четверг, 13 февраля 2025 г.

Ответы к теме «Литературная сказка. Проверим себя», 3 класс

Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 1 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 155

Ответы на вопросы к теме «Литературная сказка. Проверим себя»

1. В чём отличие литературной (авторской) сказки от фольклорной (народной)? А в чём сходство? Составь высказывание. Используй опорные слова: создаются народом; сочиняют авторы; разные сказки: о животных, бытовые, волшебные; животные изображаются по-особому; чудеса; добрые, смелые, трудолюбивые герои; необычные, часто смешные ситуации.

Составим высказывание о сходствах и различиях народной и литературной сказки, используя опорные слова:

Литературные сказки сочиняют автором, а фольклорные - создаются народом. Литературные сказки не делят на жанры, а фольклорные бывают разными: сказки о животных, волшебные, бытовые.

Но между этими сказками много общего. В них происходят чудеса, а животные изображаются по-особому; в них действуют добрые, смелые, трудолюбивые герои, которые часто попадают в смешные ситуации.

2. Перечитай сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Определи последовательность событий. Почему так внезапно закончилось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ: лягушки не умеют летать; прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным; из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

Определим последовательность событий в сказке «Лягушка-путешественница»:

  • На болоте лягушка встречает уток и узнаёт про юг.
  • Она придумывает, как ей полететь с утками.
  • Утки несут лягушку на прутике.
  • Лягушка начинает хвастать, выпускает прутик и падает.
  • Лягушка остаётся жить в пруду, куда упала.
Путешествие лягушки закончилось внезапно из-за хвастовства и зазнайства лягушки. Ей хотелось, чтобы все узнали о её выдумке, и она выпустила прутик, на котором её несли, чтобы закричать «Это я!».

3. Перечитай басню И. Крылова «Ворона и Лисица» на странице 110. Сравни героев этой басни и героев сказки «Лягушка-путешественница».

Похожими героями в басне и сказке оказываются Ворона и Лягушка. Они пострадали из-за своего зазнайства, стремления к хвастовству. Ворона не выдержала лести и закаркала, выронив сыр. Лягушка захотела славы и закричала, выпустив прутик. Обе героини потеряли всё, к чему стремились по своей вине. В этом их сходство.

Но есть и различие. Сыр достался Вороне случайно («Бог послал»), а идея лететь на прутике принадлежала лягушке. Лягушка заслуживала славы, но зазнайство её подвело. Ворона не заслуживала славы и пострадала справедливо.

4. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради».

Сравним сказку Д. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» и народную сказку «Заяц-хваста»

Общее: герой - заяц; он сперва хвастает; он наказан за хвастовство; героя хвалят в конце.

Различия: одна сказка литературная, вторая - фольклорная; в одной заяц остался трусом, во второй оказался храбрецом; в одной заяц спас других зайцев случайно, во второй - он самоотверженно спас ворону.

Сравним сказку В. Одоевского «Мороз Иванович» и народную сказку «Морозко»

Общее: героини сказок - девочки; они встречают сказочное существо; они проходят испытание; по результату испытания получают заслуженную награду.

Различия: одна сказка литературная, вторая - фольклорная; героиня одной - трудолюбивая, второй - просто вежливая; отрицательная героиня первой  сказки ленивая, второй - ещё и грубая; отрицательная героиня первой сказки ничего не получает, второй - погибает.

5. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь». Знаешь ли ты, что такое текст-повествование. Объясни своими словами.

Текст-повествование описывает то, что происходит с героем: его поступки, настроение, события с ним происходящие.

Текст-описание «Храбрый заяц из сказки Д. Мамина-Сибиряка», пример

Главный герой этой сказки - обычный заяц. У него были длинные уши и короткий хвост. Он родился в лесу и всего боялся. Но потом решил стать храбрым и начал хвастаться. Когда заяц хвастался, он был смешон. Ведь он всё равно оставался трусом. И когда появился волк, задал стрекача, не помня себя от страха.

Текст-рассуждение «Можно ли назвать зайца храбрым?», пример

Я не могу назвать героя этой сказки храбрым и вот почему. Храбрец не хвастает своей храбростью, а совершает смелые поступки. Заяц хвастался и не совершал таких поступков. Он сбежал от волка и прятался в кустах. Он дрожал от страха. Какой же после этого он храбрец?

6. В сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца» есть слова «задал стрекача», они выделены красным цветом. В каком словаре ты будешь искать значение этого выражения?

Выражение «задал стрекача» является образным и имеет значение, отличающееся от значения от входящих в него слов. Мы называем такие выражения фразеологизмами. Чтобы найти значение фразеологизма мы воспользуемся специальным «Фразеологическим словарём», который возьмём в библиотеке.

Из словаря мы узнаем, что выражение «задал стрекача» означает бежать очень быстро, наутёк.

Комментариев нет:

Отправить комментарий