понедельник, 24 января 2022 г.

Д. Самойлов "Сороковые", ответы на вопросы учебника 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страница 66

Давид Самойлов "Сороковые"

Размышляем о прочитанном

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

Стихотворение начинается с грустной нотки. Поэт вспоминает ужасы войны.

Потом оно становится почти весёлым, поэт вспоминает себя, молодого.

Заканчивается стихотворение сожалением о временах пусть и тяжёлых, но когда автор был молод. Здесь звучат ностальгия и немного гордости.

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

Эпитеты первого четверостишия не могут полностью передать эмоциональный настрой автора. Они все относятся к войне: военные, роковые, похоронные, фронтовые.

Читая их, можно подумать, что всё стихотворение о войне, что оно грустное.

Но в дальнейшем автор обращается к своей молодости и настрой стихотворения меняется. Этого эпитеты передать не могут.

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии (просторно, высоко, с запада к востоку)?

Автор стремится показать всю огромную страну, охваченную войной. Это словно общий план. Ведь уже в следующем четверостишии он выхватывает из общего одну конкретную картину - самого себя, молодого и застигнутого войной где-то на полустанке.

4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

Поэт вспоминает о себе молодом с любовью и радостью, но в то же время сожалеет, что его юность пришлась на грозные военные годы.

5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

О Великой Отечественной войне написано немало прекрасных песен. Моя мама вспомнила их названия: "Землянка", "Катюша", "День Победы". В фонохрестоматии я прослушала замечательное стихотворение и песню "Жди меня и я вернусь".

Творческое задание

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт?  Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В последнем четверостишии поэт говорит о целом поколении, он использует местоимение "Мы".

Первое и последнее четверостишия сильно отличаются по настроению и интонации.

Первое четверостишие грозное, пугающее, наполненное стуком вагонных колёс и похоронками. Его настроение - грусть, печаль.

Последнее четверостишие кажется напоминает первое, но это не так. Оно завершается восклицательным предложением, которое в корне меняет его настроение. Это уже не грусть, это сожаление, перемешанное с радостью и гордостью. 

Мы не выбираем времена, в которые живём, но не ценить свою молодость не можем. Даже если она пришлась на годы войны. И автор счастлив вспомнить себя молодым балагуром, каким он тогда был, счастлив настолько, что готов забыть о тех трудностях, что ему довелось пережить.

Фонохрестоматия

1. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем?

Первое четверостишие грустное, печальное, оно описывает страшные события войны. Здесь лишь одно настроение.

Последнее четверостишие полно надежды и гордости за свою молодость, за своё поколение, сумевшее выстоять в той войне и победить. И если его начало звучит ещё немного грустно, то заключительная строка полна ностальгии и даже мечты.



10 комментариев:

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...