суббота, 8 февраля 2025 г.

Ответы к теме "Великие русские писатели. Проверим себя", 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 1 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 130-132

Ответы на вопросы к теме «Великие русские писатели. Проверим себя»

1. Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему? Какие особенности поэтического текста ты знаешь?

В этом разделе мы познакомились со стихотворениями Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Я бы выучила наизусть стихотворение «Зимнее утро», потому что оно радостное и очень красивое.

Я знаю следующие особенности поэтического текста:

  • В нём имеется рифма и ритм.
  • Он разделён на строки и строфы.
  • Он музыкальный и его можно петь.
  • В нём используются образные выражения, средства художественной выразительности.
  • Он передаёт настроение поэта.

2. Расскажи, какой изображает зиму А. С. Пушкин. В этом тебе помогут вопросы: Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные. Объясни. Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему? Почему поэт в стихотворении «Вот север тучи нагоняя» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство? Любит ли Пушкин зиму? Почему ты так думаешь?

Пушкин изображает зиму весёлой волшебницей. Он рисует удивительно красивые картины природы: голубые небеса, великолепные ковры, темнеющий лес. Эти картины радостные, недаром Пушкин мечтает придаться бегу разгорячённого коня, он торжествует. Ведь поэт любит зиму, она для него - источник творческого вдохновения, время игр и забав. И даже в те вечера, когда за окном воет буря, Пушкину не грустно - он проводит время с друзьями, например, с няней.

А волшебницей зиму Пушкин называл за её умение в мгновение ока изменить природу.

3. Сказка А. Пушкина, которую ты прочитал в этом разделе, написана в стихах. Какие ещё сказки в стихах ты знаешь? Назови.

А. Пушкин написал несколько сказок в стихах. Кроме «Сказки о царе Салтане», это ещё «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о попе и работнике его Балде».

Кроме Пушкина в стихах написаны сказки Василия Жуковского и Петра Ершова («Конёк-горбунок»).

4. Переставь строки так, чтобы восстановить текст по смыслу. Переставь слова в строчках так, чтобы строчки рифмовались. Прочитай получившиеся стихи своим друзьям.

Нам даны следующие строки: 

А с рассветом на село
На пруды, на пустынный сад
Ночью бушевала буря,
Понесло первым снегом.

Переделаем их следующим образом:

Ночью буря бушевала
А с рассветом на село
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

Мы поменяли местами ночь и рассвет, что логично. Нашли рифму: на село - понесло, а также поменяли порядок слов, чтобы сохранить ритм стихотворения.

5. Какие стихотворения М. Лермонтова тебе понравились? Какие чувства ты испытал при чтении стихотворений Лермонтова: печали, лёгкой грусти, страха, веселья, радости? Как ты думаешь, почему у тебя возникли такие чувства?

Мне понравились все три стихотворения Лермонтова, но они показались мне грустными, печальными.

Я думаю, это ощущение создаётся картинами одиночества и пустоты, которые рисует поэт. Утёс у него остался один, в одиночестве растут сосна и пальма, а горные вершины спят, окружённые тишиной.

6. Перечитай произведения И. А. Крылова. По каким признакам можно определить, что это басни? Мораль, ироническое описание, стихотворная форма?

Мы понимаем, что произведения Крылова являются баснями потому, что в них есть мораль, иносказание, ироничное описание поступков героев, они написаны стихами.

7. Вспомни героев (действующих лиц) басен И. А. Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.

Героями басен Крылов оказываются звери (мартышка, ворона, лисица), но при этом они ведут себя и поступают как люди.

Баснописец наделяет зверей качествами людей, чтобы читатель узнавал в них себя или своих знакомых.

8. В каких произведениях идёт повествование от лица рассказчика?

Басни Крылова написаны от лица рассказчика, от третьего лица. О поступках героев мы узнаём от автора.

9. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими чертами характера. Читателю самому предстоит догадаться, что речь в басне идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём иносказательность басен? Приведи примеры.

Возьмём Мартышку. Ей посоветовали использовать очки, ведь она стала слабеть зрением. Но Мартышка не умела пользоваться очками, разозлилась и стала ругать советчиков и очки.

В ней мы узнаём человека, который, не умея пользоваться вещью, называет её плохой.

10. Какое произведение Л. Толстого тебе особенно запомнилось? Почему? Составь на него отзыв.

Мне запомнился рассказ «Акула». Он интересный, имеет напряжённый сюжет, заставляет волноваться, хорошо заканчивается.

Отзыв на рассказ Л. Толстого «Акула», пример

Я прочитала рассказ «Акула», который написал Лев Николаевич Толстой.

В рассказе описан случай у берегов Африки, когда два мальчика поплыли купаться и чуть не стали жертвой акулы. Только решительность артиллериста спасла детей от смерти.

Мне не понравилось безответственное поведение мальчиков, которые за своими играми забыли про осторожность.

Мне не понравилось, что взрослые не остановили опасную игру вовремя.

Мне понравилось мужество артиллериста, который спас детей.

Рассказ научил меня думать о последствиях своих шалостей и не рисковать напрасно.

11. Что нового ты узнал из рассказов Л. Толстого? Чем автор хочет поделиться с читателями?

Из рассказов Толстого я узнала, что даже кажущаяся безобидной шалость, может быть опасной. Я узнала, что глупые поступки мы часто совершаем под влиянием эмоций, не думая головой. Я узнала, что в критические моменты важно сохранить холодную голову и проявить решительность.

Мне кажется, именно этими знаниями автор и хотел поделиться с читателями.

12. Сравни рассказы Л. Толстого «Акула» и «Прыжок». Что в них общего? Чем они различаются? Заполни таблицу в «Рабочей тетради».

Эти рассказы имеют много общего, например:

  • их герои - мальчики.
  • герои поступают неосторожно, на эмоциях.
  • взрослые позволяют им делать глупости.
  • их жизнь оказывается в опасности.
  • мальчиков спасает взрослый человек.
  • спаситель проявляет решительность.
  • он переживает за жизнь мальчиков.

Но есть в этих рассказах и отличия, например:

  • в «Акуле» два мальчика, а в «Прыжке» - один.
  • в «Акуле» мальчики соревновались между собой, а в «Прыжке» - с обезьяной.
  • в «Акуле» мальчики хотели похвастать силой, а в «Прыжке» - не стать объектом насмешек.

13. Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого? Чем? Как поступки характеризуют мальчиков?

Я думаю, мальчики из этих рассказов были похожи, ведь они вели себя одинаково. Они не думали о последствиях, поступали легкомысленно, хотели выделиться или что-то доказать другим.

Их поступки говорят нам о том, что мальчики были глупенькими, легкомысленными, легко поддавались эмоциям, хотели во всём быть первыми.

14. Находишь ли что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Л. Толстого «Акула» и «Прыжок»? Как они вели себя в самый ответственный момент? О каких качествах характера говорят их поступки?

Артиллерист и капитан вели себя в рассказах одинаково. Они увидели детей в опасности, испугались, но сохранили присутствие духа и нашли выход. Они рисковали жизнями сыновей, но их риск оправдался.

Поступки этих героев говорят нам о том, что они были решительными, мужественными, умели принимать быстрые решения и брать ответственность на себя.

15. Знаешь ли ты другие произведения Л. Толстого? Запиши их названия в «Рабочую тетрадь».

Лев Толстой написал множество произведений, какие-то я читала, про другие только слышала.

Например, я знаю, что Толстой написал романы «Война и мир» и «Анна Каренина», но, конечно, не читала их.

Если говорить о рассказах и сказках Толстого, то я знаю следующие:

  • «Филиппок».
  • «Ореховая ветка».
  • «Булька».
  • «Косточка».
  • «Два товарища».
  • «Старый дед и внучек».
  • «Котёнок».

16. Какой из прочитанных рассказов произвел на тебя самое сильное впечатление? Расскажи.

Я уже писала, что мне запомнился рассказ «Акула». На мой взгляд он интереснее, чем «Прыжок», потому что герои оказались в более страшной опасности.

17. Найди в этом разделе текст-описание и текст-рассуждение. Чем они отличаются друг от друга? Определи, какой текст (описание или рассуждение) ты будешь создавать на тему «Почему я люблю сказки А. Пушкина»?

Текст-описание: «Какая бывает роса на траве».

Текст-рассуждение: «Куда девается вода из моря».

В тексте-описании описывается предмет или явление, а в тексте-рассуждении объясняется что-то.

Текст на тему «Почему я люблю сказки Пушкина» будет рассуждением. Я буду объяснять, почему я люблю эти сказки.

18. Прочитай названия произведений в разделе «Великие русские писатели». Определи названия (заголовки), которые отражают тему произведений. Какие заголовки раскрывают главную мысль (идею) произведений?

Почти все произведения этого раздела имеют заголовки, которые отражают тему произведения. Например: «Акула», «Прыжок», «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Главную мысль отчасти раскрывают заголовки отрывков из романа «Евгений Онегин»: «Уж небо осенью дышало», «Нарядней модного паркета...», «В тот год осенняя погода...», но это не самостоятельные заголовки, а часть текста.

19. Составь вопросный план к «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина. Опиши свои действия. Как называется план, который отражает основные события произведения?

План, который отражает основные события, мы называем кратким.

Для вопросного плана мы разделим текст сказки на смысловые части и к каждой зададим вопрос, ответом на который будет пересказ этой части.

Вопросный план «Сказка о царе Салтане», пример

  • Что обещали девицы?
  • Кого выбрал в жёны царь?
  • Что сделал царь после свадьбы?
  • Кто завидовал царице?
  • Как подменили грамоту?
  • Что приказал царь сделать с царицей?
  • Как царица и Гвидон спаслись?
  • Кого Гвидон встретил на острове?
  • Как на острове появился город?
  • Кто приплыл к городу?
  • В кого превратила Лебедь Гвидона в первый раз?
  • Что услышал Гвидон у царя Салтана?
  • Какое чудо совершила царевна Лебедь в первый раз?
  • В кого превратила Лебедь Гвидона во второй раз?
  • Что на этот раз услышал Гвидон?
  • В кого превратила Лебедь Гвидона в третий раз?
  • О ком стал мечтать Гвидон?
  • Как Гвидон нашёл себе жену?
  • Что рассказали корабельщики Салтану?
  • Что сделал Салтан?
  • Как воссоединилась семья?

20. Прочитай план к «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина. Какой это план?

Мы прочитали цитатный план, состоящий из точных цитат:

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
  • Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.
  • Ждать царёва возвращенья для законного решенья.
  • Бочка по морю плывёт.
  • Мать и сын теперь на воле.
  • Бьётся лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.
  • На знакомом острову чудо видят наяву: город новый златоглавый.

Продолжи составление плана. Для этого прочитай сказку до конца, определи основные события текста, найди подходящие цитаты.

Цитатный план «Сказка о царе Салтане», продолжение, пример

  • Торговали соболями, чернобурыми лисами.
  • Комаром оборотился. полетел и запищал.
  • Царь Салтан дивится чуду.
  • Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
  • Свет о белке правду бает, это чудо знаю я.
  • Торговали мы конями, всё донскими жеребцами.
  • В муху князь оборотился, полетел и опустился.
  • Если только жив я буду, чудный остров навещу.
  • Тридцать три богатыря, все красавцы удалые.
  • Эти витязи морские мне ведь братья все родные.
  • Торговали мы булатом, чистым серебром и златом.
  • Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал.
  • Чудный остров навещу и у князя погощу.
  • За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
  • Ведь царевна эта - я.
  • Выбрал я жену себе, дочь послушную тебе.
  • Князь Гвидон дома на сей раз остался.
  • Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел.
  • Царь слезами залился, обнимает он царицу, и сынка, и молодицу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий