воскресенье, 21 ноября 2021 г.

Пример выполнения проекта "Говорите правильно" по русскому языку, 4 класс

Использован учебник "Русский язык" 4 класс, 1 часть, Канакина, Горецкий,  страница 144

Наши проекты: "Говорите правильно"

1. Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы - слова в данных формах, обозначьте в словах ударения.

Торт - То'рты
Герб - Гербы'
Адрес - Адреса'
Шофёр - Шофёры
Трактор - Трактора'
Слесарь - Сле'сари
Директор - Директора'
Доктор - Доктора'
Договор - Догово'ры

2. Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы - слова в данных формах, обозначьте в словах ударения.

В магазине мы купили 5 килогра'мм я'блок, апельси'нов, две пары боти'нок, ту'фель, сапо'г, ва'режек.

3. Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив их в указанных формах. Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как произносили их люди, обозначьте в словах ударения.

Я предложила ответить на эти задания нескольким знакомым. Многие отвечали так же, как и я, но случались и такие варианты ответов:

Герб - Герба'
Адрес - А'дресы
Шофёр - Шофера'
Трактор - Тра'кторы
Слесарь - Слесаря'
Директор - Дире'кторы
Доктор - До'кторы
Договор - Договора'
В магазине мы купили 5 килогра'ммов я'блоков, апельси'н, две пары боти'нков, туфле'й, сапого'в, варежек.

4. Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли были произнесены эти слова.

Мой вариант произношения правильный.

Сделайте вывод: как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных? Подготовьте сообщение.

Сообщение "Как употребляют в разговорной речи формы имён существительных множественного числа", 4 класс

Для выполнения проекта я провела небольшое исследование, в котором приняли участие десять человек. Это мои родители, соседи, друзья.

Всем им я предлагала задания из учебника.

Я заметила, что очень многие не обращают внимание на правильное склонение имён существительных. Одной из самых распространённых ошибок оказалось существительное именительного падежа множественного числа Слесаря, хотя правильно говорить Слесари.

Когда я говорила испытуемым об этом, они удивлялись и не верили мне. Тогда я показывала орфоэпический словарь в учебнике. Но даже это не всех убеждало. Папа сказал, что главное не в грамотности, а в том, чтобы тебя правильно понимали. Хотя я уверена, что правильно понять легче именно грамотную речь

Много было ошибок и в правильном произношении  слов в родительном падеже множественного числа. Мама упрямо твердила Туфлей, а соседка тётя Даша её поддерживала.

Были и исключения. Так, все испытуемые совершенно правильно произнесли слова Торты, Яблок, Апельсинов, Варежек.

Можно сделать вывод: в разговорной речи многие люди пренебрегают правилами и неправильно склоняют существительные множественного числа. Нельзя забывать о правилах склонения существительных, это делает нашу речь грамотной.



7 комментариев:

13 мая, Яков Тёплый: традиции и приметы

13 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола Иакова Зеведеева, а в народе его назы...