пятница, 23 сентября 2022 г.

Таблица "Категории населения Руси и их характеристика" 6 класс

Ответы на вопросы учебника "История России", 6 класс, 1 часть Н. Арсентьев, стр. 76

Параграф 9 "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Вопросы внутри параграфа

1. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовали общие дела. Представители разных племён участвовали в общем ополчении и защищали всю землю. Племена активно торговали и общались между собой, центром торговли стал Киев.

Общая религия также объединяла племена в одну народность.

2. Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Население стран Западной Европы делилось на феодалов-рыцарей, духовенство, крестьян, горожан.

3. Почему церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века? Какова была организация Католической церкви?

Люди верили церкви, она играла важную роль во всех общественных процессах. В церквях молились, церкви платили десятину, церковь производила продукты и торговала ими. Церковь владела огромными землями и была богаче многих королей. Церковь была центром образования и культуры.

Во главе католической церкви стоял римский папа. Отдельными областями, странами руководили архиепескопы и епископы. Территория областей делилась на приходы.

4. Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

Монастыри были центрами торговли и производства продукции, сельскохозяйственной и ремесленной. Они были центрами образования, в них сохраняли знания, накопленные в прежние времена, создавали библиотеки и переписывали книги.

Вопросы и задания

1. Какая система управления государством существовала на Руси в XI  веке?

Во главе государства стоял киевский князь. Он назначал наместников в другие крупные города, как правило своих сыновей. Управлять князю помогали дружина и бояре.

2. Используя компьютер составьте и заполните таблицу в тетради "Категории населения Руси и их характеристика".

Князья. Обладали высшей властью, правом суда. Великий князь отвечал за международные отношения Руси, защиту её границ. Младшие князья правили в крупных городах. Владели крупными наделами земли.

Дружина. Старшая дружина - бояре, были советниками князя и крупными феодалами. Младшая дружина обеспечивала порядок и зашиту княжеской власти. Младшие дружинники также владели участками земли.

Духовенство. Белые и чёрные монахи. Служили богу, владели землёй, занимались просвящением.

Свободные земледельцы - объединялись в общины, имели свои наделы, но платили подати.

Горожане - ремесленники и купцы. Занимались производством товаров и торговлей, платили налоги, несли повинности.

Зависимые люди. Холопы были просто рабами, смерды несли повинности в пользу князя, закупы отрабатывали ссуды, рядовичи работали на господина на определённых условиях.

Таблица "Категории населения Руси"

3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины "переход земли в частные руки", "княжеское владение", "вотчина".

Переход земли в частные руки начался с того, что князья стали захватывать свободные земли и сажать на них пленных, превращая их в своих работников. Там строились хоромы, хозяйственные постройки, разбивались сады. Эта земля получила название княжеское владение.

Часть своих земель князь передавал верным людям, дружинникам. Так появились вотчины - земли, которые владелец мог передать по наследству. Но князь мог отобрать вотчину, он оставался верховным владетелем.

4. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли страной городов?

На Руси в то время было много больше городов, больших и малых, по сравнению с рядом стран Западной Европы, например, Скандинавией. Поэтому торговцы, приезжая на Русь, были удивлены количеством городов.

5. Нарисуйте в тетради схему "Церковная организация на Руси".

Правлосвную церковь возглавлял Константинопольский патриарх.

Главой Русской православной церкви был киевский митрополит. Ему подчинялись епископы в городах. 

Епископы управляли местным духовенством - белым и чёрным. Белое рассредотачивалось по приходам, чёрное - по монастырям.

6. Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

Монастыри были центрами культурной и духовной жизни Руси. Здесь писались и переписывались книги, устраивались школы, писались иконы, создавались летописи. Монахи вели миссионерскую деятельность.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст учебника и интернет составьте тезисы к сообщению "Жизнь в монастыре" (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе).

Тезисы к сообщению "Жизнь в Елецком монастыре в Чернигове"

  1. В 1060 году на ели была найдена икона и на этом месте решено было построить монастырь.
  2. В основании монстыря принял участие князь Святослав Ярославович.
  3. В монастыре жил основатель Киево-Печорского монастыря Антоний Печорский.
  4. В монастыре принимали постриг простые люди, бояре и даже князья.
  5. Здесь занимались перепиской книг, вели летопись, существовала школа.
  6. Через сто лет возле монастыря был построен 25-метровый Успенский собор.
  7. В XIII веке монастырь был разграблен татарами.
  8. Монастырь был восстановлен в середине XV века князем Иваном Можайским.

2. Предложите название статьи для научного журнала по одной из тем данного параграфа. Обязательно используйте в названии слово проблема.

Варианты названий статей по каждой теме параграфа:

"Проблема организации представителей различных племён в единую народность."

"Проблема разделения общинников на разные слои населения".

"Проблема земельных отношений князя и общинников"

"Проблема взаимоотношений власти и церкви".

"Проблема развития монастырей на Руси"

"Проблема утверждения норм благочестивого образа жизни на Руси".

3. Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

И землевладельцы, и простые земледельцы были заинтересованы в увеличении урожайности, с тем чтобы продать больше продуктов и получить больше выгоды.

Но землевладельцы думали лишь об увеличении своей доли, они стремились закабалить крестьян ссудами, повинностями. Простые земледельцы не были в этом заинтересованы, они хотели трудиться на себя, оставаться свободными, платить лишь малую долю феодалу.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

М. Цветаева "Книги в красном переплёте", ответы на вопросы учебника, 7 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 7 класс, 2 часть, Коровина, страница 78 М. Цветаева "Книги в красном переплёте&...