. Но потом решил стать храбрым и начал хвастаться. Когда заяц хвастался, он был смешон. Ведь он всё равно оставался трусом. И когда появился волк, задал стрекача, не помня себя от страха.

Текст-рассуждение «Можно ли назвать зайца храбрым?», пример

Я не могу назвать героя этой сказки храбрым и вот почему. Храбрец не хвастает своей храбростью, а совершает смелые поступки. Заяц хвастался и не совершал таких поступков. Он сбежал от волка и прятался в кустах. Он дрожал от страха. Какой же после этого он храбрец?

6. В сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» есть слова «задал стрекача», они выделены красным цветом. В каком словаре ты будешь искать значение этого выражения?

Выражение «задал стрекача» является образным и имеет значение, отличающееся от значения от входящих в него слов. Мы называем такие выражения фразеологизмами. Чтобы найти значение фразеологизма мы воспользуемся специальным «Фразеологическим словарём», который возьмём в библиотеке.

Из словаря мы узнаем, что выражение «задал стрекача» означает бежать очень быстро, наутёк.