пятница, 12 июля 2024 г.

Ф. Достоевский "Белые ночи", ответы на вопросы учебника, 8 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страница 405-406

Ф. Достоевский "Белые ночи"

Может быть полезно: краткое содержание повести "Белые ночи".

Размышляем о прочитанном

1. Где и когда родился Достоевский? В какой семье? Какое произведение принесло ему первый успех?

Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.

Он родился в семье врача больницы для бедных.

Успех писателю принёс роман "Бедные люди" написанный в 1845 году.

2. Какие романы он написал? Какие из них прочитаны вами? Передайте краткое содержание известного вам романа.

Достоевский написал романы: "Бедные люди", "Униженные и оскорблённые", "Преступление и наказание", "Игрок", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Я читала роман "Преступление и наказание". В нём рассказывается история Родиона Раскольникова, бедного студента, который убивает старуху-процентщицу, а заодно и её сестру. Раскольников мучается угрызениями совести и, в конце концов, приходит с повинной. Его отправляют на каторгу, куда к нему приезжает его возлюбленная Соня. Для Раскольникова начинается новая жизнь.

3. Дискуссия. Дайте характеристику героям повести "Белые ночи" - мечтателю или Настеньке на выбор. Как вы думаете, сочувствует автор герою, или осуждает его, или осуждает и сочувствует? 

Характеристика Мечтателя, пример

Мечтатель - житель Петербурга, приехавший в город около 8 лет назад. Ему в повести 26 лет.

Днём Мечтатель работает на нелюбимой работе, и ощущает свободу лишь вечером, после её окончания. Он одинок, и единственным его другом оказывается город. Мечтатель любит бродить по его улицам и любоваться домами.

Мечтатель оторван от реальной жизни. Он живёт в фантазиях, поэтому сам себя и называет Мечтателем, оригинальным типом. В мечтах он создаёт целые романы.

Неожиданная любовь вырывает Мечтателя из мира фантазий, но лишь на несколько ночей. Но и эти мгновения Мечтатель считает блаженством.

Писатель одновременно осуждает и сочувствует своему герою. Осуждает за его оторванность от реальной жизни, бесполезность для общества. Сочувствует как человеку, ведь по словам Достоевского "все мы немного мечтатели".

И. Глазунов "Белые ночи. Настенька уходит"

Характеристика Настеньки, пример

Настенька - совсем юная девушка 17 лет, сирота, которая воспитывалась довольно строгой бабушкой. У неё тоже почти нет подруг, а к тем, кто есть, её не пускала бабушка. Поэтому Настенька тоже одинокая, но вместе с тем романтичная, живая, весёлая, полная надежд и мечтаний. Она тоже мечтатель, но иного плана. Настенька мечтает о практическом: о свадьбе, замужестве, счастье.

Изолированность от общения стала одной из причин любви Настеньки к новому жильцу. Она хотела любви и окунулась в неё с головой при первой возможности. Но к её чести Настенька оказалась верной, терпеливой, и очень эмоциональной. Для неё характерны резкие перепады настроения, спонтанные, необдуманные решения.

Писатель сочувствует Настеньке и любуется ею, как трогательным цветком, таким красивым и таким беззащитным. Стремление Мечтателя защищать Настеньку - это выражение чувств самого писателя к героине. И также как Мечтатель, Достоевский не держит на Настеньку зла за её импульсивные поступки.

4. В чём по Достоевскому особая миссия России? На чём сосредоточен писатель в своих произведениях?

Достоевский писал о "русской идее", как символе всеобщей нравственности. Особая роль России - стать проводником нравственных идей, гуманизма для всего человечества.

В своих произведениях писатель сосредоточен на проповедовании идей гуманизма, патриотизма, свободы воли, но и ответственности за свои поступки.

5. Что пробудило новый интерес общества к Пушкину и какую роль сыграл в этом Достоевский?

Всплеск интереса общества к Пушкину пробудила речь Достоевского, сказанная им в Благородном собрании в 1880 году и посвящённая открытию памятника поэту. Его речь произвела огромное впечатление и, по словам И. Аксакова, показала истинное значение Пушкина, как всемирного поэта.

Достоевский помог обществу понять величие Пушкина как писателя и как человека.

Творческое задание

Какое впечатление произвели на вас герои повести "Белые ночи" и какую роль в этом сыграл образ города? Подготовьте устное сообщение на тему "Образ города в повести "Белые ночи" с примерами из текста.

Мне понравился Мечтатель, хоть и странный, но такой ранимый и великодушный человек. Его жертвенность вызывает огромную симпатию. Также мне понравилась Настенька, такая живая и эмоциональная.

Сообщение "Образ города в повести "Белые ночи", пример

Петербург в повести предстаёт живым существом, единственным другом Мечтателя, воплощением его фантазий. Мечтателю знаком каждый его уголок, каждый дом и он разговаривает с ними как с живыми существами: "слышу жалобный крик: "А меня красят в жёлтую краску!".

Город в повести оказывается полон таинственных, странных мест, уголков, куда заглядывает совсем другое солнце и "светит на всё иным, особенным светом". В этих уголках живут особые люди - мечтатели. Город сам создаёт этих странных людей, формируя их характер и мировоззрение.

Важную роль в повести играет петербургская природа, создавая особое настроение. То она на один миг "сделается неизъяснимо, чудно прекрасной" и тогда душа героев поёт, то прольётся дождём: "какое сырое, скучное время!", и герои пребывают в печали и тоске.

Пожалуй, только в Петербурге могла произойти эта история, ведь этот город словно создан для мечтаний и фантазий.

Литература и другие виды искусства

Отражают ли иллюстрации Добужинского, Глазунова настроение "Белых ночей" Достоевского? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос, приводя цитаты из текста произведения.

Эти иллюстрации отражают настроение повести.

На иллюстрации Добужинского мы видим Настеньку у канала. Одинокая фигурка с поникшей головой создаёт ощущение грусти. И в повести мы читаем: "девушка плакала, и через минуту ещё и ещё всхлипывание".

На иллюстрации Глазунова мы видим одинокую фигурку, сидящую на скамейке под косыми струями дождя. Мы буквально ощущаем холод и одиночество, грусть и отчаяние человека. И это точно соответствует фразе: "сегодня был день печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя", от которой веет жуткой безысходностью.

На последней иллюстрации Глазунова мы видим сцену расставания героя с Настенькой. Мечтатель смотрит вслед уходящей паре, ветер терзает его волосы и одежду, всё кончено. Надежды больше нет, мечты разбиты: "Я стоял и смотрел на них как убитый".

Учимся читать выразительно

1. Обратите внимание на слова и словосочетания, характерные для героев "Белых ночей"; объясните их, включите в предложения собственной конструкции:

Поверить мне на слово - довериться без каких-либо условий. Земля круглая, уж поверьте мне на слово.
Не отвергнуть робкой мольбы - не отказывать в просьбе. Не отвергайте робкой мольбы, поставьте мне хотя бы троечку.
У меня стеснилось сердце - охватила тревога. От вида разрушенного здания у меня стеснилось сердце.
Братское сострадание - дружеское участие. Я рассчитываю на ваше братское сострадание и помощь при выполнении контрольной.
Непременно приду - обязательно буду. Раз надо - непременно приду.

2. Объясните следующие слова и словосочетания, подберите к ним синонимы:

Чудная ночь - прекрасная ночь.
Любезный читатель - уважаемый читатель.
Сердитые господа - сердитые люди.
Удивительная тоска - странная грусть.
Завести знакомство - познакомиться.
Покидать - уходить.
Изучил их физиономии - стал узнавать на улице.
В известный час - в конкретное время.
Хандрить - грустить.
Затуманится - стать тёмным, непонятным.
Почтенный господин - уважаемый человек.
Неизъяснимо-трогательное - необъяснимо умилительное, няшечное.
Сострадательная любовь - любовь из жалости.
Затаив дыхание - притаившись.
Остановиться как вкопанный - замереть на месте.
Неотразимый резон - важная причина.
Мельком взглянул - бросил взгляд.
Мигом очутился - быстро появился.
В энергических терминах - на повышенном тоне.
Сердце моё трепетало - я волновался.
Господин солидных лет - пожилой человек.
Летит со всех ног - торопится.
Срывается с места - резко начал движение.

Литература и другие виды искусства

С чем сравнивает герой петербургскую природу? Удалось ли Добужинскому это сравнение подчеркнуть? Какие краски используются для этого сравнения писателем и художником?

Герой сравнивает природу с чахлой и хворой девушкой, которая на один миг делается чудно прекрасной: упестрится цветами.

Я не думаю, что Добужинский смог подчеркнуть это сравнение. На его рисунке есть девушка, которую можно считать чахлой и хворой, ведь она вся в чёрном, стоит печально. Но вот тот момент, когда она делается прекрасной, художник отразить не смог. Ему не хватило жёлтой шляпки, яркого пятна среди чёрно-белых оттенков, пятна, которое как раз имеется у писателя.

Творческое задание

Что хотел сказать автор читателю рассуждением своего героя? Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди... Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Мысль героя понятна. Глядя на красоту неба, восхищаясь красотой природы, он не понимает, как можно кому-то сердится и капризничать, вместо того, чтобы просто быть счастливым, радоваться жизни.

И если каждый из нас задумается над тем, как чудесен мир в котором мы живём, разве не станет наша жизнь счастливей? Разве сможем мы сердится по пустякам, если вокруг всё так хорошо? Разве сможем мы делать кому-то больно из злости, если нет настоящих причин для этой злости?

Надо просто радоваться жизни, природе, миру, и тогда не останется сердитых людей. Невозможно быть сердитым, если ты всем доволен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...