суббота, 22 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к разделу "Устное народное творчество" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 35-39. 

Раздел "Устное народное творчество". Проверим себя

1. Найди виды устного народного творчества. Что мы называем малыми фольклорными жанрами?

Песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, пестушка.

Все эти виды рассказывались устно, придумывались народом, служили определенным бытовым целям. Они относятся к малым фольклорным жанрам, потому что небольшие по объёму.

2. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?

Песня - это жанр устного народного творчества. Её можно петь.

Песня имеет сходство со стихотворением. В ней есть ритм и рифма. Но стихотворение придумывает поэт, а народные песни - народ.

3. Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песни?

Ритм и интонация песни напрямую связаны с её содержанием. Если песня смешная, то ритм быстрый, а интонация весёлая. Если песня грустная, то ритм медленный, тягучий, а интонация печальная.

4. Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов "Весна-красна!.."

Пример песенки-заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Нам всем не до сна!
Пройди скорей среди лесов и полей!
Весна-красна! Не надо нам сна!
Хотим цветов и журавлей!

5. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

В них народ раскрывает своё отношение к жизни.

Ведь пословицы и поговорки выражают народную мудрость, делятся опытом, советуют как поступить в той или иной ситуации.

Они дошли до нас с давних времён. 

Пословицы сочинялись ещё в глубокой древности.

Живут в нашем родном языке и речи.

Мы до сих пор используем пословицы и поговорки в обычной речи.

6. Собери пословицы.

Кончил дело - гуляй смело.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал - навек лгуном стал.
Кто других не любит - сам себя губит.
Была бы охота - будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

7. Догадайся о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд.)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь.)
Стоит Антошка на тонкой ножке. (Подсолнух.)
Зимой лежал, весной побежал. (Снег.)
Весной вырастают, осенью облетают. (Листья.)
Одетый летом, зимой раздетый. (Лес.)

Примеры своих загадок к этим отгадкам можно посмотреть в ответах к рабочей тетради, перейдя по ссылке.

8. В русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются также.

Эти сказки начинаются одинаковым зачином: "Жил-был". Но заканчиваются они разными концовками.

В сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" в концовке Иванушка становится мальчиком.

У сказки "Иван-царевич и серый волк" концовка "Стали жить-поживать".

В сказке "Сивка-бурка" концовка "И я там был".

Такой же зачин в сказках "Морозко", "Смоляной бычок", "Курочка ряба".

Концовка "Стали жить-поживать" встречается в сказках "Василиса Премудрая", "Царевна-лягушка", "Финист ясный сокол".

Концовка "И я там был" встречается в сказках "По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре", "Хрустальная гора", "Иван-коровий сын".

9. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.

10. Определи, где зачины и концовки.

Зачины: "Жили-были", "За тридевять земель..."

Концовки: "Стали они жить...", "Я там был..."

11. Как бы ты сказал, что такое фольклорная сказка?

Сказка - это литературное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло. Раньше сказка передавалась из уст в уста.

12. Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках.

Я считаю, что язык волшебной сказки - такая же её особенность, как например волшебный помощник или предмет.

Выразительными средствами сказки являются: зачин, концовка, присказка, троекратные повторы, образные сравнения и определения.

13. Определи главных героев сказок "Сивка-Бурка" и "Иван-царевич и Серый волк". Сравни их. Обрати внимание на происхождение, кто кому помогает, в каких событиях участвует, какая награда их ждёт.

В первой сказке герой Иванушка, дурачок, крестьянский сын. Во второй - Иван-царевич, сын царя Берендея, знатный человек.

Им помогают животные: Сивка-Бурка и Серый волк. Иванушка просто пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной, чтобы стать её женихом. Ему чужого не надо.

Иван-царевич ищет жар-птицу, попутно похищая всё самое дорогое и красивое - клетку, коня, Елену Прекрасную.

Награда же у героев одинаковая - свадьба с Еленой Прекрасной.

14. Какие ты знаешь волшебные предметы? Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Волшебные предметы и сказки в которых они встречаются: 

Волшебная палочка: "Спящая красавица", "Незнайка в Солнечном городе"
Скатерть-самобранка: "Поди туда, не знаю куда", "Сума, дай ума".
Зеркало: "Сказка о мёртвой царевне", "Белоснежка и семь гномов".
Сапоги-скороходы: "Мальчик-с-пальчик", "Вещий сон".
Дудочка: "Дудочка и кувшинчик", "Волшебная дудочка".
Ковёр-самолёт: "Старик Хоттабыч", "Заколдованная королевна".
Шапка-невидимка: "Вещий сон", "Безногий и слепой богатыри".

15. Рассмотри рисунки и фотографии этого раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

Примеры рассказов о народных промыслах Гжель, Хохлома, Дымково можно прочить по ссылке.

Народные промыслы - это вид искусства, в них авторы раскрывают свою душу, своё мировоззрение, своё отношение к природе и к человеку. Поэтому это творчество, но творчество народное, потому что для каждого промысла характерны одни и те же особенности, черты, но разные сюжеты.

16. Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Как называется одежда?

На рисунке изображены различные виды традиционной русской одежды. Мужской: косоворотка, кафтан, рубаха. Женской: кокошник, душегрейка, охабень.

Были и другие виды одежды: зипун, тулуп, свитка, сорочка, сарафан.

Как одевались русские люди в старину

17. Рассмотри иллюстрации к разделу. Составь рассказ об одном из художников, запиши план. Используй слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравится, на ней изображено.

Сравнение картин Васнецова и Билибина можно прочитать, перейдя по ссылке.

Рассказ о художнике Викторе Васнецове для 3 класса

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье священника.

Ещё во время учёбы в семинарии он рисовал портреты, а потом уехал в Петербург и поступил в академию художеств.

Васнецов создал много картин на сказочные сюжеты: "Ковёр-самолёт", "Три царевны подземного царства", "Богатыри".

Но мне больше всего нравится его картина "Алёнушка". На ней изображена сидящая на берегу пруда девушка в простой русской одежде. Она печально склонила голову на колено, а позади неё высится тёмный густой лес.

Неизвестно, зачем она пришла в это глухое место, о чём грустит. Но именно эта таинственность больше всего и привлекает в этой картине.

Кисти художника принадлежат и такие известные сказочные полотна, как "Иван царевич на сером волке", "Кощей бессмертный" и другие. Все они принесли Васнецову мировую славу.

Художник умер 23 июля 1926 года в Москве.

Рассказ о художнике Иване Билибине для 3 класса

Годы жизни этого замечательного иллюстратора русских народных сказок 16 августа 1876 - 7 февраля 1942.

Будущий художник родился недалеко от Петербурга в семье врача. Он с детства хорошо рисовал, сперва отдавая предпочтение пейзажу.

Но в двадцатилетнем возрасте Билибин увлёкся народными сказками и стал рисовать иллюстрации к ним. Он создал много произведений на сказочную тематику.

Одной из первых его работ оказалась иллюстрация "Иван-царевич на сером волке". Потом были иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Марья Моревна", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и многие другие.

Но мне больше всего нравится его иллюстрация "Жар-птица" к сказке "Иван царевич и серый волк". На ней изображена волшебная, сверкающая огнём птица, одно перо которой выдёргивает упавший на землю царевич.

Царевич изображен на картине настоящим красавцем, в красивой одежде и расписных сапогах. 

Этой картиной можно любоваться часами.

Дополнительно: ответы на вопросы предыдущих редакций учебника.

Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют устное народное творчество.

Ответы на вопросы: Афрон, Козлёночек, Алёнушка, Конь, Уздечка, Елена, Золотые, Перстень.

Слово по вертикали: Фольклор.

Почему так говорят: "Пословицы недаром молвится", "Пословица всем делам помощница"?

Любая пословица это прежде всего наблюдение, сделанное народом. Это совет, как поступить в том или ином случае. Это мудрость, обретённая с веками.

Прочитай скороговорку "Ехал Грека". Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

В этой скороговорке повторяются звуки Р, Г и К. 

Она пригодится детям, у которых есть трудности с проговариванием звука Р.

Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.

Устное народное творчество и прикладное искусство объединены тем, что их создает народ.

Народ черпает вдохновение в природе, труде, быту. И рождаются произведения фольклора или предметы искусства.

Другие примеры народного творчества:

Роспись по дереву, металлу, керамике.
Игрушка.
Кружева, платки, другие изделия из ткани.
Литьё, изделия из металла.
Резьба по дереву, зодчество.
Какими качествами наделены герои прочитанных тобою сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?

Герои прочитанных сказок наделены многими положительными качествами: доброта, отзывчивость, смирение, смелость, трудолюбие.

Они положительные герои, олицетворяющие добро. А добро всегда побеждает зло в сказках.

Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?

У Ивана-царевича ничего бы не получилось. Он опять ослушался бы совета Серого волка, его бы схватили и либо посадили в тюрьму, либо отправили ещё куда-нибудь за тридевять земель, добывать очередное сокровище.

Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам их можно определить?

Сказки называются волшебными, потому что в них происходят чудеса, то, что невозможно в обычной жизни.

В волшебной сказке всегда есть превращения, волшебные предметы, сказочные существа. Их действие происходит в вымышленном мире. Герою приходится бороться со злом и побеждать.

1 комментарий:

4 октября, Кондрат да Ипат: традиции и приметы

4 октября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается память апостола от 70-ти Кондрата, но в народе его ...