Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страница 93-94
Б. Васильев "Экспонат №"
Размышляем о прочитанном
1. Почему писатель-фронтовик, обращаясь к теме войны, пишет о жизни в послевоенные годы?
Писатель не просто написал рассказ о войне или судьбах людей, он написал рассказ о памяти. Его главная мысль в том, что мы должны беречь память о той войне, не забывать героев и не относиться к этому делу формально. Раскрыть тему памяти о войне можно было только рассказом о послевоенных годах.
2. Как вы думаете, почему в самом начале рассказа из уст приятеля Игоря прозвучала фраза "но пасаран"? Как это характеризует поколение юношей, ушедших после школы на фронт?
Володя сказал Игорю не дрейфить (не бояться) и добавил "но пасаран" (они не пройдут). Этими словами приятель выразил уверенность в победе на фашистами.
Такое отношение к войне характеризует юношей того времени как смелых, решительных, готовых отстоять свою Родину, как непримиримых борцов за свободу.
3. Перечитайте фрагмент письма Игоря "Бьём мы проклятых фрицев и в хвост, и в гриву..." Что это - мальчишеское хвастовство? Уточните, какая была ситуация в районе подмосковного Клина в декабре 1941 года?
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Враг был отброшен от Москвы на 100-200 километров. Были освобождены Московская и Тульская области. Это было первым крупным поражением немцев на фронтах Великой Отечественной войны.
Так что Игорь в своём письме не хвастал, он сообщал о реальном положении дел на фронте, писал о своей радости, о "великом солдатском торжестве".
4. В том же письме - желание переписываться с девушкой Риммой из соседнего подъезда. Как эти строки письма характеризуют Игоря? О чём говорят слова в письме, обращённые к матери?
В конце письма Игорь говорил о желании переписываться с Риммой. Он сообщал, что другие солдаты получают письма от девушек, а он нет.
В этих строках мы видим обычного человека, который мечтает о любви, о счастье, который не ожесточился на войне, а продолжает думать о мирной жизни. Игорь обычный парень, который просто хочет быть счастливым.
В самом конце письма Игорь спрашивает "Как ты-то там одна, мамочка?" В этой короткой фразе выразилось его беспокойство и любовь. Он переживает о матери, о том, как она одна справляется с хозяйством, как она без него. Игорь любил мать и не мог не задать этот вопрос.
5. Какой приём использовал писатель, закончив письмо Игоря словами "скоро будет и на нашей улице праздник" и начав письмо Вадима Переплётчикова словами "Ваш сын был"? Какое воздействие этот приём оказывает на читателя?
Этот приём называется антитеза, противопоставление. После радостного, полного надежд письма, следует сухое сообщение о смерти.
Образно говоря, на читателя такой приём действует, как "ушат воды". Читатель ошеломлён случившимся, тронут, на глазах его обязательно выступают слёзы.
6. Каким художественным приёмом воспользовался автор рассказа для краткой и выразительной характеристики каждого из пионеров, пришедших к Анне Федотовне?
Анна Федотовна была слепа, и поэтому образы пионеров складывались для неё и для читателя из слов и интонации, с которой они были произнесены. Этот приём называется речевой характеристикой персонажа.
Так, старшая пионерка говорила "с вызывающей агрессией", задиристо, голос самой маленькой казался "совсем детским", мальчик говорил "горячо и непонятно".
7. Почему разговор с пионерами сильно обидел героиню рассказа?
Героиню обидело не то, что у неё стали просить отдать письмо, а то, что от неё требовали этого. Словно говорили с ней не дети, а взрослые: "крепко, по-взрослому прижимали к стене, требуя отдать единственное сокровище".
8. "Можно ли украсть память?" - задаёт вопрос писатель и своим рассказом отвечает на него. Почему так произошло, ведь музеи, в том числе школьные, должны её сохранять?
Музеи должны сохранять память, но люди часто оказываются эгоистами, для которых память о прошлом оказывается способом добиться чего-то для себя. Они думают о себе, а не о павших героях. Они подходят к своему делу формально, без души. Они уже забыли, потеряли память и теперь крадут её у других.
Творческое задание
Как вы думаете могут ли быть "вторичные материалы" к истории Великой Отечественной войны? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.
Письмо Игоря навсегда осталось лежать в запасниках школьного музея, как и другие материалы, отнесённые ко "вторичным".
Но как может быть письмо с фронта вторичным? Это прямое свидетельство очевидца, самый достоверный и самый пронзительный факт, который обязательно должен быть доведён до общественности.
Я понимаю, что невозможно выставить на витринах музея все его экспонаты. Но для этого существуют тематические выставки. Экспозицию можно обновлять, так она станет живее и интересней, привлечёт больше посетителей. Ничто не должно навечно исчезать в запасниках.
О войне не может быть вторичных фактов, вторичных материалов, ведь за каждым из них стоят человеческие судьбы.