четверг, 30 декабря 2021 г.

Научно-познавательный рассказ по сказке "Пятеро из одного стручка"

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71. 

УКМ "Перспектива"

Раздел "Литературная сказка"

Маленькие и большие секреты страны Литературии

1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.

Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.

Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.

Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.

2. Составьте таблицу "В чём схожесть и различие народных и литературных сказок".

Сходства и различия народных и литературных сказок

Народная/литературная
Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.

3. Сравните героев литературной и народной сказок.

Герой народной сказки:

Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.
Преодолевает все трудности на своём пути.
В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.
Всегда возвращается изменившимся.

Герой литературной сказки:

Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке "Аленький цветочек)
Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке "Дикие лебеди")
Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке "Огниво")
Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. ("Бременские музыканты")

4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.

Это Борис Заходер, который перевёл "Винни Пуха", Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела "Хоббита".

5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.

В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.

Так, сказки "Белоснежка и семь гномов", "Спящая красавица", "Дикие лебеди", "Аленький цветочек" имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.

Сказка "Бременские музыканты" имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.

А такие сказки, как "Чайник", имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.

6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.

Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.

Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.

7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена "Пятеро из одного стручка" построит научно познавательный рассказ.

Научно-познавательный рассказ "Пятеро из одного стручка"

Горох - удивительное растение семейства Бобовых.

Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.

Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха - стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.

Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.

8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.

Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.

Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.

9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.

Список произведений русских сказочников для 4 класса

  1. Александрова Т. "Домовёнок Кузька".
  2. Волков А. "Волшебник Изумрудного города".
  3. Гераскина Л. "В стране невыученных уроков".
  4. Даль В. "Сказки".
  5. Ершов П. "Конёк-Горбунок".
  6. Жуковский В. "Сказки".
  7. Иванов А. "Приключения Хомы и Суслика".
  8. Козлов С. "Ёжик в тумане".
  9. Лагин Л. "Старик Хоттабыч".
  10. Мамин-Сибиряк Д. "Алёнушкины сказки".
  11. Медведев В. "Баранкин, будь человеком!"
  12. Носов Н. "Приключения Незнайки и его друзей".
  13. Пушкин А. "Сказки".
  14. Толстой А. "Золотой ключик".
  15. Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья".

10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?

Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова "Конёк-Горбунок" и сказке Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница".


11. Соберите материал для выставки "Сказки русских писателей" и "Сказки писателей разных стран".

Для выставки "Сказки русских писателей" можно использовать список из пункта 9.

Список книг для выставки "Сказки писателей разных стран"

  1. Андерсен Г-Х. "Сказки".
  2. Барри Д. "Питер Пэн".
  3. Бжехва Я. "Академия пана Кляксы".
  4. Братья Гримм "Сказки".
  5. Гауф В. "Сказки".
  6. Киплинг Р. "Маугли".
  7. Кэролл Л. "Алиса в стране чудес".
  8. Линдгрен А. "Карлсон, который живёт на крыше".
  9. Льюис К. "Лев, колдунья и платяной шкаф".
  10. Милн А. "Винни Пух и все, все, все".
  11. Пьеро Ш. "Сказки матушки гусыни".
  12. Пройслер О. "Маленькая баба-яга".
  13. Родари Д. "Путешествие Голубой стрелы".
  14. Трэверс П. "Мэри Поппинс".
  15. Яннсон Т. "Муми-тролль и комета".

12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке "Гадкий утёнок"? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.

Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.


3 комментария:

Н. Гумилёв "Жираф", ответы на вопросы учебника, 7класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 72 Н. Гумилёв "Жираф" Размышляем о пр...