четверг, 4 февраля 2021 г.

Ответы к стихотворению "Лебёдушка" Есенина по литературному чтению 4 класс.

Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 125-126. 

1. Напоминает ли стихотворение народную песню или сказку? Найди в тесте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

Стихотворение написано Есениным в жанре народной песни. В нём поэт использует уменьшительно-ласкательные формы слов, характерные для этого фольклорного жанра.

Также в тексте немало архаичных, устаревших слов. И кроме того, поэт использует яркие выразительные эпитеты, также обычные для народной песни.

Примеры уменьшительно-ласкательных слов: лебёдушка, зоренька, шепталися, лебежатушки, поджидаючи, детушек.

Пример устаревших слов и выражений: ватагой, посередь, дозорила, хоронились, теребить.

Примеры эпитетов: златотканые, чужедальние, доблестном, тихозвонные.

2. Как поэт описывает картину утра, предсказывало ли что-нибудь наступление беды? Какие эпитеты и сравнения он использует?

В начале стихотворения описана картина безмятежного, тихого утра. Ничего не предвещало трагической развязки стихотворения.

Для описания красоту утра Есенин использует эпитеты красна, ясна, багровые, могучие, златотканые, жемчужные, алые, серебряным.

Также поэт сравнивает лебёдушку с зоренькой и росу с жемчугом.

3. Что необычного в изображении Лебёдушки? Как поэту удалось показать, что она была хорошей матерью? Как Есенин к ней относится, в каких словах это передается?

Лебёдушка показана хорошей матерью. Она зорко смотрела по сторонам и в случае опасности гоготала, предупреждая деток. Детки прятались под крылом.

Когда орёл убивал лебёдушку, она из последних сил призывала деток убегать, а из её глаз катились слёзы. Это необычно в описании лебёдушки и это говорит нам о том, что она была хорошей матерью, готовой на смерть ради детей.

4. Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, медленно или быстро. Какие слова нужно выделить голосом, какое настроение передать?

Это трагическое стихотворение читать нужно обязательно громко, чётко выговаривая слова, в среднем темпе. 

Начало стихотворения читается обычным голосом, оно передает картину утра и появление лебедей. 

Строчки про дозор лебёдушки, где упомянуты коршун и змея, нужно выделить интонацией. Это угроза, предостережение.

Появление орла в небе следует выделить, это начало кульминации сюжета и дальше напряжение всё нарастает. Чтец должен заставить голос дрожать, звенеть. Слово "со злобою" нужно выделить особо. Оно передает характер орла.

Следующий момент, который нужно выделить, начинается словами "Закричала лебежатушкам". Это предостережение и страх. Чтец ускоряет темп, повышает тональность.

Последние строчки читаются медленно, тихо, усталым голосом. Это финал.

Сергей Есенин "Лебёдушка"

Из-за леса, леса тёмного, 
Подымалась красна зорюшка, 
Рассыпала ясной радугой 
Огоньки-лучи багровые. 
Загорались ярким пламенем 
Сосны старые, могучие, 
Наряжали сетки хвойные 
В покрывала златотканые. 
А кругом роса жемчужная 
Отливала блёстки алые, 
И над озером серебряным 
Камыши, склонясь, шепталися. 
В это утро вместе с солнышком 
Уж из тех ли тёмных зарослей 
Выплывала, словно зоренька, 
Белоснежная лебёдушка. 
Позади ватагой стройною 
Подвигались лебежатушки. 
И дробилась гладь зеркальная 
На колечки изумрудные. 
И от той ли тихой заводи, 
Посередь того ли озера, 
Пролегла струя далёкая 
Лентой тёмной и широкою. 
Уплывала лебедь белая 
По ту сторону раздольную, 
Где к затону молчаливому 
Прилегла трава шелковая. 
У побережья зелёного, 
Наклонив головки нежные, 
Перешёптывались лилии 
С ручейками тихозвонными. 
Как и стала звать лебёдушка 
Своих малых лебежатушек 
Погулять на луг пестреющий, 
Пощипать траву душистую.
 Выходили лебежатушки 
Теребить траву-муравушку, 
И росинки серебристые, 
Словно жемчуг, осыпалися. 
А кругом цветы лазоревы 
Распускали волны пряные 
И, как гости чужедальние, 
Улыбались дню весёлому. 
И гуляли детки малые 
По раздолью по широкому, 
А лебёдка белоснежная, 
Не спуская глаз, дозорила. 
Пролетал ли коршун рощею, 
Иль змея ползла равниною, 
Гоготала лебедь белая, 
Созывая малых детушек. 
Хоронились лебежатушки 
Под крыло ли материнское, 
И когда гроза скрывалася, 
Снова бегали-резвилися. 
Но не чуяла лебёдушка, 
Не видала оком доблестным, 
Что от солнца золотистого 
Надвигалась туча чёрная — 
Молодой орёл под облаком 
Расправлял крыло могучее 
И бросал глазами молнии 
На равнину бесконечную. 
Видел он у леса тёмного, 
На пригорке у расщелины, 
Как змея на солнце выползла 
И свилась в колечко, грелася. 
И хотел орёл со злобою 
Как стрела на землю кинуться, 
Но змея его заметила 
И под кочку притаилася. 
Взмахом крыл своих под облаком 
Он расправил когти острые 
И, добычу поджидаючи, 
Замер в воздухе распластанный. 
Но глаза его орлиные 
Разглядели степь далекую, 
И у озера широкого 
Он увидел лебедь белую. 
Грозный взмах крыла могучего 
Отогнал седое облако, 
И орёл, как точка чёрная, 
Стал к земле спускаться кольцами. 
В это время лебедь белая 
Оглянула гладь зеркальную 
И на небе отражавшемся 
Увидала крылья длинные. 
Встрепенулася лебёдушка, 
Закричала лебежатушкам, 
Собралися детки малые 
И под крылья схоронилися. 
А орёл, взмахнувши крыльями, 
Как стрела на землю кинулся, 
И впилися когти острые 
Прямо в шею лебединую. 
Распустила крылья белые 
Белоснежная лебёдушка 
И ногами помертвелыми 
Оттолкнула малых детушек. 
Побежали детки к озеру, 
Понеслись в густые заросли, 
А из глаз родимой матери 
Покатились слёзы горькие. 
А орёл когтями острыми
Раздирал ей тело нежное, 
И летели перья белые, 
Словно брызги, во все стороны. 
Колыхалось тихо озеро, 
Камыши, склонясь, шепталися, 
А под кочками зелёными 
Хоронились лебежатушки.

8 комментариев:

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...