среда, 19 мая 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" для 3 класса

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 14.

Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

1. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой.

С детьми случались следующие несчастья:

  1. Иванушка стал козлёночком. Он слишком хотел пить и не устоял перед соблазном.
  2. Ведьма утопила Алёнушку. Девушка поверила незнакомке.

2. Как проявили себя герои в трудных ситуациях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

Алёнушка не бросила козлёночка, Иванушка бегал за помощью к сестре на реку. Они стойко переносили несчастья.

Алёнушка горько плакала, когда брат стал козлёнком. Иванушка-козлёнок повесил голову, не ел, не пил, бегал на реку, когда сестру утопили.

Это говорит о том, что брат и сестра сильно любили друг друга.

3. Как козлёночек звал свою сестру: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка?

Козлёнок звал сестру жалобно, печально, ведь сестра утонула, а его должны были убить.

Алёнушка отвечала с сожалением, она не могла выплыть.

4. Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда. Какие черты характера проявил Иванушка в начале сказки, а какие - в конце?

Иванушка стал козлёночком потому что не послушал сестру; потому что был маленьким и не мог терпеть жажду.

В начале сказки Иванушка был нетерпеливым, непослушным, не умеющим терпеть невзгоды.

В конце сказки он показал храбрость, верность, настойчивость.

5. Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Сделай выборочный пересказ.

Детей хотела погубить ведьма. 

Обман ведьмы помогли раскрыть Иванушка, который бегал к реке и звал сестру, и слуга, который подслушал мольбу Иванушки.

Смотри пересказ ниже, ту его часть, где говорится про козлёнка на берегу, со слова "А Иванушка стал бегать на реку..."

6. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая. Объясни, приведи примеры из сказки.

Алёнушка была доброй и красивой девушкой (Купец звал её "Красна девица"; когда она ожила стала краше, чем была).

Она любила брата и много работала ("Пошла Алёнушка на работу").

Она была доверчивой, наивной (Поверила ведьме и пошла купаться).

Она была преданной и всеми силами стремилась вернуться к брату (Иванушка звал сестру, а она с тоской отвечала, что не может вернуться).

7. Сравни Алёнушку и братца Иванушку по следующим критериям: характер, поступки, моё отношение.

Сестрица Алёнушка была доброй и работящей девушкой. Она любила брата и стремилась помочь ему. Она не бросила Иванушку, когда тот стал козлёночком, а купец позвал её замуж. Но Алёнушка была доверчивой, а потому пострадала от ведьмы. Мне нравится эта героиня и её поступки.

Братец Иванушка был маленьким и непослушным. Он легкомысленно напился водицы и стал козлёночком. Но когда ведьма утопила Алёнушку именно Иванушка спас сестру, приведя людей. Он получил жестокий урок, но стал сильнее и умнее. Мне он тоже нравится.

8. Найди в сказке описания событий, которые повторяются три раза.

Три раза повторяется просьба братца напиться воды и трижды Алёнушка запрещает ему. Трижды при этом упоминается стоящая жара: "Солнце высоко, колодец далеко..."

9. Прочитай первое предложение сказки. Как начинается эта часть?

"Жили-были старик да старуха". Это зачин сказки.

10. Понаблюдай за языком волшебной сказки. Найди красочные определения и сравнения.

Красочные определения и сравнения: широкому полю, солнце высоко, колодец далеко, красна девица, злато-серебро, костры высокие, ножи булатные, шёлкова трава, залилась слезами, кишочки прополоскать.

11. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их, отражая предложением главную мысль каждой части. Это будет тезисный план

Пример сложного плана пересказа сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Разделим сказку на пять смысловых частей.

Дадим каждой название и запишем эти части в виде плана. По нему можно пересказать сказку, а значит это план.

Тезисный план сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" для 3 класса

  1. Не пей из копытца, слушайся сестру.
  2. Алёнушка выходит за купца и берёт с собой Иванушку.
  3. Ведьма топит Алёнушку.
  4. Козлёнок ходит по бережку и зовёт сестру.
  5. Зло ведьмы наказано.

Пересказ сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Алёнушка и Иванушка остались сиротами. Однажды они шли по полю и стояла страшная жара. Дети очень хотели пить. Иванушка увидел коровье копытце полное воды. Он стал просить позволения напиться. Но Алёнушка строго запретила ему пить. Он послушался.

Не стал Иванушка пить и из лошадиного копытца. Но когда дети дошли до козьего копытца, Иванушка обезумел от жажды и выпил воды.

Он стал козлёночком, а сестра стала горько плакать.

На её счастье, мимо проезжал купец, которому понравилась девушка. Он позвал Алёнушку замуж, а козлёночек стал жить с ними.

Однажды купец уехал, а ведьма заманила Алёнушку на реку и утопила. Ведьма превратилась в Алёнушку и никто, кроме козлёночка, не заметил подмены.

А Иванушка стал бегать на реку и звать сестру. Но Алёнушка отвечала ему, что не может выбраться.

Ведьма узнала про это и решила убить козлёночка. Тот в последний раз побежал к реке и отчаянно звал сестру. Его мольбу услышал слуга и доложил купцу.

Алёнушку достали и она ожила. Иванушка кувыркнулся и стал мальчиком. Все были счастливы.

12. Перечитай конец сказки. Можно ли сказать, что добро побеждает зло? Составь высказывание.

Обман ведьмы раскрылся и Алёнушку вытащили из реки. Она ожила, а братец превратился обратно в мальчика. 

Так добро победило, а зло было наказано.

Высказывание: особенностью волшебных сказок оказывается победа добра над злом.

Дополнительно: 

Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?

Три раза просил Иванушка позволения напиться из копытца, и три раза повторяются слова: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Это троекратный повтор, обычный для народных сказок.

Он призван показать, как сильно страдали дети от жажды.

19 комментариев:

  1. СТАВИТЬ УДАРЕНИИИЕ

    ОтветитьУдалить
  2. КТО ЧЁ МНЕ НЕ ПОНЯТНО Я ДЕВКА***

    ОтветитьУдалить
  3. ТЫ ХТО**************************

    ОтветитьУдалить
  4. Ты что не отвечаеш?

    ОтветитьУдалить
  5. Всем приветики пакетики

    ОтветитьУдалить
  6. ДА КАК ТАК - ТО ААААААААААААААААА*****************************************?!

    ОтветитьУдалить
  7. Всем привет с вами Purple Kitty!

    ОтветитьУдалить
  8. Всем привет меня зовут Саске я мама

    ОтветитьУдалить
  9. Мямя накольми меня

    ОтветитьУдалить
  10. Нуууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу д- да

    ОтветитьУдалить

4 октября, Кондрат да Ипат: традиции и приметы

4 октября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается память апостола от 70-ти Кондрата, но в народе его ...