Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 100
§ 15. Ответы на вопросы к теме «Среды обитания»
Проверьте себя
1. Что такое среда обитания?
Средой обитания мы называем часть природы, окружающую живой организм и оказывающую на него влияние.
2. Чем условия отличаются от ресурсов среды?
Условия и ресурсы являются экологическими факторами.
Условия среды не могут потребляться живым организмом, это температура воздуха, влажность, солёность воды и прочее.
Ресурсы среды потребляются живым организмом, это вода, кислород, растения, пространство и прочее.
3. Какое ресурсы необходимы для жизни растений и животных?
Для жизни растений необходимы:
- солнечный свет;
- вода;
- кислород;
- углекислый газ;
- минеральные вещества;
- почва.
Для жизни животных необходимы:
- пища (растительная или животная);
- вода;
- кислород;
- территория.
4. Какие факторы неживой природы оказывают влияние на организмы?
На организмы оказывают влияние абиотические факторы (факторы неживой природы). Их делят на климатические и территориальные.
5. Перечислите абиотические факторы.
К абиотическим факторам относятся:
- солнечный свет;
- температура;
- влажность;
- рельеф;
- свойства почвы:
- солёность;
- ветер;
- течения.
6. Почему при большом количестве воды растения в тундре растут очень медленно?
В тундре много воды, но много и неблагоприятных экологических факторов, которые препятствуют росту растений, например:
- короткое лето;
- мало количество солнечного света;
- суровые зимы и низкие температуры;
- неплодородная почва.
Подумайте!
Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на природу в настоящее время?
В настоящее время на природу наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы. Абиотические и биотические факторы существовали всегда, и их влияние на природу постоянное. А вот антропогенные факторы появились недавно и с каждым годом всё сильнее влияют на природу.
Это — деятельность человека, которая нарушает привычные среды обитания других организмов, загрязняет почву, воздух и воду, оказывает массу иных негативных воздействий на природу и малую толику позитивных.
Моя лаборатория. Выполните задания.
1. Охарактеризуйте абиотические, биотические и антропогенные факторы. Приведите примеры факторов каждой из этих групп.
Абиотические факторы — это явления, элементы и свойства неживой природы, который оказывают влияние на живой организм. Пример: температура воздуха, солнечный свет.
Биотические факторы — это влияние друг на друга и взаимодействие между собой разных живых организмов. Пример: заяц и трава, которую он кушает.
Антропогенные факторы — это влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания. Пример: распашка лугов под поля.
2. Опишите процессы, проходящие в живых организмах с участием солнечного света.
С участием солнечного света в растениях происходит процесс фотосинтеза.
Растение поглощает углекислый газ из атмосферы. Под действием энергии солнечного света углекислый газ вступает в реакцию с водой и образуются органические вещества. При этом выделяется кислород.
3. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.
Условия низкой влажности характерны для пустынь и полупустынь. Назовём животных и растения этих зон:
- Верблюжья колючка.
- Кактус.
- Саксаул.
- Верблюд.
- Змея (эфа).
- Скорпион.
4. Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека.
Факторы, связанные с деятельность человека, называют антропогенными. К ним относятся:
- Вырубка лесов;
- Загрязнение воздуха, воды, почвы;
- Строительство плотин на реках;
- Распашка полей;
- Осушение болот.
5. Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, заполните таблицу в рабочей тетради «Среды жизни/Живые организмы, населяющие среду жизни».
Пустыня: верблюд, кактус.
Тундра: лемминг, ягель.
Тайга: бурый медведь, кедр.
Лес: заяц, берёза.
Степь: сурок, ковыль.
Горы: горный баран, эдельвейс.
Болото: лягушка, осока.
Озеро: карп, камыш.
Океан: акула, ламинария.
Комментариев нет:
Отправить комментарий