Литературное чтение «Тетрадь по развитию речи 3 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 34-41
Ответы на вопросы к теме «Поэтическая тетрадь. Учимся сочинять стихотворение»
1. Прочитай текст.
Читаем рассказ В. Голявкина «Как я сочинял стихи».
2. Подчеркни в тексте непонятные слова. Обсуди с одноклассниками, что они означают.
Непонятные слова:
- Пионерлагерь — место летнего отдыха школьников.
- Редактор — главный человек в газете.
- Зазнаваться — много о себе воображать.
3. Как ты думаешь, можно ли героя рассказа назвать поэтом? Объясни.
Героя нельзя назвать поэтом. Он случайно срифмовал строчки, но в его стихах нет ни смысла, ни настроения.
4. Известный литературный критик В. Белинский писал: «Уметь писать стихи также не значит ещё быть поэтом...». Согласишься ли ты с этим высказыванием? Объясни.
Я согласна с критиком. Надо не просто уметь срифмовать строчки, то есть написать стихотворение, надо уметь с помощью стихотворения выразить свою мысль, своё настроение, что-то описать так, как никто не описывал до тебя.
5. Попробуй самостоятельно сочинить стихотворение. Но прежде прочитай рекомендации. Подчеркни советы, важные для тебя. Составь план работы над сочинением стихотворения.
Памятка «Как сочинить стихотворение»
- Сочинить стихотворение тебе помогут воображение и фантазия. Но этого мало. Важно научиться слушать и понимать поэтическую речь, чувствовать различные оттенки слов, подбирать те из них, которые точно передают настроение. И это ещё не всё. Надо пристально наблюдать за красотой окружающего мира.
- А теперь реши, о чём ты будешь писать стихи (определи тему)? Что ты хочешь выразить своим стихотворением? Какова будет его главная мысль.
- Можно попробовать написать весёлое стихотворение, а можно — грустное. Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.
- Представь в своём воображении то, что ты будешь описывать. Попробуй сочинить первые две строки стихотворения. Затем подбери подходящие рифмы к последнему слову каждой строки.
- Сочиняя стихи используй образные слова и выражения (эпитеты, сравнения, олицетворения). Они придадут стихотворению особую выразительность.
- Значение слов ты можешь уточнить в толковом словаре.
План работы по сочинению стихотворения
- Определю, о чём буду писать (тему стихотворения).
- Определю главную мысль стихотворения.
- Подберу опорные слова, которые покажут настроение.
- Придумаю первые строки стихотворения.
- Подберу рифмы к строкам и опорным словам.
- Составлю стихотворение.
6. В работе тебе помогут стихи известных авторов. Прочитай тексты. Понаблюдай за тем, как по-разному поэты рассказывают о вороне. Обсуди стихотворение с одноклассниками.
Читаем стихотворения: А. Блок «Ворона», В. Орлов «Ворона», И. Токмакова «Вороны».
7. Придумай самостоятельно стихотворение про ворону. Вспомни, как выглядит ворона. Подумай, какие у ворон есть интересные повадки. Понаблюдай за ней на улице, возможно, ты подметишь ещё что-то интересное.
Я много раз наблюдала, какие вороны задиристые. Они дерутся с другими птицами, с кошками, могут даже напасть на коршуна.
8. Перечитай план работы над стихотворением. О чём ты хочешь рассказать в своём стихотворении? Выбери или придумай свой вариант. Допиши.
Я хочу написать стихотворение о том, как поссорились две вороны.
9. Что ты хочешь выразить своим стихотворением? Какова будет его главная мысль? Запиши.
Главная мысль будет: надо жить дружно и не ссориться.
10. Прочитай опорные слова, которые можно использовать в твоём стихотворении. Допиши свои слова. Не забудь, что выбранные слова будут создавать настроение твоего произведения.
Я использую опорные слова из учебника: гнездо.
Также использую свои опорные слова: дрозды, кусты, птаха, лететь, петь.
11. Подбери рифмы к выбранным опорным словам. Составь из них стихотворные строки. Запиши стихотворение. Придумай заголовок.
Подберём рифмы: гнездо-дроздов, птах-кустах, взлететь-петь.
Составим строчки и дадим заголовок:
Как поссорились две вороны, пример стихотворения
12. Прочитай тексты.
Читаем три перевода японских трёхстиший — хокку.
13. Что необычного в этих стихотворениях? Можно ли сказать, что эти стихи — о вороне? Какая главная мысль в них выражена? Обсуди с одноклассниками.
Необычное в этих стихотворениях:
- Всего три строки.
- Нет рифмы.
- Это переводы.
Главная мысль этих стихотворений: осенью природу умирает. Это не стихи о вороне, это стихи о начале осени.
14. Хокку — это национальная японская форма стихосложения, жанр поэтической миниатюры, который просто, лаконично, ёмко и достоверно изображает природу и человека. Обрати внимание: три переводчика перевели одно и то же стихотворение, но как по-разному они выразили его главную мысль.
Хокку состоит из трёх строк. Первая задаёт тему, вторая — раскрывает её, третья — содержит вывод.
В классическом хокку семнадцать слогов: в первой строке 5 слогов, во второй — 7, в третьей — 5. В русском варианте можно отступить от этого правила.
15. Сочини хокку о вороне. Помни, что начинать нужно с определения темы и главной мысли. Запиши текст. Прочитай в классе.
Используем для написания хокку сочинённое ранее стихотворение. Его тема: ссора двух ворон, главная мысль: кто ссорится, ничего не получит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий