вторник, 26 июля 2022 г.

М. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил" 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 239

М. Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?

У меня эта сказка вызвала негодование из-за отношения генералов к своему спасителю, я осуждаю их чванство, беспомощность. А мужик вызывает сочувствие, ему приходится выполнять все капризы лентяев и бездельников.

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Диалоги генералов показывают их полную неподготовленность к жизни, глупость, ограниченность. С их помощью автор рисует образ генералов.

Сперва генералы негодуют, видя, что мужик ничего не делает. Потом выражают удовольствие, когда мужик кормит их: довольны, любезный друг. Когда им становится скучно, генералы начинают нудеть мужика, то есть доставать требованиями. Вернувшись, они снисходительно высылают ему рюмку и пятак серебра: веселись, мужичина!

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

Смех над генералами - это весёлый смех над бездельниками, которые сами себя прокормить не могут. Это смех над глупцами, которые ничего не знают, но воображают себя умными.

Смех над мужиком - это грустный смех над человеком, лишённым воли, свободы, не умеющим за себя постоять.

Автор смеётся над генералами и презирает их. К мужику он относится с сочувствием и жалостью.

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры)?

Салтыков-Щедрин чаще использует особенности волшебных сказок. Он применяет зачин "жили-были", устойчивые выражения: "по щучьему велению", "сказано-сделано", "долго ли, коротко ли", "мёд-пиво пил", "ни в сказке сказать, ни пером описать".

В сказке есть волшебное перемещение, происходят другие чудеса: на острове появляется мужик, газета. Остров изобилует пищей, словно молочная река с кисельными берегами.

Всё это приметы волшебных сказок. Но смекалка, проявленная мужиком, насмешка над генералами-лентяями, характерны для бытовых сказок.

5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.

Гиперболы и гротеск усиливают комизм ситуации.

Гипербола - явное преувеличение. Например, изобилие еды на острове: так и кишит, и кишит, или необычные умения мужика: в пригоршне суп варить.

Гротеск - изображение человека в уродливо-комическом виде. Например, сцена драки генералов: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание

Литература и изобразительное искусство

Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов?

Писатель использует различные художественные приёмы, гиперболы, гротеск, чтобы показать беспомощность генералов. Также для этого писатель использует диалоги.

Художник использует похожие приёмы. Например, Черемных показывает маленьких и толстых генералов, которые окружили огромного умного мужика. Это явная гипербола.

На рисунке Муратова генералы лежат под деревом, пока мужик работает. Это классическое гиперболизированное изображение лентяев.

Обогащаем свою речь

1. Какие слова "Повести" напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова "мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"? Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки?

Начало напоминает народную сказку: "жили да были", "по щучьему велению". Этим создаётся сказочная атмосфера повествования.

Когда генералы узнают, что мужик бывал на Подъяческой, выясняется, что он там "мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало". Мы понимаем, что богатство столичной жизни прошло мимо мужика. Если сказочный герой оказывается на пиру, то мужик красил стену или лазал по крыше, то есть работал, пока генералы праздновали.

Выражение "ни в сказке сказать, ни пером описать" в народных сказках используется для описания красоты, здесь же для описания огромного количества денег.

Служили - делали вид, что работают.

Примите уверение - поверьте, убедитесь.

Упразднили - закрыли.

Благодаря этим словам сказка принимает характер реального повествования, они связывают волшебный мир и настоящий.

2. Найдите в тексте слова тунеядец, тунеядство и подумайте, какое значение они имеют в каждом случае. Что подчёркивается автором с помощью этих слов?

"Не дать ли тунеядцу частичку" - генералы называют мужика тунеядцем, хотя тот всё для них делает. Этим подчёркивается пренебрежение генералов к мужику. По их мнению, мужик ничего не делает, трудится мало.

"Они его, тунеядца, жаловали" - генералы продолжают считать мужика бездельником, не ценят его труд.

"Ругали мужичину за его тунеядство" - и вновь генералы не ценят труд мужика, хотя он везёт их домой.

Везде тунеядством называется труд, работа. Так автор подчёркивает настоящее безделье генералов и их пренебрежение к труду простого человека.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...