воскресенье, 29 декабря 2024 г.

9 января, Степанов день: традиции и приметы

9 января - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается апостола от 70-ти Стефана Первомученика, но в народе его называют просто Степанов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Степановы труды - в этот день сговаривались с пастухами, нанимали их на наступивший год, поздравляли и угощали.

Когда отмечать Степанов день

Степанов день отмечается ежегодно 9 января по новому стилю или 27 декабря по старому.

Сегодня отмечается память преподобного Феодора Начертанного, и память многих других святых.

Попразднство Рождества Христова.

Именинники 9 января, как назвать ребёнка

Мужские имена: Степан, Фёдор, Бонифатий.

Женские имена: Антонина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Александра, Анфиса.

История праздника

Святого Стефана называют архидиаконом, он был первым из семи диаконов, назначенных самими апостолами.

Святой Стефан вдохновенно проповедовал христианское вероучение, легко побеждая в спорах иудеев.

За это иудеи обвинили Стефана в хуле на Бога и Моисея и вызвали его в синедрион.

Во время своей обличительной речи святой Стефан увидел в небе Иисуса и Бога, и заявил об этом. Иудеи вытащили святого из суда и потащили по улицам, забивая камнями.

Умирая, Стефан вручил свою душу Иисусу и просил не гневаться на невежественных иудеев.

Стефан стал первым мучеником, излившим свою кровь за Евангелие.

икона Стефан Первомученик


Феодор Начертанный, чем известен

С юных лет Феодор избегал детских забав и посещал церковные службы, потом принял иночество и был возведён в сан пресвитера.

Во времена иконоборчества Феодора и его брата Феофана (день памяти 24 октября) подвергли страшным издевательствам за отказ принять ересь.

Им на лице выжгли двенадцать строк, называющих братьев сосудами суеверного заблуждения. За это братья получили прозвище Начертанных.

После пытки братьев заточили в темницу, где святой Феодор и скончался около 840 года. Его мощи были отнесены в Халкидон и возле них случались чудесные исцеления.

Кому и о чём молиться на Степанов день

Перед иконой апостола Стефана молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о помощи в любой трудной ситуации; о даре красноречия и убеждения; об обретении взаимопонимания между родственниками; об успешной карьере и финансовой выгоде.

Перед иконой Феодора Начертанного молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о твёрдости духа перед лицом жизненных испытаний; об избавлении от клеветы; об исцелении болезней и немощей.

Что можно и что нельзя делать на Степанов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Печь пироги, пряники;
  • Веселиться, гулять;
  • Ходить в гости;
  • Умываться колодезной водой;
  • Наниматься на работу;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Ткать, шить, рукодельничать;
  • Стирать, убираться;
  • Пользоваться ножом;
  • Отказывать в просьбах.

Приметы на Степанов день

Снег на Степана - к ненастному лету.
Снег на Степана - к урожаю грибов.
Мороз на Степана - к хорошему урожаю.
Иней на деревьях - к урожаю пшеницы.
Вороны купаются в снегу - к потеплению.

Пословицы и поговорки про Степанов день

На святого Степана каждый сам себе пан.
Степанов день пастуха год кормит.
Пришёл Степан - на нём красный жупан.

суббота, 28 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Предсказание", ответы на вопросы, анализ, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 30

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Предсказание"

М. Лермонтов "Предсказание"

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.

Фонохрестоматия

1. Трагическое предсказание поэта о кровавых последствиях социальных переворотов бунтов, революций становится особенно сильным для восприятия читателей, знающих о потрясениях, пережитых Россией в XX веке. Как вы считаете, удалось ли актрисе передать всю остроту мрачных предсказаний поэта, усиливая в чтении трагические ноты при перечислении бед, которые ждут страну и народ?

Я думаю, что актрисе это прекрасно удалось. Именно мрачные предсказания создают особо трагичную атмосферу и эмоциональное напряжение стихотворения, что и показало чтение актрисы.

2. Если бы вам поручили подобрать музыку к этому стихотворению, к каким произведениям вы обратились бы? 

Идеальной композицией для фона к этому стихотворению мне представляется "Реквием" Моцарта, музыка одновременно тревожная и печальная. Хотя я бы чуть-чуть замедлила её воспроизведение.

Пример анализа стихотворения "Предсказание"

Элегия "Предсказание" была написана Лермонтовым в 1830 году, когда самому поэту было всего 16 лет. Молодость поэта является одной из важнейших причин появления этого стихотворения.

На впечатлительного и эмоционального мальчика произвели огромное впечатление трагические события, которые произошли уже при его жизни. Это восстание и казнь декабристов, холерные бунты. Наверняка, поэт был прекрасно осведомлён и о результатах французской революции, закончившейся кровавым террором.

Мрачность предсказания определяют первые же его строки: "настанет чёрный год, когда царей корона упадёт". В них предсказывается свержение самодержавия, что, по мнению юного поэта, было бы великим, чёрным горем для всей страны.

Ведь такое развитие событий приведёт к ужасающим последствиям, о которых пишет поэт далее: это смерть и кровь, беззащитность, чума, глад. Неисчислимые бедствия ждут тот народ, который позабудет прежнюю любовь к царям.

А как финал кошмара - явление мощного человека. Многие исследователи видят в этой фигуре вождя революции, но скорее всего тут идёт отсылка к Библии и истории Апокалипсиса. Мрачный человек с ножом и в плаще слишком напоминает одного из ангелов Апокалипсиса, конца света, который неминуемо случится, если чернь восстанет против божьей власти царей.

Поэтому справедливо будет считать "Предсказание" предупреждением о том, что может произойти, но чего нельзя допускать.

В стихотворении нет призывов поддержать власть царя, но это подразумевается, ведь иначе - смерть и кровь.

Лермонтов-поэт предвидит возможное будущее, Лермонтов-гражданин этому будущему ужасается.

8 января, Собор Пресвятой Богородицы: традиции и приметы

8 января - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается Собор Пресвятой Богородицы, но в народе его называют просто Бабьи каши. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

День повитух (Бабьи каши) - в этот день славили повитух, их поздравляли, благодарили и угощали пшённой кашей.

Когда отмечать Собор Пресвятой Богородицы

Собор Богородицы отмечается ежегодно 8 января по новому стилю или 26 декабря по старому.

Сегодня отмечается память священномученика Евфимия Сардийского, и память многих других святых.

Попразднство Рождества Христова

Именинники 8 января, как назвать ребёнка

Мужские имена: Константин, Александр, Дмитрий, Николай, Михаил, Леонид, Василий, Григорий, Макар.

Женские имена: Мария, Анфиса, Александра. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Евгения.

История праздника

На следующий день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы, а также память Иосифа Обручника, царя Давида (предка Иисуса) и святого Иакова (брата Господня). Собором праздник называется потому, что в этот день верующие собирались в храмах, чтобы восхвалить Богородицу и принести ей свои дары.

В этот день вспоминают о бегстве Святого Семейства в Египет, поэтому помимо самой Богородицы в этот день чествуют память Иосифа, с которым Богородица была обручена, царя Давида, из рода которого происходил Христос, и брата Господня Иакова, который сопровождал Марию и Иосифа во время бегства в Египет.

Официально этот праздник был установлен в 681 году.

икона Собор Пресвятой Богородицы


Евфимий Сардийский, чем известен

Святой Евфимий был избран епископом Сардийским за свою благочестивую жизнь.

Евфимий много боролся против ереси, за что был сослан на остров Паталарию. Там святой томился до воцарения на Византийском престоле императора Льва V/

Святой Евфимий вернулся из ссылки и вновь стал активно бороться с ересью. Его во второй раз отправляют в ссылку, на этот раз в город Асс.

Святой вновь возвращается, но почти сразу его ссылают в третий раз - на остров Крит.

При императоре Феофиле святой Евфимий принял мученическую кончину. Его распяли на четырёх столбах и нещадно били воловьими жилами, отчего святой скончался через несколько дней.

Кому и о чём молиться на Собор Пресвятой Богородицы

Перед иконой Собор Пресвятой Богородицы молятся об укреплении в вере; о мире и любви между супругами, между родителями и детьми; об излечении болезней и немощей; о здоровье младенцев и детей; о благополучных родах; о зачатии ребёнка.

Перед иконой Евфимия Сардийского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о твёрдости духа перед лицом жизненных испытаний; о спасении от преследователей и истязателей; об обретении свободы и возвращении из мест заключения.

Что можно и что нельзя делать на Собор Богоматери

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Готовить пироги и каши;
  • Заниматься творческой деятельностью;
  • Ходить в гости;
  • Избавляться от старых вещей;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Шить, вязать, рукодельничать;
  • Заниматься домашней работой;
  • Стирать;
  • Отказывать в просьбах;
  • Ходить в лес и на рыбалку;
  • Решать финансовые вопросы.

Приметы на день Повитух

Птицы раскричались - к скорому морозу.
Ясный день - к хорошему урожаю.
Северный ветер - к похолоданию.
Мороз в этот день - к мокрому лету.
Ясные звёзды - к снежной буре.

Пословицы и поговорки про Праздник каш

В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семьи не разгонит.

пятница, 27 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Я жить хочу! хочу печали", ответы на вопросы, анализ, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 32

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Я жить хочу! Хочу печали".

М. Лермонтов "Я жить хочу! хочу печали"

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман.
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки
Он даром славы не берёт.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните утверждение лирического героя о том, что он хочет печали, а не любви и счастья?

На самом деле, поэт не отказывается от любви и счастья, но не хочет, чтобы они давались ему просто так, без борьбы и мук. Слишком спокойная, безоблачная жизнь расслабляет, делает ленивыми и не только поэтов. Лермонтов обратил на это внимание: он пишет, что "без страданий жизнь поэта" не возможна. Поэт - певец страстей, сильных чувств и эмоций, а они возможны в трудный, а не счастливый период жизни.

Пример анализа стихотворения "Я жить хочу! хочу печали"

Это стихотворение, написанное летом 1832 года, является своеобразным манифестом поэта, который уже достаточно опытный и зрелый, чтобы понять, как расслабляет сытая жизнь и как она вредит творчеству.

Двенадцать коротеньких строк, написанных излюбленным лермонтовским ямбом, раскрывают тайны творчества и вдохновения.

Не зря во многих источниках мы натыкаемся на слова "муки творчества". Это не просто описание трудного творческого процесса, это сама суть жизни творца.

Не могут рождаться великие строки в безмятежности и покое. Не может поэт увлечь других своими чувствами, если он их не выстрадал.

Так и Лермонтов признаёт, что "без страданий жизнь поэта" слишком скучна, слишком обеднена эмоциями. И гениальное произведение не появится на пустом месте. За него придётся заплатить свою цену, в данном случае - это муки, страдания, печали, все те чувства, которые заставляют душу рыдать.

Чаще всего причиной печали поэта становится невзаимная, неразделённая любовь. Это чувство подарило миру множество прекрасных стихотворений. Но также, признаёт Лермонтов, важны насмешки, то есть неприятие, конфликт с обществом. Он также дарит сильные эмоции, заставляет страдать и пробуждает вдохновение.

Но если любовь рождает грустные, тоскливые, но прекрасные образы, то насмешки - гнев и язвительность, которые могут быть не менее сильны и убедительны.

четверг, 26 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "И скучно и грустно", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 28-29

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "И скучно и грустно".

М. Лермонтов "И скучно и грустно"

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...

Размышляем о прочитанном

1. Почему герою стихотворения "и скучно и грустно"? Как он объясняет своё состояние? К какому выводу он приходит?

Герою и скучно и грустно оттого, что он разочарован в жизни. У него нет близкого друга ("некому руку подать"), он ничего не хочет, не желает, он осознаёт, что лучшие годы уходят напрасно. Ни любовь, ни память не несут герою утешения, всё это временно или ничтожно.

И герой приходит к парадоксальному выводу, что "жизнь - такая пустая и глупая шутка". Как по этому поводу говорил А. Пушкин: "Короче: русская хандра им овладела понемногу" ("Евгений Онегин").

2. Где в стихотворении намечены элегические мотивы, где преобладает ирония?

Почти везде в стихотворении намечены элегические мотивы - рассуждения, размышления о смысле жизни. А вот последние две строки полны горькой иронии.

Фонохрестоматия

1. В чтении актёра доминируют мысли автора, содержание его монолога, превращающегося в диалог с самим собой: мелодика стиха, ритм, рифма не акцентируются чтецом, уходят на второй план. Согласны ли вы с актёром, с его исполнительской трактовкой стихотворения?

Мне понравилось чтение актёра, кажется, что так и должно звучать это стихотворение-размышление.

Актёр удачно изобразил внутренний диалог автора, когда тот сам задаёт себе вопрос и сам даёт на него ответ. Здесь не так важна рифма, как изображение моральных терзаний героя.

2. Романс, исполненный актёром, является аранжировкой старинного романса композитора Гурилёва. Сумел ли аранжировщик подчеркнуть современное звучание лермонтовского произведения?

Я не заметила в аранжировке ничего современного - классический романс, немного напоминающий бардовскую песню. Хотя сами идеи стихотворения актуальны в наше время, в нём описывается то, что принято называть кризисом среднего возраста. Он происходит тогда, когда повзрослевшие дети внезапно понимают, что заветные мечты не осуществить и мир не покорить.

Просто странно, наблюдать такое состояние у Лермонтова, который как раз добился многого и чудесно выражал себя в творчестве. Но, одиночество - вот что изводило гениального поэта.

среда, 25 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Нет, не тебя так пылко я люблю", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 27

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю"

М. Лермонтов "Нет, не тебя так пылко я люблю"

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
2
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
3
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы понимаете начало стихотворения? К кому обращено оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит герой в облике нелюбимой женщины?

Стихотворение обращено к живому человеку, к красивой женщине, которую поэт, тем не менее, не любит. Он признаётся, что любит в собеседнице лишь страдание, которое ему доставляет общение с ней. Поэту больно говорить с красавицей, ведь в её облике он ищет черты другой, давно умершей возлюбленной.

2. Согласны ли вы с утверждением, что поэтическая мысль стихотворения прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминания о прошлом? Вы согласны, что перед нами - трагическая судьба лирического Я поэта?

Я согласна с этим утверждением.

В первой строфе поэт убеждает красавицу, что не её он любит, то есть он отказывается от любви к ней.

Во второй поэт говорит о таинственном разговоре, который происходит в его сердце. Он погружён в свои мысли.

В третьей строфе мы узнаём, что разговаривает поэт с умершей возлюбленной, переносясь мечтами в прошлое.

Это действительно трагическая история лирического "Я" поэта, которое страдает, не способное забыть прошлой любви, и не способное полюбить кого-то другого.

3. Какие слова помогают выразить идею трагической судьбы?

О трагической судьбе говорят строки из первой и третьей строф.

В первой строфе мы находим слова: "прошлое страдание" и "молодость погибшую". Из них мы узнаём, что в прошлом поэта произошла трагедия, глубоко его ранившая, до сих пор причиняющая ему невыносимые муки, страдания.

В третьей строфе есть слова: "уста давно немые" и "угаснувших очей". Из них мы узнаём о сути проблемы: возлюбленная поэта умерла, но он никак не может её забыть.

Фонохрестоматия

1. Прослушайте актёрское чтение стихотворения Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю" и одноимённый романс. Как вы считаете, есть ли разница в настроении и чувствах, выраженных чтецом и исполнителем романса? Если есть, то в чём она?

Между чтением стихотворения и исполнением романса есть большая разница.

Чтец передал грусть, печаль героя, показал голосом и интонацией трагизм его судьбы.

Исполнитель романса почти не показал реальных чувств, ему не хватило искренности. В его исполнении стихотворение звучит как флирт, в котором герой пытается вызвать у девушки жалость к себе, к своей судьбе. Подчёркивает это легкомысленное отношение и музыка, слишком фривольная на мой вкус.

2. Какая интерпретация лермонтовского стихотворения (актёрская или музыкальная) оставляет слушателю больше возможностей для разных трактовок содержания произведения поэта?

Музыкальная трактовка даёт больше возможностей для разной интерпретации стихотворения. Я, например, увидела в ней флирт. Кто-то увидит боль героя, кто-то - что-то ещё. А в чтении стихотворения звучит только глубокая печаль.

вторник, 24 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Поэт", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 24-25

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Поэт"

М. Лермонтов "Поэт"

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
Никто с усердьем не читает...

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Размышляем о прочитанном

1. На какие части делится стихотворение? Как сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?

Стихотворение разделено на две части.

В первой рассказывается о кинжале, причём о нём рассказывает автор (мой кинжал).

Во второй части говорится о поэте и его судьбе в современном мире. Здесь речь идёт от третьего лица (твой, нам).

Лермонтов сравнивает судьбу кинжала и судьбу поэта в строках: "не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье". Кинжал потерял своё назначение, когда погиб его владелец, и он был взят казаком, а потом продан, как игрушка, а не как смертельно опасное оружие. Поэт потерял своё назначение, когда "звук могучих слов" перестал быть нужен толпе, стал скучен ей. Когда он прельстился златом.

В этом сходство судьбы кинжала и поэта - они утратили то, ради чего жили.

2. С чем сравнивает поэт силу слова? Кому оно было нужно? Почему прошло это время?

Лермонтов сравнивает стих с божьим духом, слова - со звоном колокола, с властью. Это слово было нужно народу, но то время прошло.

В изнеженный век простой и гордый язык стал скучен народу. Толпе нужны "блёстки и обманы", красивые, но ничего не значащие слова.

3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (наш ветхий мир, осмеянный пророк - продолжите ряд)?

Продолжим ряд слов, которыми поэт клеймит свой век, придавая сатирический оттенок стихотворению?

Наш ветхий мир - осмеянный пророк - век изнеженный - ржавчиной презренья - морщины прятать под румяна.

Фонохрестоматия

1. Стихотворение "Поэт" о трагическом положении поэта в современном мире и трагизме его служения. Может ли поэт найти спасение в гармонии и красоте поэзии? К чему призывает Лермонтов напоминанием о былом и своим вопросом в конце стихотворения?

Поэт не сможет найти спасение в красоте и гармонии поэзии, если она окажется никому не нужной. Его долг - служение. Служению должна быть посвящена настоящая поэзия, чуждая обману и блёсткам. Сама по себе гармония не спасёт душу поэта.

В последних строках Лермонтов спрашивает поэта, проснётся ли он, вырвет ли из ножен свой клинок. Этими словами автор призывает перестать думать о злате, о вознаграждении и угоде толпе, а стать тем, кем должен - пророком, говорящим правду, воодушевляющим на подвиг.

2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актёром первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоциональное содержание актёрского чтения меняется во второй части стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?

В первой половине стихотворения преобладают гордость и сожаление о минувшем, во второй - презрение.

Так происходит потому, что кинжал честно выполнял свою работу, свой долг, и не его вина, что он превратился в игрушку после смерти хозяина. А вот поэт сам виноват в своей судьбе, прельстившись златом он утратил своё назначенье.

воскресенье, 22 декабря 2024 г.

В творческой лаборатории Б. Пастернака, ответы на вопросы, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 66

В творческой лаборатории Б. Пастернака

Размышляем о прочитанном

1. Каковы взгляды Б. Пастернака на историю?

Пастернак никогда не делил происходящие события на высокие и низкие, поэтические и прозаические, ценные и не ценные. Он считал, что каждое событие в жизни людей сразу становится историей и обретает вечность.

История беспрерывно развёртывается перед нами. И в ней ничего не надо менять специально. Сами законы мироздания всё устроят наилучшим образом - так считал Пастернак.

2.  Что писала А. Ахматова о поэзии Б. Пастернака?

Процитируем строки Ахматовой:

"Вся земля была его наследием,

А он её со всеми разделил".

Поэтесса хотела сказать, что Пастернак лучше, чем кто либо видел и чувствовал красоту земли, природы, человека, чувств, и сумел передать своё ощущение через поэзию.

3. Что объявляет единственной задачей искусства Б. Пастернак, достигнув высшей художественной зрелости?

В. Асмус в своей книге "Борис Пастернак. Об искусстве" отмечает, что для Пастернака искусство было явлением нравственной жизни. А нравственность - это прежде всего честность.

Поэтому, достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявил единственной задачей искусства Правду.

Писатель должен быть честен и перед собой, и перед своими читателями.

суббота, 21 декабря 2024 г.

Б. Пастернак "Быть знаменитым некрасиво", ответы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 65

Б. Пастернак "Быть знаменитым некрасиво"

Фонохрестоматия

1. Как в актёрском чтении звучат слова о назначении творчества, о жизни? Каков тон актёра, как бы разъясняющий мысль поэта (спокойный, утвердительный, убеждающий)?

Тон актёра спокойный, убедительный. Он словно рассуждает сам с собой, но говорит при этом для другого человека. Мы понимаем, что эти строки - продукт многолетних размышлений, что лирический герой уже всё для себя решил, всё понял и теперь делится ценным опытом.

2. Сравните характеры лирических героев Пастернака, созданные Бохоном и Кулагиным. В чём их различие? Какими средствами художественного чтения актёры создают различные характеры, настроения, эмоциональную окрашенность стихотворений?

В. Бохон прочитал стихотворение "Во всём мне хочется дойти". Он создал образ горячего, эмоционального человека, молодого, но целеустремлённого. Чтение актёра подчеркивало эту горячность и молодость лирического героя: он говорил быстро, решительно, повышал тон голоса, выделял интонацией наиболее важные слова.

Л. Кулагин прочитал стихотворение "Быть знаменитым некрасиво". Он создал образ мудрого, опытного человека, уверенного в своей правоте, учителя. Поэтому и читал он строки Пастернака спокойно, уверенно, убедительно, подчеркивая характер лирического героя. Слова актёра иногда падали как камни, настолько они кажутся тяжёлыми и важными для слушателя.

пятница, 20 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Пророк", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 21

Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Пророк"

М. Лермонтов "Пророк"

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл стихотворения Лермонтова "Пророк"? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?

Смысл стихотворения в том, что пророк не был принят людьми, его божественные откровения оказались никому не нужными.

Люди ни только не слушали "любви и правды чистые ученья", но стали забрасывать пророка каменьями. И пророк был вынужден бежать в пустыню, спасаясь от людской злобы.

2. Почему люди не поверили пророку и как они за это наказаны?

Люди не поверили пророку, потому что были заражены неверием, они считали, что Бог не может говорить с ними устами другого человека, им были чужды и не нужны откровения пророка.

И люди были наказаны - они лишены правды, истины, они погрязли в пороках, считая их нормой жизни.

3. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чём их сходство и в чём различие? Подготовьте письменный сопоставительный анализ двух "Пророков".

Лермонтовский "Пророк" является логическим продолжением пушкинского стихотворения. В нём описано то, что случилось с пророком после получения им от Господа способности "глаголом жечь сердца людей".

Сходство:

  • Герой - обычный человек, ставший пророком.
  • Способностями пророка его наделил Бог, Вечный судья.
  • Используется возвышенная лексика с устаревшими словами.

Различия:

  • У Пушкина показано превращение человека в пророка, у Лермонтова - результат этого превращения.
  • Жанр у Пушкина - ода, у Лермонтова - лирическое размышление.
  • Герой Пушкина полон надежд, пророк Лермонтова разочарован в людях.

Развиваем дар слова

Чем интересна лексика стихотворения Лермонтова и почему привлечены именно эти слова: всеведенье пророка, каменья, Предвечный, старцы, гласит, наг? Что этим достигается?

В своём стихотворении Лермонтов использует возвышенную лексику со множеством устаревших слов, архаизмов: всеведенье, каменья, Предвечный, гласит, наг, очах, тварь, град. Этим поэт добивается библейского звучания, его стихотворение становится похожим на притчу, рассказ о давно минувшем с поучительным смыслом.

четверг, 19 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Дума", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 19

Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Дума"

М. Лермонтов "Дума"

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Размышляем о прочитанном

1. Какие свойства поколения изображены в элегии "Дума"?

Последовательно в стихотворении называются следующие свойства лермонтовского поколения: бездействие, усталость от жизни ("жизнь нас томит"), равнодушие, малодушие, рабское подчинение власти.

2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия), поэтические и прозаические обороты?

Ораторский стиль подразумевает призыв, здесь он помогает поэту обличать пороки и взывать к совести своего поколения, это призыв пробудиться, измениться, выраженный словами-слоганами: постыдно, вынем, презренные, позорно-малодушны.

Слова общественно-политического содержания создают ощущение философского размышления о судьбах поколения: познанья, сомненья, ни злобе, ни любви.

Поэтические и прозаические обороты помогают показать глубину падения, то, от чего поколение отказалось, как от ненужного: мечты поэзии, создания искусства, в душе какой-то холод тайный.

3. В чём сложность лермонтовской поэзии в "Думе"? Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.

Сложность лермонтовской поэзии в стихотворении - в выражении позиции и роли самого автора.

Кажется, что поэт осуждает своё поколение, глядя на него словно со стороны: "Печально я гляжу на наше поколение", но вскоре мы понимаем, что это осуждение и самого себя, что Лермонтов не отделяет себя от своего поколения, осознавая, что и он не меньше других заражён равнодушием и неверием в лучшее. Он использует местоимение Мы, подчеркивая, что является частью поколения.

Получается, что "Дума" не просто отповедь поколению, но и пример самобичевания. Автор недоволен самим собой, ему кажется, что он погряз в пороках своего поколения, он боится, что не оставит после себя след, достойный не "презрительного стиха" потомков, а похвалы и доброй памяти.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним:

Грядущее - будущее.
Бремя - долг, обязанность, тяжёлая ноша.
Бездействие - ничегонеделание.
Постыдно равнодушны - безучастны ко всему.
Презренные рабы - не имеющие воли создания.
Иссушили ум - лишили способности мыслить.
Пресыщение - усталость от излишеств.
Насмешка горькая - сарказм.

Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить вашу разговорную речь?

В своей речи я использую слова: грядущее, бремя, бездействие, пресыщение.

Мою речь могут обогатить словосочетания: презренные рабы (по отношению к людям, не стремящимся к свободе, самостоятельности, а в юмористическом смысле - по отношению к поклонникам).

среда, 18 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Родина", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 15-16

Может быть интересно: пример анализа стихотворения М. Лермонтова "Родина"

М. Лермонтов "Родина"

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Размышляем о прочитанном

1. Почему, перечисляя то, что любит (например, степей холодное молчанье, полное гумно, избу, покрытую соломой, пляску с топаньем и свистом...), автор говорит - за что, не знаю сам?

В стихотворении поэт перечисляет то, что любит, но признаётся, что не знает, за что. В этом нет никакого противоречия, ведь любовь - вообще странная штука, она либо есть, либо её нет. И если что-то или кого-то любишь - ты не задумываешься за что.

Народ давно подметил эту особенность любви в своих поговорках и пословицах (например, "любовь зла, полюбишь и козла" - спрашивается, за что козла любить?).

Вот и Лермонтов подтверждает, что любовь не поддаётся логическому анализу, она - в сердце.

2. Согласны ли в с тем, что не всё из перечисленного достойно любви, например, избы покрытые соломой? И всё-таки они милы его сердцу. Как можно это объяснить? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я не согласна с этим утверждением. Чем хуже избы, покрытые соломой, "четы белеющих берёз"? Ничем. Это такой же символ родины, а значит так же будет любим тем, кто провёл детство среди таких вот изб.

Родина может ассоциироваться с разными образами. Не все они покажутся привлекательными тем, кто не знаком с описываемым местом. Но для того, кто там родился и вырос, будет мила каждая кочка на топком болоте.

Развиваем дар слова

Объясните значение слов и словосочетаний, попробуйте найти синонимы:

Отчизна - земля отцов, родина.
Странная любовь - непонятная, неподдающаяся анализу любовь.
Заветные преданья - старинные предания, легенды, сказки.
Отрадные мечтанья - мечты, дающие радость, предвкушение чего-то хорошего.
Взором медленным пронзая ночи тень - напряжённо стараясь что-то разглядеть в сгустившихся сумерках.
Дрожащие огни печальных деревень - свет окон деревень, видимый с движущегося средства передвижения (телеги).

Какие слова вы включили бы в устную речь? В каких случаях?

В устную речь я включая слова "Отчизна", когда говорю о Родине, "Странная любовь", когда рассуждаю о причудах любви, "дрожащие огни", когда описывая огни в темноте.

Фонохрестоматия

1. Какими интонациями передана в стихотворении поэта любовь к Родине? Как помогают в этом убыстрение ритма, взволнованность произнесения? Как вы объясните, почему свою любовь к родине поэт называет странной?

Чтение стихотворения актёр начинает задумчиво, но потом его голос звучит всё более взволнованно, доверительно, а слова сопровождает тихая музыка. Постепенно скорость чтения возрастает, актёр старается передать волнение автора, его горячую убеждённость в своей любви.

Поэт называют свою любовь странной, потому что она кажется ему противоречивой: он любит и простор Родины и малые деревни, бескрайние степи и резные ставни. Он не может понять закономерностей своего чувства.

2. Чтение актёра сопровождают музыкальные вариации на тему романса на слова Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". Как вы думаете, почему выбрана именно эта музыка?

Музыка эта плавная, протяжная, прекрасно передающая ощущение простора, бескрайнего пространства. Она очень нежная, полная любви, поэтому и выбрана для сопровождения этого стихотворения.

вторник, 17 декабря 2024 г.

Б. Пастернак "Во всём мне хочется дойти", ответы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 61

Б. Пастернак "Во всём мне хочется дойти до самой сути"

Фонохрестоматия

1. Что вы можете сказать о характере лирического героя стихотворения Бориса Пастернака? Какие особенности этого характера помогают понять, прочувствовать чтение актёра и музыка Шопена? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Лирический герой этого стихотворения - прежде всего мечтатель. Но при этом это очень целеустремлённый молодой человек, максималист по характеру. Отсюда его горячее желание "дойти до самой сути".

Герой желает достичь совершенства во всём: в работе, в науке, в творчестве, в любви. Но желаемого трудно достичь. Слишком грандиозные цели он перед собой ставит. На этом пути перед героем возникнут многие трудности и сохранится ли его желание со временем - сказать сложно.

Актёр старается голосом показать решимость героя, его стремление к идеалу. Такому же, каким ему представляется музыка Шопена. Идеальная по красоте музыка показывает, что мечты героя реальны, идеал существует, надо лишь продолжать упрямо идти по выбранному пути.

А лирическому герою упрямства не занимать. Он педант в хорошем смысле этого слова и понимает, что придётся немало помучиться, чтобы отточить своё мастерство до "тетивы натянутого лука".

2. Как вы думаете, почему в стихотворении так много рядов-перечислений: глаголов активного действия (думать, любить, свершать открытия), тем творчества (о свойствах страсти, о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях, нечаянностей впопыхах, локтях, ладонях), запахов и звуков поэзии (в стихи я б внёс дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты)?

Герой словно составляет план на последующую жизнь, он боится что-то забыть, что-то упустить. Поэтому он тщательно по пунктам перечисляет то, чего хотел бы добиться в жизни (активные глаголы), в поисках пути (темы творчества), в поэзии и любви (запахи и звуки).

Эти три основные цели герой ставит в начале стихотворения, а потом подробно раскрывает их суть, как он это понимает.

3. С какими интонациями (восходящими или нисходящими) актёр читает все эти ряды перечислений? Что это даёт для понимания характера лирического героя?

Ряды перечислений актёр читает на восходящей интонации, то есть усиливая громкость голоса.

Такое усиление звучания строк даёт нам понимание горячности героя, его страстности, желания добиться всего перечисляемого. 

понедельник, 16 декабря 2024 г.

31 декабря, Модестов день: традиции и приметы

31 декабря - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память святителя Модеста Иерусалимского, но в народе его называют просто Модестов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Канун Нового года - в этот день заканчивали все дела и раздавали долги, чтобы войти в Новый год без старых обязательств.

Когда отмечать Модестов день

Модестов день отмечается ежегодно 31 декабря по новому стилю или 18 декабря по старому.

Сегодня отмечается память преподобного Флора Амийского, и память многих других святых.

Продолжается Рождественский пост.

Именинники 31 декабря, как назвать ребёнка

Мужские имена: Марк, Виктор, Михаил, Данила, Фадей, Николая, Илья, Иван, Владимир, Сергей.

Женские имена: Зоя, Клавдия, Вера. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Александра.

История праздника

Святой Модест с юных лет испытывал тяготение к иноческой жизни. Поэтому, став взрослым, он принял постриг и поселился в монастыре святого Феодосия Великого.

В то время на христиан Палестины напали персы и иудеи. Они перебили более 90 тысяч христиан, разрушили храмы и многих угнали в плен.

Святого Модеста назначили местоблюстителем Иерусалимской кафедры, пока патриарх Захария находился в плену.

На этом посту Модест успел восстановить множество храмов, в том числе и Храм Гроба Господня.

Через 14 лет возвратился из плена Захария и занял своё место. Но после его смерти святой Модест вновь стал патриархом Иерусалимским.

Умер святой на 97 году жизни, его голова хранится в монастыре на горе Афон.

икона Модест Иерусалимский


Флор Амийский, чем известен

Святой Флор происходил из богатой семьи, получил хорошее образование и занимал высокие должности при дворе Византийского императора.

В мирской жизни у Флора были жена и дети.

Во время эпидемии оспы, жена и дети Флора умерли, а сам он избрал отшельничество. Святой поселился в келье в предместьях Константинополя и долгое время провёл в уединении.

За свою благочестивую жизнь и мудрость, святой был избран епископом Амийским. Святитель мудро управлял своей паствой и отошёл к Господу в глубокой старости.

Кому и о чём молиться на Модестов день

Перед иконой Модеста Иерусалимского молятся об укреплении в вере; о наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений; о терпении и смирении в любом виде деятельности; о поддержке в трудной жизненной ситуации.

Перед иконой Флора Амийского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о твёрдости духа перед лицом жизненных испытаний; о счастье в семейной жизни; о здоровье близких родственников; о смирении гордыни.

Что можно и что нельзя делать на Модестов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Кушать фрукты и салаты;
  • Сходить в баню;
  • Выбросить старые вещи;
  • Примириться с тем, с кем в ссоре;
  • Закончить все дела;
  • Обижать животных;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Стричь волосы, ногти;
  • Проводить время в одиночестве;
  • Рассказывать о мечтах, желаниях;
  • Обижаться:
  • Желать другому зла.

Приметы на Модестов день

Каким будет Модест, таков окажется и июнь.
Снег на Модеста - к дождливому лету.
Морозный Модест - к жаркому лету.
Снегопад - к хорошему урожаю.
Луна покраснела - к морозу.

Пословицы и поговорки про Модестов день

Модест старый год кончает, Илья новый начинает.

воскресенье, 15 декабря 2024 г.

М. Лермонтов "Смерть поэта", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 2 часть, Коровина, страница 13

М. Лермонтов "Смерть поэта"

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Смерть поэта".

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навёл удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Размышляем о прочитанном

1. Чему посвящено стихотворение и когда оно написано?

Это стихотворение посвящено смерти на дуэли поэта А. С. Пушкина, которым восхищался и которого любил М. Лермонтов.

Написано оно было 28 января 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но тяжело ранен. Предположительно, до Лермонтова дошли слухи о смерти Пушкина.

2. Как строится лирический монолог и как меняется его стиль на протяжении всего текста? Какими средствами это достигается?

Лирический монолог представляет собой речь поэта-оратора, состоящую из отрывков, в которых резко меняется тональность, лексика, ритмика. С помощью этих художественных средств и достигается постоянная смена стиля в стихотворении.

3. Можно ли считать, что в стихотворении сочетаются черты разных жанров (ода, воспоминание, элегия и пр.)? Найдите в тексте стихотворения признаки разных жанров?

В стихотворении "Смерть поэта" сочетаются черты таких стихотворных жанров, как ода, элегия, воспоминание.

Ода - возвышенный, торжественный стиль, которым Лермонтов говорит о факте смерти и обличает причастных. Ода передаёт гневные чувства, переполняющие автора. Это обвинение, в котором немало слов "высокого штиля": "Пустых похвал ненужный хор, и жалкий лепет оправданья", "Угас, как светоч, дивный гений", "пятою рабскою поправшие обломки", "но есть и божий суд, наперсники разврата" и так далее.

Элегия - романтический стиль, полный размышлений и сожалений. Это мысли Лермонтова о судьбе Пушкина: "Зачем от мирных нег и дружбы простодушной...", "замолкли звуки чудных песен, не раздаваться им опять".

Воспоминание - лирический стиль, близкий к элегии, но целиком посвящённый воспоминаниям о былом, о прошлом: "и взять могилой, как тот певец, неведомый, но милый".

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, подберите к ним синонимы:

Оклеветанный молвой - очернённый слухами, сплетнями.
Невольник чести - живущий по законам чести.
Не вынесла душа поэта - не выдержал поэт несправедливости.
Жалкий лепет - пустые слова оправдания.
Злобно гнали - безжалостно преследовали.
Дивный гений - чудесный талант, божий дар.
Угас, как светоч - умер, как гаснет свеча.
Пустое сердце - бесчувственное сердце.
Дерзко презирал - смело шёл против.
Щадить - жалеть.
Добыча ревности глухой - жертва тайных козней завистников.
Клеветники ничтожные - мелкие сплетники, презренные.
Пламенные страсти - высокие чувства.
Венец терновый - венец мученика.
Иглы тайные - тайный укол, желание сделать больно.
Отравлены мгновенья - испорчены мгновенья.
Коварный шёпот - сплетни за спиной, злословие.

Как объяснить, что слова найдены самые удачные, нужные и никакие синонимы не могли заменить те, которые так верно нашёл Лермонтов? Какие из этих слов используются вами в речи?

Никакие синонимы не могут заменить найденные Лермонтовым потому, что это слова, идущие от сердца, рождённые вдохновением, всплеском эмоций и таланта поэта.

В своей повседневной речи я не использую этих слов, разве что глагол Щадить.

Фонохрестоматия

1. Стихотворение "Смерть поэта" Лермонтова - подтверждение его мыслей о тяжёлой и суровой доли певца-поэта. Удаётся ли это выразить актёру в чтении стихотворения? Как помогает этому музыкальное сопровождение?

Актёру удалось выразить чувства поэта. Ему помогла и тихая фоновая музыка, едва слышная на фоне голоса чтеца.

2. Почему актёр делает долгую паузу перед словами: "И он убит"? Что в состоянии лирического героя подчёркивает эта пауза? Помогает ли нам понять и прочувствовать это состояние музыка?

Пауза в словах подчёркивает чувство великой потери, великого горя, которое испытывает поэт. Музыка тоже прерывается, она словно плачет вместе с автором и чтецом.

3. С какими чувствами прочитаны актёром последние 16 строк стихотворения, начиная со слов "А вы, надменные потомки"? Как вы прочитали бы эти строки? Почему именно так?

Последние строки прочитаны гневно, хотя и не очень громко. Актёр обвиняет, но не грозит. А я бы прочитала эти строки более громко, угрожающе, ведь виновники смерти Пушкина должны почувствовать неотвратимость возмездия - грядущий божий суд.

30 декабря, Данилов день: традиции и приметы

30 декабря - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память пророка Даниила и трёх отроков, но в народе его называют просто Данилов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Даниловы сборы - в этот день заканчивали подготовку к Новому году, закупали продукты и подарки.

Когда отмечать Данилов день

Данилов день отмечается ежегодно 30 декабря по новому стилю или 17 декабря по старому.

Сегодня отмечается память преподобного Даниила Нивертского, и память многих других святых.

Продолжается Рождественский пост.

Именинники 30 декабря, как назвать ребёнка

Мужские имена: Данила, Иван, Александр, Сергей, Пётр.

Женские имена: Александра. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Софья, Марина.

История праздника

Пророк Даниил ещё юношей оказался в вавилонском плену, но был обласкан и приближен к себе царём Навуходоносором.

Даниил обрёл дар прозорливости и смог увидеть и растолковать царский сон. За это Навуходоносор осыпал пророка ласками.

В это же время царь велел бросить в печь трёх иудейских юношей, за отказ изготовить его статую. Но отроки остались живы. что заставило Навуходоносора обратиться к истинной вере.

А святой Даниил прославился предсказаниями, которые давал царям Валтасару и Дарию. Последний бросил Даниила львам, но звери не тронули пророка.

При царе Кире Даниил добился свободы для себя и других пленников.

Пророк прожил до глубокой старости и был похоронен с великими почестями.

икона пророк Даниил


Даниил Нивертский, чем известен

Святой Даниил был испанским вельможей и губернатором острова Ниверта.

Но мирская жизнь разочаровала Даниила. Он отправился в паломничество по святым местам.

В Риме Даниил принял иночество, в Константинополе - схиму.

В Палестине Даниила пытались заставить принять ислам, но святой отказался и был зверски замучен.

Кому и о чём молиться на Данилов день

Перед иконой пророка Даниила молятся об укреплении в вере; о наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений; о воссоединении семьи и возвращении домой; об освобождении из заключения.

Перед иконой Даниила Нивертского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о твёрдости духа перед лицом жизненных испытаний; о благополучном путешествии.

Что можно и что нельзя делать на Данилов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Убираться в доме;
  • Заниматься шоппингом;
  • Носить с собой крупную купюру;
  • Сходить в баню.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Будить спящего;
  • Тратить много денег;
  • Жаловаться на судьбу:
  • Заниматься рукоделием.

Приметы на Данилов день

Каким будет Данил, таков окажется и май.
Снег на Данилу - к дождливому маю.
Метель на Данилу - к урожаю мёда.
Иней на Данилу - к тёплым Святкам.
Яркие звёзды - к морозу.

Пословицы и поговорки про Данилов день

В Данилов день святым духом и ладаном запахло.
Данила декабрь торопит.

суббота, 14 декабря 2024 г.

А. Ахматова "Постучись кулачком - я открою", ответы 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 53

А. Ахматова "Постучись кулачком - я открою"

Размышляем о прочитанном

1. Пятая строка в стихотворении первоначально звучала "И домой не вернусь никогда". Как вы думаете, почему Ахматова заменила строку?

Поэтесса написала: "Но тебя не предам никогда".

Она поняла, что нельзя писать "не вернусь никогда" по отношению к родному дому. Война не может продолжаться вечно, надо верить в победу, какой бы далёкой она не казалась в 1942 году в Ташкенте.

А память о мальчике Вале была священной, и Ахматова пообещала не предавать её в новом варианте строки.

2. Почему для стихотворения важно упоминание о "прошлой весне"? 

Прошлой весной был мир, был 1941 год. Никто не ждал войны и не думал, что она придёт. Мирная, счастливая жизнь и счастливый ребёнок - вот образы которые рисует нам упоминание о прошлой весне. Но это же воспоминание дарит надежду на мир в будущем, когда дети вновь станут счастливыми, не знающими ужасов войны.

3. Что означает обряд омовения чистой невской водой? Почему необходимо смыть кровавые следы? Откуда они, ведь мальчик умер от голода? Может быть, речь идёт о следах тернового венца мученика? Подготовьте развёрнутый ответ-рассуждение на этот вопрос.

В заключительных строках своего стихотворения Анна Ахматова просит у мальчика горсточку чистой невской воды, чтобы смыть кровавые следы "с головки твоей золотой".

Сам обряд омовения священен для христианства. Водой крестят, водой омывают покойников, смывая не просто грязь, но грехи, накопленные человеком за свою жизнь.

Однако, какие грехи могут быть у маленького мальчика? И откуда взялись кровавые следы?

Здесь видится прямая отсылка к образам святых мучеников, головы которых украшали терновыми венками. Тёрн - колючее растение и его иголки царапали кожу до крови.

Сравнение мальчика, умершего от голода в блокадном Ленинграде, с мучеником веры представляется совершенно оправданным.

Мальчик был безгрешен, он умер страшной смертью, в которой виноваты дьяволы в образе человека. И поэтому он тоже мученик, он тоже украшен терновым венцом, смыть следы от которого так мечтала поэтесса.

29 декабря, Агей Инесей: традиции и приметы

29 декабря - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память пророка Аггея, но в народе его называют просто Агеев день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Агей Инесей - если в этот день выпадал иней, то считалось, что на Святочную неделю будет тепло.

Когда отмечать Агеев день

Агеев день отмечается ежегодно 29 декабря по новому стилю или 16 декабря по старому.

Сегодня отмечается память мученика Марина Римского, и память многих других святых.

Продолжается Рождественский пост.

Именинники 29 декабря, как назвать ребёнка

Мужские имена: Владимир, Аркадий, Илья, Павел, Александр, Пётр, Макар.

Женские имена: Софья, Марина, Александра. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Василиса.

История праздника

Пророк Аггей является одним из 12 малых пророков.

Аггей родился в вавилонском плену, но уже юношей вернулся в Иудею. Там он более 30 лет пророчествовал вместе с пророком Захарией.

Аггей пророчествовал о строительстве второго Иудейского храма, который, по словам Аггея, должен был превзойти в величии первый храм - Соломона.

В своих речах Аггей обличал нерадивость и беспечность иудеев, предсказывал будущую славу этого храма и утверждение на земле царства Христова.

Пророк Аггей мирно скончался, дожив до глубокой старости, и был похоронен с почестями.

Его имя переводится как "Праздник".

икона пророк Аггей


Марин Римский, чем известен

Святой Марин происходил из знатного рода и был сенатором в Риме.

Он открыто исповедовал себя христианином, за что был схвачен и подвергнут пыткам.

Святого вешали за ноги, рубили мечами, бросали в огонь, но Марин невредимым выходил из всех пыток. Тогда на святого натравили диких зверей, но и они не тронули Марина.

Наконец Марин объявил, что хочет принести жертву богу. Язычники решили, что святой хочет принести жертвы их богам, и возрадовались, но Марин взошёл на капище и стал молиться Господу Иисусу Христу.

Языческие идолы упали и разбились.

Разъярённые язычники отрубили Марину голову.

Кому и о чём молиться на Агеев день

Перед иконой пророка Аггея молятся об укреплении в вере; о наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений; об упорстве в работе и успехе в любом виде трудовой деятельности; о здоровье младенцев; об освобождении из заключения.

Перед иконой Марина Римского молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о твёрдости духа перед лицом жизненных испытаний; о спасении от диких верей; о защите от пожаров.

Что можно и что нельзя делать на Агеев день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Вкушать сладости;
  • Заниматься любым физическим трудом;
  • Сходить на охоту;
  • Сходить на рыбалку;
  • Примириться с тем, с кем в ссоре;
  • Ходить в гости.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Убираться в доме;
  • Забивать гвозди;
  • Ремонтировать обувь;
  • Лгать;
  • Пересчитывать деньги.

Приметы на Агея Инесея

Каким будет Агей, таков окажется и апрель.
Мороз на Агея стоит до Крещенья.
Розовый закат - к сильному ветру.
Сугробы у стен домов - к неурожаю.
Морозный узор на окнах - к холодному январю.
Метель на Агея - к долгой и снежной зиме.

Пословицы и поговорки про Агея Инесея

Агей-пророк сеет иней на порог.

пятница, 13 декабря 2024 г.

О. Мандельштам "Ленинград", ответы на вопросы учебника, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страница 51

О. Мандельштам "Ленинград"

Размышляем о прочитанном

1. Уже в пейзажных образах, сопровождающих встречу с родным городом, лирический герой ощущает тревогу, его охватывают недобрые предчувствия. Какими художественными средствами выражается эта тревога?

Эта тревога выражается в эпитетах: "припухлых желёз", и особенно "зловещему дёгтю". Эпитет "зловещий" так и звучит зловеще, угрожающе, тревожно.

Также поэт использует метафору "глотай рыбий жир", где глагол "глотай" звучит грубо, превращая встречу с городом детства в нерадостное событие.

Да и сама перифраза "рыбий жир", подразумевающая жёлтый свет фонарей, характеризует его как что-то неприятное, не любимое с детства.

2. О каких ожиданиях лирического героя свидетельствует фраза "в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок"?

Автор пишет о тревоге, о постоянном ожидании "гостей дорогих", которые приходят ночью. Эти гости далеко не желанные, это сотрудники НКВД, поэт ждёт и боится ареста. Цитируемая фраза говорит о страхе смерти, которая ассоциируется у героя с ударом (выстрелом) в висок.

Творческое задание

Прослушайте песню "Ленинград" в исполнении А. Пугачёвой. Согласны ли вы с интерпретацией стихотворения Мандельштама известной певицей и композитором? Напишите отзыв на песню в исполнении А. Пугачёвой.

Отзыв на песню "Ленинград", пример

Песню "Ленинград" на стихи Осипа Мандельштама исполняет Алла Пугачёва.

Музыка песни напоминает городской романс, она довольно простая, но мелодия звучит резко, что, по мнению композитора, должно было передать трагизм текста. Мне не понравился такой выбор мелодии, мне кажется, что лучше бы звучала более медленная и плавная мелодия, трогающая за душу.

Стихотворение также претерпело значительные изменения. Прежде всего, певица заменила название Петербург на Ленинград, что лишило текст отсылки к прошлому. В начале каждого куплета певица повторяет рефреном первые две строчки стихотворения.

Это создаёт акцент на самом факте возвращения, но уменьшает значимость следующих строк.

В качестве припева выбраны строки "Я ещё не хочу умирать". Это правильный выбор, но певице не хватает трагизма в голосе, нет отчаяния, которое слышится при чтении самого стихотворения.

В целом песня оставляет желать лучшего. На мой взгляд, это пример явно неудачного переложения прекрасного стихотворения на музыку.

28 декабря, Трифонов день: традиции и приметы

28 декабря - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память преподобного Трифона Печенгского, но в народе его называют просто Трифонов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Заря в рукавицах - если в этот день на заре в небе были видны красные радуги, круги, "рукавицы" - это обещало сильный мороз.

Когда отмечать Трифонов день

Трифонов день отмечается ежегодно 28 декабря по новому стилю или 15 декабря по старому.

Сегодня отмечается память преподобного Парда Отшельника, и память многих других святых.

Продолжается Рождественский пост.

Именинники 28 декабря, как назвать ребёнка

Мужские имена: Павел, Степан, Илларион, Александр, Василий.

Женские имена: Александра, Василиса, Викторина. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Ариана.

История праздника

Святой Трифон был родом из Новгородской губернии. С юных лет он мечтал нести Слово Божие язычникам-лопарям.

Однажды, Трифон услышал Глас Божий, который призывал его на земли необитаемые и жаждущие.

После этого Трифон покинул отчий дом и ушёл на Кольский полуостров, где поселился на реке Печенга.

Святой стал проповедовать среди лопарей и сперва претерпел немало лишений. Но постепенно слова Трифона начали находить отклик в душах язычников и многие из них обратились к истинной вере.

Вскоре Трифон поставил для новообращённых храм, а для иноков - монастырь.

Просветитель скончался мирно в глубокой старости, более 60 лет прожив среди лопарей.

икона Трифон Печенгский


Пард Отшельник, чем известен

Пард жил в Палестине и занимался перевозкой грузов.

Однажды, верблюд Парда насмерть задавил мальчика. Потрясённый этим событием Пард отправился на гору Арион, чтобы молитвами заслужить прощения.

Святой сильно страдал и считал, что заслуживает самой суровой кары. Желая смерти, Пард ходил в пещеру ко льву и толкал зверя рогатиной, вынуждая напасть на себя.

Но лев не тронул отшельника.

Тогда Пард понял, что прощён, и вернулся на свою гору, где прожил до глубокой старости.

Кому и о чём молиться на Трифонов день

Перед иконой Трифона Печенгского молятся об укреплении в вере; о наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений; о твёрдости в жизненных испытаниях; о спасении на море.

Святой Трифон Печенский считается покровителем моряков.

Перед иконой Парда Отшельника молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о прощении грехов вольных или невольных.

Что можно и что нельзя делать на Трифонов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Приготовить что-нибудь рыбное;
  • Провести день в кругу семьи;
  • Сходить на рыбалку;
  • Заниматься самообразованием;
  • Сдавать экзамены, зачёты;
  • Устраиваться на работу;
  • Заниматься благотворительностью.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Ходить в лес;
  • Ходить в гости;
  • Стираться и гладить одежду;
  • Ругать погоду.

Приметы на Трифонов день

Каким будет Трифон, таков окажется и март.
Западный ветер - к потеплению.
Северный ветер - к морозам.
Сильный мороз на Трифона - к урожаю хлеба.
Позёмка - к летней засухе.
Потеют окна - к потеплению.

Пословицы и поговорки про Трифонов день

На Трифона и птицы на лету замерзают.

четверг, 12 декабря 2024 г.

27 декабря, Филимонов день: традиции и приметы

27 декабря - какой сегодня церковный праздник?

В этот день в православии отмечается память мученика Филимона Антинойского, но в народе его называют просто Филимонов день. Какие истоки этого праздника, что можно и нельзя делать в этот день - расскажем в этой статье.

Другие названия

Фирс - в этот день вспоминали святого мученика Фирса.

Когда отмечать Филимонов день

Филимонов день отмечается ежегодно 27 декабря по новому стилю или 14 декабря по старому.

Сегодня отмечается память мучеников Фирса, Левкия и Каллиника Кесарийских, и память многих других святых.

Продолжается Рождественский пост.

Именинники 27 декабря, как назвать ребёнка

Мужские имена: Филимон, Николай.

Женские имена: Ариана. Допускается назвать девочку, родившуюся в этот день, именем: Евгения, Василиса.

История праздника

Святой Филимон жил в египетском городе Антиное во времена императора Диоклетиана.

Во время гонений на христиан некто Аполлоний побоялся преследований и попросил музыканта Филимона переодеться в свои одежды и принести жертвы идолам.

Но Филимон неожиданно объявил себя христианином. Видя это, Аполлоний также открыто объявил себя христианином.

Святых схватили и подвергли страшным мучениям. Они не отреклись от истинной веры и были казнены.

Руководил казнью Ариан, известный гонитель христиан. После сожжения Филимона, Ариану было видение, что вылечить больной глаз поможет прах святого.

Ариан взял прах Филимона и приложил к глазу и тот излечился. После этого Ариан сам принял христианство и был казнён.

икона Филимон Антинойский


Фирс, Левкий и Каллиник Кесарийские, чем известны

Эти святые пострадали за истинную веру во времена правления императора Декия.

Святого Фирса зарубили мечом после того, как он открыто обвинил правителя в несправедливости к христианам.

Святого Левкия долго пытали, но он выходил невредимым даже из пламени костра. Он скончался мирно в темнице.

Святой Каллиник был языческим жрецом и присутствовал на казнях. Видя многочисленные чудеса, Каллиник отрёкся от язычества и стал христианином. Его зарубили мечом.

Кому и о чём молиться на Филимонов день

Перед иконой Филимона Антинойского молятся об укреплении в вере; о наставлении на путь истинный; об избавлении от сомнений; о прощении сомнений и заблуждений; о твёрдости духа в трудную минуту; об излечении болезней глаз.

Святой Филимон Антинойский считается покровителем музыкантов.

Перед иконой Фирса, Левкия и Каллиника молятся об укреплении в вере и наставлении на путь истинный; о прощении заблуждений и прегрешений; о твёрдости перед ударами судьбы.

Что можно и что нельзя делать на Филимонов день

Можно:

  • Посетить церковь, помолиться;
  • Убираться в доме;
  • Мыть волосы;
  • Посетить баню;
  • Медитировать.

Нельзя:

  • Злоупотреблять алкоголем;
  • Ругаться, сквернословить;
  • Решать финансовые вопросы;
  • Начинать новые дела;
  • Принимать важные решения;
  • Поминать умерших;
  • Оставлять грязной посуду.

Приметы на Филимонов день

Каким будет Филимон, таков окажется и февраль.
Мороз на Филимона - к жаркому лету.
Снег на Филимона - к хорошему урожаю.
Вороны летают стаями - жди мороза.
Иней на Филимона - к скорому снегопаду.

Пословицы и поговорки про Филимонов день

Филимон дом отмоет - нечисть в лес прогонит.