четверг, 13 января 2022 г.

С. Есенин "Я покинул родимый дом", ответы на вопросы учебника, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 56-57

Сергей Есенин "Я покинул родимый дом"

Фонохрестоматия

1. Обратите внимание на удивительно красивое и плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом стихотворении?

В этом стихотворении очень много гласных звуков А, О, У, которые придают ему напевность. В нём также часто повторяется сочетание звуков СТ.

2. Каким настроением окрашено стихотворение?

Стихотворение окрашено грустью, острым сожалением, тоской по родителям.

С. Есенин "Низкий дом с голубыми ставнями"

1. Отличаются ли интонации двух стихотворений?

Первое стихотворение более пронзительное, более тоскливое, второе задумчивое, взвешенное рассуждение немолодого уже человека.

2. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком - чувства поэта обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью?

В первом стихотворении больше грусти, ведь в нём выражена ещё и тоска по родителям, но во втором чувства поэта обострены, а картина Родины дана без прикрас: бедных небес, тощие дали, дешевеньким ситцем.

3. Какое общее чувство объединяет эти стихотворения?

Их объединяет чувство любви к Родине, к отчему дому.

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте вслух оба стихотворения. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный? В каком - более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?

В первом стихотворении ритм более медленный, протяжный, жалобный.

Во втором ритм более быстрый, динамичный, меняющийся по ходу чтения.

Разница в ритме обусловлена разницей в настроении этих стихотворений. Одно более грустное, второе более спокойное.

2. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении "Я покинул родимый дом"?

Эти образы: в три звезды березняк под окном, словно яблонный цвет седина, старый клён на одной ноге.

3. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком - более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете, почему?

В стихотворении "Я покинул родимый дом" природа более возвышенная, например, луна сравнивается с лягушкой, а берёзки - со звёздами.

В стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями" природа более обычная: низкие небеса, глушь, тощие дали, выть.

Это отражение настроения поэта, в котором он пребывал, когда писал стихотворения.

4. Отличаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к родине? Подтвердите свой ответ цитатой.

Эти стихотворения наполнены любовью к родному дому, к своей Родине.

Поэт объясняет свои чувства так: "навеки имею нежность грустную русской души".

5. Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать есенинскими, характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова?

Для Есенина характерными оказываются напевные, почти народные слова и выражения, красочные метафоры.

Голубая Русь - дома в деревнях традиционно имели голубые ставни.
Седина пролилась - седые волосы появились в бороде.
Клён на одной ноге - с одним стволом.
Отзвучавшие в сумрак года -пролетевшие годы, канувшие в прошлое.
Сереньким ситцем - простенькой материей.
Пропасть в глуши - исчезнуть без следа и памяти.
Березь да цветь - берёзы и цветы.
Родимая выть - родное поле, родная земля.

6. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком стихотворении выдержан один способ рифмовки, а в каком сочетаются две разные рифмовки?

Стихотворение "Я покинул родимый дом" всё выдержано в перекрёстной рифмовке АВАВ.

В стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями" первые четыре строфы и заключительная также имеют рифмовку АВАВ, но пятая и шестая строфа сделаны в кольцевой рифмовке АВВА.

7. Как вы считаете, почему строки "Низкий дом с голубыми ставнями" в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем - последними?

В первом четверостишии эти слова служат началом размышлений поэта о Родине, началом его воспоминаний. В конце они оказываются выводом, итогом, который подводит поэт.

8. Выучите наизусть одно из стихотворений Есенина о родном крае.

Я выучила стихотворение "Я покинул родимый дом". Оно короче и больше мне нравится.

9. Какие стихотворения Есенина вы слышали в исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?

Помимо этих двух стихотворений я слышала актёрское чтение стихотворений: "Лебёдушка" и "Поёт зима - аукает".

10. Подготовьте отзыв об актёрском чтении одного из стихотворений поэта.

Отзыв на актёрское чтение стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями

Я прослушала стихотворение Сергея Есенина о любви к родной земле "Низкий дом с голубыми ставнями" в исполнении актёра.

Мне очень понравилось то ощущение грусти и любви, которое актёр сумел вложить в своё чтение. Особенно ему удалась патетическая часть стихотворения "только видели они березь и цвет..."

При её чтении, тембр голоса актёра повышался, голос звенел, заставляя остро сопереживать, ощущать чувство гордости за свою прекрасную, пусть и не очень яркую, Родину.

Чтение актёра заставило меня по-новому взглянуть на стихотворение, что-то переосмыслить, лучше понять чувства и настроение поэта.



3 комментария:

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...