среда, 17 сентября 2025 г.

Ответы к теме «Учимся работать с текстом. Совесть», 2 класс

Литературное чтение «Рабочая тетрадь смысловое чтение 2 класс, 2023 год», М. Бойкина, И. Бубнова, страница 70-78

Ответы на вопросы к теме «Я и мои друзья. Учимся работать с текстом. Совесть»

Текст 1.

1. Прочитай стихотворение. Объясни его название.

Читаем стихотворение А. Барто «Совесть».

Стихотворение названо так, потому что совесть не даёт мальчику успокоиться, он переживает из-за того, что обидел кошку.

2. Почему мальчик переживает? Какой поступок он совершил? Напиши.

Мальчик переживает, потому что выставил кошку за дверь, поступил с ней несправедливо.

3. Какого человека называют совестливым? Напиши.

Совестливый человек — тот, кто слушает свою совесть и старается поступать по совести.

4. Можно ли назвать мальчика совестливым? Как ты думаешь, это совесть заставляет его переживать? Почему? Объясни.

Мальчика можно назвать совестливым, потому что он прислушался к своей совести и пожалел, что так поступил с кошкой.

Я считаю, что совесть заставляет человека переживать, если он совершает плохие поступки.

5. Какая у него совесть? Выбери нужное слово. Подчеркни. Объясни.

Совесть мальчика неспокойная, пробудившаяся. Он поступил плохо и его совесть пробудилась. теперь она не даёт мальчику спокойно заснуть.

Текст 2.

1. Прочитай только название произведения на странице 72. Догадайся, о чём оно. Прочитай фамилию автора. Знакома ли она тебе?

Произведение называется «Стеклянный человечек». Оно может рассказывать о каком-то сказочном человечке, сделанном из стекла.

Его автор — В. Сухомлинский. Мне знакома эта фамилия. Я читала рассказы В. Сухомлинского «Почему плачет синичка» и «Счастье и труд».

2. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Читаем рассказ В. Сухомлинского «Стеклянный человечек».

3. Подчеркни в тексте слова. которые были не совсем понятны. Обсудите в классе, что они означают.

Подчёркиваем слова:

  • Прозрачный — почти невидимый, чистый, как стекло.
  • Помутневший — потемневший, не такой прозрачный.

4. О чём рассказывается в тексте? Запиши.

В тексте рассказывается о мальчике, которому стеклянный человечек помогал поступать правильно.

5. Какое чудесное свойство имел стеклянный человечек? Выпиши слова из текста.

Стеклянный человечек угадывал, что думает и переживает его друг мальчик.

6. Когда и как менялся стеклянный человечек? Заполни таблицу с опорой на текст.

Заполним таблицу:

Не сделал мальчик, то что просила мама, а собирается идти гулять. — Стеклянный человечек уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший.

Стыдно станет мальчику, но принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. — Человечек молчит и становится прозрачным.

Прошёл один день, второй день — мальчик и не вспоминает о друге. — Стеклянный человечек стал тёмный, как туча.

7. Как ты думаешь, каким стал Стеклянный человечек после того, как мальчик навестил больного друга? Почему ты так думаешь? Объясни.

Я думаю, что стеклянный человечек стал прозрачным, потому что мальчик поступил хорошо.

8. Перечитай два последних предложения в тексте. Запиши один словом, кто такой стеклянный человечек.

Стеклянный человечек — это совесть.

9. Прочитай утверждения. Вставь пропущенные слова. Если испытываешь затруднения, воспользуйся словами-подсказками. Сделай выводы.

1 утверждение.

Значит можно сказать, что совесть — это учитель, наставник.

2. Утверждение.

Значит можно сказать, что совесть — это друг.

Вывод: Совесть наш друг, учитель и наставник, потому что подсказывает, как поступать правильно, даёт добрые советы и стремится сделать нас лучше.

10. Живёт ли в твоём сердце такой стеклянный человечек? Чему он учит тебя? Нарисуй его. Расскажи о нём.

В моём сердце живёт стеклянный человечек, моя совесть. Он учит меня слушаться родителей и учителей, не обижать товарищей, не жадничать и не поступать плохо. Он мой друг и учитель.

Пример рисунка:

В. Сухомлинский "Стеклянный человечек", рисунок


Текст 3.

1. Прочитай только название произведения на странице 76. Догадайся, о чём оно. 

Произведение называется «Совесть». Оно должно рассказывать о совести главного героя.

2. Прочитай фамилию автора. Знакома ли она тебе?

Автор рассказа — А. Гайдар. Мне знакома эта фамилия, я читала рассказы А. Гайдара «Чук и Гек» и «Голубая чашка».

3. Прочитай текст, представляя, о чём читаешь.

Читаем рассказ А. Гайдара «Совесть».

4. Подчеркни в тексте слова, которые были не совсем понятны. Попробуй объяснить их. Если испытываешь затруднения, обратись к словарю.

Подчёркиваем слова:

  • Алгебра — раздел математики.
  • Болтается — гуляет без цели.
  • Украдкой — тайком, скрытно.
  • Смекнуть — догадаться.
  • Вышмыгнула — выскочила.

5. Прочитай первое предложение. Почему Нина решила не идти в школу? Подчеркни.

Подчёркиваем: не приготовила урока по алгебре.

6. Как ты думаешь, чего боялась Нина? Напиши свой ответ, или выбери из списка.

Выберем ответ: Нина не пошла в школу, потому что боялась, что учитель сделает замечание.

Свой вариант: Нина не пошла в школу, потому что боялась получить двойку.

7. Как развивались события? Расставь цифры.

Ставим цифры в таком порядке: 4, 1, 2, 5, 3.

Правильный порядок событий:

  1. Нина решила не идти в школу.
  2. Нина отправилась в рощу.
  3. Нина встретила малыша.
  4. Нина повела малыша через рощу.
  5. Нина заплакала.

8. Чем заканчивается рассказ? Прочитай последнее предложение. Объясни, почему Нина заплакала.

Нина заплакала, потому что тяжело было на сердце, которое грызла беспощадная совесть.

9. Кто наказал Нину? Почему ты так считаешь? Напиши.

Мне кажется, что Нина наказала сама себя. Она поступила плохо, и её замучила совесть.

10. Как ты думаешь, что страшнее: когда кто-то наказывает тебя или когда тебя наказывает твоя совесть? Напиши.

Я думаю, что страшнее, когда тебя наказывает совесть, потому что любое наказание можно перетерпеть, а справиться с муками совести невозможно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий