суббота, 21 января 2023 г.

А. Блок "На поле Куликовом", следы влияния фольклора, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 2 часть, Коровина, страницы 92-93

А. Блок "На поле Куликовом"

Фонохрестоматия

1. Литературоведы утверждают, что в творчестве Блока вырисовывается тема двух Россий. О какой России идёт речь в этом стихотворении?

В стихотворении речь идёт о России народной, древней, но вечной.

2. Что преобладает в стихотворении - тревога, горестное чувство, любовь? Как удаётся это донести Алине Покровской чтением?

В стихотворении преобладает тревога. Актриса выделяет это чувство голосом, в нём слышится боль, тревога, он звенит и словно плачет. Но не мало в нём и слов любви, которая придаёт сил, зовёт на подвиги.

3. Почему слышится мелодия песни "Вот мчится тройка почтовая"? Что она символизирует?

Песня символизирует путь, дорогу без конца и края. Как нет начала у истории России, так не будет никогда конца. В борьбе Родина обретёт счастье и покой, но до этого ещё очень долгое время, а пока - покоя нет.

Размышляем о прочитанном

1. О чём повествует Блок в цикле "На поле Куликовом"? Как передаётся поэтом историческое событие - битва на Куликовом поле? Почему Блок сравнивает Русь с женой? Как вы понимаете эти строки?

Первые пять стихотворений рассказывают о Куликовской битве - долгом пути, ночной тревоге перед битвой, переживаниях воина и его мечтах. Последнее стихотворение "Россия" словно подводит итог циклу. В нём поэт признаётся в любви к России, и выражает надежду на светлое будущее.

Поэт передаёт историческое событие через слова и мысли русского воина, участника грозного события.

Жена не только супруга, но и просто женщина. Сравнивая Русь с женой, автор указывает на огромную любовь к Родине, которая сильнее страха смерти. Воин понимает, что ему и его потомкам предстоит вечно защищать Родину, как любимую женщину, а потому покой им может только сниться.

2. Какое настроение преобладает в произведении? Каким образом оно достигается? С какими произведениями сближается текст поэмы в словах "На пути - горючий белый камень"?

В цикле преобладают грустные, печальные ноты. Это настроение достигается с помощью поэтических образов. Поэт часто использует слова с грустным оттенком: тоска, горючий, нищая, грустят, скудная, испуганные, ущербная, больна и другие.

Упоминание горючего путевого белого камня отсылает читателя к текстам древнерусских былин.

3. Как можно объяснить строки "Я не первый воин, не последний"?

Герой стихотворения говорит о том, что Родина будет долго больна, то есть её будут долго терзать враги, как терзали в прошлом. И раньше, до него, русские воины выходили на битвы защищать свою землю, поэтому герой не первый воин. Он понимает, что будут битвы и в будущем, поэтому он воин не последний.

4. Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях:

Река раскинулась, течёт, грустит лениво - олицетворение, метафора.
Скудная глина жёлтого обрыва - эпитеты.
Грустят стога - олицетворение.
Идут испуганные тучи - олицетворение, метафора.
Горючий белый камень - эпитеты.
Долго будет родина больна - олицетворение.
Вековая тоска - эпитет, гипербола.
Ущербная луна - эпитет.

5. Как вы понимаете концовку в стихотворении "Россия"?

Поэт говорит о том, что невозможное возможно, а дорога будет лёгкой, когда есть за что бороться, к чему стремиться, когда любишь свою Родину.

6. Чем объединены стихотворения Блока в цикле "На поле Куликовом" (жанром, темой, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия)?

Стихотворения объединены и жанром, и темой, и поэтическим настроением. А также исторической эпохой, замыслом.

Опыт литературоведческого исследования

Найдите в тексте цикла "На поле Куликовом" следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далёкого исторического прошлого.

Используя в цикле мотивы древнерусской и фольклорной поэтики Блок достигает погружения в описываемую эпоху, точнее передаёт настроение, чувства героев. Этим достигается особое, героическое восприятие цикла.

Примеры влияния фольклора в цикле "На поле Куликовом"

  • Используется образ путевого камня, как символ выбора - горючий белый камень.
  • Применяются гиперболы для описания доблести воина-богатыря и силы врага - тучей чёрной двинулась орда.
  • Используется образ князя - защитника Русской земли - тихие зарницы князья стерегли.
  • Народ и Россия не разделяются - Россия, нищая Россия.
  • Родина сравнивается с женой, женщиной - О, Русь моя! Жена моя!
  • Борьба с врагом описывается как богоугодное дело - святое знамя, святое дело.
  • Одушевление природы - Непрядва убралась туманом, что княжна фатой.
  • Формула "сам-друг".
  • Вмешательство высших сил - твой лик нерукотворный.
  • Мотив противостояния добра и зла - светлый стяг над нашими полками/поганая орда.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, введите их в свою разговорную речь.

Скудный - бедный, незначительный.
Пронзил - проткнул.
Тоска - грусть.
Блеснёт - сверкнёт.
Испуганные тучи - убегающие прочь тучи. 
Мелькают вёрсты - передаёт скорость передвижения.
Святое дело - правое дело.
Родина больна - враги терзают Родину.
Помяни - вспомни погибшего.
Сердцем вещим - сердем чующим, знающим.
Глухая песня - тоскливая, протяжная песня.
Мгновенный взор - быстрый взгляд.
И невозможное возможно - всё возможно.
Прекрасные черты - очень красивые.
Дивное диво - чудо из чудес.
Забота - тревога, хлопоты.
Узорный плат - красивый платок.
Песни ветровые - звуки ветров в поле.
А. Блок "На поле Куликовом", иллюстрация


Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...