Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 123
Л. Толстой "Куда девается вода из моря"
1. Попробуй рассказать о причинах дождя. Почему этот текст назван рассуждением?
Дождь возникает оттого, что влага имеющаяся в атмосфере конденсируется, собирается в капельки. Когда этих капелек становится много, идёт дождь.
А источником влаги в атмосфере являются водоёмы. От маленьких озёр до огромных океанов. Влага испаряется с их поверхности и в виде водяного пара поднимается в атмосферу.
Этот текст назван рассуждением, потому что в нём Толстой рассказывает о круговороте воды в природе. Он отвечает на вопрос о том, как возникают дожди и почему моря не переполняются.
2. Придумай свой рассказ с описанием или рассуждением.
Пример рассказа-описания "Какие бывают одуванчики" для 3 класса
Вы когда-нибудь видели одуванчики?
Это очень красивые и яркие цветы. Их жёлтые головки колышутся всюду: во дворах, в парках, в садах.
Но замечали ли вы, что вечером эти головки закрываются? И жёлтая днём полянка становится зелёной.
Одуванчики тоже спят по ночам и просыпаются только тогда, когда светит солнце.
А когда одуванчик созреет, его желтая головка становится белым пушистым облаком, которое готово развеяться на ветру множеством лёгких парашютиков.
Вот какие чудесные цветы - одуванчики!
Пример рассказа-рассуждения "Куда исчезают лужи после дождя" для 3 класса
Вы когда-нибудь думали о том, куда исчезают лужи после дождя?
Вот прошёл дождь и всюду появились лужи, большие и малые. Но пройдёт совсем немного времени и они исчезнут. Куда?
Если лужа появилась на земле, мы понимаем, что вода из неё постепенно впитывается в землю. И скоро от лужи не остаётся и следа.
Но если лужа появляется на асфальте или бетоне, куда исчезает она?
Оказывается лужа испаряется. Солнце нагревает лужу и вода превращается в пар, который поднимается в атмосферу. В жаркую погоду можно увидеть, как парит воздух над лужами. Это идёт испарение.
Но даже если солнца нет, испарение не прекращается. Оно просто замедляется, но пар всё равно образуется. Таков закон природы.
3. Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.
Научно-познавательный текст рассказывает о научных фактах в занимательной форме. В нём нет сюжета и не используются средства художественной выразительности. Автор не показывает своего отношения к героям.
4. Можно ли назвать рассказы "Какая бывает роса на траве" и "Куда девается вода из моря" научно-познавательными текстами? Почему?
Рассказ "Куда девается вода из моря" можно назвать научно-познавательным, потому что он рассказывает про научные факты в увлекательной форме. Объясняет суть круговорота воды в природе очень просто и понятно каждому.
Рассказ "Какая бывает вода на траве" нельзя назвать научно-познавательным. Он не сообщает нам каких-либо научных фактов. В нём используются средства художественной выразительности, автор показывает своё отношение к росе.
Дополнительно (из прошлых редакций)
Помни, что рассуждение используется тогда, когда тебя интересуют вопросы Почему, Зачем, Отчего, когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
Вот и Толстой задался вопросом, куда исчезает вода из морей. И путём рассуждения показал, что она испаряется, а потом снова возвращается на землю в виде дождя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий