Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страницы 20-21
А. Чехов "Тоска"
Размышляем о прочитанном
1. Как Чехов наблюдал, выбирал, накапливал материал? Кто, по вашему мнению, точнее определил творческий процесс писателя - Немирович-Данченко или Потапенко?
Чехов мало говорил, больше наблюдал и слушал, всюду находя нужный ему материал, он постоянно думал, занимался творчеством.
Поэтому не прав Немирович-Данченко, который считал, что у Чехова было много свободного времени. Это не свободное время - это период накопления впечатлений, работы мысли.
Прав Потапенко, который говорил, что Чехов творил постоянно, пусть даже на подсознательном уровне.
2. Когда Чехов приступал к созданию произведения - сразу после получения впечатлений или спустя некоторое время, по воспоминаниям? Почему это важно для творческого процесса писателя? Когда Чехов начинал шлифовать работу? Подготовьте сообщение о том, как работал Чехов.
Чехов никогда не создавал произведения по горячему, с натуры. Ему требовалось время, чтобы память "процедила" выбранный материал, выделив только самое важное, интересное. Таким образом, Чехов писал по своим воспоминаниям и это очень важно для понимания сути его творческого процесса.
Мозг писателя находился в постоянной творческой работе, анализируя и выделяя самое важное, пока сам писатель наблюдал. После этого Чехов довольно быстро набрасывал рассказ, но над концовкой часто замирал, подбирая самые точные слова, шлифуя текст.
3. Представьте на конкурс пересказ короткого чеховского рассказа или характеристику героя одного из рассказов Чехова, прочитанных вами в 5-7 классах.
Примеры пересказа рассказов Чехова:
4. Сколько встреч было у Ионы с людьми и почему он стал рассказывать о своём горе лошади? Вызывает ли у вас сочувствие главный герой рассказа?
У Ионы было четыре встречи с людьми: сперва седоком был военный, потом трое молодых людей, потом сердитый дворник, потом он рассказывал о смерти сына другому извозчику.
Никого не тронула история Ионы, никто не выразил ему сочувствия, никто не попытался утешить. Все равнодушно отворачивались. Поэтому Иона стал искать утешения у лошади, ей рассказывая о своём горе.
Конечно, Иона вызывает сочувствие, как будет вызывать сочувствие любой человек, потерявший близкого.
5. Как объяснить название рассказа "Тоска"? Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени? Почему вы так думаете? Подготовьте ответы в форме рассуждения. О какой сцене рассказа и почему брат Чехова сказал: "В этом месте твоего рассказа ты бессмертен"?
Рассказ называется "Тоска" потому что его герой Иона Потапов пребывает в глубоком горе, в тоске, которую ничем не унять. Но тоскует не только Иона, вместе с ним тоскует и читатель, который видит равнодушие и эгоизм персонажей рассказа. В этом сила этого рассказа - он обличает наше равнодушие, взывает к милосердию, что является важным во все времена - и во времена Чехова, и в наши беспокойные дни.
Самым страшных грехом человека является равнодушие. Оно убивает душу, делает нас жестокими к бедам другим людей, заставляет забыть о милосердии и сострадании, столь ценимых Богом качествах. В наши дни равнодушных ничуть не меньше, чем в прошлом. И если этот рассказ заставит хоть кого-то из них вспомнить о сострадании, это уже великое дело.
А брат писателя считал бессмертной финальную сцену разговора с лошадью.
6. Литературовед Суходол обращает внимание на то, что в "Тоске" Чехов не ставит точки. Многоточие не только интонационное указание автора. Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушию. Так ли вы объясняете многоточия? Согласны ли вы с этим выводом?
Многоточиями изобилует каждая сцена рассказа. Они ставятся автором почти после каждого предложения. С одной стороны, многоточия показывают медлительность речи Ионы, полного тяжких раздумий. С другой, многоточия призывают читателя задуматься о том, что осталось недосказанным, сильнее погружают читателя в мир переживаний Ионы.
7. Е. Носов сказал, что "Тоску" он считает одним из лучших рассказов Чехова. Разделяете ли вы это мнение? Почему?
Я не так много читала у Чехова, чтобы делать такие выводы, но рассказ действительно очень сильный и тяжёлый в эмоциональном плане. Видимо, это и имел ввиду Евгений Носов, сам большой мастер психологического давления на чувства читателя (вспомним его рассказ "Кукла").
Творческое задание
1. В чём смысл рассказов "Злоумышленник", "Тоска"? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. Подумайте, как относится автор к каждому из героев. Подтвердите свой ответ примерами из текста. Какие чувства вызвали у вас поступки героев (осуждение, сострадание, презрение и т.д.)? Объясните своё отношение к персонажам рассказа.
Героем рассказа "Злоумышленник" является Денис Григорьев, которого поймали за откручиванием гаек с рельс железнодорожного пути. Денис необразованный, даже глупый мужичок, который просто не понимает, что он сделал плохого. Ведь гайки откручивают все: "сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем".
Автор относится к Денису с жалостью, но эта жалость не оправдывает поступка Дениса. Писатель описывает Дениса так: "маленький, тощий мужичонко в латаных портах". Этот портрет призван вызвать сострадание читателя, но несчастье Дениса в его необразованности.
Смысл этого рассказа в том, что все беды происходят от незнания.
Героем рассказа "Тоска" является Иона Потапов, пожилой возчик, только что потерявший своего сына. Тоска и горе погружают Иону в мрачную задумчивость, отчего он действует машинально, "словно не понимает, где он". Эта потерянность героя вызывает острое сострадание, которое только усиливается, когда мы узнаём о причине тоски.
Автор сопереживает Ионе, он понимает чувства старика, величину его горя: "лопни грудь Ионы, тоска, кажется, весь свет залила бы". И автор дарит утешение Ионе в разговоре с лошадью, которая единственная никуда не торопится.
Смысл этого рассказа в том, что люди слишком заняты своими делами, чтобы сострадать чужому горю. И это беда человечества, которое стало слишком равнодушным.
2. Паустовский рассказал афоризм: "Чтобы стать образованным, достаточно прочитать 7-8 книг. Но перед этим нужно прочитать тысяч двадцать". Как вы понимаете этот афоризм и согласны ли вы с ним? Постройте диалог с товарищем на эту тему.
Очень правильный афоризм, который говорит о том, что невозможно правильно читать и понимать книги, просто научившись читать. Придётся прочитать огромное количество книг, чтобы накопить нужные знания и умения, которые позволят понять последующие 7-8 книг, но понять так, чтобы это знание перевернуло сознание человека.
Развиваем дар слова
1. Что рассказывает Иона лошади в произведении Чехова "Тоска"? Как её называет? В чём смысл его разговора с лошадью?
Иона рассказывает лошади о смерти сына Кузьмы и о своей старости. Называет он лошадь "брат кобылочка", потому что это живое существо оказывается Ионе самым близким и родным.
Иона пытается найти хоть какое-то сострадание к своему горю, хочет найти хоть одну живую душу, которая его выслушает. И он сравнивает в разговоре своего сына с жеребёнком, которого могла потерять лошадка.
Ионе не нужны ответы, ему достаточно того, что его слушают.
2. Чем отличается речь героев в рассказах "Злоумышленник" и "Тоска"?
Речь Дениса и Ионы отличается простотой. Это речь обычных людей из народа, необразованных, не умеющих красиво выражать свои мысли, но глубоко эмоциональных. Таперя, чаво, коли - эти просторечные слова отличают речь персонажей.
3. Объясните значение слов и словосочетаний: