Использован учебник "История Средних веков. 6 класс", Е. Агибалова, стр. 223
Параграф 26 "Образование и философия"
1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?
Постепенно, средневековый человек узнавал, как обширен и многообразен мир. Это было связано с развитием торговли, путешествиями, многочисленными переводами книг античных учёных.
2. Как был устроен средневековый университет? Как проходило обучение?
Руководил университетом ректор из числа профессоров. Профессора делились на факультеты, студенты - на землячества. Обучение велось на латыни.
Было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Преподователь читал книгу и объяснял непонятные места. Студенты записывали лекцию. Потом проводились диспуты, научные споры.
3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?
Корпорация - это обособленная группа людей, которые занимаются одним делом. Университет был сообществом студентов и профессоров, которые занимались исключительно науками.
Подобными корпорациями были гильдии, объединящие ремесленников, торговцев или купцов.
4. Заполните таблицу "Знаменитые учёные европейского Средневековья" (имя, годы жизни, сущность взглядов).
Пьер Абеляр. 1079-1142. Бога можно познать разумом.
Бернар Клервоский. 1090-1153. Нужно верить, а не рассуждать.
Фома Аквинский. 1225-1274. У каждого существа есть место, преназначенное ему Богом.
Роджер Бэкон. 1214-1294. Найти истину помогут опыты и наблюдения.
5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?
Средневековые богословы занимались схоластикой, пытались силой ума познать Бога и суть вещей. Но Бэкон понял, что одних размышлений недостаточно. Догадки и гипотезы следует проверять опытом, наблюдением.
6. Что такое схоластика? Как вам кажется, помогала или мешала схоластика развитию европейской науки?
Схоластика - это попытка познать Бога с помощью логических размышлений. Она помогала развитию науки, так как заставляла учёных размышлять, искать ответы на сложные вопросы, попутно совершая различные открытия.
Дополнительно
1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья.
В центре земли находился Иерусалим. Над ним помещался восток с горой, где находился рай. Оттуда стекали реки Нил, Тигр, Евфрат, Ганг.
2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему.
Богословие в то время было самой развитой наукой. Тысячи священников писали богословские труды, изучали Священное писание и спорили по малейшим пустякам. Количество книг по этой теме было огромно. И на богословском факультете изучали все эти труды, а также труды противников церкви.
3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт?
Изобретение очков говорит о том, что в то время уже развивалась физика, люди познавали основы оптики. Они могли использовать свои знания в практических целях, для облегчения жизни.
Изобретение очков говорит и о том, что люди в средние века страдали деффектами зрения, как и современные люди. Это было вызвано недостаточным освещением рабочих мест.
4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней. Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование.
Современные традиции высшего образования берут своё начало в средневековых университетах.
Прежде всего, сохранилось само название университет для высшего учебного заведения.
Руководит университетом и сейчас ректор, а отдельными факультетами - декан. То есть сохранилась общая схема организации университета. Но вот землячества студентов прекратили своё существование.
В университетах профессора также читают лекции, которые конспектируют студенты. По итогам семестра они сдают экзамены и зачёты.
5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?
Меня привлекают в средневековых учёных их пытливость и любознательность. Они стремились познать истину, и часто рисковали, споря с церковью. Для этого требовалось немалое мужество. Эти качества учёных заслуживают похвалы.
Александр настоящий тандор,
ОтветитьУдалитьАлександр как бы мой скафандр,
Я Александр настоящий тандор.