вторник, 24 сентября 2024 г.

А. Пушкин "Пророк", ответы на вопросы, 9 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 279-280

А. Пушкин "Пророк"

Может быть интересно: пример анализа стихотворения "Пророк".

Размышляем о прочитанном

1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение "Пророк". Объясните, почему "Пророк" - программное произведение поэта, и покажите на примерах их текста, что идеи и мотивы "Пророка" не исчезают из его произведений и впоследствии. Дайте развёрнутую характеристику стиля стихотворения.

В начале стихотворения герой влачится в пустыне, в конце - Господь призывает его на путь пророка.

Это действительно программное стихотворение, в котором Пушкин выражает свой взгляд на роль поэта в обществе.

По мнению поэта, призвание поэта не просто развлекать читателя, но жечь сердца глаголом. И этому пути отныне сам Пушкин следует везде и всегда.

Характерно в этом отношении написанное годом позже стихотворение "Поэт". Там вновь упоминается "божественный глагол", а сам герой показан "диким и суровым", бегущим прочь от забав мира.

В стихотворении "Клеветникам России" поэт предстаёт в образе гневного обличителя Запада: "ненавидите вы нас", "вы грозны на словах". Искренностью и честью дышит это стихотворение.

И подобных примеров множество.

Стихотворение написано ямбом, что характерно для стиля оды. Его отличает торжественность стиля, с использованием большого количества архаичных, церковных слов, что также характерно для оды. Тема стихотворения - становление поэта пророком, превращение из простого человека, пребывающего в пустыне собственных иллюзий и мечтающего о неких знаниях, в творца, благословлённого самим Всевышним.

2. Какой стиль преобладает в стихотворении? Как вы думаете, почему Пушкин избрал именно этот стиль?

Стихотворение выдержано в возвышенно-ораторском тоне. В нём много архаизмов, что говорит об использовании высокого стиля, подходящего для торжественных од.

Иначе написать это стихотворение поэт не мог, ведь это его программа, наставление к действию, а такие вещи не могут быть написаны легкомысленным слогом.

3. Какие художественные средства помогли Пушкину воссоздать образ пророка?

Поэт использовал:

Сравнения: перстами лёгкими как сон, как у испуганной орлицы, как труп в пустыне.

Эпитеты: грешный, празднословный, лукавый, трепетное и др.

Метафоры: лозы прозябанье, духовной жаждою, глаголом жги.

4. Как вы понимаете наказ Всевышнего поэту: "Глаголом жги сердца людей"?

Сила поэта - в его стихотворениях, в его таланте. Всевышней наказывает поэту жечь сердца глаголом, то есть добиваться того, чтобы слова стихотворений не просто доходили до читателя, но заставляли его задуматься, измениться, будили в нём лучшие чувства.

Главное в этом наказе то, что читатель не должен остаться равнодушным, иначе стихотворение будет написано напрасно.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания. Подберите синонимы.

Духовной жаждою томим - пытающийся понять устройство мира, обрести душевный покой.

Влачился - не жил, а существовал.

На перепутье -  в переломный момент жизни, на развилке.

Перстами лёгкими - лёгкое касание пальцев.

Отверзлись зеницы - открылись глаза.

Неба содроганье - дрожь неба.

Дольней лозы прозябанье - скучная, неинтересная жизнь лозы.

Десницею кровавой - рукой в крови.

Язык празднословный - язык, не говорящий ничего полезного.

Во грудь отверстую - в открытую грудь.

Глаголом жги сердца людей - зажигай людей словами, талантом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

30 ноября, Григорий Зимоуказатель: традиции и приметы

30 ноября - какой сегодня церковный праздник? В этот день в православии отмечается память святителя Григория Чудотворца Неокесарийског...