понедельник, 31 октября 2022 г.

Сравнение крестьянских восстаний в Англии и Франции, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 178

Параграф 20 "Столетняя война"

1. Назовите причины и повод Столетней войны. Чем отличается причина какого-либо исторического события от повода к нему?

Причиной войны был спор за Аквитанию, богатую провинцию во Франции. Французам хотелось отвоевать её у англичан, англичане не желели терять источник доходов.

Поводом стала смерть бездетных сыновей Филиппа IV. Английский король захотел занять французский трон.

Причина - реальна, повод - формален. Он нужен, чтобы придать своим действиям вид законности.

2. Как в битвах при Креси и Пуатье проявились преимущества и недостатки английской и французской армий?

Преимущество англичан было в жёсткой дисциплине и использовании арбалетов. Преимущество французов было в численности.

Но недостатком французов стало отсутствие дисциплины и взаимодействия между рыцарями и наёмной пехотой.

3. Мог ли участник битвы при Креси участвовать в битве при Азенкуре?

Битва при Креси состоялась в 1346 году. При Азенкуре - в 1415 году. Между ними прошло 69 лет. Так что участник битвы при Креси вряд ли мог дожить до битвы при Азенкуре, а тем более не мог в ней принимать участие.

4. Почему в начале XV века французские войска снова стали терпеть поражения?

Начался раскол среди крупных феодалов и англичанам удалось заключить союз с герцогом Бургундским. Это ослабило французов.

5. Чем вы объясните перелом в войне, наступивший с появлением Жанны д'Арк?

Пример Жанны воодушевил воинов и простой народ. Война стала всенародной. А известно, что можно победить армию, но не народ.

6. На основании текста и иллюстраций параграфа составьте план рассказа о жизни и подвиге Жанны д'Арк и предложите своему однокласснику рассказать об Орлеанской деве по этому плану.

План рассказа о жизни и подвиге Жанны д'Арк

  1. Обычная крестьянская девушка.
  2. Голоса святых.
  3. На борьбу с англичанами в 18 лет.
  4. Встреча с наследником престола на Луаре.
  5. На помощь Орлеану с рыцарями.
  6. Письмо англичанам с угрозами разгрома.
  7. Снятие осады с Орлеана.

Дополнительно

1. Выскажите своё мнение: какой момент в Столетней войне был самым опасным для Франции. Аргументируйте свой ответ.

Самым опасным моментом стал захват англичанами и герцогом Бургундским Парижа. Английского короля провозгласили королём Франции, и будь он не младенцем, смог бы удержать власть во Франции.

2. После коронации в Реймсе король предложил Жанне высказать личную просьбу, и она попросила в награду освободить жителей её родной деревни от налогов и повинностей. Как это характеризует Жанну д'Арк?

Эта просьба говорит о том, что Жанна не думала о себе. Она думала о близких, о соседях, о всех французах. Жанна не искала личной выгоды.

3. Что необычного было в истории Жанны д'Арк для средневекового человека?

Необычным было то, что Жанна была женщиной. В те времена женщины могли лишь вести хозяйство, а Жанна стала воином и полководцем.

4. Сравните крестьянские восстания во Франции и в Англии по самостоятельно выработанному плану.

План сравнения крестьянских восстаний Англии и Франции

  1. Дата восстания.
  2. Руководитель.
  3. Участники.
  4. Цели.
  5. Результат.

Пример сравнения:

Франция. Восстание началось в 1358 году. Крупнейшим отрядом руководил Гильом Каль. Участвовало 100 тысяч крестьян. Направлено против налога на выкуп рыцарей из плена. Крестьяне разгромлены, феодали не стали поднимать повинности.

Англия. Восстание началось в 1381 году. Руководил им Уот Тайлер. Участвовали крестьяне и сельские ремесленники. Восставшие хотели прекращения личной зависимости, отмену барщины, снижения платы за землю. Тайлер был убит, восстание подавлено, уступки крестьянам отменены.

5. Выдвинув цель истребить всех дворян до единого, восставшие крестьяне нередко назначали начальниками своих отрядов взятых в плен рыцарей даже вопреки их желанию. Почему они так поступали? К чему могли привести такие действия?

Крестьянам нужен был тот, кто мог бы руководить их действиями. Им приходилось заставлять рыцарей помогать себе, но это могло стать причиной поражения. Ведь рыцари вряд ли добросовестно помогали воевать крестьянам.

Жанна д'Арк в Орлеане


воскресенье, 30 октября 2022 г.

Письмо иноземца о посещении Владимиро-Суздальского княжества, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 115-116

Параграф 13 "Владимиро-Суздальское княжество"

Вопросы внутри параграфа

1. Какие племена и народы, помимо восточных славян, жили на территории древнерусского государства?

На востоке жили финно-угорские племена, на западе - восточно-балтийские племена. Здесь жили водь, чудь, карелы, пермь, марийцы, мордва, меря, мурома и иные племена.

2. Используя интернет, выясните, где располагается ополье в Северо-Восточной Руси.

Ополье занимало большую часть современных Суздальского и Юрьев-Польского районов Владимирской области, а также значительную часть Ивановской области. К ополью относились города Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль.

3. Чем отличалось правление Андрея Боголюбского от правления его отца Юрия Долгорукого?

Юрий Долгорукий стремился завоевать Киев и смог стать киевским князем. Он мало внимания уделял своим родным землям.

Андрей Боголюбский напротив стремился возвеличить Владимиро-Суздальское княжество. Он хотел видеть его по-настоящему могучим. Поэтому он строил города и возводил храмы, стремясь затмить красотой Киев. Но для этого князь увеличил поборы с населения, что вызвало недовольство.

Вопросы и задания

1. Как проходило освоение Северо-Восточной Руси? Какие особенности географического положения способствовали её успешному развитию?

Первые славянские переселенцы появлись здесь в IX веке. Их поток вырос в середине XII века. Князья поощряли освоение северо-восточных земель и основывали здесь новые города.

Край находился в междуречье Оки и Верхней Волги, то есть имел удобные речные пути сообщения с остальной Русью. Из-за удалённости сюда не совершали набеги половцы, здесь можно было спокойно заниматься мирным трудом. От врагов спасали и густые леса, среди которых было немало плодородных земель. Всё это способствовало успешному развитию Северо-Восточной Руси.

2. Каковы были особенности системы управления во Владимиро-Суздальском княжестве? С чем они были связаны?

Князья были крупными землевладельцами и полновластными властителями в своих землях. Они раздавали земли дружинникам и церкви, ограничивали политические и экономические права населения. Их богатство строилось на доходах от личных земель.

Это стало возможно потому, что освоение новых земель и строительство городов проходило по инициативе князей.

3. Каким образом князья Северо-Восточной Руси укрепляли свою власть?

Свою власть князья укрепляли строительством новых городов, раздачей земель верным дружинникам, поддержкой церкви. Участвовали князья и в военных походах, в том числе на Киев.

4. Что способствовало развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве? Назовите её важнейшие достижения.

Развитию культуры способствовало стремление князей сделать своё княжество великим, не уступающим Киеву. Местные князья с почтением относились к церкви, дарили ей земли, закладывали соборы и монастыри. А церковь в те времена была оплотом культуры.

Поэтому почти все важнейшие достижения Владимиро-Суздальского княжества так или иначе связаны с церковью. Это величественные соборы Успенский и Георгиевский, церковь Покрова на Нерли, это церковная школа живописи, для которой характерно более человечное изображение святых, и это многочисленные летописи, среди которых выделяются "Слово Даниила Заточника" и "Моления Даниила Заточника".

Изучаем документ "Летопись об убийстве князя Андрея Боголюбского"

1. Как относится к убийству князя летописец? Найдите в тексте слова и выражения, подтерждающие ваш ответ.

Летописец возмущён и осуждает убийство. Он называет убийц бесчестными и проклятыми, сравнивает их с дикими зверями. А сам поступок убийц для летописца сравним с поступком Иуды на Господа, то есть величайшим христианским преступлением.

2. Предположите, когда мог быть записан этот рассказ: сразу после происшедшего или спустя какое-то время? Почему вы так решили?

Мне кажется, что рассказ был записан сразу после преступления, в нём очень много мелких подробностей (спустясь в погреба, поразили своего, начал рыгать), которые обязательно бы забылись, если бы летопись записывали много лет спустя.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. От имени купца-иноземца напишите в тетради письмо о посещении им Владимиро-Суздальского княжества.

Это пример! Не надо переписывать всё! Выбирайте нужные вам предложения.

Письмо иноземца о посещении Владимиро-Суздальского княжества

Дорогой Ганс! Я только что прибыл в город Владимир, который является столицей Владимирско-Суздальского княжества. Это новые и очень интересные для меня места, ведь раньше я был лишь в Киеве и в Новгороде.

Сразу признаюсь, я ждал увидеть дикое и бедное место, но встретил удивительно красивый, богатый и современный город, по праву носящий титул столицы Руси.

Когда я только пересёк границу княжества, я был поражён тем, как хорошо здесь живут люди. Повсюду раскинулись тучные поля, по лугам гуляла откормленная скотина, а простые крестьяне весело работали в поле. Я видел несколько порубежных крепостей, в которых бдительно несли службу дружинники.

А потом я подъёхал к Владимиру. Меня встретили у прекрасных Золотых ворот. Это чудесное белокаменное сооружение увенчанное церковью. За ними начинался сам город. Со всех его концов виден высоченный Успенский собор, самый высокий на Руси. Да и другие здания и храмы города не уступали ему по красоте.

Меня, как купца, прежде всего интересовал торг, и он меня не разочаровал. Лавки здесь ломятся от обилия товаров. Такого выбора мехов и кож я  не встречал ещё нигде. А ещё тут очень много мёда, его запах так и витает в воздухе.

Местные купцы очень гостеприимные и вечером я иду на пир, где меня обещали угостить божественной медовухой, не знаю что это такое, но заранее предвкушаю. Думаю, торговля с Владимиром будет очень выгодной.

2. Используя интернет подготовьте слайды для воображаемой экскурсии по достопримечательностям Ростова, Суздаля, Владимира.

Для подготовки слайдов можно воспользоваться сообщениями о городах Золотого Кольца России:

Ростов.

Суздаль.

Владимир.

3. Используя интернет и дополнительную литературу подготовьте сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия.

Сообщение "Основание Москвы и происхождение её названия"

История возникновения поселений на месте современной Москвы теряется в глубине веков. Уже в 11 веке здесь было укреплённое поселение славян. Но датой основания будущей столицы считается 1147 год.

Именно он упомянут в Ипатьевской летописи, которая описывает встречу в Москве князей Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича.

В то время здесь, на берегу реки Москва, находилось селение Кучково, рядом с которым князь Юрий Долгорукий по предению и заложил город. Город получил название Москва по одноименной реке. По свидетельству Тверской летописи 1156 года Юрий Долгорукий построил здесь деревянную крепость, периметр стен которой не превыщал 500 метров.

Заложенная крепость играла важную роль в составе Владимирского княжества - она контролировала его юго-западную границу. В 1176 году Москву даже сожгли войска рязанского князя Глеба Ростиславовича, но город вскоре был восстановлен.

С тех пор Москва росла и развивалась, богатела и хорошела. Сейчас ничто не напоминает в современной Москве о тех временах, когда она была маленькой деревянной крепостью.

О происхождении названия Москва идут долгие споры. По одной версии, это слово балтийских племён и означает топкое место, болото. По другой версии, это слово финно-угорских племен и означает река медведицы или река коровы.

4. Узнайте имена зарубежных правителей, современников Андрея Боголюбского. Напишите в тетради список исторических деятелей для рубрики "История в лицах: современники".

Андрей Боголюбский жил с 1111 по 1174 год.

Его современниками были:

Людовик VII, король Франции.
Конрад III, император Священной Римской империи.
Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи.
Генрих II Плантагенет, король Англии.
Саладин, султан Египта и Сирии.
Болеслав III, король Польши.
Иннокентий II, папа римский.
Афонсу I, король Португалии.
Чингисхан, родился в 1162 году.

5. Составьте список товаров, ввозившихся во Владимиро-Суздальскую землю, и вывозившихся из неё.

Ввозились: пшеница, пряности, украшения и изделия роскоши, ткани, вина, церковная утварь.

Вывозились: рожь, ячмень, мёд и продукты пчеловодства, меха и одежда из меха, кожа, рыба, соль, оружие (его качество славилось по всей Руси и за её пределами).

Северо-Восточная Русь, карта


суббота, 29 октября 2022 г.

Политические причины раздробления Древнерусского государства, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 107-108

Параграф 12 "Политическая раздробленность на Руси"

Вопросы внутри параграфа

1. Какие важные события происходили в XI - XII веках в Германии, Англии, Франции?

В середине 11 века Англия была завоевана герцогом Нормандским Вильгельмом, который наделил землями своих вассалов и тем самым создал крепкую королевскую власть. Реформы Генриха II в конце 12 века ещё больше усилили влияние английского короля.

Франция до конца 12 века оставалась раздроблена на десять крупных земель, но в стране нарастало стремление к объединению под властью короля.

Германия также была раздроблена и не стремилась к объединению. Здесь было много богатых городов, которые вели международную торговлю и не хотели попасть под власть какого-либо короля.

2. Какие причины, помимо господства натурального хозяйства, существовали для наступления периода раздробленности в Западной Европе?

Важною причиной стал рост экономической и политической роли крупных феодалов, что привело к ослаблению центральной, королевской власти. Король мог управлять лишь своим доменом, зачастую не самым большим в государстве. Его власть постоянно оспаривали представители могущественной знати.

3. Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?

Крупные феодалы в своих владениях обладали всей полнотой власти, что делало их почти королями. Они имели армию, вершили суд, издавали законы и печатли свою монету. Они объявляли войны соседям и заключали мир.

4. Может ли, на ваш взгляд, в наше время отдельная семья прожить в условиях натурального хозяйства?

В наше время отдельная семья не может прожить за счёт натурального хозяйства. Она может владеть землёй, выращивать необходимые ей продукты питания, но не сможет изготовить высокотехнологичные продукты: машины, инструменты, электронику. Даже изготовление одежды будет очень затруднительно.

5. Какую роль играла католическая церковь в Западной Европе в период раздробленности?

В ряде стран священники поддерживали королевскую власть и даже были советниками королей, как во Франции. Но чаще церковь сама стремилась к власти, считая себя первым сословием, стоявшим над другими. К тому же католическая церковь не была единой, в ней появились еретики, осуждавшие стремление церковной верхушки к наживе и власти.

Своей борьбой за власть церковь усиливала раздробленность государств Европы.

6. Какова роль степняков в развале древнерусского государства?

Набеги степняков с одной стороны служили поднятию духа единения, патриотизма, с другой - ослабляли Киев, который особенно сильно страдал от набегов половцев. Из-за ослабления Киева возникли новые богатые города, уже не желавшие подчиняться Киеву.

Вопросы и задания

1. Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью?

Экономическое развитие отдельных земель привело к укреплению власти князей в этих землях, их независомости от власти киевского князя. У местных князей было всё, необходимое для существования государства - сильная экономика, дружина, поддержка населения. А основой их богатства стала эксплуатация населения княжеских вотчин.

2. Каковы были политические причины раздробления Древнерусского государства?

Таких причин две. Первая: в каждой вотчине были своё вече, выборная власть и народное ополчение. Попадая туда князья чувствовали себя независимыми правителями и опирались на поддержку населения.

Вторая: порядок престолонаследия в Киеве был запутан и связан с постоянными войнами между князьями. Поэтому князья больше старались укрепить свою власть на местах, чем бороться за киевский престол.

3. Как вы думаете, какие слои населения и почему были заинтересованы в освобождении своих земель от власти Киева?

Горожане, ремесленники и купцы, были заинтересованы в том, что князь отстаивал их интересы, защищал их от кочевников. Им было проще платить одному князю.

Дружинники были заинтересованы служить тому князю, кто наделял их вотчинами.

4. Выберите из текста параграфа цитаты, подтверждающие создание на Руси условий для раздробленности.

Основой богатства бояр становилась эксплуатация населения вочтин.
Князья утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли.
Каждая крупная земля могла развивать своё хозяйство самостоятельно.
Городское население желало иметь собственного князя.
Князья стремились не растрачивать силы и средства на борьбу за Киев.

5. Что препятствовало полному распаду Руси?

В разных княжествах жили люди, говорящие на одном языке, исповедовавшие одну религию, составляющие единую народность. Везде судили по законам Русской правды, а священники в княжествах подчинялись киевскому митрополиту.

6. С какими историческими событиями связано создание "Слова о полку Игореве"?

"Слово" связано с событиями неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

7. Как изменилось государственное управление на Руси в период раздробленности?

Государственное управление утратило централизацию. В каждом княжестве были свои войска, меры длины и веса, проводилась своя внешняя политика. Князья выделяли наследственные уделы в пределах своих княжеств. Законодательство основывалось на Русской правде, но в каждом княжестве принимались и свои законы. Отношения между соседними княжествами регулировались обычаями и соглашениями.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Как вы считаете, политические и торговые связи Руси с другими странами ускоряли или ослабляли её распад на отдельные земли? Объясните свою точку зрения.

Политические и торговые связи с другими государствами ослабляли распад Руси. Ведь отстаивать свои интересы на международной арене выгоднее единому, сильному государству. Поэтому когда эти связи ослабли, например, затих торговый путь из варяг в греки, процесс распада Руси пошёл интенсивнее.

2. Сравните систему управления княжествами в период раздробленности с системой управления в период княжения в Киеве Владимира Мономаха.

Система управления Владимира Мономаха была централизованной и опиралась на сильную власть князя и его авторитет в народе. Мономах подчинил всех князей и сурово карал за неподчинение. По крупным городам он рассадил княжить своих сыновей. При нём был завершён свод законов Русская правда.

В период раздробленности каждый князь управлял лишь своим княжеством, единого управления на Руси больше не было. Хотя Русская правда продолжала использоваться как основной закон в каждом княжестве.

3. Выясните роль церкви в сохранении стремления к восстановлению единства на Руси и в странах Западной Европы.

На Руси церковь стремилась сохранить единство страны, она осуждала усобицы и пыталась примирить князей. Церковь призывала к защите Отечества и сохранению веры предков. В период усобиц церковь оставалась единой, подчинясь воле митрополита киевского и всея Руси.

В Европе церковь хотела подмять под себя светскую власть, противостояла королям и мешала объединению государств.

4. Можно ли было, на ваш взгляд, предотвратить наступление периода раздробленности на Руси? Своё мнение объясните.

Период раздробленности периживала не только Русь, но и государства Европы. Уже по этому можно сделать вывод о том, что феодальная раздробленность - обязательный этап развития любого государства.

В её основе лежит не только слабость центральной власти, но и самодостаточность крупных землевладений, которые легко могли обеспечивать себя всем необходимым. Поэтому я считаю, что переод раздробленности на Руси предотвратить было нельзя.

5. Используя интернет, подготовьте презентацию, экскурсию, по одному из городов - столиц отдельных русских земель.

Экскурсия по Новгород-Северскому, столице княжества

Новогород-Северское княжество возникло в 1097 году после Любичского съезда князей. Его расцвет пришёлся на время правления Игоря Святославовича. Князь Игорь был знаменит своими походами против половцев, одним очень удачным и вторым неудачным, события которого легли в "Слово о полку Игореве".

Сам город Новгород-Северский был основан в 989 году и сейчас является административным центром в Черниговской области. Это небольшой провинциальный город с населением всего 14 тысяч человек, но богатый историческими памятниками.

К сожалению, со времён расцвета княжества здесь ничего не сохранилось. Одной из главных достопримечательностей города считается Успенский казацкий собор, построенный в XVII-XVIII веках. Он возвышается над городом на высоком холме и увенчан пятью куполами зелёного цвета.

Другой достопримечательностью города является Спасо-Преображенский монастырь, строительство которого началось в XVI веке. Считается, что его основали еще в 1033 году. В центре монастыря располагается пятиглавый собор, вокруг которого различные монастырские службы. На территории монастыря действует музей "Слово о полку Игореве". В его экспозиции различные варианты издания летописного памятника и археологические находки.

За пределами монастырских стен, на Замковой горе, установлены памятники князю Игорю и Ярославне. Здесь когда находилась Новгород-Северская крепость - детинец, княжеский двор и окольный град.

К более позднему времени относится деревянная Никольская церковь, построенная в начале XVIII века. По преданию, она была построена на месте древнерусского храма XI века. Церковь стоит на высоком берегу Десны и также относится к музею-заповеднику "Слово о полку Игореве".

Памятник Ярославне, слово о полку Игореве


пятница, 28 октября 2022 г.

Что англичане считают началом своих свобод, 6 класс

Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 166-167

Параграф 19 "Что англичане считают началом своих свобод"

1. В чём состояли главные последствия нормандского завоевания Англии?

Главным последствием нормандского завоевания стало создание крепкой королевской власти в стране.

2. Почему в Англии сословная монархия возникла раньше, чем во Франции?

Парламент в Англии был созван в 1265 году, почти на полвека раньше, чем во Франции (1302). Это произошло из-за борьбы за власть между крупными феодалами-баронами. Если во Франции Генеральные штаты были призваны укрепить королевкую власть, то в Англии Парламент ограничивал её.

3. Что изменили в стране реформы Генриха II?

Благодаря реформам Генриха в стране появился суд присяжных, который ограничил суд феодала. Появились шерифы - чиновники управлявшие графствами. Было создано народное ополчение, члены которого приносили присягу королю, а феодалы платили щитовые деньги, на которые король содержал армию.

4. Составьте схемы генеральных штатов и парламента. Что общего и различного было в их устройстве и составе?

Генеральные штаты: король - собрание сословий (феодалы, бюргеры, священники).

Парламент: король - палата лордов (епископы, аббаты, знатные дворяне) - палата общин (рыцари и горожане).

Общим было отсуствие крестьян, представление в органе остальных сословий, выборность, утверждение налогов и законов.

Различия в том, что Парламент мог сам создавать законы, а Штаты лишь утверждали предложенные королём. Он имель большее влияние на государственные дела.

5. Подсчитайте сколько лет существует английский парламент.

Английский парламент существует с 1265 года. В 2000 году ему исполнилось 735 лет. Далее прибавляем к этому числу текущий год, например, в 2023 году Парламенту будет 758 лет.

6. Начните составление в тетради таблицы "Короли Англии. Централизация власти и объединение страны". Почему для английских королей задача объединения страны и роста территории их домена в XI-XIII веках не была также важна, как для французов?

После завоевания Англии Вильгельмом, крупные бароны принесли королю вассальную клятву. Они подчинялись королю. Также, большая часть городов изначально находилась на королевских землях.

  1. Вильгельм I. 1066-1087. Завоевал Англию, раздал землю своим рыцарям.
  2. Генрих II. 1154-1189. Создал суд присяжных и институт шерифов, укрепив местную власть.
  3. Иоанн Безземельный. 1199-1216. Принял Хартию вольностей, ограничевшую власть короля.

Дополнительно

1. Можно ли считать Вильгельма Нормандского выдающимся историческим деятелем? Аргументируйте свой ответ.

Вильгельма Нормандского можно считать выдающимся историческим деятелем потому, что он сумел правильно использовать момент смены династий для завоевания Англии. Он не только захватил богатую страну, но и укрепил свою власть, раздав земли в Англии своим рыцарям-вассалам. Это был тонкий политический расчёт.

2. Почему в Англии не сложилось правило "Вассал моего вассала - не мой вассал"?

В Англии времён Вильгельма землю раздавал сам король, поэтому все феодалы оказались вассалами короля.

3. Что было общего в процессе образования централизованного государства во Франции и в Англии?

В этих странах происходила борьба королей с крупными феодалами, в которой на стороне короля выступали церковь, средние и мелкие феодалы, горожане. Для управления страной были созданы сословные органы - генеральные штаты и парламент.

4. Почему английский король Генрих II не знал английского языка?

Генрих II был правнуком Вильгельма Завоевателя, потомком норманнов и северных французов. Английский язык не был его родным языком, а среди знати был распространён французский. Поэтому Генрих II  знал шесть языков, но не знал английского.

5. Обсудите в классе, можно ли считать Великую хартию вольностей образцом договора между властью и обществом? В чём важность письменных договоров в отношениях между людьми, между различными группами общества, между властью и жителями страны?

Великая хартия вольностей является одним и первых в истории договоров между властью и обществом. Она была составлена на бумаге, подписана королём и давала гражданам определённые гарантии от притеснений со стороны власти.

Важность письменных договоров в том, что стороны могут требовать их неукоснительного соблюдения, ведь подпись явлется гарантией честного слова. Нарушение условий письменного договора легко доказать и потребовать компенсации или выполнения указанных условий.

Иоанн Безземельный подписывает хартию вольностей


четверг, 27 октября 2022 г.

Как изменяется атмосферное давление при нагревании воздуха, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 136

Параграф 41 "Атмосферное давление"

Что такое атмосферное давление. От чего зависит давление воздуха.

Это я знаю

1. Что такое атмосферное давление? Каким прибором его определяют?

Атмосферным давлением называется сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и находящиеся на ней тела.

Давление измеряют с помощью барометра.

2. Как изменяется атмосферное давление при нагревании воздуха? при охлаждении воздуха?

Тёплый воздух легче холодного, поэтому при нагревании давление воздуха уменьшается, а при охлаждении - увеличивается.

3. При подъёме в гору давление изменилось на 25 мм рт. ст. Как оно изменилось?

Выбираем вариант А: уменьшилось.

Это я могу

4. Высота главного здания МГУ в Москве 237 метров. Каково атмосферное давление на его шпиле, если у основания здания оно составляет 745 мм рт.ст.?

До высоты 2 км. давление уменьшается на 1 мм рт.ст. на каждые 10.5 метров высоты. Значит на высоте 237 метров давление будет на 22.6 мм рт.ст. меньше, чем у поверхности (237/10.5=22.57).

745 - 22.6 = 722.4 мм рт. ст. - таково давление воздуха на шпиле здания МГУ.

Зависимость давления воздуха от высоты


среда, 26 октября 2022 г.

Почему в тропиках теплее, чем на полюсе, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 134

Параграф 40 "Тепло в атмосфере 2"

Почему утром и вечером холоднее, чем днём. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе.

Это я знаю

1. Найдите на карте города: Москва, Мурманск, Гавана. Определите их географические координаты.

Москва, столица России. 55 с.ш., 37 в.д.

Мурманск, порт на Северном Ледовитом океане. 68 с.ш., 33 в.д.

Гавана, столица Кубы. 23 с.ш., 82 з.д.

2. Почему утром и вечером холоднее, чем днём?

Днём Солнце достигает максимальной высотой над горизонтом и угол падения его лучей наибольший. А значит солнечные лучи лучше прогревают Землю. Утром и вечером угол падения меньше, земля получает меньше тепла и воздух холоднее.

3. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе?

В тропиках Солнце стоит выше над горизонтом, чем на полюсе. Угол падение солнечных лучей в тропиках тоже больше, а значит земля прогревается лучше.

4. В чём основная причина того, что зимние температуры гораздо ниже летних? Почему разница дневных и ночных температур летом гораздо больше, чем зимой?

Зимой Солнце стоит низко над горизонтом, летом - высоко. Поэтому летом солнечные лучи лучше прогревают землю. Это основная причина того, что зимой холоднее.

Летом днём Солнце сильно прогревает Землю, температура сильно поднимается, но за ночь полученное тепло уходит. Возникает значительная разница температур. Зимой Солнце нагревает Землю много меньше, чем летом, температура поднимается незначительно, и так же незначительно падает ночью, когда земля отдаёт полученное тепло.

Больше получаешь - больше отдаёшь, меньше получаешь - меньше отдаёшь.

5. Как связаны широта места и высота Солнца над горизонтом (угол падения солнечных лучей)?

Чем больше широта местности, тем ниже над горизонтом поднимается солнце и меньше угол падения солнечных лучей.

6. Как вы считаете, когда песок пляжа будет нагреваться сильнее: в полдень или вечером? Объясните почему.

Песок сильнее нагреется в полдень, когда солнечные лучи будут падать на него под маскимальным углом. При этом песок будет получать максимальное количество солнечного тепла на единицу поверхности. Вечером лучи падают под небольшим углом и полученное песком тепло минимально.

Солнечное тепло в течение суток

Это я могу

7. В аэропорту города Сочи температура воздуха +26. Самолёт поднялся в воздух и взял направление на Москву. Определите высоту, на которой летит самолёт, если температура воздуха за его боротом -12 градусов.

Известно, что на каждый километр высоты температура воздуха понижается в среднем на 6 градусов. Разница температур в аэропорту и в полёте составляет 38 градусов. Делим эту разницу на 6 градусов и получаем высоту примерно 6.3 километра.

8. Приведите примеры, как изменение температуры воздуха в течение суток и в течение года влияет на жизнь, быт и хозяйственную деятельность людей в вашем городе или селе.

В течение суток: Утром прохладно. Люди одеваются теплее, они стремятся сделать все срочные работы, пока не стало жарко. Днём люди прячутся в тень, в городе становится пустынно. Вечером жизнь города оживает, люди прогуливаются по набережной, сидят в кафе.

В течении года: Летом жарко. Люди ходят легко одетыми, купаются в реке, загорают. В полях выращивают урожай, занимаются ремонтом дорог и строительством. Зимой холодно. Люди тепло одеваются, реже бывают на улице, катаются на лыжах и санках. В полях ничего не делают, зато ремонтируют технику, поедают собранный урожай.

вторник, 25 октября 2022 г.

Как влияет географическое положение на температуру, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 131

Параграф 39 "Тепло в атмосфере 1"

Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте. Что мы знаем о температуре воздуха.

Это я знаю

1. Как нагревается воздух атмосферы?

Солнечные лучи нагревают твёрдые и жидкие тела на поверхности, воздух задерживает это тепло, не давая ему уйти в космос, и сам при этом нагревается.

2. Как изменяется температура воздуха с высотой?

Температура воздуха уменьшается примерно на 6 градусов на каждый километр высоты.

3. Как узнать суточную амплитуду температуры воздуха?

Для определения суточной амплитуды температуры нужно найти разность между самой высокой и самой низкой температурами в течение суток.

4. Какое из утверждений верное?

Выбираем вариант 2: верно утверждение, что температура с высотой понижается.

5. Температура воздуха определеяется с помощью:

Выбираем вариант Б: термометра.

Это я могу

6. Используя графики на рис 99, определите годовую амплитуду температуры воздуха в Санкт-Петербурге, Москве, Верхоянске. Сделайте вывод, как влияет географическое положение на температуру лета, зимы, годовую амплитуду температур.

В Москве максимальная температура была в июле +18 градусов, а в минимальная в январе -10 градусов. Амплитуда 28 градусов.

В Санкт-Петербурге максимальное значение было +14, а минимальное -7. Амплитуда: 21 градус.

В Верхоянске минимум был -50, максимум +12. Годовая амплитуда 62 градуса.

Вывод: Близость к морю смягчает разницу максимальных и минимальных температур. При этом годовая амплитуда уменьшается, летом становится не так жарко, а зимой не так холодно. Удалённость от моря делает перепад годовых температур более сильным. Амплитуда вырастает, и если лето не становится жарче, то зима становится очень суровой.

Среднегодовые температуры, график

Это мне интересно

7. Проанализируйте свой календарь погоды за месяц. Подберите эпиграф (высказывание, фрагмент стихотворения), характеризующий месяц. Определите: какие температуры преобладали в течение месяца, среднемесячную температуру месяца. Постройте график "Температура воздуха за месяц".

Данную тему проходят в декабре. Поэтому календарь погоды составляется за ноябрь или декабрь. Подберём эпиграфы к этим месяцам.

Ноябрь: "Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало". А. С. Пушкин.

Декабрь: "В декабре, в декабре Все деревья в серебре". С. Маршак.

В ноябре преобладали отрицательные температуры. Среднемесячная температура -1 градус.

В декабре преобладали отрицательные температуры. Среднемесячная температура -7 градусов.

понедельник, 24 октября 2022 г.

Пример рассказа об атмосферном явлении "Призраки Броккена", 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 128

Параграф 38 "Состав и строение атмосферы"

Из чего состоит атмосфера. Какие слои образуют атмосферу.

Это я знаю

1. Что такое атмосфера и каков её газовый состав?

Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. Она состоит из азота, кислорода, углекислого газа и незначительного количества многих иных газов.

2. Каково строение атмосферы?

Нижний слой - тропосфера, потом начинается стратосфера, в нижней части которой находится озоновый слой. Далее идут верхние, разряжённые слои атмосферы, переходящие в безвоздушное пространство.

3. Распределите газы по мере уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха:

Правильное распределение: Азот, Кислород, Углекислый газ.

4. Выберите верное утверждение:

Верным является утверждение Б: атмосфера действительно вращается вместе со всей планетой.

Это я могу

5. Прочитайте раздел параграфа "Из каких слоёв состоит атмосфера", попробуйте поставить к тексту как можно больше вопросов. Дайте на них ответы.

Вопросы к разделу "Из каких слоёв состоит атмосфера"

  1. Есть ли чёткая граница атмосферы сверху? - Нет.
  2. Зачем учёные делят атмосферу на слои? - Свойства воздуха меняются с высотой.
  3. Как называется нижний слой атмосмферы? - Тропосфера.
  4. Где тропосфера толще, над полюсом или над экватором? - Над экватором.
  5. Какова толщина тропосферы? - От 10 до 18 км.
  6. Какой слой находится выше тропосферы? - Стратосфера.
  7. Где находится озоновый слой? - В нижней части стратосферы.
  8. Высота стратосферы? - Примерно 55 километров.
  9. Что сильнее влияет на погоду: тропосфера или стратосфера? - Тропосфера.
  10. Зачем нужен озоновый слой? - Чтобы задерживать ультрафиолетовые лучи.

6. Ниже перечислены атмосферные явления. Выпишите их в три колонки.

  • Явления, которые я наблюдала: радуга, сумерки, зори, молния.
  • Явления, о которых я слышала от людей: гало, мираж, северное сияние.
  • Явления, о которых никогда не слышала: призраки Броккена, огни святого Эльма, зелёные лучи, фата-моргана, пояс Венеры.

Это мне интересно

7. Ваша задача - найти информацию о любом незнакомом до сих пор явлении. Начните с составления плана информационного поиска. Помните, чем больше источников информации вы будете использовать, тем лучше будет ваш результат.

План информационного поиска

  1. Найти описание явления в энциклопедическом словаре.
  2. Найти в интернете рассказы об этом явлении, случаях его наблюдения.
  3. Найти статьи, научно объясняющие суть явления.
  4. Найти знакомых, которые видели это явление и выслушать их рассказ.
  5. Найти книги, в которых говориться об этом явлении.

Пример рассказа о явлении "Призраки Броккена"

Призраками Броккена называют оптическое явление, состояшее в наложении тени наблюдателя на поверхность облаков.

Это явление можно наблюдать в горах. Если человек поднимается в горы выше уровня облаков и его начинает освещать яркое солнце, то тень человека оказывается на облаке. Эта тень может шевелиться, быть очень большой, напугать человека. Её можно принять за призрак.

Впервые такие тени наблюдали на пике Броккен в Германии, отчего явление и получило своё название.

На самом деле, призраки Броккена явление очень красивое и необычное. Тень альпиниста может быть окружена разноцветной радугой, возникающей от преломления солнечных лучей в водяных парах, из которых состоят облака.

Мой дядя сам наблюдал это явление на Алтае и сказал, что такие горные призраки пугают только в первый раз. Потом к ним привыкаешь и начинаешь любоваться и фотографировать.

Призраки Броккена


воскресенье, 23 октября 2022 г.

Экспозиция, завязка, кульминация и развязка комедии "Ревизор", 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 352-353

Н. Гоголь "Ревизор"

Проверьте себя

1. Какова тема комедии "Ревизор"? Каков сюжет?

Тема комедии: безнравственность чиновников, творящих беззаконие и опасающихся справедливого наказания.

Сюжет: в ожидании приезда ревизора чиновники обманываются и принимают за ревизора постороннего человека, который умело пользуется их заблуждением.

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстаёт в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?

Первыми сообщают о ревизоре Бобчинский и Добчинский и им верят, потому что до этого городничий сообщает о том, что ревизор должен приехать, то есть ревизора уже ждут.

Хлестаков - мелкий чиновник и ничтожный человек. Как пишет сам Гоголь: "один из тех людей, которых называют пустейшими".

В различных беседах мы видим глупость Хлестакова, его алчность, жадность, стремление прихвастнуть и показаться значительным. Хлестаков легко идёт на обман, потому что хочет получить с него выгоду для себя. Ему наплевать на остальных людей, он чёрствый эгоист.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

Завязка пьесы начинается с объявления городничего о приезде ревизора и сообщении Добчинского и Бобчинского о его приезде.

Развязка комедии в приезде настоящего ревизора и немой сцене.

Изначально Хлестаков никого не собирался обманывать, потом он понимает, что его принимают за важного чиновника и пользуется ситуацией.

4. Почему помещики Бобчинский, Добчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в сцене вранья? Какова роль ремарок в комедии?

Человек обманывается тогда, когда хочет быть обманутым. Городничий и чиновники ждут ревизора и им очень страшно. Страх мешает им правильно понимать слова Хлестакова, заставляет считать, что тот "напускает тумана".

Чиновники верят Хлестакову, потому что тот ведёт себя как они. Описанные Хлестаковым нравы Петербурга соответствуют их убеждениям и их страхам.

Ремарки в комедии помогают понять отношение героев к ситуации через их действия: стучит кулаком, храбрея, вытянувшись и дрожа всем телом. То есть они показывают эмоции персонажей.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор - чиновник или совесть каждого персонажа?

Пренеприятное известие о ревизоре вызвало огромный переполох среди городских чиновников. Каждый из них был нечист на руку, а потому справедливо опасался возмездия и наказания. Это известие пробудило совесть персонажей, заставило их вспомнить о том, что они нарушали закон.

С этой точки зрения ревизор не просто человек, это прежде всего совесть чиновников. Она первая наказала их раскаянием и страхом.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?

Экспозиция рассказывает предысторию, описывает действующих лиц. Здесь - это сам список действующих лиц и их описание, данное в эпизоде "Характеры и костюмы".

Завязка событий начинается с объявления городничего и появлении Добчинского и Бобчинского.

Кульминация происходит с появлением почтмейстера с письмом Хлестакова. События достигают наивысшего напряжения.

Развязка происходит с явлением настоящего ревизора.

7. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: "Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!" А Гоголь воскликнул: "Все против меня!" Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?

Благородные сословия увидели в пьесе самих себя, им открылась нелицеприятная правда о себе, поэтому они пришли в такое негодование. Никому неприятно слышать правду, если эта правда вскрывает его недостатки и пороки.

Обогащаем свою речь

Воспользовавшись словарём дайте определения терминам:

Ремарка - замечание автора, дополняющее какие-либо детали ("Значительно поднимает палец вверх").

Монолог - речь действующего лица, обращённая к зрителям или самому себе (явление первое второго действия. Осип ведёт монолог сам с собой).

Диалог - словесный обмен между двумя и более собеседниками (в первом явлении первого действия городничий ведёт диалог с городскими чиновниками).

Гоголь "Ревизор"


суббота, 22 октября 2022 г.

В чём видел Гоголь опасность для России, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 236, 238

Н. Гоголь "Ревизор", о замысле, написании и постановке

Проверьте себя

1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идёт речь об истории или исторических событиях?

Гоголь очень любил и интересовался историей, причём не только российской, но и мировой. Он мечтал, чтобы была создана улица, на которой стояли бы памятники искусства разных эпох.

Об исторических событиях говорится в повести "Тарас Бульба". Но и в других произведениях Гоголя ("Миргород", "Вечера на хуторе близ Диканьки" и прочих) есть отсылки на реальные исторические факты.

2. В чём видел Гоголь опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились её прежняя мощь и богатырство?

Опасность для России Гоголь видел в измельчании народа. Люди перестали исполнять гражданский долг, заботиться о пользе Отечества, предались корысти и низменным инстинктам. Всё больше появляется нравственных уродов, летящих в пропасть.

Гоголь не хотел такой судьбы для России. Он смехом пытался заставить людей увидеть себя со стороны, одуматься и начать воспитывать себя в духе Божеских и гражданских обязанностей.

3. Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплащается в жизнь сегодня (например, при создании Диснейленда)? Какой цели служат эти проекты?

В настоящее время есть парки, которые в некоторой мере отражают идею Гоголя. Например, парк "Мини-Европа" в Бельгии или "Парк мира" в Пекине. Эти проекты призваны познакомить людей с мировой культурой, дав им возможность побывать в десятках памятных мест, не уезжая куда-то.

Парк мира в Пекине, Красная площадь

Литература и другие виды искусства

1. О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен "Ревизор" в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательном варианте 1842 года?

Гоголь мечтал о театре, который стал бы школой для общества и беспощадно карал бы смехом пороки.

В Петербурге "Ревизор" был поставлен 19 апреля 1836 года. В Москве - 25 мая того же года.

Благородные зрители и император пришли в ярость от пронзительной сатиры. Николай I прямо посетовал, что в этой пьесе ему досталось больше всех. Реакционная критика травила пьесу, а в демократическом лагере её восприняли с восторгом.

В окончательном варианте пьесы появились слова "Чему смеётесь? Над собой смеётесь!", появился эпиграф "На зеркало неча пенять, коли рожа крива", дополнена немая сцена в финале.

2. Какую оценку пьесе дал Белинский? Какую "развязку" впоследствии придумал Гоголь для "Ревизора"?

Белинский назвал пьесу "истинно художественным произведением", всячески пропагандировал её. Он сказал, что Гоголь осуществил поворот к социальной теме, изображению действительности.

В "развязке" Гоголь предал пьесе аллегорическое толкование. Провинциальный город предстал душой человека, чиновники стали страстями, а Хлестаков - ветреной светской совестью.

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Гоголь считал, что все сословия восстали против истины, которую увидели в пьесе. Он тяжело это воспринимал и уехал за границу, чтобы отдохнуть и восстановить здоровье.

пятница, 21 октября 2022 г.

Каковы причины складывания государства на Руси, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 98

Глава 2 "Русь в IX - первой половине XII века"

Повторяем и делаем выводы

1. Каковы причины складывания государства на Руси?

Важнейшими причинами складывания государства были:

  • Усиление княжеской власти, опирающейся на дружину.
  • Распад родоплеменных связей и возникновение союзов племён.
  • Необходимость защиты от внешних врагов.
  • Развитие торговли и новых производственных отношений.

2. Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие Руси?

Русь находилась на перекрёстке двух важнейших торговых путей - из варяг в греки и волжского пути из Европы в Азию. Это благоприятно влияло на развитие торговли и городов, укреплению нового государства.

Климатические условия были непростыми. Суровые зимы мешали эффективному земледелию, поэтому на Руси выращивали самые неприхотливые культуры. Тем не менее, страна стала важнейшим экспортёром зерна и льна. Важную роль играла и добыча пушного зверя. Благодаря этому Русь богатела и становилась сильнее.

3. Назовите наиболее значительных правителей Древней Руси.

Самыми значительными правителями Руси были князья Владимир Святославович, крестивший Русь, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

4. В чём сходство и различия в развитии Руси и стран Западной Европы в VIII - начале XII века?

Сходства:

  • период феодальной раздробленности, борьба монархов за укрепление своей власти.
  • важная роль церкви в развитии образования и культуры.
  • постоянные войны с соседями, завоевательные войны.
  • существование форм народного управления: парламент, генеральные штаты, вече.
  • важная роль городов как торговых, политических и культурных центров.

Различия:

  • церковь на Руси не пыталась влиять на политику.
  • церковь на Руси была единой, не было религиозных войн.
  • в Европе власть монархов пытались ограничить, на Руси традиция вече уходила в прошлое.
  • развитие культуры на Руси шло своим особенным путём.

5. Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

Древняя Русь занимала важное место в современном ей мире. Она активно торговала почти со всеми странами Западной Европы и Востока, заключала политические и торговые союзы, её правители заключали династические браки с монархами европейских государств. Русь представляла собой грозную воинскую силу, могла защищать свои границы и отражать набеги врагов.

Древняя Русь


четверг, 20 октября 2022 г.

Проект "Географический адрес моего населённого пункта", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 53

Параграф 15 "Географические координаты - 2"

Что значит определить географическую долготу. Зачем нужны часовые пояса.

 Откройте атлас

1. Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?

Скандинавский полуостров мне напинает двухголовую змею, Камчатка - хвост или наконечник копья, Африка похожа на пистолет, Австралия - на растрёпанный парик, озеро Байкал напоминает бумеранг.

2. Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан.

Нулевой меридиан проходит через Африку, Антарктиду и Евразию.

3. Назовите географические координаты самой северной и самой южной точек земного шара.

Северный полюс: 90 градусов с.ш., Южный полюс - 90 градусов ю.ш.

Долготы у полюсов нет.

Определение долготы

Это я могу

4. По физической карте определите географические координаты:

Город Нью-Дели 28 с.ш. 77 в.д.

Вулкан Везувий 40 с.ш 14 в.д.

Город Владивосток 43 с.ш. 131 в.д.

5. Определите географические координаты столиц США, Франции, Австралии.

Вашингтон - 38 с.ш, 77 з.д.

Париж - 48 с.ш. 2 в.д.

Канберра - 35 ю.ш. 149 в.д.

6. Определите координаты вашего областного центра.

Мой областной центр - Новосибирск, его координаты 55 градусов с.ш. 82 градуса в.д.

7. Выполните работу "Географический адрес моего населённого пункта", заполнив в тетради таблицу.

  1. На каком материке находится - Евразия.
  2. Государство - Россия.
  3. Географические координаты населённого пункта - 55 градусов с.ш. 82 градуса в.д.
  4. В каком направлении от Москвы находится - на восток.
  5. Какое расстояние от Москвы, км. - 2811.

8. Этот один из красивейших городов в мире находится в Европе. Его координаты 50 с.ш. и 14 в.д. Как называется этот город?

Это город Прага.

9. На этом острове, центральная часть которого имеет координаты 19 ю.ш. и 47 в.д., водятся полуобезьяны - лемуры. Как называется этот остров?

Это остров Мадагаскар.

10. Эта точка Земли интересна тем, что её географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите её на карте.

Эта точка находится на пересечении экватора и нулевого мередиана. Она находится в Гвинейском заливе Атлантического океана.

11. Какие географические объекты имеют координаты:

30 с.ш. и 30 в.д. Это место в Египте, город Каир.

10 с.ш. и 80 з.д. Это место находится в Панаме, Панамский канал.

35 с.ш. и 140 в.д. А это в Японии - Токио.

Это мне интересно

12. Почему герои романа Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель 37 градусов 11 минут ю.ш.?

Герои нашли записку в бутылке, но часть текста размыла вода. Они узнали лишь параллель, на которой произошло кораблекрушение, то есть широту места крушения, а долготу не знали. Поэтому герои искали капатана Гранта на этой параллели.

среда, 19 октября 2022 г.

Через какие страны проходят параллели 10 с.ш. и 10 ю.ш., 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 50

Параграф 14 "Географические координаты - 1"

Для чего нужны географические координаты. Что значит определить географическую широту.

Это я знаю

1. Что называется географическими координатами?

Географическими координатами называются широта и долгота любой точки на земном шаре.

2. Географическую широту отсчитывают:

Выбираем вариант В: от экватора.

3. Установите соответствие:

Экватор - 0 градусов.

Северный полярный круг - 66.5 градусов с.ш.

Южный полюс - 90 градусов ю.ш.

Северный тропик - 23.5 градусов с.ш.

Южный тропик - 23.5 градусов ю.ш.

4. Какие утверждения верны?

Выбираем вариант 3: оба верны. Северный тропик дальше Северного полярного круга от Северного полюса и он же ближе к экватору, чем Южный полярный круг.

5. Вспомните, какие области планеты ограничивают тропики и полярные круги.

Тропики ограничивают области, лежащие между 23.5 с.ш. и 23.5 ю.ш.

Полярные круги ограничивают области, лежащие между 66.5 с. и ю.ш. и полюсами.

Это я могу

6. По политической карте полушарий в Приложении определите, через какие страны проходят параллели: 10 с.ш., 10 ю.ш. Результаты оформите в виде таблицы.

Составим таблицу по странам, которые подписаны на карте в Приложении:

Широта 10 с.ш. Проходит через страны: Колумбия, Венесуэла, Нигерия, Чад, Судан, Эфиопия, Сомали, Индия, Таиланд, Филиппины.

Широта 10 ю.ш. Проходит через страны: Перу, Бразилия, Ангола, Демократическая республика Конго, Замбия, Танзания.

Полный список стран:

10 градусов с.ш.: Коста-Рика, Колумбия, Венесуэла, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Камерун, Чад, Судан, Эфиопия, Сомали, Индия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины.

10 градусов ю.ш: Перу, Бразилия, Ангола, Конго, Замбия, Танзания, Папуа Новая Гвинея.

Политическая карта мира


вторник, 18 октября 2022 г.

Как ведут отсчёт параллелей и меридианов, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 47

Параграф 13 "Градусная сетка"

Что такое градусная сетка. Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах. Как ведут отсчёт параллелей и меридианов.

 Откройте атлас

1. На карте полушарий найдите экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан и город Лондон. Нанесите их на контурную карту.

Контурная карта, параллели, меридианы

Это я знаю

2. Дайте определение параллелей и меридианов.

Параллель - это воображаемая линия на земном шаре, точки которой находится на одном и том же расстоянии от экватора.

Меридиан - это воображаемая линия, которая соединяет Северный и Южный полюсы.

3. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется.

Выбираем вариант В: полюсом.

4. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности земли от одного полюса до другого называется:

Выбираем вариант В: меридианом.

5. Длина параллелей от экватора к полюсам:

Выбираем вариант Б: уменьшается.

6. Направление север-юг показывает:

Выбираем вариант В: меридиан.

7. Длина экватора составляет примерно:

Выбираем вариант Б: 40 000 километров.

8. На карте направление запад-восток совпадает с направлением:

Выбираем вариант А: параллелей.

9. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:

Выбираем вариант А: 90 градусов.

Это я могу

10. По карте России определите:

а) Санкт-Петербург находится от Москвы на северо-западе.

б) Чёрное море находится на юге от Санкт-Петербурга.

11. Определите в каком направлении от Москвы находятся:

а) Белое море находится на севере от Москвы.

б) Чёрное море находится на юге от Москвы.

в) остров Новая Земля находится на северо-востоке от Москвы.

г) Уральские горы находятся на востоке от Москвы.

д) Скандинавские горы находятся на северо-западе от Москвы


понедельник, 17 октября 2022 г.

Для чего необходимо экономить воду, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "География 5-6 класс", Алексеев А.И., стр. 124

Параграф 37 "Гидросфера и человек"

Почему мы заботимся о качестве воды. Какова роль океанов, морей и рек в нашей жизни.

Это я знаю

1. Как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в Мировом круговороте воды?

В результате хозяйственной деятельности человека вода загрязняется. Грязные реки несут свои воды в мировой океан. В океане гибнут рыбы, животные, водоросли. Ядовитые выбросы попадают в атмосферу и смешиваются с водяным паром. Начинают идти кислотные дожди, от которых страдает всё живое на суше. Загрязнённая вода попадает в почву и отравляет грунтовые воды. Чистой воды остаётся всё меньше.

Это мне интересно

2. Выявите основные способы экономии воды каждым человеком. Что вы уже делаете в этом направлении или намерены предпринять в будущем? Результаты оформите в виде таблицы. Для чего необходимо экономить воду?

Для жизни человека нужна в первую очередь пресная вода. Её мы пьём, на ней готовим пищу, поливаем поля и поим животных. Но пресная вода занимает лишь малую часть всей гидросферы. И чистой пресной воды становится всё меньше. В мире уже сейчас ощущается нехватка пресной воды и это грозит экологической катастрофой.

Мы должны экономить воду, чтобы сохранить это природное богатство, без которого жизнь невозможна.

Каждый должен экономить воду, не тратить больше необходимого. Краны не должны протекать, при мытье воду нужно использовать экономно. Посуду мыть в машине, а не в ручную. В западных странах люди смывают воду в туалете раз в сутки, а вместо душа используют влажные протирания.

Таблица "Основные способы экономии воды"

Способы экономии воды, таблица

3. Вспомните, какие из ваших любимых героев потерпели кораблекрушение. Какие знания о природе помогли им спастись и выжить?

Крушение потерпел Стивен Каллахэн, который описал это в книге "В дрейфе". Его яхта затонула и он оказался в маленькой лодке посреди океана. Он был обречён погибнуть, но опыт и знания помогли ему спастись. Герой научился опреснять морскую воду с помощью паруса, он умел ориентироваться по звёздам, научился ловить рыбу и собирать дождевую воду. Писатель знал о морских течениях и ветрах, он был опытынм путешественником и сумел выжить.

Обобщение по теме

Составьте правила безопасного поведения на воде (на море, озере, реке) в различных ситуациях - при ясной погоде, волнении, шторме, в условиях сильного течения, на незнакомом берегу.

Правила безопасного поведения на воде

При ясной погоде

  • Купаться можно только на пляжах, специально оборудованных местах.
  • Дети должны купаться в сопровождении взрослых.
  • Играть, толкаться и баловаться в воде нельзя.
  • Нельзя использовать неисправные матрасы и надувные круги.
  • Нельзя выплывать на пути движения судов, лодок или скутеров.
  • Если зона купания ограждена буйками, заплывать за них нельзя.
  • Нельзя купаться после приёма пищи и физических упражнений.
  • Нельзя купаться дольше 30 минут.

При волнении и шторме

  • При сильном волнении и в шторм купаться запрещено.
  • Нельзя бороться с волнами, они должны сами нести человека к берегу.
  • Нужно пытаться плыть на гребне волны, а в промежутке отдыхать.

При сильном течении

  • Попав в сильное течение нужно плыть параллельно пляжу, чтобы выбраться из него.

На незнакомом берегу

  • Купаться на незнакомом берегу нужно очень осторожно.
  • Нельзя прыгать с берега, нырять, если дно незнакомое.

воскресенье, 16 октября 2022 г.

Пример проекта "Карта - памятник культуры", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 43

Параграф 12 "Географическая карта"

Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом. Какие бывают географические карты.

Откройте атлас

1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

  1. Физическая карта полушарий. Рельеф полушарий, материки, океаны. М 1:108 000 000.
  2. Физическая карта России. Границы России, реки, горы, равнины. М 1:25 000 000.
  3. Политическая карта мира. Страны мира, их столицы, границы. М 1:108 000 000.
  4. Маршруты путешественников. Маршруты экспедиций. М. 1:107 000 000.
  5. Плотность населения мира. Плотность населения, крупные города. М 1: 95 000 000.
  6. Карта океанов. Глубины, течения, порты. М 1: 125 000 000.
  7. Природные зоны мира. Распределение природных зон. М 1:95 000 000.

Это я знаю

2. Что называется географической картой?

Географическая карта - это уменьшенное и обобщённое изображение поверхности Земли или её части, выполненное условными знаками.

3. Какими свойствами обладает карта?

  • карта охватывает большую территории, поэтому в ней используется мелкий масштаб и обобщения.
  • для карт используются особые условные знаки и легенда.
  • у карты есть математическая основа и градусная сетка.
  • карта многообразна по содержанию, её нельзя заменить описанием.

4. Как различаются карты по масштабу?

Карты бывают крупномасштабными (от 1:10 000 до 1:200 000), среднемасштабными (от 1:200 000 до 1:1 000 000) и мелкомасштабными (мельче 1:1 000 000).

5. Какую информацию содержит легенда карты?

В легенде указаны условные знаки и их расшифровка.

6. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту:

Выбираем варианты: А - изображаются большие участки поверхности и В - присутствует градусная сетка.

7. Карта масштаба 1:500 000 относится к:

Выбираем вариант Б: среднемасштабным.

Это я могу

8. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вывод, к каким картам по масштабу она относится.

Карта моей области выполнена в масштабе 1:4 000 000, то есть она относится к мелкомасштабным картам.

9. Определите в каком масштабе выполнена физическая карта России в Приложении.

Эта карта выполнена в масштабе 1:25 000 000.

10. Распределите карты в порядке уменьшения подробности и охвата изображаемой территории.

2-4-3-1

Наиболее подробная карта 1:10 000, чуть менее подробна карта 1:100 000, ещё менее подробна карта 1:250 000. Меньше всего подробностей и самый большой охват территории у карты с масштабом 1:1 000 000.

11. Примите участие в проекте "Карта - памятник культуры". Подготовьте сообщение: придумайте яркое название, составьте план, подберите литературу.

Проект "Карта - памятник культуры", 5 класс

Название:

Придумаем яркое название, например: "Карты - свидетели прошлых эпох".

План сообщения:

  1. Термины.
  2. Древнейшие карты.
  3. Великие географические открытия.
  4. Карта Пири Рейса.
  5. Виды карт.
  6. Карты меняются даже сейчас.
  7. Вывод.

Сообщение:

Географическая карта - это уменьшенное изображение части земной поверхности, выполненное условными знаками.

Памятник культуры - это средство передачи культурного наследия народа, цивилизации.

Карта тоже является объектом культурного наследия человечества, потому что оказывается частью его истории.

Первые карты появились несколько тысячелетий назад. По ним мы можем судить не только о географических познаниях давно ушедших цивилизаций, но и о их представлениях о мире. Так, в Древней Индии  считали, что Земля покоится на трёх слонах, что стоят на огромной черепахе. И это можно увидеть на картах того времени.

Древнейшие карты оказываются свидетелями исчезнувших цивилизаций. На них мы видим исчезнувшие страны и города. Изучая карты, мы погружаемся в историю.

По картам эпохи Великих географических открытий мы можем увидеть, как человек открывал Землю, наносил на карту всё новые материки и острова. Одной из самых знаменитых карт того времени считается карта турецкого адмирала Пири Рейса. Составленная в начале XVI века она показывает не только берега Америки, Африки, Гренландии, но и Антарктиду, открытую много позже русскими мореплавателями. А значит является бесценным доказательством обширных знаний наших предков о мире.

Проект "Карта - памятник культуры"

Но не только карты далёкого прошлого можно считать объектами культурного наследия. Памятниками культуры являются и карты последних лет. Они также показывают все изменения, что происходят в человеческом обществе.

Существуют разные типы карт: физические, политические, плотности населения, климатических зон и прочие. И если мы сравним сегодняшние политические карты с картами прошлого века, мы увидим, что многие страны прекратили своё существование, а другие, напротив, появились на карте. Сменили название многие города, изменилось плотность населения, по картам можно проследить даже изменение климата.

Таким образом карты являются источником ценнейшей информации, не только по географии, но и по истории цивилизации. Это и превращает географические карты в памятники культуры.

Список литературы

  1. "Справочник терминов".
  2. А. И. Алексеев "География 5-6 классы".
  3. Википедия "Пири-реис".
  4. Атлас "География 5 класс".

Как изображают неровности земной поверхности на карте, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "География" 5-6 класс, Алексеев А.И., стр. 37

Параграф 10 "Земная поверхность на плане и карте 2"

Как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте.

 Это я знаю

1. На топографической карте в атласе найдите холм. Какова его абсолютная высота? Какую он имеет форму? Какой его склон крутой и какой пологий?

Абсолютная высота холма отмечена точкой, у которой подписано число. У этого холма абсолютная высота 282.1 метр.

Холм вытянут с севера на юг, причём северный склон более пологий - расстояние между горизонталями там больше.

Топографическая карта, холм

2. Относительная высота показывает превышение точки земной поверхности над:

Выбираем вариант Б: над другой точкой.

3. Какое утверждение верно?

Выбираем вариант 4: оба не верны. На суше абсолютная высота обычно выше относительной, но если мерить высоту относительно морского дна, относительная высота окажется больше. Так, абсолютная высота вулкана Мауна-Кеа на Гавайских островах равна 4205 метров, а относительная до подножия - около 10 километров. Ведь его подножие лежит глубоко под водой.

4. Что такое горизонтали?

Это линии на карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Это я могу

5.  Рассмотрите рисунок 23. Рассчитайте, на какой высоте проходит последняя горизонталь перед обрывом.

Найдём на рисунке обрыв. Он показан вдоль всего берега реки Зайка. Рассмотрим линии горизонталей. Последняя подписанная горизонталь обозначена как 125 метров.

Но за ней, ближе к обрыву, показана ещё одна горизонталь. Легко посчитать, что горизонтали нарисованы с промежутком в 5 метров.

Значит последняя горизонталь проходит на высоте 120 метров.

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...