Использован учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть, 2023 год», Климанова, Горецкий, страница 85-86
Ответы на вопросы к теме «Люби всё живое. Проверим себя»
1. Ещё раз просмотри произведения этого раздела. О чём они? Что их объединяет? Реальные события в них описаны или вымышленные? Подтверди свою точку зрения цитатами из текста. Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие — к рассказам?
В этом разделе мы прочитали следующие произведения:
- И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
- В. Белов «Малька провинилась».
- В. Белов «Ещё про Мальку».
- В. Драгунский «Он живой и светится».
- В. Астафьев «Капалуха».
- Б. Житков «Про обезьянку»
Эти произведения о животных: зайчике, собаке, светлячке, капалухе, обезьяне. Это их объединяет.
Произведение «Листопадничек» можно назвать сказкой. В ней много вымышленных событий: побег зайчика, его жизнь у бобров.
Остальные произведения — рассказы. В них описаны реальные события.
Например, в рассказе «Он живой и светится» мальчик описывает конкретный вечер: «Однажды вечером я сидел во дворе». В рассказе «Про обезьянку» герой вспоминает: «Мне было 12 лет и я учился в школе».
2. Что такое рассказ? Объясни своими словами.
Рассказ — это художественное произведение в котором есть герои и описаны различные события.
3. Как называются выразительные слова, которые пропущены в тексте? Что изменилось бы в произведении без этих слов? Объясни.
В отрывке из рассказа «Он живой и светится» пропущены некоторые слова: словно в сказке; словно издалека; ровно; как будто хотелось плакать; очень долго; белом.
Эти слова мы называем средствами выразительности. Они делают рассказ выразительным, живым, ярким. Без этих слов мы не смогли понять все чувства, которые испытывает герой, представить светлячка.
4. Перечитай последний абзац рассказа «Капалуха». Почему именно им завершает произведение В. Астафьев?
Этот абзац завершает приключения капалухи. Он называется развязкой сюжета. Капалуха вновь сидит на гнезде и её будущим птенцам ничто не угрожает. Человек не стал причиной горя для птицы, а это главное в рассказе.
5. Определи основную мысль произведения В. Астафьева «Капалуха». Обоснуй своё мнение.
Главная мысль рассказа «Капалуха»: животные любят детей не меньше, чем люди, а значит люди не должны обижать животных.
Этот рассказ учит не причинять боль живым существам, учит на примере матери-глухарки, поэтому именно такой вывод напрашивается.
6. Расскажи о капалухе: как она выглядит, как она себя ведёт в опасный момент, как проявляется её материнская любовь. Сделай выборочный пересказ эпизода, который тебе запомнился.
Капалуха — небольшая птица, высиживающая яйца. Когда к гнезду приблизились ребята, она с большим трудом взлетела, но не улетела далеко. Она переживала за своих птенцов. И когда люди ушли, капалуха успокоилась и вернулась в гнездо — согревать яйца дальше.
Выборочный пересказ эпизода "Обнаружение гнезда", пример
Когда ребята вдруг закричали: «Гнездо!», рассказчик ничего не увидел. Он озирался по сторонам, а ребята показывали на зелёную корягу.
Сердце рассказчика чуть не забилось от испуга — он едва не наступил на гнездо. Оно было свито посреди просеки, под выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом хатка была чуть приоткрыта в сторону черничного бугорка. В гнезде лежали четыре светло-коричневых яйца. Рассказчик потрогал одно яйцо и оно оказалось тёплым, почти горячим.
А в стороне с распущенными крыльями металась капалуха. От долго сидения крылья у неё закостенели и она не могла взлететь. Наконец она взлетела на ветку ели, и люди увидели, что живот у неё голый, а на груди часто трепещется кожа. Это билось от испуга, гнева и бесстрашия птичье сердце.
7. С какими произведениями Б. Житкова ты знаком? Назови их. Какие герои его произведений тебе запомнились? Расскажи об одном из них. В этом тебе помогут вопросы на стр. 86.
Какие сказки или рассказы Б. Житкова ты уже читал? О чём он пишет в своих произведениях?
Я читала несколько сказок и рассказов Б. Житкова. Например, сказку «Храбрый утёнок» или рассказ «Про слона». В них автор описывает непростую жизнь различных животных. У животных есть свои радости и трудности, но рядом с ними всегда есть человек.
Кто его герои? Легко или трудно им живётся? Почему? Приведи примеры.
Героям Б. Житкова часто живётся непросто. Они попадают в трудную ситуацию по вине человека. Например, в рассказе «Беспризорная кошка» во время голода кошки покинули город и стали жить в лесу. Они сами научились добывать пищу охотой. И человеку пришлось с трудом возвращать потерянное доверие. Но герой справился и кошка в рассказе вернулась к людям
Какими мыслями делится Б. Житков со своими читателями? Чему хочет их научить? В чём стремится убедить?
Б. Житков делится с читателями мыслями о судьбе животных. Он хочет научить нас любить животных и никогда их не обижать. Он убеждает читателя в том, что животные не заслуживают плохого к себе отношения, а заслуживают только любви и заботы.
8. Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга.
Вставим пропущенные слова: писатели; средств выразительности; авторы; события и факты.
Своими словами: Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстах тем, что в них выражено отношение автора к своим героям, переданы его чувства, описаны события из жизни героев, а в научно-познавательных текстах даны только важные факты о чём-либо.
9. Какие рассказы И. Соколова-Микитова ты читал? Найди в библиотеке книгу этого автора. Рассмотри оглавление. Какие произведения включены в книгу? Какие рассказы тебе захотелось прочитать? Почему?
Кроме сказки «Листопадничек», я читала у И. Соколова-Микитова рассказы «Бурундук» и «Волки».
В школьной библиотеке я нашла книгу И. Соколов-Микитов «Лесные рассказы». В неё вошли 19 рассказов писателя.
Мне захотелось прочитать некоторые из них. Я ориентировалась на названия, но все эти рассказы о природе, а потому должны быть очень интересными:
- «Первая охота».
- «Дупелиный ток».
- «Сыч-воробей».
- «Малинка».
- «Журавль-лётчик».
- «Медведица-мать».
- «Бобры».
10. Составь свой рассказ о лесном зверьке (белке, ёжике, барсуке). Представь, как будет выглядеть твой герой: какой у него характер, что с ним происходит. Подумай, с чего ты начнёшь своё повествование. Вспомни, что такое композиция рассказа, определи тему и идею своего произведения. Какой будет самый напряжённый момент?
Я расскажу про одну встречу с ежом, которая реально случилась в моей жизни. Ёж в ней не будет обладать характером, потому что он спит.
Своё повествование я начну с лесной прогулки — это будет завязка. Потом расскажу о находке — развитие сюжета. Затем — о своём решении — кульминация. И как развязка будет возвращение из леса.
Рассказ про ежа, пример
Как-то поздней осенью мы с папой собирали в лесу опята. Собирал в основном папа, а мне быстро наскучило это дело и я просто гуляла вокруг.
Мое внимание привлекла небольшая кучка жёлтых листьев и я, не долго думая, стала их разгребать. И вдруг увидела колючий бочок!
Это был ёж, который уютно свернулся клубком в гнезде и уже спал. Он даже не пошевелился, когда я разгребала листья. Ёжик был такой милый и трогательный, что мне стало его очень жалко. Я представила, как он будет замерзать зимой, и стала торопливо нагребать листья обратно.
Я нагребла кучу в два раза больше, чем была. Идя домой, я с удовольствием думала о том, как тепло будет ежу зимой. Он точно не замёрзнет!
11. Найди информацию о творчестве В. Белова. Узнай, какие ещё рассказы он написал. Составь отзыв на произведения о Мальке. Не забудь рассказать о своём отношении к ней.
Творчество В. Белова, пример рассказа
Василий Иванович Белов родился в селе Тимониха Вологодской губернии 23 октября 1932 года.
В 23 года он начал публиковать свои первые стихотворения, потом прозу, работал корреспондентом районной газеты.
Героями рассказов В. Белова становились обычные люди, с которыми он был знаком, а также животные, обычные для деревни: собаки, кошки, бараны, птицы.
За любовь к деревне писателя стали называть представителем «деревенской прозы». Вот список некоторых из рассказов В. Белова из цикла «Рассказы о всякой живности»:
- «Верный и Малька».
- «Глупый тетерев».
- «Валдай и Валетко».
- «Хорь».
- «Кот Рыжко».
- «Про ворон».
- «Галки и овцы».
- «Про баранов».
- «Куры бегут домой».
- «Последняя синичка».
Отзыв на произведения В. Белова о Мальке, пример
Героиней нескольких рассказов В. Белова оказалась собака Малька. Она жила у Лидии, деревенской женщины, и её щенков раздали по деревням.
Бедная Малька бегала в соседнюю деревню к щенку, чтобы покормить его, добираясь то по деревянной лаве, то вплавь. Однажды она чуть не погибла, но материнское сердце не знало страха.
Писателю удалось очень трогательно описать Мальку. Он заставил читателя полюбить эту простую, но такую мужественную собаку.
Это прекрасные рассказы, которые учат любить всё живое, но больше всего учат любить своих мам.
12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби всё живое»? Составь с другом такой список книг. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Я бы предложила следующий список книг:
- В. Белов «Рассказы о всякой живности».
- В. Астафьев «Белогрудка».
- В. Бианки «Аришка-трусишка».
- Б. Житков «Беспризорная кошка».
- Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
- К. Паустовский «Барсучий нос».
- М. Пришвин «Предательская колбаса».
- Г. Скребицкий «Кот Иваныч».
- Г. Снегирёв «Про пингвинов».
- В. Чаплина «Дружба».
- Е. Чарушин «Волчишко».
Комментариев нет:
Отправить комментарий