вторник, 3 мая 2022 г.

Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 22-23

Пословицы и поговорки

Обогащаем свою речь

1. О чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

В пословицах народ говорит о своей жизни, поэтому в них отражается всё, важное для человека: его качества, советы, работа, наблюдения за природой.

Пословицы легко запоминаются потому, что они часто рифмованы, небольшого размера, и занимательны.

Общего в пословицах и поговорках то, что это яркие, запоминающиеся, меткие народные выражения. Но пословица содержит законченную мысль, важный вывод, а поговорка служит лишь украшением речи.

2. Озаглавьте каждую группу пословиц.

Пословицы в учебнике разделены абзацами на семь частей. Заглавия по порядку:

  1. О Родине.
  2. О дружбе.
  3. О трудолюбии.
  4. О нерадивости.
  5. Про лень.
  6. Про трусость.
  7. Про глупость.

3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

Мне нравится пословица "Семеро одного не ждут". Её смысл в том, что коллектив не должен задерживаться из-за одного отстающего. Ведь один человек может затормозить работу множества других людей.

Часть пословиц и поговорок пришла из сказок ("Битый небитого везёт", "Кому вершки, а кому корешки). Некоторые пословицы вошли в народ из басен Крылова. Припомните из каких басен эти пословицы.

Битый небитого везёт - сказка "Лисичка-сестричка и волк".
Кому вершки, а кому корешки - сказка "Мужик и медведь".
Сильнее кошки зверя нет - "Мышь и крыса".
А Васька слушает да ест - "Кот и повар".
У сильного всегда бессильный виноват - "Волк и ягнёнок".
Слона-то я и не приметил - "Любопытный".
А воз и ныне там - "Лебедь, рак и щука".

4. Объясните смысл поговорок. Составьте предложения с этими поговорками.

Заткнуть за пояс - победить кого-либо. Вася заткнул за пояс Петю, ответив на уроке на пять.
Рвёт и мечет - вне себя от злости. Костя рвал и метал, получив двойку за контрольную.
При царе Горохе - очень давно. Маша была отличницей давно, ещё при царе Горохе.
Медведь на ухо наступил - нет слуха. Митя любил петь, но ему в детстве медведь на ухо наступил.

5. На титульный лист своего труда "Пословицы русского народа" Даль вынес народное изречение "Пословица не судима". Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Пословица не судима - значит она не подлежит осуждению, о ней нельзя составить хорошее или плохое мнение. Она сама по себе является мнением, к которому можно прислушаться, а можно проигнорировать, но от этого пословица хуже не станет.

Именно это и имел ввиду Даль, вынося это выражение на титульный лист своей книги.

Пример предложений: 

У тебя, Егор, на голове густо, а в голове пусто, и не спорь, ведь пословица не судима, а твои двойки говорят сами за себя.

Пословица не судима, как не может быть судим народ, её придумавший.

6. Как вы понимаете пословицы. Придумайте небольшой рассказ с одной из пословиц.

Видит око, да зуб неймёт. Что-то очень хочется, но взять это невозможно.

Дорого, да мило, дёшево, да гнило. Дорогая вещь очень нравится, но денег жаль. Дешёвая же оказывается плохого качества.

Делить шкуру неубитого медведя. Заранее планировать, что будешь делать после какого-то события.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Прежде чем что-то делать, нужно всё тщательно взвесить.

Близок локоток, да не укусишь. Кажется лёгким, но на самом деле невозможное.

Мал золотник, да дорог. И малое может быть дорогим, важным.

Пример рассказа по пословице "Делить шкуру неубитого медведя" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

7. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы внести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

Я бы хотела внести в свою речь как можно больше пословиц и поговорок, но самой важной из них я считаю пословицу "Век живи - век учись". Как мне кажется, она подойдёт для любой ситуации и для любого рассказа.

8. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части. Назовите пословицу по её второй части. По одной из них придумайте рассказ.

Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи - век учись.
Делу - время, потехе - час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Пример рассказа по пословице "Делу - время, а потехе - час" можно посмотреть, перейдя по ссылке.

9. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Меткость, образность:

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
Без наук, как без рук.

Рифма:

Красна птица перьем, а человек ученьем.
На голове густо, а в голове пусто.

10. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

Пример рассказа по пословице "Корень учения горек, а плод его сладок" можно посмотреть, перейдя по ссылке.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...