Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154.
УКМ "Школа России"
Раздел "Поэтическая тетрадь". Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в "Поэтическую тетрадь"?
Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема - природа, времена года.
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.
Я читала во втором и третьем классах:
Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной", "Чародейкою зимою", "Весенняя гроза", "Листья".
А. Фет "Ласточки пропали", "Мама! Глянь-ка из окошка".
И. Никитин "Полно, степь моя", "Встреча зимы".
И. Бунин "Первый снег", "Детство", "Полевые цветы", "Густой зелёный ельник".
Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" и "Чародейкою зимою".
3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
"Здравствуй, гостья Зима!" - Иван Никитин.
"Лучше б снег да вьюгу..." - Афанасий Фет.
"Ещё в полях белеет снег..." - Фёдор Тютчев.
4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?
Как А. Фет изображает природу в стихотворении "Весенний дождь"
Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.
Как И. Бунин описывает природу в стихотворении "Листопад"
Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.
Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.
5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
"Месяц огненным шаром встаёт..." Это строки из стихотворения Ивана Никитина "В синем небе". Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.
"Под ледяной своей корой ручей немеет". Это строки из стихотворения Евгения Баратынского "Где сладкий шёпот". Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.
6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева "Как неожиданно и ярко" состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?
На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.
Стихотворение Тютчева состоит из двух частей - строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.
Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.
7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.
Стихотворение И. Никитина "В синем небе" состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором - ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.
8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.
Рифма - это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.
Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.
9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.
Тютчев "Ещё земли печален вид": Почему поэт олицетворяет природу? - Ему она кажется живой.
Тютчев "Как неожиданно и ярко": Использует ли поэт олицетворение? - Да, он олицетворяет радугу.
Фет "Весенний дождь": Сколько строф в стихотворении? - Три.
Фет "Бабочка": Как поэт относится к бабочке? - Он любуется ею.
Баратынский "Весна": Какие олицетворения использует поэт? - Ласкаясь облака, взревев река.
Баратынский "Где сладкий шёпот": Сколько строф в этом стихотворении? - Одна.
Плещеев "Дети и птичка": О каких временах года говорит поэт? - О весне и осени.
Никитин "В синем небе": С чем сравнивает природу автор? - С храмом.
Некрасов "Школьник": Кто разговаривает со школьником? - Возница, ямщик.
Некрасов "В зимние сумерки": Почему няня не сердится на Сашу? - Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.
Бунин "Листопад": Что даёт стихотворению образ вдовы? - Он создаёт печальное настроение.
10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел "Поэтическая тетрадь". Составьте список. Объясните свой выбор.
Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.
Список произведений для раздела "Поэтическая тетрадь"
- А. Пушкин "Зимнее утро", "Зимний вечер"
- Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной", "Чародейкою зимою", "Весенняя гроза".
- А. Фет "Ласточки пропали", "Мама! Глянь-ка из окошка".
- И. Никитин "Полно, степь моя", "Встреча зимы".
- И. Бунин "Первый снег", "Густой зелёный ельник".
- Н. Некрасов "Славная осень".
- С. Есенин "Поёт зима - аукает".
Комментариев нет:
Отправить комментарий