суббота, 27 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы фонохрестоматии к рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник", 5 класс

Использован учебник "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 260

Толстой Лев Николаевич "Кавказский пленник"

Читайте также: 
Ответы на вопросы учебника к рассказу "Кавказский пленник".
Примеры сочинений по рассказу "Кавказский пленник".

Фонохрестоматия

1. С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Рассказчик представляется мне старым, очень спокойным и сдержанным воином. Он много повидал, много пережил. Он сам участвовал в рассказанных событий. Его речь неспешная, обстоятельная.

Мне кажется, что это храбрый и добрый человек, миролюбивый, честный, способный к состраданию.

2. Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествовавшие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Актёр повышает тон речи, громкость, убыстряет ритм. Слова Жилина он передает с мольбой. Пленение актёр описывает тихо, медленно, с тоской.

Пример пересказа эпизода погони и пленения Жилина, 5 класс

Жилин выпросил отпуск и отправился в город с обозом. Вместе с ним ехал другой офицер, Костылин. Стояла сильная жара, обоз двигался медленно, с Костылина ручьями тёк пот.

Предложил Костылин поскакать вперед и сказал, что у него есть ружьё заряженное.

Согласился Жилин и поехали офицеры вперед. Пока шла дорога по степи, всё было спокойно. Но вот свернули они в ущелье. Жилин решил проверить путь и поскакал на гору, а Костылин остался внизу, на дороге.

Только поднялся Жилин в гору, а перед ним - татары. Бросился он прочь, про ружьё Костылину кричать начал. А тот, как увидел татар, развернулся и в обратную сторону помчался.

Видит Жилин, не уйти от погони. Выхватил он саблю и на татарина в красном бросился. Но подстрелили татары лошадь, упала она и придавала ногу Жилину.

А потом и татары подбежали, обшарили, связали и на коня положили кулем. Так оказался Жилин в татарском плену.

3. Перескажите сцену торга по поводу выкупа. При этом постарайтесь воспроизвести многоголосие, особенности речи и характеров участников торгов.

Пересказ сцены торга Жилина о выкупе, 5 класс

Жилина привели в дом, где на богатых коврах ели татары. Один из них, чёрный, по имени Абдул, стал говорить, что купил Жилина у красного татарина за двести рублей. И теперь Жилин должен писать домой письмо и просить три тысячи.

-Солдат урус. Хорошо урус.

Жилин отказался: "Нет, этого я заплатить не могу", и сказал, что больше пятисот нет. Абдул стал ругаться, а потом назвал Жилина молодцом и потребовал тысячу.

- А не напишешь, в яму посадят.

Жилин вновь отказался: "А ты ему, собаке, скажи, что не боялся и не буду вас бояться", и опять предложил пятьсот. Привели Костылина, тот написал письмо с просьбой прислать пять тысяч.

Но Жилин стол на своём. Абдул сунул ему лист бумаги - он был согласен на пятьсот. А Жилин потребовал, чтобы их кормили, держали вместе, а на ночь снимали колодку.

4. Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, стараясь передать душевное и физическое состояние героев?

Про Костылина актёр читает с жалостью, про Жилина с лёгкой гордостью.

Пересказ сцены первого побега, 5 класс

Ночью Жилин и Костылин попытались убежать. Жилин быстро опередил Костылина, а тот сильно натёр ноги. Костылин снял сапоги, но стало только хуже. Он все время садился отдыхать и стонал, крича, что не пойдёт дальше.

Пришлось Жилину сажать его на спину и тащить на себе. Они добрались до родника, остановились отдохнуть. Тут их и повязали татары и вернули в аул.

5. Как актёр передает отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега Жилина из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сперва от лица Дины, а потом от лица Жилина.

Слова Дины актёр читает очень нежно, передавая жалость девочки к Жилину. Жилин умоляет её, актёр передаёт его заботу о безопасности девочки, маленькой, хрупкой, тоненькой.

Пересказ сцены побега от лица Дины, 5 класс

Старики сказали отцу, что пленников надо убить. Мне было жалко Ивана, он был добрый и делал таких забавных кукол.

Я пришла к яме и сказала Ивану, что его хотят убить. Он стал просить длинную палку, чтобы выбраться из ямы, но я убежала.

Весь день я боялась, что старики убьют Ивана прямо сейчас, а когда стемнело утащила шест и опустила его в яму. Иван - молодец, выбрался и сказал вернуть шест на место, чтобы мне не попало. А сам поковылял прочь.

Я унесла шест и догнала Ивана. Он пытался сбить колодку. Я тоже стала бить по замку камнем, но замок не поддавался. Я заплакала, а Иван стал меня утешать. Он попрощался и я сунула ему лепёшки.

Иван ушёл, а я молилась, чтобы он добрался до своих.

Пересказ сцены побега от лица Жилина, 5 класс

Мы с Костылиным сидели в яме. Выбраться из неё было невозможно. У меня оставалась одна надежда - на помощь Дины. И вот она пришла. Дина сказала, что татары решили нас убить, и что ей нас жаль. Она даже не взглянула на кукол, которых я ей наделал.

Я стал просить у девочки шест, но она убежала.

Вечером Дина вернулась. Она принесла длинный шест. Я попрощался с Костылиным, который отказался бежать, и выбрался из ямы. Мне было страшно за Дину, и я велел ей отнести шест на место, чтобы татары не подумали, что мне кто-то помог.

А сам пошёл прочь из аула. Выйдя на дорогу, я нашёл камень и стал сбивать замок на колодке. Откуда-то прибежала Дина и своими тоненькими ручками тоже стала пытаться сбить замок. Она плакала и мне было жаль девочку.

Я стал утешать Дину, погладил её по голове и попрощался. Потом взял лепёшки, что она принесла, и поковылял по дороге.

Я добрался до леса. К утру я прошёл лес и вдруг увидел лагерь казаков. Я бросился к ним, крича "Братцы!". Казаки увидели меня и поскакали навстречу. За мной погнались татары, но испугались казаков и развернулись назад.

Вскоре родные руки протягивали мне хлеб, кашу, водку, сбивали колодку. Я был у своих.

6. В сцене возвращения Жилин трижды кричит "Братцы!" Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова? Как передаёт этот эпизод актёр?

Первый раз Жилин кричит с отчаянием. Второй раз кричит с надеждой. Третий раз Жилин закричал с радостью, с огромным облегчением, ведь он был у своих.



7 комментариев:

13 мая, Яков Тёплый: традиции и приметы

13 мая - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии празднуется память апостола Иакова Зеведеева, а в народе его назы...