Использован учебник «Биология 5 класс, 2023 год», В. Пасечник, страница 31
§ 4. Ответы на вопросы к теме «Методы исследования в биологии»
Проверьте себя
1. Какова основная цель науки?
Основная цель науки — получение новых знаний об окружающем мире.
2. Что такое научный метод? В чём его основной принцип?
Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых для построения научных знаний.
Основной принцип научного метода — объективность.
3. Какие методы исследования в биологии вам известны?
Методы исследований бывают практическими и теоретическими.
К практическим методам исследования относятся:
- Наблюдение;
- Эксперимент (опыт);
- Измерение.
4. Какой факт можно считать научным?
Научным следует считать факт, проверенный и подтверждённый другими исследованиями.
5. Что такое научное наблюдение?
Научное наблюдение — это восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. Оно должно отвечать следующим требованиям:
- Быть целенаправленным;
- Проводиться по определённому плану;
- Давать точные результаты;
- Совпадать с повторными наблюдениями при тех же условиях.
6. В каких случаях биологу проще работать с живыми объектами, а в каких — с фиксированными?
Если требуется изучить особенности поведения и реакцию организмов на различные условия среды, то биологу проще работать с живыми объектами.
Если требуется изучить внутренне строение — проще работать с фиксированными объектами.
7. Чем научное познание отличается от ненаучного познания?
Научное познание происходит в результате исследований.
Ненаучное познание происходит при получении знаний из произведений литературы, искусства, работ философов, обыденной жизни.
Если первое является целенаправленным, то второе носит бессистемный и часто случайный характер.
8. Каково значение ненаучного познания для жизни человека? Влияет ли оно на развитие науки? Приведите примеры.
Ненаучное познание способствует пробуждению интереса к природе, более глубокому её постижению и изучению. Тем самым ненаучное познание оказывает сильное влияние на развитие науки.
Люди, заинтересовавшись тайнами природы, начинают их изучать уже научными методами, совершают научные открытия и двигают науку вперёд.
Пример: интерес к полёту птиц привёл к исследованиям, которые помогли понять, как птицы летают, и которые позволили использовать полученные знания для создания летательных аппаратов.
Подумайте!
В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о так называемом снежном человеке, приводились рассказы очевидцев о встречах с ним, зарисовки и фотографии его следов и даже самого снежного человека. Было организовано несколько экспедиций для поиска снежного человека. Почему, несмотря на многочисленные свидетельства очевидцев, существование снежного человека не может быть признано научным фактом? Свой ответ аргументируйте.
Существование снежного человека не может быть признано научным фактом потому, что:
- Не найдены живые или мёртвые представители этого вида.
- Нет данных о численности и об особенностях поведения снежного человека.
- Нет следов жизнедеятельности снежного человека, которые можно было бы исследовать.
- Показания свидетелей противоречивые и неполные, а видео и фотоматериалы некачественные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий