пятница, 12 августа 2022 г.

А. Чехов "Хамелеон", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 33-34

А. Чехов "Хамелеон"

Может быть интересно: краткое содержание рассказа "Хамелеон".

Фонохрестоматия

1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа - описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?

Актёр передаёт отношение автора с помощью интонации и тембра голоса.

2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?

То в жар, то в холод Очумелова бросает от страха, когда он думает, что собака может принадлежать генералу.

Актёр пытается показать, как Очумелов ищёт выход из ситуации, чтобы не попасть под генеральский гнев.

3. Обратите внимание на то, как резкий, категоричный тон актёра в словах "Ежели сказал, что бродячая..." сменяется на умильно-сладостное "Так это ихняя собачка?" Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т.д)?

Этот приём называется антитеза.

Актёр использует все перечисленные средства художественного чтения. Его голос становится то громким, гневным, то тихим, медленным, боязливым.

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие - горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?

Разговор Очумелова с толпой и Хрюкиным показался мне очень смешным. Особенно то, как часто менял своё мнение Очумелов. Но при этом мне было горько и грустно от того, что решение вопроса о собаке зависило от того, кому она принадлежала.

Главные герои этого рассказа - Очумелов и Хрюкин.

Фамилия Очумелов происходит от слова Очуметь, то есть одуреть, сделаться глупым. Глуп и герой, носящий эту фамилию. Он буквально дуреет от попыток понять, как поступить с собакой и одновременно угодить начальству.

Фамилия Хрюкин напоминают звуки, которые издаёт свинья. И сам герой - пьяница, а пьяница всегда ведёт себя как свинья.

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

Очумелов движется через базарную площадь важно, в сопровождении городового, в полной тишине и безлюдии. Он мнит себя большим начальством. У городового в решете конфискованный крыжовник. Здесь видна ирония автора над героем - подумаешь, шишка на ровном месте!

Услышав крики, Очумелов делает полуоборот. Он не поварчивается, как это сделал бы нормальный человек, а полуоборачивается, как робот, машина. Здесь видно презрение автора к этому получеловеку-полумашине.

В толпу Очумелов врезается, люди для него ничего не значат. Это опять говорит о презрительном отношении автора к этому самовлюблённому идиоту.

Речь Очумелова безграмотная, смешная. Людей он называет "чертями", "болванами", грозит всем показать "Кузькину мать", использует просторечные слова: "ежели", "пущай", "этакую".

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как это выражается в словах, интонации, жестах?

Когда Очумелов считает собаку бездомной, он хорошо относится к Хрюкину. Когда узнаёт, что собака генеральская - ругает Хрюкина.

В первом случае он желает наказать собаку: "Ты, Хрюкин, пострадал... Нужно проучить".

Во втором перекладывает вину на Хрюкина и обвиняет его во лжи: "А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!"

Говоря про генерала и его брата Очумелов "заливается улыбкой умиления".

4. Почему рассказ назван "Хамелеон"? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Герой рассказа надзиратель Очумелов всё время меняет своё мнение. Он приспосабливается к изменению обстановки, так же, как хамелеон меняет цвет кожи. Чехов сравнивает поведение своего героя с поведением хамелеона и поэтому даёт рассказу это название.

Очумелов - хамелеон. Он меняет мнение, чтобы угодить начальству. Он презирает толпу, простых людей и умиляется при слове "генерал".

Хрюкин - пьяница, золотых дел мастер. Человек глупый, недалёкий. Он не хамелеон. Он обвиняет собаку, но его слово не имеет решающего значения.

Толпа безликая, шумная, она любит зрелища. Ей всё равно, какое решение примет Очумелов, главное - повеселиться. Она смеётся над Очумеловым, потом над Хрюкиным.

5. Как с помощью речи героев определяется их характер?

Манера строить фразы, лексика героев прямо указывают на их характер. Очумелов любит грозить, ругаться. Он человек несдержанный, считающий себя очень важным и умным. Но при этом малограмотный и недалёкий. Это видно по просторечным словам, которые он употребляет. Он приспособленец и легко меняет тембр речи, интонацию.

Хрюкин же простой пьяница и скандалист. Он может раздуть скандал из ничего. Это вздорный, опять же малограмотный человек.



12 комментариев:

  1. 4 нет не нашла так что бред

    ОтветитьУдалить
  2. Классно, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень помогло, класс, кто на чëрно оранжевый ютуб?

    ОтветитьУдалить

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...