среда, 24 июля 2024 г.

М. Ломоносов. Оды, ответы на вопросы учебника, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 56-57

М. Ломоносов. Оды

"Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния"

"На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Елисаветы Петровны 1747 года" 

Размышляем о прочитанном

1. Как бы вы сформулировали тему каждой из прочитанной вами оды Ломоносова? Какие строки показались вам особенно важными для жанра оды?

Тема первой оды в необходимости изучения законов природы, которые должны подчиниться человеческому разуму.

Тема второй оды в восхвалении правления Елисаветы с надеждой на дальнейшее развитие страны.

2. Какова главная мысль философской оды "Вечернее размышление" и оды "На день восшествия" ? В чём поэт видит заслугу императрицы?

Главная мысль "Вечернего размышления" в том, что хотя природа величественна и бесконечна, человек может понять её законы, благодаря своему разуму.

Главная мысль "Оды на день восшествия" в том, что Россия процветает под мудрым управлением, но может стать ещё величественнее, могущественнее, счастливей.

Заслугу императрицы поэт видит в том, что она остановила войну и "печётся о россах счастье".

ван Лоо "Портрет Елизаветы Петровны"

3. Как вы понимаете строки "Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать"?

Ломоносов верит в талант русского народа. Верит в то, что в России также могут рождаться великие учёные, совершаться гениальные открытия.

4. Каковы картины мира, рисуемые Ломоносовым в этих одах? Какую роль играют вопросы и восклицания?

В первой оде мир вокруг нас бесконечен "Бездна, звезд полна", но возможен для изучения. Надо лишь научится ставить перед собой правильные вопросы "Но где ж, натура, твой закон?", и решать их силой человеческого разума.

Во второй оде природа прекрасна и величественна, но это природа родной земли. Это "Лена чистой быстриной", "глубокие леса", "широкое открыто поле". Поэт славит и восхищается красотой родной страны. Этот мир также бесконечен в своей красоте, но доступен для освоения на пользу России.

Вопросы указывают на темы, которые наиболее волнуют автора, которые необходимо решить острому уму человека.

Восклицательные знаки показывают восторг автора либо перед величием природы, либо перед достижениями человеческой мысли, либо перед светлым будущим.

5. За что прославляет поэт Елисавету и на что надеется? Подтвердите ответы чтением фрагментов из текста "Оды на день восшествия".

Поэт прославляет императрицу за мудрое правление, положившее конец войне и подарившее России счастье и спокойствие: "Когда на трон она вступила... ...На целый запад и восток".

Хвалит её за развитие науки: "Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет".

Ломоносов надеется на развитие отечественной науки, которая будет служить России: "О вы, которых ожидает отечество... ...российская земля рождать".

Развиваем дар слова

Объясните слова и подумайте, какие из них могут быть использованы в нашей речи сегодня, в каких ситуациях.

Дерзнёт - решится на что-то опасное, рискованное.
Щедроты - милости, то, что дают от доброго сердца.
Утеха - радость, удовлетворение от чего-либо.
Отечество - Родина.
Благословенны - счастливы, радостны, лишены забот.
Посрамляет - стыдит, побеждает.
Парнас - гора на которой обитал Аполлон и его нимфы, символ труда творческого человека.
Бездна - бесконечное пространство.

Любое из этих слов может быть использовано сегодня.

Наиболее часто используется слово Отечество. Это синоним слова Родина. Слово Бездна также может широко употребляться, особенно по отношению к глубинам моря.

Остальные слова могут быть использованы в литературных произведениях, при цитировании в разговоре, при размышлениях на философские темы между друзьями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...