вторник, 21 июня 2022 г.

А. Пушкин "Полтава", отрывок, ответы на вопросы учебника 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 42-43

"В творческой лаборатории Пушкина"

Творческое задание

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы Пушкина?

Я обратила внимание, что для творчества Пушкину необходимо было вдохновение.

Своеобразие творческой работы Пушкина в соединении мечты и реальности. В тишине в поэте пробуждается поэзия, приходит вдохновение. В его мыслях начинают мелькать различные образы, рождённые мечтами. И поэт начинает облекать эти мысли в слова, записывать их на бумаге.

С приходом вдохновения поэту пишется легко, рифмы сами бегут к нему и просятся на бумагу.

А. Пушкин "Полтава", отрывок

Размышляем о прочитанном

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое событие?

Меня поразило описание роковой битвы, атмосфера смерти, которая витает над полем сражения. Но я примерно так и представляла себе Полтавскую битву.

2. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Из истории мы знаем, что в то время Швеция доминировала в Европе. Карл 12 мечтал разгромить Россию и захватить Москву. Но судьба Северной войны решалась на полях Полтавы. Победа в этом сражении позволяла русским переломить ход войны и положить конец господству шведов.

В тексте Пушкин упоминает многочисленных военачальников той эпохи, реальных исторических лиц. Помимо Петра и Карла, это русские военачальники Шереметьев, Брюс, Боур, Репнин и шведские - Розен, Шлипенбах.

4. Сравните описания Петра 1 и Карла 12 (из внешний вид, настроение, поступки и т.д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

По описанию Петра и Карла в этом отрывке мы можем понять, что Пушкин гордился Петром и снисходительно относился к Карлу. Пётр в его описании прекрасен, Карл слаб и пребывает в недоуменьи. Пётр возглавляет атаку, могущ и радостен, Карл недвижим, страдает раной, бежит с поля боя.

Рассказ о Петре 1

Царь Пётр показан в поэме решительным, всеми любимым вождём. Он возбуждён опасностью, его глаза сияют, а лик кажется ужасным. Но он не сомневается в победе. Он лично возглавляет войско и мчится пред полками. Он внимательно следит за ходом сражения, пожирает поле очами. И в этот миг окружающим он кажется прекрасным и грозным, как божья гроза. Но Пётр не жесток, и, когда битва заканчивается, он милостиво относится к пленникам. Это настоящий справедливый царь, который точно знает чего хочет и как этого добиться.

Рассказ о Карле 12

Карл 12 в поэме кажется противоположностью Петру. Он ранен и боль от раны не даёт Карлу в полной мере принять участие в сражении. Он удивлён доблестью русской армии, пребывает в растерянности, недоумении. Его движения слабы, он задумчив, а значит не уверен в себе. Проиграв битву, Карл сбегает, он поник головой, но полон дикой злобы. Карл не кажется настоящим лидером, он самоуверенный, но столкнувшись с трудностями теряется.

Совершенствуем свою речь

Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания:

Горит восток зарею новой - восходит солнце, настал рассвет.
Дым багровый кругами всходит к небесам - дым поднимается к небесам.
В кустах рассыпались стрелки - стрелки спрятались в кустах.
Поле роковое - поле, на котором решается судьба народов.
Как пахарь, битва отдыхает - как пахарь отдыхает в полдень, так затихла битва.
И за учителей своих заздравный кубок поднимает - Пётр отдаёт должное шведам, которых считает своими учителями в военной науке. Ученик превзошёл учителя.

Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

Я вижу поле, на котором сошлись две могучие армии. Отовсюду слышна пальба, всё вокруг заволокло дымом. Люди убивают друг друга.

При описании боя Пушкин использует эпитеты (багровый, роковое, хладные), олицетворения (свищут пули, битва отдыхает, пушки присмирев), метафоры и сравнения (сквозь огнь окопов, темнеет слава их знамён, как пахарь). Этими приёмами Пушкин добивается эффекта ожившей картинки. Мы словно окунаемся в атмосферу битвы, словно видим всё, происходящее на поле.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите репродукцию картины Ломоносова "Полтавская баталия". Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком "Полтавский бой" из поэмы "Полтава"?

На этой картине изображён переломный момент битвы. Ведомые Петром русские войска теснят и ломят шведов. Те бегут в страхе. Картина напоминает нам о непобедимости, силе русского оружия, рождает чувство гордости за нашу армию.

Изображённый Ломоносовым момент кажется мне прямой иллюстрацией к строкам: "И он промчался пред полками/ Могущ и радостен как бой..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...