четверг, 30 июня 2022 г.

М. Лермонтов "Песня про купца Калашникова", ответы на вопросы фонохрестоматии 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 89-90

М. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"

Фонохрестоматия

1. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает "Песню" с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт зачин у слушателя песни, к чему готовит?

В зачине часто звучит местоимение "Мы", а значит он звучит от имени народных певцов.

Он обращён к слушателям, потому что это песня, и зачин в ней тоже поётся. В нём прямо говорится "все слушали - не наслушались". Слушают - слушатели.

Зачин создаёт весёлое настроение, в нём есть слово "тешился", которое звучит весело: потешиться - повеселиться.. Он готовит слушателя к истории про царя, его опричника и смелого купца.

2. Какие интонации преобладают в голосе артиста, читающего описание царского пира?

В голосе актёра звучат уважение, торжественность. Присутствующие на пиру боятся царя и не желают его разгневать.

3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?

Актёр интонацией раскрывает черты характера царя и Кирибеевича.

Царь в его описании получается грозным, подозрительным, легко меняющим настроение, но при этом вкрадчивым, хитрым.

Кирибеевич кажется сперва равнодушным, безразличным. Но, рассказывая свою историю, Кирибеевеч предстаёт перед слушателями печальным, усталым, чуть ли не отчаявшимся человеком.

Актёр подчёркивает твёрдость и строгость царя, его ум и хитрость. А в характере Кирибеевича - самовлюблённость, гордость, горячность.

4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как - красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?

О себе Кирибеевич рассказывает с гордостью, самовлюблённостью. О красавице он говорит с восхищением, восторгом, приглушённым голосом, признавая её красоту.

Самовлюблённость Кирибеевича оказывается важнейшей чертой его характера. Он не привык к поражениям и отказам. И потому ему "опостылили" обычные привычки и занятия, поэтому он жалеет себя и говорит о смерти, получив отказ красавицы.

5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Калашникова?

Про купца, его лавку и дом актёр читает гордо, громко. Он передаёт образ уверенного, сильного человека, у которого всё в порядке в хозяйстве, который сам руководит своей жизнью.

6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужа о том, что произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?

Актёр раскрывает такие черты характера Алёны Дмитревны, как честность, верность, послушность воле мужа. Он проникновенно описывает реакцию Алёны на слова мужа, тихо, со слезами в голосе.

Она напугана приставаниями Кирибеевича, её терзает мысль о том, что могут о ней подумать люди. Она знает, что невиновна, но боится, что её честь всё равно понесла ущерб. Она боится, что муж поверит несправедливым обвинениям, но надеется на его защиту.

7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?

В голосе актёра звучат два чувства: восхищение красотой великой златоглавой Москвы и горечь от предстоящего кровавого боя, предвестником которого становится алая заря.

Восхищение и горечь чувства противоположные и передать их очень сложно.

8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?

Актёр подчеркивает спокойствие и мужество удалого бойца Калашникова, его уверенность в правоте и решимость биться на смерть: "не шутку шутить вышел я"; его ненависть к опричнику Кирибеевичу: "горят очи его соколиные".

В характере удалого, могучего Кирибеевича актёр подчеркивает его надменность, насмешливость, самоуверенность, хвастовство. И неожиданно охватившее Кирибеевича смятение: "слово замерло"

9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?

Эмоциональной сцену казни делают торжественная, протяжная интонация актёра. Он читает эту сцену с надрывом в голосе, повышая тембр голоса, но потом резко снижает тон, и слова Калашникова читает с жалостью, жалобно, тихо и убедительно.



среда, 29 июня 2022 г.

М. Лермонтов "Песня про купца Калашникова", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 88-89

М. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"

Размышляем о прочитанном

1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?

У меня остались чувства жалости и досады, потому что Калашников погиб несправедливо. Я негодую на царя, за его поспешный суд.

Больше всего меня взволновали судьбы самого Калашникова и его жены Алёны.

При написании этой поэмы Лермонтов следовал традициям народных песен, с их драматизмом, героическими поступками, плачем женщин. Поэт хорошо был знаком с жанром народной песни, по словам Белинского "вошёл в царство народности".

2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?

Описание пира

Пир проходил в царских палатах. В золотом венце за трапезой сидел царь. За ним стояли стольники, по бокам сидели опричники. Напротив царя сидели бояре. Царь велел всем налить вина и улыбнулся. Но один опричник не пил и царь разгневался. С подозрением посмотрел он на Кирибеевича. Но тот рассказал, что влюбился в красавицу Алёну Дмитревну.

Описание кулачного боя

Бой проходил на Москве-реке на специальном месте, обтянутом серебряной цепью. Кирибеевич звал на бой молодцов, чтобы потешить царя. Но вышел Калашников и прямо обвинил Кирибеевича в посягательстве на честь жены. Это смутило Кирибеевича, начался бой, в котором победил Калашников. Смерть Кирибеевича вызвала недовольство царя и восторг простого народа.

Царь в этих эпизодах показан грозным, жестоким, хитрым. У него часто меняется настроение, он всех подозревает.

Кирибеевич показан хвастливым, надменным, заносчивым и самоуверенным.

Калашников показан честным, спокойным, уверенным в своей правоте.

3. В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Кирибеевича, Калашникова характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, с цитатами из текста "Песни".

Алёна Дмитревна близка к народному идеалу женщины, жены. Она верная супруга, горячо любящая своего мужа и зовущая его господином. Не боится она молвы и смерти, а боится немилости мужа. Она верит мужу и честно рассказывает ему о домогательствах Кирибеевича. Она хорошая хозяйка, богобоязненная и трудолюбивая.

Речь Алёны Дмитриевны характеризует её, как честную женщину и любящую жену. Для нее страшнее осуждение мужа "Боюсь твоей немилости", чем смерть или молва "Не боюся смерти лютыя". Лишь у мужа она ищет защиты "Не дай меня злым огульникам в поругание"

Речь Калашникова характеризует его как прямого, смелого, честного человека, для которого честь дороже жизни: "А такой обиды не стерпеть душе". Он спокоен, так как уверен в своей правоте "жил я по закону господнему". Он доверяет себя суду Бога: "Чему быть суждено, то и сбудется". Он бесстрашен и, зная о грядущей смерти, молит царя лишь о семье: "Не оставь молодую вдову".

Речь Кирибеевича характеризует его как заносчивого, гордого, самоуверенного человека. Он насмешник, уверенный в своей силе: "для праздника отпущу живого". Он привык потакать всем своим желаниям, а если что идёт не так, теряет смысл существования: "Скучно, грустно мне, православный царь".

Творческое задание

1. Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Согласны ли вы с этим утверждением?

Во все времена власть была далека от народа. Царь судил своей волей, народ судил по делам.

В данном случае, Калашников не признался царю, что заступился за честь жены, потому что не хотел бросить на неё тень подозрения. Он поступил благородно, но для царя был просто убийцей любимого опричника. Со своей колокольни царь был прав, приговаривая купца к смерти. Да и просьбу Калашникова царь уважил, обещал из казны выделить денег вдове и детям, а братьям разрешить торговать беспошлинно.

Народ судил иначе. Для него царский опричник был прежде всего угнетателем, тем, кто постоянно обижал простых людей. Поэтому победу Калашникова народ воспринял с радостью. В народе не было сочувствия к опричнику. И для него Калашников был героем.

Поэтому я согласна, что в этом произведении царский суд разошёлся с судом народным.

2. Белинский характеризовал трёх главных героев. К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с народным, авторским и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему.

В первой характеристике "Взгляд очей его - молния" легко угадывается царь Иван Грозный, который действительно имел сложный, переменчивый характер, был подвержен быстрому перепаду настроений, но часто раскаивался в совершённом в дальнейшем. В поэме мы видим, как легко меняется настроение царя на пиру. Он улыбается "улыбаясь царь", он сердится "нахмурил брови чёрные", он смеётся "и сказал, смеясь". А после гибели Кирибеевича, царь решительно собирается казнить Калашникова, но обещает пощадить жену и детей. Именно таким нарисовал царя Лермонтов, таким его видит Белинский, таким он представляется мне.

Во второй характеристике "Какая сильная, могучая натура" мы узнаём опричника Кирибеевича. Это действительно был сильный, но испорченный властью и богатством человек. Ему нужно было или всё, или ничего "сложу я буйную головушку". Он привык потакать своим капризам. При этом он не был до конца испорченным человеком и понимал, что поступает неправильно "побледнел в лице, как осенний снег". Автор осуждает Кирибеевича, но мне его немного жаль. Народ же видит в нём врага.

В третьей характеристике "Это один из тех упругих характеров" мы узнаём купца Калашникова. Именно таким он показан автором поэмы, таким его воспринимаю я. Для Калашникова правда важнее всего "жил я по закону Господнему". Подозревая жену в неверности "смутился думой крепкою", он не торопится с выводами и даёт Алёне возможность оправдаться. Узнав истину, Калашников не колеблется "буду на смерть биться до последних сил". Он готов защитить честь жены, свою честь, и ради этого смело идёт на смерть. Для народа он становится героем, могиле которого всяк поклонится. 



вторник, 28 июня 2022 г.

А. Пушкин "Станционный смотритель", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 55-56

А. Пушкин "Станционный смотритель"

Может быть полезно: краткое содержание повести "Станционный смотритель"

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Мы узнали, что путешественники вымещали на смотрителях всю злобу и недовольство, накопившиеся за время поездки. Они смотрели на смотрителя, как на врага.

А сам смотритель был несчастным существом, не знающим покоя ни днём, ни ночью. Они люди мирные, общительные, не слишком сребролюбивые.

Этот рассказ автора пронизан жалостью к смотрителю, желанием исправить несправедливость, к ним допускаемую.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ бедного отца был слишком эмоционален, он не смог бы рассказать историю понятно для читателя. Поэтому автор сам рассказывает её. В его изображении история получается более связанной, цельной, передающей личное отношение рассказчика, а не только чувства отца.

3. В чём художественный смысл картинок на стенах смиренной, но опрятной обители, изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На картинках была изображена история блудного сына, который покинул родительский дом и предавался разгулу и порокам. В итоге он возвращается домой с покаянием, отец принимает и прощает его.

Между этой историей и историей Дуни есть несомненная связь. Дуня так же покинула отчий дом, погнавшись за призрачным счастьем. Она вернулась, когда отец уже умер и не мог её простить. Но в отличии от блудного сына, Дуня кажется счастливой новой судьбой. Она богата, у неё прекрасные дети.

4. Кто из героев повести "Станционный смотритель" не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Не остался равнодушным к беде Вырина сам рассказчик. Он долго думал о смотрителе и о бедной Дуне. А значит принял эту историю близо к сердцу.

Старался помочь Вырину его полковой товарищ: "Приятель советовал ему жаловаться".

Жалел Вырина мальчик Ванька: "Выучил меня дудочки вырезывать. Царство ему небесное!".

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Характеристика Самсона Вырина.

Самсон Вырин был простым, честным и трудолюбивым станционным смотрителем. Он жил с дочерью Дуней и был общительным, приветливым и бодрым мужчиной лет пятидесяти. Дочь он обожал: "уж я ль не любил, я ль не лелеял", и старался удовлетворить все её прихоти.

Но внезапное горе изменило его. Самсон за несколько лет превратился в "хилого старика", поседевшего, небритого, сгорбленного. Причиной столь страшной перемены стал побег Дуни, которая отправилась с гусаром в город.

Вырин был наивным и доверчивым человеком, он не мог предполагать, что его так жестоко обманут. Привыкнув, что его всегда унижали, Вырин не осмелился настаивать на возвращении дочери. Он робко разговаривал с Минским, и хотя при виде ассигнации на глаза старика навернулись "слёзы негодования", это стало единственным протестом, на который Вырин решился.

Он всё равно любил свою дочь и переживал о её судьбе. И сколько драматизма звучит в его словах "поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы".

Подавленный ударами судьбы, Самсон Вырин спился и умер. Так же незаметно, как и жил.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Рассказчик симпатизирует Самсону Вырину. Не зря он приехал к нему в третий раз, даже зная, что почтовая станция уже уничтожена. Рассказчик искренне переживал о Вырине, но и Дуня вызывала у него сочувствие. Поэтому он так подробно расспрашивал Ваньку о её приезде. Вот слова самого рассказчика, которые подтверждают это: "Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго я думал о бедной Дуне".

Повесть пронизана грустным настроением. Она заставила меня задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, о том, что в поисках лучшей жизни дети всё равно не должны забывать своих родителей. А ещё я подумала о судьбе маленького человека, беззащитного, не имеющего прав, которого легко может обидеть каждый.

Фонохрестоматия

1. Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором?

Актёр передаёт чтением чувство горечи, сожаления.

2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Рассказчик приехал в село в состоянии негодования. Он был в низком чине и с ним не церемонились. К тому же начался дождь и рассказчик промок.

Но красота Дуни поразила рассказчика. За самоваром он беседовал с девушкой, как будто был давно знаком с ней. А уезжая, даже несколько раз поцеловал Дуню. Уезжал он в прекрасном настроении.

Если в начале голос актёра звучит раздражённо, потом он успокаивается, рассказывает с улыбкой.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Рассказчик был поражён произошедшей переменой. Смотритель сильно пострел, сгорбился, повсюду царили "ветхость и небрежение".

В голосе актёра отчетливо слышатся удивление и недоумение.

(4.) Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы показать не только чувства Вырина, но и своё отношение, чтобы сделать рассказ более связанным, удобным для восприятия.

Актёр голосом передаёт переживания отца: его голос прерывается, дрожит, он полон обиды и непонимания.

4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена пивовара мне показалась обычной деревенской женщиной, немного усталой, немного равнодушной, но не отказывающейся помочь незнакомцу.

Ванька - живой и добрый деревенский мальчишка, озорной, но иногда не по годам серьёзный. Он эмоциональный, непоседливый, всё ему интересно.

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя прекрасной барыней? Только ли из-за её серебряного пятака?

Из-за серебряного пятака Ванька назвал Дуню "славная барыня", а "прекрасной" она была когда мальчик описывал её приезд и слёзы, когда Дуня узнала о смерти отца. Он считал, что жалость и раскаяние делает барыню прекрасной.



понедельник, 27 июня 2022 г.

А. Пушкин "Борис Годунов", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 118-119

А. Пушкин "Борис Годунов"

Размышляем о прочитанном

1. Как проявились характеры Пимена и Григория Самозванца в сцене "Келья в Чудовом монастыре"?

Здесь Пимен пожилой человек, умудрённый годами старец. Григорий - пылкий юноша, полный мечтаний.

Поэтому Пимен спокоен, невозмутим, он со смирением принимает всё, он много видел и знает, как переменчив мир.

Григорий мечтает о весёлой царской жизни. Он несдержан, порывист, горяч. Ему тяжело находиться в келье, в монастыре, он грезит о мирской жизни, о славе.

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Пимен рассказывает, что царь Иоанн "искал успокоенья в подобии монашеских трудов". Он приходил в монастырь и давал обет принять схиму, то есть стать монахом. Но это были пустые слова.

Сам себя Грозный называл "алкающий спасенья", то есть мечтающий спасти свою душу. Многочисленные преступления тяжким грузом лежали на его сердце, сводя царя с ума.

Противопоставлял ему Пимен царевича Фёдора, который действительно мечтал о церковной жизни. Пимен называет душу царя Фёдора святой, и говорит "Бог возлюбил смирение царя".

Идёт противопоставление жестокого, сжигаемого страстями Грозного и смиренного, богобоязненного Фёдора.

Творческое задание

Сравните два варианта описания, начальный и окончательный. Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции. Почему эпитетам смиренный, тихий, ясный, автор предпочёл слова спокойный вид? Что изменилось, когда автор заменил фразу "Ещё одно ужасное преданье" на "последнее сказанье", начав и закончив этими словами монолог Пимена?

Героями этой сцены являются два человека с противоположными характерами. Пимен символизирует смирение и спокойствие, Григорий - душевные метания, беспокойство.

Поэтому Пушкин поменял ряд эпитетов на слово спокойный. Он подчёркивал ту черту характера, которая наиболее сильно поражала Григория в Пимене. Спокойствие, которого сам Григорий был лишён.

Аналогично в следующей замене. Слова Ещё одно предание говорят о незавершённости труда Пимена. Слова Последнее сказанье говорят о том, что труд монаха близится к завершенью: "Сей повестью плачевной заключу я летопись мою".

Обогащаем свою речь

Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: Вздыхал о мирном житии, Бог возлюбил смирение, обет и пр.

Словарь слов и выражений Пимена для 7 класса

Вздыхал о мирном житии - не хотел заниматься делами государства, хотел быть молчальником, отшельником.
Бог возлюбил смирение - Бог послал Фёдору спокойствие.
Обет - святое обещание.
Мне, грешному - Пимен понимает, что тоже не безгрешен, у него была буйная молодость.
Многих лет свидетелем - видел многие лета, много прожил.
Земли родной минувшую судьбу - историю Родины.
Минувшее проходит предо мною - я вспоминаю прожитые годы, вижу прошлое.
Немного слов доходят до меня - память подводит Пимена, он многое забыл.
Смиряй себя молитвой и постом - Пимен ратует за смирение, обещая избавление от беспокойных снов.
Не сетуй - не жалуйся, не жалей.
Сладко речь его лилася - слова Грозного было приятно слышать.
Не мудрствуя лукаво - просто, без заумных слов.


воскресенье, 26 июня 2022 г.

Образование Франкского королевства, ответы на вопросы учебника, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 18

Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого

1. Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого?

В результате походов Карла Великого территория Франкского государства увеличилась почти вдвое, если учитывать земли, ставшие зависимыми от империи.

2. Какие земли Западной Римской империи не входили в империю Карла Великого?

В империю Карла Великого не входили: юг Италии, север Африки, большая часть Испании, остров Британия.

Все эти земли когда-то были частью Западной Римской империи.

3. На территории каких современных европейских государств располагалась Франкская империя?

Сейчас на землях, занимаемых когда-то империей Карла Великого, находятся следующие страны:

  1. Франция. Занимала весь центр империи.
  2. Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
  3. Германия почти целиком принадлежала империи.
  4. Швейцария.
  5. Австрия
  6. Большая часть Италии.
  7. Незначительная часть Испании.
  8. Словения.
  9. Часть Венгрии, Хорватии, Чехии.



суббота, 25 июня 2022 г.

Случай с драгоценной чашей, ответы на вопросы учебника, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 14

Случай с драгоценной чашей

1. Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

Хлодвиг был вождём племени франков, но не королём. Его власть строилась на силе, хитрости и жестокости. В обычаях тех времён было делить военную добычу между всеми воинами по жребию, не важно был ли то простой воин или вождь.

Поэтому Хлодвиг не мог просто взять чашу себе, ему пришлось попросить воинов отдать ему эту часть добычи.

2. Почему он сам не отомстил, а подавил обиду?

Формально воин, разрубивший чашу, не нарушил никаких законов, норм. Отомстив сразу, Хлодвиг нарушил бы законы племени и остальные воины могли взбунтоваться. Поэтому Хлодвиг решил выждать.

3. Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

Через год королевская власть окрепла. Хлодвигу уже не нужно было с кем-то советоваться, он мог поступать по своему усмотрению. В его войске была установлена жёсткая дисциплина и воины подчинялись приказам Хлодвига.

Поэтому Хлодвиг спокойно убил обидевшего его воина, пользуясь неограниченной властью. Этим он показал свою силу и заставил воинов бояться себя.

Эта перемена была обусловлена становлением франкского государства, с сильной центральной властью - властью короля.



пятница, 24 июня 2022 г.

Великое переселение народов, ответы на вопросы учебника, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 13

Римская империя и великое переселение народов

Какая из двух империй - Западная или Восточная - пережила больше нашествий во времена Великого переселения народов?

Больше нашествий пережила Западная Римская империя. В её пределы вторгались многочисленные германские племена, в то время как Восточную Римскую империю тревожили только скифы.

Поэтому в 476 году Западная римская империя прекратила своё существование.

Назовите и покажите варварские королевства.

Покажем на карте следующие варварские королевства:

Вестготов на территории современной Испании.

Вандалов в Северной Африке, в районе Карфагена.

Франков на территории современной Франции.

Остготов на территории современной Италии.

Англов и Саксов на территории острова Британия.


Какие современные географические названия на карте Европы появились в эпоху Великого переселения народов?

В ту эпоху на карте появились следующие географические названия:

Париж. Ныне это столица Франции.

Лондон. Ныне это столица Великобритании.

Толедо. Ныне это город в Испании.

Равенна. Ныне это город в Италии.

Города Рим и Карфаген были основаны много раньше эпохи Великого переселения народов, так же как и города Восточной Римской империи.

четверг, 23 июня 2022 г.

А. Пушкин "Песнь о вещем Олеге", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 124-126

А. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

Размышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

Кудесник предсказал Олегу великую славу и многочисленные победы. Он предсказал, что щит Олега будет висеть на вратах Царьграда, что его пощадят годы. Но кудесник сказал, что умрёт князь от своего коня.

Общее в летописи и балладе сюжет. Это история о смерти Олега от собственного коня, которая была предсказана волхвами.

Разница в развитии сюжета. Пушкин ввёл в историю образ вдохновенного кудесника, подробно описал его пророчества и реакцию князя. Он описал чувства героев, чего не было в летописи, в том числе с помощью диалогов.

2. Как раскрываются отношения могучего владыки и мудрого старца в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.

Олег обращается к кудеснику покровительственным тоном, призывает не бояться себя, обещает щедрую награду. Кудесник отвечает гордо и независимо, он не испытывает страха, ведь он всегда говорит правду.

Автор в этом диалоге на стороне кудесника. Именно его он награждает щедрыми эпитетами: вдохновенный, любимец богов, особо отмечает независимость кудесника: "Покорный Перуну", "Волхвы не боятся могучих владык". Князь же предстает перед читателем надменным.

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я согласна с мнением литературоведов. Как кудесник был единственно слугой богов, не подчиняющийся мирской власти, так поэт является служителем своей музы. Можно провести ясную параллель между образом кудесника и самим автором. Кудесник отказывается от княжеского дара, говорит правду. Но и поэт не ищет расположения сильных мира сего, он честен в своих произведениях.

Творческое задание

1. Читателю всегда интересно отношение автора к своему произведению. Так, в письме к Бестужеву Пушкин пишет: " Тебе, кажется, "Олег" не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие в своей простоте имеет много поэтического". Как характеризует Пушкина его собственный отзыв о "Песне о вещем Олеге"?

Пушкин - романтик. Его привлекает всё таинственное, необычное, но при этом простое и понятное. Именно в таких вещах он видит поэтическую красоту, которая заставит играть воображение, мечтать, сопереживать.

2. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически, указывая на жесты, позу, поведение, настроение. Приведите примеры.

Олег показан пирующим с дружиной "при звоне весёлом стакана". Но тут его настигает весть о тяжёлой утрате: "давно уж почил непробудным он сном". Это драматический момент мгновенного перехода от веселья к горю: "могучий Олег головою поник". 

Отзыв на "Песнь о вещем Олеге" Пушкина для 6 класса

Это произведение Александр Сергеевич Пушкин написал под впечатлением древней летописи, из которой узнал о смерти киевского князя Олега, предсказанной ему волхвами.

Сухой язык летописи в изложении Пушкина превратился в яркую историю, в которой прописаны характеры главных героев, объяснены мотивы их поступков. Мы знакомимся с гордым князем Олегом, который не очень верит кудеснику, но от греха подальше отсылает своего коня, верного друга, всегда сопровождавшего князя в походах.

Это нелёгкое для Олега решение, он трогательно прощается с конём, называя его своим товарищем. Мы понимаем, что Олег действительно любит коня, и утешая его, старается утешить сам себя.

Спустя много лет поседевший Олег вспоминает верного друга и узнаёт, что тот умер. Он поникает головой и осуждает собственное решение: "Презреть бы твое предсказанье!" Олег горько сожалеет о годах, проведённых без коня.

Но история получает ещё более драматический финал. Олег навещает могилу коня, как сделал бы для человека. И его прощальная речь тиха и торжественна. В этот момент Олега кусает змея и он понимает, что от предсказанной судьбы невозможно спрятаться.

Мне очень нравится это произведение, его драматический накал и ореол таинственности, который внёс гениальный поэт в своё повествование.

Приснилась змея и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

Обогащаем свою речь

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель и пр.

Устаревшие слова придают балладе колорит описываемой эпохи, глубокой старины. А новые слова делают звучание старой истории современным, понятным читателю.

2. Объясните слово вещий. К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий - значит знающий, мудрый. Это слово больше относится к кудеснику, ведь именно он прозревал будущее и делал правильные предсказания.

3. Известно, что в черновом варианте были слова престарелый кудесник, а в окончательном - вдохновенный кудесник. Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Слово престарелый больше указывает на возраст, даже слабость, а слово вдохновенный - на ум, опыт, даже волшебство. Герой становится не просто старцем, а волшебником, чародеем, отмеченным богами.

4. В первоначальном тексте читаем: "Он по полю едет на смирном коне", в окончательной редакции - "Князь по полю едет на верном коне". Что достигается заменой слова?

Конь становится другом, товарищем князю, а значит горе князя получает лучшее объяснение.

Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: "В награду любого возьмешь ты коня"? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

Чтец показывает нам надменность князя, его самоуверенность и лёгкое презрение к кудеснику. Для Олега этот вопрос скорее баловство, он не думает, что кудесник действительно предскажет будущее.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Актёр подчёркивает смелость кудесника, его независимость, уверенность в собственной правоте. Это чтение помогло мне лучше представить образ кудесника, не просто волхва-чародея, но человека, служащего своему делу.

3. "Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой" - какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этом фразе?

Изначально Олег не верит в правдивость предсказания. Но услышав о смерти, начинает сомневаться - вдруг в этом что-то есть. Он одновременно не хочет верить и верит, боится будущего.

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Актёр использует медленную, печальную интонацию, передавая грусть князя. Тембр глубокий, темп неторопливый с многочисленными паузами.

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова "Кудесник, ты лживый, безумный старик"? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?

В этих словах Олег выражает свою досаду на кудесника и на самого себя - за то что поверил предсказанию. Актёр голосом показывает глубину постигшего Олега разочарования.



среда, 22 июня 2022 г.

А. Пушкин "Медный всадник", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 100-101

А. Пушкин "Медный всадник"

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

Мне очень понравился этот отрывок. В нём Пушкин использует различные приёмы художественной выразительности.

Эпитеты: убогого, надменному, строгий, стройный и т.д.

Сравнения и метафоры: прорубить окно, пасынок природы, корабли толпой.

Олицетворения: лес шумел, оживлённым берегам, спящие громады и т.д.

Синекдоха: все флаги в гости.

2. Как вы понимаете строки "Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам"?

Эти строки говорят о кораблях, которые приплывут в новый город изо всех стран мира.

3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

Весь текст пронизывают гордость и любовь. Я с восторгом читала этот отрывок и понимала, что тоже люблю чудесный Санкт-Петербург и горжусь его красотой.

Фонохрестоматия

1. Внимательно вслушайтесь в звучаший текст и определите, на какие части разбивает его чтец.

Чтец разбивает текст на четыре части.

2. Как бы вы озаглавили эти части?

  1. На берегу пустынных вод.
  2. Замысел Петра.
  3. Младшая столица.
  4. Люблю тебя, Петра творенье.

3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?

В первой части слышится спокойствие, во второй - уверенность, в третьей - восхищение и гордость, в четвёртой - любовь и нежность.

4. Как вы думаете, почему после слов "Прошло сто лет..." актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?

Актёр переходит от описания прошлого к описанию будущего. Он рассказывает, как исполнилась мечта Петра и каким красивым стал новый город. В его интонациях появляются восхищение и гордость.

5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?

Я бы назвала чтение актёра вдохновенным, эмоциональным, выразительным, ярким, красочным.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?

Я видела иллюстрации произведений Пушкина, выполненные Татьяной Мавриной, Борисом Дехтеревым, Ольгой Мониной и многими другими художниками. Но мне кажется, что лучше всего характер пушкинских героев передавал в своих иллюстрациях Иван Билибин. На них герои предстают узнаваемыми, близкими, почти живыми.

2. Какие памятники Петру 1 вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему?

Я видела памятники Петру 1 в Кронштадте, в Петрозаводске, в Сочи, в Москве. Но большее впечатление на меня произвёл памятник в Санкт-Петербурге, тот самый медный всадник, который был воспет Пушкиным. Конная статуя Петра возвышается на огромном гранитном "Гром-камне". Она кажется живой, так удачно скульптору удалось показать движение, в котором застыли конь и Пётр 1.



вторник, 21 июня 2022 г.

А. Пушкин "Полтава", отрывок, ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 42-43

"В творческой лаборатории Пушкина"

Творческое задание

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы Пушкина?

Я обратила внимание, что для творчества Пушкину необходимо было вдохновение.

Своеобразие творческой работы Пушкина в соединении мечты и реальности. В тишине в поэте пробуждается поэзия, приходит вдохновение. В его мыслях начинают мелькать различные образы, рождённые мечтами. И поэт начинает облекать эти мысли в слова, записывать их на бумаге.

С приходом вдохновения поэту пишется легко, рифмы сами бегут к нему и просятся на бумагу.

А. Пушкин "Полтава", отрывок

Размышляем о прочитанном

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое событие?

Меня поразило описание роковой битвы, атмосфера смерти, которая витает над полем сражения. Но я примерно так и представляла себе Полтавскую битву.

2. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Из истории мы знаем, что в то время Швеция доминировала в Европе. Карл 12 мечтал разгромить Россию и захватить Москву. Но судьба Северной войны решалась на полях Полтавы. Победа в этом сражении позволяла русским переломить ход войны и положить конец господству шведов.

В тексте Пушкин упоминает многочисленных военачальников той эпохи, реальных исторических лиц. Помимо Петра и Карла, это русские военачальники Шереметьев, Брюс, Боур, Репнин и шведские - Розен, Шлипенбах.

4. Сравните описания Петра 1 и Карла 12 (из внешний вид, настроение, поступки и т.д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

По описанию Петра и Карла в этом отрывке мы можем понять, что Пушкин гордился Петром и снисходительно относился к Карлу. Пётр в его описании прекрасен, Карл слаб и пребывает в недоуменьи. Пётр возглавляет атаку, могущ и радостен, Карл недвижим, страдает раной, бежит с поля боя.

Рассказ о Петре 1

Царь Пётр показан в поэме решительным, всеми любимым вождём. Он возбуждён опасностью, его глаза сияют, а лик кажется ужасным. Но он не сомневается в победе. Он лично возглавляет войско и мчится пред полками. Он внимательно следит за ходом сражения, пожирает поле очами. И в этот миг окружающим он кажется прекрасным и грозным, как божья гроза. Но Пётр не жесток, и, когда битва заканчивается, он милостиво относится к пленникам. Это настоящий справедливый царь, который точно знает чего хочет и как этого добиться.

Рассказ о Карле 12

Карл 12 в поэме кажется противоположностью Петру. Он ранен и боль от раны не даёт Карлу в полной мере принять участие в сражении. Он удивлён доблестью русской армии, пребывает в растерянности, недоумении. Его движения слабы, он задумчив, а значит не уверен в себе. Проиграв битву, Карл сбегает, он поник головой, но полон дикой злобы. Карл не кажется настоящим лидером, он самоуверенный, но столкнувшись с трудностями теряется.

Совершенствуем свою речь

Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания:

Горит восток зарею новой - восходит солнце, настал рассвет.
Дым багровый кругами всходит к небесам - дым поднимается к небесам.
В кустах рассыпались стрелки - стрелки спрятались в кустах.
Поле роковое - поле, на котором решается судьба народов.
Как пахарь, битва отдыхает - как пахарь отдыхает в полдень, так затихла битва.
И за учителей своих заздравный кубок поднимает - Пётр отдаёт должное шведам, которых считает своими учителями в военной науке. Ученик превзошёл учителя.

Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

Я вижу поле, на котором сошлись две могучие армии. Отовсюду слышна пальба, всё вокруг заволокло дымом. Люди убивают друг друга.

При описании боя Пушкин использует эпитеты (багровый, роковое, хладные), олицетворения (свищут пули, битва отдыхает, пушки присмирев), метафоры и сравнения (сквозь огнь окопов, темнеет слава их знамён, как пахарь). Этими приёмами Пушкин добивается эффекта ожившей картинки. Мы словно окунаемся в атмосферу битвы, словно видим всё, происходящее на поле.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите репродукцию картины Ломоносова "Полтавская баталия". Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком "Полтавский бой" из поэмы "Полтава"?

На этой картине изображён переломный момент битвы. Ведомые Петром русские войска теснят и ломят шведов. Те бегут в страхе. Картина напоминает нам о непобедимости, силе русского оружия, рождает чувство гордости за нашу армию.

Изображённый Ломоносовым момент кажется мне прямой иллюстрацией к строкам: "И он промчался пред полками/ Могущ и радостен как бой..."

понедельник, 20 июня 2022 г.

"В гаванях афинского порта Пирей", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 167

Параграф 36 "В гаванях афинского порта Пирей"

1. Первоначально афиняне использовали в качестве гавани не пирейские бухты, а Фалерскую - она ближе расположена к Афинам. Но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей. Рассмотрите план Пирея и подумайте, чем это можно объяснить.

Пирей находился на небольшом мысе. У него было две удобных гавани, одна для военных судов, другая - для торговых. Гавани были большими и в них могли разместиться одновременно сотни судов. Это было выгодно и для развития торговли, и для возможной обороны.

Также Пирей был соединён с Афинами удобной дорогой, защищённой на случай войны стенами.

Пирей был крупнее Фалерской гавани, имел две гавани, был хорошо защищён.

2. Население Афин делилось на группы: что вы узнали о положении граждан, переселенцев, рабов?

Гражданами считались коренные жители Афин. Они не платили налоги, могли заниматься любой работой и служить на военном флоте. Среди них были бедные и богатые. Богатейшие граждане были обязаны снаряжать корабли за свой счёт.

Переселенцами назывались жители других городов, поселившиеся в Афинах. Они платили налог за право жить в Афинах. В основном это были купцы и мастеровые.

Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем, и похищенные пиратами. Рабов можно было продавать, они не имели никаких прав, им поручали самую грязную и тяжёлую работу. Но рабов нельзя было убивать. Иногда рабы выплачивали выкуп и становились вольноотпущенными. Как правило, это были умелые мастера.

3. Сопоставьте заработки свободных афинян с ценами на рабов. Как вы думаете, все ли афиняне владели рабами?

Известно, что заработки афинян были невелики. В среднем они получали до 1 драхмы в день. И почти весь заработок уходил на еду.

Между тем рабы стоили дорого от 140 до 360 драхм. Купить раба бедный афинянин просто не мог. Ему нужно было копить на раба годами, отказывая себе во всём необходимом.



воскресенье, 19 июня 2022 г.

Рассказ о Фермопильском сражении от лица участника, пример, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 163

Параграф 35 "Нашествие персидских войск на Элладу"

1. Весть о подготовке похода царя Ксеркса на Элладу встревожила греков. Они послали лазутчиков разведать, велико ли вражеское войско. Однако лазутчикам не повезло, персы схватили их и повели на казнь. Но Ксеркс велел освободить этих людей, показать им всё своё войско, и отпустить невредимыми домой. Подумайте, какие цели преследовал Ксеркс своим поступками.

Ксеркс хотел запугать греков размерами своего войска, лишить греков мужества и надежды, и легко победить их.

Он хотел убедить греков в бесполезности сопротивления.

2. Почему Греция, небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Греки защищали родную землю, а персы были захватчиками. Поэтому греки сражались с небывалым мужеством, предпочитая погибнуть, но не сдаться.

Греки сумели объединить силы и выставить против персов единую армию.

Греки построили флот, не уступающий персидскому, их триеры были лучше приспособлены к морским сражениям. Победив на море в Саламинском сражении, греки вынудили персов покинуть Грецию.

3. Придумайте рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника этого сражения?

Рассказ о Фермопильском сражении от лица участника

Меня зовут Демис и я спартанский воин. Мне довелось участвовать в самой кровавой битве в истории.

Когда персидский царь Ксеркс вторгся в Грецию, объединённые силы эллинов выступили ему навстречу. Нас вёл царь Леонид из Спарты. Он решил встретить персов в узком Фермопильском проходе. Только так мы могли остановить многократно превосходящую нас армию персов.

Мы укрепились в ущелье и вскоре увидели персов. С криками они бросились в атаку, но мы стояли крепко. Лучники засыпали персов стрелами, воины рубили врагов мечами, кровь лилась рекой. Персы отступили.

Вскоре мы увидели, как персы гнали своих воинов в атаку кнутами. Началась вторая атака, ещё более страшная. И вновь мы устояли. Множество трупов персов лежало среди камней. Настала ночь.

На следующий день персы вновь атаковали. Они волнами накатывались на наши укрепления и откатывались, оставляя всё новых павших воинов. Но и нас становилось меньше. Многие мои друзья погибли, отражая безумные атаки персов.

А потом предатель провёл персов горными тропами и они вышли в наш тыл. Леонид приказал войску отходить, понимая, что дальше удерживать проход невозможно. С ним остались только триста спартанцев, самых умелых и бесстрашных воинов.

Незадолго до этого я был ранен, и меня унесли с отходящими. Мне было горько, что я не смог остаться с Леонидом. Его воины покрыли себя вечной славой. Они погибли все, но не отступили. И персы в страхе повторяли их имена.

Рассказ о Саламнинской битве от лица участника

Меня зовут Демис и я спартанский воин. В Фермопильском сражении я был ранен, но вскоре поправился и вновь взял в руки меч. За это время персы захватили всю северную Грецию, сожгли Афины.

Последняя надежда Эллады была во флоте. Четыреста триер скопились в узком Саломнинском проливе. Я был на одной из них.

Многие военачальники предлагали отступить, устрашённые огромным флотом персов, в котором были даже египетские и финикийские корабли. Но афинский стратег Фемистокл предлагал дать бой в проливе, где эллинам был знаком каждый камень.

Утром оказалось, что выход из пролива заблокирован подошедшим персидским флотом. Началась битва.

Сперва казалось, что надежды нет. Стрелы засыпали наши корабли, медные тараны пронзали триеры, с криками воины падали в море. Но вдруг поднялся ветер и всё изменилось.

Волны были не страшны нашим низким триерам, а вот огромные персидские корабли раскачивало всё сильнее. Началась неразбериха. Персидские корабли сталкивались, тонули, пытались спастись. Мы приободрились. С криками "Вперёд, сыны Эллады!" мы бросились в бой. Персы бежали, воды моря окрасились в кровавый цвет.

Это была важнейшая победа, переломившая ход войны.



суббота, 18 июня 2022 г.

"Победа греков над персами в Марафонской битве", ответы на вопросы учебника, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 158

Параграф 34 "Победа греков над персами в Марафонской битве"

1. Чем в военном отношении персы, высадившиеся у Марафона, превосходили греков? Почему, несмотря на это превосходство, греки победили?

Персы значительно превосходили греков числом.

Но греки превосходили персов в тактике. Они выстроились фалангой, и отдав центр, сумели окружить персов с флангов. Это принесло грекам победу.

Вторым фактором, послужившим победе греков, было то, что они дрались за свою Родину, им некуда было отступать. Поэтому они превосходили персов мужеством и желанием победить.

2. В каком году следует праздновать дату 2500 лет, прошедших со дня победы при марафоне?

Битва случилась в 490 году до нашей эры. Значит надо прибавить эти 490 лет к текущей дате, чтобы узнать, сколько лет прошло с Марафонской битвы. Например: 490+2022=2512 лет.

А 2500 лет с момента Марафонской битвы прошло в 2010 году.

3. Согласно преданию, ещё не отшумела битва, как Мальтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщать о разгроме персов. Этот юноша бежал до города без отдыха и остановок. "Радуйтесь, мы победили!" - чуть слышно произнёс он и пал мётрвым. Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского воина?

По легенде, афинский воин пробежал 42 километра 195 метров, расстояние между Марафоном и Афинами. Сейчас именно такое расстояние бегают марафонцы, спортсмены, участвующие в марафоне.

Этот вид спорта, марафон, входит в состав современных Олимпийских игр.



пятница, 17 июня 2022 г.

Рассказ об Олимпийских играх от имени зрителя, пример, 5 класс

Использован учебник "История Древнего мира. 5 класс", А. Вигасин, Г. Годер, стр. 154

Параграф 33 "Олимпийские игры в древности"

1. Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

На время проведения Олимпийских игр объявлялось всеобщее перемирие. Спартанцы его нарушили и это вызвало осуждение со стороны остальных греков.

В качестве наказания, спартанцев лишили права участвовать на Олимпиадах. Они пропустили пять Олимпиад.

2. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?

Во всей Греции устанавливалось перемирие.

На игры съезжались атлеты со всех городов и даже из дальних колоний.

Победителям ставились памятники в родных городах.

3. Покажите на карте и опишите путь из какой-нибудь колонии (например, Ольвии) в Олимпию.

Ольвия находилась в устье Днепра. Чтобы попасть в Олимпию, ателтам из Ольвии надо было переплыть Чёрное море, миновать проливы Босфор и Дарданеллы, и плыть по Эгейскому морю до порта Пирей. Потом по суше отправиться в Олимпию, городок в Южной Греции.


4. Придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Рассказ об Олимпийских играх от имени зрителя

Меня зовут Фидис и я родом из славного города Коринф. В этом году я отправился в Олимпию, чтобы понаблюдать за Олимпийскими играми.

Я прибыл в город заранее, потому что опаздавшим было нелегко найти место для ночлега. А так мне удалось договориться с одним козлопасом, и он приютил меня в своей хижине на краю Олимпии.

В день открытия игр я отправился на стадион. В этот день соревнований не было, но всё равно было интересно посмотреть на то, как атлеты приносят жертвы богам и клянутся бороться честно.

Я провёл на стадионе весь день, а вечером занял место на следующий. Желающих посмотреть на состязания было так много, что я решил заночевать прямо тут, боясь потерять своё место.

На следующий день я наблюдал соревнования пятиборцев. Бегуны были хороши, лишь одного судьям пришлось бить плетьми - он слишком рано сорвался с места. Потом атлеты прыгали в длину, метали копья и диски. Но больше всего восторгов вызвала борьба. Я смотрел на могучих борцов и понимал, что мне никогда не победить в Олимпийских играх.

В последующие три дня было немало других интересных состязаний: кулачный бой, бой с оружием, гонки колесниц. Но мне больше всего запомнился пятый, заключительный день Олимпиады, когда награждали победителей.

На огромном столе из слоновой кости лежали лавровые венки. Их по очереди вручали победителям, а все мы, зрители, восторженно кричали.

Это было незабываемое зрелище, о котором я расскажу своим детям и соседям.

Рассказ об Олимпийских играх от имени участника

Меня зовут Милон. Я борец из города Кротон. Шесть раз я участвовал в Олимпийских играх и все шесть раз побеждал. Но пришло время уйти из спорта и я хочу поделиться своими впечатлениями об Олимпиадах.

Олимпийские игры - это не только праздник спорта, силы и мужества. Это праздник мира. В дни проведения Олимпиад прекращались все войны и вчерашние враги мирно сходились в спортивных схватках.

Я побеждал шесть раз и честно признаюсь - просто так победить в Олимпиаде невозможно. Победа является результатом огромного труда. За год до начала соревнований любой атлет должен начинать усиленные тренировки, день за днём без отдыха и послаблений. И только тогда он придёт на Олимпиаду подготовленным.

Начинаются Олимпийские игры с торжественной клятвы вести честную борьбу. Потом атлеты приносили жертвы богам, потому что без из воли стать победителем невозможно. И только потом начинаются соревнования.

Я много раз доказывал свою силу и соперники меня боялись. Однажды, они даже отказались бороться со мной, заранее чуя своё поражение. В тот раз, идя за лавровым венком, я поскользнулся, что вызвало смех зрителей. Я предложил побороться со мной любому, кто сомневается в моём праве на лавровый венок, и все примолкли. Тогда я получил венок, поднял на руки быка и четыре раза обошёл с ним стадион.

Но я хочу напомнить всем, как опасно почивать на лаврах, считая себя непобедимым. Стоит лишь забросить тренировки, как найдётся тот, кто победит тебя. Любой спорт - это прежде всего борьба с собой, а потом уже с соперником. Кто сумеет победить сам себя, тому не страшен никакой силач.

четверг, 16 июня 2022 г.

Г. Державин "Признание", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 91-92

Г. Державин "Признание"

Проверьте себя

1. Какие стороны мастерства Державина отразились в "Признании"?

В этом стихотворении мы видим образ очень честного, открытого и прямого человека, который не считает себя идеальным, но старается жить с Богом в сердце.

Державин показывает мастерское владение словом, он не стесняется соединять высокие слова "Блистал", "гением", "восторгом" и низкие "надуваться", "брякнуть".

Державин владеет средствами выразительности. Он использует метафоры, эпитеты, обращения. Он умеет передать свои эмоции.

2. Над чем заставляет задуматься стихотворение "Река времён" и четверостишие "На птичку"?

Четверостишие "На птичку" заставляет подумать о том, что никто не станет петь под принуждением. Писатель должен быть свободен, чтобы иметь возможность честно выражать свои мысли.

Стихотворение "Река времён" заставляет задуматься о времени, этом неумолимом судье, который подвергает страшному наказанию - забвению. И даже лучшие произведения искусства со временем забываются.

3. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Державин гражданин боролся с нечестными людьми, с коррупцией, злоупотреблениями чиновников. Как поэт он стал обличать эти же пороки власти.

Обогащаем свою речь

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы отнесли бы к устаревшим, какие - к разговорным, какие - к просторечным? Что их сочетанием достигается?

Устаревшие: чистосердечье, звуки лиры, венцы сплетал, вельможам властным, суета, забвенье, мнил, вечности жерлом.

Разговорные: коль, голосиста, и ну сжимать, вместо

Просторечные: надуваться, брякнуть, бедняжка, пожрётся.

Сочетанием этих слов поэт добивался выразительности и достоверности. Язык стихотворения становился похож на реальный.

2. Как вы понимаете строки "Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им: Ум и сердце человечье Были гением моим", "Падал я, вставал в мой век"?

Чистосердечье - это честность, прямота суждений, взлядов. Поэт говорит о том, что хотел быть всегда честным, поступать по велению сердца и голоса разума.

Падал - терпел неудачи, после которых находил силы подняться.

3. Объясните смысл слов и введите их в собственную речь:

Чистосердечье - прямота, честность.
Блистать - сверкать, быть популярным.
Лира - музыкальный инструмент, здесь символ поэзии.
Потомки - дети детей, те, кто придут после нас.
Мнил - думал.
Отчизна - Родина.
Суета - мелочи жизни, волнения, пустое.
Забвенье - потеря памяти, забывание.

Творческое задание

Подготовьте "Похвальное слово Державину - поэту и гражданину". Введите в текст цитаты из стихотворений поэта.

"Похвальное слово Державину - поэту и гражданину"

Гавриил Романович Державин был одним из величайших русских поэтов начала 19 века. Он был честным и прямым человеком, который всю жизнь посвятил борьбе с несправедливостью, "мнил быть сердецм беспрестрастным".

На гражданской службе Державин занимал высокие посты, но никогда не использовал служебное положение в личных целях. Поэтому был неудобен многим вышестоящим и даже царям.

Не изменял себе Державин и в поэзии. Он честно рассказывал о своих мыслях, размышлениях, целях. Он страстно призывал в стихах: "Приди, суди, карай лукавых!" Он видел, как меняется русский язык, и сам немало способствовал этому. Он сделал язык своих стихотворений не просто реалистичным, но честным и по-настоящему народным.

Мы, благодарные потомки, помним его наследие, оно не пожрётся вечности жерлом, оно всегда останется с нами.

Фонохрестоматия

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?

Эти средства: интонация, темп и тембр голоса, постановка пауз. Он читает стихотворение в неторопливом темпе, среднем тембре, выделяя голосом самые важные моменты.

2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?

Актёру удалось передать скромность характера поэта, его стремление к честности, к справедливости.



среда, 15 июня 2022 г.

М. Ломоносов "Ода на день восшествия", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 87-88

М. Ломоносов "Ода на день восшествия"

Размышляем о прочитанном

1. К каким штилям относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова?

Эти произведения относятся к высокому штилю.

2. Какова главная мысль каждого из них?

"К статуе Петра": о личности Петра говорят его труды.

"Ода на день восшествия": слава Отечества зависит от развития наук.

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Мы изучали ранее стихотворение "Случились вместе два астронома".

Обогащаем свою речь

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким штилям относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

Ода, поэма и трагедия относятся к высокому штилю.

Драма и сатира относятся к среднему штилю.

Эпиграмма относится к низкому штилю.

Особую торжественность текстам придают церковно-славянские и литературные слова. Например: зрак, гласит, сей, раченьем, отраду и т.д.

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки "Может собственных Платонов..."?

В современной разговорной речи эти слова практически не используются, но их можно применять в литературном произведении.

Он слыл невеждой. Дерзайте на подвиги. Утеха дней моих суровых.

В этих строках Ломоносов говорит о том, что и на нашей земле могут рождаться великие учёные, гении, такие как Платон или Ньютон. Он говорит, что науки полезны и для молодых, и для пожилых.

Творческое задание

Подготовьте "Похвальное слово Ломоносову - поэту, учёному, общественному деятелю", включив в его текст цитаты из произведений поэта.

"Похвальное слово Ломоносову - поэту, учёному, общественному деятелю"

Сегодня славлю я великого сына нашей Родины, учёного, поэта и общественного деятеля - Михаила Васильевича Ломоносова. Его заслуги в развитии отечественной науки, образования, литературы невозможно переоценить.

Как учёный, Ломоносов на собственном примере доказал, что "может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать". Множество научных трудов Ломоносова подняли нашу науку на новый уровень. Он совершил много великих октрытий, и нет той области знаний, куда бы не проник его пытливый ум.

Как общественный деятель, Ломоносов проводил реформу образования. Он понимал, что "науки пользуют везде" и добился открытия Московского университета, добился того, что заниматься наукой смогли простые люди, наши соотечественники.

Как поэт, Ломоносов поднял искусство стихосложения на новую высоту. Он разработал теорию "трёх штилей" и превратил сочинительство в науку.

И сейчас дело Ломоносова живёт, его труды не забыты. А "кто он был таков, гласит" его наследство, которое мы, благодарные потомки, бережно храним и преумножаем.

Фонохрестоматия

1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр.

Актёр создаёт образ умного, уверенного в себе человека, много пожившего и много понявшего. Он читает оду спокойным тоном, убеждая слушателя в своей правоте.

2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию.

Я не совсем согласна с актёром. Мне не хватило в его голосе горячности, страсти. Ведь это ода - высокий штиль. Она должна звучать с патетикой, эмоционально. Автор не просто рассказывает, он призывает. А вот страстного призыва в чтении актёра я не услышала.



вторник, 14 июня 2022 г.

Сообщение "Биография М. Ломоносова", ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 86

Михаил Васильевич Ломоносов

Проверьте себя

1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного Ломоносовым, и деяний его, как учёного, поэта и общественного деятеля.

Необычность в том, что для поступления в Академию Ломоносову пришлось скрыть своё крестьянское происхождение. Он прошёл восьмилетний курс за пять лет.

Ломоносов был великим учёным и реформатором. Нет такой области знаний, в которой не отметился бы Ломоносов. Он проводил реформы русского языка, по его инициативе был открыт Московский университет.

2. Какие жанры относятся к каждому из трёх штилей?

Высокий штиль: героические поэмы, оды, трагедии.

Средний штиль: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии.

Низкий штиль: комедии, эпиграммы, песни, басни.

3. Используя статью учебника и материалы словаря "Русские писатели XVIII века" подготовьте устное сообщение о жизни Ломоносова.

Сообщение "Биография Михаила Ломоносова" для 7 класса

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Мишанинская Астраханской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец, Василий Дорофеевич, был крестьянином-помором. С малых лет Ломоносов ходил с отцом на промысел, плавал в море, собирал жемчуг.

В 11 лет он научился грамоте, чуть позже - математике. В 1730 году Ломоносов ушёл из дома и с рыбным обозом отправился в Москву. Он назвался сыном холмогорского дворянина и был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. За полтора года он прошёл четыре младших класса, за пять лет - восьмилетний курс.

В 1736 году Ломоносов в составе группы студентов отбыл в Германию, где изучал физику, химию, горное дело, писал научные рефераты. В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию и в 1745 году становится профессором химии. Он публикует множество научных работ: об атмосферном электричестве, происхождении света, рождении металлов, твёрдых и жидких телах. Ломоносов увлекается мозаикой и даже мечтает создать мозаичный памятник Петру.

Ломоносов был инициатором открытия Московского университета, занимался реформой системы образования.

Ещё в Германии Ломоносов увлёкся литературой. Из Лейпцига он посылает в Петербург "Письмо о правилах российского стихотворства", в котором высказывает своё мнение о принципах стихосложения. В 1747 году Ломоносов создаёт теорию "трёх штилей", но окончательно её публикует лишь в 1757 году. Используя её, Ломоносов пишет восторженные оды, ставшие классикой русской литературы.

Умер великий учёный и поэт 4 апреля 1765 года от воспаления лёгких.



М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...