воскресенье, 16 июня 2024 г.

Ф. Тютчев, стихотворения стихи о лете и осени, ответы на вопросы, 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 236, 238-239

Ф. Тютчев "Как весел грохот летних бурь"

Как весел грохот летних бурь.
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист, 
И кой-где первый жёлтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...

 

Тютчев "Как весел грохот летних бурь"

Фонохрестоматия

Сравните летний пейзаж в стихотворениях Тютчева и Никитина "Утро". Чем различаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?

У Тютчева мы слышим радостную тревогу перед прекрасным и страшным явлением природы. У Никитина - безмятежный и счастливый покой тихого утра.

Стихотворение Тютчева читается с задором, громко, бойко. Стихотворение Никитина неспешно, плавно, напевно.

Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Размышляем о прочитанном

1. В какой из картин, изображённых поэтом, больше движения, действия, а какая застыла в светлом и прозрачном покое?

Картина летних гроз наполнена движением: гроза взметает прах, набежит на дубраву; дубрава дрожит; исполины гнутся и т.д.

Картина осени более статичная, застывшая: день стоит, пусто всё, птиц не слышно.

2. Какими художественными языковыми средствами поэт достигает изображения столь различных состояний природы?

Поэт использует как средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры), так и языковые (глаголы движения).

Эпитеты: весел, летучий, небесную, хрустальный, лучезарны, чистая и тёплая.

Олицетворения: смутит лазурь, дубрава задрожит, ропщут вершины, бодрый серп гулял. 

Метафоры и сравнения: как под незримую пятой, как совещаясь, как бы хрустальный, паутины волос, льётся лазурь.

3. Обратите внимание на то, как озвучены летний и осенний пейзажи. Какой из них шумит, грохочет, а какой удивляет лучезарной тишиной? Для ответа на этот вопрос выпишите из текста цитаты, подтверждающие ваше наблюдение.

Шумит летний пейзаж: как весел грохот летних бурь; дубрава задрожит широколиственно и шумно; тревожно ропщут их вершины; немолчно слышен птичий свист.

Удивляет тишиной осенний: день стоит как бы хрустальный; теперь уж пусто всё; птиц не слышно боле.

Фонохрестоматия

1. Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Тютчева. Какие оттенки настроение добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?

К чувству лёгкой грусти и спокойствия, которые я испытывала, музыкальное сопровождение добавило ощущение ностальгии о прошедшем лете.

2. Как красиво, музыкально звучат слова хрустальный, лучезарны вечера. Как переливаются звуки Р и Л в исполнении актёра. Постарайтесь так прочитать стихотворение, чтобы передать прелесть плавной мелодии стиха, светлое и ясное настроение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...