Использован учебник "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 125-126.
1. Напоминает ли стихотворение народную песню или сказку? Найди в тесте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.
Стихотворение написано Есениным в жанре народной песни. В нём поэт использует уменьшительно-ласкательные формы слов, характерные для этого фольклорного жанра.
Также в тексте немало архаичных, устаревших слов. И кроме того, поэт использует яркие выразительные эпитеты, также обычные для народной песни.
Примеры уменьшительно-ласкательных слов: лебёдушка, зоренька, шепталися, лебежатушки, поджидаючи, детушек.
Пример устаревших слов и выражений: ватагой, посередь, дозорила, хоронились, теребить.
Примеры эпитетов: златотканые, чужедальние, доблестном, тихозвонные.
2. Как поэт описывает картину утра, предсказывало ли что-нибудь наступление беды? Какие эпитеты и сравнения он использует?
В начале стихотворения описана картина безмятежного, тихого утра. Ничего не предвещало трагической развязки стихотворения.
Для описания красоту утра Есенин использует эпитеты красна, ясна, багровые, могучие, златотканые, жемчужные, алые, серебряным.
Также поэт сравнивает лебёдушку с зоренькой и росу с жемчугом.
3. Что необычного в изображении Лебёдушки? Как поэту удалось показать, что она была хорошей матерью? Как Есенин к ней относится, в каких словах это передается?
Лебёдушка показана хорошей матерью. Она зорко смотрела по сторонам и в случае опасности гоготала, предупреждая деток. Детки прятались под крылом.
Когда орёл убивал лебёдушку, она из последних сил призывала деток убегать, а из её глаз катились слёзы. Это необычно в описании лебёдушки и это говорит нам о том, что она была хорошей матерью, готовой на смерть ради детей.
4. Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, медленно или быстро. Какие слова нужно выделить голосом, какое настроение передать?
Это трагическое стихотворение читать нужно обязательно громко, чётко выговаривая слова, в среднем темпе.
Начало стихотворения читается обычным голосом, оно передает картину утра и появление лебедей.
Строчки про дозор лебёдушки, где упомянуты коршун и змея, нужно выделить интонацией. Это угроза, предостережение.
Появление орла в небе следует выделить, это начало кульминации сюжета и дальше напряжение всё нарастает. Чтец должен заставить голос дрожать, звенеть. Слово "со злобою" нужно выделить особо. Оно передает характер орла.
Следующий момент, который нужно выделить, начинается словами "Закричала лебежатушкам". Это предостережение и страх. Чтец ускоряет темп, повышает тональность.
Последние строчки читаются медленно, тихо, усталым голосом. Это финал.
Сергей Есенин "Лебёдушка"
Из-за леса, леса тёмного,Подымалась красна зорюшка,Рассыпала ясной радугойОгоньки-лучи багровые.Загорались ярким пламенемСосны старые, могучие,Наряжали сетки хвойныеВ покрывала златотканые.А кругом роса жемчужнаяОтливала блёстки алые,И над озером серебрянымКамыши, склонясь, шепталися.В это утро вместе с солнышкомУж из тех ли тёмных зарослейВыплывала, словно зоренька,Белоснежная лебёдушка.Позади ватагой стройноюПодвигались лебежатушки.И дробилась гладь зеркальнаяНа колечки изумрудные.И от той ли тихой заводи,Посередь того ли озера,Пролегла струя далёкаяЛентой тёмной и широкою.Уплывала лебедь белаяПо ту сторону раздольную,Где к затону молчаливомуПрилегла трава шелковая.У побережья зелёного,Наклонив головки нежные,Перешёптывались лилииС ручейками тихозвонными.Как и стала звать лебёдушкаСвоих малых лебежатушекПогулять на луг пестреющий,Пощипать траву душистую.Выходили лебежатушкиТеребить траву-муравушку,И росинки серебристые,Словно жемчуг, осыпалися.А кругом цветы лазоревыРаспускали волны пряныеИ, как гости чужедальние,Улыбались дню весёлому.И гуляли детки малыеПо раздолью по широкому,А лебёдка белоснежная,Не спуская глаз, дозорила.Пролетал ли коршун рощею,Иль змея ползла равниною,Гоготала лебедь белая,Созывая малых детушек.Хоронились лебежатушкиПод крыло ли материнское,И когда гроза скрывалася,Снова бегали-резвилися.Но не чуяла лебёдушка,Не видала оком доблестным,Что от солнца золотистогоНадвигалась туча чёрная —Молодой орёл под облакомРасправлял крыло могучееИ бросал глазами молнииНа равнину бесконечную.Видел он у леса тёмного,На пригорке у расщелины,Как змея на солнце выползлаИ свилась в колечко, грелася.И хотел орёл со злобоюКак стрела на землю кинуться,Но змея его заметилаИ под кочку притаилася.Взмахом крыл своих под облакомОн расправил когти острыеИ, добычу поджидаючи,Замер в воздухе распластанный.Но глаза его орлиныеРазглядели степь далекую,И у озера широкогоОн увидел лебедь белую.Грозный взмах крыла могучегоОтогнал седое облако,И орёл, как точка чёрная,Стал к земле спускаться кольцами.В это время лебедь белаяОглянула гладь зеркальнуюИ на небе отражавшемсяУвидала крылья длинные.Встрепенулася лебёдушка,Закричала лебежатушкам,Собралися детки малыеИ под крылья схоронилися.А орёл, взмахнувши крыльями,Как стрела на землю кинулся,И впилися когти острыеПрямо в шею лебединую.Распустила крылья белыеБелоснежная лебёдушкаИ ногами помертвелымиОттолкнула малых детушек.Побежали детки к озеру,Понеслись в густые заросли,А из глаз родимой материПокатились слёзы горькие.А орёл когтями острымиРаздирал ей тело нежное,И летели перья белые,Словно брызги, во все стороны.Колыхалось тихо озеро,Камыши, склонясь, шепталися,А под кочками зелёнымиХоронились лебежатушки.
Спасибо большое вам за это ❤️
ОтветитьУдалитьспасибо очень помогает всегда у вас!
ОтветитьУдалитья тоже тут по литературе :)
Удалить😎^_____^
ОтветитьУдалитьчто?
ОтветитьУдалитьщас не 22 06 щас 18 07
ОтветитьУдалитькуку
ОтветитьУдалитьале
ОтветитьУдалить