вторник, 17 июня 2025 г.

Ответы на вопросы к теме «Среды обитания», 5 класс

Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 100

§ 15. Ответы на вопросы к теме «Среды обитания»

Проверьте себя

1. Что такое среда обитания?

Средой обитания мы называем часть природы, окружающую живой организм и оказывающую на него влияние.

2. Чем условия отличаются от ресурсов среды?

Условия и ресурсы являются экологическими факторами.

Условия среды не могут потребляться живым организмом, это температура воздуха, влажность, солёность воды и прочее.

Ресурсы среды потребляются живым организмом, это вода, кислород, растения, пространство и прочее.

3. Какое ресурсы необходимы для жизни растений и животных?

Для жизни растений необходимы:

  • солнечный свет;
  • вода;
  • кислород;
  • углекислый газ;
  • минеральные вещества;
  • почва.

Для жизни животных необходимы:

  • пища (растительная или животная);
  • вода;
  • кислород;
  • территория.

4. Какие факторы неживой природы оказывают влияние на организмы?

На организмы оказывают влияние абиотические факторы (факторы неживой природы). Их делят на климатические и территориальные.

5. Перечислите абиотические факторы.

К абиотическим факторам относятся:

  • солнечный свет;
  • температура;
  • влажность;
  • рельеф;
  • свойства почвы:
  • солёность;
  • ветер;
  • течения.

6. Почему при большом количестве воды растения в тундре растут очень медленно?

В тундре много воды, но много и неблагоприятных экологических факторов, которые препятствуют росту растений, например:

  • короткое лето;
  • мало количество солнечного света;
  • суровые зимы и низкие температуры;
  • неплодородная почва.

Подумайте!

Какие из экологических факторов оказывают наибольшее влияние на природу в настоящее время?

В настоящее время на природу наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы. Абиотические и биотические факторы существовали всегда, и их влияние на природу постоянное. А вот антропогенные факторы появились недавно и с каждым годом всё сильнее влияют на природу.

Это — деятельность человека, которая нарушает привычные среды обитания других организмов, загрязняет почву, воздух и воду, оказывает массу иных негативных воздействий на природу и малую толику позитивных.

Моя лаборатория. Выполните задания.

1. Охарактеризуйте абиотические, биотические и антропогенные факторы. Приведите примеры факторов каждой из этих групп.

Абиотические факторы — это явления, элементы и свойства неживой природы, который оказывают влияние на живой организм. Пример: температура воздуха, солнечный свет.

Биотические факторы — это влияние друг на друга и взаимодействие между собой разных живых организмов. Пример: заяц и трава, которую он кушает.

Антропогенные факторы — это влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания. Пример: распашка лугов под поля.

2. Опишите процессы, проходящие в живых организмах с участием солнечного света.

С участием солнечного света в растениях происходит процесс фотосинтеза.

Растение поглощает углекислый газ из атмосферы. Под действием энергии солнечного света углекислый газ вступает в реакцию с водой и образуются органические вещества. При этом выделяется кислород.

3. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.

Условия низкой влажности характерны для пустынь и полупустынь. Назовём животных и растения этих зон:

  • Верблюжья колючка.
  • Кактус.
  • Саксаул.
  • Верблюд.
  • Змея (эфа).
  • Скорпион.

4. Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека.

Факторы, связанные с деятельность человека, называют антропогенными. К ним относятся:

  • Вырубка лесов;
  • Загрязнение воздуха, воды, почвы;
  • Строительство плотин на реках;
  • Распашка полей;
  • Осушение болот.

5. Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, заполните таблицу в рабочей тетради «Среды жизни/Живые организмы, населяющие среду жизни».

Пустыня: верблюд, кактус.

Тундра: лемминг, ягель.

Тайга: бурый медведь, кедр.

Лес: заяц, берёза.

Степь: сурок, ковыль.

Горы: горный баран, эдельвейс.

Болото: лягушка, осока.

Озеро: карп, камыш.

Океан: акула, ламинария.

Таблица «Среды жизни/Живые организмы, населяющие среду жизни», пример


Комментариев нет:

Отправить комментарий