Ответы на вопросы учебника "Литература" 9 класс, 1 часть, Коровина, страница 279-280
А. Пушкин "Пророк"
Размышляем о прочитанном
1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение "Пророк". Объясните, почему "Пророк" - программное произведение поэта, и покажите на примерах их текста, что идеи и мотивы "Пророка" не исчезают из его произведений и впоследствии. Дайте развёрнутую характеристику стиля стихотворения.
В начале стихотворения герой влачится в пустыне, в конце - Господь призывает его на путь пророка.
Это действительно программное стихотворение, в котором Пушкин выражает свой взгляд на роль поэта в обществе.
По мнению поэта, призвание поэта не просто развлекать читателя, но жечь сердца глаголом. И этому пути отныне сам Пушкин следует везде и всегда.
Характерно в этом отношении написанное годом позже стихотворение "Поэт". Там вновь упоминается "божественный глагол", а сам герой показан "диким и суровым", бегущим прочь от забав мира.
В стихотворении "Клеветникам России" поэт предстаёт в образе гневного обличителя Запада: "ненавидите вы нас", "вы грозны на словах". Искренностью и честью дышит это стихотворение.
И подобных примеров множество.
Стихотворение написано ямбом, что характерно для стиля оды. Его отличает торжественность стиля, с использованием большого количества архаичных, церковных слов, что также характерно для оды. Тема стихотворения - становление поэта пророком, превращение из простого человека, пребывающего в пустыне собственных иллюзий и мечтающего о неких знаниях, в творца, благословлённого самим Всевышним.
2. Какой стиль преобладает в стихотворении? Как вы думаете, почему Пушкин избрал именно этот стиль?
Стихотворение выдержано в возвышенно-ораторском тоне. В нём много архаизмов, что говорит об использовании высокого стиля, подходящего для торжественных од.
Иначе написать это стихотворение поэт не мог, ведь это его программа, наставление к действию, а такие вещи не могут быть написаны легкомысленным слогом.
3. Какие художественные средства помогли Пушкину воссоздать образ пророка?
Поэт использовал:
Сравнения: перстами лёгкими как сон, как у испуганной орлицы, как труп в пустыне.
Эпитеты: грешный, празднословный, лукавый, трепетное и др.
Метафоры: лозы прозябанье, духовной жаждою, глаголом жги.
4. Как вы понимаете наказ Всевышнего поэту: "Глаголом жги сердца людей"?
Сила поэта - в его стихотворениях, в его таланте. Всевышней наказывает поэту жечь сердца глаголом, то есть добиваться того, чтобы слова стихотворений не просто доходили до читателя, но заставляли его задуматься, измениться, будили в нём лучшие чувства.
Главное в этом наказе то, что читатель не должен остаться равнодушным, иначе стихотворение будет написано напрасно.
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания. Подберите синонимы.
Духовной жаждою томим - пытающийся понять устройство мира, обрести душевный покой.
Влачился - не жил, а существовал.
На перепутье - в переломный момент жизни, на развилке.
Перстами лёгкими - лёгкое касание пальцев.
Отверзлись зеницы - открылись глаза.
Неба содроганье - дрожь неба.
Дольней лозы прозябанье - скучная, неинтересная жизнь лозы.
Десницею кровавой - рукой в крови.
Язык празднословный - язык, не говорящий ничего полезного.
Во грудь отверстую - в открытую грудь.
Глаголом жги сердца людей - зажигай людей словами, талантом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий