Ответы на вопросы учебника "Литература" 8 класс, 1 часть, Коровина, страницы 318-319
Н. Гоголь "Ревизор"
Размышляем о прочитанном
1. Какова тема комедии "Ревизор"? Почему Хлестаков самый трудный образ в пьесе?
Тема комедии: безнравственность чиновников, творящих беззаконие и опасающихся справедливого наказания.
Трудность образа Хлестакова в том, что обманывая всех, он никого не обманывал. Ведь он сам не подозревал, что его принимают за важного ревизора. При этом Хлестаков конечно лжец, но по характеру. Лгать и хвастать - его кредо. Но на этот раз всё произошло непреднамеренно.
2. В чём загадка характера Хлестакова? Манн считает, что Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя. Как вы понимаете это суждение? Подготовьте характеристику Хлестакова.
Загадка Хлестакова в том, что он обманывал непреднамеренно и верил сам в то, о чём говорил.
Манн считал, что образ Хлестакова является открытием Гоголя. Никогда прежде не было такого образа, искреннего, у которого что на уме, то и на языке.
Характеристика Хлестакова
Хлестаков является центральным персонажем комедии Гоголя "Ревизор". Это молодой человек 23 лет и невзрачной наружности, простой, глуповатый, легкомысленный.
Хлестаков мелкий чиновник, который в дороге остался совершенно без денег и поэтому не способен даже оплатить обед в гостинице. Но при этом он заносчивый и уверенный в собственной исключительности. Он требует лучшую комнату, лучший обед, и страшно возмущается, когда ему не дают поесть в долг. Несмотря на бедность, Хлестаков не привык себе ни в чём отказывать.
Однако, Хлестаков умеет быстро сориентироваться в ситуации и вот он уже хвастает своим мнимым положением в Петербурге, берёт взятки, соблазняет дочь городничего и заигрывает с его супругой.
Хлестаков не обманывает сознательно, он не понимает, почему к нему так относятся городские чиновники, но это не мешает ему пользоваться случаем.
Хлестаков человек импульсивный, говорит быстро, не думая. Он врёт с воодушевлением, а потому ему охотно верят. Да и сам Хлестаков верит в то, что говорит. Складывается впечатление, что Хлестаков из тех людей, что живут одним днём, не думая о будущем. У него нет настоящей цели в жизни, он мот и кутила.
3. Каков образ города в "Ревизоре"? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
Город N в комедии небольшой и провинциальный, расположенный где-то в Поволжье. Его чиновники берут взятки и не исполняют свои обязанности. В городе не убирают мусор, "на улицах кабак, нечистота". Там есть рынок, лавки, церковь, училище, тюрьма. Но арестантам не дают "провизии". Всюду царит убогость и нищета.
Возглавляет город городничий Сквозняк-Дмухановский. Ему подчиняются смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений, судья, частный пристав, лекарь, почтмейстер, квартальные, полицейские. Живут в городе помещики Бобчинский и Добчинский, почётными лицами считаются отставные чиновники. Представлено в городе купечество, мещанство. Внизу пирамиды простые граждане.
Женская половина персонажей складывается в похожую пирамиду. На её вершине жена и дочь городничего, жена смотрителя училищ, дочери Земляники, внизу - унтер-офицерша и слесарша.
Чиновники берут взятки, доносят друг на друга, стремятся к личной выгоде. Простые люди также доносят и жалуются, опять же думая лишь о себе.
4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь ситуацией ревизора замкнул всех единым, общим чувством - страхом?
Ситуация комедии в ожидании ревизора и страхе за своё место. Страх играет важнейшую роль в системе управления. Без страха чиновники совершенно не работают, они принимаются что-то делать лишь из-за страха перед наказанием.
Страх заставляет персонажей угодничать, доносить, искать себе оправдание, верить росказням Хлестакова. Приезд ревизора действительно замкнул всех единым чувством - страхом.
5. Сравним высказывания литературоведов: Гуковский показал, что в сцене вранья Хлестаков говорит то, чего от него ждут. Ермилов - что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль ревизора. К какому мнению вы бы присоединились и почему?
Я думаю, что к сцене вранья испуг Хлестакова прошёл совершенно. Он чувствовал себя в ней, как в своей тарелке, и врал вдохновенно, сам веря в то, что говорил. Поэтому мне ближе мнение Гуковского.
6. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему? Как вы воспринимаете пьесу Гоголя - в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной? Против чего направлена пьеса Гоголя "Ревизор"? Как вы определите, что такое хлестаковщина?
Гоголь хотел не просто насмешить зрителя, но заставить его задуматься. Он собрал в пьесе всё самое плохое в обществе и хотел, чтобы люди увидели свои собственные пороки и недостатки. А тот, кто увидит в героях пьесы себя, не станет просто смеяться.
Это прежде всего сатирическая пьеса, она смешная, комическая, но в ней есть и грусть, ведь описанное в ней печально.
Эта пьеса направлена против несправедливости во всех её формах, против взяточников-чиновников, против произвола властей, против пустого прожигания жизни молодыми людьми.
Хлестаковщина - это легкомысленное отношение к жизни, основанное на вере в свою исключительность, зазнайстве и душевной пустоте.
7. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был смех. Как вы это понимаете? О каком смехе - развлекательном или грозном - он размышлял? Что осмеивает это честное, благородное лицо? Первоосновой комического является закон несоответствия. Имеется ввиду то воздействие, которое оказывает несоответствие мнимого истинному, тому, что делается. Подумайте, как закон несоответствия реализован в комедии Гоголя.
Комедия Гоголя вскрывает пороки общества. Пороки всегда бесчестны, как нечестны и герои комедии. Единственный честный персонаж в ней - смех. Но смех этот грозный, в нём словно содержится обещание уничтожить вскрытые пороки.
Закон несоответствия в комедии реализован прежде всего в образах чиновников. Мнимое - внешнее благополучие, реальное - взяточничество и казнокрадство. Чиновники вместо того, чтобы заботиться о благополучии города и его граждан, думают лишь о собственной выгоде.
8. Можете ли подтвердить слова писателя в "Авторской исповеди", опираясь на текст его произведений ("Заколдованное место", "Тарас Бульба", "Ревизор")?
Гоголь говорил, что никогда ничего не создавал в воображении. Он угадывал человека по мельчайшим подробностям его внешности.
Так, в "Ревизоре" Гоголь пишет, что у городничего переход от грубости к высокомерию быстр, и делает вывод о его душевных склонностях.
Говоря об Андрии в "Тарасе Бульбе" писатель отмечает его способность выкручиваться из неприятностей и эмоциональности, а потому создаёт противоречивый характер предателя.
В "Заколдованном месте" дед Максим упрямый и не хочет "наделать сраму", а потому бросается в схватку с нечистой силой.
9. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии "Ревизор".
Гоголь считал, что в обществе исчезла совесть. Разоблачения, которые делают перед Хлестаковым различные представители общества, отлично демонстрируют эту мысль:
"Судья в присутсвенных местах держит собак", "Смотритель училищ внушает юношеству неблагонамеренные правила", Городничий "придёт в лавку и что не попадёт, всё берёт".
И каждый в городе с большим удовольствием доносит на другого. Что это, как не исчезновение совести?
10. Какова сценическая история комедии Гоголя "Ревизор"? Как была принята она общественностью и критикой?
Первое представление комедии состоялось 19 апреля 1836 года на спеце Александринского театра в Петербурге. На том представлении присутствовал император Николай I. Сначала зрители смеялись, потом смех перешёл в недоумение, а к концу спектакля в ярость. Николай увидел в комедии намёк на своё окружение и на себя. Реакционная критика стала третировать комедию, называя её "грязным творением". Зато в демократическом лагере комедию встретили восторженно. 25 мая 1836 года комедия была поставлена уже в Малом театре в Москве.
11. В чём новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил Немирович-Данченко к тайнам сценического обаяния Гоголя?
Новизна произведения в смелости завязки, художественных достоинствах и в том, что действие вытекает из характеров и только из них. В комедии нет положительных героев. Эти особенности вызвали у Немировича-Данченко "радостное изумление".
А сам Гоголь говорил, что в этой комедии собрал всё дурное и несправедливое, чтобы разом посмеяться над всем.
12. Известно, что Николай I после первого представления пьесы сказал: "Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!" А Гоголь воскликнул: "Все против меня!" Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Благородные сословия увидели в пьесе самих себя, им открылась нелицеприятная правда о себе, поэтому они пришли в такое негодование. Никому неприятно слышать правду, если эта правда вскрывает его недостатки и пороки.
13. В чём особенности сюжета комедии? Какие стороны интриги опущены или отодвинуты на второй план?
Гоголь не использовал в сюжете экспозицию, то есть предысторию, начав сразу с завязки. Завязке он уделил буквально несколько фраз, сразу перейдя к дальнейшему развитию сюжета. Точно также автор поступил с развязкой, то есть приездом настоящего ревизора - фактически развязкой стала немая сцена в конце пьесы. В этом я вижу явные особенности и новизну сюжета комедии.
А вот обязательной для комедий любовной линии в ней нет. Эта сторона интриги упущена Гоголем, сведена до минимума - до сватовства, о котором упоминается словно между прочим.
Дополнительно:
Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных тематически с историей Украины или России.
Исторические события затронуты во многих произведениях Гоголя. Прежде всего, это повесть "Тарас Бульба", которая рассказывает о борьбе казачества с польскими оккупантами, рисует картину реальной жизни Запорожской Сечи. Но также можно обнаружить исторические моменты в таких произведениях как "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Петербургские повести", "Мёртвые души".
Комментариев нет:
Отправить комментарий