среда, 31 августа 2022 г.

"Шемякин суд", повесть, ответы на вопросы учебника 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 39-40

"Шемякин суд"

Размышляем о прочитанном

1. Кто герои "Повести о Шемякином суде"? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?

Герои повести: убогий брат, богатый брат, поп, горожанин, судья.

Правых среди них нет. Каждый ведёт себя в некоторых ситуациях неправильно, не по совести.

Автор не показывает явно своих симпатий. Каждый из героев высмеивается им.

Преступления героев: 

  • убогий угрожал судье, он использовал решение судьи в корыстных целях. По неосторожности он лишил лошадь хвоста, убил младенца и отца горожанина.
  • богатый брат жадничал, пытался нажиться на беде брата.
  • поп пострадал за чванство, пренебрежение к бедному.
  • горожанин пострадал безвинно.
  • судья вершил неправый суд, был взяточником.
Судья наказал всех истцов: богатого брата, попа, горожанина. Но и сам не получил мзды.

2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?

В первую очередь повесть высмеивает корыстного, нечестного судью, а также судебную систему, которую он представляет.

Достаётся в ней и прочим героям, даже убогому, который после решения суда ведёт себя не лучше остальных.

Сочувствие у меня вызывает убогий в начале повести, когда описывается его бедная жизнь. Сочувствие вызывают его брат, поп и горожанин. Они понесли утраты, а судья принял несправедливое решение в их отношении.

3. О каком суде говорят "Шемякин суд"?

Так говорят о несправедливом, предвзятом суде.

4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.

Гротеск: решения, которые принимает судья - ждать отрастания хвоста, взять попадью, скинуться с моста.

Гипербола: беды убогого - оторванный хвост, падение на младенца и отца. Они приводят к слишком сильным последствиям, чего не может быть в реальности. Это явное преувелечение.

5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение "Шемякин суд" как поговорку.

Повесть оставляет тяжёлое впечатление. В ней нет счастливого конца, хотя убогий и получил деньги. Но они достались ему нечестным путём, в результате несправедливого решения суда.

Остальные герои пострадали не только от действий убогого, но и от судьи, который принял ужасные, гротескные решения. Судья приказал ждать, пока у коня отрастёт хвост, отдать убогому попадью, горожанину прыгнуть с моста. Вот уж действительно Шемякин суд, столкнуться с которым я не пожелаю никому!

Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрации к "Повести о Шемякином суде". Выберите по своему усмотрению несколько эпизодов, изображённых на них. Перескажите их близко к тексту повести.

Пересказ эпизода "Братья у попа"

Шли братья в город судиться. Остановились ночевать в одном селе, где у богатого был накомый поп. Богатый пошёл к попу ночевать, да и убогий туда же напросился.

Лежит убогий на полатях, смотрит, как богатый с попом ужинают. Смотрел убогий на еду и всё сильнее с полатей свешивался. Вдруг упал и прямо на зыбку.

Удавил убогий попова сына до смерти. И поп тоже отправился с братьями в город к судье.

Пересказ эпизода "Богатый брат у судьи"

Пришли братья в город. Принёс богатый челобитную на убогого и отдал судье. Выслушал Шемяка богатого и велел убогому отвечать.

А убогий вынимает из шапки завёрнутый камень и показывает его судье, да ещё и кланяется. Думает Шемяка, что убогий ему посул предлагает, и говорит богатому брату:

- Раз он у твоей лошади хвост оторвал, то ты без хвоста лошадь не бери. А бери её, когда хвост вырастет.

"Шемякин суд", гравюры

Фонохрестоматия

1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?

Гротеск придаёт повести ощущение нереальности происходящего, фантасмагории. Гипербола подчёркивает нереальность событий. Вместе эти приёмы усиливают иронию, помогают понять, кого высмеивает автор, а кто вызывает сочувствие.

Например, про убогого в начале повести актёр читает медленно, проникновенно.

Актёр использует интонацию, логические ударения, иронию в голосе, тембр и тон чтения.

2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе?

Манера акёрского чтения помогла мне понять мысли и чувства автора.

Но я бы прочитала слова о бедах убогого с большей жалостью. Например, в рассказе о попытке самоубийства можно добавить в голос отчаяния. А решения судьи я бы прочла с негодованием.

3. Что означают слова и словосочетания:

Почитание - проявление уважения, почтения.
Отмолить - выпросить прощение молитвами.
Сподобил Бог - удостоил, помог Бог, по воле Божьей.
Сила ратная - сила воинская, боевая.

Как они прозвучали при чтении?

При чтении они прозвучали спокойно, актёр не выделял их интонацией.

4. Какие интонации, торжественные или иронические, звучат в чтении Вологдина в описании суда, концовки произведения?

В чтении актёра звучат ироничные интонации "судья же понадеялся" и т.д. Насмешкой звучит последнее слово: "Аминь".


Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...